Пост в иудаизме
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
м (→Виды постов: оформление) |
(оформление) |
||
(2 промежуточные версии не показаны) | |||
Строка 17: | Строка 17: | ||
== Упоминания в [[ТаНаХ]]е == | == Упоминания в [[ТаНаХ]]е == | ||
- | Пост упоминается уже в [[ | + | Пост упоминается уже в [[Тора|Торе]]<ref>{{Библия|Лев|16:31}} и др.</ref>; он являлся неотъемлемой частью ритуала в эпоху [[Первый Храм|Первого Храма]]<ref>{{Библия|Ис|1:13}} по [[Септуагинта|Септуагинте]]; {{Библия|Иер|36:9}}; ср. {{Библия|Иоил|1:14}}; {{Библия2|Иоил|2:15-17}}</ref>. Право объявлять пост принадлежало старейшинам местных общин, которых, однако, могло обязать к этому царское распоряжение<ref>например, {{Библия|3Цар|21:8|-12}}</ref>. |
== Назначение поста == | == Назначение поста == | ||
Строка 23: | Строка 23: | ||
В древности пост преследовал разные цели. | В древности пост преследовал разные цели. | ||
- | * '''В знак траура.''' Смерть царя Саула была отмечена однодневным постом | + | * '''В знак траура.''' Смерть царя [[Шауль (Саул), царь|Шауля]] (Саула) была отмечена однодневным постом<ref>{{Библия|2Цар|1:12}}</ref>, а среди особо преданных ему людей — семидневным<ref>{{Библия|1Цар|31:13}}</ref>. Отказ царя Давида поститься после смерти сына<ref>{{Библия|2Цар|12:21|-23}}</ref> вызвал удивление придворных. |
- | * '''Для предотвращения или смягчения бедствия.''' Перед лицом природного или общественного бедствия объявлялся общественный пост. Так, израильтяне постились перед сражениями против колена [[Биньямин]]а | + | * '''Для предотвращения или смягчения бедствия.''' Перед лицом природного или общественного бедствия объявлялся общественный пост. Так, израильтяне постились перед сражениями против колена [[Биньямин]]а<ref>{{Библия|Суд|20:26}}</ref>, [[филистимляне|филистимлян]]<ref>{{Библия|1Цар|7:6}}; {{Библия2|1Цар|14:24}}</ref> и врагов в [[Заиорданье]]<ref>{{Библия|2Пар|20:3}}</ref>. |
- | Народ постился, чтобы умолить Бога прекратить голод, вызванный нашествием саранчи | + | Народ постился, чтобы умолить Бога прекратить голод, вызванный нашествием саранчи<ref>{{Библия|Иоил|1:14}}; {{Библия2|Иоил|2:12,15}}</ref>. Пост также соблюдался в надежде отвратить угрозу истребления со стороны [[вавилон]]ян<ref>{{Библия|Иер|36:3|,9}}</ref> и [[персы|персов]]<ref>{{Библия|Есф|4:3|,16}}</ref> и вызвать спасительное вмешательство Бога<ref>например, {{Библия|1Цар|7:9}}</ref>, смягчить тяжесть иноземного ига<ref>{{Библия|Неем|9:1}}</ref>, а также отвратить нависшую угрозу Божественного наказания<ref>как, возможно, было, когда [[Навот]] был обвинен в богохульстве — {{Библия|3Цар|21:9}}</ref>. |
- | * '''Как акт, сопровождавший молитву.''' Так, чтобы удостоиться лицезрения Господа, [[ | + | * '''Как акт, сопровождавший молитву.''' Так, чтобы удостоиться лицезрения Господа, [[Моше]] (Моисей) постился сорок дней<ref>{{Библия|Исх|34:28}}; согласно {{Библия|Втор|9:9|, 18}} — дважды</ref>; Шауль постился накануне встречи с духом [[Шмуэль (Самуил)|Шмуэля]] (Самуила)<ref>{{Библия|1Цар|28:20}}</ref>; [[Даниэль|Даниэл]]ю в ответ на его молитву и пост были ниспосланы видения<ref>{{Библия|Дан|9:3}}; ср. {{Библия2|Дан|10:3}}</ref>. А также перед совершением особо важного акта представителями народа<ref>{{Библия|3Цар|21:12}}</ref>. |
- | * '''Пост рассматривался как акт раскаяния''', выражение подчинения и мольбы, посредством которого можно снискать прощение Бога. | + | * '''Пост рассматривался как акт раскаяния''', выражение подчинения и мольбы, посредством которого можно снискать прощение Бога. Пост бывал и в знак [[траур]]а. |
- | [[ | + | В [[Талмуд]]е<ref>[[Талмуд]], Брахот 17а</ref> пост сравнивается с [[Жертвоприношения в иудаизме|жертвоприношением]]; страдания человеческого тела рассматриваются как принесение человеческой крови и жира на алтарь. Так, царь [[Давид]] постился в надежде, что Бог смилуется и сохранит жизнь его сыну<ref>{{Библия|2Цар|12:16|-17, 22}}</ref>; Бог смягчил наказание [[Ахав]]у, потому что тот постился и унижал себя<ref>{{Библия|3Цар|21:27|-29}}; см. также {{Библия|Пс|34:13}}; {{Библия2|Пс|68:11}}; {{Библия|Езд|10:6}}</ref>. |
- | В [[ | + | Приведенные примеры показывают, что пост — как индивидуальный, так и коллективный — представлял собой реакцию на чрезвычайную ситуацию. В период, предшествовавший [[Пленение Вавилонское|пленению вавилонскому]], по всей вероятности, не существовало фиксированных дней поста, за исключением [[Иом-Киппур]]а. Впервые установленные дни поста упоминаются у пророка [[Зхария|Зхарии]]<ref>Зх. 8:19; ср. 7:3–5</ref>. Согласно еврейской традиции, упоминаемые у Зхарии посты призваны отмечать трагические события еврейской истории, завершившиеся разрушением Первого храма (начало осады Иерусалима вавилонянами в [[десятое тевета]], пролом стен города в [[Семнадцатое тамуза|17ого тамуза]], разрушение Храма в месяце [[Девятое ава|9-го ава]] и убийство назначенного вавилонянами наместника [[Гдалия Бен Ахикам|Гдалии бен Ахикама]] в третий день месяца [[Тишрей|тишрей]]). Некоторые исследователи считают, что посты, упоминаемые Зхарией, гораздо более древнего происхождения и связаны с сезонными праздниками; однако, против такого предположения свидетельствует вопрос народа к Зхарии, следует ли отменить эти посты (видимо, в связи с восстановлением Храма; там же, см. выше). |
- | + | В период Второго храма посты практиковались также как форма проявления [[Аскетизм|аскетизма]] — особенно женщинами<ref>Юдифь 8:6; Лука 2:37; 18:2; Марк 2:18; ТИ., Хаг. 2:2, 77г</ref> — или как приготовление к [[Апокалиптическая Литература|апокалиптическому]] откровению<ref>Дан. 10:3; IV Эзра 5:13–20; 6:35; Санх. 65б; ТИ., Кил. 9:4, 32б и др.</ref>. Литература этого периода упоминает также о посте как о способе искупить грех, и эта функция поста приобрела большое значение после разрушения Второго храма и особенно после подавления [[Бар-Кохбы Восстание|восстания Бар-Кохбы]] и последовавших за этим религиозных преследований. | |
- | + | Тора подчеркивает, что пост не самоцель, а только средство, при помощи которого человек может смирить свою душу и раскаяться в грехах, и это раскаяние должно проявиться в его поступках<ref>Иоэль 2:13; Иона 3:8</ref>. Этот взгляд с особой силой выражен у Исайи<ref>58:3 и следующие</ref>, который противопоставляет пост, не сопровождающийся искренним раскаянием и потому неугодный Богу, подлинному посту, в награду за который Бог ниспошлет милостивое прощение. | |
+ | |||
+ | В период Второго храма пост рассматривался также как средство очищения человека и приближения его к Богу. Однако аскетическое понимание поста вызывало возражение законоучителей<ref>ТИ., Сота 3:4, 19а; Тосеф., Таан. 2:12 и др.</ref>, которые утверждали, что человек не имеет права наносить ущерб своему здоровью, чтобы не стать бременем для общины. Изучение Торы важнее поста: «ученый не имеет права поститься, ибо поступая так, он менее усердствует в труде небесном»<ref>Таан. 11а–б</ref>. Этот взгляд вылился в [[Галаха|галахическое]] направление, стремившееся ограничить даже публичные посты и их строгость, одновременно подчеркивая первоначальный смысл поста — покаяние и добрые поступки. Согласно [[Саадия Гаон|Саадии Гаону]], лучше, чем поститься, избегать совершения греха. Тем не менее пост широко практиковался мистиками и [[Каббала|каббалистами]], особенно — [[Хасидей Ашкеназ]] (однако современный [[хасидизм]] не разделяет этот подход). | ||
- | |||
== Правила постов == | == Правила постов == | ||
- | Правила поста, детализированные в талмудической литературе (в [[Талмуд|Талмуде]] посту посвящен целый трактат Таанит) и у позднейших галахических авторов | + | Правила поста, детализированные в талмудической литературе (в [[Талмуд|Талмуде]] посту посвящен целый трактат [[Таанит]]) и у позднейших галахических авторов, в своей сущности не претерпели изменений сравнительно с библейский периодом. Пост сопровождался молитвой (в эпоху Первого храма — [[жертвоприношение]]м) и покаянием в грехах<ref>Суд. 20:26; I Сам. 7:6; Эзра 10:1</ref>. Начиная с эпохи Второго храма, пост сопровождался также публичным чтением Торы<ref>Нех. 9:3</ref>. Во время торжественных постов наряду с молитвой [[Маарив]] читались [[Шахарит]], Хацот (полуденная молитва), [[Минха]] и [[Неила]]. Литургия дополнялась мольбами о прощении — [[слихот]]; центральным элементом службы были звуки [[шофар]]а<ref>Иоэль 2:1</ref> или труб<ref>Макк. 3:54</ref>. Обычно служба проводилась под открытым небом<ref>II Хр. 2:5; Юдифь 4:11</ref>; молящиеся совершали ритуалы, символизирующие смирение, — разрывали одежды, надевали власяницы<ref>I Ц. 21:27; Иоэль 2:13; Пс. 35:13; Юдифь 4:10, 8:5</ref> и посыпали голову пеплом или землей<ref>Ис. 58:5; Нех. 9:1</ref>. Во время массовых собраний<ref>Иоэль 2:16; Юдифь 4:11</ref> один из старейшин обращался к народу с порицаниями, иногда коллективно выяснялись причины общественного бедствия<ref>I Ц. 21:9–13; Таан. 2:1, 12б</ref>. |
- | Во многих общинах пост распространялся также на детей и животных | + | Во многих общинах пост распространялся также на детей и животных<ref>ТИ., Таан. 2:1, 65б; Юдифь 4:9–11 и др.</ref>. Законоучители, однако, освободили от обязанности поститься детей и животных, а также больных, тех, кто должен был сохранить физическую силу и, в большинстве случаев, беременных и кормящих женщин<ref>Тосеф., Таан. 2:12; 3:2</ref>. В обычный пост запрещалось лишь есть и пить, а во время важных постов не разрешались купание, умащение, ношение обуви и половые сношения, а также различные виды работы; некоторые спали на земле<ref>ТИ., Таан. 1:6, 64в; II Сам. 12:16</ref>, что напоминает ритуалы траура. Обычные посты продолжались с утра до наступления темноты, а особо важные посты — в течение суток. Некоторые посты продолжались три или семь дней<ref>Таан. 1:5–6; ср. Юдифь 4:13</ref>; в исключительных случаях пост соблюдался в [[Суббота|субботу]] и праздничные дни, однако, как правило, в эти дни поститься возбранялось. В 1 в. н. э. был составлен особый список — [[Мегиллат Таанит]], содержащий 36 памятных дат, в которые нельзя объявлять публичный пост; с течением времени этот список был отменен. Существовал обычай устанавливать публичный пост в понедельник или четверг; отдельные лица, особенно после разрушения Второго храма, постились каждый понедельник и четверг. Законоучители постановили, что, в отличие от публичного, индивидуальный пост должен длиться сутки или определенное количество часов<ref>Таан. 12а</ref>. В ряде случаев пост состоял в воздержании лишь от некоторых видов пищи, например, мяса или вина, или в воздержании от умащения и других видов удовольствий<ref>Дан. 10:3; Юдифь 15:4; IV Эзра 9:24 и др.</ref>. |
== Виды постов == | == Виды постов == | ||
По происхождению дни поста делятся на три основные категории. | По происхождению дни поста делятся на три основные категории. | ||
- | # Первая — пост в дни, упомянутые в ТаНаХе: [[Иом-Киппур]] | + | # Первая — пост в дни, упомянутые в ТаНаХе: [[Иом-Киппур]]<ref>Лев. 16:29–31; 23:27–32; Чис. 29:7</ref>; [[Девятое ава]] — в память о разрушении Первого<ref>II Ц. 25:8–9; Иер. 52:12–13</ref> и Второго храмов и о других бедствиях, постигших еврейский народ в этот месяц; [[17 тамуза]] — в память о взятии стен Иерусалима вавилонянами<ref>ср. Иер. 39:2, который, однако, называет 9-е таммуза</ref> и [[Тит, Флавий Веспасиан|Титом]]<ref>Таан. 4:6 и др.</ref>; [[Десятое тевета]] — в память об осаде Иерусалима [[Навуходоносор II|Навуходоносором]]<ref>II Ц. 25:1–2; Иер. 54:4 и др.</ref>; [[Пост Гдалии|3-е тишрея]] — в память об убийстве Гдалии<ref>см. выше; Иер. 41:1–2; II Ц. 25:25</ref>; 13-го [[Адар|адара]] — пост Эсфири (Таанит Эстер накануне праздника [[Пурим]]<ref>в некоторых общинах постились три дня, особенно женщины; см. Эсфирь 4:16</ref>. Пост Иом-Киппура и Девятого ава длится с захода солнца накануне и до наступления темноты на следующий день; остальные посты, упомянутые выше, длятся с восхода до захода солнца. Если пост совпадает с субботой, он переносится на воскресенье; исключением является Иом-Киппур. |
- | # Вторая категория — посты, предписанные раввинами (с восхода до захода солнца): часть [[Десять Дней Покаяния|десяти дней покаяния]] (за исключением суббот и кануна Иом-Киппура); как можно больше дней в месяц элул | + | # Вторая категория — посты, предписанные раввинами (с восхода до захода солнца): часть [[Десять Дней Покаяния|десяти дней покаяния]] (за исключением суббот и кануна Иом-Киппура); как можно больше дней в месяц элул<ref>Ш. Ар. ОХ. 581:2</ref>; в первый понедельник и четверг праздников [[Песах]] и [[Суккот]], а также в понедельник после них (Ш. Ар. ОХ. 492) во искупление грехов, возможно, совершенных в состоянии опьянения в эти праздники; в дни Шовавим тат (аббревиатура, составленная из начальных букв восьми отрывков Торы, читаемых в восемь четвергов зимних месяцев високосного года); в течение трех недель траура между 17-м таммуза и Девятым ава<ref>Ш. Ар. ОХ. 551:16</ref>, чтобы выразить глубокую скорбь о разрушении Храма; в Малый Иом-Киппур — последний день каждого месяца; члены [[Хевра Каддиша|хевра каддиша]] постятся 7-го адара (согласно традиции, день смерти Моше); первородные сыновья постятся накануне Песаха в память о спасении еврейских первенцев во время десятой из [[Казни Египетские|казней египетских]]. |
- | # Третья — пост частного характера: в годовщину смерти родителей или учителя | + | # Третья — пост частного характера: в [[Йорцайт|годовщину смерти]] родителей или учителя; жених и невеста постятся в день бракосочетания вплоть до свадебной церемонии; предусмотрен также пост, чтобы отвратить дурные последствия кошмарного сна (Таанит халом). Если упал свиток Торы, свидетели этого постятся в течение дня. В [[мишна]]итские времена члены [[Синедрион]]а постились в день вынесения ими смертного приговора<ref>Санх. 63а</ref>. |
== Примеры иудейских постов == | == Примеры иудейских постов == | ||
- | + | [[Файл: 13291_L.jpg|thumb|220px|right|[[Пост]] Девятого ава. Гравюра на дереве из сборника «Минхагим»]] | |
Наиболее известный в иудаизме день поста — [[Йом Кипур]] (День Искупления), когда [[Галаха]] запрещает еду, питьё, умывание, кожаную обувь, умащение маслами и супружескую близость. Тем не менее, этот день в еврейской традиции относится к праздничным. Этот пост, равно как и пост [[Девятое Ава|Девятого Ава]] (Тиша бе-Ав) (в который также запрещены эти пять вещей), продолжается от захода солнца до появления звёзд вечером следующего дня, то есть более 24 часов. | Наиболее известный в иудаизме день поста — [[Йом Кипур]] (День Искупления), когда [[Галаха]] запрещает еду, питьё, умывание, кожаную обувь, умащение маслами и супружескую близость. Тем не менее, этот день в еврейской традиции относится к праздничным. Этот пост, равно как и пост [[Девятое Ава|Девятого Ава]] (Тиша бе-Ав) (в который также запрещены эти пять вещей), продолжается от захода солнца до появления звёзд вечером следующего дня, то есть более 24 часов. | ||
Пост [[Девятое Ава|Девятого Ава]] предваряется тремя траурными неделями, в течение последней недели нельзя, например, мыться горячей водой и употреблять в пищу мясо и вино. | Пост [[Девятое Ава|Девятого Ава]] предваряется тремя траурными неделями, в течение последней недели нельзя, например, мыться горячей водой и употреблять в пищу мясо и вино. | ||
- | Менее строгие посты, когда запрещена еда и питьё отмечаются 3 Тишрея ([[Пост Гедальи]]), [[Десятое | + | Менее строгие посты, когда запрещена еда и питьё отмечаются 3 Тишрея ([[Пост Гедальи]]), [[Десятое тевета|10 Тевета]] и [[Семнадцатое тамуза|17 Тамуза]]. Перед [[Пурим]]ом отмечается [[пост Эстер]] в память о событиях, описанных в книге [[Эстер]] (Есфири), а перед [[Песах]]ом существует, так называемый, [[пост первенцев]]. Все эти посты продолжаются от рассвета и до появления звёзд. |
Существует также ряд необязательных постов, например в канун новомесячий, 3 дня понедельник-четверг-понедельних в месяц после праздников [[Песах]]а и [[Суккот]]. | Существует также ряд необязательных постов, например в канун новомесячий, 3 дня понедельник-четверг-понедельних в месяц после праздников [[Песах]]а и [[Суккот]]. | ||
Строка 64: | Строка 65: | ||
В Талмуде содержится много рассказов о постах. Например р. Цадок постился 40 лет, чтобы [[Иерусалим]] не был разрушен. Мар бар Рав Аши постился круглый год, кроме нескольких дней и т. д. | В Талмуде содержится много рассказов о постах. Например р. Цадок постился 40 лет, чтобы [[Иерусалим]] не был разрушен. Мар бар Рав Аши постился круглый год, кроме нескольких дней и т. д. | ||
- | В новое время из установленных дней поста широко соблюдаются только пост Иом-Киппур и Девятое ава, а среди | + | В новое время из установленных дней поста широко соблюдаются только пост Иом-Киппур и Девятое ава, а среди [[Реформизм В Иудаизме|реформистов]] — лишь первый из них. |
== Примечания == | == Примечания == | ||
- | + | {{примечания|2|height=200}} | |
- | + | ||
== Источники == | == Источники == | ||
* {{Источник/ЕЭ}} | * {{Источник/ЕЭ}} | ||
Строка 74: | Строка 74: | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
- | + | * [http://chassidus.ru/library/halacha/kitzur_shamir/117.htm Законы постов] | |
+ | === Видеозаписи === | ||
+ | * Рав Элияу Левин, [http://toldot.ru/tv/video/video_1217.html Посты. Вступление] | ||
+ | * Рав Элияу Левин, [http://toldot.ru/tv/video/video_1221.html Законы постов] | ||
{{еврейские праздники}} | {{еврейские праздники}} |
Текущая версия на 19:57, 19 февраля 2013
Источник: | ||||||||
|
Посты в иудаизме (ивр. צוֹם, цом; תַּעֲנִית, та‘анит) — воздержание от принятия пищи и питья добровольное или по предписанию закона.
Содержание |
Упоминания в ТаНаХе
Пост упоминается уже в Торе[1]; он являлся неотъемлемой частью ритуала в эпоху Первого Храма[2]. Право объявлять пост принадлежало старейшинам местных общин, которых, однако, могло обязать к этому царское распоряжение[3].
Назначение поста
В древности пост преследовал разные цели.
- В знак траура. Смерть царя Шауля (Саула) была отмечена однодневным постом[4], а среди особо преданных ему людей — семидневным[5]. Отказ царя Давида поститься после смерти сына[6] вызвал удивление придворных.
- Для предотвращения или смягчения бедствия. Перед лицом природного или общественного бедствия объявлялся общественный пост. Так, израильтяне постились перед сражениями против колена Биньямина[7], филистимлян[8] и врагов в Заиорданье[9].
Народ постился, чтобы умолить Бога прекратить голод, вызванный нашествием саранчи[10]. Пост также соблюдался в надежде отвратить угрозу истребления со стороны вавилонян[11] и персов[12] и вызвать спасительное вмешательство Бога[13], смягчить тяжесть иноземного ига[14], а также отвратить нависшую угрозу Божественного наказания[15].
- Как акт, сопровождавший молитву. Так, чтобы удостоиться лицезрения Господа, Моше (Моисей) постился сорок дней[16]; Шауль постился накануне встречи с духом Шмуэля (Самуила)[17]; Даниэлю в ответ на его молитву и пост были ниспосланы видения[18]. А также перед совершением особо важного акта представителями народа[19].
- Пост рассматривался как акт раскаяния, выражение подчинения и мольбы, посредством которого можно снискать прощение Бога. Пост бывал и в знак траура.
В Талмуде[20] пост сравнивается с жертвоприношением; страдания человеческого тела рассматриваются как принесение человеческой крови и жира на алтарь. Так, царь Давид постился в надежде, что Бог смилуется и сохранит жизнь его сыну[21]; Бог смягчил наказание Ахаву, потому что тот постился и унижал себя[22].
Приведенные примеры показывают, что пост — как индивидуальный, так и коллективный — представлял собой реакцию на чрезвычайную ситуацию. В период, предшествовавший пленению вавилонскому, по всей вероятности, не существовало фиксированных дней поста, за исключением Иом-Киппура. Впервые установленные дни поста упоминаются у пророка Зхарии[23]. Согласно еврейской традиции, упоминаемые у Зхарии посты призваны отмечать трагические события еврейской истории, завершившиеся разрушением Первого храма (начало осады Иерусалима вавилонянами в десятое тевета, пролом стен города в 17ого тамуза, разрушение Храма в месяце 9-го ава и убийство назначенного вавилонянами наместника Гдалии бен Ахикама в третий день месяца тишрей). Некоторые исследователи считают, что посты, упоминаемые Зхарией, гораздо более древнего происхождения и связаны с сезонными праздниками; однако, против такого предположения свидетельствует вопрос народа к Зхарии, следует ли отменить эти посты (видимо, в связи с восстановлением Храма; там же, см. выше).
В период Второго храма посты практиковались также как форма проявления аскетизма — особенно женщинами[24] — или как приготовление к апокалиптическому откровению[25]. Литература этого периода упоминает также о посте как о способе искупить грех, и эта функция поста приобрела большое значение после разрушения Второго храма и особенно после подавления восстания Бар-Кохбы и последовавших за этим религиозных преследований.
Тора подчеркивает, что пост не самоцель, а только средство, при помощи которого человек может смирить свою душу и раскаяться в грехах, и это раскаяние должно проявиться в его поступках[26]. Этот взгляд с особой силой выражен у Исайи[27], который противопоставляет пост, не сопровождающийся искренним раскаянием и потому неугодный Богу, подлинному посту, в награду за который Бог ниспошлет милостивое прощение.
В период Второго храма пост рассматривался также как средство очищения человека и приближения его к Богу. Однако аскетическое понимание поста вызывало возражение законоучителей[28], которые утверждали, что человек не имеет права наносить ущерб своему здоровью, чтобы не стать бременем для общины. Изучение Торы важнее поста: «ученый не имеет права поститься, ибо поступая так, он менее усердствует в труде небесном»[29]. Этот взгляд вылился в галахическое направление, стремившееся ограничить даже публичные посты и их строгость, одновременно подчеркивая первоначальный смысл поста — покаяние и добрые поступки. Согласно Саадии Гаону, лучше, чем поститься, избегать совершения греха. Тем не менее пост широко практиковался мистиками и каббалистами, особенно — Хасидей Ашкеназ (однако современный хасидизм не разделяет этот подход).
Правила постов
Правила поста, детализированные в талмудической литературе (в Талмуде посту посвящен целый трактат Таанит) и у позднейших галахических авторов, в своей сущности не претерпели изменений сравнительно с библейский периодом. Пост сопровождался молитвой (в эпоху Первого храма — жертвоприношением) и покаянием в грехах[30]. Начиная с эпохи Второго храма, пост сопровождался также публичным чтением Торы[31]. Во время торжественных постов наряду с молитвой Маарив читались Шахарит, Хацот (полуденная молитва), Минха и Неила. Литургия дополнялась мольбами о прощении — слихот; центральным элементом службы были звуки шофара[32] или труб[33]. Обычно служба проводилась под открытым небом[34]; молящиеся совершали ритуалы, символизирующие смирение, — разрывали одежды, надевали власяницы[35] и посыпали голову пеплом или землей[36]. Во время массовых собраний[37] один из старейшин обращался к народу с порицаниями, иногда коллективно выяснялись причины общественного бедствия[38].
Во многих общинах пост распространялся также на детей и животных[39]. Законоучители, однако, освободили от обязанности поститься детей и животных, а также больных, тех, кто должен был сохранить физическую силу и, в большинстве случаев, беременных и кормящих женщин[40]. В обычный пост запрещалось лишь есть и пить, а во время важных постов не разрешались купание, умащение, ношение обуви и половые сношения, а также различные виды работы; некоторые спали на земле[41], что напоминает ритуалы траура. Обычные посты продолжались с утра до наступления темноты, а особо важные посты — в течение суток. Некоторые посты продолжались три или семь дней[42]; в исключительных случаях пост соблюдался в субботу и праздничные дни, однако, как правило, в эти дни поститься возбранялось. В 1 в. н. э. был составлен особый список — Мегиллат Таанит, содержащий 36 памятных дат, в которые нельзя объявлять публичный пост; с течением времени этот список был отменен. Существовал обычай устанавливать публичный пост в понедельник или четверг; отдельные лица, особенно после разрушения Второго храма, постились каждый понедельник и четверг. Законоучители постановили, что, в отличие от публичного, индивидуальный пост должен длиться сутки или определенное количество часов[43]. В ряде случаев пост состоял в воздержании лишь от некоторых видов пищи, например, мяса или вина, или в воздержании от умащения и других видов удовольствий[44].
Виды постов
По происхождению дни поста делятся на три основные категории.
- Первая — пост в дни, упомянутые в ТаНаХе: Иом-Киппур[45]; Девятое ава — в память о разрушении Первого[46] и Второго храмов и о других бедствиях, постигших еврейский народ в этот месяц; 17 тамуза — в память о взятии стен Иерусалима вавилонянами[47] и Титом[48]; Десятое тевета — в память об осаде Иерусалима Навуходоносором[49]; 3-е тишрея — в память об убийстве Гдалии[50]; 13-го адара — пост Эсфири (Таанит Эстер накануне праздника Пурим[51]. Пост Иом-Киппура и Девятого ава длится с захода солнца накануне и до наступления темноты на следующий день; остальные посты, упомянутые выше, длятся с восхода до захода солнца. Если пост совпадает с субботой, он переносится на воскресенье; исключением является Иом-Киппур.
- Вторая категория — посты, предписанные раввинами (с восхода до захода солнца): часть десяти дней покаяния (за исключением суббот и кануна Иом-Киппура); как можно больше дней в месяц элул[52]; в первый понедельник и четверг праздников Песах и Суккот, а также в понедельник после них (Ш. Ар. ОХ. 492) во искупление грехов, возможно, совершенных в состоянии опьянения в эти праздники; в дни Шовавим тат (аббревиатура, составленная из начальных букв восьми отрывков Торы, читаемых в восемь четвергов зимних месяцев високосного года); в течение трех недель траура между 17-м таммуза и Девятым ава[53], чтобы выразить глубокую скорбь о разрушении Храма; в Малый Иом-Киппур — последний день каждого месяца; члены хевра каддиша постятся 7-го адара (согласно традиции, день смерти Моше); первородные сыновья постятся накануне Песаха в память о спасении еврейских первенцев во время десятой из казней египетских.
- Третья — пост частного характера: в годовщину смерти родителей или учителя; жених и невеста постятся в день бракосочетания вплоть до свадебной церемонии; предусмотрен также пост, чтобы отвратить дурные последствия кошмарного сна (Таанит халом). Если упал свиток Торы, свидетели этого постятся в течение дня. В мишнаитские времена члены Синедриона постились в день вынесения ими смертного приговора[54].
Примеры иудейских постов
Наиболее известный в иудаизме день поста — Йом Кипур (День Искупления), когда Галаха запрещает еду, питьё, умывание, кожаную обувь, умащение маслами и супружескую близость. Тем не менее, этот день в еврейской традиции относится к праздничным. Этот пост, равно как и пост Девятого Ава (Тиша бе-Ав) (в который также запрещены эти пять вещей), продолжается от захода солнца до появления звёзд вечером следующего дня, то есть более 24 часов.
Пост Девятого Ава предваряется тремя траурными неделями, в течение последней недели нельзя, например, мыться горячей водой и употреблять в пищу мясо и вино.
Менее строгие посты, когда запрещена еда и питьё отмечаются 3 Тишрея (Пост Гедальи), 10 Тевета и 17 Тамуза. Перед Пуримом отмечается пост Эстер в память о событиях, описанных в книге Эстер (Есфири), а перед Песахом существует, так называемый, пост первенцев. Все эти посты продолжаются от рассвета и до появления звёзд.
Существует также ряд необязательных постов, например в канун новомесячий, 3 дня понедельник-четверг-понедельних в месяц после праздников Песаха и Суккот.
В Талмуде содержится много рассказов о постах. Например р. Цадок постился 40 лет, чтобы Иерусалим не был разрушен. Мар бар Рав Аши постился круглый год, кроме нескольких дней и т. д.
В новое время из установленных дней поста широко соблюдаются только пост Иом-Киппур и Девятое ава, а среди реформистов — лишь первый из них.
Примечания
- ↑ Лев.16:31 и др.
- ↑ Ис.1:13 по Септуагинте; Иер.36:9; ср. Иоил.1:14; 2:15-17
- ↑ например, 3Цар.21:8-12
- ↑ 2Цар.1:12
- ↑ 1Цар.31:13
- ↑ 2Цар.12:21-23
- ↑ Суд.20:26
- ↑ 1Цар.7:6; 14:24
- ↑ 2Пар.20:3
- ↑ Иоил.1:14; 2:12,15
- ↑ Иер.36:3,9
- ↑ Есф.4:3,16
- ↑ например, 1Цар.7:9
- ↑ Неем.9:1
- ↑ как, возможно, было, когда Навот был обвинен в богохульстве — 3Цар.21:9
- ↑ Исх.34:28; согласно Втор.9:9, 18 — дважды
- ↑ 1Цар.28:20
- ↑ Дан.9:3; ср. 10:3
- ↑ 3Цар.21:12
- ↑ Талмуд, Брахот 17а
- ↑ 2Цар.12:16-17, 22
- ↑ 3Цар.21:27-29; см. также Пс.34:13; 68:11; Езд.10:6
- ↑ Зх. 8:19; ср. 7:3–5
- ↑ Юдифь 8:6; Лука 2:37; 18:2; Марк 2:18; ТИ., Хаг. 2:2, 77г
- ↑ Дан. 10:3; IV Эзра 5:13–20; 6:35; Санх. 65б; ТИ., Кил. 9:4, 32б и др.
- ↑ Иоэль 2:13; Иона 3:8
- ↑ 58:3 и следующие
- ↑ ТИ., Сота 3:4, 19а; Тосеф., Таан. 2:12 и др.
- ↑ Таан. 11а–б
- ↑ Суд. 20:26; I Сам. 7:6; Эзра 10:1
- ↑ Нех. 9:3
- ↑ Иоэль 2:1
- ↑ Макк. 3:54
- ↑ II Хр. 2:5; Юдифь 4:11
- ↑ I Ц. 21:27; Иоэль 2:13; Пс. 35:13; Юдифь 4:10, 8:5
- ↑ Ис. 58:5; Нех. 9:1
- ↑ Иоэль 2:16; Юдифь 4:11
- ↑ I Ц. 21:9–13; Таан. 2:1, 12б
- ↑ ТИ., Таан. 2:1, 65б; Юдифь 4:9–11 и др.
- ↑ Тосеф., Таан. 2:12; 3:2
- ↑ ТИ., Таан. 1:6, 64в; II Сам. 12:16
- ↑ Таан. 1:5–6; ср. Юдифь 4:13
- ↑ Таан. 12а
- ↑ Дан. 10:3; Юдифь 15:4; IV Эзра 9:24 и др.
- ↑ Лев. 16:29–31; 23:27–32; Чис. 29:7
- ↑ II Ц. 25:8–9; Иер. 52:12–13
- ↑ ср. Иер. 39:2, который, однако, называет 9-е таммуза
- ↑ Таан. 4:6 и др.
- ↑ II Ц. 25:1–2; Иер. 54:4 и др.
- ↑ см. выше; Иер. 41:1–2; II Ц. 25:25
- ↑ в некоторых общинах постились три дня, особенно женщины; см. Эсфирь 4:16
- ↑ Ш. Ар. ОХ. 581:2
- ↑ Ш. Ар. ОХ. 551:16
- ↑ Санх. 63а
Источники
- Еврейская энциклопедия, Изд. О-ва для Научных Еврейских Изд. и Брокгаузъ-Ефронъ. Спб.: 1906—1913; репринт: М.: Терра, 1991. ISBN 5-85255-057-4.
- Краткая еврейская энциклопедия, Изд. О-ва по исследованию еврейских общин. Иерусалим: 1976—2005.
Ссылки
Видеозаписи
- Рав Элияу Левин, Посты. Вступление
- Рав Элияу Левин, Законы постов
|
||
---|---|---|
Еврейские праздники
|
||
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.