Талмуд

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Kofman (Обсуждение | вклад)
(Комментарии)
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
Строка 1: Строка 1:
 +
{{О_статье
 +
|ТИП СТАТЬИ=1
 +
|СУПЕРВАЙЗЕР=2
 +
|УРОВЕНЬ=2
 +
|КАЧЕСТВО=
 +
|АВТОР1=
 +
|АВТОР2=
 +
|АВТОР3=
 +
|ВИКИПЕДИЯ=
 +
|ПРОЕКТ=
 +
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
 +
|ПОДТЕМА=
 +
|ДАТА СОЗДАНИЯ=20/12/2010
 +
}}
[[Файл:Талмудъ (титульный листъ).jpg|thumb|right|300px|Страница из {{нет перевода|текст=Виленского издания Талмуда|есть=:en:Vilna Edition Shas|надо=Виленское издание Талмуда}}]]
[[Файл:Талмудъ (титульный листъ).jpg|thumb|right|300px|Страница из {{нет перевода|текст=Виленского издания Талмуда|есть=:en:Vilna Edition Shas|надо=Виленское издание Талмуда}}]]
'''Талму́д''' ({{lang-he|תָלְמוּד}}, «изучение, учёба») — центральный, наряду с [[Танах|Танахом]], текст иудаизма, запись дискуссий [[амораи|амораев]] - мудрецов Израиля периода после записывания Мишны (начало 3 в. н.э.), проживавших в Вавилонии и в Земле Израиля. В талмуде собраны и отредактированы обсуждения амораями устной традиции: высказываний [[таннаи|таннаев]], [[Мишна|Мишны]] и [[барайта|барайт]]. Цель обсуждений – прояснение и установление принципов, системы ценностей, из которых впоследствии выводится [[галаха]].  
'''Талму́д''' ({{lang-he|תָלְמוּד}}, «изучение, учёба») — центральный, наряду с [[Танах|Танахом]], текст иудаизма, запись дискуссий [[амораи|амораев]] - мудрецов Израиля периода после записывания Мишны (начало 3 в. н.э.), проживавших в Вавилонии и в Земле Израиля. В талмуде собраны и отредактированы обсуждения амораями устной традиции: высказываний [[таннаи|таннаев]], [[Мишна|Мишны]] и [[барайта|барайт]]. Цель обсуждений – прояснение и установление принципов, системы ценностей, из которых впоследствии выводится [[галаха]].  
Строка 6: Строка 20:
Вавилонский Талмуд с комментариями поколений мудрецов живших после завершения Вавилонского Талмуда – [[савораи|савораев]], [[гаоны|гаонов]], [[ришоним]] и ахароним  -  представляет собой важнейший галахический текст наряду с Мишной. Эта  книга наиболее изучаемая в ешивах и среди ученых Торы. К Вавилонскому талмуду написано огромное количество комментариев. Талмуд считается очень глубоким и сложным произведением требующим для его понимания больших знаний и искусства.
Вавилонский Талмуд с комментариями поколений мудрецов живших после завершения Вавилонского Талмуда – [[савораи|савораев]], [[гаоны|гаонов]], [[ришоним]] и ахароним  -  представляет собой важнейший галахический текст наряду с Мишной. Эта  книга наиболее изучаемая в ешивах и среди ученых Торы. К Вавилонскому талмуду написано огромное количество комментариев. Талмуд считается очень глубоким и сложным произведением требующим для его понимания больших знаний и искусства.
Иерусалимский Талмуд изучается существенно меньше, (в основном в теоретической учебе), и меньше используется для вынесения галахических решений.  
Иерусалимский Талмуд изучается существенно меньше, (в основном в теоретической учебе), и меньше используется для вынесения галахических решений.  
-
 
-
см. ст. [[Вавилонский Талмуд]]
+
{{также|Иерусалимский Талмуд}}
-
 
+
-
[[Иерусалимский Талмуд]]
+
== История ==
== История ==
Строка 16: Строка 27:
Изначально [[галаха]] передается и разрабатывается изустно, еврейская ученость имеет устный характер. см. [[Устная Тора]]. Законоучителя излагали и обсуждали положения Устной Торы, многочисленных традиций, передававшихся из поколения в поколение (хотя некоторые делали свои личные записи «мегилот сетарим», например записи судебных решений).  
Изначально [[галаха]] передается и разрабатывается изустно, еврейская ученость имеет устный характер. см. [[Устная Тора]]. Законоучителя излагали и обсуждали положения Устной Торы, многочисленных традиций, передававшихся из поколения в поколение (хотя некоторые делали свои личные записи «мегилот сетарим», например записи судебных решений).  
Ситуация коренным образом меняется с разрушением Храма и утратой еврейской автономии в 70 г. н.э. и последовавшим за этими событиями сдвигом всех еврейских социальных и правовых норм. Мудрецы столкнулись с новой реальностью: иудаизм без Храма как центра учености и учебы, и Иудея, лишенная автономии. Происходит переворот в юридическом дискурсе, поскольку старая система устной учености не может дольше продолжать существование. В этот период начинают записываться высказывания, рассуждения и дискуссии законоучителей. Создаются самые ранние формы записи устного закона – [[галахические  мидраши]], в которых галахическая дискуссия преподносится как истолкование Пятикнижия. Однако начиная с 200 года со времени записывания [[Мишна|Мишны]] рабби [[Иеhуда hа-Наси|Иеhудой hа-Наси ]] начинает преобладать альтарнативная форма записи – тематическая.
Ситуация коренным образом меняется с разрушением Храма и утратой еврейской автономии в 70 г. н.э. и последовавшим за этими событиями сдвигом всех еврейских социальных и правовых норм. Мудрецы столкнулись с новой реальностью: иудаизм без Храма как центра учености и учебы, и Иудея, лишенная автономии. Происходит переворот в юридическом дискурсе, поскольку старая система устной учености не может дольше продолжать существование. В этот период начинают записываться высказывания, рассуждения и дискуссии законоучителей. Создаются самые ранние формы записи устного закона – [[галахические  мидраши]], в которых галахическая дискуссия преподносится как истолкование Пятикнижия. Однако начиная с 200 года со времени записывания [[Мишна|Мишны]] рабби [[Иеhуда hа-Наси|Иеhудой hа-Наси ]] начинает преобладать альтарнативная форма записи – тематическая.
 +
Вавилонский Талмуд очень объемен. Традиционное издание Вавилонского Талмуда, с собранием толкований и различных постановлений законоучителей составляет 20 томов, в виленском издании Вавилонского Талмуда насчитывается 2, 711 страниц. 
 +
 +
Иерусалимский Талмуд — произведение амораев Эрец-Исраэль, созданное в период между началом 3 в. и концом 4 в. в иешивах Тверии, Кесарии и Циппори. Первоначальное его название, сохранившееся в трудах гаонов, — Талмуд Эрец-Исраэль. По-видимому, в более позднее время возникло название Иерусалимский Талмуд, связывающее сочинение законоучителей Эрец-Исраэль с именем священного города.
-
Изучение Торы в двух центрах: в Эрец Исраэль и в Вавилонии привело к появлению двух  талмудов  - Вавилонского, сформированного в ешивах Вавилонии, и Иерусалимского - плода учебы мудрецов земли Израиля. Несмотря на то, что оба талмуда основываются на одной и той же Мишне и сформировались в центрах, между которыми были многочисленные связи, они различаются языком, взглядами, содержанием, стилем и в большинстве случаев даже своими галахическими выводами.  
+
Несмотря на то, что оба талмуда основываются на одной и той же Мишне и сформировались в центрах, между которыми были многочисленные связи, они различаются языком, взглядами, содержанием, стилем и в большинстве случаев даже своими галахическими выводами.  
Вавилонский Талмуд называется также Гемара, `учение` — от арамейского גמיר. По мнению некоторых исследователей, название «талмуд» было заменено называнием «Гемара» или «Шас»  (шесть трактов Мишны ), чтобы обмануть христианскую цензуру, выводившую талмуд за рамки закона в большинство эпох. Название «талмуд»  более древнее, от эпохи таннаев. Его смысл:  «учеба, подробное рассмотрение и толкование».
Вавилонский Талмуд называется также Гемара, `учение` — от арамейского גמיר. По мнению некоторых исследователей, название «талмуд» было заменено называнием «Гемара» или «Шас»  (шесть трактов Мишны ), чтобы обмануть христианскую цензуру, выводившую талмуд за рамки закона в большинство эпох. Название «талмуд»  более древнее, от эпохи таннаев. Его смысл:  «учеба, подробное рассмотрение и толкование».
Строка 23: Строка 37:
Вслед за [[Риф|Рифом]] и [[Рамбам|Рамбамом]] содержание Вавилонского Талмуда принято считать обязывающим  в галахическом смысле во всей диаспоре Израиля, как пишет Рамбам  пишет во введении в Мишней Тора: «…поскольку все то, что содержится в Талмуде, принял на себя весь Израиль». Исследователи объясняют это явление тем, что Вавилонский Талмуд прошел основательное редактирование савораями, а также  большим влиянием гаонов Вавилонии, стремившихся превратить Вавилонских Талмуд в единственную базу для вынесения галахических решений в народе Израиля. В галахе принято объяснять преимущество Вавилонского Талмуда перед Иерусалимским  тем обстоятельством, что он закончен последним, и существует принцип:  галаха по последнему (галаха ки батра). В распоряжении редакторов Вавилонского Талмуда имелся Иерусалимский Талмуд, завершенный за несколько столетий до Вавилонского.
Вслед за [[Риф|Рифом]] и [[Рамбам|Рамбамом]] содержание Вавилонского Талмуда принято считать обязывающим  в галахическом смысле во всей диаспоре Израиля, как пишет Рамбам  пишет во введении в Мишней Тора: «…поскольку все то, что содержится в Талмуде, принял на себя весь Израиль». Исследователи объясняют это явление тем, что Вавилонский Талмуд прошел основательное редактирование савораями, а также  большим влиянием гаонов Вавилонии, стремившихся превратить Вавилонских Талмуд в единственную базу для вынесения галахических решений в народе Израиля. В галахе принято объяснять преимущество Вавилонского Талмуда перед Иерусалимским  тем обстоятельством, что он закончен последним, и существует принцип:  галаха по последнему (галаха ки батра). В распоряжении редакторов Вавилонского Талмуда имелся Иерусалимский Талмуд, завершенный за несколько столетий до Вавилонского.
-
== Структура ==
+
== Исторический фон создания Талмудов ==
 +
{{main|Исторический фон создания Талмудов}}
-
== Комментирование и изучение ==
+
== Содержание Вавилонского Талмуда ==
-
Со времени его завершения Талмуд становится неотъемлемой частью еврейской учености. В этом разделе отмечены некоторые бызовые направления в изучении Талмуда.  
+
Вавилонский Талмуд построен как объяснение и расширение шести трактатов Мишны [[(ШАС)]].
 +
В его языке сочетаются иврит и восточный диалект арамейского. Талмудического комментария нет на разделы Мишны «Зраим» и «Тагорот» за исключением Трактата Брахот (из раздела «Зраим» и трактата Нида из раздела «Тагорот»). По мнению [[Раши]] амораи в Вавилонии не занимались последовательно галахот этих разделов, поскольку они, в основном, были связаны с  землей Израиля.
-
=== Гаоны ===
+
{{main|Содержание трактатов Вавилонского Талмуда}}
-
Наиболее ранние комментарии на Талмуд написаны гаонами (прибл. 800-1000) Вавилонии.  Наши основные знания об эпохе гаонов получены не из их непосредственных комментариев к отдельным трактатам Талмуда (они сохранились), но из высказываний  положений включенных содержащихся в их респонсах , которые проливают свет на многие отрывки из Талмуда. Также для дальнейшего формирования галахической мысли очень важны сделанные ими сокращенные своды еврейского закона, такие как: «[[Галахот псукот]]» [[Йеhудай Гаон|Йеhудайа Гаона]], «[[Шеелтот]]» [[Ахай Гаон|Ахайа Гаона ]]и «[[Галахот гедолот]]» [[Шимон Кийара|Шимона Кийары]]. После смерти [[Хай Гаон|Хай Гаона ]], центр талмудической учености смещается в Европу и Северную Африку.
+
-
=== Галахические и агадические извлечения ===
 
-
Одна из сфер талмудической учености, развившаяся из необходимости устанавливать галаху – галахические и агадические извлечения. Рабби [[Ицхак Альфаси ]](Северная Африка 1013-1103) пытался извлечь и определить галахически обязывающие высказывания мудрецов из всего огромного корпуса текстов Талмуда. Труд Альфаси пользовался большим влиянием и позднее послужил основой для создания других галахических сводов. Другим влиятельным средневековым трудом, следующим структуре Вавилонского Талмуда и до некоторой степени повторяющим образец Альфаси стал труд рабби [[Ашер бен Йехиэль|Ашера бен Йехиэля ]](ум. в 1327).
 
-
В пятнадцатом веке испанский раввин [[Яаков ибн Хабиб ]] составляет сочинение [[Аин Яаков]], в которое помещает практически весь агадический материал из Талмуда. Его цель - познакомить широкую публику с частями талмуда посвященными этическим проблемам и опровергнуть многочисленные обвинения, касающиеся содержания талмуда.
+
== Содержание трактатов Иерусалимского Талмуда ==
-
=== Комментарии ===
+
{{main|Содержание трактатов Иерусалимского Талмуда}}
-
Текст Талмуда часто загадочен и труден для понимания. В его языке содержится много греческих и персидских слов, значение которых с ходом времени стало неясным. Большая сфера талмудической учености развилась из необходимости объяснить эти слова или неясные отрывки. Некоторые ранние комментаторы, такие, например, как рабейну [[Гершом из Майнца]] (10 в) и рабейну [[ Хананель ]](ранний 11 век) авторы комментариев к разлчиным трактатам. Эти комментарии облегчают понимание текста. Другой важной работой является «Книга ключа» («Сефер а мафтеах») [[Ниссим Гаон|Ниссима Гаона]], в предисловии к ней разъясняются различные формы талмудической аргументации, а также истолковываются краткие и темные отрывки при помощи отсылок на параллельные места, где те же идеи изложены более подробно и полно. До нашего времени дошли комментарии (хидушим) [[Йосеф ибн Мигаш|Йосефа ибн Мигаша ]]к двум трактатам: Бава Батра и Шевуот, основанные на трудах Хананеля и Альфаси, как и компиляция [[Зехарья Агамати|Зехарьи Агамати ]](«Сефер hа Нер»). Рабби [[Натан бен Йехиэль ]]создает в 11 веке словарь «Арух», для облегчения понимания трудных слов.
+
== Малые трактаты ==
-
Самый известный комментарий на Вавилонский Талмуд – комментарий [[Раши]] (рабби [[ Шломо бен Ицхак ]]1040-1105). Это обширный комментарии практически на весь Талмуд , объясняющий слова и логическую структуру каждой сугии. Считается незаменимым для изучающих Талмуд.
+
{{main|Малые трактаты}}
-
Средневековое ашкеназийское еврейство создало еще один крупнейший комментарий, известный как «[[тосафот]]» (добавления) . «Тосафот» плод коллективного труда различных средневековых ашкеназийских комментаторов Талмуда. Одна из главных целей тосафот - объяснить и проинтерпретировать противоречащие друг другу утверждения в Талмуде. В отличии от Раши, тосафот создают не комментарий ко всему тексту, а скорее комментарий к некоторым избранным темам. Часто комментарий тосафот серьезно отличается от комментария Раши и вступает с ним в полемику.
+
== Вавилонский Талмуд и Иерусалимский Талмуд: сравнительная характеристика ==
-
Среди основателей школы тосафистов были рабби [[ Яаков бен Меир ]](известный как раббейну [[ Там]], внук Раши и племянник раббейну Тама рабби [[ Ицхак бен Шмуэль ]]. Комментарии тосафот были собраны в разные издания различными школами. Во Франции это был сборник рабби [[ Элиэзер из Тука|рабби Элиэзера из Тука ]], в Испании  -  сборник раббейну [[ Ашер|Ашера ]](тосафот hа [[Рош]]). Тосафот печатающиеся в стандартном виленском издании Вавилонского Талмуда - отредактированная версия, составленная из различных средневековых собраний, преимущественно собрания Элиэзера из Тука.
+
{{main|Вавилонский Талмуд и Иерусалимский Талмуд: сравнительная характеристика}}
-
Со временем подход тосафистов распространился по всем еврейским общинам, в особенности в Испании.  Это привело к сочинению многих других комментариев в подобном стиле. Среди них комментарии [[Нахманид|Нахманида ]]([[Рамбан|Рамбана]]), [[Шломо бен Адрет|Шломо бен Адрета ]]([[Рашба]]), [[Йом Тов из Севильи|Йом Това из Севильи ]]([[Ритва]]) и [[Ниссим из Героны|Ниссима из Героны ]]([[РАН]]). Обширная онтология, содержащая отрывки из этих комментариев – «[[Шита Мекубецет]]» [[Бецалель Ашкенази|Бецалеля Ашкенази]].
+
== Талмуд и Мишна ==
 +
{{main|Талмуд и Мишна}}
-
Другие комментарии, писавшиеся в Испании и Провансе, не испытали на себе влияния стиля тосафистов. Два наиболее значительных из них – «[[Яд Рама]]» рабби [[ Меир Абулафья|Меира Абулафьи ]](дядя каббалиста [[Авраам Абулафья|Авраама Абулафьи]]) и «[[Бейт hа Бехира]]» [[Менахем Меири|Менахема Меири ]], обычно его называют [[Меири]]. Комментарий «Бейт hа Бехира» сохранился ко всему Талмуду, тогда как «Яд Рама»  - только для трактатов Санhедрин, Бава Батра и Гиттин. Подобно комментариям Рамбана и пр. эти комментарии обычно печатаются отдельным изданием, хотя некоторые издания талмуда включают «Шита Мекубецет» в сокращенной форме.
+
== Структура текста Талмуда ==
-
+
-
В последующие столетия фокус частично сместился от непосредственно интерпретации талмуда к анализу комментариев к нему. Позднейшие комментарии: [[Маhаршал|Маhаршала]] ([[Шломо Лурия]]), [[Маhарама|Маhарама]] ([[Меир Люблин]]) и [[МаhаРша|Маhарша]] ([[Эдельс,Шмуэль|Шмуэль Эдельс]]) обычно печатаются в конце издания трактата.
+
-
Очень полезный инструмент для изучения Вавилонского Талмуда который содержится практически во всех его изданиях - примечания на полях каждого листа : [[Тора Ор ]], [[Эйн Мишпат]], [[Нер Мицва ]]и [[Масорет hа Шас ]]итальянского раввина [[Йеhошуа Боаз|Йеhошуа Боаза]], дающие ссылки соответственно ко всем библейским стихам и к соответствующим галахическим сводам и талмудическим отрывкам.
+
{{main|Структура текста Талмуда}}
-
Многие издания Вавилонского Талмуда включают краткие заметки на полях [[рабби Акива Игер|рабби Акивы Игера]], под названием «[[Гильонот hа Шас]]» и примечания к тексту [[Йоэль Сиркис|Йоэля Сиркиса]] и [[Виленский Гаон|Виленского Гаона]].
+
-
=== Пилпуль ===
+
== Агада в Талмуде ==
-
В течении 15-16 веков возникает новая интенсивная форма изучения талмуда. Для снятия противоречий, содержащихся в различных отрывках Талмуда, используется сложная логическая аргументация. Этот тип учебы получил название «пилпуль» (от ивритского слова "пилпель" – "специя" или "перец") – название намекает на остроту ума, которой требовал этот метод. Практикующие метод пилпуля считали, что талмуд не может содержать избыточной информации или противоречий. У всего, что кажется избыточным или противоречивым, есть смысл. Пилпуль - метод проведения логических различений, при помощи которых снимаются противоречия или придается смысл избыточному.
+
-
В ашкеназском мире основателями метода пилпуль считаются [[Яаков Поллак|Яаков Поллак ]](1460-1541) и [[Шалом Шахна|Шалом Шахна]]. Этот тип учебы достиг расцвета в 16 и 17 веках, когда занятия подобного рода анализом становятся искусством ради искусства и самоцелью в ешивах Польши и Литвы. Но популярный новый метод изучения талмуда не остался без критиков, уже в 15 веке, этический трактат Орхот Цадиким критиковал пилпуль за чрезмерное увлечение интеллектуальной игрой. Многие из раввинов 16-17 веков критиковали этот метод. Среди них [[Маhараль из Праги]], [[Иссая Горовиц]], и [[Яир Хаим Бахарах]].
+
{{main|Агада в Талмуде}}
-
В 18 веке метод пилпуля утратил былую популярность. Распространились другие стили учебы, например, школа Виленского Гаона. Термин "пилпуль" все чаще стал употребляться в отрицательном смысле, в смысле казуистики. Часто авторы объявляли  свои комментарии "простыми" (аль дерех hа пшат), чтобы отмежеваться от пилпуля.
+
-
=== Cефардские подходы ===
+
== Формирование и редакция Талмуда ==
-
Среди сефардских и итальянских евреев 15 века и позднее некоторые законоучителя пытались применить аристотелеву логику, в версии Аверроэса. Этот метод  был впервые используется, хотя и без прямых отсылок к Аристотелю, [[Ицхак Кампантон|Ицхаком Кампантоном ]](ум. Испания 463 ) в его «Даркей hа Талмуд», его можно обнаружить в трудах [[Моше Хаим Луцатто|Моше Хаима Луцатто.]]
+
-
=== Брестский метод ===
+
{{main|Формирование и редакция Талмуда}}
-
В конце 19 века возникло новое направление в изучении талмуда. Рабби [[ Хаим Соловейчик ]](1853-1918) из Брест-Литовска (Бриск) разработал свой метод изучения талмуда. Бресткий метод включает редукционистский анализ аргументов раввинов Талмуда или ришоним, объясняет различные мнения, помещая их в категориальную структуру. Бресткий метод – метод аналитического изучения текста, его часто критикуют, называя современной версией метода пилпуль. Однако влияние бресткого метода очень велико, практически большинство современных ешив используют бресткий метод в том или ином виде. Одной из черт этого метода является использование Мишней Тора Маймонида как руководства к интерпретации текста талмуд, в отличие от использования его в качестве источника практической галахи.
+
-
Конкурирующие методы: метод ешив Мир и Телз
+
Окончательная (устная) редакция вавилонского Талмуда была произведена в конце 5 века равом Аши (Аси), и после него в бейт мидраше последнего представителя рода Равина. Однако даже после его окончательного редактирования, [[савораи]] производили некоторые редакторские изменения (в основном изменения, касающиеся стиля и разъяснения и подведение итога - вывод, только малая их часть представляют собой в самом деле существенные дополнения).
 +
 +
Запись Вавилонского Талмуда была произведена в более позднюю эпоху, когда [[гаонам Вавилонии ]]потребовалось пересылать его в такие отдаленные страны, как Испания и Северная Африка.
-
== Разделы и трактаты Талмуда ==
+
=== Савораи ===
-
* [[Зраим]] ({{lang-he|זרעים}}, посевы) — в Вавилонском Талмуде сохранился лишь один трактат, соответствующий этому разделу Мишны, — трактат Брахот («благословения»), который включает в себя галахические дискуссии, касающиеся молитвы [[Шма]], [[Амида (молитва)|Амида]], а также различных благословений и времени молитв. Существует мнение, что в Вавилонии не был создан Талмуд к этому разделу, поскольку тематика этого раздела — обсуждение законов о земледельческих работах и урожае злаковых культур в пределах Эрец-Исраэль — не была там актуальной. А также возможно, что Талмуд к трактатам раздела Зраим существовал, но был утерян.
+
{{main|Савораи}}
-
* [[Моэд]] ({{lang-he|מועד}}, срок) — посвящён законам [[Шаббат|субботы]] и праздников. В нём формулируются законы, общие для всех праздников и специфические законы для некоторых из них.
+
=== Гаоны ===
-
* [[Нашим]] ({{lang-he|נשים}}, женщины) — посвящён законам заключения и расторжения брака, родительским обязанностям, воспитанию детей и обучению их ремёслам. Два трактата этого раздела — Недарим и Назир — не имеют прямого отношения к этой тематике.
+
{{main|Гаоны}}
-
* [[Незикин]] ({{lang-he|נזיקין}}, ущербы) — посвящён обсуждению законов о нанесенном материальном ущербе, системе наказаний и штрафов. Здесь же приводятся основные принципы еврейского права. Трактат Авода Зара обсуждает проблемы идолопоклонства, Пиркей авот — трактат, содержащий главным образом этическое учение законоучителей Талмуда.
+
== Версии и рукописи Талмуда ==
-
* [[Кодашим]] ({{lang-he|קדשים}}, святыни) — рассматривает законы [[Жертвоприношения в иудаизме|жертвоприношений]] и храмовой службы, законы о пище ([[Кашрут]]) и [[Шхита]] (ритуальный убой).
+
{{main|Версии и рукописи Талмуда}}
-
* [[Техарот|Теорот]] ({{lang-he|טהרות}}, ритуально-чистые) — целиком посвящён теме ритуальной чистоты и нечистоты. В Вавилонском Талмуде есть только трактат Нидда из этого раздела.
+
== Канонизация и распространение Талмуда ==
 +
{{main|Канонизация и распространение Талмуда}}
-
== Диалектика талмуда ==
+
== Издания Талмуда ==
-
В Талмуде принято открывать рассуждение мудрецов, касающееся определенной темы (сугии) цитатой из Мишны или брайты. Высказывания из них образуют стержень преемственности и авторитетности. Мудрецы Талмуда в своем большинстве не считают себя вправе спорить с ними, только истолковывать. После введения в виде цитаты чаще всего задается несколько вопросов: откуда взято суждение, приведенное в вводной цитате, не противоречит ли оно суждению, содержащемуся в другом источнике, не содержит ли оно внутреннего противоречия, можно ли выучить из него дополнительные вещи и другие подобные вопросы.
+
{{main|Издания Талмуда}}
-
Иногда Талмуд приходит к заключению, что мишну необходимо понимать иначе, чем по простому смыслу,реконструирует изначальный вариант мишны, дополняя или сокращая ее текст. Дискуссия и приведение тех или иных высказываний мудрецов (меймрот) или галахических высказываний (шмуот) намечают направления возможных галахических решений поставленной этической, правовой, общефилософской и пр. проблемы, уточняют контуры проблемы и ее объем.  
+
Установился обычай после первого венецианского издания Даниеля Бромберга(1520) печатать все издания Талмуда с сохранением номеров страниц венецианского издания, даже когда текст разбит на страницы иначе (как, например, в венском издании). Поэтому в любом издании Талмуда сохраняется нумерация 2947 листов, или 5894 страницы. Таким образом сохраняется возможность ссылок на определенный отрывок Талмуда. Ссылка состоит из названия трактата, номера листа, и указания его стороны, лицевой или оборотной.
-
+
-
Талмудическое рассуждение развивается диалектически и ассоциативно, когда на каждый из вопросов дается ответ, в свою очередь вызывающий вопрос. Иногда имена задающих вопросы указываются, иногда нет. Рассуждение в Талмуде не всегда находит разрешение в [[галахическом постановлении]], что вызывает споры в последующих поколениях ученых Торы. Решения  даются не на все поставленные проблемы, нерешенные проблемы остаются в статусе «кашья»- затруднение или «тиювта»-возражение.
+
-
Талмуд широко пользуется прояснениями галахот по методам «толкований» старца [[Гилеля ]]и рабби [[ Ишмаэля]], так называемые «принципы толкования Торы». В традиции считается, что они были переданы Моше на Синае.
+
Первое издание Талмуда на территории Российской империи было предпринято братьями Шапиро в городе Славута. Большая работа по редакции Талмуда проделана перед выпуском знаменитого Виленского издания Талмуда (1880), она была осуществлена коллективом раввинов литовских йешив и издательством «Вдова и сыновья Ромм». Это издание положено в основу почти всех последующих. Единственным текстом кириллицей в этом издании является строчка «Дозволено цензурой».
-
== Агада в талмуде ==
+
== Комментирование Талмуда ==
-
В талмуде содержится много агадического материала. Часть аггадических отрывков получила широкую известность и стала неотъемлимой частью литературного наследия Израиля. Некоторые из них загадочны и удивительны, как, например, агадот [[Рава бар бар Хана|Равы бар бар Ханы]] в трактате Бава Батра, комментаторы истолковывают их в русле тайного учения. Агадот содержат много исторического материала, хотя его достоверность часто вызывает сомнения. Отрывки из агады, в которых упоминается Иисус, были удалены из изданий талмуда христианскими цензорами и вернулись в него только в новейших изданиях.  
+
Текст Талмуда часто загадочен и труден для понимания. В его языке содержится много греческих и персидских слов, значение которых с ходом времени стало неясным. Большая сфера талмудической учености развилась из необходимости объяснить эти слова или неясные отрывки.  
-
Мнения комментаторов расходятся в том, какой степенью авторитетности обладает агада. Многие из [[ришоним]], как например раби [[ Шмуэль hа Нагид]], раби [[ Ицхак Абаранель ]]и другие (предположительно также и [[Рамбан]]) считают, что у них нет той авторитетности, какая присуща галахическим частям Талмуда. Но во всяком случае, все согласны в том, что, в принципе, из агады нельзя учить галаху.
+
{{main|Комментирование Талмуда}}
-
Иногда  агада иллюстрирует или выделяет какой либо галахический принцип. Яркий пример этому - сугия «[[печь Ахная]]». [[Рамбам]] в своем предисловии к [[Перек Хелек]] приводит несколько подходов к агаде. Он отвергает ошибочные подходы понимания агады буквально, об агаде нельзя сказать ложь она или правда. Рамбам придерживается подхода, утверждающего, что ее следует понимать аллегорически.
+
== Диалектика Талмуда ==
-
== Важность изучения талмуда ==
+
В Талмуде принято открывать рассуждение мудрецов, касающееся определенной темы (сугии) цитатой из Мишны или брайты. Высказывания из них образуют стержень преемственности и авторитетности. Мудрецы Талмуда в своем большинстве не считают себя вправе спорить с ними, только истолковывать. После введения в виде цитаты чаще всего задается несколько вопросов: откуда взято суждение, приведенное в вводной цитате, не противоречит ли оно суждению, содержащемуся в другом источнике, не содержит ли оно внутреннего противоречия, можно ли выучить из него дополнительные вещи и другие подобные вопросы.
-
Важность  изучениея Торы в общем и Талмуда в частности  - центральный мотив в иудаизме. Известны многочисленные высказывания мудрецов Израиля в каждом поколении и поколении о важности изучения Торы и об обязанности каждого еврея заниматься ею.  
+
Иногда Талмуд приходит к заключению, что мишну необходимо понимать иначе, чем по простому смыслу,реконструирует изначальный вариант мишны, дополняя или сокращая ее текст. Дискуссия и приведение тех или иных высказываний мудрецов (меймрот) или галахических высказываний (шмуот) намечают направления возможных галахических решений поставленной этической, правовой, общефилософской и пр. проблемы, уточняют контуры проблемы и ее объем.  
-
 
+
   
-
С момента его завершения талмуд составлял главный предмет изучения в большинстве ешив. Талмуд представляет собой плодородную почву для развития как теоретических возможностей [[галахи]], таких как [[пилпуль]] (метод доказательства в талмудической учебе), так и [[псика]] – конкретного вынесения галахических решений.
+
Талмудическое рассуждение развивается диалектически и ассоциативно, когда на каждый из вопросов дается ответ, в свою очередь вызывающий вопрос. Иногда имена задающих вопросы указываются, иногда нет. Рассуждение в Талмуде не всегда находит разрешение в [[галахическом постановлении]], что вызывает споры в последующих поколениях ученых Торы. Решения  даются не на все поставленные проблемы, нерешенные проблемы остаются в статусе «кашья»- затруднение или «тиювта»-возражение.
-
Сегодня как и в прежние времена талмуд представляет собой главный предмет учебы в большинстве религиозных учебных заведений, в мире ешив. Однако в колелях часто больше сосредоточены на изучении собственно галахических сочинений.
+
Талмуд широко пользуется прояснениями галахот по методам «толкований» старца [[Гилеля ]]и рабби [[ Ишмаэля]], так называемые «принципы толкования Торы». В традиции считается, что они были переданы Моше на Синае.
-
== Издания Талмуда ==
+
== Авторитетность Вавилонского Талмуда ==
-
Установился обычай после первого венецианского издания Даниеля Бромберга(1520) печатать все издания Талмуда с сохранением номеров страниц венецианского издания, даже когда текст разбит на страницы иначе (как, например, в венском издании). Поэтому в любом издании Талмуда сохраняется нумерация 2947 листов, или 5894 страницы. Таким образом сохраняется возможность ссылок на определенный отрывок Талмуда. Ссылка состоит из названия трактата, номера листа, и указания его стороны, лицевой или оборотной.
+
После завершения редактирования Вавилонский Талмуд стал главным предметом изучения во всей еврейской диаспоре. Только немногие занимались изучением другого произведения амораев- [[Иерусалимского талмуда]]. Исследователи объясняют это тем, что савораи подвергли Вавилонский талмуд основательному редактированию и сделали его удобным для изучения, а также тем большим влиянием, который оказывали на еврейский народ гаоны Вавилонии, стремившиеся сделать Вавилонский талмуд книгой, пользующейся исключительным авторитетом в области галахи.
 +
 +
Содержание Вавилонского талмуда является галахически обязательным для всей еврейской диаспоры.  
-
Первое издание Талмуда на территории Российской империи было предпринято братьями Шапиро в городе Славута. Большая работа по редакции Талмуда проделана перед выпуском знаменитого Виленского издания Талмуда (1880), она была осуществлена коллективом раввинов литовских йешив и издательством «Вдова и сыновья Ромм». Это издание положено в основу почти всех последующих. Единственным текстом кириллицей в этом издании является строчка «Дозволено цензурой».
+
Со времени завершения редактирования Талмуда и до эпохи Просвящения  литературное творчество народа  Израиля в основном, напрямую или опосредовано было сосредоточено вокруг комментирования Талмуда (как например через литературу респонсов, аггаду и т.п.).  
-
== Цензура и антисемитские обвинения ==
+
== Преподавание и изучение Талмуда ==
 +
{{main|Преподавание и изучение Талмуда}}
-
Часть сугиет были уделены из Гемары из-за опасений преследований со стороны христиан, однако найденные рукописи и старые версии печатных изданий талмуда, как например венецианского издания, были собраны в отдельные сборники и в наши дни печатаются в ряде изданий талмуда. Большая часть купюр и искажений касается основателя христианства, Иисуса. Например, например из подвергнувшегося цензуре трактата Санhедрин были изъяты упоминания о Иисусе (Ешу) и его учителе Иегошуа бен Перахьи, описание того как Иисуса приговаривают к побиванию камнями «за колдовство и подстрекание к отступничеству» (43:А) и др подобные отрывки.  
+
В течении многих поколений Вавилонский Талмуд составлял главный предмет изучения в большинстве ешив. Талмуд представляет собой плодородную почву для развития как теоретических возможностей галахи, таких как [[пилпул]] (метод доказательства в талмуде) так и [[псика]] – конкретного вынесения галахических решений.
-
С момента завершения редактирования талмуда против него восставали многочисленные ненавистики Израиля. Они вырывают некоторые высказывания талмуда из их контекста и выставляют их как высказывания выражающие ненависть к нееврею (гою), или подстрекающие к тому, чтобы грабить его или не спасать его жизнь.  
+
Сегодня Вавилонский Талмуд представляет собой главный предмет учебы в большинстве религиозных учебных заведений, в мире ешив. Однако в колелях часто больше сосредоточены на изучении собственно галахических сочинений.
 +
== Антиталмудическая полемика ==
 +
{{main|Антиталмудическая полемика}}
 +
 +
Часть сугиет были уделены из Гемары из-за опасений преследований со стороны христиан, однако найденные рукописи и старые версии печатных изданий талмуда, как например венецианского издания, были собраны в отдельные сборники и в наши дни печатаются в ряде изданий талмуда. Большая часть купюр и искажений касается основателя христианства, Иисуса. Например, например из подвергнувшегося цензуре трактата Санhедрин были изъяты упоминания о Йешу и его учителе Иегошуа бен Перахьи, описание того как Йешу приговаривают к побиванию камнями «за колдовство и подстрекание к отступничеству» (43а) и др. подобные отрывки. Христиане считали, что эти отрывки описывают исторического [[Иисус из Назарета|Иисуса из Назарета]].
== Примечания ==
== Примечания ==
Строка 154: Строка 169:
{{Мишна}}
{{Мишна}}
 +
[[Категория:Период Мишны и Талмуда]]
 +
[[Категория:Иудаизм в Ираке]]
 +
[[Категория:Еврейское право]]
 +
[[Категория:Иешивы]]
 +
[[Категория:Талмуд]]
 +
[[Категория:Иудаизм]]
[[Категория:Священные книги иудаизма]]
[[Категория:Священные книги иудаизма]]
[[Категория:История иудаизма]]
[[Категория:История иудаизма]]
[[Категория:Устный Закон]]
[[Категория:Устный Закон]]
[[Категория:Иудейское богословие]]
[[Категория:Иудейское богословие]]
-
[[Категория:Иудаизм]]
 
-
[[Категория:Талмуд| ]]
 
-
 
-
[[als:Talmud]]
 
-
[[ar:تلمود]]
 
-
[[arz:تلمود]]
 
-
[[az:Talmud]]
 
-
[[be:Талмуд]]
 
-
[[bg:Талмуд]]
 
-
[[bn:তালমুদ]]
 
-
[[bs:Talmud]]
 
-
[[ca:Talmud]]
 
-
[[cs:Talmud]]
 
-
[[da:Talmud]]
 
-
[[de:Talmud]]
 
-
[[el:Ταλμούδ]]
 
-
[[en:Talmud]]
 
-
[[eo:Talmudo]]
 
-
[[es:Talmud]]
 
-
[[et:Talmud]]
 
-
[[fa:تلمود]]
 
-
[[fi:Talmud]]
 
-
[[fr:Talmud]]
 
-
[[ga:An Talmúd]]
 
-
[[he:תלמוד]]
 
-
[[hr:Talmud]]
 
-
[[hu:Talmud]]
 
-
[[ia:Talmud]]
 
-
[[id:Talmud]]
 
-
[[is:Talmúd]]
 
-
[[it:Talmud]]
 
-
[[ja:タルムード]]
 
-
[[ka:თალმუდი]]
 
-
[[ko:탈무드]]
 
-
[[lt:Talmudas]]
 
-
[[lv:Talmuds]]
 
-
[[ms:Talmud]]
 
-
[[nl:Talmoed]]
 
-
[[nn:Talmúd]]
 
-
[[no:Talmud]]
 
-
[[oc:Talmud]]
 
-
[[pl:Talmud]]
 
-
[[pms:Talmud]]
 
-
[[pt:Talmude]]
 
-
[[ro:Talmud]]
 
-
[[scn:Talmud]]
 
-
[[sh:Talmud]]
 
-
[[simple:Talmud]]
 
-
[[sk:Talmud]]
 
-
[[sl:Talmud]]
 
-
[[sq:Talmud]]
 
-
[[sr:Талмуд]]
 
-
[[sv:Talmud]]
 
-
[[sw:Talmud]]
 
-
[[tl:Talmud]]
 
-
[[tr:Talmud]]
 
-
[[uk:Талмуд]]
 
-
[[yi:תלמוד בבלי]]
 
-
[[zh:塔木德]]
 
-
[[zh-yue:塔木德]]
 

Версия 17:19, 20 декабря 2010

Тип статьи: Регулярная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Дата создания: 20/12/2010
Файл:Талмудъ (титульный листъ).jpg
Страница из Виленского издания Талмуда (англ.)

Талму́д (ивр. תָלְמוּד‎, «изучение, учёба») — центральный, наряду с Танахом, текст иудаизма, запись дискуссий амораев - мудрецов Израиля периода после записывания Мишны (начало 3 в. н.э.), проживавших в Вавилонии и в Земле Израиля. В талмуде собраны и отредактированы обсуждения амораями устной традиции: высказываний таннаев, Мишны и барайт. Цель обсуждений – прояснение и установление принципов, системы ценностей, из которых впоследствии выводится галаха.

Дискуссии мудрецов происходили параллельно как в Эрец Исраэль, так и в Вавилонии, что привело к написанию двух талмудов: Вавилонского Талмуда и Иерусалимского Талмуда. В силу исторических обстоятельств Вавилонский Талмуд получил большее распространение, чем Иерусалимский, так что в последующих поколениях он становится базой для вынесения галахических постановлений.

Вавилонский Талмуд с комментариями поколений мудрецов живших после завершения Вавилонского Талмуда – савораев, гаонов, ришоним и ахароним - представляет собой важнейший галахический текст наряду с Мишной. Эта книга наиболее изучаемая в ешивах и среди ученых Торы. К Вавилонскому талмуду написано огромное количество комментариев. Талмуд считается очень глубоким и сложным произведением требующим для его понимания больших знаний и искусства. Иерусалимский Талмуд изучается существенно меньше, (в основном в теоретической учебе), и меньше используется для вынесения галахических решений.

См. также статью: Иерусалимский Талмуд

Содержание

История

Изначально галаха передается и разрабатывается изустно, еврейская ученость имеет устный характер. см. Устная Тора. Законоучителя излагали и обсуждали положения Устной Торы, многочисленных традиций, передававшихся из поколения в поколение (хотя некоторые делали свои личные записи «мегилот сетарим», например записи судебных решений). Ситуация коренным образом меняется с разрушением Храма и утратой еврейской автономии в 70 г. н.э. и последовавшим за этими событиями сдвигом всех еврейских социальных и правовых норм. Мудрецы столкнулись с новой реальностью: иудаизм без Храма как центра учености и учебы, и Иудея, лишенная автономии. Происходит переворот в юридическом дискурсе, поскольку старая система устной учености не может дольше продолжать существование. В этот период начинают записываться высказывания, рассуждения и дискуссии законоучителей. Создаются самые ранние формы записи устного закона – галахические мидраши, в которых галахическая дискуссия преподносится как истолкование Пятикнижия. Однако начиная с 200 года со времени записывания Мишны рабби Иеhудой hа-Наси начинает преобладать альтарнативная форма записи – тематическая. Вавилонский Талмуд очень объемен. Традиционное издание Вавилонского Талмуда, с собранием толкований и различных постановлений законоучителей составляет 20 томов, в виленском издании Вавилонского Талмуда насчитывается 2, 711 страниц.

Иерусалимский Талмуд — произведение амораев Эрец-Исраэль, созданное в период между началом 3 в. и концом 4 в. в иешивах Тверии, Кесарии и Циппори. Первоначальное его название, сохранившееся в трудах гаонов, — Талмуд Эрец-Исраэль. По-видимому, в более позднее время возникло название Иерусалимский Талмуд, связывающее сочинение законоучителей Эрец-Исраэль с именем священного города.

Несмотря на то, что оба талмуда основываются на одной и той же Мишне и сформировались в центрах, между которыми были многочисленные связи, они различаются языком, взглядами, содержанием, стилем и в большинстве случаев даже своими галахическими выводами. Вавилонский Талмуд называется также Гемара, `учение` — от арамейского גמיר. По мнению некоторых исследователей, название «талмуд» было заменено называнием «Гемара» или «Шас» (шесть трактов Мишны ), чтобы обмануть христианскую цензуру, выводившую талмуд за рамки закона в большинство эпох. Название «талмуд» более древнее, от эпохи таннаев. Его смысл: «учеба, подробное рассмотрение и толкование».

После завершения составления двух талмудов Вавилонский Талмуд стал главным произведением изучавшимся в диаспоре Израиля. Только немногие занимались Иерусалимским Талмудом и его влияние было намного меньшим (в основном среди евреев Ашкеназа и Италии). Вслед за Рифом и Рамбамом содержание Вавилонского Талмуда принято считать обязывающим в галахическом смысле во всей диаспоре Израиля, как пишет Рамбам пишет во введении в Мишней Тора: «…поскольку все то, что содержится в Талмуде, принял на себя весь Израиль». Исследователи объясняют это явление тем, что Вавилонский Талмуд прошел основательное редактирование савораями, а также большим влиянием гаонов Вавилонии, стремившихся превратить Вавилонских Талмуд в единственную базу для вынесения галахических решений в народе Израиля. В галахе принято объяснять преимущество Вавилонского Талмуда перед Иерусалимским тем обстоятельством, что он закончен последним, и существует принцип: галаха по последнему (галаха ки батра). В распоряжении редакторов Вавилонского Талмуда имелся Иерусалимский Талмуд, завершенный за несколько столетий до Вавилонского.

Исторический фон создания Талмудов


Содержание Вавилонского Талмуда

Вавилонский Талмуд построен как объяснение и расширение шести трактатов Мишны (ШАС). В его языке сочетаются иврит и восточный диалект арамейского. Талмудического комментария нет на разделы Мишны «Зраим» и «Тагорот» за исключением Трактата Брахот (из раздела «Зраим» и трактата Нида из раздела «Тагорот»). По мнению Раши амораи в Вавилонии не занимались последовательно галахот этих разделов, поскольку они, в основном, были связаны с землей Израиля.


Содержание трактатов Иерусалимского Талмуда

Малые трактаты

Основная статья: Малые трактаты

Вавилонский Талмуд и Иерусалимский Талмуд: сравнительная характеристика

Талмуд и Мишна

Основная статья: Талмуд и Мишна

Структура текста Талмуда

Основная статья: Структура текста Талмуда

Агада в Талмуде

Основная статья: Агада в Талмуде

Формирование и редакция Талмуда

Окончательная (устная) редакция вавилонского Талмуда была произведена в конце 5 века равом Аши (Аси), и после него в бейт мидраше последнего представителя рода Равина. Однако даже после его окончательного редактирования, савораи производили некоторые редакторские изменения (в основном изменения, касающиеся стиля и разъяснения и подведение итога - вывод, только малая их часть представляют собой в самом деле существенные дополнения).

Запись Вавилонского Талмуда была произведена в более позднюю эпоху, когда гаонам Вавилонии потребовалось пересылать его в такие отдаленные страны, как Испания и Северная Африка.

Савораи

Основная статья: Савораи

Гаоны

Основная статья: Гаоны

Версии и рукописи Талмуда

Канонизация и распространение Талмуда

Издания Талмуда

Основная статья: Издания Талмуда

Установился обычай после первого венецианского издания Даниеля Бромберга(1520) печатать все издания Талмуда с сохранением номеров страниц венецианского издания, даже когда текст разбит на страницы иначе (как, например, в венском издании). Поэтому в любом издании Талмуда сохраняется нумерация 2947 листов, или 5894 страницы. Таким образом сохраняется возможность ссылок на определенный отрывок Талмуда. Ссылка состоит из названия трактата, номера листа, и указания его стороны, лицевой или оборотной.

Первое издание Талмуда на территории Российской империи было предпринято братьями Шапиро в городе Славута. Большая работа по редакции Талмуда проделана перед выпуском знаменитого Виленского издания Талмуда (1880), она была осуществлена коллективом раввинов литовских йешив и издательством «Вдова и сыновья Ромм». Это издание положено в основу почти всех последующих. Единственным текстом кириллицей в этом издании является строчка «Дозволено цензурой».

Комментирование Талмуда

Текст Талмуда часто загадочен и труден для понимания. В его языке содержится много греческих и персидских слов, значение которых с ходом времени стало неясным. Большая сфера талмудической учености развилась из необходимости объяснить эти слова или неясные отрывки.

Основная статья: Комментирование Талмуда

Диалектика Талмуда

В Талмуде принято открывать рассуждение мудрецов, касающееся определенной темы (сугии) цитатой из Мишны или брайты. Высказывания из них образуют стержень преемственности и авторитетности. Мудрецы Талмуда в своем большинстве не считают себя вправе спорить с ними, только истолковывать. После введения в виде цитаты чаще всего задается несколько вопросов: откуда взято суждение, приведенное в вводной цитате, не противоречит ли оно суждению, содержащемуся в другом источнике, не содержит ли оно внутреннего противоречия, можно ли выучить из него дополнительные вещи и другие подобные вопросы.

Иногда Талмуд приходит к заключению, что мишну необходимо понимать иначе, чем по простому смыслу,реконструирует изначальный вариант мишны, дополняя или сокращая ее текст. Дискуссия и приведение тех или иных высказываний мудрецов (меймрот) или галахических высказываний (шмуот) намечают направления возможных галахических решений поставленной этической, правовой, общефилософской и пр. проблемы, уточняют контуры проблемы и ее объем.

Талмудическое рассуждение развивается диалектически и ассоциативно, когда на каждый из вопросов дается ответ, в свою очередь вызывающий вопрос. Иногда имена задающих вопросы указываются, иногда нет. Рассуждение в Талмуде не всегда находит разрешение в галахическом постановлении, что вызывает споры в последующих поколениях ученых Торы. Решения даются не на все поставленные проблемы, нерешенные проблемы остаются в статусе «кашья»- затруднение или «тиювта»-возражение.

Талмуд широко пользуется прояснениями галахот по методам «толкований» старца Гилеля и рабби Ишмаэля, так называемые «принципы толкования Торы». В традиции считается, что они были переданы Моше на Синае.

Авторитетность Вавилонского Талмуда

После завершения редактирования Вавилонский Талмуд стал главным предметом изучения во всей еврейской диаспоре. Только немногие занимались изучением другого произведения амораев- Иерусалимского талмуда. Исследователи объясняют это тем, что савораи подвергли Вавилонский талмуд основательному редактированию и сделали его удобным для изучения, а также тем большим влиянием, который оказывали на еврейский народ гаоны Вавилонии, стремившиеся сделать Вавилонский талмуд книгой, пользующейся исключительным авторитетом в области галахи.

Содержание Вавилонского талмуда является галахически обязательным для всей еврейской диаспоры.

Со времени завершения редактирования Талмуда и до эпохи Просвящения литературное творчество народа Израиля в основном, напрямую или опосредовано было сосредоточено вокруг комментирования Талмуда (как например через литературу респонсов, аггаду и т.п.).

Преподавание и изучение Талмуда

В течении многих поколений Вавилонский Талмуд составлял главный предмет изучения в большинстве ешив. Талмуд представляет собой плодородную почву для развития как теоретических возможностей галахи, таких как пилпул (метод доказательства в талмуде) так и псика – конкретного вынесения галахических решений.

Сегодня Вавилонский Талмуд представляет собой главный предмет учебы в большинстве религиозных учебных заведений, в мире ешив. Однако в колелях часто больше сосредоточены на изучении собственно галахических сочинений.

Антиталмудическая полемика

Часть сугиет были уделены из Гемары из-за опасений преследований со стороны христиан, однако найденные рукописи и старые версии печатных изданий талмуда, как например венецианского издания, были собраны в отдельные сборники и в наши дни печатаются в ряде изданий талмуда. Большая часть купюр и искажений касается основателя христианства, Иисуса. Например, например из подвергнувшегося цензуре трактата Санhедрин были изъяты упоминания о Йешу и его учителе Иегошуа бен Перахьи, описание того как Йешу приговаривают к побиванию камнями «за колдовство и подстрекание к отступничеству» (43а) и др. подобные отрывки. Христиане считали, что эти отрывки описывают исторического Иисуса из Назарета.

Примечания

Литература

Ссылки


Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация