Палеография Ближнего Востока

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Avner (Обсуждение | вклад)
м (переименовал «Палеография (ЭЕЭ)» в «Палеография Ближнего Востока»)

Версия 11:16, 7 марта 2012


Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана




Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья



Палеография Палеография. Рис. 1. Сравнительная таблица знаков протосинайских и протоханаанских надписей


Палеография. Искусство письма возникло и распространилось на Ближнем Востоке в 3 тыс. до н. э.; здесь было изобретено свое пиктографическое, иероглифическое (в Египте), клинописное слоговое (в Месопотамии) и, наконец, первое в мире алфавитное письмо (см. Алфавит; см. также Угарит).

Содержание

Материалы и орудия письма

. Древнейшим писчим материалом был камень. На древнем Ближнем Востоке существовали три основные типа надписей на камне: монументальные публичные надписи, письма, записи и ученические упражнения на мягком дешевом камне и печати из полудрагоценных камней. Использование камня как писчего материала древними израильтянами отразилось в библейском повествовании о высеченных на двух каменных плитах Десяти заповедях (Исх. 24:12; 34:1; Втор. 4:13). После прибытия в Ханаан израильтяне высекли текст Завета на обмазанных известью камнях (Втор. 27:2–3; ИбН. 8:32; ср. 24:25–26). Многочисленные печати, обнаруженные в Эрец-Исраэль и на соседних территориях, наряду с изображением различных сцен обычно несут надпись с указанием имени владельца, титула, имен предков и т. п.; некоторые печати удостоверяли стандартные меры (см. Веса и меры) или подлинность писем и документов (I Ц. 21:8; Эсф. 8:8). Памятником письма на мягком камне является так называемый Гезерский календарь (см. Гезер). Папирус (см. Папирусы), служивший основным материалом письма в древнем Египте, был в ходу в Ханаане, по меньшей мере, уже с 11 в. до н. э., о чем свидетельствует египетское сочинение «Путешествие Ун-Амуна (Унуамона)» (фараон отправляет 500 свитков папируса царю Библа в обмен на ливанские кедры). Однако в Библии не упоминается папирус как писчий материал. Древнейшие обнаруженные еврейские папирусы датируются 8 в. до н. э.; особый интерес представляют собой еврейские папирусы из Элефантины в Египте (конец 5 в. до н. э.); некоторые из Мертвого моря свитков также написаны на папирусе. В странах так называемого Плодородного полумесяца материалом для письма часто служили соответствующим образом выделанные бараньи, козьи и телячьи шкуры. Первоначально технология их обработки позволяла использовать для письма лишь наружную сторону шкуры. Технология была усовершенствована в эллинистическом Пергаме, откуда произошло название нового материала — пергамент. Хотя до сих пор древнейшими найденными документами на коже остаются кумранские рукописи (см. Кумран; Мертвого моря свитки), нет сомнения, что выделанные шкуры служили основным писчим материалом в период Первого и Второго храма. Наиболее многочисленные письменные памятники — надписи на керамических сосудах и на черепках — остраконы. На сосудах обычно написано имя владельца, мера емкости или посвящение. Остраконы служили для писем, списков имен и товаров, налоговых реестров и т. п. В Месопотамии как писчий материал использовались таблички из мягкой глины, которые затем подвергались обжигу (ср. Иех. 4:1). В древности применялись для письма и металлические пластинки (например, так называемый Медный свиток, один из свитков Мертвого моря), дерево (упоминается в Библии — Иех. 37:16–23) и слоновая кость. Обнаружены многочисленные еврейские граффити — надписи на стенах, посуде и на скалах, древнейшие из них восходят к библейским временам. В зависимости от типа писчего материала использовались различные орудия письма. В еврейских источниках упоминаются два резца для письма на камне: эт барзел (буквально 'железное перо') и циппорен шамир ('корундовое перо'). Херет, по-видимому, обозначал резец для письма на металле или дереве. Эт софер (буквально 'перо писца'), по-видимому, обозначает камышовую кисточку, которой писали чернилами на папирусе, коже и остраконах. В конце 3 в. до н. э. греческие писцы в Египте изобрели тростниковое перо с заостренным и раздвоенным концом; такое перо — калам — вошло в употребление в средние века в ашкеназских общинах (см. Ашкеназы) и до сих пор используется переписчиками Торы — софрей стам (см. Писец). Чернила (дье) упоминаются в Библии (Иер. 36:18). Большая часть свитков Мертвого моря написана угольными чернилами и лишь незначительная — красными охряными чернилами (оба типа изобретены в Египте). Древнейшее алфавитное письмо на территории Эрец-Исраэль. В 1905 г. на Синае были обнаружены так называемые протосинайские надписи, датируемые серединой 2 тыс. до н. э. Они представляют собой пиктограммы с небольшим количеством знаков (предположительно — 27), имеющих акрофоническое значение (знак символизирует не изображаемый предмет, а первый звук соответствующего слова). Таким образом, это письмо фактически алфавитное, язык — западносемитский. Позднее подобные надписи были обнаружены и в других местах Эрец-Исраэль, причем некоторые из них (из Шхема, Гезера и Лахиша) древнее протосинайских. Письмо этих надписей получило название протоханаанского, оно послужило источником всех алфавитных систем письма, так как основанное на нем финикийское письмо повлияло на развитие еврейских алфавитов: древнего еврейского (палеоеврейского), а через посредство арамейского — так называемого квадратного еврейского (рис. 1, 2, 3). Протоханаанские надписи делались вертикально или горизонтально (иногда бустрофедоном, то есть с переменным направлением письма). К 11 в. до н. э., когда развился линейный шрифт, число знаков свелось до 22-х согласных и установилось направление письма справа налево; протоханаанское письмо трансформировалось в финикийское. Израильтяне усвоили финикийское письмо через ханаанеев; как можно судить по некоторым признакам, уже с 9 в. до н. э. из финикийского письма начинает развиваться еврейский алфавит, причем древнейшие памятники, в которых присутствуют специфические еврейские черты, — это надписи того же века, обнаруженные в Моаве, в первую очередь, Меши стела. Тот факт, что еврейские надписи 8 в. имеют ряд специфических особенностей, свидетельствует, что уже к 9 в. установилась еврейская национальная традиция письма. Развитие еврейского национального алфавита из финикийского было процессом превращения последнего в скоропись: лапидарные начертания финикийского письма сменялись скорописными. Еврейские надписи 8–6 вв. до н. э. на твердых материалах сделаны шрифтом, имитирующим даже утолщение и утончение линий, характерное для скорописи чернилами. Это письмо сохранилось во время пленения вавилонского и, по-видимому, еще долгое время служило нормой книжного алфавита для писцов; во всяком случае, легенды на подавляющем числе монет эпохи Хасмонеев, а также времен Иудейской войны I и Бар-Кохбы восстания выполнены древнееврейским (палеоеврейским) письмом. Однако в 5 в. до н. э. арамейский язык превратился в официальное средство международного общения, и арамейское письмо получило распространение также в Эрец-Исраэль. Арамеи усвоили финикийский алфавит в 11–10 вв. до н. э., однако уже в середине 8 в. арамейская скоропись приобретает специфические, только ей одной присущие черты. Основное направление эволюции арамейского письма — упрощение начертания знаков. В конце 7 в. – 6 в. до н. э. усвоенное моавитянами (см. выше) и идумеями (см. Эдом) палеоеврейское письмо начинает обнаруживать влияние арамейского письма. Многие народы Ближнего Востока пользовались арамейским языком как вторым, а зачастую как основным языком общения. В персидскую эпоху существовал арамейский лапидарный шрифт, однако влияние арамейской скорописи было столь велико, что многие надписи на твердом материале делались скорописным шрифтом. Лапидарный шрифт вышел из употребления в конце 4 в. до н. э., в то время как арамейской скорописью пользовались около 100 лет после падения империи персов в 330 г. до н. э. В 3–2 вв. до н. э. из арамейского письма начинают развиваться местные алфавиты: на западе складываются еврейский квадратный шрифт и набатейскии (см. Набатеи). Квадратный еврейский шрифт унифицирован в эпоху Ирода и до наших дней не претерпел существенных изменений. Талмуд (Санх. 21б) приписывает введение арамейского («ассирийского») письма Эзре, принесшему его из вавилонского изгнания. Однако арамейский язык и письмо проникали в Иудею и через персидскую администрацию. Арамейский язык сначала стал разговорным языком высших классов еврейского общества, а затем — и остального народа. По-видимому, в персидскую эпоху арамейское письмо использовалось только для текстов на арамейском языке. Но уже во второй половине 3 в. до н. э., как свидетельствуют найденные в Кумране фрагменты библейской книги Исход, начинается процесс трансформации арамейского алфавита в национальный еврейский. С этого времени древнееврейское (палеоеврейское) письмо употребляется только для еврейских текстов, а арамейское — как для арамейских, так и для еврейских текстов. В конце эпохи Хасмонеев — начале эпохи Ирода начинает формироваться еврейская скоропись, которая, как и всякая скоропись, тяготеет к закругленному начертанию букв и их соединению. Сохранились надписи скорописью на оссуариях, однако основную массу скорописного материала представляют папирусы и письма Бар-Кохбы и его сподвижников. Квадратный шрифт в этот период обнаруживает влияние скорописи — некоторые библейские рукописи и основная часть юридических документов написаны полускорописным или полуквадратным письмом. Развившийся в этот период скорописный шрифт, видимо, исчез вскоре после поражения восстания Бар-Кохбы, а новый скорописный шрифт развился из квадратного шрифта.

Скорописный шрифт

. Естественно, что письма, заметки, записи, юридические документы и т. п. не требовали такого тщательного и аккуратного исполнения письма, как книжные тексты. Пишущий не стремился к точному воспроизведению букв квадратного письма, а лишь к сохранению общей структуры графемы (рис. 4). С течением времени структуры скорописных графем все более отдаляются от исходных: опускаются некоторые детали и соединяются прежде писавшиеся отдельно линии. Развившийся скорописный шрифт уже нельзя назвать просто упрощенным квадратным письмом. Скоропись Эрец-Исраэль, а также сирийская, наиболее ранние образцы которой восходят к первым векам н. э., сохранялась вплоть до 8–10 вв. (рис. 5), и окончательные формы знаков сформировались лишь к 11 в. (рис. 6). Однако и в своей окончательной форме эта скоропись обнаруживает связь с квадратным шрифтом. Характерные для нее начертания: соединение «крышечкой» правой нижней и левой черт буквы алеф, в то время как правая верхняя черта возвышается над строкой; четкое различие в начертании букв бет и каф; лишь две черты в букве ламед; слитное написание конечного мем с предшествующей буквой; написание средней черты буквы шин как короткой изогнутой линии, соединяющейся с верхним концом левой черты буквы. Особый скорописный шрифт существовал в Негеве со второй половины 1 в. до н. э. до конца восстания Бар-Кохбы (рис. 7). Его исчезновение свидетельствует о том, что он не являлся стадией в развитии скорописного письма Эрец-Исраэль. Египетская скоропись (еврейские письма) возникает, по-видимому, в 8 в. и окончательно формируется к 9–10 вв. (рис. 8 и 9). В ее развитой форме буква алеф фигурирует как в скорописном, так и в квадратном начертании; конечный мем не пишется слитно; левая вертикальная черта буквы тав, как правило, почти неотличима от верхней черты. Спустя четыре столетия (рис. 10) алеф приобретает более «скорописное» начертание; конечный хе пишется слитно с предшествующей буквой и представляет собой длинную S-образную линию. Вавилонская скоропись в ее наиболее ранней форме представлена в надписи 5–6 вв. (рис. 11). Самый древний из дошедших до нас образцов развитого шрифта этого типа относится к 11 в. (рис. 12). Буква алеф имеет K-образное начертание. Персидская скоропись. Древнейшие дошедшие до нас образцы этого стиля относятся к 11 в. и представляют собой вполне сформировавшееся скорописное письмо (рис. 13). Буква алеф встречается в K-образной и в N-образной форме; хе и тав не обнаруживают тенденции к слиянию двух вертикальных черт. Йеменская (теймани) скоропись. Наиболее ранний образец восходит к 12 в. (рис. 14) и не является ярко выраженным скорописным шрифтом. Магрибская (маарави) скоропись. Первые свидетельства этого североафриканского шрифта относятся к 11 в. (рис. 15). Буква алеф имеет K-образную форму; правая черта буквы мем не имеет внизу поворота влево, а левая ее черта равна по длине правой. К 15 в. эта скоропись приобрела выраженный характер декора (рис. 16), что делало чтение весьма затруднительным. Трудность усугублялась слитным написанием буквы, завершающейся движением справа налево, с последующей буквой; написанием буквы вав после букв бет, каф и иногда далет слитно с ними и под строкой; хе в конечной позиции соединялась с предшествующей буквой реш и писалась под ней; йод писалась внутри предшествующих бет или каф. Буква алеф имеет также особую конечную форму, хе представляет собой горизонтальную S-образную линию; конечный мем тяготеет к овальной форме; самех пишется с длинным хвостиком; правая черта в букве цадэ и конечный цадэ пишутся под строкой; верхняя горизонтальная черта и правая вертикальная черта буквы тав слились в одну изогнутую линию, с концом которой соединяется левая черта буквы. Сефардская скоропись (см. Сефарды) сложилась к началу 11 в. (рис. 17). Алеф имеет K-образное начертание, однако в конечной и реже в срединной позиции две правые черты приподняты и соединяются с верхней частью левой черты; в лигатуре алеф-ламед алеф сохраняет квадратную форму; правая часть буквы тет обычно находится в верхней части строки; левая черта буквы самех обычно пишется небрежно, так что эта буква по своему начертанию совпадает с конечным мем. Греческая (иевани) скоропись. На рис. 18 представлен ранний образец этого шрифта, сложившегося в Великой Греции (в Италии). В своей развитой форме (рис. 19) это письмо напоминает отчасти сефардскую скоропись, отчасти — восточные скорописные стили. Наиболее характерно специфическое написание букв алеф, далет, хе, заин и тав. Хе и тав появляются в разных формах — более и менее скорописных. Типичными для греческой скорописи являются загиб вправо и жирная точка в нижнем конце букв далет и заин. Итальянская (италки) скоропись развилась в Великой Греции из греческого стиля. На рис. 20 представлен образец развитой скорописи этого типа. В 13–16 вв. происходит радикальное изменение стиля (рис. 21). Две вертикальные черты буквы хе пишутся слитно, причем левая черта остается на своем месте; нижняя черта в букве ламед пишется крестообразно; самех имеет круглое начертание; пэ выглядит как расположенная горизонтально цифра 8. Французская (царфати) скоропись (рис. 22) во многом напоминает итальянскую, однако представляет собой самостоятельный стиль. Французское письмо является вполне развитой скорописью, хотя начертание букв не утрачивает своей структурной связи с квадратным шрифтом; наиболее характерны в этом отношении буквы алеф, ламед, мем, конечное пэ и шин. Ашкеназская скоропись развилась из французской и в 13 в. (рис. 23) практически не отличалась от нее. Однако в последующие три столетия произошли существенные изменения (рис. 24): буквы далет и заин заканчиваются внизу изгибом, открытым влево; тет имеет V-образную форму; средняя часть буквы ламед исчезла, и буква превратилась в почти прямую линию; буква мем тяготеет к H-образной форме. Караимская скоропись (см. Караимы) представлена двумя разновидностями. Для греческо-караимского типа (рис. 25) характерен алеф, у которого обе правые черты приподняты; гимел, напоминающий нун; тет, возвышающийся над строкой; ламед, утративший среднюю черту; левая черта в букве мем длинная и начинается выше строки; конечный мем — круглой формы; самех также имеет круглую форму, однако с хвостиком слева; внутренняя черта в букве шин соединена с верхом левой черты. Крымская греческо-караимская скоропись (рис. 26) структурно мало отлична от предыдущей, однако рисунок письма иной. Основное структурное отличие — в начертании букв далет и заин, в которых вертикальная линия заканчивается внизу поворотом вправо.

Квадратный шрифт

принадлежит к арамейской ветви семитского письма (рис. 27). К концу 4 в. до н. э. начертание еврейского письма уже близко к той окончательной форме, которую оно приобрело в 1 в. до н. э. – 1 в. н. э. (рис. 28, 29, 30, 31). В своем окончательном виде буквы квадратного шрифта весьма отличны от исходных форм; на рис. 32 представлены шесть последовательных стадий эволюции конечного мем.

К 7 в. почти все буквы еврейского алфавита имели горизонтальный верх, а многие — также и горизонтальное основание (рис. 33). Буквы как бы вписываются в вытянутый вверх прямоугольник, откуда и происходит условное название этого шрифта — квадратный, хотя весьма редко невидимая рамка представляла собой квадрат. В определенные периоды и в некоторых местностях буквы не были прямоугольной формы: верх и низ букв оставался горизонтальным, в то время как поперечные линии имели наклон. В дальнейшем изменения происходили очень медленно и затрагивали не структуру букв, а стиль написания. Особым стилистическим приемом, развившимся после 6–7 вв. было расширение букв алеф, хе, ламед, тав и конечного мем для заполнения концов строк (так называемые литере дилатабилес), чтобы все строки были одинаковой длины. Наряду с Сефер-Торой, тфиллин и мезузами квадратным шрифтом писались библейские, литургические и талмудические книги. Некоторые формы букв использовались исключительно в свитках Торы. Хотя все больше и больше евреев жило вне Эрец-Исраэль, длительное время не происходило дифференциации местных шрифтов, однако постепенно сложились местные стилистические формы квадратного алфавита. Основные типы квадратного шрифта, сложившиеся в разных еврейских культурных центрах: ашкеназский в Германии и в других местах расселения ашкеназов, вавилонский, египетский, итальянский, магрибский, шрифт Эрец-Исраэль (сирийский), персидский, сефардский на Иберийском полуострове и в других сефардских общинах, йеменский (теймани), греческий (иевани) на Балканах и в Крыму и французский (царфати) в Северной Франции; караимы выработали три собственных основных типа. Ввиду малого числа обнаруженных ранних свидетельств трудно установить генетические связи между этими группами. По-видимому, сефардский тип квадратного шрифта развился из магрибского, будучи, таким образом, ответвлением израильско-вавилоно-египетской группы. Возможно, что персидский и йеменский типы произошли от вавилонского. Что касается ашкеназского типа, он, несомненно, является продолжением типа царфати. Египетский квадратный шрифт. Древнейший известный образец этого типа — каллиграфически выполненная рукопись Библии, датируемая приблизительно 5 в. н. э. (рис. 34). Заключительная стадия развития египетского каллиграфического стиля была достигнута в 10–11 вв. и характеризуется сравнительно жирными горизонтальными чертами (рис. 35). Персидский квадратный шрифт предположительно развился из вавилонского, однако уже наиболее ранние из сохранившихся образцов этого типа вполне от него отличаются. Персидский стиль (рис. 36) гораздо менее формален и регулярен, чем египетский, и лишен монументальности. Горизонтальные черты очень жирные, а вертикальные — тонкие. Йеменский (теймани) квадратный шрифт засвидетельствован приблизительно с 12 в. (рис. 37). Подобно персидскому типу, в йеменском резко выражен контраст между жирными горизонтальными и тонкими вертикальными чертами букв; как и персидский тип, йеменский не слишком регулярен и формален. Магрибский (маарави) квадратный шрифт. Наиболее древняя рукопись этого типа (рис. 38) обнаруживает более близкое родство с израильским, нежели с египетским и вавилонским квадратным письмом. Контраст в толщине горизонтальных и вертикальных черт соблюдается, однако не столь резок, как в предыдущих типах. Сефардский квадратный шрифт почти идентичен магрибскому. Древнейший сефардский манускрипт 9–10 вв. (рис. 39) написан с резко выраженным контрастом между жирными горизонтальными и тонкими вертикальными чертами. По сравнению с израильско-сирийской и египетско-вавилонской группой раннее сефардское письмо значительно менее формализовано. К 12 в. письмо становится более формализованным, графически гармоничным и регулярным без излишней жесткости (рис. 40). Сефардский тип письма не ограничивается Иберийским полуостровом, он получил распространение в Провансе, Лангедоке и Венеции. После изгнания евреев из Испании в 1492 г. началась дивергенция между сефардским стилем к северу от Пиренеев и сефардским стилем в новых сефардских общинах, а также и среди последних. Тип, принятый в наиболее значительной сефардской общине — турецкой — служит образцом сефардского типа. Греческий (иевани) квадратный шрифт. Наиболее древним образцом этого типа является эпитафия 2 в. из Малой Азии (рис. 41). Рукопись 10 в. свидетельствует о существовании каллиграфического библейского квадратного стиля (рис. 42). Итальянский квадратный шрифт впервые засвидетельствован надписями приблизительно 300 г. (рис. 43); старейшая рукопись датируется 979 г. (рис. 44). Для букв характерен резкий контраст между жирными и тонкими чертами. Стиль письма совершенно не похож на современные ему восточные стили и на сефардский и магрибский стили. В 15 в. контраст в толщине черт достиг такой степени (возможно, под влиянием ашкеназского стиля), что рисунок письма выглядит так, как будто он состоит только из горизональных линий. Французский (царфати) квадратный шрифт, возникший в Северной Франции, обнаруживает определенное сходство с итальянским, однако невозможно сказать, является ли это следствием их родства или результатом сходного, однако независимого развития. Древнейшие сохранившиеся манускрипты, выполненные французским шрифтом, датируются 12 в. (рис. 45). Различие в толщине черт резко выражено. Этот тип был распространен и в Англии, куда северофранцузские евреи прибыли во времена норманнов. С изгнанием евреев из Англии в 1290 г. и из Франции в 1349 г. этот тип письма исчез. Ашкеназские типы квадратного письма. Наиболее ранние образцы этого типа практически неотделимы от французского и, следовательно, происходят от последнего, что находит подтверждение в ашкеназской традиции. Первые памятники ашкеназского шрифта — эпитафии 11 в.; рукописи сохранились лишь начиная с 12 в. Если в эпитафии 1082 г. (рис. 46) нет контраста жирных и тонких черт, характерного для других типов квадратного письма этого времени, то в древнейшем ашкеназском манускрипте, датируемом 1236 г. (рис. 47), этот контраст есть. К 15 в. утвердилась доминирующая роль горизонтальных линий в рисунке письма: в дополнение к большей толщине горизонтальные черты удлинены, так что буквы растянуты в ширину; кроме того, буквы имеют специфический легкий наклон влево, характерный для всех разновидностей ашкеназского квадратного шрифта (рис. 48). Караимские типы квадратного шрифта — южный в Египте и Эрец-Исраэль, греческо-караимский в Византии и персидско-караимский.

«Раввинский» шрифт

. Скоропись иногда использовалась в качестве книжного шрифта. В этих случаях буквы выписывались с особой тщательностью и аккуратностью, что, однако, вело не к приближению к квадратному шрифту, а к выработке самостоятельного орнаментального шрифта, условно называемого раввинским. «Раввинский» шрифт Эрец-Исраэль (сирийский). Этот тип (рис. 49) характеризуется K-образным начертанием буквы алеф, исчезновением поперечной черты в букве ламед, отсутствием базисной черты в букве мем; конечный нун начинается изогнутой линией у основания строки и потому сравнительно короток; внутренняя черта в букве шин тяготеет к изогнутости и соединяется с верхней частью левой черты. Египетский «раввинский» шрифт (рис. 50), как и предыдущий, принадлежит к основному типу «раввинского» шрифта. Две правые черты K-образного алефа сходятся у вершины левой черты; левая черта буквы тет двойной высоты и возвышается над строкой; ламед состоит из двух черт; мем не имеет базисной черты; конечный нун начинается несколько ниже верха строки; самех имеет круглую форму; средняя черта буквы шин представляет собой изогнутую линию, соединяющуюся с вершиной левой черты. Вавилонский «раввинский» шрифт (рис. 51) также принадлежит к основному типу этого вида письма. Алеф в лигатуре алеф-ламед сохраняет правую часть алефа неизменной; внутренняя черта буквы шин соединяется с серединой левой черты. Персидский «раввинский» шрифт (рис. 52) обладает специфическим рисунком, хотя в начертании отдельных букв нет ничего необычного. Основная причина необычности рисунка — толщина горизонтальных черт, вследствие чего расстояние между верхней и нижней горизонтальными чертами буквы уменьшается. Буква алеф имеет M-образное начертание, причем нижний правый угол приподнят до середины строки; заин имеет смягченную Z-образную форму; средняя черта буквы ламед превратилась в вершину кривой, образующей нижнюю часть буквы; мем не имеет базисной черты; внутренняя черта буквы шин — маленькая горизонтальная кривая. Йеменский (теймани) «раввинский» шрифт (рис. 53) характеризуется, как и предыдущий, жирными горизонтальными чертами и соответствующим сужением пространства между верхними и нижними частями букв. В букве алеф правая нижняя черта превратилась в горизонтальную, идущую вдоль верхней линии строки; часть алеф в лигатуре алеф-ламед имеет угловатую форму; буква заин имеет крестообразное начертание и меньше остальных букв; тет сходен с ашкеназской скорописной формой, однако сохраняет внутренний загиб; средняя черта буквы ламед — прямая горизонтальная линия; правая черта буквы мем лишь изредка с коротким основанием; конечный мем отличается от буквы самех отсутствием левой черты, которая зачастую превращается в хвостик; все вертикальные черты имеют наклон влево. Спустя три столетия рисунок письма выглядит иначе, хотя формы графем почти не изменились (рис. 54). В частности, горизонтальные черты гораздо менее жирные, нежели в более ранних образцах. Магрибский (маарави) «раввинский» шрифт (рис. 55) представляет собой скоропись, отличающуюся каллиграфичностью и единообразием написания графем. В рукописи 1401 г. (рис. 56) параллельность вертикальных линий доведена до совершенства; декоративный эффект еще более усиливается высоким и узким начертанием букв. Правая часть буквы алеф приподнята и миниатюрна; гимел имеет форму прямого угла; конечный мем представляет собой овал в верхней части строки; самех представляет собой треугольник. Сефардский «раввинский» шрифт (рис. 57) сохраняет квадратное написание ряда букв (хе, мем, шин и других). Буква алеф имеет K-образную форму; средняя черта буквы ламед сливается с нижней, образуя вертикальный полукруг; конечный мем тяготеет к округлой форме, самех имеет вид квадрата, шин состоит из базисной черты и трех параллельных вертикальных черт, средняя из которых часто не касается базисной черты. В 15 в. этот шрифт достиг своей наивысшей декоративности (рис. 58): буквы узки и образуют тесный ряд, а вертикальные линии, заканчивающиеся движениями пера влево, касаются следующей буквы; когда правая вертикальная черта не обращена влево внизу строки, она обрывается на середине строки. Обычно этот шрифт называют шрифтом Раши, потому что с изобретением книгопечатания его комментарии к Библии и Талмуду набирались сефардским «раввинским» шрифтом (ср. рис. 59). В 13 в. в Провансе сформировался особый провансальский тип сефардского «раввинского» шрифта (рис. 60). Греческий (иевани) «раввинский» шрифт (рис. 61) отличается особой четкостью письма. Буква алеф имеет X-образную структуру, причем черта, идущая справа налево, имеет форму наклонной тильды (изогнутой линии), а черта слева направо фактически образована двумя отдельными черточками; вертикальные черты в букве далет и хе завершаются внизу поворотом вправо. Итальянский «раввинский» шрифт. Древнейший из сохранившихся образцов этого типа — рукопись 11 в. (рис. 62) — представляет собой вполне сложившийся шрифт, который, однако, еще не достиг вершины своего каллиграфического развития. Левая черта в букве хе еще связана с верхней горизонтальной чертой; шин имеет треугольную форму, причем средняя черта — короткая и не касается основания; левая черта буквы алеф и верхняя черта буквы мем опускаются. К 14 в. итальянский шрифт оформляется в каллиграфический; горизонтальные линии доминируют в рисунке письма, как это имеет место в квадратном шрифте, хотя и выглядит совершенно иначе (рис. 63). Прямые линии практически отсутствуют — все линии тяготеют к изогнутой форме. Французский (царфати) «раввинский» шрифт 12 в. как тщательностью начертания, так и многочисленными деталями отличается от соответствующей скорописи. Правая часть буквы алеф располагается вверху строки; вершина буквы коф — горизонтальная черта, лишь чуть-чуть загнутая вниз справа. Полностью развитое каллиграфическое письмо формируется к 13 в. Большинство вертикальных линий тяготеет к S-образному начертанию, буквы пишутся почти вплотную; шин имеет широкое горизонтальное основание (рис. 64). Ашкеназский «раввинский» шрифт первоначально практически не отличался от французского. Предполагается, что каллиграфический стиль письма развился несколько позднее, нежели французский, однако вскоре упростился и сохранился лишь для выделения части текста (рис. 65, вверху). Караимский «раввинский» шрифт. На рис. 66 представлен образец южного караимского шрифта, в котором отсутствует резкий контраст в толщине линий. В противоположность этому в греческо-караимском «раввинском» шрифте этот контраст резко выражен (рис. 67). См. также Алфавит; Письмо.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ПАЛЕОГРАФИЯ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация