Гершом бен Йеhуда, "Меор hа-гола"
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Раввины Германии» с помощью HotCat) |
MyBot (Обсуждение | вклад) (Delete this category, not in RUB) |
||
Строка 58: | Строка 58: | ||
[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11138&query=%C3%C5%D0%D8%CE%CC Электронная еврейская энциклопедия] | [http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11138&query=%C3%C5%D0%D8%CE%CC Электронная еврейская энциклопедия] | ||
- | + | ||
[[Категория:Ришоним]] | [[Категория:Ришоним]] | ||
Строка 64: | Строка 64: | ||
[[Категория:Иудаизм в Германии]] | [[Категория:Иудаизм в Германии]] | ||
[[Категория:Раввины Германии]] | [[Категория:Раввины Германии]] | ||
+ | [[Категория:требует категоризации]]{{checked_final}} |
Версия 14:03, 30 ноября 2010
Регулярная статья | |
Л.Гроервейдл | |
Рабби Гершом бен Йеhуда (Меор hа-гола) (родился, по-видимому, в 960 г., Метц, – умер в 1028г.?) - талмудист средневековой Германии, духовный отец ашкеназского направления в Галахе.
Содержание |
Биография
Сведения о его жизни крайне скудны и имеют большей частью легендарный характер. Неизвестно, когда Гершом бен Йеhуда переселился в Майнц и в какие годы возглавлял там иешиву. Предполагается, что плита, обнаруженная на старом еврейском кладбище в Майнце, на которой уцелели слова: «Твердыня воздвигнута в память рабби Гершома сына рабби...», является его надгробием.
В трудах раббену Гершома упомянут только один из его учителей, Йеhуда бен Меир hа-Коhен Леонтин, который в последний период жизни стоял во главе майнцкой иешивы. Наиболее известные ученики Гершома бен Йеhуды — Элиэзер бен Ицхак из Вормса (он же Элиэзер hа-Гадоль, то есть Великий), Яаков бен Якар (умер в 1064 г.) и Ицхак бен Йеhуда из Майнца (двое последних — учители Раши).
Установления
Традиция приписывает Гершому бен Иехуде установление ряда таканот, нарушение которых каралось отлучением от общины.
Из них наиболее известны: запрет многоженства; запрет развода против воли жены; запрет укорять в отступничестве лиц, изменивших вере по принуждению, а затем вернувшихся к еврейству; запрещение каких-либо отступлений от установленного текста Талмуда; запрет читать чужую переписку.
Галахические решения и респонсы Гершома бен Йеhуды (большей частью по вопросам гражданского права) приводятся в трудах средневековых еврейских ученых Франции и Германии, в том числе Раши, тосафистов, Меира бен Баруха из Ротенбурга и почти всех кодификаторов Галахи.
Как правило, раббену Гершом обосновывал свои решения исключительно Торой и Талмудом и лишь изредка ссылался на мнения ранних гаонов. Судя по трудам Гершома бен Йеhуды, он был знаком с гражданским правом Германии тех лет и испытал его влияние.
Постановления раббену Гершома принимались беспрекословно на протяжении нескольких веков, особенно учеными Франции и Германии, и оказали заметное влияние на развитие Галахи в этих странах.
Раши писал о нём: «раббену Гершом... просветливший глаза всего рассеяния, на мнения которого мы все опираемся и учениками учеников которого является все еврейство, рассеянное в странах Германии и Рима». Отсюда, по-видимому, и почетный титул Гершома бен Йеhуды — Меор ха-Гола (Светоч рассеяния).
Уточнение текстов
По намекам, имеющимся в комментариях Раши и тосафистов к некоторым трактатам Талмуда (Раши к Сук. 40а; тосафот к Мен. 70а), Гершом бен Йеhуда уточнил текст Мишны и изготовил ее исправленный список.
Такое же внимание уделил раббену Гершом Большой масоре, которая с его исправлениями часто упоминается в раввинистических источниках как «Большая масора, которую написал раббену Гершом».
Пиюты
Гершом бен Йеhуда является автором ряда слихот и пиютим, в которых сказалась скорбь по поводу страданий и гонений, выпавших на долю евреев его времени. Наиболее известен его пиют «Зхор брит» («Помни Завет»), во многих ашкеназских общинах включаемый в слихот кануна Рош hа-Шана.