Маhараль из Праги
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) (Delete this category, not in RUB) |
(→Ссылки) |
||
(8 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{Остатье| ТИП СТАТЬИ = | + | {{Остатье| ТИП СТАТЬИ = 2 |
| АВТОР1 = | | АВТОР1 = | ||
| АВТОР2 = | | АВТОР2 = | ||
Строка 15: | Строка 15: | ||
{{История иудаизма|=|1512|97}} | {{История иудаизма|=|1512|97}} | ||
[[Файл:Maharal.jpg|thumb|Статуя Маhараля в Праге]] | [[Файл:Maharal.jpg|thumb|Статуя Маhараля в Праге]] | ||
- | '''Иеhуда́ Ли́ва (Лев, Леб) Бен Бецале́ль''' ('''рабби Лёв''', известен как מַהֲרַ"ל, ''Маhараль ми-Праг'') ( | + | '''Иеhуда́ Ли́ва (Лев, Леб) Бен Бецале́ль''' ('''рабби Лёв''', известен как מַהֲרַ"ל, ''Маhараль ми-Праг'') (1512 (?), [[Познань]] — 1609, Прага) — крупнейший [[раввин]] и [[Ѓалаха|hалахический]] авторитет, мыслитель и ученый в XVI веке. |
== Биография == | == Биография == | ||
- | + | Родился в семье выходцев из [[Вормс]]а, давшей еврейству немало известных [[талмуд]]истов. | |
+ | |||
+ | С 1553 г. по 1573 г. был окружным раввином в [[Моравия|Моравии]], затем переехал в [[Прага|Прагу]], где основал [[иешива|иешиву]] и общество изучения [[Мишна|Мишны]]; занимался также общественной деятельностью. | ||
+ | |||
+ | В 1584-88 гг. был главным раввином Познани. В 1588 г. вернулся в Прагу, где оставался до 1592 г. (в этом году был принят императором Рудольфом II). С 1592 г. до 1597 г. снова стал главным раввином [[Познань|Познани]], а с 1597 года до конца жизни — главным раввином Праги. | ||
== Легенды о Маhарале == | == Легенды о Маhарале == | ||
[[Файл:Praha Staronova Synagoga.jpg|thumb|left|Старонова синагога в Праге ({{lang-cs|Staronova synagóga}})]] | [[Файл:Praha Staronova Synagoga.jpg|thumb|left|Старонова синагога в Праге ({{lang-cs|Staronova synagóga}})]] | ||
- | Согласно легенде, Маhараль, не испугавшись бушующего пламени, сумел во время большого пожара Праги спасти библиотеку | + | Согласно легенде, Маhараль, не испугавшись бушующего пламени, сумел во время большого пожара Праги спасти библиотеку императора Рудольфа II. Позднее во время военного парада он остановил внезапно взбесившегося коня императора одним словом. После этих событий он стал личным другом императора. |
- | + | Нет достоверных сведений о том, что Маhараль занимался «практической каббалой», включавшей элементы магии, хотя легенда и приписывает ему создание пражского [[Голем]]а — искусственного человека, который предотвращал антиеврейские выступления. [[Старонова синагога (Прага)|Синагога]] и могила Маhараля на [[Старое еврейское кладбище (Прага)|Старом еврейском кладбище]] в Праге до сих пор служат местом паломничества. | |
+ | [[Файл:Loew tombstone.jpg|thumb|150px|Могила рабби Лёва на Старом еврейском кладбище в Праге]] | ||
К надгробию бен Бецалеля приходят паломники со всего мира, люди разных вер и национальностей. Бытует поверье о том, что если, загадав желание, по древнему еврейскому обычаю положить на могилу камешек — это желание исполнится. Иногда свои мечты и надежды люди записывают на бумажке и кладут под камешек либо засовывают в трещину надгробия. Но каждый, желающий изменить судьбу, должен помнить, что прошения исполняются со своеобразной справедливостью: одни получат буквально то, что загадывали, а не к чему действительно стремилось сердце; другим многое дастся, но и многое отнимется; третьи осознают, что счастье было лишь в погоне за счастьем, а теперь осталось только в воспоминаниях. | К надгробию бен Бецалеля приходят паломники со всего мира, люди разных вер и национальностей. Бытует поверье о том, что если, загадав желание, по древнему еврейскому обычаю положить на могилу камешек — это желание исполнится. Иногда свои мечты и надежды люди записывают на бумажке и кладут под камешек либо засовывают в трещину надгробия. Но каждый, желающий изменить судьбу, должен помнить, что прошения исполняются со своеобразной справедливостью: одни получат буквально то, что загадывали, а не к чему действительно стремилось сердце; другим многое дастся, но и многое отнимется; третьи осознают, что счастье было лишь в погоне за счастьем, а теперь осталось только в воспоминаниях. | ||
== Наследие Маhараля == | == Наследие Маhараля == | ||
+ | Йеhуда Лива обладал обширными познаниями не только в области [[Раввинистическая литература|раввинистической литературы]], но и в области многих светских наук, в особенности в математике. Он был знаком с гелиоцентрической системой Коперника, однако, подобно своему другу, знаменитому астроному Тихо Браге, хранил верность геоцентрическим представлениям. | ||
- | Маhараль широко известен благодаря своим трудам, в частности | + | === Работы по этике === |
+ | Маhараль широко известен благодаря своим трудам, в частности ''суперкомментариям'' к комментариям [[Раши]] на [[Тора|Тору]], а также комментариям к апокалиптическим [[аггадот]], работам по этике, философии и [[каббала|Каббале]]. Важнейшее значение в духовном наследии Йеhуды Ливы принадлежит его трудам по вопросам этики и философии, основанным на толковании высказываний законоучителей Талмуда. | ||
- | + | Самый известный труд Йеhуды Ливы «Нетивот олам» («Тропы мира»), оказал большое влияние на последующее развитие еврейской этической мысли. Хотя Йеhуда Лива нигде не прибегает к открытому изложению каббалистических идей, анализ его сочинений свидетельствует о знакомстве с [[Каббала|каббалой]]. | |
- | + | Большое внимание Маhараль уделял вопросам педагогики. Он считал необходимым учитывать возраст учащегося при выборе предметов преподавания, осуждал [[Пилпул|казуистические методы изучения и преподавания Талмуда]] и одобрительно высказывался об изучении светских наук, не противоречащих принципам [[иудаизм]]а. | |
- | Маhараль | + | === Работы по проблеме взаимоотношений еврейского народа с Богом === |
+ | В своих многочисленных произведениях Маhараль рассматривает проблему взаимоотношений Бога с еврейским народом, а также проблему [[галут]]а, его причины и пути к избавлению. Наиболее подробно эти вопросы рассматриваются в сочинениях «Тиф’ерет Исраэль» («Слава Израиля») и «Нецах Исраэль» («Вечность Израиля»). | ||
- | Полемизируя с утверждением христиан, согласно которому изгнание еврейского народа с его родины свидетельствует о том, что Бог оставил некогда избранный им народ, | + | Со времени [[Йеhуда hа-Леви|Йеhуды hа-Леви]] ни один мыслитель не подчеркивал с такой силой, как Йеhуда Лива, уникальный характер судьбы Израиля. Полемизируя с утверждением христиан, согласно которому изгнание еврейского народа с его родины свидетельствует о том, что Бог оставил некогда избранный им народ, Йеhуда Лива утверждает, что богоизбранность Израиля является безусловной. Она не зависит ни от заслуг [[Патриархи|патриархов]], ни от исполнения Израилем воли Всевышнего. Избрание еврейского народа Богом вечно и неотменимо, ибо оно вытекает из самой природы Израиля. |
- | + | Различия между евреями и другими народами как в сфере религии, так и в сфере этики имеют метафизические корни. Естественный порядок, согласно учению Йеhуды Ливы, распространяется не только на физические феномены, но и на отношения между людьми. [[Галут]] есть нарушение естественного порядка, тройная аномалия: Израиль отторгнут от своего естественного местопребывания (Эрец-Исраэль), подчинен чужеземцам и рассеян. | |
- | + | Подчинение одного народа другому противоречит естественному порядку, ибо каждый народ имеет право быть свободным. Рассеяние, отсутствие территориального центра влечет за собой утрату народом своего единства, полноты и цельности бытия. Однако всякое нарушение естественной закономерности преходяще: приход [[Машиах|машиах]]а восстановит естественный порядок и положит конец галуту. | |
- | + | Относясь отрицательно к [[Мессианские Движения|попыткам искусственно приблизить избавление]], Йеhуда Лива призывал к покорности Божьей воле, которая установила естественный порядок и все его последствия. Избавление придет в назначенное время. Ему будут предшествовать небывалые страдания Израиля. В аллегорических толкованиях Йеhуды Ливы [[Апокалиптическая Литература|апокалиптических агадот]] образ Мессии, в известной мере, утрачивает личные черты и сближается с абстрактной потенцией избавления, заложенной в мире. | |
- | + | Йеhуда Лива далек от полного отрицания галута. Хотя он говорит, что стране Израиля принадлежит среди других стран та же роль, что и народу Израиля среди других народов, он видит и положительную сторону галута. Ссылаясь на [[Аггада|аггаду]], согласно которой [[Шхина]] сопровождает еврейский народ в его изгнании (Мег. 29а, и в других местах), Йеhуда Лива подчеркивает большую близость Шхины к Израилю в галуте, чем на родине. Народ Израиля, пребывающий в рассеянии, должен бороться за свою жизнь; он должен жить обособленно от других народов, изучать Тору и соблюдать ее предписания. Важное значение придает Йеhуда Лива совместным молитвам и благотворительности. | |
+ | Оспаривая мнение рационалистических еврейских философов, полагавших, что общение с Богом достижимо только путем интеллектуального совершенства, Йеhуда Лива утверждал, что такое общение, являющееся целью человеческой жизни, достигается с помощью изучения Торы и соблюдения ее предписаний. | ||
+ | |||
+ | === Взгляды Йеhуды Ливы на современную ему европейскую философию === | ||
+ | Под влиянием ренессансных и гуманистических идей Йеhуда Лива выступает за полную свободу выражения идей и мыслей, являясь предшественником поборников за свободу слова в Европе. Философские идеи Йеhуды Ливы заимствованы преимущественно из средневековых интерпретаций Платона и Аристотеля. К Платону, в частности, восходит разделение людей на три класса: философов (талмудистов), стражей (соблюдающих предписания) и кормильцев (торговцев). | ||
+ | |||
+ | Метафизика Йеhуды Ливы основана на учении о двух мирах — естественном и высшем. В природе господствует физическая закономерность; однако причинно-следственная цепь может быть разорвана чудодейственным вмешательством свыше. Сама естественная закономерность основана в конечном счете на воле Бога. Чудо не отменяет естественной закономерности, но подчиняет ее закономерности высшей. Эти мысли Йеhуды Ливы предвосхищают многие плодотворные идеи в философии нового времени. | ||
+ | |||
+ | === Влияние идей Маhараля на последующих мыслителей === | ||
+ | В исследованиях, посвященных богатейшему духовному наследию Маhараля, поражает разнообразие и противоречивость взглядов на место Маhараля в еврейской культуре. Его рассматривают как предтечу [[Хасидизм|хасидизма]] и популяризатора [[Каббала|каббалы]]; в нем видят гуманиста, но также — наследника средневекового аскетизма и благочестия. | ||
+ | |||
+ | Маhараля некоторые считают непоследовательным и эклектичным мыслителем, однако эта характеристика относится скорее не к самому Маhаралю, а к современному восприятию его наследия. Обычно исследователь (или последователь) Маhараля выбирает, в зависимости от собственных интересов, лишь одну из сторон его учения. | ||
+ | |||
+ | Учение самого Маhараля отличается своей последовательностью, и той или иной фразе можно найти почти идентичное толкование в различных его книгах (к примеру, в «Гур арье», «Хидушей аггадот» и «Нетивот олам»). Это дает возможность разъяснять мысли Маhараля, исходя из его же книг. | ||
+ | |||
+ | Маhараль оказал большое влияние на рава [[Кук, Авраам Ицхак|А. И. Кука]] и стал одним из источников [[Религиозный сионизм|религиозного сионизма]]. | ||
+ | |||
+ | === Ученики === | ||
Маhараль был одиноким мыслителем, многие идеи которого далеко опередили свое время и до сих пор звучат современно. Прямых учеников у Маhараля не было. В памяти поколений сохранились многочисленные легенды об Маhарале, свидетельствующие о том удивлении и преклонении, которые вызывала его личность, но также и о непонимании современниками глубины и оригинальности его мысли. | Маhараль был одиноким мыслителем, многие идеи которого далеко опередили свое время и до сих пор звучат современно. Прямых учеников у Маhараля не было. В памяти поколений сохранились многочисленные легенды об Маhарале, свидетельствующие о том удивлении и преклонении, которые вызывала его личность, но также и о непонимании современниками глубины и оригинальности его мысли. | ||
- | В истории еврейской мысли Маhаралю принадлежит особое место. У него не было прямых последователей, но практически каждое движение в | + | Лишь в XX в. среди еврейских мыслителей наблюдалось возрождение интереса к богатейшему духовному наследию Йеhуды Ливы. |
+ | |||
+ | В истории еврейской мысли Маhаралю принадлежит особое место. У него не было прямых последователей, но практически каждое движение в [[иудаизм]]е считает его одним из своих предшественников. | ||
=== Труды Маhараля === | === Труды Маhараля === | ||
Строка 57: | Строка 84: | ||
Свои труды начал публиковать в весьма преклонном возрасте. | Свои труды начал публиковать в весьма преклонном возрасте. | ||
- | * В | + | * В 1578 году, в возрасте 66 лет, опубликовал свой первый труд — «Гур арье» («Молодой лев») — суперкомментарий к комментарию [[РАШИ]] на Пятикнижие и значительное его расширение. |
- | * В | + | * В 1582 — анонимно опубликовал книгу «Гвурот Ашем» («Мужество Всевышнего»), посвящённую [[Песах]]у. В предисловии к этой книге описал Маhараль свои планы выпустить целую серию книг, которые охватят все сферы еврейской философии. В эту серию он планировал включить: толкования [[Агада|Агады]], фундаментальные труды о вере иудаизма и о качествах души, а также семь книг о значении каждого из еврейских праздников. |
- | * В | + | * В 1595 году был опубликован труд «Нетивот олам» («Тропы мира») о наилучших душевных качествах в двух томах. Эти книги считаются наиболее простыми для понимания и обычно рекомендуется начинать изучение Маараля именно с них. |
- | * В | + | * В 1598 году, в возрасте 86 лет, опубликовал «Тиф’ерет Исраэль» («Слава Израиля»), посвящённый Дарованию [[Тора|Торы]] ([[Шавуот]]). |
* В течение двух последующих лет были опубликованы: «Беэр а-Гола» («Колодец изгнания»), «Нэр мицва» («Свеча заповеди») и «Ор хадаш» («Новый свет»). | * В течение двух последующих лет были опубликованы: «Беэр а-Гола» («Колодец изгнания»), «Нэр мицва» («Свеча заповеди») и «Ор хадаш» («Новый свет»). | ||
Строка 108: | Строка 135: | ||
* [http://www.privatelife.ru/2003/tv03/n13/4.html Призраки «Златы Праги»] | * [http://www.privatelife.ru/2003/tv03/n13/4.html Призраки «Златы Праги»] | ||
- | |||
- | |||
- | |||
[[Категория:Персоналии по алфавиту]] | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
+ | [[Категория: Философы по алфавиту]] | ||
+ | [[Категория:Еврейские философы]] | ||
+ | [[Категория:Персоналии:Иудаизм]] | ||
[[Категория:Ахроним]] | [[Категория:Ахроним]] | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
[[Категория:Раввины Польши]] | [[Категория:Раввины Польши]] | ||
- | |||
[[Категория:Комментаторы Мишны]] | [[Категория:Комментаторы Мишны]] | ||
- | |||
- | |||
{{Link FA|he}} | {{Link FA|he}} | ||
+ | {{ElevenCopyRight|11697|Иехуда Лива бен Бецалель}} | ||
+ | {{WikiCopyRight}} | ||
- | + | {{checked_final}} | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | {{ | + | |
- | + |
Текущая версия на 05:38, 21 июля 2012
Регулярная исправленная статья | |
Время деятельности Маhараль из Праги в истории иудаизма |
---|
Иеhуда́ Ли́ва (Лев, Леб) Бен Бецале́ль (рабби Лёв, известен как מַהֲרַ"ל, Маhараль ми-Праг) (1512 (?), Познань — 1609, Прага) — крупнейший раввин и hалахический авторитет, мыслитель и ученый в XVI веке.
Содержание |
Биография
Родился в семье выходцев из Вормса, давшей еврейству немало известных талмудистов.
С 1553 г. по 1573 г. был окружным раввином в Моравии, затем переехал в Прагу, где основал иешиву и общество изучения Мишны; занимался также общественной деятельностью.
В 1584-88 гг. был главным раввином Познани. В 1588 г. вернулся в Прагу, где оставался до 1592 г. (в этом году был принят императором Рудольфом II). С 1592 г. до 1597 г. снова стал главным раввином Познани, а с 1597 года до конца жизни — главным раввином Праги.
Легенды о Маhарале
Согласно легенде, Маhараль, не испугавшись бушующего пламени, сумел во время большого пожара Праги спасти библиотеку императора Рудольфа II. Позднее во время военного парада он остановил внезапно взбесившегося коня императора одним словом. После этих событий он стал личным другом императора.
Нет достоверных сведений о том, что Маhараль занимался «практической каббалой», включавшей элементы магии, хотя легенда и приписывает ему создание пражского Голема — искусственного человека, который предотвращал антиеврейские выступления. Синагога и могила Маhараля на Старом еврейском кладбище в Праге до сих пор служат местом паломничества.
К надгробию бен Бецалеля приходят паломники со всего мира, люди разных вер и национальностей. Бытует поверье о том, что если, загадав желание, по древнему еврейскому обычаю положить на могилу камешек — это желание исполнится. Иногда свои мечты и надежды люди записывают на бумажке и кладут под камешек либо засовывают в трещину надгробия. Но каждый, желающий изменить судьбу, должен помнить, что прошения исполняются со своеобразной справедливостью: одни получат буквально то, что загадывали, а не к чему действительно стремилось сердце; другим многое дастся, но и многое отнимется; третьи осознают, что счастье было лишь в погоне за счастьем, а теперь осталось только в воспоминаниях.
Наследие Маhараля
Йеhуда Лива обладал обширными познаниями не только в области раввинистической литературы, но и в области многих светских наук, в особенности в математике. Он был знаком с гелиоцентрической системой Коперника, однако, подобно своему другу, знаменитому астроному Тихо Браге, хранил верность геоцентрическим представлениям.
Работы по этике
Маhараль широко известен благодаря своим трудам, в частности суперкомментариям к комментариям Раши на Тору, а также комментариям к апокалиптическим аггадот, работам по этике, философии и Каббале. Важнейшее значение в духовном наследии Йеhуды Ливы принадлежит его трудам по вопросам этики и философии, основанным на толковании высказываний законоучителей Талмуда.
Самый известный труд Йеhуды Ливы «Нетивот олам» («Тропы мира»), оказал большое влияние на последующее развитие еврейской этической мысли. Хотя Йеhуда Лива нигде не прибегает к открытому изложению каббалистических идей, анализ его сочинений свидетельствует о знакомстве с каббалой.
Большое внимание Маhараль уделял вопросам педагогики. Он считал необходимым учитывать возраст учащегося при выборе предметов преподавания, осуждал казуистические методы изучения и преподавания Талмуда и одобрительно высказывался об изучении светских наук, не противоречащих принципам иудаизма.
Работы по проблеме взаимоотношений еврейского народа с Богом
В своих многочисленных произведениях Маhараль рассматривает проблему взаимоотношений Бога с еврейским народом, а также проблему галута, его причины и пути к избавлению. Наиболее подробно эти вопросы рассматриваются в сочинениях «Тиф’ерет Исраэль» («Слава Израиля») и «Нецах Исраэль» («Вечность Израиля»).
Со времени Йеhуды hа-Леви ни один мыслитель не подчеркивал с такой силой, как Йеhуда Лива, уникальный характер судьбы Израиля. Полемизируя с утверждением христиан, согласно которому изгнание еврейского народа с его родины свидетельствует о том, что Бог оставил некогда избранный им народ, Йеhуда Лива утверждает, что богоизбранность Израиля является безусловной. Она не зависит ни от заслуг патриархов, ни от исполнения Израилем воли Всевышнего. Избрание еврейского народа Богом вечно и неотменимо, ибо оно вытекает из самой природы Израиля.
Различия между евреями и другими народами как в сфере религии, так и в сфере этики имеют метафизические корни. Естественный порядок, согласно учению Йеhуды Ливы, распространяется не только на физические феномены, но и на отношения между людьми. Галут есть нарушение естественного порядка, тройная аномалия: Израиль отторгнут от своего естественного местопребывания (Эрец-Исраэль), подчинен чужеземцам и рассеян.
Подчинение одного народа другому противоречит естественному порядку, ибо каждый народ имеет право быть свободным. Рассеяние, отсутствие территориального центра влечет за собой утрату народом своего единства, полноты и цельности бытия. Однако всякое нарушение естественной закономерности преходяще: приход машиаха восстановит естественный порядок и положит конец галуту.
Относясь отрицательно к попыткам искусственно приблизить избавление, Йеhуда Лива призывал к покорности Божьей воле, которая установила естественный порядок и все его последствия. Избавление придет в назначенное время. Ему будут предшествовать небывалые страдания Израиля. В аллегорических толкованиях Йеhуды Ливы апокалиптических агадот образ Мессии, в известной мере, утрачивает личные черты и сближается с абстрактной потенцией избавления, заложенной в мире.
Йеhуда Лива далек от полного отрицания галута. Хотя он говорит, что стране Израиля принадлежит среди других стран та же роль, что и народу Израиля среди других народов, он видит и положительную сторону галута. Ссылаясь на аггаду, согласно которой Шхина сопровождает еврейский народ в его изгнании (Мег. 29а, и в других местах), Йеhуда Лива подчеркивает большую близость Шхины к Израилю в галуте, чем на родине. Народ Израиля, пребывающий в рассеянии, должен бороться за свою жизнь; он должен жить обособленно от других народов, изучать Тору и соблюдать ее предписания. Важное значение придает Йеhуда Лива совместным молитвам и благотворительности.
Оспаривая мнение рационалистических еврейских философов, полагавших, что общение с Богом достижимо только путем интеллектуального совершенства, Йеhуда Лива утверждал, что такое общение, являющееся целью человеческой жизни, достигается с помощью изучения Торы и соблюдения ее предписаний.
Взгляды Йеhуды Ливы на современную ему европейскую философию
Под влиянием ренессансных и гуманистических идей Йеhуда Лива выступает за полную свободу выражения идей и мыслей, являясь предшественником поборников за свободу слова в Европе. Философские идеи Йеhуды Ливы заимствованы преимущественно из средневековых интерпретаций Платона и Аристотеля. К Платону, в частности, восходит разделение людей на три класса: философов (талмудистов), стражей (соблюдающих предписания) и кормильцев (торговцев).
Метафизика Йеhуды Ливы основана на учении о двух мирах — естественном и высшем. В природе господствует физическая закономерность; однако причинно-следственная цепь может быть разорвана чудодейственным вмешательством свыше. Сама естественная закономерность основана в конечном счете на воле Бога. Чудо не отменяет естественной закономерности, но подчиняет ее закономерности высшей. Эти мысли Йеhуды Ливы предвосхищают многие плодотворные идеи в философии нового времени.
Влияние идей Маhараля на последующих мыслителей
В исследованиях, посвященных богатейшему духовному наследию Маhараля, поражает разнообразие и противоречивость взглядов на место Маhараля в еврейской культуре. Его рассматривают как предтечу хасидизма и популяризатора каббалы; в нем видят гуманиста, но также — наследника средневекового аскетизма и благочестия.
Маhараля некоторые считают непоследовательным и эклектичным мыслителем, однако эта характеристика относится скорее не к самому Маhаралю, а к современному восприятию его наследия. Обычно исследователь (или последователь) Маhараля выбирает, в зависимости от собственных интересов, лишь одну из сторон его учения.
Учение самого Маhараля отличается своей последовательностью, и той или иной фразе можно найти почти идентичное толкование в различных его книгах (к примеру, в «Гур арье», «Хидушей аггадот» и «Нетивот олам»). Это дает возможность разъяснять мысли Маhараля, исходя из его же книг.
Маhараль оказал большое влияние на рава А. И. Кука и стал одним из источников религиозного сионизма.
Ученики
Маhараль был одиноким мыслителем, многие идеи которого далеко опередили свое время и до сих пор звучат современно. Прямых учеников у Маhараля не было. В памяти поколений сохранились многочисленные легенды об Маhарале, свидетельствующие о том удивлении и преклонении, которые вызывала его личность, но также и о непонимании современниками глубины и оригинальности его мысли.
Лишь в XX в. среди еврейских мыслителей наблюдалось возрождение интереса к богатейшему духовному наследию Йеhуды Ливы.
В истории еврейской мысли Маhаралю принадлежит особое место. У него не было прямых последователей, но практически каждое движение в иудаизме считает его одним из своих предшественников.
Труды Маhараля
Свои труды начал публиковать в весьма преклонном возрасте.
- В 1578 году, в возрасте 66 лет, опубликовал свой первый труд — «Гур арье» («Молодой лев») — суперкомментарий к комментарию РАШИ на Пятикнижие и значительное его расширение.
- В 1582 — анонимно опубликовал книгу «Гвурот Ашем» («Мужество Всевышнего»), посвящённую Песаху. В предисловии к этой книге описал Маhараль свои планы выпустить целую серию книг, которые охватят все сферы еврейской философии. В эту серию он планировал включить: толкования Агады, фундаментальные труды о вере иудаизма и о качествах души, а также семь книг о значении каждого из еврейских праздников.
- В 1595 году был опубликован труд «Нетивот олам» («Тропы мира») о наилучших душевных качествах в двух томах. Эти книги считаются наиболее простыми для понимания и обычно рекомендуется начинать изучение Маараля именно с них.
- В 1598 году, в возрасте 86 лет, опубликовал «Тиф’ерет Исраэль» («Слава Израиля»), посвящённый Дарованию Торы (Шавуот).
- В течение двух последующих лет были опубликованы: «Беэр а-Гола» («Колодец изгнания»), «Нэр мицва» («Свеча заповеди») и «Ор хадаш» («Новый свет»).
Вследствие своего преклонного возраста, Маhараль не смог завершить свои планы и книги «а-Гдола» о Шаббат, «Сэфер а-Ход» о Суккот и «Шамаим ва-Арец» о Рош а-Шана и Йом Киппур так и не были написаны. Другие книги, которые были написаны, но не были опубликованы (главным образом, галахические труды) погибли в пожаре, во время погрома в 1689 году. Тем не менее, в трудах Маhараля содержится немало его высказываний на тему Шаббата и праздников, которые дают возможность получить представление о его воззрениях в этой области.
Как правило, труды Маhараля посвящены тем или иным еврейским праздникам.
- «Гвурот Ашем» (ивр. «גבורות ה», «Мужество Всевышнего») о Песахе
- «Тиф’ерет Исраэль» (ивр. «תפארת ישראל», «Слава Израиля») о Даровании Торы (Шавуот)
- «Нецах Исраэль» (ивр. «נצח ישראל», «Вечность Израиля») о Девятом Ава и избавлении (геуле)
- «Нэр мицва» (ивр. «נר מצוה», «Свеча заповеди») о Хануке
- «Ор хадаш» (ивр. «אור חדש», «Новый свет») о Пуриме
- «Хидушей аггадот» (ивр. «חידושי אגדות», «Новые толкования Агады») — серия книг философских толкований Агады в Талмуде.
- «Нетивот олам» (ивр. «נתיבות עולם», «Тропы мира») о наилучших душевных качествах в двух томах.
- «Диврей негидим» (ивр. «דברי נגידים», «Слова учителей») комментарии к Пасхальной Хаггаде.
- «Гур арье» (ивр. «גור אריה», «Молодой лев») — пояснения к комментарию РАШИ на Пятикнижие и его расширение в пяти томах.
- «Дерех а-Хаим» (ивр. «דרך החיים», «Жизненный путь») — толкование трактата Мишны «Авот» («Поучение отцов»).
- «Беэр а-Гола» (ивр. «באר הגולה», «Колодец изгнания») — сборник статей в защиту Иудаизма от нападок церкви.
- «Драшот а-Маараль» (ивр. «דרשות המהר"ל», «Толкования Торы Маараля») — сборник статей, посвященных Торе, Субботе Раскаяния (Шаббат Тшува) и Великой Субботе (Шаббат а-Гадоль).
Литература
- Byron L. Sherwin, Mystical Theology and Social Dissent: The Life and Works of Judah Loew of Prague (Fairleigh Dickinson University Press, 1982)
- Rivka Schatz, «Maharal’s Conception of Law- Antithesis to Natural Law» Jewish Law Annual Vol. VI.
- Rivka Schatz, «Existence and Eschatology in the Teachings of the Maharal» Immanuel 14 (Spring 1982) 66-97; Immanuel 15 (Winter 1982-3) 62-72.
- Moshe Zuriel «Numbers: Their meaning and Symbolism According to Maharal» [Hebrew] HaMaayan 18:3 (1978) 14-23; 18:4 (1978) 30-41, reprinted in Sefer Ozrot Gedolei Yisroel (Jerusalem:2000) volume 1, pp. 204—228.
- Martin Buber, «The Beginning of the National Idea» On Zion: The History of an Idea. (New York, Schocken Books, 1973).
- Otto Dov Kulka, «The Historical Background of the National and Educational Teachings of the Maharal of Prague» [Hebrew] Zion 50 (1985) 277—320.
- Benjamin Gross, Netzah Yisrael (Tel Aviv: Devir, 1974)
- Mordechai Breuer, «The Maharal of Prague’s Disputation with Christians: A Reappraisal of Be’er Ha-Golah» in Tarbiz (1986) 253—260
- Adlerstein Y. Be’er Hagolah: The Classic Defense of Rabbinic Judaism Through the Profundity of the Aggadah. New York, NY: Mesorah Publications, 2000. ISBN 1-57819-463-6.
- Aharon Kleinberger, The Educational Theory of the Maharal of Prague [Hebrew] (Magnes: 1962).
- Andre Neher, Jewish Thought and the Scientific Revolution: David Gans (1541—1613) and his times (Oxford-New York: Littman Library, 1986)
- Neher, Faust et le Maharal de Prague: le Mythe et le Reel (Paris: Presses Universitaires de France, 1987);
- Neher, Le Puits de l’Exil: la Theologie Dialectique du Maharal de Prague (Paris: A. Michel, 1996)
- Neher, Mishnato shel ha-Maharal mi-Prague, Reʾuven Mass, c2003.
- Gross, Benjamin, Yehi Or (Reʾuven Mass, 1995).
- Gross, Benjamin, Netsah Yiśraʾel Tel Aviv : Devir, 1974.
Ссылки
- Статья «Маhараль из Праги» в Электронной еврейской энциклопедии
- Переводы текстов Маhараля из Праги, статьи о нем на сайте «В поисках русского еврея»
- Призраки «Златы Праги»
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Иехуда Лива бен Бецалель в ЭЕЭ
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.