Игры (в еврейской традиции)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 34: Строка 34:
для игр в древности часто были орехи, фрукты, яйца, мячи, кости, камешки (ТИ. Таан. 4:8, 69а; Эр. 104а).  
для игр в древности часто были орехи, фрукты, яйца, мячи, кости, камешки (ТИ. Таан. 4:8, 69а; Эр. 104а).  
 +
=== В период Второго Храма ===
В период Второго [[Храм|храма]] получили распространение игры вавилонского, персидского, греческого и римского происхождения, о чем свидетельствуют их названия в Талмуде: надрашир, куббия (Кт. 61б; Санх. 24б). По-видимому, эти игры были близки к современным играм в кости, [[Шашки|шашки]] и [[Шахматы Появились В Индии Не Ранее 3 В|шахматы]].  
В период Второго [[Храм|храма]] получили распространение игры вавилонского, персидского, греческого и римского происхождения, о чем свидетельствуют их названия в Талмуде: надрашир, куббия (Кт. 61б; Санх. 24б). По-видимому, эти игры были близки к современным играм в кости, [[Шашки|шашки]] и [[Шахматы Появились В Индии Не Ранее 3 В|шахматы]].  
 +
=== Отношение к азартным играм ===
Законоучители Талмуда резко порицали предающихся азартным играм, например, заключающих пари на состязаниях голубей, игроков в кости и т. п.; свидетельские показания таких лиц считались не заслуживающими доверия (Санх. 3:3).
Законоучители Талмуда резко порицали предающихся азартным играм, например, заключающих пари на состязаниях голубей, игроков в кости и т. п.; свидетельские показания таких лиц считались не заслуживающими доверия (Санх. 3:3).
=== В средние века ===  
=== В средние века ===  
-
В средние века на еврейские игры оказало значительное влияние нееврейское окружение. В круг домашних развлечений вошли карты, шахматы, шашки, домино и т. д. Игра в карты сурово осуждалась раввинами, и картежники зачастую отстранялись от участия в религиозной и общественной жизни общины. Тот, кто в азартной игре причинял ближнему серьезный убыток, подвергался резкой критике; так, [[Маймонид]] сравнивал таких людей с разбойниками (Яд, Хилхот гзела 6:7). В 15 в. в еврейских общинах Болоньи, Форли и Гамбурга азартные игры были разрешены только по праздничным дням и для развлечения больного. Шахматы обычно считались респектабельной игрой. Так, [[Раши]] считал, что шахматы разгоняют скуку и заставляют сосредоточиться (к Кт. 61б). О шахматах писали философы, поэты посвящали им стихи (например, [[Ибн Эзра Аврахам|Аврахам Ибн Эзра]]). Однако иногда и эта игра подвергалась осуждению.
+
В средние века на еврейские игры оказало значительное влияние нееврейское окружение. В круг домашних развлечений вошли карты, шахматы, шашки, домино и т. д.  
-
К праздникам дети готовили в [[Хедер|хедере]] соответствующие игрушки. На [[Ханукка|Ханукку]] из дерева или свинца изготовлялся четырехгранный волчок (идиш — дрейдл, иврит — свивон). К [[Пурим|Пуриму]] делались грагеры (в [[Йемен|Йемене]] называвшиеся хирье) — трещотки, шумом которых дети заглушали имя [[Хаман|Хамана]] во время чтения в синагоге книги [[Эсфирь]]. На Пурим делали также куклы, изображающие Хамана, маски и маскарадные костюмы и устраивали представления (пуримшпил). На [[Песах]] дети играли в орехи. На [[Лаг Ба-Омер|Лаг ба-омер]] дети, вооружившись луками, проводили целый день в лесу, играя в войну под командой «лаг-ба-омерского генерала». В канун [[Ава Девятое|Девятого ава]] дети, вооружившись деревянными саблями, играли в войну, «сражаясь с турками за Страну Израиля». В сефардских (см. [[Сефарды]]) общинах и в Йемене мальчики разыгрывали на Ханукку сражение с греками. В Триполи на Ава девятое устраивались гонки на ослах (так как именно в этот день прибудет на осле [[Мессия]]); на [[Шавуот|Шавуот]] — как и в других восточных общинах — было принято обливать прохожих водой.
+
Игра в карты сурово осуждалась раввинами, и картежники зачастую отстранялись от участия в религиозной и общественной жизни общины. Тот, кто в азартной игре причинял ближнему серьезный убыток, подвергался резкой критике; так, [[Маймонид]] сравнивал таких людей с разбойниками (Яд, Хилхот гзела 6:7). В 15 в. в еврейских общинах Болоньи, Форли и Гамбурга азартные игры были разрешены только по праздничным дням и для развлечения больного.  
-
Евреи всех возрастов увлекались игрой в слова, зачастую основанной на библейских текстах. Большой популярностью пользовалась игра «самех-пэ», основанная на знании наизусть деления текста [[Пятикнижие|Пятикнижия]] на абзацы. В игре «Моше», особенно популярной у детей, выигрывал тот, кто, листая Библию, первый находил среди последних букв страницы буквы, составляющие имя [[Моисей|Моисея]]. Были распространены игры, основанные на [[Гематрия|гематрии]], в которых нужно было придумывать слова и фразы с одинаковыми числовыми значениями, образуемыми совокупностью составляющих их букв (см. также [[Алфавит]]). Популярностью пользовалось составление [[Акростих|акростихов]]. Так, Аврахам Ибн Эзра писал арифметические задачи акростихами. [[Иехуда hа-Леви|Иехуда hа-Леви]] сочинял загадки в стихах.
+
Шахматы обычно считались респектабельной игрой. Так, [[Раши]] считал, что шахматы разгоняют скуку и заставляют сосредоточиться (к Кт. 61б). О шахматах писали философы, поэты посвящали им стихи (например, [[Ибн Эзра Аврахам|Аврахам Ибн Эзра]]). Однако иногда и эта игра подвергалась осуждению.
-
В 20 в. в еврейскую среду проникают гимнастические и спортивные игры, которые постепенно вытеснили большинство традиционных игр и развлечений. Исследованию истории игры у евреев посвятили много внимания Иом-Тов Левинский (1899–1973) и [[Алмагор, Дан|Дан Алмагор]]. Развитию новых игр для детей разных возрастов (в частности — в Израиле) и их приспособлению к дидактическим и физкультурным целям в значительной мере способствовали Маргалит и Уриэль Акавия (родились в 1918 г. и 1911 г. соответственно) и другие. См. также [[Спорт]].
+
=== Участие детей ===
 +
 
 +
К праздникам дети готовили в [[Хедер|хедере]] соответствующие игрушки. На [[Ханукка|Ханукку]] из дерева или свинца изготовлялся четырехгранный волчок (идиш — дрейдл, иврит — свивон).
 +
 
 +
К [[Пурим|Пуриму]] делались грагеры (в [[Йемен|Йемене]] называвшиеся хирье) — трещотки, шумом которых дети заглушали имя [[Хаман|Хамана]] во время чтения в синагоге книги [[Эсфирь]]. На Пурим делали также куклы, изображающие Хамана, маски и маскарадные костюмы и устраивали представления (пуримшпил). На [[Песах]] дети играли в орехи.
 +
 
 +
На [[Лаг Ба-Омер|Лаг ба-омер]] дети, вооружившись луками, проводили целый день в лесу, играя в войну под командой «лаг-ба-омерского генерала».
 +
 
 +
В канун [[Ава Девятое|Девятого ава]] дети, вооружившись деревянными саблями, играли в войну, «сражаясь с турками за Страну Израиля». В сефардских (см. [[Сефарды]]) общинах и в Йемене мальчики разыгрывали на Ханукку сражение с греками.
 +
В Триполи на Ава девятое устраивались гонки на ослах (так как именно в этот день прибудет на осле [[Мессия]]); на [[Шавуот|Шавуот]] — как и в других восточных общинах — было принято обливать прохожих водой.
 +
=== Увлечение евреев всех возрастов ===
 +
 +
Евреи всех возрастов увлекались игрой в слова, зачастую основанной на библейских текстах. Большой популярностью пользовалась игра «самех-пэ», основанная на знании наизусть деления текста [[Пятикнижие|Пятикнижия]] на абзацы.
 +
 
 +
В игре «Моше», особенно популярной у детей, выигрывал тот, кто, листая Библию, первый находил среди последних букв страницы буквы, составляющие имя [[Моисей|Моисея]].
 +
 
 +
Были распространены игры, основанные на [[Гематрия|гематрии]], в которых нужно было придумывать слова и фразы с одинаковыми числовыми значениями, образуемыми совокупностью составляющих их букв (см. также [[Алфавит]]).
 +
 
 +
Популярностью пользовалось составление [[Акростих|акростихов]]. Так, Аврахам Ибн Эзра писал арифметические задачи акростихами. [[Иехуда hа-Леви|Иехуда hа-Леви]] сочинял загадки в стихах.
 +
=== В двадцатом веке ===
 +
В 20 в. в еврейскую среду проникают гимнастические и спортивные игры, которые постепенно вытеснили большинство традиционных игр и развлечений.  
 +
 
 +
Исследованию истории игры у евреев посвятили много внимания Иом-Тов Левинский (1899–1973) и [[Алмагор, Дан|Дан Алмагор]].  
 +
 
 +
Развитию новых игр для детей разных возрастов (в частности — в Израиле) и их приспособлению к дидактическим и физкультурным целям в значительной мере способствовали Маргалит и Уриэль Акавия (родились в 1918 г. и 1911 г. соответственно) и другие. См. также [[Спорт]].
{{ElevenCopyRight|11679|ИГРЫ}}
{{ElevenCopyRight|11679|ИГРЫ}}
-
[[Категория:ФОЛЬКЛОР.  ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО]]  
+
   
[[Категория:Еврейское народное творчество]]
[[Категория:Еврейское народное творчество]]

Версия 20:27, 16 мая 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Игры.

Содержание

В Библии

В Библии неоднократно упоминаются различные игры, распространенные у евреев; среди них — основанные на отгадывании загадок (Суд. 14:12; I Ц. 10:1–3), спортивные и военные (I Сам. 20:20–21; Иер. 12:5 и другие).

В талмудической литературе

В талмудической (см. Талмуд) литературе сохранились описания массовых игр, устраивавшихся в ночь праздника Водочерпания (Симхат бет hа-шоэва), приходившегося на Суккот (Сук. 5:1–4); в этих играх участвовали также лица, облеченные высоким авторитетом, например Гилель (Старший) и рабби Шимон бен Гамлиэль (Тосеф., Сук. 4:1–5).

для игр в древности часто были орехи, фрукты, яйца, мячи, кости, камешки (ТИ. Таан. 4:8, 69а; Эр. 104а).

В период Второго Храма

В период Второго храма получили распространение игры вавилонского, персидского, греческого и римского происхождения, о чем свидетельствуют их названия в Талмуде: надрашир, куббия (Кт. 61б; Санх. 24б). По-видимому, эти игры были близки к современным играм в кости, шашки и шахматы.

Отношение к азартным играм

Законоучители Талмуда резко порицали предающихся азартным играм, например, заключающих пари на состязаниях голубей, игроков в кости и т. п.; свидетельские показания таких лиц считались не заслуживающими доверия (Санх. 3:3).

В средние века

В средние века на еврейские игры оказало значительное влияние нееврейское окружение. В круг домашних развлечений вошли карты, шахматы, шашки, домино и т. д.

Игра в карты сурово осуждалась раввинами, и картежники зачастую отстранялись от участия в религиозной и общественной жизни общины. Тот, кто в азартной игре причинял ближнему серьезный убыток, подвергался резкой критике; так, Маймонид сравнивал таких людей с разбойниками (Яд, Хилхот гзела 6:7). В 15 в. в еврейских общинах Болоньи, Форли и Гамбурга азартные игры были разрешены только по праздничным дням и для развлечения больного.

Шахматы обычно считались респектабельной игрой. Так, Раши считал, что шахматы разгоняют скуку и заставляют сосредоточиться (к Кт. 61б). О шахматах писали философы, поэты посвящали им стихи (например, Аврахам Ибн Эзра). Однако иногда и эта игра подвергалась осуждению.

Участие детей

К праздникам дети готовили в хедере соответствующие игрушки. На Ханукку из дерева или свинца изготовлялся четырехгранный волчок (идиш — дрейдл, иврит — свивон).

К Пуриму делались грагеры (в Йемене называвшиеся хирье) — трещотки, шумом которых дети заглушали имя Хамана во время чтения в синагоге книги Эсфирь. На Пурим делали также куклы, изображающие Хамана, маски и маскарадные костюмы и устраивали представления (пуримшпил). На Песах дети играли в орехи.

На Лаг ба-омер дети, вооружившись луками, проводили целый день в лесу, играя в войну под командой «лаг-ба-омерского генерала».

В канун Девятого ава дети, вооружившись деревянными саблями, играли в войну, «сражаясь с турками за Страну Израиля». В сефардских (см. Сефарды) общинах и в Йемене мальчики разыгрывали на Ханукку сражение с греками. В Триполи на Ава девятое устраивались гонки на ослах (так как именно в этот день прибудет на осле Мессия); на Шавуот — как и в других восточных общинах — было принято обливать прохожих водой.

Увлечение евреев всех возрастов

Евреи всех возрастов увлекались игрой в слова, зачастую основанной на библейских текстах. Большой популярностью пользовалась игра «самех-пэ», основанная на знании наизусть деления текста Пятикнижия на абзацы.

В игре «Моше», особенно популярной у детей, выигрывал тот, кто, листая Библию, первый находил среди последних букв страницы буквы, составляющие имя Моисея.

Были распространены игры, основанные на гематрии, в которых нужно было придумывать слова и фразы с одинаковыми числовыми значениями, образуемыми совокупностью составляющих их букв (см. также Алфавит).

Популярностью пользовалось составление акростихов. Так, Аврахам Ибн Эзра писал арифметические задачи акростихами. Иехуда hа-Леви сочинял загадки в стихах.

В двадцатом веке

В 20 в. в еврейскую среду проникают гимнастические и спортивные игры, которые постепенно вытеснили большинство традиционных игр и развлечений.

Исследованию истории игры у евреев посвятили много внимания Иом-Тов Левинский (1899–1973) и Дан Алмагор.

Развитию новых игр для детей разных возрастов (в частности — в Израиле) и их приспособлению к дидактическим и физкультурным целям в значительной мере способствовали Маргалит и Уриэль Акавия (родились в 1918 г. и 1911 г. соответственно) и другие. См. также Спорт.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ИГРЫ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация