Пост в иудаизме
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
MyBot (Обсуждение | вклад) (Delete this category, not in RUB) |
||
Строка 54: | Строка 54: | ||
{{еврейские праздники}} | {{еврейские праздники}} | ||
- | + | ||
[[cs:Veřejné postní dny]] | [[cs:Veřejné postní dny]] |
Версия 09:00, 5 ноября 2010
Текст унаследован из Википедии | |
Посты в иудаизме (ивр. צוֹם, цом; תַּעֲנִית, та‘анит) — воздержание от принятия пищи и питья добровольное или по предписанию закона.
Содержание |
В Библии
Пост упоминается уже в Пятикнижии (Лев.16:31 и др.); он являлся неотъемлемой частью ритуала в эпоху Первого Храма (Ис.1:13 по Септуагинте; Иер.36:9; ср. Иоил.1:14; 2:15-17). Право объявлять пост принадлежало старейшинам местных общин, которых, однако, могло обязать к этому царское распоряжение (например, 3Цар.21:8-12).
Назначение поста
В древности пост преследовал разные цели.
- В знак траура. Смерть царя Саула была отмечена однодневным постом (2Цар.1:12), а среди особо преданных ему людей — семидневным (1Цар.31:13). Отказ царя Давида поститься после смерти сына (2Цар.12:21-23) вызвал удивление придворных.
- Для предотвращения или смягчения бедствия. Перед лицом природного или общественного бедствия объявлялся общественный пост. Так, израильтяне постились перед сражениями против колена Биньямина (Суд.20:26), филистимлян (1Цар.7:6; 14:24) и врагов в Заиорданье (2Пар.20:3). Народ постился, чтобы умолить Бога прекратить голод, вызванный нашествием саранчи (Иоил.1:14; 2:12,15). Пост также соблюдался в надежде отвратить угрозу истребления со стороны вавилонян (Иер.36:3,9) и персов (Есф.4:3,16) и вызвать спасительное вмешательство Бога (например, 1Цар.7:9), смягчить тяжесть иноземного ига (Неем.9:1), а также отвратить нависшую угрозу Божественного наказания (как, возможно, было, когда Навот был обвинен в богохульстве — 3Цар.21:9).
- Как акт, сопровождавший молитву. Так, чтобы удостоиться лицезрения Господа, Моисей постился сорок дней (Исх.34:28; согласно Втор.9:9, 18 — дважды); Саул постился накануне встречи с духом Самуила (1Цар.28:20); Даниилу в ответ на его молитву и пост были ниспосланы видения (Дан.9:3; ср. 10:3). А также перед совершением особо важного акта представителями народа (3Цар.21:12).
- Пост рассматривался как акт раскаяния, выражение подчинения и мольбы, посредством которого можно снискать прощение Бога. В Талмуде[1] пост сравнивается с жертвоприношением; страдания человеческого тела рассматриваются как принесение человеческой крови и жира на алтарь. Так, царь Давид постился в надежде, что Бог смилуется и сохранит жизнь его сыну (2Цар.12:16-17, 22); Бог смягчил наказание Ахаву, потому что тот постился и унижал себя (3Цар.21:27-29; см. также Пс.34:13; 68:11; Езд.10:6).
В иудаизме
Наиболее известный в иудаизме день поста — Йом Кипур (День Искупления), когда Галаха запрещает еду, питьё, умывание, кожаную обувь, умащение маслами и супружескую близость. Тем не менее, этот день в еврейской традиции относится к праздничным. Этот пост, равно как и пост Девятого Ава (Тиша бе-Ав) (в который также запрещены эти пять вещей), продолжается от захода солнца до появления звёзд вечером следующего дня, то есть более 24 часов.
Пост Девятого Ава предваряется тремя траурными неделями, в течение последней недели нельзя, например, мыться горячей водой и употреблять в пищу мясо и вино.
Менее строгие посты, когда запрещена еда и питьё отмечаются 3 Тишрея (Пост Гедальи), 10 Тевета и 17 Тамуза. Перед Пуримом отмечается пост Эстер в память о событиях, описанных в книге Эстер (Есфири), а перед Песахом существует, так называемый, пост первенцев. Все эти посты продолжаются от рассвета и до появления звёзд.
Существует также ряд необязательных постов, например в канун новомесячий, 3 дня понедельник-четверг-понедельних в месяц после праздников Песаха и Суккот.
В Талмуде содержится много рассказов о постах. Например р. Цадок постился 40 лет, чтобы Иерусалим не был разрушен. Мар бар Рав Аши постился круглый год, кроме нескольких дней и т. д.
Примечания
Источники
- Еврейская энциклопедия, Изд. О-ва для Научных Еврейских Изд. и Брокгаузъ-Ефронъ. Спб.: 1906—1913; репринт: М.: Терра, 1991. ISBN 5-85255-057-4.
- Краткая еврейская энциклопедия, Изд. О-ва по исследованию еврейских общин. Иерусалим: 1976—2005.
Ссылки
- Статья «Пост» в Электронной еврейской энциклопедии
|
||
---|---|---|
Еврейские праздники
|
||
cs:Veřejné postní dnyms:Ta'anitУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.
Данная статья касается тем Ежевики только в своей ограниченной части.
Следует сократить статью, оставив только темы, которые относятся к Ежевике. |