Хотин (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Spivach (Обсуждение | вклад)
Spivach (Обсуждение | вклад)
Строка 1: Строка 1:
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 1
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 1
-
| АВТОР1  =  
+
| АВТОР1  = Спивак Евгений
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
| АВТОР3 =  
| АВТОР3 =  
Строка 8: Строка 8:
| КАЧЕСТВО  =  
| КАЧЕСТВО  =  
| УРОВЕНЬ  = 1
| УРОВЕНЬ  = 1
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
+
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =15.01.2011
| ВИКИПЕДИЯ =
| ВИКИПЕДИЯ =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =

Версия 11:21, 15 января 2011

Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Спивак Евгений
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Дата создания: 15.01.2011


Хоти́н (укр. Хотин) — город в Черновицкой области Украины, административный центр Хотинского района.

Содержание

История

Известен с Х в. В X—XI вв. в составе Киевской Руси, в XII в. — Галицкого, с 1199 — Галицко-Волынского княжества. С XIV в. Хотин в разное время находился под властью Молдавии, Генуи, Турции и Польши.

В 1621 под Хотином состоялась Хотинская битва.

В 1713 во время Северной Войны Хотиным завладели войска Оттоманской империи, отобрав город у Молдавии. Хотин около ста лет оставался турецким, в нём содержался мощный гарнизон. Однако за время русско-турецких войн русские войска овладевали Хотином четыре раза - в 1739, 1769, 1788 и 1807.

С 1812 г. отошёл к Российской империи в составе Бессарабской области (впоследствии Бессарабской губернии).

В 1918 г. присоединен к Румынии вместе со всей бывшей Бессарабской губернией. 28 июня 1940 года стал районным центром Украинской ССР.

14-18 века

Вероятно, еврейское население появилось в Хотине в конце 14 в. – начале 15 в. В 15 в. и 16 в. еврейские купцы проезжали через Хотин, который был важным торговым пунктом на проходившем по Днестру пути из Турции в Польшу, и останавливались в городе для уплаты таможенных пошлин и участия в ярмарках (с 1541 г.).

В 17 в. в Хотине существовала община караимов. Первое письменное упоминание об общине евреев-раббанитов относится к 1741 г.

В 1756 г. в Хотин бежали от преследований со стороны польских евреев вероотступник Я. Франк и его последователи. Здесь же в середине 18 в. нашли убежище иудействующие из России, для которых еврейская община собирала средства в Германии.

18 век

В период турецкого владычества еврейская община увеличилась: в 1807 г. в городе зарегистрировано 216 еврейских домов (23% от общей застройки), в которых проживали 340 семей, на плане 1817 г. в северной части города показана синагога. Основным занятием евреев была торговля, в том числе с другими частями Бессарабии, с Украиной (иногда контрабандная), а также аренда поместий, мельниц, маслобоен и винокуренных производств.


При вхождении в Российскую империю все население Бессарабии, включая евреев, было освобождено от рекрутской повинности. Это способствовало активной еврейской иммиграции в край; в 1831 г. Хотину были предоставлены особые торговые привилегии. В 1847 г. в Хотине было уже 1067 еврейских семей, а в 1860-х гг. — шесть–семь тысяч евреев. В 1847 г. были открыты казённое еврейское училище, в 1857 г. — частная еврейская женская школа, в 1860 г.— еврейская больница, в 1861 г. было построено здание большой каменной синагоги (достроено в 1900 г.). В начале 20 в. построена талмуд-тора. В религиозной жизни большим влиянием пользовался хасидизм. В первой половине 19 в. раввином в Хотине был Исайя Шор; со второй половины 19 в. раввинский пост занимали представители семьи Старковских. Во второй половине 19 в. экономика Хотина пришла в упадок из-за отдаленности от железной дороги, и еврейское население практически не увеличивалось. В 1897 г. в Хотине жил 9291 еврей (50,2% от всего населения), в 1910 г. — 9132 еврея (43,2%). Евреи занимались главным образом ремёслами и торговлей, в том числе контрабандной. Тесные связи существовали между евреями Хотина и евреями Галиции и Подолии.

В Хотине евреи жили большей частью в тесных скученных кварталах Старого города на извилистых узких улочках, которые иронически именовались современниками «предвкушением Стамбула». Рассказывали, что по крышам еврейских домов можно было обойти весь Старый город.

После февральской революции

После февральской революции в России в городе была создана первая в Бессарабии светская еврейская община (1917 г., признана румынскими властями в 1929 г.). В период румынской власти были основаны школа системы Тарбут с преподаванием на иврите, мужская и женская начальные школы с преподаванием на идиш, еврейский банк; существовали еврейские общественные объединения. С 1925 г. в Хотине жил цаддик рабби Мордехай Исраэль Тверский В 1930 г. еврейское население составляло 5785 человек (37,7%).

Вторая мировая война

Хотин был оккупирован немецкими и румынскими войсками 7 июля 1941 г. В первые же дни на городской площади были расстреляны две тысячи евреев. Вскоре всех евреев собрали по приказу в здании школы, где представители интеллигенции (в том числе раввин Тверский) были расстреляны. 1 августа группа евреев была зверски убита (закопаны заживо) рядом с деревней Барково; оставшиеся отправлены в концлагерь Секуряны, откуда затем были высланы в Транснистрию. После окончания войны в город вернулось около 300 евреев.

Наше время

В 1970 г. в Хотине проживало около тысячи евреев. Сохранилось перестроенное здание синагоги и еврейское кладбище с надгробиями, на которых резьба выполнена в оригинальном местном стиле.[1]

Данная тема требует доработки.

Хотин в истории еврейской литературы

Файл:Khotin.jpg
Хотинская крепость

В начале XX века Хотин слыл одним из основных центров еврейской словесности Бессарабии, уступая уровнем литературной жизни пожалуй лишь Липканам того же Хотинского уезда, которые поэт Хаим-Нахмэн Бялик прозвал «бессарабским Олимпом». В городке жили и начинали творить писатели и поэты:

  • Лейзэр-Дувид Розенталь (1856, Хотин — 1932, Одесса) — с 1861 года жил в Теленештах, в 1918—19 годах в Теплике (Подолия), затем в Одессе, печатался с 1880-х годов в сборниках М. Спектора «hoйз-фрайнд» (Друг дома), газетах «Дэр Юд» (Еврей), «Дос Лэбм» (Жизнь), «Момент», в 1904 году выпустил при одесской газете «Дос Лэбм» серию переводов в пяти выпусках (Максим Горький, А. П. Чехов, Брэт Гарт), издал документальный материал о погромах периода Гражданской войны на Украине (на иврите в 1927—31 годах, затем и на идише)
  • Гдалье Липинер (1876—1933) — баснописец, автор детских стихотворений и просветитель
  • Шопсэ Лернер (1879—1913), учительствовавший в Бельцах, автор песен, стихов, пьес, переводов с русского и немецкого языков, книг «Ын Дэр Фрэмд» (На чужбине) и «Ди Идише Торбэ» (Еврейская торба);
  • Срул Гойхберг, работавший в Бостоне и Нью-Йорке
  • родившийся в соседних Малинцах Эйнэх Аккерман (1901—?), дебютировавший в кишинёвском журнале «Дэр Моргн» (Утро) и в 1920 году уехавший в Нью-Йорк, где публиковался под именем «А Молэницер» (Из Малинец) и где выпустил поэтический сборник «Рефлексн» (Рефлексы, 1932);
  • Гершн Киржнер (1905—?), чей стихотворный сборник «haйнт Ун Моргн» (Сегодня и завтра) вышел в Черновцах в 1935 году
  • Ривке Ройзенблат, собравшая более 2 тысяч народных песен
  • Симхэ Меламед, опубликовавший свою первую книгу «Лидэр Ун Дэрцейлунген» (Стихи и рассказы) уже в США в 1923 году
  • погибший на фронте Мэндэлэ Нерман, публиковавший поэзию в кишинёвской ежедневной газете «Ундзер Цайт» (Наше время)
  • автор нескольких книг поэзии Фройем Ройтман
  • впоследствии валлонская франкоязычная поэтесса Хелен Гительман
  • прозаик Мойше Гицис
  • прозаик Эле Липинер и другие.

В этом всплеске творческой активности немаловажную роль сыграл Азриэл Яновер, как учитель еврейского языка и литературы нескольких поколений хотинских литераторов.

Уроженцы-евреи


Ссылки

Примечания

  1. Электронная еврейская энциклопедия
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация