Ашкеназы

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 4
+
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 2
| АВТОР1  =  
| АВТОР1  =  
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
Строка 13: Строка 13:
}}   
}}   
-
'''Ашкена́зы''' ивр. אשכנזים (''ашкенази́м'', ед. ч. — ''ашкенази́'') — субэтническая группа евреев, потомки всех европейских [[еврей|евреев]], кроме выходцев из Испании, южной Франции, [[Османская империя (Турция) - еврейские общины|Турции]] и (частично) Италии (называемых [[сефарды|сефардами]]).<ref>{{ЭЕЭ|10358|Ашкеназы}}</ref> Термин происходит от еврейского названия средневековой Германии, (воспринимавшейся как место расселения потомков библейского [[Ашкеназ]]а, внука [[Иафет]]а.
+
'''Ашкена́зы''' ивр. אשכנזים (''ашкенази́м'', ед. ч. — ''ашкенази́'') — субэтническая группа евреев, потомки средневекового еврейского населения Германии и Северной Франции, значительная часть которого переселилась впоследствии в Польшу, Россию, Америку и Израиль. Термин происходит от еврейского названия средневековой Германии, (воспринимавшейся как место расселения потомков библейского [[Ашкеназ]]а, внука [[Яфет]]а.
-
Ныне составляют большую часть евреев [[Европа|Европы]] и [[Америка|Америки]], около половины евреев [[Израиль|Израиля]]. Исторически основным разговорным языком ашкеназских евреев служил [[идиш]]; один из диалектов старонемецкого языка (верхнесаксонского диалекта XIII века), сейчас большинство пользуется языком стран проживания.
+
Ныне составляют большую часть евреев [[Европа|Европы]] и [[Америка|Америки]], около половины евреев [[Израиль|Израиля]].  
 +
Исторически основным разговорным языком ашкеназских евреев служил [[идиш]]; один из диалектов старонемецкого языка (верхнесаксонского диалекта XIII века), сейчас большинство пользуется языком стран проживания.
-
== Дискуссия о происхождении и истории ==
+
== Использование термина ==
-
В [[1991 год]]у профессор лингвистики Тель-Авивского университета [[Векслер, Пол|пол Векслер]], выдвинул теорию, относящую [[Идиш|идиш]] в группу [[Славянские языки|славянских]], а не [[Германские языки|германских языков]].
+
-
Позже, в книге «Ашкеназийские евреи: славянско-тюркский народ в поисках еврейской идентификации» [[Векслер, Пол|Векслер]] предложил пересмотреть и всю теорию происхождения говорившего на [[идиш]] ашкеназийского восточноевропейского еврейства.
+
Термин "Ашкеназы" обозначавший евреев, проживавших на Рейне, а затем во всех германских землях в целом, использовался уже в средневековой еврейской литературе. В последующем он стал обозначать не только евреев Германии, но и всех евреев, являющихся по своему происхождению потомками еврейского населения Германии средних веков.  
-
[[Векслер]] рассматривает их не как потомков выходцев с Ближнего Востока, а как коренной европейский народ, происходящий от потомков западных славян — [[Лужичане|лужицких сорбов]], полабов и др. Позже [[Векслер, Пол|Векслер]] включил в число предполагаемых предков восточноевропейских евреев также [[хазары|хазар]] и многочисленных славян, живших в [[Киевская Русь|Киевской Руси]] в IX—XII веках.
+
Уже в источниках, восходящих к 14 в, зафиксировано употребление термина «ашкеназское еврейство» для обозначения особой культурной общности, включающей общины Северной Франции, Германии и славянских стран.  
-
Синтезируя достижения лингвистики, генетики, антропологии и истории можно заключить, что ашкеназы возникли в многовековом процессе смешения разных миграционных потоков [[иудеи|иудейского]] населения, встретившихся в верхних районах реки [[висла|Вислы]] в Польше 700—800 лет назад.  
+
В нынешнем понимании термин "Ашкеназы" охватывает всю ту часть еврейского народа, которая принадлежит к этому социальному и культурному комплексу. Этот термин применяется как определенное противопоставление термину [[сефарды]], обозначающему еврейский культурный комплекс, сложившийся в Испании и Португалии.  
-
Первый поток берёт начало в [[Галлия|Галлии]] где с начала новой эры проживают в районе реки [[Рейн]] латиноязычные иудеи граждане [[Римская империя|Римской империи]]. С V века новой эры в составе [[Франки|Франкского государства]] миграционный поток идёт вглубь германских земель. Здесь существуют многие центры иудаизма и основным бытовым языком общения у иудеев становится германский.
 
-
В составе [[Священная Римская империя германской нации|Священной Римской империи германской нации]] германоязычные иудеи культурно и лингвистически ассимилируют миграционый поток итальянских иудеев (в еврейской терминологии — «ро́мим») живших со времён [[Римская республика|Римской республики]] на [[Аппенинский полуостров|Аппенинском полуострове]].
+
== Происхождение еврейства Германии ==
-
Ашкеназы как еврейский субэтнос формируются в [[Польское королевство|Польском королевстве]] куда пригласил иудеев на проживание [[Казимир Великий]]. В Польше осела большая масса иудеев из разных миграционных потоков. Один поток шёл с запада, гонимый погромами крестоносцев и антииудейским законодательством и который включал в себя костяк будушего ашкеназского этноса — представителей германоязычного иудейства. Другой шёл с [[Балканы|Балкан]], который включал в себя византийских иудеев («романио́ты» — в евр.терм.). Третий поток шёл с востока. В него входили потомки хазарских иудеев («куза́рим» — в евр.терм.), славяноязычных иудеев («кнаа́ним» — в евр.терм.) и представители персидского иудейства. Этот поток особо усилился в связи с монгольским нашествием.
+
В период Поздней Античности евреи широко расселяются по Римской империи, и еврейские общины возникают во многих городах Империи, в часности в [[Галлия|Галлии]] и на Рейне (служившим границей между Империей и Ггерманцами). В частности, в [[321 год]]у зафиксировано существовала еврейская общины в [[Кёльн]]е<ref>[http://sightseen.turistua.com/ru/card/1211/ Еврейский квартал в Кельне]</ref>. О
-
Первоначальную группу, потомками которой стали миллионы ашкеназов, генетики оценивают в 25000 человек.
+
Еврейское присутствие на Рейне усиливается в период Раннего Средневековья при Каролингах. Карл Великий предоставил евреям широкие права в области торговли (ограничив пр  этом их политический и гражданский статус). Среди послов, отправленных Карлом Великим в [[801 год]]у к халифу Харун ар-Рашиду, был еврей Ицхак (по-видимому, переводчик, его иногда образно называют «праотцом ашкеназских евреев»<ref>[http://izrus.co.il/weekly_news/1069.html Идиш и идишкайт]</ref>). Впоследствии Карл Великий неоднократно пользовался услугами еврейских купцов; отправлял евреев с политическими и торговыми поручениями в Азию и Африку. Очевидно, к периоду царствования Карла Великого относится возникновение ряда еврейских общин Германии, главным образом в Рейнской области.  
-
[[Депопуляция]] в [[Золотая Орда|Золотой Орде]] и Европе, вызванная эпидемией [[Черная смерть|«Черной смерти»]], привела к перекройке этнических и политических границ, в этот период происходит демографический взрыв иудейской общины в укреплявшемся Польском королевстве.
+
В середине 9 в. под покровительством каролингов в Майнц из Италии переселяются представители семьи ученых Калонимус, а затем происходит создание центров изучения Торы в городах Франции и Германии. С этого момента ашкеназское еврейство приобретает свой особый характер.
-
Основной причиной польской толерантности к евреям являлась германская политика завоеваний на востоке, до битвы при [[Грюнвальд]]е и активная немецкая колонизация славянских земель. Большинство городского населения Польши составляли иудеи и немецкие колонисты. Иудеи использовались польской шляхтой и в экономической эксплуатации Украины. Абсолютная политическая зависимость евреев от шляхты была очень выгодна правящему в Польше классу.
+
Экономическое значение еврейского населения в эту эпоху связано прежде всего с их огромной ролью в международной торговле.
-
Основным направлением расширения крепнущей [[Польши]] стала Украина. После Люблинской унии с Великим Княжеством Литовским, [[шляхта]] и евреи устремились осваивать населённые православными украинцами земли Поднепровья. Разгорелся острый национально-экономический конфликт, подогреваемый политическими интересами соседей.
+
== Особенности ашкеназского еврейства в Средние Века ==
-
[[Богдан Хмельницкий|Восстание Богдана Хмельницкого]] привело к возникновению ашкеназийской диаспоры в [[Османская империя (турция) - еврейские общины|Османской империи]] и Западной Европе. К этому времени большинство западноевропейских стран либо представляли собой «свободные от евреев» земли, как [[Франция]], либо населялись [[сефард]]ами, как [[Нидерланды]] и [[Англия]]. Маленькие общины в германских городах влачили жалкое существование от изгнания до изгнания и численно значительно уступали восточным. Депопуляция Германии после [[Тридцатилетняя война|Тридцатилетней войны]] открыла польским ашкеназам дорогу на запад. Местный [[идиш]], лишенный славянизмов, был полностью вытеснен восточным диалектом.
+
Основы культурных моделей ашкеназского еврейства были сформированы в 10-14 вв. (эпоха [[Ришоним]]) его выдаюшимися духовными лидерами, среди которых [[Гершом бен Иеhуда из Майнца, "Светоч Диаспоры"]], [[Раши]], [[Тосафисты]], [[Меир из Ротенбурга]]и [[Хасидей ашкеназ]].
-
[[Разделы Польши]] привели к тому, что ашкеназы стали поддаными трех империй. Демографический и экономический напор, который оказывали евреи на раздираемые противоречиями раннего капитализма государства Европы, породили новый кризис. Выражением этого кризиса стали политический [[антисемитизм]] и массовая эмиграция ашкеназов в [[Новый Свет]].
+
Центром ашкеназского еврейства в 10-11 вв. являлись при-Рейнские общины (основными среди которых были общины "ШУМ" - [[Шпайер]], [[Вормс]] и [[Майнц]]). При Первом Крестовом Походе (1096 г.) эти общины были разрушены, и центры ашкеназского еврейства распределились дисперсно по многим городам Германии и Северной Франции.
-
Две трети ашкеназийского еврейства было уничтожено [[нацизм|нацистами]] и их [[коллаборационизм|пособниками]] в течение геноцида 1939—1945 годов, называемого [[Холокост|Катастрофой]]. Наследниками ашкеназийского этноса являются: англоязычная еврейская община в США, Канаде и Великобритании, большинство аргентинских и значительная часть других латиноамериканских евреев, ивритоязычные ашкеназы в Израиле и русскоязычные потомки советских евреев во всем мире. Наиболее аутентично ашкеназийская культура и традиции сохраняются в ортодоксально-религиозных общинах, во многих из них идиш является основным языком общения.
+
В период средневеквья ашкеназские и сефардские культурные центры активно влияли друг на друга, однако между ними образовались и заметные различия. Основными характеристиками, отличавшими ашкеназов от сефардов в средневековье, можно считать:
 +
* запрет многоженства (согласно установлению [[Гершом бен Иеhуда из Майнца, "Светоч Диаспоры"|Гершома бен Иеhуды из Майнца]]).
 +
* осуществление общинной автономии и принципы демократического избрания руководства общиной
 +
* большее внимание к углубленному изучению Талмуда, нежели попыткам систематической кодификации Галахи или созданию обобщающих норм.
-
== Ашкеназийский [[извод]] [[иврит]]а ==
+
С течением времени различия в обычаях ашкеназских и сефардских евреев вылились в обособленные нормы, выражавшиеся и в образе жизни, и в произношении иврита, в литургии и т.д.
-
Существует так называемый ашкеназийский извод иврита (лошн-койдэш), отличающийся от современного иврита произношением некоторых гласных (огласовок) и согласных. В устной речи используется для чтения Торы и молитв [[хазан]]ом в ашкеназийских [[синагога]]х.
+
-
{{lang-stub}}
+
-
== Особенности и отличия от сефардов ==
+
== Перемещение центра ашкеназского еврейства в Польшу (15-16 вв.) ==
-
{{judaism-stub}}
+
-
Ашкеназская община была основана на принципе моногамной семьи согласно [[Такканот|установлению]] [[Гершом Бен Иехуда Меор hа-Гола|Гершома бен Иехуды Меор hа-Гола]]. Ее руководство нашло новые и успешные способы для осуществления общинной автономии. С течением времени различия в обычаях ашкеназских и сефардских евреев вылились в обособленные нормы, выражавшиеся и в образе жизни, и в произношении [[Иврит Язык|иврита]], в литургии и в шрифте.
+
-
В XV-XVI веках центр ашкеназского еврейства переместился в Богемию, Моравию, Польшу и Литву. Употребление [[Идиш Язык|языка идиш]] стало отличительным признаком ашкеназских евреев. Параллельное развитие сефардских и ашкеназских религиозных и социальных установлений проходило под значительным влиянием трудов кодификаторов [[Каро, Иосеф Бен Эфраим|Иосеф Каро]] и [[Иссерлес, Моше Бен Исраэль|Моше Иссерлеса]]. Каро в своем кодексе [[Шулхан Арух|Шулхан арух]] чаще всего придерживается решений сефардских поским (кодификаторов). Иссерлес пополнил Шулхан арух глоссами (заметками-толкованиями) в тех местах, где ашкеназские поским расходились во мнениях с Каро. Ашкеназы приняли решения Иссерлеса, [[сефарды]] же сочли для себя обязательными толкования Каро.
+
В 13-14 веках положение евреев в Западной Европе ухудшается. После Крестовых походов международная торговля переходит в большой степерни в руки христиан, и евреи экономически вытесняются в сферу процентных ссуд, что ведет к росту напряженности между евреями и местным населением. Происходит распространение [[Кровавый навет на евреев|кровавого навета]]. В [[XIII век]]е евреям предписывается носить отличительные знаки и селиться в определенных местах (гетто). В некоторых местах происходят изгнания евреев (например, из Англии в [[1290 год]]у<ref>[http://holocaust.ioso.ru/history/05.htm Евреи в средневековой Европе]</ref>). Положение евреев особенно ухадшилось в результате прокатившейся по Европе в середине 14 в. страшной эпидемия чумы («чёрной смерти»), от которой погибло около трети всего населения Европы, и которая привела к еврейским погромам м изгнанию евреев из многих областей Германии.
 +
 
 +
Параллельно с этим в Польше (почти не затронутой чумой) образовались чрезвычайно благоприятные условия для еврейской жизни, и в 15-16 вв. центр ашкеназского еврейства переместился в Богемию, Моравию, Польшу и Литву. Употребление языка идиш стало отличительным признаком ашкеназских евреев.  
 +
 
 +
== В Новое время ==
 +
 
 +
Параллельное развитие сефардских и ашкеназских религиозных и социальных установлений проходило под значительным влиянием трудов кодификаторов [[Иосеф Каро]] и [[Моше Иссерлес]]а. Каро в своем кодексе [[Шулхан арух]] чаще всего придерживается решений сефардских поским (кодификаторов). Иссерлес пополнил Шулхан арух глоссами (заметками-толкованиями) в тех местах, где ашкеназские поским расходились во мнениях с Каро. Ашкеназы приняли решения Иссерлеса, сефарды же сочли для себя обязательными толкования Каро.  
 +
 
 +
С 17 в. увеличивается численность ашкеназских евреев и значение их возрастает. После резни евреев и погромов, учиненных полчищами Б. Хмельницкого в 1648 г., многие ашкеназы из Украины и из Польши рассеялись по Западной Европе, и некоторые даже пересекли Атлантический океан. [[Разделы Польши]] привели к тому, что часть ашкеназов стала поддаными Российской Империи.
 +
 
 +
В 18-19 вв. численность ашкеназских евреев превысила число сефардов в странах Запада.
 +
 
 +
В конце 19 в. в результате преследований началась массовая эмиграция ашкеназов из России в США. Именно тогда ашкеназские евреи добились подавляющего численного превосходства почти во всех общинах Европы, США, Австралии, Южной Африки и Эрец-Исраэль.
 +
 
 +
Перед Второй мировой войной ашкеназское еврейство составляло 90% от всего еврейского населения в мире. Истребление еврейского населения в Европе во время гитлеровской оккупации резко уменьшило число ашкеназских евреев и снизило их количественное превосходство.
 +
 
 +
== В Стране Израиля ==
Отношения между ашкеназскими и [[Сефарды|сефардскими]] евреями носили разный характер в зависимости от эпохи и места. Прибытие ашкеназов в [[Иерусалим]] в XVII-XVIII веках создало напряженные отношения с сефардами, однако в начале 19 в. сефардские евреи помогли ашкеназам добиться от турецких властей разрешения восстановить их общину в Иерусалиме. Обе общины существовали бок о бок, но раздельно. Это разделение отражается сейчас в Израиле и в составе [[Верховный Раввинат|Верховного раввината]].
Отношения между ашкеназскими и [[Сефарды|сефардскими]] евреями носили разный характер в зависимости от эпохи и места. Прибытие ашкеназов в [[Иерусалим]] в XVII-XVIII веках создало напряженные отношения с сефардами, однако в начале 19 в. сефардские евреи помогли ашкеназам добиться от турецких властей разрешения восстановить их общину в Иерусалиме. Обе общины существовали бок о бок, но раздельно. Это разделение отражается сейчас в Израиле и в составе [[Верховный Раввинат|Верховного раввината]].
 +
 +
== Маргинальные концепции о происхождении ашкеназского еврейства ==
 +
 +
Некоторые выдвигали версию о том, что на своеобразие ашкеназов повлияли хазарские евреи, мигрировавшие в Западную Европу в X веке после разгрома [[Хазария|их государства]]<ref>[http://www.sem40.ru/ourpeople/history/4238/ Иудео-хазарское царство и древняя Русь]</ref>. Существовали даже попытки вывести происхождение ашкеназийских евреев от хазар, однако они не получили распространения, поскольку еврейские общины на берегах Рейна образовались раньше падения Хазарии.
 +
 +
В [[1991 год]]у профессор лингвистики Тель-Авивского университета [[Векслер, Пол|Пол Векслер]], выдвинул теорию, относящую [[Идиш|идиш]] в группу [[Славянские языки|славянских]], а не [[Германские языки|германских языков]]. Позже, в книге «Ашкеназийские евреи: славянско-тюркский народ в поисках еврейской идентификации» Векслер предложил пересмотреть и всю теорию происхождения говорившего на [[идиш]] ашкеназийского восточноевропейского еврейства. [[Векслер]] рассматривает их не как потомков выходцев с Ближнего Востока, а как коренной европейский народ, происходящий от потомков западных славян — [[Лужичане|лужицких сорбов]], полабов и др. Позже [[Векслер, Пол|Векслер]] включил в число предполагаемых предков восточноевропейских евреев также [[хазары|хазар]] и многочисленных славян, живших в [[Киевская Русь|Киевской Руси]] в IX—XII веках. Все эти теории, однако, были полностью отвергнуты другими лингвистами.
 +
 +
В последнее время генетичекие исследования доказывают, что ни "славянская", ни "хазарская" версии происхождения ашкеназского еврейства не имеют под собой никаких оснований.
 +
 +
== Ашкеназийское произношение [[иврит]]а ==
 +
 +
Ашкеназское произношение [[иврит]]а отличается от современного израильского произношением некоторых гласных (огласовок) и согласных. Оно используется сегодня среди некоторых еврейских групп в США и [[харедим]] в Израиле.
== См. также ==
== См. также ==
Строка 66: Строка 92:
== Примечания ==
== Примечания ==
<references />
<references />
-
 
-
^ a b c Behar, Doron M.; Ene Metspalu, Toomas Kivisild, Alessandro Achilli, Yarin Hadid, Shay Tzur, Luisa Pereira, Antonio Amorim, Lluı's Quintana-Murci, Kari Majamaa, Corinna Herrnstadt, Neil Howell, Oleg Balanovsky, Ildus Kutuev, Andrey Pshenichnov, David Gurwitz, Batsheva Bonne-Tamir, Antonio Torroni, Richard Villems, and Karl Skorecki (March 2006). «The Matrilineal Ancestry of Ashkenazi Jewry: Portrait of a Recent Founder Event». The American Journal of Human Genetics 78 (3): 487-97. PMID 16404693
 
== Ссылки ==
== Ссылки ==
-
* {{ЭЕЭ|10358|Ашкеназы}}
+
 
* [http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2007/08/31/131932 Алексей Байер, «Картина мира: Еврейский век», на сайте газеты «Ведомости», 31.08.2007, № 163 (1937)]
* [http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2007/08/31/131932 Алексей Байер, «Картина мира: Еврейский век», на сайте газеты «Ведомости», 31.08.2007, № 163 (1937)]
-
* [[Дорфман, Михаэль|Михаэль Дорфман]] [http://www.jewniverse.ru/modules.php?name=News&file=print&sid=1211 «Как евреи произошли от славян» часть 1]
 
-
* [http://www.jewniverse.ru/modules.php?name=News&file=print&sid=1210 «Как евреи произошли от славян» часть 2]
 
* [http://www.sdss.jhu.edu/~ethan/jFAQ.html Генетика групп евреев]
* [http://www.sdss.jhu.edu/~ethan/jFAQ.html Генетика групп евреев]
* [http://www.booknik.ru/reviews/non-fiction/?id=11841 От Карла Великого до идишкайта и Холокоста: опыт цивилизационной истории. Рецензия на книгу «Тысяча лет культуры ашкеназов».]
* [http://www.booknik.ru/reviews/non-fiction/?id=11841 От Карла Великого до идишкайта и Холокоста: опыт цивилизационной истории. Рецензия на книгу «Тысяча лет культуры ашкеназов».]
-
* [http://sites.google.com/site/azkenazrevolution/askenazijskaa-revolucia Ашкеназийская революция ]
 
-
* [http://azkenazim.narod.ru Евреи и Эволюция ]
 
* [http://rian.ru/science/20100604/242365920.html Происхождение евреев выяснили ученые]
* [http://rian.ru/science/20100604/242365920.html Происхождение евреев выяснили ученые]
 +
* Behar, Doron M.; Ene Metspalu, Toomas Kivisild, Alessandro Achilli, Yarin Hadid, Shay Tzur, Luisa Pereira, Antonio Amorim, Lluı's Quintana-Murci, Kari Majamaa, Corinna Herrnstadt, Neil Howell, Oleg Balanovsky, Ildus Kutuev, Andrey Pshenichnov, David Gurwitz, Batsheva Bonne-Tamir, Antonio Torroni, Richard Villems, and Karl Skorecki (March 2006). «The Matrilineal Ancestry of Ashkenazi Jewry: Portrait of a Recent Founder Event». The American Journal of Human Genetics 78 (3): 487-97. PMID 16404693
-
{{ethno-stub}}
+
{{ElevenCopyRight||10358|Ашкеназы}}
{{WikiCopyRight}}
{{WikiCopyRight}}
{{checked}}
{{checked}}

Версия 00:28, 24 января 2012

Тип статьи: Регулярная исправленная статья


Ашкена́зы ивр. אשכנזים (ашкенази́м, ед. ч. — ашкенази́) — субэтническая группа евреев, потомки средневекового еврейского населения Германии и Северной Франции, значительная часть которого переселилась впоследствии в Польшу, Россию, Америку и Израиль. Термин происходит от еврейского названия средневековой Германии, (воспринимавшейся как место расселения потомков библейского Ашкеназа, внука Яфета.

Ныне составляют большую часть евреев Европы и Америки, около половины евреев Израиля.

Исторически основным разговорным языком ашкеназских евреев служил идиш; один из диалектов старонемецкого языка (верхнесаксонского диалекта XIII века), сейчас большинство пользуется языком стран проживания.

Содержание

Использование термина

Термин "Ашкеназы" обозначавший евреев, проживавших на Рейне, а затем во всех германских землях в целом, использовался уже в средневековой еврейской литературе. В последующем он стал обозначать не только евреев Германии, но и всех евреев, являющихся по своему происхождению потомками еврейского населения Германии средних веков.

Уже в источниках, восходящих к 14 в, зафиксировано употребление термина «ашкеназское еврейство» для обозначения особой культурной общности, включающей общины Северной Франции, Германии и славянских стран.

В нынешнем понимании термин "Ашкеназы" охватывает всю ту часть еврейского народа, которая принадлежит к этому социальному и культурному комплексу. Этот термин применяется как определенное противопоставление термину сефарды, обозначающему еврейский культурный комплекс, сложившийся в Испании и Португалии.


Происхождение еврейства Германии

В период Поздней Античности евреи широко расселяются по Римской империи, и еврейские общины возникают во многих городах Империи, в часности в Галлии и на Рейне (служившим границей между Империей и Ггерманцами). В частности, в 321 году зафиксировано существовала еврейская общины в Кёльне[1]. О

Еврейское присутствие на Рейне усиливается в период Раннего Средневековья при Каролингах. Карл Великий предоставил евреям широкие права в области торговли (ограничив пр этом их политический и гражданский статус). Среди послов, отправленных Карлом Великим в 801 году к халифу Харун ар-Рашиду, был еврей Ицхак (по-видимому, переводчик, его иногда образно называют «праотцом ашкеназских евреев»[2]). Впоследствии Карл Великий неоднократно пользовался услугами еврейских купцов; отправлял евреев с политическими и торговыми поручениями в Азию и Африку. Очевидно, к периоду царствования Карла Великого относится возникновение ряда еврейских общин Германии, главным образом в Рейнской области.

В середине 9 в. под покровительством каролингов в Майнц из Италии переселяются представители семьи ученых Калонимус, а затем происходит создание центров изучения Торы в городах Франции и Германии. С этого момента ашкеназское еврейство приобретает свой особый характер.

Экономическое значение еврейского населения в эту эпоху связано прежде всего с их огромной ролью в международной торговле.

Особенности ашкеназского еврейства в Средние Века

Основы культурных моделей ашкеназского еврейства были сформированы в 10-14 вв. (эпоха Ришоним) его выдаюшимися духовными лидерами, среди которых Гершом бен Иеhуда из Майнца, "Светоч Диаспоры", Раши, Тосафисты, Меир из Ротенбургаи Хасидей ашкеназ.

Центром ашкеназского еврейства в 10-11 вв. являлись при-Рейнские общины (основными среди которых были общины "ШУМ" - Шпайер, Вормс и Майнц). При Первом Крестовом Походе (1096 г.) эти общины были разрушены, и центры ашкеназского еврейства распределились дисперсно по многим городам Германии и Северной Франции.

В период средневеквья ашкеназские и сефардские культурные центры активно влияли друг на друга, однако между ними образовались и заметные различия. Основными характеристиками, отличавшими ашкеназов от сефардов в средневековье, можно считать:

  • запрет многоженства (согласно установлению Гершома бен Иеhуды из Майнца).
  • осуществление общинной автономии и принципы демократического избрания руководства общиной
  • большее внимание к углубленному изучению Талмуда, нежели попыткам систематической кодификации Галахи или созданию обобщающих норм.

С течением времени различия в обычаях ашкеназских и сефардских евреев вылились в обособленные нормы, выражавшиеся и в образе жизни, и в произношении иврита, в литургии и т.д.

Перемещение центра ашкеназского еврейства в Польшу (15-16 вв.)

В 13-14 веках положение евреев в Западной Европе ухудшается. После Крестовых походов международная торговля переходит в большой степерни в руки христиан, и евреи экономически вытесняются в сферу процентных ссуд, что ведет к росту напряженности между евреями и местным населением. Происходит распространение кровавого навета. В XIII веке евреям предписывается носить отличительные знаки и селиться в определенных местах (гетто). В некоторых местах происходят изгнания евреев (например, из Англии в 1290 году[3]). Положение евреев особенно ухадшилось в результате прокатившейся по Европе в середине 14 в. страшной эпидемия чумы («чёрной смерти»), от которой погибло около трети всего населения Европы, и которая привела к еврейским погромам м изгнанию евреев из многих областей Германии.

Параллельно с этим в Польше (почти не затронутой чумой) образовались чрезвычайно благоприятные условия для еврейской жизни, и в 15-16 вв. центр ашкеназского еврейства переместился в Богемию, Моравию, Польшу и Литву. Употребление языка идиш стало отличительным признаком ашкеназских евреев.

В Новое время

Параллельное развитие сефардских и ашкеназских религиозных и социальных установлений проходило под значительным влиянием трудов кодификаторов Иосеф Каро и Моше Иссерлеса. Каро в своем кодексе Шулхан арух чаще всего придерживается решений сефардских поским (кодификаторов). Иссерлес пополнил Шулхан арух глоссами (заметками-толкованиями) в тех местах, где ашкеназские поским расходились во мнениях с Каро. Ашкеназы приняли решения Иссерлеса, сефарды же сочли для себя обязательными толкования Каро.

С 17 в. увеличивается численность ашкеназских евреев и значение их возрастает. После резни евреев и погромов, учиненных полчищами Б. Хмельницкого в 1648 г., многие ашкеназы из Украины и из Польши рассеялись по Западной Европе, и некоторые даже пересекли Атлантический океан. Разделы Польши привели к тому, что часть ашкеназов стала поддаными Российской Империи.

В 18-19 вв. численность ашкеназских евреев превысила число сефардов в странах Запада.

В конце 19 в. в результате преследований началась массовая эмиграция ашкеназов из России в США. Именно тогда ашкеназские евреи добились подавляющего численного превосходства почти во всех общинах Европы, США, Австралии, Южной Африки и Эрец-Исраэль.

Перед Второй мировой войной ашкеназское еврейство составляло 90% от всего еврейского населения в мире. Истребление еврейского населения в Европе во время гитлеровской оккупации резко уменьшило число ашкеназских евреев и снизило их количественное превосходство.

В Стране Израиля

Отношения между ашкеназскими и сефардскими евреями носили разный характер в зависимости от эпохи и места. Прибытие ашкеназов в Иерусалим в XVII-XVIII веках создало напряженные отношения с сефардами, однако в начале 19 в. сефардские евреи помогли ашкеназам добиться от турецких властей разрешения восстановить их общину в Иерусалиме. Обе общины существовали бок о бок, но раздельно. Это разделение отражается сейчас в Израиле и в составе Верховного раввината.

Маргинальные концепции о происхождении ашкеназского еврейства

Некоторые выдвигали версию о том, что на своеобразие ашкеназов повлияли хазарские евреи, мигрировавшие в Западную Европу в X веке после разгрома их государства[4]. Существовали даже попытки вывести происхождение ашкеназийских евреев от хазар, однако они не получили распространения, поскольку еврейские общины на берегах Рейна образовались раньше падения Хазарии.

В 1991 году профессор лингвистики Тель-Авивского университета Пол Векслер, выдвинул теорию, относящую идиш в группу славянских, а не германских языков. Позже, в книге «Ашкеназийские евреи: славянско-тюркский народ в поисках еврейской идентификации» Векслер предложил пересмотреть и всю теорию происхождения говорившего на идиш ашкеназийского восточноевропейского еврейства. Векслер рассматривает их не как потомков выходцев с Ближнего Востока, а как коренной европейский народ, происходящий от потомков западных славян — лужицких сорбов, полабов и др. Позже Векслер включил в число предполагаемых предков восточноевропейских евреев также хазар и многочисленных славян, живших в Киевской Руси в IX—XII веках. Все эти теории, однако, были полностью отвергнуты другими лингвистами.

В последнее время генетичекие исследования доказывают, что ни "славянская", ни "хазарская" версии происхождения ашкеназского еврейства не имеют под собой никаких оснований.

Ашкеназийское произношение иврита

Ашкеназское произношение иврита отличается от современного израильского произношением некоторых гласных (огласовок) и согласных. Оно используется сегодня среди некоторых еврейских групп в США и харедим в Израиле.

См. также

Примечания

  1. Еврейский квартал в Кельне
  2. Идиш и идишкайт
  3. Евреи в средневековой Европе
  4. Иудео-хазарское царство и древняя Русь

Ссылки

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья 10358 в ЭЕЭ

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация