Хотин (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Delete this category, not in RUB)
Gorozmey (Обсуждение | вклад)
(Конец XX - начало XXI века)
 
(16 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 1
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 1
-
| АВТОР1  =  
+
| АВТОР1  = Спивак Евгений
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
| АВТОР3 =  
| АВТОР3 =  
Строка 7: Строка 7:
| ПОДТЕМА =  
| ПОДТЕМА =  
| КАЧЕСТВО  =  
| КАЧЕСТВО  =  
-
| УРОВЕНЬ  =  
+
| УРОВЕНЬ  = 1
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
+
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =15.01.2011
| ВИКИПЕДИЯ =
| ВИКИПЕДИЯ =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
-
}}  {{Полуфабрикат}}
+
}}   
-
{{coord|display=title|48|30|55|N|26|29|40|E|type:city(11124)_region:UA}}
 
-
{{Населённый пункт Украины
 
-
<!-- Основные данные -->
 
-
|Тип = город
 
-
|Русское название = Хотин
 
-
|Украинское название = Хотин
 
-
|Название 1 =
 
-
|Язык названия 1 =
 
-
|Название 2 =
 
-
|Язык названия 2 =
 
-
|Флаг = Flag of Khotyn.gif
 
-
|Описание флага =
 
-
|Герб = Coat_of_arms_of_Khotyn.gif|150px
 
-
|Описание герба =
 
-
|Гимн =
 
-
|Девиз =
 
-
|Статус = районный центр
 
-
|Область = [[Черновицкая область]]
 
-
|Район = [[Хотинский район]]
 
-
|Прежние названия =
 
-
|Состоит из =
 
-
<!-- Даты -->
 
-
|Дата основания =
 
-
|Первое упоминание =
 
-
|ПГТ с =
 
-
|Город с =
 
-
|Магдебургское право =
 
-
|День основания = [[14 октября]]
 
-
|День освобождения =
 
-
|Год освобождения =
 
-
<!-- География -->
 
-
|Площадь = 20,39
 
-
|Минимальная высота =
 
-
|Средняя высота =
 
-
|Максимальная высота =
 
-
|Климат =
 
-
|Координаты = <!-- {{coor |||N|||E|type:city}} -->
 
-
|Карта страны =
 
-
|Карта области =
 
-
|Карта района =
 
-
|Карта населённого пункта =
 
-
<!-- Население -->
 
-
|Этнохороним =
 
-
|Языки =
 
-
|Население = 10 438
 
-
  |Население за дату = 2007
 
-
  |Место по населению в районе =
 
-
  |Место по населению в области =
 
-
  |Место по населению в стране =
 
-
  |Плотность =
 
-
  |Национальный состав =
 
-
  |Конфессиональный состав =
 
-
|Агломерация =
 
-
  |Агломерация за дату =
 
-
  |Площадь агломерации =
 
-
  |Состав агломерации =
 
-
<!-- Прочие параметры -->
 
-
|Телефонный код = 3731
 
-
|Почтовый индекс =
 
-
|Почтовые индексы = 60000 — 60005
 
-
|Автомобильный код =
 
-
|Города-побратимы =
 
-
<!-- Расстояния -->
 
-
<!-- до районного центра -->
 
-
|Название райцентра =
 
-
|Райцентр Физическое =
 
-
|Райцентр По жд =
 
-
|Райцентр По автодорогам =
 
-
<!-- до областного центра -->
 
-
|Название облцентра = Черновцы
 
-
|Облцентр Физическое =
 
-
|Облцентр По жд = 180
 
-
|Облцентр По автодорогам = 60
 
-
<!-- до Киева -->
 
-
|Киев Физическое =
 
-
|Киев По жд =
 
-
|Киев По автодорогам =
 
-
<!-- Власть -->
 
-
|Должность главы =
 
-
|Глава =
 
-
|Местное самоуправление =
 
-
|Адрес =
 
-
|Сайт =
 
-
|Электронная почта =
 
-
<!-- Wikipedia -->
 
-
|Категория в Commons = Khotyn
 
-
}}
 
-
'''Хоти́н''' ({{lang-uk|Хотин}}) — город в [[Черновицкая область|Черновицкой области]] [[Украина|Украины]], административный центр [[Хотинский район|Хотинского района]].
+
'''Хоти́н''' — город в Украине.
-
== История ==
 
-
Известен с Х в. В X—XI вв. в составе Киевской Руси, в XII в. — Галицкого, с 1199 — Галицко-Волынского княжества. С XIV в. Хотин в разное время находился под властью Молдавии, Генуи, Турции и Польши.
+
[[Файл:Khotin.jpg|thumb|200px|Хотинская крепость]]
-
В [[1621]] под Хотином состоялась [[Хотинская битва]]
 
-
В [[1713]] во время [[Великая Северная война|Северной Войны]] Хотиным завладели войска [[Оттоманская империя|Оттоманской империи]], отобрав город у [[Молдавия|Молдавии]]. Хотин около ста лет оставался турецким, в нём содержался мощный гарнизон. Однако за  время русско-турецких войн русские войска овладевали Хотином четыре раза - в [[1739]], [[1769]], [[1788]] и [[1807]].
+
== XIV - XVIII вв. ==
-
С [[1812]] г. отошёл к Российской империи в составе Бессарабской области (впоследствии [[Бессарабская губерния|Бессарабской губернии]]).
+
Вероятно, еврейское население появилось в Хотине в конце XIV в. – начале XV в. В XV в. и XVI в. еврейские купцы проезжали через Хотин, который был важным торговым пунктом на проходившем по Днестру пути из Турции в Польшу, и останавливались в городе для уплаты таможенных пошлин и участия в ярмарках (с 1541 г.).
-
В [[1918]] г. присоединен к [[Румыния|Румынии]] вместе со всей бывшей [[Бессарабия|Бессарабской губернией]]. [[28 июня]] [[1940]] года стал районным центром [[Украинская ССР|Украинской ССР]].
+
В XVII в. в Хотине существовала община [[Караимы|караимов]].Первое письменное упоминание об общине евреев-раббанитов относится к 1741 г.  
 +
В 1756 г. в Хотин бежали от преследований со стороны польских евреев вероотступник [[Франк, Яков|Я. Франк]] и его последователи. Здесь же в середине XVIII в. нашли убежище [[Иудействующие|иудействующие]] из России, для которых еврейская община собирала средства в Германии. 
 +
 +
== XIX в. ==
 +
 +
В период турецкого владычества еврейская община увеличилась: в 1807 г. в городе зарегистрировано 216 еврейских домов (23% от общей застройки), в которых проживали 340 семей. На плане 1817 г. в северной части города показана синагога. Основным занятием евреев была торговля, в том числе с другими частями Бессарабии; с Украиной (иногда контрабандная); а также аренда поместий, мельниц, маслобоен и винокуренных производств.
 +
 +
При вхождении в Российскую империю все население Бессарабии, включая евреев, было освобождено от рекрутской повинности. Это способствовало активной еврейской иммиграции в край; в 1831 г. Хотину были предоставлены особые торговые привилегии.
 +
В 1847 г. в Хотине было уже 1067 еврейских семей, а в 1860-х гг. — шесть–семь тысяч евреев.
 +
В 1847 г. были открыты казённое еврейское училище, в 1857 г. — частная еврейская женская школа, в 1860 г.— еврейская больница, в 1861 г. было построено здание большой каменной синагоги (достроено в 1900 г.).
 +
 +
В религиозной жизни большим влиянием пользовался [[Хасидизм|хасидизм]]. В первой половине XIX в. раввином в Хотине был Исайя Шор; со второй половины XIX в. раввинский пост занимали представители семьи Старковских.
 +
 +
Во второй половине XIX в. экономика Хотина пришла в упадок из-за отдаленности от железной дороги, и еврейское население практически не увеличивалось.
 +
В 1897 г. в Хотине жил 9291 еврей (50,2% от всего населения). Евреи занимались главным образом ремёслами и торговлей, в том числе контрабандной. Тесные связи существовали между евреями Хотина и евреями Галиции и Подолии.
 +
 +
В Хотине евреи жили большей частью в тесных скученных кварталах Старого города на извилистых узких улочках, которые иронически именовались современниками «предвкушением Стамбула». Рассказывали, что по крышам еврейских домов можно было обойти весь Старый город.
 +
 +
В начале XX в. построена Tалмуд-Tора.
 +
 +
== XX век ==
 +
 +
=== Первая половина XX века ===
 +
 +
В 1910 г. в Хотине насчитывалось 9132 еврея (43,2%).
 +
После февральской революции в России в городе была создана первая в Бессарабии светская еврейская община (1917 г., признана румынскими властями в 1929 г.).
 +
В период румынской власти были основаны школа системы [[Тарбут|Тарбут]] с преподаванием на иврите, мужская и женская начальные школы с преподаванием на идиш, еврейский банк; существовали еврейские общественные объединения. С 1925 г. в Хотине жил цаддик рабби Мордехай Исраэль Тверский.
 +
В 1930 г. еврейское население составляло 5785 человек (37,7%).
 +
 +
=== Вторая мировая война ===
 +
 +
Хотин был оккупирован немецкими и румынскими войсками 7 июля 1941 г. В первые же дни на городской площади были расстреляны две тысячи евреев. Вскоре всех евреев собрали по приказу в здании школы, где представители интеллигенции (в том числе раввин Тверский) были расстреляны. 1 августа группа евреев была зверски убита (закопаны заживо) рядом с деревней Барково; оставшиеся отправлены в концлагерь Секуряны, откуда затем были высланы в Транснистрию. После окончания войны в город вернулось около 300 евреев.
 +
 +
== Конец XX - начало XXI века ==
 +
 +
[[Файл:Chotin, beit kavrot-1.jpg|thumb|left|Хотин. Надгробие девицы Михли, дочери Менахем-Нухима (1865). Характерно диалектное фонетическое написание бсилэ, Нухим, Элил]]
 +
 +
[[Файл:Chotin, beit kavrot-2.jpg|thumb|right|Эпитафия на идиш на надгробии Азриэля Яновера (Хотин, 1938 г.)]]
 +
 +
 +
В 1970 г. в Хотине проживало около тысячи евреев. В 2004 г. синагогу еще посещало около десяти прихожан. Как и в других бывших местечках, евреев в Хотине сейчас практически не осталось: либо уже скончались, либо выехали в Германию, Израиль, США (реже - в крупные города Украины и других стран СНГ).
 +
 +
 +
Сохранилось перестроенное здание синагоги и еврейское кладбище с надгробиями, на которых резьба выполнена в оригинальном местном стиле.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=14554&query=%D5%CE%D2%C8%CD+ Электронная еврейская энциклопедия]</ref>, <ref>[http://berkovich-zametki.com/Nomer44/MN65.htm Заметки по еврейской истории]</ref>
== Хотин в истории еврейской литературы ==
== Хотин в истории еврейской литературы ==
-
[[Изображение:Khotin.jpg|thumb|200px|[[Хотинская крепость]]]]В начале XX века Хотин слыл одним из основных центров еврейской словесности Бессарабии, уступая уровнем литературной жизни пожалуй лишь [[Липканы|Липканам]] того же Хотинского уезда, которые поэт [[Бялик, Хаим Нахман|Хаим-Нахмэн Бялик]] прозвал «бессарабским Олимпом». В городке жили и начинали творить писатели и поэты:
+
 
 +
В начале XX века Хотин слыл одним из основных центров еврейской словесности Бессарабии, уступая уровнем литературной жизни пожалуй лишь [[Липканы|Липканам]] того же Хотинского уезда, которые поэт [[Бялик, Хаим Нахман|Хаим-Нахмэн Бялик]] прозвал «бессарабским Олимпом». В городке жили и начинали творить писатели и поэты:
* ''Лейзэр-Дувид Розенталь'' (1856, Хотин — 1932, [[Одесса]]) — с 1861 года жил в [[Теленешты|Теленештах]], в 1918—19 годах в Теплике ([[Подолия]]), затем в Одессе, печатался с 1880-х годов в сборниках М. Спектора «hoйз-фрайнд» (''Друг дома''), газетах «Дэр Юд» (''Еврей''), «Дос Лэбм» (''Жизнь''), «Момент», в 1904 году выпустил при одесской газете «Дос Лэбм» серию переводов в пяти выпусках ([[Горький, Алексей Максимович|Максим Горький]], [[Чехов, Антон Павлович|А. П. Чехов]], Брэт Гарт), издал документальный материал о погромах периода Гражданской войны на Украине (на [[иврит]]е в 1927—31 годах, затем и на идише)
* ''Лейзэр-Дувид Розенталь'' (1856, Хотин — 1932, [[Одесса]]) — с 1861 года жил в [[Теленешты|Теленештах]], в 1918—19 годах в Теплике ([[Подолия]]), затем в Одессе, печатался с 1880-х годов в сборниках М. Спектора «hoйз-фрайнд» (''Друг дома''), газетах «Дэр Юд» (''Еврей''), «Дос Лэбм» (''Жизнь''), «Момент», в 1904 году выпустил при одесской газете «Дос Лэбм» серию переводов в пяти выпусках ([[Горький, Алексей Максимович|Максим Горький]], [[Чехов, Антон Павлович|А. П. Чехов]], Брэт Гарт), издал документальный материал о погромах периода Гражданской войны на Украине (на [[иврит]]е в 1927—31 годах, затем и на идише)
* ''Гдалье Липинер'' (1876—1933) — баснописец, автор детских стихотворений и просветитель
* ''Гдалье Липинер'' (1876—1933) — баснописец, автор детских стихотворений и просветитель
Строка 131: Строка 86:
* прозаик [[Гицис, Моисей|Мойше Гицис]]
* прозаик [[Гицис, Моисей|Мойше Гицис]]
* прозаик [[Липинер, Элиас|Эле Липинер]] и другие.
* прозаик [[Липинер, Элиас|Эле Липинер]] и другие.
-
В этом всплеске творческой активности немаловажную роль сыграл [[Яновер, Азриэл|Азриэл Яновер]], как учитель еврейского языка и литературы нескольких поколений хотинских литераторов.
+
В этом всплеске творческой активности немаловажную роль сыграл [[Яновер, Азриэл|Азриэл Яновер]], как учитель еврейского языка и литературы нескольких поколений хотинских литераторов, поэт и общественный деятель.
== Уроженцы-евреи ==
== Уроженцы-евреи ==
Строка 137: Строка 92:
-
== Ссылки ==
+
== Примечания ==
-
* [http://www.battleofthenations.com.ua «Битва Наций» ] Первый международный фестиваль исторической реконструкции средневековья «Битва Наций» в Хотинской крепости
+
<references/>
-
{{commonscat|Khotyn}}
+
-
 
+
-
{{Населённые пункты Черновицкой области}}
+
-
 
+
-
+
-
+
-
+
-
[[crh:Hotın]]
+
[[Категория:История евреев Украины]]
-
[[cs:Chotyn]]
+
[[Категория:Населенные пункты по алфавиту]]
-
[[de:Chotyn]]
+
[[Категория:Евреи и иудаизм по городам]]
-
[[en:Khotyn]]
+
[[Категория:Еврейские общины]]
-
[[eo:Ĥotin]]
+
[[Категория:Евреи стран СНГ]]
-
[[fr:Khotyn]]
+
-
[[gl:Khotin]]
+
-
[[he:חוטין]]
+
-
[[it:Hotin]]
+
-
[[lt:Chotynas]]
+
-
[[pl:Chocim]]
+
-
[[ro:Hotin]]
+
-
[[sr:Хотин]]
+
-
[[tr:Hotin]]
+
-
[[uk:Хотин]]{{WikiCopyRight}}
+

Текущая версия на 16:22, 29 апреля 2013

Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Спивак Евгений
Дата создания: 15.01.2011


Хоти́н — город в Украине.


Файл:Khotin.jpg
Хотинская крепость


Содержание

XIV - XVIII вв.

Вероятно, еврейское население появилось в Хотине в конце XIV в. – начале XV в. В XV в. и XVI в. еврейские купцы проезжали через Хотин, который был важным торговым пунктом на проходившем по Днестру пути из Турции в Польшу, и останавливались в городе для уплаты таможенных пошлин и участия в ярмарках (с 1541 г.).

В XVII в. в Хотине существовала община караимов.Первое письменное упоминание об общине евреев-раббанитов относится к 1741 г.

В 1756 г. в Хотин бежали от преследований со стороны польских евреев вероотступник Я. Франк и его последователи. Здесь же в середине XVIII в. нашли убежище иудействующие из России, для которых еврейская община собирала средства в Германии.

XIX в.

В период турецкого владычества еврейская община увеличилась: в 1807 г. в городе зарегистрировано 216 еврейских домов (23% от общей застройки), в которых проживали 340 семей. На плане 1817 г. в северной части города показана синагога. Основным занятием евреев была торговля, в том числе с другими частями Бессарабии; с Украиной (иногда контрабандная); а также аренда поместий, мельниц, маслобоен и винокуренных производств.

При вхождении в Российскую империю все население Бессарабии, включая евреев, было освобождено от рекрутской повинности. Это способствовало активной еврейской иммиграции в край; в 1831 г. Хотину были предоставлены особые торговые привилегии. В 1847 г. в Хотине было уже 1067 еврейских семей, а в 1860-х гг. — шесть–семь тысяч евреев. В 1847 г. были открыты казённое еврейское училище, в 1857 г. — частная еврейская женская школа, в 1860 г.— еврейская больница, в 1861 г. было построено здание большой каменной синагоги (достроено в 1900 г.).

В религиозной жизни большим влиянием пользовался хасидизм. В первой половине XIX в. раввином в Хотине был Исайя Шор; со второй половины XIX в. раввинский пост занимали представители семьи Старковских.

Во второй половине XIX в. экономика Хотина пришла в упадок из-за отдаленности от железной дороги, и еврейское население практически не увеличивалось. В 1897 г. в Хотине жил 9291 еврей (50,2% от всего населения). Евреи занимались главным образом ремёслами и торговлей, в том числе контрабандной. Тесные связи существовали между евреями Хотина и евреями Галиции и Подолии.

В Хотине евреи жили большей частью в тесных скученных кварталах Старого города на извилистых узких улочках, которые иронически именовались современниками «предвкушением Стамбула». Рассказывали, что по крышам еврейских домов можно было обойти весь Старый город.

В начале XX в. построена Tалмуд-Tора.

XX век

Первая половина XX века

В 1910 г. в Хотине насчитывалось 9132 еврея (43,2%). После февральской революции в России в городе была создана первая в Бессарабии светская еврейская община (1917 г., признана румынскими властями в 1929 г.). В период румынской власти были основаны школа системы Тарбут с преподаванием на иврите, мужская и женская начальные школы с преподаванием на идиш, еврейский банк; существовали еврейские общественные объединения. С 1925 г. в Хотине жил цаддик рабби Мордехай Исраэль Тверский. В 1930 г. еврейское население составляло 5785 человек (37,7%).

Вторая мировая война

Хотин был оккупирован немецкими и румынскими войсками 7 июля 1941 г. В первые же дни на городской площади были расстреляны две тысячи евреев. Вскоре всех евреев собрали по приказу в здании школы, где представители интеллигенции (в том числе раввин Тверский) были расстреляны. 1 августа группа евреев была зверски убита (закопаны заживо) рядом с деревней Барково; оставшиеся отправлены в концлагерь Секуряны, откуда затем были высланы в Транснистрию. После окончания войны в город вернулось около 300 евреев.

Конец XX - начало XXI века

Хотин. Надгробие девицы Михли, дочери Менахем-Нухима (1865). Характерно диалектное фонетическое написание бсилэ, Нухим, Элил
Эпитафия на идиш на надгробии Азриэля Яновера (Хотин, 1938 г.)


В 1970 г. в Хотине проживало около тысячи евреев. В 2004 г. синагогу еще посещало около десяти прихожан. Как и в других бывших местечках, евреев в Хотине сейчас практически не осталось: либо уже скончались, либо выехали в Германию, Израиль, США (реже - в крупные города Украины и других стран СНГ).


Сохранилось перестроенное здание синагоги и еврейское кладбище с надгробиями, на которых резьба выполнена в оригинальном местном стиле.[1], [2]

Хотин в истории еврейской литературы

В начале XX века Хотин слыл одним из основных центров еврейской словесности Бессарабии, уступая уровнем литературной жизни пожалуй лишь Липканам того же Хотинского уезда, которые поэт Хаим-Нахмэн Бялик прозвал «бессарабским Олимпом». В городке жили и начинали творить писатели и поэты:

  • Лейзэр-Дувид Розенталь (1856, Хотин — 1932, Одесса) — с 1861 года жил в Теленештах, в 1918—19 годах в Теплике (Подолия), затем в Одессе, печатался с 1880-х годов в сборниках М. Спектора «hoйз-фрайнд» (Друг дома), газетах «Дэр Юд» (Еврей), «Дос Лэбм» (Жизнь), «Момент», в 1904 году выпустил при одесской газете «Дос Лэбм» серию переводов в пяти выпусках (Максим Горький, А. П. Чехов, Брэт Гарт), издал документальный материал о погромах периода Гражданской войны на Украине (на иврите в 1927—31 годах, затем и на идише)
  • Гдалье Липинер (1876—1933) — баснописец, автор детских стихотворений и просветитель
  • Шопсэ Лернер (1879—1913), учительствовавший в Бельцах, автор песен, стихов, пьес, переводов с русского и немецкого языков, книг «Ын Дэр Фрэмд» (На чужбине) и «Ди Идише Торбэ» (Еврейская торба);
  • Срул Гойхберг, работавший в Бостоне и Нью-Йорке
  • родившийся в соседних Малинцах Эйнэх Аккерман (1901—?), дебютировавший в кишинёвском журнале «Дэр Моргн» (Утро) и в 1920 году уехавший в Нью-Йорк, где публиковался под именем «А Молэницер» (Из Малинец) и где выпустил поэтический сборник «Рефлексн» (Рефлексы, 1932);
  • Гершн Киржнер (1905—?), чей стихотворный сборник «haйнт Ун Моргн» (Сегодня и завтра) вышел в Черновцах в 1935 году
  • Ривке Ройзенблат, собравшая более 2 тысяч народных песен
  • Симхэ Меламед, опубликовавший свою первую книгу «Лидэр Ун Дэрцейлунген» (Стихи и рассказы) уже в США в 1923 году
  • погибший на фронте Мэндэлэ Нерман, публиковавший поэзию в кишинёвской ежедневной газете «Ундзер Цайт» (Наше время)
  • автор нескольких книг поэзии Фройем Ройтман
  • впоследствии валлонская франкоязычная поэтесса Хелен Гительман
  • прозаик Мойше Гицис
  • прозаик Эле Липинер и другие.

В этом всплеске творческой активности немаловажную роль сыграл Азриэл Яновер, как учитель еврейского языка и литературы нескольких поколений хотинских литераторов, поэт и общественный деятель.

Уроженцы-евреи


Примечания

  1. Электронная еврейская энциклопедия
  2. Заметки по еврейской истории
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация