Мамзер

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
96.224.26.199 (Обсуждение | вклад)
(Ущемлённое положение)
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (Возможные наказания: викификация)
 
(14 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{IsFromWiki}}[[Файл:Bend Sinister demo.svg|thumb|right|Перевязь влево — традиционный геральдический знак внебрачного рождения]]
+
{{Остатье\ЭЕЭ
-
'''Незаконнорождённость''' — термин, который используется для описания человека, родители которого не состояли в законном [[брак]]е. Также на Руси назывались бeзбатешными, заугольниками, пауголоками и пр..
+
|ТИП СТАТЬИ=2
 +
|СУПЕРВАЙЗЕР=
 +
|КАЧЕСТВО=
 +
|УРОВЕНЬ=
 +
|НАЗВАНИЕ=
 +
|ПОДЗАГОЛОВОК=
 +
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
 +
|АВТОР2=
 +
|ТЕМА=
 +
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
 +
|ИЗ ЦИКЛА=
 +
|ПУБЛИКАЦИИ=
 +
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
 +
|ВИКИПЕДИЯ=
 +
|ИСТОЧНИК=
 +
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
 +
}} 
-
== Ущемлённое положение ==
 
-
Раньше повсеместно такие дети не пользовались правами и уважением нарaвне с рождёнными в браке. Им отводилось худшее место, приходилось с детства слышать оскорбительные названия и прозвища: [[ублюдок]], крапивник, выпраток и пр.. В зрелом возрасте при малейшем с их стороне поводе к неприятности в брани им напоминали ясно об их происхождении. Родными считались только для матери, остальные с ними родниться не хотели. В некоторых местах права можно было восстановить путём [[усыновление|усыновления]] или вступления их отца и матери в законный брак.<ref>''[[Титов, Андрей Александрович|Титов А. А.]]'' [http://rapidshare.com/files/134420498/Titov_A_A_Yuridicheskie_obychai_sela_Nikola_Perevoz_Sulostskoj_vol_Rostovskogo.pdf «Юридические обычаи села Николо-Перевоз, Сулостской волости, Ростовского уезда». Ярославль: Типография Губернской земской управы, 1888 год. — С. 13-14]</ref>
+
'''Мамзер''' — согласно [[иудаизм|еврейской традиции]], мамзер/мамзерет — это ребёнок, родившийся у замужней женщины в результате прелюбодеяния (т.е. интимных отношений с другим мужчиной), что является, с точки зрения иудаизма, очень серьезным преступлением(Лев. 18 и 20; Иев. 21а–22а; Майм. Яд., Хилхот ишут 1:5–6.).
-
В настоящее время понятие упразднено.
+
Мамзер упоминается в Пятикнижии лишь однажды: «Да не войдет мамзер в общество Господне, и поколение десятое его не войдет в общество Господне» (Втор. 23:3). На основании этого предписания Галаха запрещает родниться с мамзерами и их потомками (Иев. 8:3), хотя [[Амора|амора]] [[Шимон Бен Лакиш|Шимон бен Лакиш]] полагает, что с потомками мамзерет после десятого поколения разрешается вступать в брак (Иев. 78б).
-
== Некоторые локальные понятия ==
 
-
{{нет источников в разделе}}
 
-
* Воспитанник (воспитанница) — так в России называли тех внебрачных детей дворян, о воспитании которых отцы заботились (иногда воспитанники жили в семье отца-дворянина, будучи записанными на другую фамилию).
+
== Ошибочное употребление "мамзер" как "незаконнорождённый"==
-
* [[Бастард]]ы — в [[Западная Европа|Западной Европе]] в [[Средние века]] — внебрачные дети владетельной особы ([[король|короля]], [[герцог]]а и т. д.). Незаконнорождённые дети дворян получали, как правило, пересечённый [[перевязь (геральдика)|перевязью]] влево родительский [[герб]]. Эта геральдическая деталь обыгрывается в названии романа [[Набоков, Владимир Владимирович|В. В. Набокова]] «Bend Sinister», буквально «перевязь влево» (в русском переводе — «[[Под знаком незаконнорождённых]]»).
+
Этимология слова мамзер не выяснена. В [[Септуагинта|Септуагинте]] (в [[Деварим (Второзаконие), библейская книга|книге Второзаконие]]) оно переведено как «сын блудницы», а в книге пророка [[Зхария|Зхарии]] (9:6) как «чужое племя». [[Раши]] (к Зх. 9:6) толкует его как «чужой народ», а [[Нахманид]] (к Втор. 23:3) как «чужой для братьев своих, неизвестно от кого произошедший».
-
* «Сколотные» дети — в [[Поморье]] [[XIX]] — начала [[XX век]]а — дети, рождённые добрачно.
+
-
* Мамзеры — согласно [[иудаизм|еврейской традиции]], мамзер/мамзерет — это ребёнок, родившийся у замужней женщины в результате [[прелюбодеяние|прелюбодеяния]]. Это слово часто ошибочно переводят как незаконнорождённый/незаконнорождённая. На самом деле, «незаконнорождённый» означает «рождённый вне брака». <!-- Противоречит определению выше -->Практическое значение этого статуса состоит в том, что мамзеры, согласно [[Галаха|Галахе]] (а в государстве [[Израиль]] это единственная возможность), могут вступать в брак либо с такими же мамзерами, либо с прошедшими гиюр. Подобный статус получают также и дети мамзеров, и, таким образом, он передаётся последующим поколениям. [[Раввин]]ские суды не инициируют подробного выявления происхождения человека и стараются избегать провозглашения кого-либо мамзером, однако если муж родившей женщины отрицает своё отцовство, есть вероятность, что ребёнок будет записан как «мамзер/ет» или «предположительно мамзер/ет» и попадёт в общeизраильский список лиц, вступление в брак которых может стать невозможным («[[меукавей нисуин]]»). Как правило, статус устанавливается не в момент родов, а с началом беременности матери.
+
-
* парфении — сословие потомков детей, рождённых спартанками от [[илоты|илотов]], во время [[мессенские войны|Мессенских войн]], обладали урезанными гражданскими правами, и были бедны даже по спартанским меркам (сословие прекратило существование после попытки государственного переворота, когда их, в связи с их многочисленностью, вместо казни просто отселили за пределы Спарты)
+
-
* [[мофаки]] — не [[гомеи]] (не полноправные граждане), прошедшие воспитание в [[агея|агейе]], в число которых помимо детей не-граждан (а иногда и илотов) входили также и незаконнорождённые
+
-
* [[чунъин]] — сословие потомков детей наложниц дворян в средневековой Корее (несмотря на свою законность, были более презираемы и менее полноправны, чем незаконнорождённые дети европейских дворян, хоть и имели более высокое положение, чем простолюдины)
+
-
== Известные личности ==
+
Слово "мамзер" часто ошибочно переводят как незаконнорождённый/незаконнорождённая. На самом деле, «незаконнорождённый» означает «рождённый вне брака», - а статус таких детей по еврейскому закону ничем не отличается от обычного. Для статуса ребенка не имеет значения вопрос,находились ли его родители в браке; "мамзерство" возникает только в том случае, если мать была в это время замужем за другим мужчиной (не отцом ребенка)
-
[[Файл:Zhukovsky 1815.jpg|thumb|200px|Василий Андреевич Жуковский]]
+
-
* [[Геракл]] — незаконнорождённый сын [[Зевс]]а.
+
== Возможные наказания==
-
* [[Вильгельм Завоеватель]] — организатор и руководитель [[нормандское завоевание Англии|нормандского завоевания]] Англии.
+
Наказания, определяемые [[Галаха|Галахой]] повинным в кровосмесительной связи или в адюльтере, суммированы [[Маймонид]]ом в Хилхот иссурей биа (1:1–8). Галаха, ограничивая права мамзеров в сфере супружества и допуская их браки только между собой или с [[Прозелиты|прозелитами]], во всем остальном считает их равными другим евреям. [[Талмуд]] даже утверждает, что мамзер — ученый предпочтительнее [[Первосвященник|первосвященника]]-невежды (Хор. 3:8).
-
* [[Василий Андреевич Жуковский]] — русский поэт, основоположник [[романтизм]]а в русской поэзии, незаконнорождённый сын помещика Афанасия Ивановича Бунина ([[1716]]—[[1791]]) и пленной турчанки Сальхи (в крещении — Елизаветы Дементьевны Турчаниновой).
+
-
* [[Лисандр]] — [[наварх]] [[Спарта|Спарты]] и Пелополнесского Союза, при котором Спарта, разгромив Афины, достигла пика своего могущества
+
-
* Алоис Гитлер: отец будущего [[фюрер]]а, будучи незаконнорождённым, до [[1876 год]]а носил фамилию своей матери [[Шикльгрубер]].
+
-
* [[Ощепков, Василий Сергеевич|Василий Сергеевич Ощепков]]: незаконнорождённый сын каторжанки.<ref>Каторжники были лишены права на [[брак]], признаваемый [[церковь]]ю и [[государство]]м.</ref> Основоположником борьбы [[самбо]] традиционно считают [[Харлампиев, Анатолий Аркадьевич|А. А. Харлампиева]], хотя на самом деле оно создано учеником [[Дзигоро Кано]] — Ощепковым, который был расстрелян как японский шпион.
+
-
* [[Роберт Глостерский]] ({{lang-en|Robert of Gloucester}}; ок. [[1090]], [[Кан (Нормандия)|Кан]] — [[31 октября]] [[1147]], [[Бристоль]]) — незаконнорожденный сын [[англия|английского]] короля [[Генрих I (король Англии)|Генриха I]], '''[[граф Глостер]]''' (с [[1122]]), полководец и руководитель партии сторонников [[Матильда (королева Англии)|императрицы Матильды]] в период [[гражданская война в Англии 1135—1154 гг.|гражданской войны в Англии]] [[1135]]—[[1154]] гг. и один из крупнейших государственных деятелей [[англонормандская монархия|Англо-Нормандской монархии]] второй четверти [[XII век]]а.
+
-
* [[Леонардо да Винчи]] — незаконнорождённый сын потомственного тосканского нотариуса Пьеро да Винчи
+
-
* [[Иван Иванович Бецкой]] -  Один из известнейших деятелей русского Просвещения,сын Ивана Юрьевича Трубецкого
+
В отличие от сурового подхода фундаменталистской Галахи к вопросу о статусе мамзеров (мамзерут), [[Аггада]] относится к судьбе мамзеров с состраданием. Так, Мидраш Левит Рабба (32:8) в толковании к Эккл. 4:1 («...увидал я... слезы угнетаемых, и нет у них утешителя») считает, что здесь подразумеваются мамзеры и что сам Господь назвался их утешителем.
-
== См. также ==
+
== "Сомнительный мамзер" ==
 +
В Талмуде появляется еще понятие «сомнительного мамзера» — асуфи (буквально `принятый`, то есть подкидыш) и штуки (буквально `утаенный`, то есть ребенок незамужней женщины, которая отказывается назвать отца или утверждает, что он ей неизвестен). Но если ребенок был, по всей видимости, подкинут из-за крайней нужды (например, во время голода или войны) или о его судьбе была проявлена забота (обрезанный, спеленутый и оставленный в месте, где его легко найти), его не следует считать сомнительным мамзером. Также не считается сомнительным мамзером, если незамужняя мать, не называя отца ребенка, заявляет, что он не мамзер (либо не еврей). Сомнительному мамзеру разрешается вступать в брак только с прозелиткой.
-
* [[Родство]]
+
[[Караимы|Караимов]] раббанитская Галаха считает сомнительными мамзерами, поскольку они не следуют установленным законоучителями Талмуда обряду развода и формуле разводного письма ([[Гет|гета]]). Однако некоторые сефардские авторитеты уже в 16 в. допускали бракосочетание караимов с евреями-раббанитами. [[Реформизм В Иудаизме|Реформизм в иудаизме]] не считает обязательным установленный Галахой обряд развода, признавая действительным гражданский развод.
-
* [[Любодеяние]]
+
-
* [[Супружеская измена]]
+
-
== Примечания ==
+
== Практическое применение сегодня ==
-
{{примечания}}
+
Практическое значение статуса "мамзер" состоит в том, что мамзеры, согласно [[Галаха|Галахе]] (а в государстве [[Израиль]] это единственная возможность), могут вступать в брак либо с такими же мамзерами, либо с прошедшими гиюр. Подобный статус получают также и дети мамзеров, и, таким образом, он передаётся последующим поколениям.
-
{{Расовые, этнические, религиозные, региональные и социальные прозвища}}
+
[[Раввин]]ские суды не инициируют подробного выявления происхождения человека и стараются избегать провозглашения кого-либо мамзером, однако если муж родившей женщины не мог быть отцом ребенка (например, находится заграницей, или женщина, не получившая развода, открыто живет с другим мужчиной), то ребёнок будет записан как «мамзер/ет» (или, в более сложных случаях, как «предположительно мамзер/ет» и попадёт в общeизраильский список лиц, вступление в брак которых может стать невозможным («[[меукавей нисуин]]»).
-
{{викифицировать}}
+
== Современное разговорное употребление ==
 +
В современном разговорном иврите "мамзер" является ругательством, но "не тяжелым" ("плут"), и иногда даже может использоваться иронически-положительно (в смысле "хитрюга" и т.п.) -(Кид. 4:11,&nbsp;66в).
-
{{law-stub}}
+
[[Категория:Семья]]
-
 
+
[[Категория:Еврейские законы и обычаи ]]
-
[[Категория:Генеалогия|*]]
+
[[Категория:Еврейское право]]
-
[[Категория:Семья|*]]
+
{{ElevenCopyRight|12597|МАМЗЕР}}
-
[[Категория:Родственные отношения|*]]
+
{{checked_final}}
-
[[Категория:Семейное право]]
+
-
[[Категория:Бастарды знатных фамилий]]
+
-
 
+
-
[[cs:Parchant]]
+
-
[[de:Unehelichkeit]]
+
-
[[en:Legitimacy (law)]]
+
-
[[fi:Äpärä]]
+
-
[[fr:Enfant adultérin]]
+
-
[[it:Figlio naturale]]
+
-
[[ja:非嫡出子]]
+
-
[[lt:Pavainikis]]
+
-
[[nl:Buitenechtelijk kind]]
+
-
[[nn:Fødd utanfor ekteskap]]
+
-
[[no:Utenomekteskapelige barn]]
+
-
[[pl:Nieślubne dziecko]]
+
-
[[pt:Filiação ilegítima]]
+
-
[[simple:Bastard]]
+
-
[[sv:Bastard]]
+
-
[[uk:Незаконнонародженість]]
+
-
[[zh:非婚生子女]]{{WikiCopyRight}}
+

Текущая версия на 13:19, 8 июля 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья


Мамзер — согласно еврейской традиции, мамзер/мамзерет — это ребёнок, родившийся у замужней женщины в результате прелюбодеяния (т.е. интимных отношений с другим мужчиной), что является, с точки зрения иудаизма, очень серьезным преступлением(Лев. 18 и 20; Иев. 21а–22а; Майм. Яд., Хилхот ишут 1:5–6.).

Мамзер упоминается в Пятикнижии лишь однажды: «Да не войдет мамзер в общество Господне, и поколение десятое его не войдет в общество Господне» (Втор. 23:3). На основании этого предписания Галаха запрещает родниться с мамзерами и их потомками (Иев. 8:3), хотя амора Шимон бен Лакиш полагает, что с потомками мамзерет после десятого поколения разрешается вступать в брак (Иев. 78б).


Содержание

Ошибочное употребление "мамзер" как "незаконнорождённый"

Этимология слова мамзер не выяснена. В Септуагинтекниге Второзаконие) оно переведено как «сын блудницы», а в книге пророка Зхарии (9:6) — как «чужое племя». Раши (к Зх. 9:6) толкует его как «чужой народ», а Нахманид (к Втор. 23:3) как «чужой для братьев своих, неизвестно от кого произошедший».

Слово "мамзер" часто ошибочно переводят как незаконнорождённый/незаконнорождённая. На самом деле, «незаконнорождённый» означает «рождённый вне брака», - а статус таких детей по еврейскому закону ничем не отличается от обычного. Для статуса ребенка не имеет значения вопрос,находились ли его родители в браке; "мамзерство" возникает только в том случае, если мать была в это время замужем за другим мужчиной (не отцом ребенка)

Возможные наказания

Наказания, определяемые Галахой повинным в кровосмесительной связи или в адюльтере, суммированы Маймонидом в Хилхот иссурей биа (1:1–8). Галаха, ограничивая права мамзеров в сфере супружества и допуская их браки только между собой или с прозелитами, во всем остальном считает их равными другим евреям. Талмуд даже утверждает, что мамзер — ученый предпочтительнее первосвященника-невежды (Хор. 3:8).

В отличие от сурового подхода фундаменталистской Галахи к вопросу о статусе мамзеров (мамзерут), Аггада относится к судьбе мамзеров с состраданием. Так, Мидраш Левит Рабба (32:8) в толковании к Эккл. 4:1 («...увидал я... слезы угнетаемых, и нет у них утешителя») считает, что здесь подразумеваются мамзеры и что сам Господь назвался их утешителем.

"Сомнительный мамзер"

В Талмуде появляется еще понятие «сомнительного мамзера» — асуфи (буквально `принятый`, то есть подкидыш) и штуки (буквально `утаенный`, то есть ребенок незамужней женщины, которая отказывается назвать отца или утверждает, что он ей неизвестен). Но если ребенок был, по всей видимости, подкинут из-за крайней нужды (например, во время голода или войны) или о его судьбе была проявлена забота (обрезанный, спеленутый и оставленный в месте, где его легко найти), его не следует считать сомнительным мамзером. Также не считается сомнительным мамзером, если незамужняя мать, не называя отца ребенка, заявляет, что он не мамзер (либо не еврей). Сомнительному мамзеру разрешается вступать в брак только с прозелиткой.

Караимов раббанитская Галаха считает сомнительными мамзерами, поскольку они не следуют установленным законоучителями Талмуда обряду развода и формуле разводного письма (гета). Однако некоторые сефардские авторитеты уже в 16 в. допускали бракосочетание караимов с евреями-раббанитами. Реформизм в иудаизме не считает обязательным установленный Галахой обряд развода, признавая действительным гражданский развод.

Практическое применение сегодня

Практическое значение статуса "мамзер" состоит в том, что мамзеры, согласно Галахе (а в государстве Израиль это единственная возможность), могут вступать в брак либо с такими же мамзерами, либо с прошедшими гиюр. Подобный статус получают также и дети мамзеров, и, таким образом, он передаётся последующим поколениям.

Раввинские суды не инициируют подробного выявления происхождения человека и стараются избегать провозглашения кого-либо мамзером, однако если муж родившей женщины не мог быть отцом ребенка (например, находится заграницей, или женщина, не получившая развода, открыто живет с другим мужчиной), то ребёнок будет записан как «мамзер/ет» (или, в более сложных случаях, как «предположительно мамзер/ет» и попадёт в общeизраильский список лиц, вступление в брак которых может стать невозможным («меукавей нисуин»).

Современное разговорное употребление

В современном разговорном иврите "мамзер" является ругательством, но "не тяжелым" ("плут"), и иногда даже может использоваться иронически-положительно (в смысле "хитрюга" и т.п.) -(Кид. 4:11, 66в).

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья МАМЗЕР в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация