Кадиш

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat)
Raphael (Обсуждение | вклад)
(дополнение, оформление)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье| ТИП СТАТЬИ  = 4
+
{{Остатье\ЭЕЭ
 +
| ТИП СТАТЬИ  = 4
| АВТОР1  =  
| АВТОР1  =  
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
Строка 13: Строка 14:
}}   
}}   
-
'''Кадиш''' ({{lang-arc|קַדִּישׁ}} — `святой`) — еврейская молитва, прославляющая святость [[Имя Бога|имени Бога]] и Его могущества и выражающая стремление к конечному искуплению и спасению.
+
'''Кадиш''' ({{lang-arc|קַדִּישׁ}} — `святой`) — [[молитва]], прославляющая святость [[Имя Бога|имени Бога]] и Его могущества и выражающая стремление к конечному искуплению и спасению.
Каддиш составлен на [[арамейский язык|арамейском языке]], на котором говорила большая часть [[евреи|еврейского народа]] начиная с [[эпоха Второго Храма|эпохи Второго Храма]] (лишь отдельные слова и заключительная фраза — на [[иврит]]е). Примечательно, что в тексте этой молитвы нет прямого обращения к Богу, а Его имя заменено местоимением «Он» или эпитетами.<ref name="ЭЕЭ" />
Каддиш составлен на [[арамейский язык|арамейском языке]], на котором говорила большая часть [[евреи|еврейского народа]] начиная с [[эпоха Второго Храма|эпохи Второго Храма]] (лишь отдельные слова и заключительная фраза — на [[иврит]]е). Примечательно, что в тексте этой молитвы нет прямого обращения к Богу, а Его имя заменено местоимением «Он» или эпитетами.<ref name="ЭЕЭ" />
-
 
+
== Исторический обзор ==
Термин «каддиш» впервые встречается в [[Мишна|Мишне]].<ref>[[Мишна]], Софрим 10:7 и др.</ref> Первоначально кадиш произносили после чтения [[Тора|Торы]], а также в конце проповеди<ref>[[Талмуд]], Сота 49а и комментарии [[Раши]]</ref>, форма которой, видимо, оказала значительное влияние на стиль каддиша и на его обиходный арамейский язык. Так называемый «Раввинский кадиш» («''Кадиш дерабанан''») читают в подобных случаях и в наши дни. Вместе с тем, уже в [[период Мишны]] кадиш стал существенной частью [[синагога]]льного богослужения.<ref>[[Мишна]], Софрим 10:7; 19:1</ref>
Термин «каддиш» впервые встречается в [[Мишна|Мишне]].<ref>[[Мишна]], Софрим 10:7 и др.</ref> Первоначально кадиш произносили после чтения [[Тора|Торы]], а также в конце проповеди<ref>[[Талмуд]], Сота 49а и комментарии [[Раши]]</ref>, форма которой, видимо, оказала значительное влияние на стиль каддиша и на его обиходный арамейский язык. Так называемый «Раввинский кадиш» («''Кадиш дерабанан''») читают в подобных случаях и в наши дни. Вместе с тем, уже в [[период Мишны]] кадиш стал существенной частью [[синагога]]льного богослужения.<ref>[[Мишна]], Софрим 10:7; 19:1</ref>
-
Эту молитву читают только при наличии [[миньян]]а (десяти взрослых мужчин), стоя, обратившись лицом в сторону [[Иерусалим]]а.<ref>[[Мишна]], Софрим 10:7; [[Шульхан Арух]], Орах Хаим 55:1</ref>
+
Эту молитву читают только при наличии [[миньян]]а (десяти взрослых мужчин), стоя и обратившись лицом в сторону [[Иерусалим]]а.<ref>[[Мишна]], Софрим 10:7; [[Шульхан Арух]], Орах Хаим 55:1</ref>
 +
 
 +
Тексты каддиша как уже нечто общеизвестное в 12 в. приводит [[Маймонид]] (Яд, Седер тфиллот, Нуссах hа-каддиш), обрывая их словами «и так далее». К ранним изводам каддиша можно отнести его тексты в молитвеннике рабби [[Амрам Бен Шешна|Амрама Гаона]] (9 в.), сохранившемся в списках 14 в. – начала 16 в., в которых тексты каддиша не совпадают дословно, но в целом соответствуют принятым ныне.
== Содержание ==
== Содержание ==

Версия 12:10, 8 июля 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Текст унаследован из Википедии

Кадиш (арам. קַדִּישׁ — `святой`) — молитва, прославляющая святость имени Бога и Его могущества и выражающая стремление к конечному искуплению и спасению.

Каддиш составлен на арамейском языке, на котором говорила большая часть еврейского народа начиная с эпохи Второго Храма (лишь отдельные слова и заключительная фраза — на иврите). Примечательно, что в тексте этой молитвы нет прямого обращения к Богу, а Его имя заменено местоимением «Он» или эпитетами.[1]

Содержание

Исторический обзор

Термин «каддиш» впервые встречается в Мишне.[2] Первоначально кадиш произносили после чтения Торы, а также в конце проповеди[3], форма которой, видимо, оказала значительное влияние на стиль каддиша и на его обиходный арамейский язык. Так называемый «Раввинский кадиш» («Кадиш дерабанан») читают в подобных случаях и в наши дни. Вместе с тем, уже в период Мишны кадиш стал существенной частью синагогального богослужения.[4]

Эту молитву читают только при наличии миньяна (десяти взрослых мужчин), стоя и обратившись лицом в сторону Иерусалима.[5]

Тексты каддиша как уже нечто общеизвестное в 12 в. приводит Маймонид (Яд, Седер тфиллот, Нуссах hа-каддиш), обрывая их словами «и так далее». К ранним изводам каддиша можно отнести его тексты в молитвеннике рабби Амрама Гаона (9 в.), сохранившемся в списках 14 в. – начала 16 в., в которых тексты каддиша не совпадают дословно, но в целом соответствуют принятым ныне.

Содержание

Основной текст кадиша состоит из пяти фраз и делится на семь отрывков провозглашением «амен». Вслед за введением («Да возвеличится и освятится великое имя Его»: ср. Иез.38:23) следует выражение надежды, что Всевышний «явит царствие Своё при жизни вашей [молящихся]… и в ближайшее время». Центральной частью кадиша считается парафраз библейского текста (ср. Пс.113:2, Иов.1:21, Дан.2:20): «Да будет благословенно великое имя Его всегда и во веки веков», — который произносят хором все молящиеся, а читающий кадиш повторяет. Далее следует поэтичное, выраженное семью синонимами (символ семи небес в Аггаде[6]) благословение и восхваление имени Бога, которое «превыше всех славословий», и просьба о ниспослании мира и жизни молящимся и всему Израилю, повторно выраженное в заключении («Творящий мир в высях Своих да творит мир нам и всему Израилю»: ср. Иов.25:2). В ритуале сефардов во втором отрывке к словам «явит царствие Своё» прибавляют просьбу о скором избавлении и пришествии Мессии, а в ритуале восточных общин в предпоследнюю фразу вводят перечисление ряда благ, испрашиваемых в дополнение к миру и жизни.[1]

Первая фраза кадиша параллельна второму стиху главной христианской молитвы "Отче наш".[источник?]

Виды кадиша

Существуют четыре формы каддиша:[1]

  • полукадиш (хаци каддиш; три первые фразы текста) заключает чтение Торы, служит вступлением или завершением некоторых разделов литургии и произносится только ведущим службу;
  • поминальный кадиш (каддиш ятом) состоит из пяти упомянутых выше фраз, включён во все молитвы и читается по близкому родственнику на протяжении 11 месяцев после его смерти и в йорцайт (годовщину смерти). Этот кадиш первоначально читал кантор родным покойного в дни семидневного траура.[7] Чтение поминального каддиша близкими родственниками установилось, видимо, в XIII в. в Германии после частых случаев мученической смерти евреев при крестовых походах. Поминальный каддиш, не содержащий слов о загробной жизни или о воскресении из мёртвых, как бы служит признанием справедливости небесного суда в духе талмудического указания: «Человек обязан благодарить за постигшее его зло, как за ниспосланное ему добро»[8];
  • полный, или общественный каддиш (каддиш шалем, или каддиш де-циббура), произносится ведущим службу либо вслед за повторением вслух Амиды, либо после чтения некоторых добавочных молитв. Его функция выражена в мольбе: «Да будут приняты молитвы и просьбы всего дома Израилева Отцом их, что в небесах, и возгласите: амен!»;
  • каддиш за благоденствие учёных (каддиш де-раббанан) читается дважды в Шахарит после галахических и аггадических отрывков теми, кто произносит поминальный каддиш, а после совместного изучения таких текстов — всеми присутствующими. В этом каддише дополнение к центральной части текста содержит мольбу о ниспослании «мира великого Израилю, учителям Закона, ученикам их… и всем, занимающимся изучением Торы». В Средние века этот кадиш включал также просьбу за благополучие глав общин (наси), эксиларха, глав иешив, а в йеменском ритуале также Маймонида.
  • Каддиш, читаемый на кладбище во время похорон отличается только вставкой фразы о приходе Машиаха и надежде на воскресение мёртвых

Кадиш скорбящих (Каддиш ятом)

Трижды в день во время ежедневных молитв в синагоге сын обязан в течение одиннадцати месяцев после смерти отца или матери, а затем — в годовщину их смерти — читать поминальный кадиш («Каддиш ятом»). Выполнение этой заповеди рассматривается как дань уважения покойному родителю.

В некоторых общинах каждый «Каддиш ятом» читает только один человек, но обычно принято, чтобы его одновременно читали все соблюдающие траур.

Поминальный кадиш, строго говоря не является молитвой по умершему (в отличие от молитвы «Изкор»).

Как поминальную молитву «Кадиш» стали говорить в начале средних веков. В горе, после тяжелой утраты человек может усомниться в бесконечном милосердии Всевышнего. Но публичное чтение «Кадиша», воспевающего величие Творца, призвано свидетельствовать о том, что покойный воспитал преданного и богобоязненного сына, достойного своего отца.

Дочь покойного не обязана читать «Кадиш», но некоторые раввины позволяют ей это. Разрешается и поощряется чтение «Кадиша» мальчиком, не достигшим возраста религиозного совершеннолетия (бар-мицвы, то есть 13 лет). Если у покойного не было сына, просят читать «Кадиш» кого-либо из членов общины.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Статья «Каддиш» в Электронной еврейской энциклопедии
  2. Мишна, Софрим 10:7 и др.
  3. Талмуд, Сота 49а и комментарии Раши
  4. Мишна, Софрим 10:7; 19:1
  5. Мишна, Софрим 10:7; Шульхан Арух, Орах Хаим 55:1
  6. Арбаа Турим, Орах Хаим 56; ср. Талмуд, Хаггига 12б
  7. Мишна, Софрим 19:12
  8. Талмуд, Брахот 48б

Литература

Ссылки



cs:Kadiš da:Kaddishfi:Kaddišja:カッディーシュ nl:Kaddisj nn:Kaddísj pl:Kadisz pt:Kadish sv:Kaddish


Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация