РаМБаН (Моше бен Нахман, Нахманид)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
м (добавлена категория «Еврейская философия» с помощью HotCat) |
м (→Галахические труды: викификация) |
||
(1 промежуточная версия не показана) | |||
Строка 79: | Строка 79: | ||
== Галахические труды == | == Галахические труды == | ||
- | Галахические труды Нахманида можно подразделить на четыре категории: правовые новеллы (хидушим) к Талмуду, галахические монографии, hассагот (`критические замечания`) и [[респонсы]]. Новеллы Нахманида, которые охватывают целые разделы Талмуда, — Моэд, Нашим и Незикин, — представляют собой вершину галахического творчества испанского еврейства и открывают новый этап в истории его культуры. Постоянно обращаясь к трудам своих испанских предшественников ([[Шмуэль hа-Нагид]], [[Алфаси, Ицхак Бен Яаков]] и другие), Нахманид, однако, использовал в основном методы, применявшиеся французскими тосафистами, и создал новый, синтетический метод изучения Талмуда в Испании, где до него галахисты ставили перед собой лишь практические цели. Не теряя из виду практического аспекта Галахи, Нахманид обратился к изучению талмудической аргументации как самоцели. Характерной «испанской» чертой галахического творчества Нахманида была постоянная работа с древними, критически выверенными текстами Талмуда. В распоряжении Нахманида имелись лучшие списки талмудических текстов, пересылавшиеся в Испанию в предыдущие 200–300 лет главами академий [[Вавилония|Вавилонии]]. Нахманид широко использовал писания [[гаон]]ов и [[Иерусалимский Талмуд]]. Неотъемлемой частью системы Нахманида являются также учения галахистов Прованса (Аврахам бен Ицхак из Нарбонна, 1110–79; Аврахам бен Давид из Поскьера и другие). | + | Галахические труды Нахманида можно подразделить на четыре категории: |
+ | # правовые новеллы (хидушим) к Талмуду, | ||
+ | # галахические монографии, | ||
+ | # hассагот (`критические замечания`) и | ||
+ | # [[респонсы]]. | ||
+ | |||
+ | [[Новеллы]] Нахманида, которые охватывают целые разделы Талмуда, — Моэд, Нашим и Незикин, — представляют собой вершину галахического творчества испанского еврейства и открывают новый этап в истории его культуры. Постоянно обращаясь к трудам своих испанских предшественников ([[Шмуэль hа-Нагид]], [[Алфаси, Ицхак Бен Яаков]] и другие), Нахманид, однако, использовал в основном методы, применявшиеся французскими тосафистами, и создал новый, синтетический метод изучения Талмуда в Испании, где до него галахисты ставили перед собой лишь практические цели. Не теряя из виду практического аспекта Галахи, Нахманид обратился к изучению талмудической аргументации как самоцели. Характерной «испанской» чертой галахического творчества Нахманида была постоянная работа с древними, критически выверенными текстами Талмуда. В распоряжении Нахманида имелись лучшие списки талмудических текстов, пересылавшиеся в Испанию в предыдущие 200–300 лет главами академий [[Вавилония|Вавилонии]]. Нахманид широко использовал писания [[гаон]]ов и [[Иерусалимский Талмуд]]. Неотъемлемой частью системы Нахманида являются также учения галахистов Прованса (Аврахам бен Ицхак из Нарбонна, 1110–79; Аврахам бен Давид из Поскьера и другие). | ||
Характерными чертами правовых новелл Нахманида являются богатство использованных источников и ясный, логический характер изложения. В своем стремлении раскрыть подлинный смысл талмудических законов Нахманид подчас выражал несогласие с мнениями гаонов и самых авторитетных галахистов прошлого ([[Хай Бен Шрира]], Ицхак Алфаси и другие). От обсуждения частной проблемы (сугия) Нахманид часто переходил к исследованию основных вопросов Галахи. | Характерными чертами правовых новелл Нахманида являются богатство использованных источников и ясный, логический характер изложения. В своем стремлении раскрыть подлинный смысл талмудических законов Нахманид подчас выражал несогласие с мнениями гаонов и самых авторитетных галахистов прошлого ([[Хай Бен Шрира]], Ицхак Алфаси и другие). От обсуждения частной проблемы (сугия) Нахманид часто переходил к исследованию основных вопросов Галахи. |
Текущая версия на 09:09, 25 сентября 2012
Источник: | |||||||||||
|
Рабби Моше Бен-Нахман (רבי משה בן נחמן), сокр. Рамба́н (ивр. רמב"ן), Нахмани́д (Nahmanides), также Нахмани, Бонаструг да Порта, раббену (`наш учитель`) Моше Геронди (по имени города рождения Жерона/Гирона, 1194 — Акко, 1270) — один из величайших раввинов средневековья (Ришоним), экзегет, авторитет Галахи и комментатор ТаНаХа и Талмуда, один из главных каббалистов испанского периода, философ, поэт и врач.
Время деятельности РаМБаН (Моше бен Нахман, Нахманид) в истории иудаизма |
---|
Содержание |
Биография
В Героне
Нахманид происходил из рода Ицхака бен Реувена Албарджелони (Барцелони; 1043–?) и был двоюродным братом Ионы бен Авраhама Геронди.
Родился и жил большую часть жизни в Жероне(Гироне) (в Каталонии, на границе с Францией). Учился у французского тосафиста Йехуды бен Якара (? - до 1218) и Натана бен Меира из Тренкетеля. От первого Нахманид воспринял традицию тосафистов Северной Франции, от второго — методы изучения Торы и Талмуда, применявшиеся в иешивах Прованса. Нахманид поддерживал тесные контакты с рядом видных галахистов Испании и Франции.
По свидетельству Шломо Адрета, Нахманид зарабатывал на жизнь врачеванием. Каббалу учил у Эзры и Азриэля из Жероны. В Жероне Рамбан возглавлял иешиву, которая воспитала выдающихся знатоков закона следующего поколения, включая р.Шломо бен Адерета и Аарона Алеви. Вероятно, после смерти рабби Йоны Геронди в 1264 году, Рамбан стал главным раввином Каталонии и был им до своего отъезда в Эрец-Исраэль (1267). Его влияние на общественную и духовную жизнь евреев было очень велико. Испанские раввины последующих поколений считали его своим учителем, именуя его "hа-рав hа-нееман" (`верный наставник`).
Когда в начале 1230-х гг. в Монпелье разгорелась полемика о философско-религиозном учении Маймонида, Нахманид пытался найти компромисс между сторонами и разработал систему религиозного образования, включавшую изучение философии, в том числе философской части труда Маймонида «Яд hа-хазака», в пропорции, представлявшейся ему правильной. План Нахманида не был осуществлен, так как в обоих лагерях преобладали экстремисты.
Известно также, что король Хайме I Арагонский держал с ним совет. Нахманид оказывал большое влияние на общественную жизнь евреев Каталонии.
Полемика с христианами
В 1263 г. в Барселоне арагонский король Хайме I навязал Нахманиду публичный диспут с апостатом Пабло Кристиани, во время которого Рамбан мужественно защищал еврейскую религию.
Нахманид согласился участвовать в диспуте при условии, что ему будет позволено высказываться совершенно свободно, не опасаясь кары за это. Король принял его условие, а после диспута, продолжавшегося четыре дня, с похвалой отозвался об аргументации Нахманида («Я никогда не слышал столь прекрасной защиты столь несправедливого дела») и подарил ему 300 динаров. Нахманид сам ответил королю благодарственной речью в большой синагоге Барселоны — случай, небывалый в истории.
По настоянию епископа Жероны Нахманид изложил свои взгляды в книге «Сефер hа-виккуах» («Книга о диспуте»), которую епископ использовал для возбуждения судебного дела по обвинению Нахманида в хуле на христианство (1265) в существовавшем лишь в Арагоне суде папской инквизиции. Однако благодаря вмешательству короля решение суда о наказании Нахманида было отложено на неопределенное время. Доминиканцы обратились за поддержкой к папе Клименту IV, и он потребовал от короля наказать дерзкого еврея.
Нахманид был вынужден бежать из Испании.
В Стране Израиля
Нахманид был первым из раввинских авторитетов, провозгласившим обязанность заселения Эрец-Исраэль одним из важнейших позитивных предписаний еврейской религии.
Летом 1267 г. Нахманид прибыл в Акко и поселился ненадолго в разоренном недавним нашествием монголов Иерусалиме.
В письме сыну Нахманид описал бедственное положение Святого города, где он нашел всего двух евреев, занимавшихся красильным ремеслом. Страну Израиля, пребывавшую в запустении и убожестве, Нахманид уподобил матери, которая не может прокормить своих родных детей, так как предназначенную им пищу отнимают завоеватели-иноверцы; подобно роженице, дитя которой умерло, она вынуждена кормить своей грудью щенят, чтобы хоть как-то облегчить свои страдания. Нахманид восстановил в Иерусалиме общину и синагогу.
В 1268 г. Нахманид вернулся в Акко и до конца жизни был духовным главой еврейской общины, став преемником Иехиэля бен Иосефа из Парижа. В Акко была обнаружена печать Нахманида, изготовленная из меди.
Место погребения Нахманида точно не установлено, существуют различные традиции: в районе Иерусалима (возле Кфар Шилоах), в Хайфе, Акко, Хевроне или Тверии.
Произведения
Сохранилось около 50 произведений Нахманида —
- Комментарий к книгам ТаНаХа;
- правовые новеллы (хиддушим) к Талмуду;
- письма, связанные с его общественной деятельностью;
- «Сефер hа-виккуах»;
- «Сефер hа-геула» («Книга избавления», примерно 1263 г.), посвященную вере в избавление;
- Нахманид был также автором ряда молитв и религиозных стихотворений;
- Сохранились тексты четырех его проповедей.
В своих произведениях Нахманид осуществил синтез сефардской культуры и ашкеназского благочестия, сочетание талмудической образованности с каббалистическими учениями, а также проявил обширные познания в различных науках и христианском богословии.
Комментарии к книгам ТаНаХа
Нахманид в преклонном возрасте составил свой комментарий к Торе, большая часть его была написана в Испании и дополнена в Эрец-Исраэль.
Комментарий Нахманида является наиболее полным выражением его религиозного мировоззрения. Согласно Нахманиду, Тора — источник всякого знания; в ней записано все — буквально или в виде намека, - в ней не только повествует о событиях прошлого, но и предсказывает будущее. Рассказ о шести днях творения содержит пророчество о важнейших событиях последующих шести тысячелетий, а седьмой день, Шабат, предвещает день Господень, который наступит по их прошествии. Рассказ о жизни патриархов предвосхищает историю всего еврейского народа.
В отличие от своих предшественников, Раши и Аврахама Ибн Эзры, посвятивших свои комментарии главным образом разъяснению отдельных слов или стихов, Нахманид исследовал в основном контекст, в котором фигурируют определенные слова и выражения. Наряду со строгим филологическим анализом, Нахманид занимался поисками глубинного мистического смысла библейского повествования.
Он часто пользовался аггадическими и галахическими толкованиями законоучителей Талмуда и Мидраша, однако, в отличие от Раши, подвергал эти толкования критическому анализу, сопоставляя их с библейским текстом. Нахманид критиковал даже некоторые действия библейских патриархов, казавшиеся ему несправедливыми. Истолковывая библейские законы в свете галахической традиции, Нахманид считал, что каждое предписание Библии имеет разумное основание и направлено на благо человека. С похвалой отзываясь о комментарии Аврахама Ибн Эзры, Нахманид критиковал его противоречащие традиции взгляды.
Высоко ценя Маймонида, Нахманид отвергал, однако, некоторые рационалистические обоснования библейских предписаний в «Наставнике колеблющихся». Буквальное понимание библейского повествования Нахманид стремился дополнить аллегорическим. Он первым ввел в комментарии к Библии намеки на каббалу. В своих комментариях Нахманид стремился ободрить еврейский народ и внушить ему твердую веру в грядущее избавление. Комментарии Нахманида приобрели большую популярность и широко использовались позднейшими экзегетами, включая каббалистов. Впервые комментарии Нахманида были опубликованы в Риме не позднее 1480 г. Научное издание комментариев Нахманида, основанное на рукописях и ранних печатных изданиях, вышло в Израиле (Х. Д. Шевел «Китвей hа-Рамбан» — «Произведения Рамбана», Иер., 1959–63).
Комментарий к книге Иов Нахманид также написал, по-видимому, в старости. По мнению Нахманида, ответ на вопрос о страданиях праведников и процветании грешников дает вера в переселение душ. В различных произведениях Нахманида содержатся также разрозненные комментарии к другим книгам Библии, например, в «Сефер hа-геулла» — к отрывкам из книги Даниэль. Нахманид написал также комментарии к части книги Исайи (52:13–53:12).
Галахические труды
Галахические труды Нахманида можно подразделить на четыре категории:
- правовые новеллы (хидушим) к Талмуду,
- галахические монографии,
- hассагот (`критические замечания`) и
- респонсы.
Новеллы Нахманида, которые охватывают целые разделы Талмуда, — Моэд, Нашим и Незикин, — представляют собой вершину галахического творчества испанского еврейства и открывают новый этап в истории его культуры. Постоянно обращаясь к трудам своих испанских предшественников (Шмуэль hа-Нагид, Алфаси, Ицхак Бен Яаков и другие), Нахманид, однако, использовал в основном методы, применявшиеся французскими тосафистами, и создал новый, синтетический метод изучения Талмуда в Испании, где до него галахисты ставили перед собой лишь практические цели. Не теряя из виду практического аспекта Галахи, Нахманид обратился к изучению талмудической аргументации как самоцели. Характерной «испанской» чертой галахического творчества Нахманида была постоянная работа с древними, критически выверенными текстами Талмуда. В распоряжении Нахманида имелись лучшие списки талмудических текстов, пересылавшиеся в Испанию в предыдущие 200–300 лет главами академий Вавилонии. Нахманид широко использовал писания гаонов и Иерусалимский Талмуд. Неотъемлемой частью системы Нахманида являются также учения галахистов Прованса (Аврахам бен Ицхак из Нарбонна, 1110–79; Аврахам бен Давид из Поскьера и другие).
Характерными чертами правовых новелл Нахманида являются богатство использованных источников и ясный, логический характер изложения. В своем стремлении раскрыть подлинный смысл талмудических законов Нахманид подчас выражал несогласие с мнениями гаонов и самых авторитетных галахистов прошлого (Хай Бен Шрира, Ицхак Алфаси и другие). От обсуждения частной проблемы (сугия) Нахманид часто переходил к исследованию основных вопросов Галахи.
Правовые новеллы Нахманида к Талмуду публиковались в разное время; первыми были опубликованные новеллы к трактату Бава Батра (Венеция, 1523); последними — к трактатам Бава Меци‘а (Иер., 1929) и Хуллин (Н.-Й., 1955). Большинство правовых новелл Нахманида было издано между 1740 г. и 1840 г. Новеллы Нахманида приобрели широкую известность и часто цитировались ведущими галахистами, особенно сефардскими. Со времени появления новелл Нахманида в печати их влияние стало расти и среди учащихся ашкеназских иешив. В настоящее время их изучение занимает, наряду с изучением Раши, тосафот и Маймонида, важное место в иешивах польско-литовского толка.
Нахманид написал также следующие галахические монографии:
- «Диней де-гарме» («Законы об ущербе») — рассмотрение законов об ответственности за причинение материального ущерба;
- «Мишпетей hа-херем» («Законы о хереме») — о наложении и снятии херема;
- «Гилхот бхорот» («Законы о первенцах») и «Хилхот Халла» («Законы о халле») — дополнение к сочинению Алфаси «Хилхот hа-Риф» («Постановления Рифа [рабби Ицхака ал-Фаси]»);
- «Торат hа-адам» («Постановления о человеке») — всеобъемлющий труд обо всех законах, касающихся больных и умирающих, траура по усопшему и т. д. (этому труду придавали большое значение позднейшие кодификаторы Галахи — Яков бен Ашер, Иосеф Каро — и включали его в свои своды);
- «Гилхот нидда» («Законы нидды»).
Ранее других из галахических произведений были напечатаны критические работы: в 1510 г. — хассагот (`критические замечания`) на «Сефер hа-мицвот» («Книгу предписаний») Маймонида; в 1552 г. — «Милхамот hашем» («Войны Господа») — полемика с Зрахией hа-Леви Геронди из Люнеля (1135–86), критиком сочинения Ицхака Алфаси «Хилхот hа-Риф» (см. выше); в 1745 г. — «Сефер hа-зхут» («Книга права») — в защиту Алфаси от критики Аврахама бен Давида из Поскьера. Галахические труды Нахманида оказали мощное влияние на всю последующую раввинистическую литературу.
Число сохранившихся респонсов Нахманида невелико. Многие из них написаны в ответ на запросы Шмуэля бен Ицхака hа-Сарди (между 1185 г. и 1190–1255/56 гг.), который включил их в свое сочинение «Сефер hа-трумот» («Книга пожертвований»). Некоторые респонсы Нахманида включены в книгу «Шеелот у-тшувот hа-Рамбан» («Вопросы и ответы Рамбана»), составителем большей части которой является его ученик Шломо Адрет.
Каббала
Согласно некоторым свидетельствам, в раннем варианте своих комментариев к Пятикнижию Нахманид намеревался предпринять открытое обсуждение каббалистических вопросов, но отказался от этого якобы в результате вещего сна. Однако многие произведения Нахманида изобилуют намеками на каббалистические темы; особенно много их в комментариях к Пятикнижию, к книге Иов и в проповедях.
Каббалистические идеи проступают в обсуждении Нахманидом вопросов эсхатологии в последней части галахического труда «Торат hа-адам», а также в его литургической поэзии. Единственным произведением Нахманида, полностью посвященным каббале, является комментарий к первой главе книги «Сефер иецира». Каббалисты конца 13 в. – начала 14 в. уделяли большое внимание толкованию комментариев Нахманида к Пятикнижию. Тщательное исследование каббалистических методов Нахманида осуществил Г. Шолем в книге «Возникновение и начало каббалы» (1962) и в серии лекций «hа-каббала бе-Герона» («Каббала в Жероне», 1964).
Учение
Рамбан пробудил интерес к мистико-экзегетическим исследованиям Талмуда и Танаха, считая, что их глубинный смысл достижим через просвещенную веру («эмуна ве битахон») и методы каббалы. Высоко оценивая роль разума в мистическом познании, Нахманид, однако, критиковал Маймонида за чрезмерный рационализм в его философии. Согласно каббалистическому подходу Нахманида, Тора является всеобъемлющим источником знания, а изложенное в ней служит также знаками на будущее. Так, например, описание сотворения мира содержит косвенные указания на важнейшие события шеститысячелетнего существования мира, а суббота символизирует седьмое тысячелетие, день Господний. На основе своей метафизики Нахманид сформулировал мистическую историософию и таким образом стал предшественником некоторых историософских учений XVIII и XIX веков.
Рамбан был первым раввином, который заявил, что переселение в святую землю Израиля является библейской заповедью для всех евреев. "Великолепие мира - земля Исраэля, великолепие земли Исраэля - Иерусалим, великолепие Иерусалима - священный Храм,великолепие Храма - Святая святых, а ее великолепие - место крувим, где пребывает Шхина".
Важная часть антропологии Нахманида изложена в его учении о награде и наказании, воскрешении мертвых. Помимо животной души, полученной от «Высших сил» и присущей всем живым тварям, человек обладает особой душой. Эта особая душа — прямая эманация из Божества, существовала до сотворения мира. Посредством человека она входит в материальную жизнь; и при уничтожении его тела, она или возвращается к своему первоначальному источнику, или входит в тело другого человека. Это представление, согласно Нахманиду, является основанием левиратного брака. Воскресение о котором говорят пророки и которое будут иметь место после того, как придет Машиах, по мнению Нахманида, относится к телу. Физическое тело человека через влияние души может преобразовать себя в столь чистую сущность, что оно станет вечным.
Переводы книг Нахманида на русский язык
- Диспут Нахманида
- Комментарий к Берешит