Рабейну Там
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Строка 17: | Строка 17: | ||
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | ||
}} | }} | ||
- | '''Яаков бен Меир (иврит יעקב בן מאיר | + | '''Яаков бен Меир (иврит יעקב בן מאיר'''; известен также как '''Рабейну Там (רבנו תם)''' ("наш учитель Там") /на иврите буквально `совершенный`, а также `кроткий`; см. Быт. 25:27/; принятое сокращение РАТ ('''ר"ת'''); родился, по-видимому, в 1100 г., Рамрю, Северная Франция, – умер в 1171 г., Труа) — один из основателей [[Тосафот|тосафистской]] школы, лидер еврейства [[Франция|Франции]], поэт и крупнейший еврейский ученый XII в. |
+ | Внук [[Раши]]. | ||
+ | |||
{{История иудаизма|1100|71}} | {{История иудаизма|1100|71}} | ||
== Биография == | == Биография == | ||
+ | Второй сын Меира бен Шмуэля и Йохевед, средней дочери [[Раши]]. Родился в деревне Рамрю (Ramerupt) в провинции Шампань во Франции. Его учителями были его отец и старший брат. | ||
+ | Жил в Рамрю, [[Труа]] и [[Блуа]]. | ||
- | + | Зарабатывал на жизнь ростовщичеством и виноделием. Эти типичные для французских евреев в этот период занятия заставляли Тама поддерживать контакты с французской знатью и властями, с которыми у него были многочисленные конфликты. Отношение Тама к неевреям в его [[Галаха|галахических]] постановлениях в значительной степени объясняется его прямым знакомством с ними. | |
- | + | ||
- | + | В 1146 при [[Крестовые походы|втором крестовом походе]] был чуть не убит погромщиками, однако заступничество важного вельможи из [[крестоносцы|крестоносцев]] его спасло. После этого покинул Рамрю. | |
- | + | Похоронен на старом еврейском кладбище Рамрю вместе с братом. | |
- | + | == Дела рабейну Тама == | |
+ | Еще при жизни Там был признан величайшим еврейским ученым своего поколения. К нему прибывали ученики из таких отдаленных от Франции мест, как Богемия и Россия. | ||
- | + | Там требовал признания своего [[бейт-мидраш]]а высшей [[Галаха|галахической]] инстанцией и настаивал на признании своего авторитета учеными [[Прованс]]а и [[Германия|Германии]]. | |
+ | |||
+ | Там осознавал себя лидером своего поколения и стремился укрепить еврейскую общинную жизнь. К нему обращались с вопросами со всей Франции, включая [[Прованс]], и даже из Италии. | ||
+ | |||
+ | Рабейну Тамом был создан [[Бейт-дин|раввинский суд]], который он назвал крупнейшим судом своего поколения. Велико было влияние рабейну Тама на решения многих общинных вопросов, связанных с образованием, статусом женщин, улучшением еврейской жизни. | ||
+ | |||
+ | В своих [[Галаха|галахических]] решениях Там выказывал глубокий консерватизм в вопросах, связанных с установлением новых обычаев, однако это не помешало ему отменить те обычаи, которые казались ему лишенными смысла, и ввести новые установления, соответствующие меняющимся условиям жизни. «Таканот рабейну Тама» имели большое влияние на жизнь еврейских общин. | ||
+ | |||
+ | Авраам бен Давид, испанский хронист отмечает в «Сефер hа-кабала» заслуги Рабейну Тама, но не [[Раши]]. | ||
+ | |||
+ | В 1171 рабейну Там присутствовал при [[Кровавый навет на евреев|кровавом навете в Блуа]], где осудили на смерть 40 евреев. После этого события, день, когда это произошло — 20 [[сиван]]а, был объявлен национальным трауром у [[ашкеназы|ашкеназских]] евреев. | ||
+ | |||
+ | В еврейской традиции имя Рабейну Там связывается с постановлением по поводу порядка пергаментов в [[тфилин]] (филактериях), противоречащего мнению его деда, [[Раши]]. | ||
+ | |||
+ | Однако обе традиции очень древние, как показывают находки в [[Кумран]]е. | ||
== Влияние на развитие [[Устный Закон|Устного Закона]] == | == Влияние на развитие [[Устный Закон|Устного Закона]] == | ||
+ | [[Тосафот]] к [[Вавилонский Талмуд|Вавилонскому Талмуду]] основаны на объяснениях, постановлениях и глоссах Тама. | ||
+ | |||
+ | Основное сочинение Тама – «Сефер hа-яшар» («Книга праведного»; впервые издана в Вене, 1811 г.), первая часть которой состоит из [[респонс]]ов, а вторая – из новелл (однако это лишь малая часть его [[респонс]]ов, многие из которых еще до сих пор не опубликованы). | ||
+ | |||
+ | Основная тенденция в новеллах Тама – подтверждение [[талмуд]]ических текстов и доказательство того, что в эти тексты не нужно вносить изменения. | ||
+ | «Сефер hа-яшар» дошла до нас в крайне плохой сохранности и даже после огромной работы, проделанной издателями, в ней еще осталось много темных и труднообъяснимых мест. | ||
+ | |||
+ | Последующим поколениям ученых были известны [[Раввинистическая литература|«Сефер hа-псаким» («Книга постановлений»)]] и комментарии к [[Тора|Пятикнижию]] Тама, которые не сохранились. Его «Ѓилх́от сефер hа-Тора» («Законы, относящиеся к свитку [[Тора|Торы]]») напечатаны в Махзоре Витри. | ||
+ | |||
+ | == Поэзия рабейну Тама == | ||
+ | Там был первым еврейским ученым во Франции, который под влиянием испанских и провансальских поэтов писал [[Пиют|рифмованные стихотворения]]. Он обменивался стихами с [[Абраhам Ибн Эзра|Абраhамом Ибн Эзрой]]. | ||
- | + | Известен 31 пиют, написанный рабейну Тамом, где чувствуется подражание испанским поэтам, что побудило испанских поэтов начать полемику с ним. | |
- | + | Там также слагал [[пиют]]ы во [[Еврейская литература средних веков и Возрождения|франко-германском стиле]]. | |
== Источники == | == Источники == | ||
* КЕЭ, том 8, кол. 743–744 | * КЕЭ, том 8, кол. 743–744 | ||
- | * http://ru.wikipedia.org/wiki/Рабейну_Там Статья "Рабейну Там" из Википедии | + | * [http://ru.wikipedia.org/wiki/Рабейну_Там Статья "Рабейну Там" из Википедии] |
+ | * [http://he.wikipedia.org/wiki/רבנו_תם Статья "רבנו תם" из ивритского раздела Википедии] | ||
[[Категория:Персоналии по алфавиту]] | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
Строка 49: | Строка 79: | ||
[[Категория:Раввины Франции]] | [[Категория:Раввины Франции]] | ||
[[Категория:Поэты на иврите]] | [[Категория:Поэты на иврите]] | ||
+ | [[Категория:История еврейского народа]] | ||
+ | [[Категория:Средневековая история евреев]] | ||
+ | [[Категория:История евреев Франции]] | ||
{{ElevenCopyRight|14032|Там Я‘аков бен Меир}} | {{ElevenCopyRight|14032|Там Я‘аков бен Меир}} | ||
{{checked_final}} | {{checked_final}} | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- |
Версия 08:31, 26 сентября 2011
Источник: | ||||||||||
|
Яаков бен Меир (иврит יעקב בן מאיר; известен также как Рабейну Там (רבנו תם) ("наш учитель Там") /на иврите буквально `совершенный`, а также `кроткий`; см. Быт. 25:27/; принятое сокращение РАТ (ר"ת); родился, по-видимому, в 1100 г., Рамрю, Северная Франция, – умер в 1171 г., Труа) — один из основателей тосафистской школы, лидер еврейства Франции, поэт и крупнейший еврейский ученый XII в. Внук Раши.
Время деятельности Рабейну Там в истории иудаизма |
---|
Содержание |
Биография
Второй сын Меира бен Шмуэля и Йохевед, средней дочери Раши. Родился в деревне Рамрю (Ramerupt) в провинции Шампань во Франции. Его учителями были его отец и старший брат. Жил в Рамрю, Труа и Блуа.
Зарабатывал на жизнь ростовщичеством и виноделием. Эти типичные для французских евреев в этот период занятия заставляли Тама поддерживать контакты с французской знатью и властями, с которыми у него были многочисленные конфликты. Отношение Тама к неевреям в его галахических постановлениях в значительной степени объясняется его прямым знакомством с ними.
В 1146 при втором крестовом походе был чуть не убит погромщиками, однако заступничество важного вельможи из крестоносцев его спасло. После этого покинул Рамрю.
Похоронен на старом еврейском кладбище Рамрю вместе с братом.
Дела рабейну Тама
Еще при жизни Там был признан величайшим еврейским ученым своего поколения. К нему прибывали ученики из таких отдаленных от Франции мест, как Богемия и Россия.
Там требовал признания своего бейт-мидраша высшей галахической инстанцией и настаивал на признании своего авторитета учеными Прованса и Германии.
Там осознавал себя лидером своего поколения и стремился укрепить еврейскую общинную жизнь. К нему обращались с вопросами со всей Франции, включая Прованс, и даже из Италии.
Рабейну Тамом был создан раввинский суд, который он назвал крупнейшим судом своего поколения. Велико было влияние рабейну Тама на решения многих общинных вопросов, связанных с образованием, статусом женщин, улучшением еврейской жизни.
В своих галахических решениях Там выказывал глубокий консерватизм в вопросах, связанных с установлением новых обычаев, однако это не помешало ему отменить те обычаи, которые казались ему лишенными смысла, и ввести новые установления, соответствующие меняющимся условиям жизни. «Таканот рабейну Тама» имели большое влияние на жизнь еврейских общин.
Авраам бен Давид, испанский хронист отмечает в «Сефер hа-кабала» заслуги Рабейну Тама, но не Раши.
В 1171 рабейну Там присутствовал при кровавом навете в Блуа, где осудили на смерть 40 евреев. После этого события, день, когда это произошло — 20 сивана, был объявлен национальным трауром у ашкеназских евреев.
В еврейской традиции имя Рабейну Там связывается с постановлением по поводу порядка пергаментов в тфилин (филактериях), противоречащего мнению его деда, Раши.
Однако обе традиции очень древние, как показывают находки в Кумране.
Влияние на развитие Устного Закона
Тосафот к Вавилонскому Талмуду основаны на объяснениях, постановлениях и глоссах Тама.
Основное сочинение Тама – «Сефер hа-яшар» («Книга праведного»; впервые издана в Вене, 1811 г.), первая часть которой состоит из респонсов, а вторая – из новелл (однако это лишь малая часть его респонсов, многие из которых еще до сих пор не опубликованы).
Основная тенденция в новеллах Тама – подтверждение талмудических текстов и доказательство того, что в эти тексты не нужно вносить изменения. «Сефер hа-яшар» дошла до нас в крайне плохой сохранности и даже после огромной работы, проделанной издателями, в ней еще осталось много темных и труднообъяснимых мест.
Последующим поколениям ученых были известны «Сефер hа-псаким» («Книга постановлений») и комментарии к Пятикнижию Тама, которые не сохранились. Его «Ѓилх́от сефер hа-Тора» («Законы, относящиеся к свитку Торы») напечатаны в Махзоре Витри.
Поэзия рабейну Тама
Там был первым еврейским ученым во Франции, который под влиянием испанских и провансальских поэтов писал рифмованные стихотворения. Он обменивался стихами с Абраhамом Ибн Эзрой.
Известен 31 пиют, написанный рабейну Тамом, где чувствуется подражание испанским поэтам, что побудило испанских поэтов начать полемику с ним.
Там также слагал пиюты во франко-германском стиле.
Источники
- КЕЭ, том 8, кол. 743–744
- Статья "Рабейну Там" из Википедии
- Статья "רבנו תם" из ивритского раздела Википедии
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Там Я‘аков бен Меир в ЭЕЭ