Хотин (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Gorozmey (Обсуждение | вклад)
м (добавлена категория «Еврейские общины» с помощью HotCat)
Gorozmey (Обсуждение | вклад)
м (добавлена категория «Евреи стран СНГ» с помощью HotCat)
Строка 104: Строка 104:
[[Категория:Евреи и иудаизм по городам]]
[[Категория:Евреи и иудаизм по городам]]
[[Категория:Еврейские общины]]
[[Категория:Еврейские общины]]
 +
[[Категория:Евреи стран СНГ]]

Версия 16:16, 29 апреля 2013

Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Спивак Евгений
Дата создания: 15.01.2011


Хоти́н — город в Украине.


Файл:Khotin.jpg
Хотинская крепость


Содержание

XIV - XVIII вв.

Вероятно, еврейское население появилось в Хотине в конце XIV в. – начале XV в. В XV в. и XVI в. еврейские купцы проезжали через Хотин, который был важным торговым пунктом на проходившем по Днестру пути из Турции в Польшу, и останавливались в городе для уплаты таможенных пошлин и участия в ярмарках (с 1541 г.).

В XVII в. в Хотине существовала община караимов.Первое письменное упоминание об общине евреев-раббанитов относится к 1741 г.

В 1756 г. в Хотин бежали от преследований со стороны польских евреев вероотступник Я. Франк и его последователи. Здесь же в середине XVIII в. нашли убежище иудействующие из России, для которых еврейская община собирала средства в Германии.

XIX в.

В период турецкого владычества еврейская община увеличилась: в 1807 г. в городе зарегистрировано 216 еврейских домов (23% от общей застройки), в которых проживали 340 семей. На плане 1817 г. в северной части города показана синагога. Основным занятием евреев была торговля, в том числе с другими частями Бессарабии; с Украиной (иногда контрабандная); а также аренда поместий, мельниц, маслобоен и винокуренных производств.

При вхождении в Российскую империю все население Бессарабии, включая евреев, было освобождено от рекрутской повинности. Это способствовало активной еврейской иммиграции в край; в 1831 г. Хотину были предоставлены особые торговые привилегии. В 1847 г. в Хотине было уже 1067 еврейских семей, а в 1860-х гг. — шесть–семь тысяч евреев. В 1847 г. были открыты казённое еврейское училище, в 1857 г. — частная еврейская женская школа, в 1860 г.— еврейская больница, в 1861 г. было построено здание большой каменной синагоги (достроено в 1900 г.).

В религиозной жизни большим влиянием пользовался хасидизм. В первой половине XIX в. раввином в Хотине был Исайя Шор; со второй половины XIX в. раввинский пост занимали представители семьи Старковских.

Во второй половине XIX в. экономика Хотина пришла в упадок из-за отдаленности от железной дороги, и еврейское население практически не увеличивалось. В 1897 г. в Хотине жил 9291 еврей (50,2% от всего населения). Евреи занимались главным образом ремёслами и торговлей, в том числе контрабандной. Тесные связи существовали между евреями Хотина и евреями Галиции и Подолии.

В Хотине евреи жили большей частью в тесных скученных кварталах Старого города на извилистых узких улочках, которые иронически именовались современниками «предвкушением Стамбула». Рассказывали, что по крышам еврейских домов можно было обойти весь Старый город.

В начале XX в. построена Tалмуд-Tора.

XX век

Первая половина XX века

В 1910 г. в Хотине насчитывалось 9132 еврея (43,2%). После февральской революции в России в городе была создана первая в Бессарабии светская еврейская община (1917 г., признана румынскими властями в 1929 г.). В период румынской власти были основаны школа системы Тарбут с преподаванием на иврите, мужская и женская начальные школы с преподаванием на идиш, еврейский банк; существовали еврейские общественные объединения. С 1925 г. в Хотине жил цаддик рабби Мордехай Исраэль Тверский. В 1930 г. еврейское население составляло 5785 человек (37,7%).

Вторая мировая война

Хотин был оккупирован немецкими и румынскими войсками 7 июля 1941 г. В первые же дни на городской площади были расстреляны две тысячи евреев. Вскоре всех евреев собрали по приказу в здании школы, где представители интеллигенции (в том числе раввин Тверский) были расстреляны. 1 августа группа евреев была зверски убита (закопаны заживо) рядом с деревней Барково; оставшиеся отправлены в концлагерь Секуряны, откуда затем были высланы в Транснистрию. После окончания войны в город вернулось около 300 евреев.

Конец XX - начало XXI века

Хотин. Надгробие девицы Михли, дочери Менахем-Нухима (1865). Характерно диалектное фонетическое написание бсилэ, Нухим, Элил
Эпитафия на идиш на надгробии Азриэля Яновера (Хотин, 1938 г.)


В 1970 г. в Хотине проживало около тысячи евреев. В 2004 г. синагогу еще посещало около десяти прихожан. Как и в других бывших местечках, евреев в Хотине сейчас практически не осталось: либо уже скончались, либо выехали в Германию, Израиль, США (реже - в крупные города Украины и других стран СНГ).


Сохранилось перестроенное здание синагоги и еврейское кладбище с надгробиями, на которых резьба выполнена в оригинальном местном стиле.[1], [2]



Хотин в истории еврейской литературы

В начале XX века Хотин слыл одним из основных центров еврейской словесности Бессарабии, уступая уровнем литературной жизни пожалуй лишь Липканам того же Хотинского уезда, которые поэт Хаим-Нахмэн Бялик прозвал «бессарабским Олимпом». В городке жили и начинали творить писатели и поэты:

  • Лейзэр-Дувид Розенталь (1856, Хотин — 1932, Одесса) — с 1861 года жил в Теленештах, в 1918—19 годах в Теплике (Подолия), затем в Одессе, печатался с 1880-х годов в сборниках М. Спектора «hoйз-фрайнд» (Друг дома), газетах «Дэр Юд» (Еврей), «Дос Лэбм» (Жизнь), «Момент», в 1904 году выпустил при одесской газете «Дос Лэбм» серию переводов в пяти выпусках (Максим Горький, А. П. Чехов, Брэт Гарт), издал документальный материал о погромах периода Гражданской войны на Украине (на иврите в 1927—31 годах, затем и на идише)
  • Гдалье Липинер (1876—1933) — баснописец, автор детских стихотворений и просветитель
  • Шопсэ Лернер (1879—1913), учительствовавший в Бельцах, автор песен, стихов, пьес, переводов с русского и немецкого языков, книг «Ын Дэр Фрэмд» (На чужбине) и «Ди Идише Торбэ» (Еврейская торба);
  • Срул Гойхберг, работавший в Бостоне и Нью-Йорке
  • родившийся в соседних Малинцах Эйнэх Аккерман (1901—?), дебютировавший в кишинёвском журнале «Дэр Моргн» (Утро) и в 1920 году уехавший в Нью-Йорк, где публиковался под именем «А Молэницер» (Из Малинец) и где выпустил поэтический сборник «Рефлексн» (Рефлексы, 1932);
  • Гершн Киржнер (1905—?), чей стихотворный сборник «haйнт Ун Моргн» (Сегодня и завтра) вышел в Черновцах в 1935 году
  • Ривке Ройзенблат, собравшая более 2 тысяч народных песен
  • Симхэ Меламед, опубликовавший свою первую книгу «Лидэр Ун Дэрцейлунген» (Стихи и рассказы) уже в США в 1923 году
  • погибший на фронте Мэндэлэ Нерман, публиковавший поэзию в кишинёвской ежедневной газете «Ундзер Цайт» (Наше время)
  • автор нескольких книг поэзии Фройем Ройтман
  • впоследствии валлонская франкоязычная поэтесса Хелен Гительман
  • прозаик Мойше Гицис
  • прозаик Эле Липинер и другие.

В этом всплеске творческой активности немаловажную роль сыграл Азриэл Яновер, как учитель еврейского языка и литературы нескольких поколений хотинских литераторов, поэт и общественный деятель.

Уроженцы-евреи


Примечания

  1. Электронная еврейская энциклопедия
  2. Заметки по еврейской истории
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация