Хотин (еврейская община)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect1 (Обсуждение | вклад) (→Наше время) |
Eytil2 (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 17: | Строка 17: | ||
== История == | == История == | ||
+ | [[Файл:Khotin.jpg|thumb|200px|Хотинская крепость]] | ||
Известен с Х в. В X—XI вв. в составе Киевской Руси, в XII в. — Галицкого, с 1199 — Галицко-Волынского княжества. С XIV в. Хотин в разное время находился под властью Молдавии, Генуи, Турции и Польши. | Известен с Х в. В X—XI вв. в составе Киевской Руси, в XII в. — Галицкого, с 1199 — Галицко-Волынского княжества. С XIV в. Хотин в разное время находился под властью Молдавии, Генуи, Турции и Польши. | ||
- | В [[1621]] под Хотином состоялась Хотинская битва. | + | В [[1621]] г. под Хотином состоялась Хотинская битва. |
- | В [[1713]] во время Северной Войны Хотиным завладели войска Оттоманской империи, отобрав город у [[Молдавия|Молдавии]]. Хотин около ста лет оставался турецким, в нём содержался мощный гарнизон. Однако за время русско-турецких войн русские войска овладевали Хотином четыре раза - в [[1739]], [[1769]], [[1788]] и [[1807]]. | + | В [[1713]] г. во время Северной Войны Хотиным завладели войска Оттоманской империи, отобрав город у [[Молдавия|Молдавии]]. Хотин около ста лет оставался турецким, в нём содержался мощный гарнизон. Однако за время русско-турецких войн русские войска овладевали Хотином четыре раза - в [[1739]], [[1769]], [[1788]] и [[1807]] г.г. |
С [[1812]] г. отошёл к Российской империи в составе Бессарабской области (впоследствии [[Бессарабская губерния|Бессарабской губернии]]). | С [[1812]] г. отошёл к Российской империи в составе Бессарабской области (впоследствии [[Бессарабская губерния|Бессарабской губернии]]). | ||
Строка 28: | Строка 29: | ||
В [[1918]] г. присоединен к [[Румыния|Румынии]] вместе со всей бывшей [[Бессарабия|Бессарабской губернией]]. [[28 июня]] [[1940]] года стал районным центром [[Украинская ССР|Украинской ССР]]. | В [[1918]] г. присоединен к [[Румыния|Румынии]] вместе со всей бывшей [[Бессарабия|Бессарабской губернией]]. [[28 июня]] [[1940]] года стал районным центром [[Украинская ССР|Украинской ССР]]. | ||
- | == | + | == XIV - XVIII века == |
- | Вероятно, еврейское население появилось в Хотине в конце | + | Вероятно, еврейское население появилось в Хотине в конце XIV в. – начале XV в. В XV в. и XVI в. еврейские купцы проезжали через Хотин, который был важным торговым пунктом на проходившем по Днестру пути из Турции в Польшу, и останавливались в городе для уплаты таможенных пошлин и участия в ярмарках (с 1541 г.). |
- | В | + | В XVII в. в Хотине существовала община [[Караимы|караимов]].Первое письменное упоминание об общине евреев-раббанитов относится к 1741 г. |
- | В 1756 г. в Хотин бежали от преследований со стороны польских евреев вероотступник Я. Франк и его последователи. Здесь же в середине | + | В 1756 г. в Хотин бежали от преследований со стороны польских евреев вероотступник [[Франк, Яков|Я. Франк]] и его последователи. Здесь же в середине XVIII в. нашли убежище [[Иудействующие|иудействующие]] из России, для которых еврейская община собирала средства в Германии. |
- | == | + | == XIX век == |
- | + | ||
- | + | ||
+ | В период турецкого владычества еврейская община увеличилась: в 1807 г. в городе зарегистрировано 216 еврейских домов (23% от общей застройки), в которых проживали 340 семей. На плане 1817 г. в северной части города показана синагога. Основным занятием евреев была торговля, в том числе с другими частями Бессарабии; с Украиной (иногда контрабандная); а также аренда поместий, мельниц, маслобоен и винокуренных производств. | ||
При вхождении в Российскую империю все население Бессарабии, включая евреев, было освобождено от рекрутской повинности. Это способствовало активной еврейской иммиграции в край; в 1831 г. Хотину были предоставлены особые торговые привилегии. | При вхождении в Российскую империю все население Бессарабии, включая евреев, было освобождено от рекрутской повинности. Это способствовало активной еврейской иммиграции в край; в 1831 г. Хотину были предоставлены особые торговые привилегии. | ||
В 1847 г. в Хотине было уже 1067 еврейских семей, а в 1860-х гг. — шесть–семь тысяч евреев. | В 1847 г. в Хотине было уже 1067 еврейских семей, а в 1860-х гг. — шесть–семь тысяч евреев. | ||
- | В 1847 г. были открыты казённое еврейское училище, в 1857 г. — частная еврейская женская школа, в 1860 г.— еврейская больница, в 1861 г. было построено здание большой каменной синагоги (достроено в 1900 г.). | + | В 1847 г. были открыты казённое еврейское училище, в 1857 г. — частная еврейская женская школа, в 1860 г.— еврейская больница, в 1861 г. было построено здание большой каменной синагоги (достроено в 1900 г.). |
- | + | ||
- | Во второй половине | + | В религиозной жизни большим влиянием пользовался [[Хасидизм|хасидизм]]. В первой половине XIX в. раввином в Хотине был Исайя Шор; со второй половины XIX в. раввинский пост занимали представители семьи Старковских. |
- | В 1897 г. в Хотине жил 9291 еврей (50,2% от всего населения | + | |
+ | Во второй половине XIX в. экономика Хотина пришла в упадок из-за отдаленности от железной дороги, и еврейское население практически не увеличивалось. | ||
+ | В 1897 г. в Хотине жил 9291 еврей (50,2% от всего населения). Евреи занимались главным образом ремёслами и торговлей, в том числе контрабандной. Тесные связи существовали между евреями Хотина и евреями Галиции и Подолии. | ||
- | В Хотине евреи жили большей частью в тесных скученных кварталах Старого города на извилистых узких улочках, которые иронически именовались современниками «предвкушением Стамбула». Рассказывали, что по крышам еврейских домов можно было обойти весь Старый город. | + | В Хотине евреи жили большей частью в тесных скученных кварталах Старого города на извилистых узких улочках, которые иронически именовались современниками «предвкушением Стамбула». Рассказывали, что по крышам еврейских домов можно было обойти весь Старый город. |
+ | |||
+ | В начале XX в. построена Tалмуд-Tора. | ||
- | == | + | == XX век == |
+ | === Первая половина XX века === | ||
+ | |||
+ | В 1910 г. в Хотине насчитывалось 9132 еврея (43,2%). | ||
После февральской революции в России в городе была создана первая в Бессарабии светская еврейская община (1917 г., признана румынскими властями в 1929 г.). | После февральской революции в России в городе была создана первая в Бессарабии светская еврейская община (1917 г., признана румынскими властями в 1929 г.). | ||
- | В период румынской власти были основаны школа системы Тарбут с преподаванием на иврите, мужская и женская начальные школы с преподаванием на идиш, еврейский банк; существовали еврейские общественные объединения. С 1925 г. в Хотине жил цаддик рабби Мордехай Исраэль Тверский | + | В период румынской власти были основаны школа системы [[Тарбут|Тарбут]] с преподаванием на иврите, мужская и женская начальные школы с преподаванием на идиш, еврейский банк; существовали еврейские общественные объединения. С 1925 г. в Хотине жил цаддик рабби Мордехай Исраэль Тверский. |
В 1930 г. еврейское население составляло 5785 человек (37,7%). | В 1930 г. еврейское население составляло 5785 человек (37,7%). | ||
- | == Вторая мировая война == | + | === Вторая мировая война === |
Хотин был оккупирован немецкими и румынскими войсками 7 июля 1941 г. В первые же дни на городской площади были расстреляны две тысячи евреев. Вскоре всех евреев собрали по приказу в здании школы, где представители интеллигенции (в том числе раввин Тверский) были расстреляны. 1 августа группа евреев была зверски убита (закопаны заживо) рядом с деревней Барково; оставшиеся отправлены в концлагерь Секуряны, откуда затем были высланы в Транснистрию. После окончания войны в город вернулось около 300 евреев. | Хотин был оккупирован немецкими и румынскими войсками 7 июля 1941 г. В первые же дни на городской площади были расстреляны две тысячи евреев. Вскоре всех евреев собрали по приказу в здании школы, где представители интеллигенции (в том числе раввин Тверский) были расстреляны. 1 августа группа евреев была зверски убита (закопаны заживо) рядом с деревней Барково; оставшиеся отправлены в концлагерь Секуряны, откуда затем были высланы в Транснистрию. После окончания войны в город вернулось около 300 евреев. | ||
- | == | + | == Конец XX - начало XXI века == |
+ | |||
+ | [[Файл:Chotin, beit kavrot-1.jpg|thumb|left|Хотин. Надгробие девицы Михли, дочери Менахем-Нухима (1865). Характерно диалектное фонетическое написание бсилэ, Нухим, Элил]] | ||
+ | |||
+ | [[Файл:Chotin, beit kavrot-2.jpg|thumb|right|Эпитафия на идиш на надгробии Азриэля Яновера (Хотин, 1938 г.)]] | ||
+ | |||
+ | |||
+ | В 1970 г. в Хотине проживало около тысячи евреев. В 2004 г. синагогу еще посещало около десяти прихожан. Как и в других бывших местечках, евреев в Хотине сейчас практически не осталось: либо уже скончались, либо выехали в Германию, Израиль, США (реже - в крупные города Украины и других стран СНГ). | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Сохранилось перестроенное здание синагоги и еврейское кладбище с надгробиями, на которых резьба выполнена в оригинальном местном стиле.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=14554&query=%D5%CE%D2%C8%CD+ Электронная еврейская энциклопедия]</ref>, <ref>[http://berkovich-zametki.com/Nomer44/MN65.htm Заметки по еврейской истории]</ref> | ||
+ | |||
+ | |||
- | |||
{{Заготовка_раздела}} | {{Заготовка_раздела}} | ||
== Хотин в истории еврейской литературы == | == Хотин в истории еврейской литературы == | ||
- | |||
В начале XX века Хотин слыл одним из основных центров еврейской словесности Бессарабии, уступая уровнем литературной жизни пожалуй лишь [[Липканы|Липканам]] того же Хотинского уезда, которые поэт [[Бялик, Хаим Нахман|Хаим-Нахмэн Бялик]] прозвал «бессарабским Олимпом». В городке жили и начинали творить писатели и поэты: | В начале XX века Хотин слыл одним из основных центров еврейской словесности Бессарабии, уступая уровнем литературной жизни пожалуй лишь [[Липканы|Липканам]] того же Хотинского уезда, которые поэт [[Бялик, Хаим Нахман|Хаим-Нахмэн Бялик]] прозвал «бессарабским Олимпом». В городке жили и начинали творить писатели и поэты: | ||
Строка 83: | Строка 100: | ||
* прозаик [[Гицис, Моисей|Мойше Гицис]] | * прозаик [[Гицис, Моисей|Мойше Гицис]] | ||
* прозаик [[Липинер, Элиас|Эле Липинер]] и другие. | * прозаик [[Липинер, Элиас|Эле Липинер]] и другие. | ||
- | В этом всплеске творческой активности немаловажную роль сыграл [[Яновер, Азриэл|Азриэл Яновер]], как учитель еврейского языка и литературы нескольких поколений хотинских литераторов. | + | В этом всплеске творческой активности немаловажную роль сыграл [[Яновер, Азриэл|Азриэл Яновер]], как учитель еврейского языка и литературы нескольких поколений хотинских литераторов, поэт и общественный деятель. |
== Уроженцы-евреи == | == Уроженцы-евреи == |
Версия 22:08, 4 апреля 2011
Регулярная статья | |
Спивак Евгений | |
д-р Арье Ольман
|
|
15.01.2011 | |
Хоти́н (укр. Хотин) — город в Черновицкой области Украины, административный центр Хотинского района.
Содержание |
История
Известен с Х в. В X—XI вв. в составе Киевской Руси, в XII в. — Галицкого, с 1199 — Галицко-Волынского княжества. С XIV в. Хотин в разное время находился под властью Молдавии, Генуи, Турции и Польши.
В 1621 г. под Хотином состоялась Хотинская битва.
В 1713 г. во время Северной Войны Хотиным завладели войска Оттоманской империи, отобрав город у Молдавии. Хотин около ста лет оставался турецким, в нём содержался мощный гарнизон. Однако за время русско-турецких войн русские войска овладевали Хотином четыре раза - в 1739, 1769, 1788 и 1807 г.г.
С 1812 г. отошёл к Российской империи в составе Бессарабской области (впоследствии Бессарабской губернии).
В 1918 г. присоединен к Румынии вместе со всей бывшей Бессарабской губернией. 28 июня 1940 года стал районным центром Украинской ССР.
XIV - XVIII века
Вероятно, еврейское население появилось в Хотине в конце XIV в. – начале XV в. В XV в. и XVI в. еврейские купцы проезжали через Хотин, который был важным торговым пунктом на проходившем по Днестру пути из Турции в Польшу, и останавливались в городе для уплаты таможенных пошлин и участия в ярмарках (с 1541 г.).
В XVII в. в Хотине существовала община караимов.Первое письменное упоминание об общине евреев-раббанитов относится к 1741 г.
В 1756 г. в Хотин бежали от преследований со стороны польских евреев вероотступник Я. Франк и его последователи. Здесь же в середине XVIII в. нашли убежище иудействующие из России, для которых еврейская община собирала средства в Германии.
XIX век
В период турецкого владычества еврейская община увеличилась: в 1807 г. в городе зарегистрировано 216 еврейских домов (23% от общей застройки), в которых проживали 340 семей. На плане 1817 г. в северной части города показана синагога. Основным занятием евреев была торговля, в том числе с другими частями Бессарабии; с Украиной (иногда контрабандная); а также аренда поместий, мельниц, маслобоен и винокуренных производств.
При вхождении в Российскую империю все население Бессарабии, включая евреев, было освобождено от рекрутской повинности. Это способствовало активной еврейской иммиграции в край; в 1831 г. Хотину были предоставлены особые торговые привилегии. В 1847 г. в Хотине было уже 1067 еврейских семей, а в 1860-х гг. — шесть–семь тысяч евреев. В 1847 г. были открыты казённое еврейское училище, в 1857 г. — частная еврейская женская школа, в 1860 г.— еврейская больница, в 1861 г. было построено здание большой каменной синагоги (достроено в 1900 г.).
В религиозной жизни большим влиянием пользовался хасидизм. В первой половине XIX в. раввином в Хотине был Исайя Шор; со второй половины XIX в. раввинский пост занимали представители семьи Старковских.
Во второй половине XIX в. экономика Хотина пришла в упадок из-за отдаленности от железной дороги, и еврейское население практически не увеличивалось. В 1897 г. в Хотине жил 9291 еврей (50,2% от всего населения). Евреи занимались главным образом ремёслами и торговлей, в том числе контрабандной. Тесные связи существовали между евреями Хотина и евреями Галиции и Подолии.
В Хотине евреи жили большей частью в тесных скученных кварталах Старого города на извилистых узких улочках, которые иронически именовались современниками «предвкушением Стамбула». Рассказывали, что по крышам еврейских домов можно было обойти весь Старый город.
В начале XX в. построена Tалмуд-Tора.
XX век
Первая половина XX века
В 1910 г. в Хотине насчитывалось 9132 еврея (43,2%). После февральской революции в России в городе была создана первая в Бессарабии светская еврейская община (1917 г., признана румынскими властями в 1929 г.). В период румынской власти были основаны школа системы Тарбут с преподаванием на иврите, мужская и женская начальные школы с преподаванием на идиш, еврейский банк; существовали еврейские общественные объединения. С 1925 г. в Хотине жил цаддик рабби Мордехай Исраэль Тверский. В 1930 г. еврейское население составляло 5785 человек (37,7%).
Вторая мировая война
Хотин был оккупирован немецкими и румынскими войсками 7 июля 1941 г. В первые же дни на городской площади были расстреляны две тысячи евреев. Вскоре всех евреев собрали по приказу в здании школы, где представители интеллигенции (в том числе раввин Тверский) были расстреляны. 1 августа группа евреев была зверски убита (закопаны заживо) рядом с деревней Барково; оставшиеся отправлены в концлагерь Секуряны, откуда затем были высланы в Транснистрию. После окончания войны в город вернулось около 300 евреев.
Конец XX - начало XXI века
В 1970 г. в Хотине проживало около тысячи евреев. В 2004 г. синагогу еще посещало около десяти прихожан. Как и в других бывших местечках, евреев в Хотине сейчас практически не осталось: либо уже скончались, либо выехали в Германию, Израиль, США (реже - в крупные города Украины и других стран СНГ).
Сохранилось перестроенное здание синагоги и еврейское кладбище с надгробиями, на которых резьба выполнена в оригинальном местном стиле.[1], [2]
Хотин в истории еврейской литературы
В начале XX века Хотин слыл одним из основных центров еврейской словесности Бессарабии, уступая уровнем литературной жизни пожалуй лишь Липканам того же Хотинского уезда, которые поэт Хаим-Нахмэн Бялик прозвал «бессарабским Олимпом». В городке жили и начинали творить писатели и поэты:
- Лейзэр-Дувид Розенталь (1856, Хотин — 1932, Одесса) — с 1861 года жил в Теленештах, в 1918—19 годах в Теплике (Подолия), затем в Одессе, печатался с 1880-х годов в сборниках М. Спектора «hoйз-фрайнд» (Друг дома), газетах «Дэр Юд» (Еврей), «Дос Лэбм» (Жизнь), «Момент», в 1904 году выпустил при одесской газете «Дос Лэбм» серию переводов в пяти выпусках (Максим Горький, А. П. Чехов, Брэт Гарт), издал документальный материал о погромах периода Гражданской войны на Украине (на иврите в 1927—31 годах, затем и на идише)
- Гдалье Липинер (1876—1933) — баснописец, автор детских стихотворений и просветитель
- Шопсэ Лернер (1879—1913), учительствовавший в Бельцах, автор песен, стихов, пьес, переводов с русского и немецкого языков, книг «Ын Дэр Фрэмд» (На чужбине) и «Ди Идише Торбэ» (Еврейская торба);
- Срул Гойхберг, работавший в Бостоне и Нью-Йорке
- родившийся в соседних Малинцах Эйнэх Аккерман (1901—?), дебютировавший в кишинёвском журнале «Дэр Моргн» (Утро) и в 1920 году уехавший в Нью-Йорк, где публиковался под именем «А Молэницер» (Из Малинец) и где выпустил поэтический сборник «Рефлексн» (Рефлексы, 1932);
- Гершн Киржнер (1905—?), чей стихотворный сборник «haйнт Ун Моргн» (Сегодня и завтра) вышел в Черновцах в 1935 году
- Ривке Ройзенблат, собравшая более 2 тысяч народных песен
- Симхэ Меламед, опубликовавший свою первую книгу «Лидэр Ун Дэрцейлунген» (Стихи и рассказы) уже в США в 1923 году
- погибший на фронте Мэндэлэ Нерман, публиковавший поэзию в кишинёвской ежедневной газете «Ундзер Цайт» (Наше время)
- автор нескольких книг поэзии Фройем Ройтман
- впоследствии валлонская франкоязычная поэтесса Хелен Гительман
- прозаик Мойше Гицис
- прозаик Эле Липинер и другие.
В этом всплеске творческой активности немаловажную роль сыграл Азриэл Яновер, как учитель еврейского языка и литературы нескольких поколений хотинских литераторов, поэт и общественный деятель.
Уроженцы-евреи
- Трахтенберг, Александр Хунович, российский хирург-онколог
Ссылки
Хотин (еврейская община) на Викискладе? |