Ортодоксальный иудаизм

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Delete this category, not in RUB)
Architect1 (Обсуждение | вклад)
м (добавлена категория «Ортодоксальный иудаизм» с помощью HotCat)
 
(4 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
 +
{{О_статье
 +
|ТИП СТАТЬИ=
 +
|СУПЕРВАЙЗЕР=1
 +
|УРОВЕНЬ=
 +
|КАЧЕСТВО=
 +
|АВТОР1=
 +
|АВТОР2=
 +
|АВТОР3=
 +
|ВИКИПЕДИЯ=
 +
|ПРОЕКТ=
 +
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
 +
|ПОДТЕМА=
 +
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
 +
}}
 +
{{Иудаизм}}
{{Иудаизм}}
-
{{main|Иудаизм}}
+
{{также|Иудаизм}}
-
'''[[Ортодоксия|Ортодоксальный]] иудаизм''' — общее название течений в [[иудаизм]]е, приверженцы которых, с исторической точки зрения, продолжатели [[евреи|еврейского]] [[Религия|религиозного]] мировоззрения, окончательно сформировавшегося в эпоху [[Позднее Средневековье|Позднего Средневековья]] и в начале [[Новое время|Нового времени]]. Центральное место в религиозной концепции ортодоксального иудаизма занимает [[Галаха]] в том виде, в каком она зафиксирована в Устном Законе (в [[Мишна|Мишне]] и [[Гемара|Гемаре]], то есть в [[Талмуд]]е) и кодифицирована в своде [[Шулхан арух]].
+
 
 +
'''[[Ортодоксия|Ортодоксальный]] иудаизм''' — общее название течений в [[иудаизм]]е, приверженцы которых, с исторической точки зрения, продолжатели [[евреи|еврейского]] [[Религия|религиозного]] мировоззрения, сформировавшегося в эпоху Талмуда, и затем оформившегося в эпоху[[Позднее Средневековье|Позднего Средневековья]] и в начале [[Новое время|Нового времени]].  
== Основные черты ==
== Основные черты ==
-
{{main|13 принципов веры}}
 
-
* Иудаизм предлагает всем людям и народам принять необходимый минимум моральных обязательств, налагаемых Библией на всё человечество: в то время как еврей обязан соблюдать все [[613 заповедей|613 извлеченных из Пятикнижия предписаний]] ([[мицвот]]), [[Гой|нееврей]], который считается участником завета, заключенного Богом с [[Ной|Ноем]] ({{Библия|Быт|9:9}}), обязан выполнять лишь [[Семь законов потомков Ноя|семь законов Ноевых сынов]] <ref>{{ЭЕЭ|13005|Ноевых сынов законы}}</ref>. В то же время, современный иудаизм принципиально не занимается [[миссионерство]]м, то есть не стремится к [[прозелитизм]]у (на иврите — ''[[гиюр]]'') и рассматривается евреями как их [[национальность|национальная]] религия.
+
Центральное место в религиозной концепции ортодоксального иудаизма занимает [[Галаха]] в том виде, в каком она зафиксирована в Устном Законе (в [[Мишна|Мишне]] и [[Гемара|Гемаре]], то есть в [[Талмуд]]е) и кодифицирована в своде [[Шулхан арух]].
-
* Приверженцы иудаизма считают, что иудаизм первым в истории человечества провозгласил [[монотеизм]]<ref>{{ЭЕЭ|11877|Иудаизм}}</ref><ref>Некоторые исследователи считают древнейшей монотеистической религией [[зороастризм]]. Однако, монотеистичность зороастризма до сих пор остаётся спорным вопросом. Существует также версия, что первым был египетский фараон [[Эхнатон]] (1364—1347 гг. до н. э.), провозгласивший единого Бога — [[Атон]]а. Однако весьма возможно, что Эхнатон жил после Моисея, и заимствовал монотеизм из иудаизма.</ref>, углублённое учением о сотворении человека Богом по Своему образу и подобию (еврейская концепция «Богочеловека») — следствием чего является любовь Бога к человеку, стремление Бога продвинуть и помочь человеку и уверенность в конечной победе Добра. Это учение дало и даёт повод к глубочайшим философским и религиозным прозрениям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон.
+
Источники права ([[Галаха|Галахи]]) современного ортодоксального иудаизма: [[Танах]] (Письменная [[Тора]]) и [[Талмуд]] ([[Устная Тора]]). Галаха регулирует, в частности, также и те сферы жизни евреев, которые в иных правовых системах регулируются [[Уголовное право|уголовным]], гражданским, [[Семейное право|семейным]], корпоративным и [[Правовой обычай|обычным]] правом.
-
* Понятие о Боге как абсолютно Cовершенном, не только абсолютном Разуме и Всемогуществе, но и источнике Благости, Любви и Справедливости, Который выступает по отношению к человеку не только как Творец, но и как Отец.
+
В ортодоксальном иудаизме сегодня нет единого и общепризнанного института или лица, имеющего авторитет источника права, учительства или власти.
-
* Понятие о жизни как о Диалоге Бога и Человека, — ведущемся как на уровне индивидуума, так и на уровне народа (проявление Провидения в национальной истории) и на уровне «всего человечества как единого целого».
+
== Термин "ортодоксальный иудаизм" ==
-
* Учение об абсолютной ценности Человека (как индивидуума, так и народов и также всего человечества в целом) — как бессмертного духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию, учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании.
+
Хотя ортодоксальный иудаизм сложился в период античности и средневековья,само применение к нему термина "ортодоксальный" началось в первой половине XIX века в качестве реакции на возникновение [[Иудаизм реформистский|реформизма в иудаизме]], распространение [[Хаскала|Хаскалы]] и секуляризацию еврейской жизни в ходе [[эмансипация|эмансипации]]. Термин «ортодокс» впервые возник в конце XVIII в. и служил в устах просвещённых евреев [[Германия|Германии]] презрительным прозвищем противников изменений в религиозной и общественной жизни еврейства; сами противники таких изменений называли себя ''шомрей мицвот'' ('соблюдающие заповеди') ''йереим'' (`благочестивые`) или ''харедим'' (`богобоязненные`) и лишь с середины XIX в. стали именовать себя также ортодоксами. В конце XIX в., когда сформировалось ортодоксальное течение в еврействе Восточной Европы, его приверженцы именовали себя ''датиим'' (`религиозные`) или ''адуким'' (`набожные`) в противоположность ''хофшим'' (`свободомыслящие`). Эти названия привились затем и в [[Израиль|Израиле]], где подавляющее большинство традиционного еврейства было ортодоксальным. После образования еврейского государства в употребление вошло противопоставление ''датиим''(`религиозные`) — ''хилоним'' (`секулярные`).
-
 
+
-
* Учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: каждый человек является Сыном Божьим, каждому открыта дорога к совершенствованию в направлении соединения с Богом, всем людям даются средства к достижению этого предназначения — свободная воля и божественная помощь.
+
-
 
+
-
* При этом у еврейского народа есть особая Миссия (то есть Избранность), заключающаяся в том, чтобы донести эти Божественные истины до человечества и через это помочь человечеству приблизиться к Богу. Для реализации этой задачи Бог заключил с еврейским народом Завет и дал ему заповеди. Божественный Завет неотменим; и он налагает на еврейский народ более высокий уровень ответственности.
+
-
 
+
-
* Учение о полном господстве духовного начала над материей, но при этом духовной ценности также и мира материального: Бог — безусловный Владыка материи, как её Творец: и Он вручил Человеку господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение;
+
-
 
+
-
* Учение о приходе [[Машиах]]а ([[Мессия|Мессии]], слово происходит от {{lang-he|מָשִׁיחַ}}, «помазанник», то есть царь), когда {{ВЗ2|И перекуют мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет народ меча на народ, и не будут больше учиться воевать … и наполнится вся земля познанием Господа|Ис|2:4}}.
+
-
 
+
-
: [[Машиах]] является царём, прямым потомком царя [[Давид]]а, и, согласно иудейской традиции, должен быть помазан на царство пророком [[Илия (пророк)|Илией]](Элияhу), который был взят на небо живым.
+
-
 
+
-
* Учение о [[Страшный суд|воскресении из мертвых в конце дней]] ([[эсхатология]]), то есть вера в то, что в определенное время мертвые будут оживлены во плоти и будут снова жить на земле.
+
-
: О воскресении из мертвых говорили многие еврейские пророки, такие как [[Иезекииль (пророк)|Иезекииль]] (Йехезкель), [[Даниил]] (Даниель) и др. Так, пророк [[Даниил]] об этом говорит так: {{ВЗ2|И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление|Дан|12:2}}.
+
-
 
+
-
== Этапы формирования ==
+
-
{{орисс}}
+
-
В качестве религиозного течения ортодоксальный иудаизм сложился в первой половине XIX века в качестве реакции на возникновение [[Иудаизм реформистский|реформизма в иудаизме]], распространение [[Хаскала|Хаскалы]] и секуляризацию еврейской жизни в ходе [[эмансипация|эмансипации]]. Термин «ортодокс» впервые возник в конце XVIII в. и служил в устах просвещённых евреев [[Германия|Германии]] презрительным прозвищем противников изменений в религиозной и общественной жизни еврейства; сами противники таких изменений называли себя ''йереим'' (`благочестивые`) или ''харедим'' (`богобоязненные`) и лишь с середины XIX в. стали именовать себя также ортодоксами. В конце XIX в., когда сформировалось ортодоксальное течение в еврействе Восточной Европы, его приверженцы именовали себя ''адуким'' (`набожные`) или ''датиим'' (`религиозные`) в противоположность ''хофшим'' (`свободомыслящие`). Эти названия привились затем и в [[Израиль|Израиле]], где подавляющее большинство традиционного еврейства было ортодоксальным. После образования еврейского государства в употребление вошло противопоставление ''датиим'' — ''хилоним'' (`светские`).
+
== Течения ==
== Течения ==
Строка 38: Строка 36:
=== Литваки ===
=== Литваки ===
{{main|Литваки}}
{{main|Литваки}}
-
{{орисс}}
+
 
Представители наиболее классического направления в ашкеназской ветви современного иудаизма, хронологически появились раньше хасидизма и религиозного сионизма. Называются литваками, так как основные их духовные центры — [[иешива|иешивы]] находились, вплоть до Второй мировой войны, преимущественно в Литве.
Представители наиболее классического направления в ашкеназской ветви современного иудаизма, хронологически появились раньше хасидизма и религиозного сионизма. Называются литваками, так как основные их духовные центры — [[иешива|иешивы]] находились, вплоть до Второй мировой войны, преимущественно в Литве.
Строка 92: Строка 90:
[[Категория:Течения в иудаизме]]
[[Категория:Течения в иудаизме]]
 +
[[Категория:Ортодоксальный иудаизм]]
[[ar:يهودية أرثوذكسية]]
[[ar:يهودية أرثوذكسية]]
Строка 120: Строка 119:
[[zh:猶太教正統派]]
[[zh:猶太教正統派]]
-
[[Категория:требует категоризации]]{{checked_final}}
+
{{checked_final}}

Текущая версия на 01:37, 28 января 2011

Академический супервайзер: д-р Пинхас Полонский



основные понятия

     

    Портал Иудаизм
п·о·р
См. также статью: Иудаизм

Ортодоксальный иудаизм — общее название течений в иудаизме, приверженцы которых, с исторической точки зрения, продолжатели еврейского религиозного мировоззрения, сформировавшегося в эпоху Талмуда, и затем оформившегося в эпохуПозднего Средневековья и в начале Нового времени.

Содержание

Основные черты

Центральное место в религиозной концепции ортодоксального иудаизма занимает Галаха в том виде, в каком она зафиксирована в Устном Законе (в Мишне и Гемаре, то есть в Талмуде) и кодифицирована в своде Шулхан арух.

Источники права (Галахи) современного ортодоксального иудаизма: Танах (Письменная Тора) и Талмуд (Устная Тора). Галаха регулирует, в частности, также и те сферы жизни евреев, которые в иных правовых системах регулируются уголовным, гражданским, семейным, корпоративным и обычным правом.

В ортодоксальном иудаизме сегодня нет единого и общепризнанного института или лица, имеющего авторитет источника права, учительства или власти.

Термин "ортодоксальный иудаизм"

Хотя ортодоксальный иудаизм сложился в период античности и средневековья,само применение к нему термина "ортодоксальный" началось в первой половине XIX века в качестве реакции на возникновение реформизма в иудаизме, распространение Хаскалы и секуляризацию еврейской жизни в ходе эмансипации. Термин «ортодокс» впервые возник в конце XVIII в. и служил в устах просвещённых евреев Германии презрительным прозвищем противников изменений в религиозной и общественной жизни еврейства; сами противники таких изменений называли себя шомрей мицвот ('соблюдающие заповеди') йереим (`благочестивые`) или харедим (`богобоязненные`) и лишь с середины XIX в. стали именовать себя также ортодоксами. В конце XIX в., когда сформировалось ортодоксальное течение в еврействе Восточной Европы, его приверженцы именовали себя датиим (`религиозные`) или адуким (`набожные`) в противоположность хофшим (`свободомыслящие`). Эти названия привились затем и в Израиле, где подавляющее большинство традиционного еврейства было ортодоксальным. После образования еврейского государства в употребление вошло противопоставление датиим(`религиозные`) — хилоним (`секулярные`).

Течения

Ортодоксальный иудаизм в среде русскоговорящих евреев Израиля представлен самыми разными направлениями: «литовская школа» (например, организация «Толдот Йешурун», основанная р. Ицхаком Зильбером), ХаБаД (например, организация «Шамир»), «религиозный сионизм» (например, организация «Маханаим»), хасидизм бреславского и карлин-столинского направления и многие другие.

Литваки

Основная статья: Литваки

Представители наиболее классического направления в ашкеназской ветви современного иудаизма, хронологически появились раньше хасидизма и религиозного сионизма. Называются литваками, так как основные их духовные центры — иешивы находились, вплоть до Второй мировой войны, преимущественно в Литве.

Литваки являются последователями Виленского Гаона рабби Элиягу бен Шлоймэ Залманa, который возглавлял активную оппозицию хасидизму. Приверженцы хасидизма дали своим противникам название миснагдим (сопротивленцы, ивр. в ашкеназском произношении).[1]

Хасидизм

Основная статья: Хасидизм

Религиозно-мистическое движение, возникшее в XVIII веке. В настоящее время центры хасидизма расположены в Израиле, США, Украине.

Ортодоксальный модернизм

Ортодоксальный модернизм придерживается всех принципов ортодоксального иудаизма, при этом интегрирует их с современной культурой и цивилизацией, а также с религиозным пониманием сионизма. В Израиле его последователями является более половины ортодоксально-религиозного еврейского населения.

В XIX веке начальные формы «Ортодоксального модернизма» создали раввины Азриэль Хильдесхаймер (1820—1899)[2] и Шимшон-Рафаэль Гирш (1808—1888), которые провозгласили принцип Тора вэ дэрех эрец — гармоничное сочетание Торы с окружающим (современным) миром.

Религиозный сионизм

Основная статья: Религиозный сионизм

Иное направление «Ортодоксального модернизма» — религиозный сионизм — было создано в 1850 году р. Цви Калишером, а затем в начале XX века разработано р. Авраамом-Ицхаком Куком.

Во второй половине XX века главные идеологи движения р. Цви-Иехуда Кук (Израиль) и р. Йосеф-Дов Соловейчик (США).

Сегодня представители — р. Авраам Шапира (умер в 2007 г.), р. Мордехай Элон, р. Соломон Рискин, р. Йегуда Амиталь, р. Аарон Лихтенштейн (Израиль).

В русскоязычной еврейской общине принципам религиозного сионизма следует организация «Маханаим» во главе с р.Зеевом Дашевским и Пинхасом Полонским.

Примечания

  1. Статья «митнагдим» в Электронной еврейской энциклопедии
  2. Azriel Hildesheimer англ. Azriel Hildesheimer

См. также

Ссылки


ar:يهودية أرثوذكسية

cs:Ortodoxní judaismus da:Ortodoks jødedomeo:Ortodoksa Judismofi:Ortodoksijuutalaisuusid:Yahudi Ortodoksja:正統派 (ユダヤ教) ka:ორთოდოქსული იუდაიზმი lt:Ortodoksinis judaizmas nl:Orthodox jodendom nn:Ortodoks jødedom no:Ortodoks jødedom pt:Judaísmo ortodoxo ro:Iudaism ortodoxsl:Ortodoksni Judje sv:Ortodox judendom tr:Ortodoks Musevilikzh:猶太教正統派


Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация