Ортодоксальный иудаизм
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect1 (Обсуждение | вклад) |
Architect1 (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Ортодоксальный иудаизм» с помощью HotCat) |
||
(1 промежуточная версия не показана) | |||
Строка 11: | Строка 11: | ||
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | ||
|ПОДТЕМА= | |ПОДТЕМА= | ||
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ= | + | |ДАТА СОЗДАНИЯ= |
}} | }} | ||
Строка 23: | Строка 23: | ||
Центральное место в религиозной концепции ортодоксального иудаизма занимает [[Галаха]] в том виде, в каком она зафиксирована в Устном Законе (в [[Мишна|Мишне]] и [[Гемара|Гемаре]], то есть в [[Талмуд]]е) и кодифицирована в своде [[Шулхан арух]]. | Центральное место в религиозной концепции ортодоксального иудаизма занимает [[Галаха]] в том виде, в каком она зафиксирована в Устном Законе (в [[Мишна|Мишне]] и [[Гемара|Гемаре]], то есть в [[Талмуд]]е) и кодифицирована в своде [[Шулхан арух]]. | ||
- | Источники права ([[Галаха|Галахи]]) современного | + | Источники права ([[Галаха|Галахи]]) современного ортодоксального иудаизма: [[Танах]] (Письменная [[Тора]]) и [[Талмуд]] ([[Устная Тора]]). Галаха регулирует, в частности, также и те сферы жизни евреев, которые в иных правовых системах регулируются [[Уголовное право|уголовным]], гражданским, [[Семейное право|семейным]], корпоративным и [[Правовой обычай|обычным]] правом. |
В ортодоксальном иудаизме сегодня нет единого и общепризнанного института или лица, имеющего авторитет источника права, учительства или власти. | В ортодоксальном иудаизме сегодня нет единого и общепризнанного института или лица, имеющего авторитет источника права, учительства или власти. | ||
Строка 90: | Строка 90: | ||
[[Категория:Течения в иудаизме]] | [[Категория:Течения в иудаизме]] | ||
+ | [[Категория:Ортодоксальный иудаизм]] | ||
[[ar:يهودية أرثوذكسية]] | [[ar:يهودية أرثوذكسية]] |
Текущая версия на 01:37, 28 января 2011
д-р Пинхас Полонский
|
|
основные понятия |
Портал Иудаизм |
Основы веры
Бог • Монотеизм Тора • Танах • Мишна • Талмуд • Мишне Тора • Шульхан Арух • Зогар Праотцы • Моше • Давид Шаббат • Рош Ха-Шана • Йом-Кипур Ортодоксальный иудаизм: Синай • Масличная гора См. также
Евреи • Еврейство • Сионизм • Маген Давид |
Ортодоксальный иудаизм — общее название течений в иудаизме, приверженцы которых, с исторической точки зрения, продолжатели еврейского религиозного мировоззрения, сформировавшегося в эпоху Талмуда, и затем оформившегося в эпохуПозднего Средневековья и в начале Нового времени.
Содержание |
Основные черты
Центральное место в религиозной концепции ортодоксального иудаизма занимает Галаха в том виде, в каком она зафиксирована в Устном Законе (в Мишне и Гемаре, то есть в Талмуде) и кодифицирована в своде Шулхан арух.
Источники права (Галахи) современного ортодоксального иудаизма: Танах (Письменная Тора) и Талмуд (Устная Тора). Галаха регулирует, в частности, также и те сферы жизни евреев, которые в иных правовых системах регулируются уголовным, гражданским, семейным, корпоративным и обычным правом.
В ортодоксальном иудаизме сегодня нет единого и общепризнанного института или лица, имеющего авторитет источника права, учительства или власти.
Термин "ортодоксальный иудаизм"
Хотя ортодоксальный иудаизм сложился в период античности и средневековья,само применение к нему термина "ортодоксальный" началось в первой половине XIX века в качестве реакции на возникновение реформизма в иудаизме, распространение Хаскалы и секуляризацию еврейской жизни в ходе эмансипации. Термин «ортодокс» впервые возник в конце XVIII в. и служил в устах просвещённых евреев Германии презрительным прозвищем противников изменений в религиозной и общественной жизни еврейства; сами противники таких изменений называли себя шомрей мицвот ('соблюдающие заповеди') йереим (`благочестивые`) или харедим (`богобоязненные`) и лишь с середины XIX в. стали именовать себя также ортодоксами. В конце XIX в., когда сформировалось ортодоксальное течение в еврействе Восточной Европы, его приверженцы именовали себя датиим (`религиозные`) или адуким (`набожные`) в противоположность хофшим (`свободомыслящие`). Эти названия привились затем и в Израиле, где подавляющее большинство традиционного еврейства было ортодоксальным. После образования еврейского государства в употребление вошло противопоставление датиим(`религиозные`) — хилоним (`секулярные`).
Течения
Ортодоксальный иудаизм в среде русскоговорящих евреев Израиля представлен самыми разными направлениями: «литовская школа» (например, организация «Толдот Йешурун», основанная р. Ицхаком Зильбером), ХаБаД (например, организация «Шамир»), «религиозный сионизм» (например, организация «Маханаим»), хасидизм бреславского и карлин-столинского направления и многие другие.
Литваки
Представители наиболее классического направления в ашкеназской ветви современного иудаизма, хронологически появились раньше хасидизма и религиозного сионизма. Называются литваками, так как основные их духовные центры — иешивы находились, вплоть до Второй мировой войны, преимущественно в Литве.
Литваки являются последователями Виленского Гаона рабби Элиягу бен Шлоймэ Залманa, который возглавлял активную оппозицию хасидизму. Приверженцы хасидизма дали своим противникам название миснагдим (сопротивленцы, ивр. в ашкеназском произношении).[1]
Хасидизм
Религиозно-мистическое движение, возникшее в XVIII веке. В настоящее время центры хасидизма расположены в Израиле, США, Украине.
Ортодоксальный модернизм
Ортодоксальный модернизм придерживается всех принципов ортодоксального иудаизма, при этом интегрирует их с современной культурой и цивилизацией, а также с религиозным пониманием сионизма. В Израиле его последователями является более половины ортодоксально-религиозного еврейского населения.
В XIX веке начальные формы «Ортодоксального модернизма» создали раввины Азриэль Хильдесхаймер (1820—1899)[2] и Шимшон-Рафаэль Гирш (1808—1888), которые провозгласили принцип Тора вэ дэрех эрец — гармоничное сочетание Торы с окружающим (современным) миром.
Религиозный сионизм
Иное направление «Ортодоксального модернизма» — религиозный сионизм — было создано в 1850 году р. Цви Калишером, а затем в начале XX века разработано р. Авраамом-Ицхаком Куком.
Во второй половине XX века главные идеологи движения р. Цви-Иехуда Кук (Израиль) и р. Йосеф-Дов Соловейчик (США).
Сегодня представители — р. Авраам Шапира (умер в 2007 г.), р. Мордехай Элон, р. Соломон Рискин, р. Йегуда Амиталь, р. Аарон Лихтенштейн (Израиль).
В русскоязычной еврейской общине принципам религиозного сионизма следует организация «Маханаим» во главе с р.Зеевом Дашевским и Пинхасом Полонским.
Примечания
- ↑ Статья «митнагдим» в Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ Azriel Hildesheimer англ. Azriel Hildesheimer
См. также
Ссылки
- Статья «Ортодоксальный иудаизм» в Электронной еврейской энциклопедии
- «Толдот Ешурун»
- «Маханаим»
- рав Элиягу Эссас
- «Мидраша ционит»
- сайт «Семь сорок»
- сайт «Исралэнд»
- RambamInRussian.org
- webs.israelsp.ru/projects/philosophy
- Рассказывает «рав И. Зельман»
- А. Фейгин. Полевой определитель харедим — про одежду ортодоксов
- Исраэль Дацковский. Незнакомый мир харедим
- Эмиль Факенгейм. «Что такое иудаизм?» Современная интерпретация
Это незавершённая статья об иудаизме. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
ar:يهودية أرثوذكسية
cs:Ortodoxní judaismus da:Ortodoks jødedomeo:Ortodoksa Judismofi:Ortodoksijuutalaisuusid:Yahudi Ortodoksja:正統派 (ユダヤ教) ka:ორთოდოქსული იუდაიზმი lt:Ortodoksinis judaizmas nl:Orthodox jodendom nn:Ortodoks jødedom no:Ortodoks jødedom pt:Judaísmo ortodoxo ro:Iudaism ortodoxsl:Ortodoksni Judje sv:Ortodox judendom tr:Ortodoks Musevilikzh:猶太教正統派