Хотин (еврейская община)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Gorozmey (Обсуждение | вклад) (→Конец XX - начало XXI века) |
|||
(11 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 1 | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 1 | ||
- | | АВТОР1 = | + | | АВТОР1 = Спивак Евгений |
| АВТОР2 = | | АВТОР2 = | ||
| АВТОР3 = | | АВТОР3 = | ||
- | | СУПЕРВАЙЗЕР = | + | | СУПЕРВАЙЗЕР = |
| ПРОЕКТ = | | ПРОЕКТ = | ||
| ПОДТЕМА = | | ПОДТЕМА = | ||
| КАЧЕСТВО = | | КАЧЕСТВО = | ||
| УРОВЕНЬ = 1 | | УРОВЕНЬ = 1 | ||
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ = | + | | ДАТА СОЗДАНИЯ =15.01.2011 |
| ВИКИПЕДИЯ = | | ВИКИПЕДИЯ = | ||
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
}} | }} | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | '''Хоти́н''' | + | '''Хоти́н''' — город в Украине. |
- | |||
- | + | [[Файл:Khotin.jpg|thumb|200px|Хотинская крепость]] | |
- | |||
- | + | == XIV - XVIII вв. == | |
- | + | Вероятно, еврейское население появилось в Хотине в конце XIV в. – начале XV в. В XV в. и XVI в. еврейские купцы проезжали через Хотин, который был важным торговым пунктом на проходившем по Днестру пути из Турции в Польшу, и останавливались в городе для уплаты таможенных пошлин и участия в ярмарках (с 1541 г.). | |
- | В [[ | + | В XVII в. в Хотине существовала община [[Караимы|караимов]].Первое письменное упоминание об общине евреев-раббанитов относится к 1741 г. |
+ | |||
+ | В 1756 г. в Хотин бежали от преследований со стороны польских евреев вероотступник [[Франк, Яков|Я. Франк]] и его последователи. Здесь же в середине XVIII в. нашли убежище [[Иудействующие|иудействующие]] из России, для которых еврейская община собирала средства в Германии. | ||
+ | |||
+ | == XIX в. == | ||
+ | |||
+ | В период турецкого владычества еврейская община увеличилась: в 1807 г. в городе зарегистрировано 216 еврейских домов (23% от общей застройки), в которых проживали 340 семей. На плане 1817 г. в северной части города показана синагога. Основным занятием евреев была торговля, в том числе с другими частями Бессарабии; с Украиной (иногда контрабандная); а также аренда поместий, мельниц, маслобоен и винокуренных производств. | ||
+ | |||
+ | При вхождении в Российскую империю все население Бессарабии, включая евреев, было освобождено от рекрутской повинности. Это способствовало активной еврейской иммиграции в край; в 1831 г. Хотину были предоставлены особые торговые привилегии. | ||
+ | В 1847 г. в Хотине было уже 1067 еврейских семей, а в 1860-х гг. — шесть–семь тысяч евреев. | ||
+ | В 1847 г. были открыты казённое еврейское училище, в 1857 г. — частная еврейская женская школа, в 1860 г.— еврейская больница, в 1861 г. было построено здание большой каменной синагоги (достроено в 1900 г.). | ||
+ | |||
+ | В религиозной жизни большим влиянием пользовался [[Хасидизм|хасидизм]]. В первой половине XIX в. раввином в Хотине был Исайя Шор; со второй половины XIX в. раввинский пост занимали представители семьи Старковских. | ||
+ | |||
+ | Во второй половине XIX в. экономика Хотина пришла в упадок из-за отдаленности от железной дороги, и еврейское население практически не увеличивалось. | ||
+ | В 1897 г. в Хотине жил 9291 еврей (50,2% от всего населения). Евреи занимались главным образом ремёслами и торговлей, в том числе контрабандной. Тесные связи существовали между евреями Хотина и евреями Галиции и Подолии. | ||
+ | |||
+ | В Хотине евреи жили большей частью в тесных скученных кварталах Старого города на извилистых узких улочках, которые иронически именовались современниками «предвкушением Стамбула». Рассказывали, что по крышам еврейских домов можно было обойти весь Старый город. | ||
+ | |||
+ | В начале XX в. построена Tалмуд-Tора. | ||
+ | |||
+ | == XX век == | ||
+ | |||
+ | === Первая половина XX века === | ||
+ | |||
+ | В 1910 г. в Хотине насчитывалось 9132 еврея (43,2%). | ||
+ | После февральской революции в России в городе была создана первая в Бессарабии светская еврейская община (1917 г., признана румынскими властями в 1929 г.). | ||
+ | В период румынской власти были основаны школа системы [[Тарбут|Тарбут]] с преподаванием на иврите, мужская и женская начальные школы с преподаванием на идиш, еврейский банк; существовали еврейские общественные объединения. С 1925 г. в Хотине жил цаддик рабби Мордехай Исраэль Тверский. | ||
+ | В 1930 г. еврейское население составляло 5785 человек (37,7%). | ||
+ | |||
+ | === Вторая мировая война === | ||
+ | |||
+ | Хотин был оккупирован немецкими и румынскими войсками 7 июля 1941 г. В первые же дни на городской площади были расстреляны две тысячи евреев. Вскоре всех евреев собрали по приказу в здании школы, где представители интеллигенции (в том числе раввин Тверский) были расстреляны. 1 августа группа евреев была зверски убита (закопаны заживо) рядом с деревней Барково; оставшиеся отправлены в концлагерь Секуряны, откуда затем были высланы в Транснистрию. После окончания войны в город вернулось около 300 евреев. | ||
+ | |||
+ | == Конец XX - начало XXI века == | ||
+ | |||
+ | [[Файл:Chotin, beit kavrot-1.jpg|thumb|left|Хотин. Надгробие девицы Михли, дочери Менахем-Нухима (1865). Характерно диалектное фонетическое написание бсилэ, Нухим, Элил]] | ||
+ | |||
+ | [[Файл:Chotin, beit kavrot-2.jpg|thumb|right|Эпитафия на идиш на надгробии Азриэля Яновера (Хотин, 1938 г.)]] | ||
+ | |||
+ | |||
+ | В 1970 г. в Хотине проживало около тысячи евреев. В 2004 г. синагогу еще посещало около десяти прихожан. Как и в других бывших местечках, евреев в Хотине сейчас практически не осталось: либо уже скончались, либо выехали в Германию, Израиль, США (реже - в крупные города Украины и других стран СНГ). | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Сохранилось перестроенное здание синагоги и еврейское кладбище с надгробиями, на которых резьба выполнена в оригинальном местном стиле.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=14554&query=%D5%CE%D2%C8%CD+ Электронная еврейская энциклопедия]</ref>, <ref>[http://berkovich-zametki.com/Nomer44/MN65.htm Заметки по еврейской истории]</ref> | ||
== Хотин в истории еврейской литературы == | == Хотин в истории еврейской литературы == | ||
- | |||
В начале XX века Хотин слыл одним из основных центров еврейской словесности Бессарабии, уступая уровнем литературной жизни пожалуй лишь [[Липканы|Липканам]] того же Хотинского уезда, которые поэт [[Бялик, Хаим Нахман|Хаим-Нахмэн Бялик]] прозвал «бессарабским Олимпом». В городке жили и начинали творить писатели и поэты: | В начале XX века Хотин слыл одним из основных центров еврейской словесности Бессарабии, уступая уровнем литературной жизни пожалуй лишь [[Липканы|Липканам]] того же Хотинского уезда, которые поэт [[Бялик, Хаим Нахман|Хаим-Нахмэн Бялик]] прозвал «бессарабским Олимпом». В городке жили и начинали творить писатели и поэты: | ||
Строка 132: | Строка 86: | ||
* прозаик [[Гицис, Моисей|Мойше Гицис]] | * прозаик [[Гицис, Моисей|Мойше Гицис]] | ||
* прозаик [[Липинер, Элиас|Эле Липинер]] и другие. | * прозаик [[Липинер, Элиас|Эле Липинер]] и другие. | ||
- | В этом всплеске творческой активности немаловажную роль сыграл [[Яновер, Азриэл|Азриэл Яновер]], как учитель еврейского языка и литературы нескольких поколений хотинских литераторов. | + | В этом всплеске творческой активности немаловажную роль сыграл [[Яновер, Азриэл|Азриэл Яновер]], как учитель еврейского языка и литературы нескольких поколений хотинских литераторов, поэт и общественный деятель. |
== Уроженцы-евреи == | == Уроженцы-евреи == | ||
Строка 138: | Строка 92: | ||
- | == | + | == Примечания == |
- | + | <references/> | |
- | + | ||
- | + | ||
[[Категория:История евреев Украины]] | [[Категория:История евреев Украины]] | ||
[[Категория:Населенные пункты по алфавиту]] | [[Категория:Населенные пункты по алфавиту]] | ||
+ | [[Категория:Евреи и иудаизм по городам]] | ||
+ | [[Категория:Еврейские общины]] | ||
+ | [[Категория:Евреи стран СНГ]] |
Текущая версия на 16:22, 29 апреля 2013
Регулярная статья | |
Спивак Евгений | |
15.01.2011 | |
Хоти́н — город в Украине.
Содержание |
XIV - XVIII вв.
Вероятно, еврейское население появилось в Хотине в конце XIV в. – начале XV в. В XV в. и XVI в. еврейские купцы проезжали через Хотин, который был важным торговым пунктом на проходившем по Днестру пути из Турции в Польшу, и останавливались в городе для уплаты таможенных пошлин и участия в ярмарках (с 1541 г.).
В XVII в. в Хотине существовала община караимов.Первое письменное упоминание об общине евреев-раббанитов относится к 1741 г.
В 1756 г. в Хотин бежали от преследований со стороны польских евреев вероотступник Я. Франк и его последователи. Здесь же в середине XVIII в. нашли убежище иудействующие из России, для которых еврейская община собирала средства в Германии.
XIX в.
В период турецкого владычества еврейская община увеличилась: в 1807 г. в городе зарегистрировано 216 еврейских домов (23% от общей застройки), в которых проживали 340 семей. На плане 1817 г. в северной части города показана синагога. Основным занятием евреев была торговля, в том числе с другими частями Бессарабии; с Украиной (иногда контрабандная); а также аренда поместий, мельниц, маслобоен и винокуренных производств.
При вхождении в Российскую империю все население Бессарабии, включая евреев, было освобождено от рекрутской повинности. Это способствовало активной еврейской иммиграции в край; в 1831 г. Хотину были предоставлены особые торговые привилегии. В 1847 г. в Хотине было уже 1067 еврейских семей, а в 1860-х гг. — шесть–семь тысяч евреев. В 1847 г. были открыты казённое еврейское училище, в 1857 г. — частная еврейская женская школа, в 1860 г.— еврейская больница, в 1861 г. было построено здание большой каменной синагоги (достроено в 1900 г.).
В религиозной жизни большим влиянием пользовался хасидизм. В первой половине XIX в. раввином в Хотине был Исайя Шор; со второй половины XIX в. раввинский пост занимали представители семьи Старковских.
Во второй половине XIX в. экономика Хотина пришла в упадок из-за отдаленности от железной дороги, и еврейское население практически не увеличивалось. В 1897 г. в Хотине жил 9291 еврей (50,2% от всего населения). Евреи занимались главным образом ремёслами и торговлей, в том числе контрабандной. Тесные связи существовали между евреями Хотина и евреями Галиции и Подолии.
В Хотине евреи жили большей частью в тесных скученных кварталах Старого города на извилистых узких улочках, которые иронически именовались современниками «предвкушением Стамбула». Рассказывали, что по крышам еврейских домов можно было обойти весь Старый город.
В начале XX в. построена Tалмуд-Tора.
XX век
Первая половина XX века
В 1910 г. в Хотине насчитывалось 9132 еврея (43,2%). После февральской революции в России в городе была создана первая в Бессарабии светская еврейская община (1917 г., признана румынскими властями в 1929 г.). В период румынской власти были основаны школа системы Тарбут с преподаванием на иврите, мужская и женская начальные школы с преподаванием на идиш, еврейский банк; существовали еврейские общественные объединения. С 1925 г. в Хотине жил цаддик рабби Мордехай Исраэль Тверский. В 1930 г. еврейское население составляло 5785 человек (37,7%).
Вторая мировая война
Хотин был оккупирован немецкими и румынскими войсками 7 июля 1941 г. В первые же дни на городской площади были расстреляны две тысячи евреев. Вскоре всех евреев собрали по приказу в здании школы, где представители интеллигенции (в том числе раввин Тверский) были расстреляны. 1 августа группа евреев была зверски убита (закопаны заживо) рядом с деревней Барково; оставшиеся отправлены в концлагерь Секуряны, откуда затем были высланы в Транснистрию. После окончания войны в город вернулось около 300 евреев.
Конец XX - начало XXI века
В 1970 г. в Хотине проживало около тысячи евреев. В 2004 г. синагогу еще посещало около десяти прихожан. Как и в других бывших местечках, евреев в Хотине сейчас практически не осталось: либо уже скончались, либо выехали в Германию, Израиль, США (реже - в крупные города Украины и других стран СНГ).
Сохранилось перестроенное здание синагоги и еврейское кладбище с надгробиями, на которых резьба выполнена в оригинальном местном стиле.[1], [2]
Хотин в истории еврейской литературы
В начале XX века Хотин слыл одним из основных центров еврейской словесности Бессарабии, уступая уровнем литературной жизни пожалуй лишь Липканам того же Хотинского уезда, которые поэт Хаим-Нахмэн Бялик прозвал «бессарабским Олимпом». В городке жили и начинали творить писатели и поэты:
- Лейзэр-Дувид Розенталь (1856, Хотин — 1932, Одесса) — с 1861 года жил в Теленештах, в 1918—19 годах в Теплике (Подолия), затем в Одессе, печатался с 1880-х годов в сборниках М. Спектора «hoйз-фрайнд» (Друг дома), газетах «Дэр Юд» (Еврей), «Дос Лэбм» (Жизнь), «Момент», в 1904 году выпустил при одесской газете «Дос Лэбм» серию переводов в пяти выпусках (Максим Горький, А. П. Чехов, Брэт Гарт), издал документальный материал о погромах периода Гражданской войны на Украине (на иврите в 1927—31 годах, затем и на идише)
- Гдалье Липинер (1876—1933) — баснописец, автор детских стихотворений и просветитель
- Шопсэ Лернер (1879—1913), учительствовавший в Бельцах, автор песен, стихов, пьес, переводов с русского и немецкого языков, книг «Ын Дэр Фрэмд» (На чужбине) и «Ди Идише Торбэ» (Еврейская торба);
- Срул Гойхберг, работавший в Бостоне и Нью-Йорке
- родившийся в соседних Малинцах Эйнэх Аккерман (1901—?), дебютировавший в кишинёвском журнале «Дэр Моргн» (Утро) и в 1920 году уехавший в Нью-Йорк, где публиковался под именем «А Молэницер» (Из Малинец) и где выпустил поэтический сборник «Рефлексн» (Рефлексы, 1932);
- Гершн Киржнер (1905—?), чей стихотворный сборник «haйнт Ун Моргн» (Сегодня и завтра) вышел в Черновцах в 1935 году
- Ривке Ройзенблат, собравшая более 2 тысяч народных песен
- Симхэ Меламед, опубликовавший свою первую книгу «Лидэр Ун Дэрцейлунген» (Стихи и рассказы) уже в США в 1923 году
- погибший на фронте Мэндэлэ Нерман, публиковавший поэзию в кишинёвской ежедневной газете «Ундзер Цайт» (Наше время)
- автор нескольких книг поэзии Фройем Ройтман
- впоследствии валлонская франкоязычная поэтесса Хелен Гительман
- прозаик Мойше Гицис
- прозаик Эле Липинер и другие.
В этом всплеске творческой активности немаловажную роль сыграл Азриэл Яновер, как учитель еврейского языка и литературы нескольких поколений хотинских литераторов, поэт и общественный деятель.
Уроженцы-евреи
- Трахтенберг, Александр Хунович, российский хирург-онколог