Вавилонский Талмуд
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) (Delete this category, not in RUB) |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{ | + | {{О_статье |
- | + | |ТИП СТАТЬИ=1 | |
- | + | |СУПЕРВАЙЗЕР=2 | |
+ | |УРОВЕНЬ=2 | ||
+ | |КАЧЕСТВО= | ||
+ | |АВТОР1= | ||
+ | |АВТОР2= | ||
+ | |АВТОР3= | ||
+ | |ВИКИПЕДИЯ= | ||
+ | |ПРОЕКТ= | ||
+ | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | ||
+ | |ПОДТЕМА= | ||
+ | |ДАТА СОЗДАНИЯ=20/12/2010 | ||
+ | }} | ||
+ | ТАЛМУ́Д (תָלְמוּד, `учение`), свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма, охватывающий Мишну и Гемару в их единстве. Талмуд — уникальное произведение, включающее запись дискуссий [[амораев]], мудрецов Израиля периода, последовавшего за завершением редактирования [[Мишны ]](начало 3 века), как тех, кто проживал в Вавилонии, так и тех, кто проживал в Земле Израиля. Талмуд построен в основном как толкование высказываний прежних поколений мудрецов: Мишны и [[барайт]]. | ||
Вавилонский Талмуд называется также [[Гмара]] (арамейск. «учеба», «лемигмар» – «учить»). Некоторые исследователи считают, что это слово заменило название «талмуд», чтобы ввести в заблуждение христианских цензоров. Слово "талмуд" означает "учеба", "изучение" и "толкование". | Вавилонский Талмуд называется также [[Гмара]] (арамейск. «учеба», «лемигмар» – «учить»). Некоторые исследователи считают, что это слово заменило название «талмуд», чтобы ввести в заблуждение христианских цензоров. Слово "талмуд" означает "учеба", "изучение" и "толкование". | ||
+ | |||
+ | Творческая деятельность амораев развивалась в иешивах Эрец-Исраэль и Вавилонии самостоятельным образом, что, однако, не исключало обмена мнениями и постановлениями. Следствием этого процесса явилось создание двух Талмудов — Талмуда Бавли (Вавилонского Талмуда) и Талмуда Иерушалми (Иерусалимского Талмуда). | ||
+ | |||
+ | Вавилонский Талмуд создавался вавилонскими амораями в 3–7 вв., он включил значительную часть учения законоучителей Эрец-Исраэль. Вавилонский Талмуд включает высказывания амораев, мудрецов Вавилонии и мудрецов Израиля от периода окончания редакции Мишны (3 в. н.э. и до конца 5 века н.э.). Кроме этого, в него входят отрывки – добавления редакторов, связывающие и проясняющие текст, написанные в немного более позднюю эпоху вавилонскими редакторами, учениками [[Равины]] и [[рава Аши (Аси]]), [[савораями]]. Помимо Мишны Талмуд приводит также другие высказывания таннаев, не вошедшие в Мишну, [[брайты]] (или [[барайты]]), часть из которых приводится также в [[мидрашах таннаев]]: [[Мехилта]], [[Сифра]] и [[Сифри]], в[[ Тосефте ]]и в других местах. | ||
+ | |||
+ | Вавилонский Талмуд очень объемен. Традиционное издание Вавилонского Талмуда, с собранием толкований и различных постановлений законоучителей составляет 20 томов, в виленском издании Вавилонского Талмуда насчитывается 2, 711 страниц. | ||
+ | |||
+ | Иерусалимский Талмуд — произведение амораев Эрец-Исраэль, созданное в период между началом 3 в. и концом 4 в. в иешивах Тверии, Кесарии и Циппори. Первоначальное его название, сохранившееся в трудах гаонов, — Талмуд Эрец-Исраэль. По-видимому, в более позднее время возникло название Иерусалимский Талмуд, связывающее сочинение законоучителей Эрец-Исраэль с именем священного города. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | == Исторический фон создания Талмудов == | ||
+ | {{main|Исторический фон создания Талмудов}} | ||
== Содержание Вавилонского Талмуда == | == Содержание Вавилонского Талмуда == | ||
Строка 10: | Строка 34: | ||
Вавилонский Талмуд построен как объяснение и расширение шести трактатов Мишны [[(ШАС)]]. | Вавилонский Талмуд построен как объяснение и расширение шести трактатов Мишны [[(ШАС)]]. | ||
В его языке сочетаются иврит и восточный диалект арамейского. Талмудического комментария нет на разделы Мишны «Зраим» и «Тагорот» за исключением Трактата Брахот (из раздела «Зраим» и трактата Нида из раздела «Тагорот»). По мнению [[Раши]] амораи в Вавилонии не занимались последовательно галахот этих разделов, поскольку они, в основном, были связаны с землей Израиля. | В его языке сочетаются иврит и восточный диалект арамейского. Талмудического комментария нет на разделы Мишны «Зраим» и «Тагорот» за исключением Трактата Брахот (из раздела «Зраим» и трактата Нида из раздела «Тагорот»). По мнению [[Раши]] амораи в Вавилонии не занимались последовательно галахот этих разделов, поскольку они, в основном, были связаны с землей Израиля. | ||
- | |||
- | |||
- | + | {{main|Содержание трактатов Вавилонского Талмуда}} | |
- | + | == Содержание трактатов Иерусалимского Талмуда == | |
+ | {{main|Содержание трактатов Иерусалимского Талмуда}} | ||
+ | == Малые трактаты == | ||
- | + | {{main|Малые трактаты}} | |
+ | == Вавилонский Талмуд и Иерусалимский Талмуд: сравнительная характеристика == | ||
- | Окончательная редакция вавилонского | + | {{main|Вавилонский Талмуд и Иерусалимский Талмуд: сравнительная характеристика}} |
+ | |||
+ | == Талмуд и Мишна == | ||
+ | {{main|Талмуд и Мишна}} | ||
+ | |||
+ | == Структура текста Талмуда == | ||
+ | |||
+ | {{main|Структура текста Талмуда}} | ||
+ | |||
+ | == Агада в Талмуде == | ||
+ | |||
+ | {{main|Агада в Талмуде}} | ||
+ | |||
+ | == Формирование и редакция Талмуда == | ||
+ | |||
+ | {{main|Формирование и редакция Талмуда}} | ||
+ | |||
+ | Окончательная (устная) редакция вавилонского Талмуда была произведена в конце 5 века равом Аши (Аси), и после него в бейт мидраше последнего представителя рода Равина. Однако даже после его окончательного редактирования, [[савораи]] производили некоторые редакторские изменения (в основном изменения, касающиеся стиля и разъяснения и подведение итога - вывод, только малая их часть представляют собой в самом деле существенные дополнения). | ||
Запись Вавилонского Талмуда была произведена в более позднюю эпоху, когда [[гаонам Вавилонии ]]потребовалось пересылать его в такие отдаленные страны, как Испания и Северная Африка. | Запись Вавилонского Талмуда была произведена в более позднюю эпоху, когда [[гаонам Вавилонии ]]потребовалось пересылать его в такие отдаленные страны, как Испания и Северная Африка. | ||
+ | == Савораи == | ||
+ | {{main|Савораи}} | ||
+ | |||
+ | == Версии и рукописи Талмуда == | ||
+ | |||
+ | {{main|Версии и рукописи Талмуда}} | ||
+ | |||
+ | == Канонизация и распространение Талмуда == | ||
+ | |||
+ | {{main|Канонизация и распространение Талмуда}} | ||
+ | |||
+ | == Издания Талмуда == | ||
+ | |||
+ | {{main|Издания Талмуда}} | ||
+ | |||
+ | == Комментирование Талмуда == | ||
+ | |||
+ | {{main|Комментирование Талмуда}} | ||
== Авторитетность Вавилонского Талмуда == | == Авторитетность Вавилонского Талмуда == | ||
Строка 37: | Строка 97: | ||
- | == | + | == Преподавание и изучение Талмуда == |
+ | {{main|Преподавание и изучение Талмуда}} | ||
В течении многих поколений Вавилонский Талмуд составлял главный предмет изучения в большинстве ешив. Талмуд представляет собой плодородную почву для развития как теоретических возможностей галахи, таких как [[пилпул]] (метод доказательства в талмуде) так и [[псика]] – конкретного вынесения галахических решений. | В течении многих поколений Вавилонский Талмуд составлял главный предмет изучения в большинстве ешив. Талмуд представляет собой плодородную почву для развития как теоретических возможностей галахи, таких как [[пилпул]] (метод доказательства в талмуде) так и [[псика]] – конкретного вынесения галахических решений. | ||
Строка 44: | Строка 105: | ||
Сегодня Вавилонский Талмуд представляет собой главный предмет учебы в большинстве религиозных учебных заведений, в мире ешив. Однако в колелях часто больше сосредоточены на изучении собственно галахических сочинений. | Сегодня Вавилонский Талмуд представляет собой главный предмет учебы в большинстве религиозных учебных заведений, в мире ешив. Однако в колелях часто больше сосредоточены на изучении собственно галахических сочинений. | ||
+ | == Антиталмудическая полемика == | ||
+ | |||
+ | {{main|Антиталмудическая полемика}} | ||
+ | == Ссылки == | ||
- | + | {{ЭЕЭ|14021|Талмуд}} | |
+ | * [http://he.wikisource.org/wiki/%D7%AA%D7%9C%D7%9E%D7%95%D7%93_%D7%91%D7%91%D7%9C%D7%99 Талмуд с Раши и Тосафот (иврит)] | ||
+ | * [http://www.e-daf.com Изучение ежедневного листа Талмуда] | ||
+ | * [http://kodesh.snunit.k12.il Талмуд он-лайн] | ||
+ | * [http://www.mechon-mamre.org/i/0.htm Талмуд он-лайн] | ||
+ | * [http://www.come-and-hear.com/tcontents.html Талмуд по-английски] | ||
+ | * [http://khazarzar.skeptik.net/thalmud/_tb_ru/index.htm Краткое изложение трактатов Талмуда] | ||
+ | * [http://www.evrey.com/sitep/talm/index.php3?trkt=berakhot&anchor=194.1#194.1 Краткое изложение трактатов Талмуда] | ||
+ | * [http://www.evreyatlanta.org/medias.aspx?type=5] | ||
+ | * [http://www.come-and-hear.com/talmud/rabbis.html Введения в Талмуд (англ.)] | ||
+ | * [http://he.wikisource.org/wiki/%D7%91%D7%99%D7%90%D7%95%D7%A8:%D7%91%D7%91%D7%9C%D7%99_%D7%92%D7%99%D7%98%D7%99%D7%9F_%D7%93%D7%A3_%D7%A6#cite_note-0 Талмуд с кратким комментарием (иврит)] | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | [[Категория: | + | [[Категория:Период Мишны и Талмуда]] |
+ | [[Категория:Иудаизм в Ираке]] | ||
+ | [[Категория:Еврейское право]] | ||
+ | [[Категория:Иешивы]] | ||
+ | [[Категория:Талмуд]] | ||
+ | [[Категория:Иудаизм]] |
Версия 16:16, 20 декабря 2010
Регулярная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
20/12/2010 | |
ТАЛМУ́Д (תָלְמוּד, `учение`), свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма, охватывающий Мишну и Гемару в их единстве. Талмуд — уникальное произведение, включающее запись дискуссий амораев, мудрецов Израиля периода, последовавшего за завершением редактирования Мишны (начало 3 века), как тех, кто проживал в Вавилонии, так и тех, кто проживал в Земле Израиля. Талмуд построен в основном как толкование высказываний прежних поколений мудрецов: Мишны и барайт.
Вавилонский Талмуд называется также Гмара (арамейск. «учеба», «лемигмар» – «учить»). Некоторые исследователи считают, что это слово заменило название «талмуд», чтобы ввести в заблуждение христианских цензоров. Слово "талмуд" означает "учеба", "изучение" и "толкование".
Творческая деятельность амораев развивалась в иешивах Эрец-Исраэль и Вавилонии самостоятельным образом, что, однако, не исключало обмена мнениями и постановлениями. Следствием этого процесса явилось создание двух Талмудов — Талмуда Бавли (Вавилонского Талмуда) и Талмуда Иерушалми (Иерусалимского Талмуда).
Вавилонский Талмуд создавался вавилонскими амораями в 3–7 вв., он включил значительную часть учения законоучителей Эрец-Исраэль. Вавилонский Талмуд включает высказывания амораев, мудрецов Вавилонии и мудрецов Израиля от периода окончания редакции Мишны (3 в. н.э. и до конца 5 века н.э.). Кроме этого, в него входят отрывки – добавления редакторов, связывающие и проясняющие текст, написанные в немного более позднюю эпоху вавилонскими редакторами, учениками Равины и рава Аши (Аси), савораями. Помимо Мишны Талмуд приводит также другие высказывания таннаев, не вошедшие в Мишну, брайты (или барайты), часть из которых приводится также в мидрашах таннаев: Мехилта, Сифра и Сифри, в Тосефте и в других местах.
Вавилонский Талмуд очень объемен. Традиционное издание Вавилонского Талмуда, с собранием толкований и различных постановлений законоучителей составляет 20 томов, в виленском издании Вавилонского Талмуда насчитывается 2, 711 страниц.
Иерусалимский Талмуд — произведение амораев Эрец-Исраэль, созданное в период между началом 3 в. и концом 4 в. в иешивах Тверии, Кесарии и Циппори. Первоначальное его название, сохранившееся в трудах гаонов, — Талмуд Эрец-Исраэль. По-видимому, в более позднее время возникло название Иерусалимский Талмуд, связывающее сочинение законоучителей Эрец-Исраэль с именем священного города.
Исторический фон создания Талмудов
Содержание Вавилонского Талмуда
Вавилонский Талмуд построен как объяснение и расширение шести трактатов Мишны (ШАС). В его языке сочетаются иврит и восточный диалект арамейского. Талмудического комментария нет на разделы Мишны «Зраим» и «Тагорот» за исключением Трактата Брахот (из раздела «Зраим» и трактата Нида из раздела «Тагорот»). По мнению Раши амораи в Вавилонии не занимались последовательно галахот этих разделов, поскольку они, в основном, были связаны с землей Израиля.
Содержание трактатов Иерусалимского Талмуда
Малые трактаты
Вавилонский Талмуд и Иерусалимский Талмуд: сравнительная характеристика
Талмуд и Мишна
Структура текста Талмуда
Агада в Талмуде
Формирование и редакция Талмуда
Окончательная (устная) редакция вавилонского Талмуда была произведена в конце 5 века равом Аши (Аси), и после него в бейт мидраше последнего представителя рода Равина. Однако даже после его окончательного редактирования, савораи производили некоторые редакторские изменения (в основном изменения, касающиеся стиля и разъяснения и подведение итога - вывод, только малая их часть представляют собой в самом деле существенные дополнения).
Запись Вавилонского Талмуда была произведена в более позднюю эпоху, когда гаонам Вавилонии потребовалось пересылать его в такие отдаленные страны, как Испания и Северная Африка.
Савораи
Версии и рукописи Талмуда
Канонизация и распространение Талмуда
Издания Талмуда
Комментирование Талмуда
Авторитетность Вавилонского Талмуда
После завершения редактирования Вавилонский Талмуд стал главным предметом изучения во всей еврейской диаспоре. Только немногие занимались изучением другого произведения амораев- Иерусалимского талмуда. Исследователи объясняют это тем, что савораи подвергли Вавилонский талмуд основательному редактированию и сделали его удобным для изучения, а также тем большим влиянием, который оказывали на еврейский народ гаоны Вавилонии, стремившиеся сделать Вавилонский талмуд книгой, пользующейся исключительным авторитетом в области галахи.
Содержание Вавилонского талмуда является галахически обязательным для всей еврейской диаспоры.
Со времени завершения редактирования Талмуда и до эпохи Просвящения литературное творчество народа Израиля в основном, напрямую или опосредовано было сосредоточено вокруг комментирования Талмуда (как например через литературу респонсов, аггаду и т.п.).
Преподавание и изучение Талмуда
В течении многих поколений Вавилонский Талмуд составлял главный предмет изучения в большинстве ешив. Талмуд представляет собой плодородную почву для развития как теоретических возможностей галахи, таких как пилпул (метод доказательства в талмуде) так и псика – конкретного вынесения галахических решений.
Сегодня Вавилонский Талмуд представляет собой главный предмет учебы в большинстве религиозных учебных заведений, в мире ешив. Однако в колелях часто больше сосредоточены на изучении собственно галахических сочинений.
Антиталмудическая полемика
Ссылки
Статья «Талмуд» в Электронной еврейской энциклопедии