Ортодоксальный иудаизм

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Architect1 (Обсуждение | вклад)
Architect1 (Обсуждение | вклад)
м (добавлена категория «Ортодоксальный иудаизм» с помощью HotCat)
 
Строка 90: Строка 90:
[[Категория:Течения в иудаизме]]
[[Категория:Течения в иудаизме]]
 +
[[Категория:Ортодоксальный иудаизм]]
[[ar:يهودية أرثوذكسية]]
[[ar:يهودية أرثوذكسية]]

Текущая версия на 01:37, 28 января 2011

Академический супервайзер: д-р Пинхас Полонский



основные понятия

     

    Портал Иудаизм
п·о·р
См. также статью: Иудаизм

Ортодоксальный иудаизм — общее название течений в иудаизме, приверженцы которых, с исторической точки зрения, продолжатели еврейского религиозного мировоззрения, сформировавшегося в эпоху Талмуда, и затем оформившегося в эпохуПозднего Средневековья и в начале Нового времени.

Содержание

Основные черты

Центральное место в религиозной концепции ортодоксального иудаизма занимает Галаха в том виде, в каком она зафиксирована в Устном Законе (в Мишне и Гемаре, то есть в Талмуде) и кодифицирована в своде Шулхан арух.

Источники права (Галахи) современного ортодоксального иудаизма: Танах (Письменная Тора) и Талмуд (Устная Тора). Галаха регулирует, в частности, также и те сферы жизни евреев, которые в иных правовых системах регулируются уголовным, гражданским, семейным, корпоративным и обычным правом.

В ортодоксальном иудаизме сегодня нет единого и общепризнанного института или лица, имеющего авторитет источника права, учительства или власти.

Термин "ортодоксальный иудаизм"

Хотя ортодоксальный иудаизм сложился в период античности и средневековья,само применение к нему термина "ортодоксальный" началось в первой половине XIX века в качестве реакции на возникновение реформизма в иудаизме, распространение Хаскалы и секуляризацию еврейской жизни в ходе эмансипации. Термин «ортодокс» впервые возник в конце XVIII в. и служил в устах просвещённых евреев Германии презрительным прозвищем противников изменений в религиозной и общественной жизни еврейства; сами противники таких изменений называли себя шомрей мицвот ('соблюдающие заповеди') йереим (`благочестивые`) или харедим (`богобоязненные`) и лишь с середины XIX в. стали именовать себя также ортодоксами. В конце XIX в., когда сформировалось ортодоксальное течение в еврействе Восточной Европы, его приверженцы именовали себя датиим (`религиозные`) или адуким (`набожные`) в противоположность хофшим (`свободомыслящие`). Эти названия привились затем и в Израиле, где подавляющее большинство традиционного еврейства было ортодоксальным. После образования еврейского государства в употребление вошло противопоставление датиим(`религиозные`) — хилоним (`секулярные`).

Течения

Ортодоксальный иудаизм в среде русскоговорящих евреев Израиля представлен самыми разными направлениями: «литовская школа» (например, организация «Толдот Йешурун», основанная р. Ицхаком Зильбером), ХаБаД (например, организация «Шамир»), «религиозный сионизм» (например, организация «Маханаим»), хасидизм бреславского и карлин-столинского направления и многие другие.

Литваки

Основная статья: Литваки

Представители наиболее классического направления в ашкеназской ветви современного иудаизма, хронологически появились раньше хасидизма и религиозного сионизма. Называются литваками, так как основные их духовные центры — иешивы находились, вплоть до Второй мировой войны, преимущественно в Литве.

Литваки являются последователями Виленского Гаона рабби Элиягу бен Шлоймэ Залманa, который возглавлял активную оппозицию хасидизму. Приверженцы хасидизма дали своим противникам название миснагдим (сопротивленцы, ивр. в ашкеназском произношении).[1]

Хасидизм

Основная статья: Хасидизм

Религиозно-мистическое движение, возникшее в XVIII веке. В настоящее время центры хасидизма расположены в Израиле, США, Украине.

Ортодоксальный модернизм

Ортодоксальный модернизм придерживается всех принципов ортодоксального иудаизма, при этом интегрирует их с современной культурой и цивилизацией, а также с религиозным пониманием сионизма. В Израиле его последователями является более половины ортодоксально-религиозного еврейского населения.

В XIX веке начальные формы «Ортодоксального модернизма» создали раввины Азриэль Хильдесхаймер (1820—1899)[2] и Шимшон-Рафаэль Гирш (1808—1888), которые провозгласили принцип Тора вэ дэрех эрец — гармоничное сочетание Торы с окружающим (современным) миром.

Религиозный сионизм

Основная статья: Религиозный сионизм

Иное направление «Ортодоксального модернизма» — религиозный сионизм — было создано в 1850 году р. Цви Калишером, а затем в начале XX века разработано р. Авраамом-Ицхаком Куком.

Во второй половине XX века главные идеологи движения р. Цви-Иехуда Кук (Израиль) и р. Йосеф-Дов Соловейчик (США).

Сегодня представители — р. Авраам Шапира (умер в 2007 г.), р. Мордехай Элон, р. Соломон Рискин, р. Йегуда Амиталь, р. Аарон Лихтенштейн (Израиль).

В русскоязычной еврейской общине принципам религиозного сионизма следует организация «Маханаим» во главе с р.Зеевом Дашевским и Пинхасом Полонским.

Примечания

  1. Статья «митнагдим» в Электронной еврейской энциклопедии
  2. Azriel Hildesheimer англ. Azriel Hildesheimer

См. также

Ссылки


ar:يهودية أرثوذكسية

cs:Ortodoxní judaismus da:Ortodoks jødedomeo:Ortodoksa Judismofi:Ortodoksijuutalaisuusid:Yahudi Ortodoksja:正統派 (ユダヤ教) ka:ორთოდოქსული იუდაიზმი lt:Ortodoksinis judaizmas nl:Orthodox jodendom nn:Ortodoks jødedom no:Ortodoks jødedom pt:Judaísmo ortodoxo ro:Iudaism ortodoxsl:Ortodoksni Judje sv:Ortodox judendom tr:Ortodoks Musevilikzh:猶太教正統派


Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация