Вифезда
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Qweedsa (Обсуждение | вклад) м (← Откат правок 94.45.173.220 (обс) к версии AlexEleon) |
Mliris (Обсуждение | вклад) м (1 версия) |
Версия 19:12, 7 января 2010
Этот предварительный набросок статьи взят из Википедии. В Ежевике его еще никто не редактировал.
Оцените эту статью. Если она предварительно подходит для Ежевики в своем нынешнем виде, снимите с нее данный Шаблон {{IsFromWiki}}. Иначе замените его, соответственно, на {{Шаблон:.Сузить тему}}, или {{Шаблон:.Разделить}}, или {{Шаблон:.Искажающая}}, или {{Шаблон:.Неадекватная}}. Эти действия можно сделать с помощью кнопок-подсказок внизу под окном редактирования. |
Вифезда (ивр. בריכות בית חסדא, «бассейны Бейт Хисда», также «овечьи бассейны»; греч. προβατική, «место благодати, исцеления») — два водоёма (бассейна), вырытые в русле реки Бейт Зейта (בית זיתא) в Иерусалиме. В Библии упоминается как место исцеления Иисусом Христом расслабленного.
Содержание |
Происхождение
Строительство купели относится к VIII веку до н. э. Вифезда располагалась около северной стены Иерусалима, у Овечьих ворот[3], через которые прогонялись к Храму жертвенные животные и где был расположен рынок этих животных.[4]
Согласно словарю Брокгауза и Ефрона[2] древние Овечьи врата отождествляются иногда с воротами св. Стефана в мусульманской части Иерусалима. Рядом с ними находится высохший водоём, который ранее содержался некогда в исправности, так как его берега выложены прочными стенами древнееврейской кладки. Он имеет правильную четырёхугольную продолговатую форму. У местных жителей-арабов он называется «Биркет Израиль» то есть прудом израильским. У его западной стены сохранились развалины двух арок, которые могут соответствовать упоминаемым евангелистом Иоанном «крытым ходам».
Также есть версия, что Вифездой является пруд, находящиёся рядом с церквью св. Анны. Этот пруд ещё во времена Крестовых походов назывался «Овчей купальней», рядом с ним были обнаружены следы пяти арок.
Некоторые исследователи отождествляют этот бассейн с «верхним бассейном» (ивр. בריכה העליונה), упоминающимся в Книге Царств.
О Вифезде пишет Евсевий Кесарийский (IV век):
|
Рассказ Евсевия повторяет Иероним Стридонский.
В Новом Завете
Согласно Евангелия от Иоанна (Ин.5:1-16), вода из купальни считалась чудодейственной когда «ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью». При купальне лежал расслабленный, страдающий своей болезнью 38 лет и почти потерявший надежду на исцеление, так как некому было опустить его в купальню при возмущении воды.
Иисус сказал ему: «возьми постель твою и ходи». И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошёл. Чудо было совершено в субботу и, видя расслабленного, несущего свою постель, иудеи говорили: «сегодня суббота; не должно тебе брать постели», на что он отвечал — «Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи», но не мог сказать, кто исцелил его. Позже в храме его встретил Иисус и сказал: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Когда стало известно, кто совершил исцеление в субботу, то «искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу».
Исторический комментарий
…у Овечьих ворот был рынок по продаже жертвенных животных: он так и назывался «Овечий рынок». Народ здесь действительно толпился, но он ждал не исцеления в водах бассейна, а очереди к левитам, которые отмывали от грязи будущие жертвы, ибо грязное животное нельзя было вести в Храм. Люди в бассейн никогда не погружались, ибо для людей он был нечист! Действительно, в Иерусалимском Храме совершалось множество жертвоприношений. Ежедневно в этом бассейне отмывали от грязи сотни животных. Можно себе представить какая была в нём вода! Этот бассейн никогда не был купальней.
Что же касается легенды о «возмущении вод Ангелом Господним», то это было совсем в другом месте, в юго-западной части города, и связана эта легенда с источником Гихон.
Иудейский царь Хизкияху (Езекия), опасаясь вторжения ассирийцев, предпринял ряд шагов по подготовке города к длительной осаде. В числе прочих мер он решил отвести воды источника по подземному туннелю в город. Туннель пробивали с двух сторон. Обе группы рабочих встретились в точке, которую можно определить и в наши дни. Общая длина туннеля 533 метра, и заканчивается он бассейном Шиллоах (знаменитая Силоамская купель). Об этом знаменательном событии упоминается в Библии. Во Второй книге царств написано: «…Он сделал пруд и водовод и провел воду в город». Вода в тоннеле как бы пульсировала — то прибывала, то убывала. В нужное горожанам время она поднималась, как бы облегчая нуждающимся доступ к воде. Люди говорили, что это Ангел Господень поднимает воду.
Эти два бассейна расположены в разных концах города и предназначались для разных целей, но ни один из них не служил купальней.
Примечания
Ссылки
- На Викискладе есть медиафайлы по теме Вифезда
- Фотографии Вифездыeo:Lageto Betesdamk:Бетезда
pt:Tanque de Betesda sv:Betesda wo:BetesdaУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.