Йорцайт (годовщина смерти)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Йорцайт (ЭЕЭ)» в «Йорцайт») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 29: | Строка 29: | ||
Ряд поминальных обрядов, которыми отмечают йорцайт близких родственников (родителей, детей, братьев, сестер, мужа, жены), а также особый церемониал, установленный для годовщин смерти выдающихся личностей и в память героев народа, совершаются по еврейскому [[Календарь|календарю]]. | Ряд поминальных обрядов, которыми отмечают йорцайт близких родственников (родителей, детей, братьев, сестер, мужа, жены), а также особый церемониал, установленный для годовщин смерти выдающихся личностей и в память героев народа, совершаются по еврейскому [[Календарь|календарю]]. | ||
- | |||
Обычай отмечать йорцайт родных имеет давнюю традицию, и хотя он не предписан [[Галаха|Галахой]] как обязательный, связанные с ним обряды подробно рассматриваются в [[Шулхан Арух|Шулхан арухе]] и других раввинистических трудах. | Обычай отмечать йорцайт родных имеет давнюю традицию, и хотя он не предписан [[Галаха|Галахой]] как обязательный, связанные с ним обряды подробно рассматриваются в [[Шулхан Арух|Шулхан арухе]] и других раввинистических трудах. | ||
+ | === Предписание Талмуда === | ||
+ | |||
+ | Предписание [[Талмуд|Талмуда]] чтить родителей и после их смерти (Кид. 31б) уже в период [[Амораи|амораев]] реализовалось в соблюдении годовщины смерти по отцу, а также по учителю (Нед. 12а; Шву. 20б). | ||
+ | |||
+ | Из цитируемого [[Раши]] (комментарии к Иев. 122а) [[Респонсы|респонса]] эпохи [[Гаон|гаонов]] явствует, что в период амораев было принято отмечать годовщину смерти выдающихся ученых вообще. | ||
+ | === Термин «йорцайт» === | ||
+ | |||
+ | Термин «йорцайт» впервые встречается в «Сефер hа-минхагим» («Книга обычаев») Ицхака Айзика Тырнау (14 в.) и настолько укоренился в обиходе, что им пользуются также многие общины восточных евреев (грузинских, бухарских, горских); у [[Сефарды|сефардов]] принят термин нахала (`удел`). | ||
+ | === Обряды в йорцайт по родственникам === | ||
+ | |||
+ | Важнейшим из обрядов в йорцайт по родственникам является чтение [[Каддиш|Каддиша]]. Отмечающему йорцайт (баал hа-йорцайт) предписывается также исполнять функции [[Хаззан|хаззана]], а если йорцайт приходится на день чтения [[Тора|Торы]] в синагоге (в будни по понедельникам и четвергам, а также в субботу), его вызывают к ней. | ||
+ | Чтец (баал коре) затем произносит заупокойную молитву Эль мале рахамим (см. [[Хазкарат Нешамот|Хазкарат нешамот]]). | ||
+ | В субботу она произносится после чтения Торы в [[Минха|Минху]]. | ||
+ | |||
+ | В предшествующую йорцайту субботу баал hа-йорцайт обычно приглашается к чтению [[Хафтара|хафтары]]. | ||
+ | |||
+ | В вечер наступления йорцайта принято зажигать свечу, которая должна гореть целые сутки (нер нешама). | ||
- | + | В йорцайт принято посещать могилу усопшего (если годовщина не приходится на субботу или праздник), изучать главы [[Мишна|Мишны]], начальные буквы которых образуют имя почившего, и раздавать милостыню. | |
+ | Некоторые отмечают йорцайт [[Пост|постом]]. | ||
+ | === Йорцайт по выдающимся личностям === | ||
- | + | Установление традицией йорцайта выдающихся личностей: | |
+ | 7 адара — дата смерти [[Моисей|Моисея]], | ||
+ | 6 сивана (праздник [[Шавуот|Шавуот]]) — день смерти царя [[Давид|Давида]], | ||
+ | 3 тишрей — [[Пост Гдалии|пост Гдалии]], | ||
+ | 14 ияра и [[Лаг Ба-Омер|Лаг ба-омер]] — соответственно даты смерти Меира Баал hа-Неса (см. [[Меир]]) и [[Шимон Бар Иохай|Шимона бар Иохая]], которые отмечаются паломничеством к их гробницам в [[Тверия|Тверии]] и на горе [[Мерон]]. | ||
- | + | Хасиды (см. [[Хасидизм]]) празднуют йорцайт своих [[Цаддик|цаддиков]] как дни их «вознесения». | |
+ | === Йорцайт по выдающимся личностям Государства Израиль === | ||
- | + | В Государстве Израиль отмечают также йорцайт выдающихся личностей: | |
+ | [[Герцль, Теодор|Т. Герцль]], | ||
+ | [[Бялик, Хаим Нахман|Х. Н. Бялик]], [[Жаботинский, Владимир Евгеньевич|В. Жаботинский]] (29 таммуза). | ||
+ | === Всеобщие дни поминовения в Государстве Израиль === | ||
- | + | Как всеобщие дни поминовения соблюдаются в Израиле: | |
+ | 27 нисана (в диаспоре — 19 апреля) — День Катастрофы и героизма, посвященный, в частности, памяти павших при восстании в Варшавском гетто; | ||
+ | 4 ияра — [[День Памяти Павших Воинов Израиля|День памяти павших воинов Израиля]] и 10 тевета — день всеобщего каддиша (иом hа-каддиш hа-клали) по погибшим в [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофе]] родственникам, дата смерти которых неизвестна. | ||
{{ElevenCopyRight|11816|ЙОРЦАЙТ}} | {{ElevenCopyRight|11816|ЙОРЦАЙТ}} |
Версия 15:03, 22 мая 2012
Источник: | ||||||||
|
Йорцайт (יאָרצײַט, от йор, `год`, и цайт, `время`, идиш), годовщина смерти.
Содержание |
Йорцайт по еврейскому календарю
Ряд поминальных обрядов, которыми отмечают йорцайт близких родственников (родителей, детей, братьев, сестер, мужа, жены), а также особый церемониал, установленный для годовщин смерти выдающихся личностей и в память героев народа, совершаются по еврейскому календарю.
Обычай отмечать йорцайт родных имеет давнюю традицию, и хотя он не предписан Галахой как обязательный, связанные с ним обряды подробно рассматриваются в Шулхан арухе и других раввинистических трудах.
Предписание Талмуда
Предписание Талмуда чтить родителей и после их смерти (Кид. 31б) уже в период амораев реализовалось в соблюдении годовщины смерти по отцу, а также по учителю (Нед. 12а; Шву. 20б).
Из цитируемого Раши (комментарии к Иев. 122а) респонса эпохи гаонов явствует, что в период амораев было принято отмечать годовщину смерти выдающихся ученых вообще.
Термин «йорцайт»
Термин «йорцайт» впервые встречается в «Сефер hа-минхагим» («Книга обычаев») Ицхака Айзика Тырнау (14 в.) и настолько укоренился в обиходе, что им пользуются также многие общины восточных евреев (грузинских, бухарских, горских); у сефардов принят термин нахала (`удел`).
Обряды в йорцайт по родственникам
Важнейшим из обрядов в йорцайт по родственникам является чтение Каддиша. Отмечающему йорцайт (баал hа-йорцайт) предписывается также исполнять функции хаззана, а если йорцайт приходится на день чтения Торы в синагоге (в будни по понедельникам и четвергам, а также в субботу), его вызывают к ней. Чтец (баал коре) затем произносит заупокойную молитву Эль мале рахамим (см. Хазкарат нешамот). В субботу она произносится после чтения Торы в Минху.
В предшествующую йорцайту субботу баал hа-йорцайт обычно приглашается к чтению хафтары.
В вечер наступления йорцайта принято зажигать свечу, которая должна гореть целые сутки (нер нешама).
В йорцайт принято посещать могилу усопшего (если годовщина не приходится на субботу или праздник), изучать главы Мишны, начальные буквы которых образуют имя почившего, и раздавать милостыню. Некоторые отмечают йорцайт постом.
Йорцайт по выдающимся личностям
Установление традицией йорцайта выдающихся личностей: 7 адара — дата смерти Моисея, 6 сивана (праздник Шавуот) — день смерти царя Давида, 3 тишрей — пост Гдалии, 14 ияра и Лаг ба-омер — соответственно даты смерти Меира Баал hа-Неса (см. Меир) и Шимона бар Иохая, которые отмечаются паломничеством к их гробницам в Тверии и на горе Мерон.
Хасиды (см. Хасидизм) празднуют йорцайт своих цаддиков как дни их «вознесения».
Йорцайт по выдающимся личностям Государства Израиль
В Государстве Израиль отмечают также йорцайт выдающихся личностей: Т. Герцль, Х. Н. Бялик, В. Жаботинский (29 таммуза).
Всеобщие дни поминовения в Государстве Израиль
Как всеобщие дни поминовения соблюдаются в Израиле: 27 нисана (в диаспоре — 19 апреля) — День Катастрофы и героизма, посвященный, в частности, памяти павших при восстании в Варшавском гетто; 4 ияра — День памяти павших воинов Израиля и 10 тевета — день всеобщего каддиша (иом hа-каддиш hа-клали) по погибшим в Катастрофе родственникам, дата смерти которых неизвестна.