Праздник Песах - краткое описание
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
м (→Выпекание мацы: оформление) |
м (→Маца) |
||
Строка 81: | Строка 81: | ||
[[Файл:Matzo.jpg|thumb|150px|Маца машинного изготовления.]] | [[Файл:Matzo.jpg|thumb|150px|Маца машинного изготовления.]] | ||
{{Main|Маца}} | {{Main|Маца}} | ||
- | Заповедь предписывает съесть на седере по меньшей мере один кусок | + | Заповедь предписывает съесть на седере по меньшей мере один кусок мацы размером с оливку. Ритуал седера предусматривает за вечер несколько моментов, в которые съедается маца. |
- | Маца для праздника выпекается в течение предпраздничных недель. В ортодоксальных еврейских общинах мужчины традиционно собираются в группы для совместного ручного выпекания специальных листов мацы, называемых [[Маца#Виды мацы|''маца шмура'']]. <!--''Хабурас'' также работают вместе на also work together in machine-made matzo factories, which produce the typically square-shaped matzo sold in stores. | + | Маца для праздника выпекается в течение '''предпраздничных''' недель. В ортодоксальных еврейских общинах мужчины традиционно собираются в группы для совместного ручного выпекания специальных листов мацы, называемых [[Маца#Виды мацы|''маца шмура'']]. <!--''Хабурас'' также работают вместе на also work together in machine-made matzo factories, which produce the typically square-shaped matzo sold in stores. |
The baking process is a time-consuming job, as each batch of dough can only be worked on from start to finish (from mixing the flour and water to removing from the oven) for 18-22 minutes, depending on custom. Consequently, only a small amount of matzos can be baked at one time. The ''chabura'' members are enjoined to constantly work the dough so that it is not allowed to ferment and rise. A special cutting tool is run over the dough just before baking to create the familiar dotted holes in the matzo. After the 18-22 minutes are up and the matzos come out of the oven, the entire work area is scrubbed down and swept to make sure that no pieces of dough are left behind. By definition, any stray pieces of dough are now ''chametz'', and can invalidate the next batch of matzo if they come in contact with it. | The baking process is a time-consuming job, as each batch of dough can only be worked on from start to finish (from mixing the flour and water to removing from the oven) for 18-22 minutes, depending on custom. Consequently, only a small amount of matzos can be baked at one time. The ''chabura'' members are enjoined to constantly work the dough so that it is not allowed to ferment and rise. A special cutting tool is run over the dough just before baking to create the familiar dotted holes in the matzo. After the 18-22 minutes are up and the matzos come out of the oven, the entire work area is scrubbed down and swept to make sure that no pieces of dough are left behind. By definition, any stray pieces of dough are now ''chametz'', and can invalidate the next batch of matzo if they come in contact with it. |
Версия 20:53, 3 марта 2013
Песах ивр. פֶּסַח | |
---|---|
Файл:A Seder table setting.jpg | |
Праздничный стол, приготовленный для пасхального седера. | |
Тип | Еврейский |
иначе | Праздник весны / Праздник свободы |
Значение | Праздник Исхода из Египта |
Установлен | Тора |
Отмечается | евреями |
в период с | 15 нисан |
по | 21 нисан |
Празднование | синагога, семья |
Традиции | Молитва в синагоге, Галель. Запрет работы в первый и седьмой (а вне Израиля и во второй и восьмой) день. хамец, седер, маца, Хаггада |
Связан с | Шавуот |
Пе́сах (ивр. פֶּסַח, букв. «миновал, обошёл», в ашкеназском произношении — Пе́йсах / Пе́йсох; арам. פִּסְחָא, Пи́сха; по-гречески и по-русски — Пасха) — центральный еврейский праздник в память об Исходе из Египта. Начинается на 15-й день весеннего месяца нисан и празднуется в течение 7 дней в Израиле и 8 — вне Израиля.
В данной статье дано краткое описание этого Праздника. Подробнее см. список ссылок в статье Песах.
Содержание |
Тора запрещает евреям в течение праздника употреблять в пищу хлеб и любые другие продукты, содержащие зерновые, которые подверглись закваске (ивр. חָמֵץ, «хаме́ц» — квасное). Также Тора повелевает есть в эти дни мацу (опресноки).
Песах, наряду с Суккот и Шавуот, — один из трёх «праздников паломничества» («Шалош регалим»). В эти праздники в эпоху существования Иерусалимского храма массы еврейского народа поднимались в Иерусалим.
В Израиле Песах — семидневный праздник, первый и последний дни которого — полноценные праздники и нерабочие дни. Промежуточные дни называются словами холь а-моэ́д («праздничные будни»). За пределами Израиля праздник длится 8 дней, из которых первые два и заключительные два — полноценные праздники.
Название праздника
У праздника «Песах» несколько названий:
- Песах — от паса́х (ивр. פֶּסַח, миновал, прошел мимо) — в память о том, что Всевышний миновал еврейские дома, уничтожая первенцев Египта.
- Хаг а-Мацот — праздник опресноков — в память о том, что евреи питались мацой в годы рабства, а также о том, что во время выхода из Египта тесто не успело закваситься.
- Хаг а-Авив — праздник весны, когда отмечается праздник. Месяц нисан также называется месяц авив.
- Хаг а-Херут — праздник свободы — в память об Исходе из Египта.
История праздника
Согласно Пятикнижию (Исх.12:22,23), накануне последней из десяти казней египетских — поражения первенцев — Бог повелел евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо, а их кровью отметить дверные косяки, в результате чего в ночь 15 нисана Бог «прошёл мимо» (пасах) домов евреев и они были спасены.
Заповеди
Кашрут на Песах
Хамец (квасное)
Во время праздника Песах (еврейской Пасхи) к обычным правилам кашрута добавляются специфические запреты, связанные с квасным (хамец). Во все дни праздника запрещено не только есть, но и владеть «хамецом» в любом виде, поэтому до праздника существует ряд традиций как-то поиск, уничтожение, продажа хамеца.
Пригодные для Песаха продукты («Кошер ле-Песах»), можно есть круглый год.
Посуда на Песах
Из-за строгого отделения «хамеца» на Песах, в религиозных еврейских семьях, как правило, есть полный комплект посуды специально для Песаха. Ашкеназские семьи, которые покупают к празднику новую посуду, сначала погружают её в кипяток, чтобы убрать любые следы масел или материалов, которые могли содержать «хамец» (агалат келим). Некоторые сефардские семьи, использующие на Песах те же стаканы, что и в течение всего года, тщательно их перед этим моют.
Пост первенцев
В утро накануне Песаха начинается пост мужчин-первенцев в память о спасении первенцев Израиля во время «Казни первенцев», десятой из казней египетских.
Однако, фактически, большинство первенцев постятся лишь до окончания утренней молитвы в синагоге. Согласно традиции, тот, кто принимает участие в трапезе по поводу радостного события, освобождается от необходимости поститься. Поэтому перед Песахом существует распространённый обычай заканчивать изучение раздела Мишны или Талмуда и в честь этого устраивать в синагоге праздничную трапезу в утро перед Песахом. Таким образом, все участники этой трапезы освобождаются от поста.
Жертва Песах
Пасхальная жертва также называется «корба́н пе́сах» (в русском варианте — «пасха»). Согласно Пятикнижию[1], каждая семья (или группа семей, если они в отдельности слишком малы для съедания целого ягнёнка) должна отведать одного ягнёнка в ночь на 15 нисана. Ягнёнок не мог быть убит тем, во владении кого есть квасное. [2] Ягнёнок должен был быть зажарен[3] и съеден вместе с мацой и маро́ром[4]. Нельзя было ломать у жертвы кости.[5] До утра от жертвы не должно было ничего остаться.[6]
Позднее, во время существования Иерусалимского храма, пасхальная жертва съедалась во время пасхального седера 15 нисана. Однако после разрушения Храма жертвы уже не приносились, поэтому рассказ о «корбан-песах» пересказывается на пасхальном седере, а на блюде седера её символически представляет «зро́а» — жареная баранья голень, куриное крыло или ножка, которые не употребляются в пищу, но участвуют в ритуале.
Пасхальный Седер
Центральное событие праздника — пасхальный вечер (лейл а-седер или седер-песах, или просто се́дер / се́йдер).
Проведение Седера тщательно регламентировано и состоит из множества элементов. В эту ночь евреи должны прочитать пасхальную Хаггаду, где рассказывается об Исходе из Египта, и провести пасхальную трапезу в соответствии с традицией.
Чтение Пасхальной Хаггады
В первый вечер Песаха (за пределами Израиля — в два первых вечера) каждый еврей должен читать рассказ об Исходе из Египта.
Четыре чаши
Во время Седера существует обязанность выпить четыре чаши вина (или виноградного сока). Это относится и к мужчинам, и к женщинам. Согласно Мишне[7], их должен выпить даже самый бедный человек. Каждая чаша служит вступлением в следующую часть Седера.
Маца
Заповедь предписывает съесть на седере по меньшей мере один кусок мацы размером с оливку. Ритуал седера предусматривает за вечер несколько моментов, в которые съедается маца.
Маца для праздника выпекается в течение предпраздничных недель. В ортодоксальных еврейских общинах мужчины традиционно собираются в группы для совместного ручного выпекания специальных листов мацы, называемых маца шмура.
Марор
В течение седера в различные моменты ритуала предписывается попробовать горькую зелень (от хрена до листьев салата) — маро́р.
Молитвы
В первый день Песаха в синагоге читается молитва о росе (таль) и полностью — hаллель (в странах рассеяния hаллель читается полностью в первые два дня, а в остальные дни Песаха — до середины); в субботу, выпадающую на один из дней праздничной недели, в синагогах ашкеназов читают Песнь Песней; в последний день Песаха читается Хазкарат Нешамот - этот день принято связывать с переходом через Красное Море.
Шалош регалим
Песах наряду с Суккот и Шавуот — один из трех паломнических праздников. Хотя, в отличие от двух последних, он не связан с земледелием, талмудическая традиция установила, что приношение омера должно совершаться на второй день Песаха.
В Израиле в связи с возрождением еврейского сельского хозяйства вновь стал значимым характер весеннего праздника; прекратившееся с разрушением Храма приношение омера символически восстановлено в киббуцах. Песах в Израиле — это пора массовых экскурсий и прогулок по всей стране и особых походов в Иерусалим, как бы воспроизводящих в новой форме древнее паломничество.
Праздничная неделя
Пожертвования
В еврейских общинах принято перед Песахом собирать меот хитим (`деньги на пшеницу) или кимха де-фисха (по-арамейски - `пасхальная мука`); первоначально собирались деньги на муку для мацы, а позднее — на пасхальный стол в пользу бедных членов общины.
В талмудическое время всякий, проживший год в данном поселении, был обязан жертвовать, а если сам был неимущим, мог получать меот хитим. В средневековой Европе было принято, чтобы раввин общины и семь ее видных членов составляли список жертвователей и получателей благотворительных денег.
Исру хаг
Следующий день после праздника Песах называется Исру хаг. Этот день служит для связи крупнейших праздников (Песах, Шавуот и Суккот) с остальными днями в году.
Отсчёт дней Омера
С ночи второго дня Песаха начинается отсчёт дней Омера. Во времена Храма днём первого дня приносили туда сноп («омер») пшеницы из нового урожая. До принесения омера в Храм евреям запрещалось пользоваться новым урожаем. После разрушения Храма запрещено есть новый урожай до вечера второго дня Песаха.
Отсчёт дней Омера ведут в течение 49 дней, после чего на 50 день празднуется Шавуот (Пятидесятница). При счёте считают как дни, так и недели: например, на первый день говорят «сегодня первый день по Омеру», а на 8-й — «сегодня 8 дней, которые составляют неделю и один день по Омеру».
Седьмой день Песаха
Седьмой, завершающий день Песаха, также является праздником
Всевышний повелевает: «в седьмой день также священное собрание; никакой работы не работайте» (Лев.23:8). Однако, не указывается причина праздника. Согласно традиции, в этот день воды Красного моря расступились перед евреями и поглотили преследовавшего их фараона (Исх.14:21–29). В память об этом в этот день читают отрывок из Торы, посвящённый данным событиям, включающий «Песнь на море».
Существует обычай идти к морю, реке или другому водоёму (в крайнем случае к фонтану) и петь там «Песнь на море».
Отличие еврейского Песаха от христианской Пасхи
Христианская Пасха есть производное от еврейского Песаха, но она связывается с другим событием - воскресением Иисуса. При этом пасхальный ужин (седер) Иисуса с учениками получил название Тайной вечери и стал прообразом «таинства» евхаристии (причастия). Во время вечери Иисус сравнивает себя с пасхальным ягненком (т.е. жертва пасхального ягненка рассматривается в качестве прообраза добровольного самопожертвования Иисуса для искупления грехов мира), и, произнося традиционное благословение над вином (Киддуш), уподобляет вино своей крови.
Это единственный христианский праздник, сохранивший связь с лунным еврейским календарем
Сноски и примечания
- ↑ Чис.9:11, Исх.12:6
- ↑ Исх.23:18
- ↑ Исх.12:9
- ↑ Исх.12:8
- ↑ Исх.12:46
- ↑ Исх.12:10, 23:18
- ↑ Мишна, Псахим 10:1
Ссылки
- Статья «Песах» в Электронной еврейской энциклопедии
- Песах
- Песах в контексте истории и современности
- Проведение пасхального седера с участием рава Ицхака Зильбера (видеофильм)
- Н. Миндел. "Полная история Песах" изд. Кегос
|
||
---|---|---|
Еврейские праздники
|
||
|
|||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Седер |
|
||||||||
Агада |
|
||||||||
Пасхальная еда |
|
||||||||
Религиозная традиция |
|
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.