Лурия Шломо бен Йехиэль (Маhаршал)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
м (→Методика Маhаршаля: викификация) |
м (→Источники: обновление данных) |
||
Строка 44: | Строка 44: | ||
== Источники == | == Источники == | ||
{{ElevenCopyRight|12512|ЛУРИЯ Шломо бен Иехиэль}} | {{ElevenCopyRight|12512|ЛУРИЯ Шломо бен Иехиэль}} | ||
- | [[Категория: | + | [[Категория:Ахароним]] |
Версия 21:08, 3 октября 2012
Источник: | ||||||||||
|
Лу́рия Шломо бен Йехиэль (Luria; родился, по-видимому, в 1510 г., Познань?, – умер в конце 1573, Люблин) - законоучитель и комментатор Талмуда.
Известен преимущественно как Рашал (ивр. רַשַׁ"ל) или Маhаршал (ивр. מַהֲרְשַׁ"ל) — акроним словосочетания "морену hа-рав Шломо Лурия".
Содержание |
Биография
Осиротев в раннем детстве, Лурия воспитывался у деда по матери, эрудированного талмудиста Ицхака Клойбера. Позднее его занятиями руководил раввин города Острог и глава местной иешивы Калонимус бен Яков Хаберкастн, на дочери которого Лурия женился.
Уже в молодости Лурия прославился ученостью, и многие раввины, в том числе и из-за рубежа, с той поры стали обращаться к нему за решением вопросов в области Галахи.
В 1539 г. Лурия занимал пост раввина в Брест-Литовске, но, по некоторым сведениям, и до этого был раввином в разных общинах Литвы. В 1550 г. он был приглашен в Острог занять должность тестя, переселившегося в этот город. Затем переехал в Люблин, где оставался до конца жизни, возглавлял основанную Шаломом Шахной бен Иосефом йешиву.
Из-за разногласий с сыном последнего покинул эту иешиву и в 1567 г. основал с особого разрешения властей свою собственную иешиву, в которой вел преподавание по особой методике.
Методика Маhаршаля
Шломо Лурия выделялся уникальной для своего времени независимостью в толковании галахических постановлений и своеобразием методов критического сопоставления комментаторского и галахического материала с талмудическими источниками. Обнаруживая исключительную глубину мысли, он противился изощренной казуистике пилпуля, распространенной в то время в йешивах Польши, особенно в иешиве Шалома Шахны. В своей иешиве Лурия применял пилпул лишь в педагогических целях. Его решения признавались большинством авторитетов, с которыми он переписывался и обменивался респонсами.
Однако необычайной твердостью в отстаивании своего мнения, резкими суждениями как о современниках, так и о предшественниках, а также публичным порицанием ученых-ригористов, которые, по его мнению, слишком строго толковали Галаху из корыстных побуждений, Лурия нажил много врагов.
Не менее настойчиво Лурия выступал против конкретных решений проблем, приводимых Йосефом Каро в его капитальном труде «Бет Йосеф» («Дом Иосефа», 1555), достоинства которого не отрицал, но отвергал метод автора, разрешавшего спорные вопросы по большинству голосов авторитетных кодификаторов и не считавшегося ни с мнением тосафистов, ни с толкованием более поздних ученых Германии и Франции. Сокращенную версию «Бет Иосеф» — кодекс Шулхан Арух — Лурия вообще не упоминает, хотя едва ли мог не знать ее.
Труды
Огромная эрудиция и широта интересов Лурии отразились в составленных им глоссах, комментариях и уточнениях текста к первым тогда печатным изданиям Талмуда, в исследованиях постановлений галахических сводов (от Маймонида до Йосефа Каро), вопросов литургии, проблем иврита и каббалы, к которой он склонялся.
Лурия был ярым противником изучения философии и ожесточенно спорил об этом со своим свояком Моше Иссерлесом, с которым, впрочем, очень дружил.
Из трудов Лурии до нас дошли: «Ям шел Шломо» («Соломоново море»), задуманный как свод всего галахического материала Вавилонского Талмуда, но после выхода в свет «Бет Иосеф» Лурия придал ему форму комментариев ко многим трактатам Талмуда (издан в 1616–18 гг.); «Хохмат Шломо» («Соломонова мудрость», 1582 г. или 1587 г.) — глоссы и краткие примечания к тексту Талмуда; «Аммудей Шломо» («Соломоновы столпы», 1600) — комментарии к «Сефер мицвот гадол» («Большая книга заповедей») Моше бен Яакова из Куси; «Иериот Шломо» («Соломоновы завесы», 1609) — глоссы на комментарии Раши к Торе и комментарии Э. Мизрахи к этому труду; «Атерет Шломо» («Соломонов венец», 1599) — комментарии к книге «Шаарей Дура» («Врата Дюрена», 1539) Ицхака бен Меира из Дюрена (вторая половина 13 в.); «Респонсы» (1574–75), содержащие также ценные сведения о культурной и общинной жизни польского и литовского еврейства 16 в., статусе раввината и его моральном уровне, а также хронологические данные о еврейских ученых 10–14 вв.
Среди многочисленных учеников Лурии особую известность получили Мордехай Яффе и видный посек Йеhошуа Фалк(1555–1614).
Источники
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЛУРИЯ Шломо бен Иехиэль в ЭЕЭ