Иудаизм в Германии
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(→Условия жизни в начале Высокого средневековья) |
(→Духовная и общественная жизнь евреев Германии в период бедствий) |
||
Строка 158: | Строка 158: | ||
С 1220 г. сохранились принятые еврейскими общинами [[Шпейер]]а, [[Вормс]]а и [[Майнц]]а '''[[таканот]] шум''' (שׁוּ"ם — инициалы названий трех городов), имевшие общегерманское значение. В городах происходило обособление еврейского населения в [[Кварталы еврейские|замкнутых кварталах]]. | С 1220 г. сохранились принятые еврейскими общинами [[Шпейер]]а, [[Вормс]]а и [[Майнц]]а '''[[таканот]] шум''' (שׁוּ"ם — инициалы названий трех городов), имевшие общегерманское значение. В городах происходило обособление еврейского населения в [[Кварталы еврейские|замкнутых кварталах]]. | ||
+ | |||
+ | Безопасность евреев вне еврейского квартала не была гарантирована. Без особой причины никто оттуда не выходил. Еврейская община, или '''кагал''', в основном была автономной. Правители окружающих городов иногда [[вводили ограничения на число жителей гетто]] и всегда налагали тяжелое налоговое бремя. Сбор налогов и обеспечение '''квоты населения''' был возложен на еврейский совет управляющих, '''кеhила'''. Любое взаимодействие с нееврейскими правителями, предпринимателями или соседями было возложено на штадлана (shtadlan), представителя общины.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/germany.html David Shyovitz "Germany" in Jewish Virtual Library по материалам Encyclopedia Judaica]</ref> | ||
Развитию культурной жизни евреев средневековой Германии мешали тяжелые внешние условия. В годы погромов и гонений погибли многие памятники еврейской письменности. Однако литературное творчество, главным образом религиозное, не прекращалось. | Развитию культурной жизни евреев средневековой Германии мешали тяжелые внешние условия. В годы погромов и гонений погибли многие памятники еврейской письменности. Однако литературное творчество, главным образом религиозное, не прекращалось. |
Версия 09:44, 19 декабря 2010
Текст унаследован из Википедии | |
Это только начальный черновик статьи, которая находится сейчас в работе.
Если вы хотите установить контакт с автором статьи, посмотрите историю изменений. |
основные понятия |
Портал Иудаизм |
Основы веры
Бог • Монотеизм Тора • Танах • Мишна • Талмуд • Мишне Тора • Шульхан Арух • Зогар Праотцы • Моше • Давид Шаббат • Рош Ха-Шана • Йом-Кипур Синай • Масличная гора См. также
Евреи • Еврейство • Сионизм • Маген Давид |
В Талмуде и мидрашах название «Германия» (или «Гермамия») служит общим обозначением стран Северной Европы. В еврейских источниках раннего средневековья Германия называется «Аллеманией»; не позже IX–X вв. к ней начали применять библейское название «Ашкеназ».[1]
Отсюда происходит название субэтноса евреев - потомков тех, кто жил в своё время в Германии - "ашкеназим".
История евреев в Германии — история этнического меньшинства. Ашкеназы живут на территории современной Германии уже более 1700 лет, их история знает периоды толерантности со стороны немцев, но и периоды отвержения и открытого антисемитизма, ставшего в XX веке катастрофой европейского еврейства. Послевоенные годы, объединение ФРГ и ГДР и волна иммиграции из стран бывшего СССР также играют большую роль в жизни сегодняшних евреев в Германии.
По сводкам Центрального совета евреев Германии, на тысячу жителей страны в 2008 году приходилось 1.06 еврея.[2] Зарегистрированными членами еврейских общин по всей стране являются около 120 тысяч человек.[3]
История
Ранние поселения римской эпохи
Евреи впервые появились в Германии вместе с римскими легионами. Они занимались торговлей и осели в основанных римлянами прирейнских городах. Точная дата основания первых поселений неизвестна.
В 1930-е годы еврейское кладбища той эпохи было найдено в городе Кёльн.[4]
Первые документальные сведения о поселениях евреев в Германии содержатся в указах императора Константина Великого (321, 331 гг. н. э.) и относятся к еврейской общине Кёльна.[5]
В одном из них евреям даётся право быть избранным в городской совет Кёльна.[6][7]
Из них следует, что правовой статус евреев было там такой же, как в других частях Римской империи. Они пользовались всеми гражданскими свободами, и были ограничены только в связи с распространением своей веры, владением рабами-христианами, а также в приёме на государственную службу. Но они могли свободно заниматься любой работой, разрешённой гражданам. Они были заняты в сельском хозяйстве, торговле и промышленности, и лишь впоследствии занялись финансами и кредитом.
Эта традиция стала угасать с принятием Римской империей христианства.
=Согласно археологическим данным, евреи посещали Трир уже в конце III в.; вопрос о существовании там в это время еврейской общины остается открытым.[8]
Жизнь евреев в первых германских государства
Достаточно свободные условия вначале продолжались, когда были созданы германские королевства бургундов и франков. Правители-Меровинги, а также создатели бургундской империи были лишены фанатизма, и мало поддерживали усилия церкви ограничить гражданские и социального права евреев.[9]
Известно, что в VI в. евреи вели в Трире торговлю и, возможно, были жителями города.[10]
Франкская империя
В Западной Европе еврейские общины существовали со времён Римской империи. Они, как правило, сохранились в уцелевших римских городах и начали развиваться после прекращения варварских нашествий.
Однако в "тёмные века" не велось записей, поэтому почти не осталось документов о жизни этих общин между концом римской эпохи и возникновением новых европейских государств - предшественников современных. В большинстве европейских городов документы о еврейском присутствии начали появляться лишь в X - XI веках. Иногда археологические открытия дают более ранние даты, не зафиксированные в письменных источниках.
Карл Мартелл, фактический правитель франкского королевства в 720–737 гг., разрешил евреям владеть землей и предоставил другие значительные права.
При его потомке Карле Великом (конец VIII - начало IX века) положение евреев также было достаточно прочным. Он противился давлению церкви в сторону притеснения евреев, охотно использовал их на государственной службе.
В империи Карла Великого евреи пользовались определёнными имущественными правами. Существовали евреи-землевладельцы. Сам император пользовался услугами еврейских купцов; отправлял евреев с политическими и торговыми поручениями в Азию и Африку. Очевидно, к периоду царствования Карла Великого относится возникновение ряда еврейских общин Германии, главным образом в Рейнской области.
Во времена Каролингов евреям разрешили нанимать на работу христиан, иметь рабов-нехристиан (католическая церковь запретила обращать этих рабов в католичество).
Торговые сообщества раданитов наладили поступление товаров и технологий из Сирии в Центральную и Западную Европу. Прибывшие из Сирии евреи, говорившие по-арамейски, пополнили старые общины Европы и сильно повлияли на них в культурном плане. В ашкензском диалекте иврита чувствуется сильный арамейский акцент.
"Облик цивилизации изменился отнюдь не сразу же после Великого переселения народов. Несмотря на грабежи и разрушения, традиционные очаги культуры лишь в редких случаях быстро угасали и переставали излучать свой свет. Города, ставшие первой жертвой нашествия, в той или иной мере ещё сохраняли жизнь. Своей жизненной силой они иногда были обязаны связанной с ввозом предметов роскоши торговле и наездам восточных купцов, которых называли сирийцами, но которые по большей части были евреями..." Жак ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада", стр. 111
Вместе с тем, церковь продолжала в этот период настаивать на требовании держать евреев в унижении и налагать на них различные ограничения. Так, еврей, обращавшийся в суд с жалобой на христианина, должен был представить больше свидетелей, чем христианин; евреям запрещалось брать в залог под ссуду вещи, принадлежавшие христианину; христианам запрещалось отдавать землю в аренду евреям, а евреям — иметь христианских арендаторов; евреям запрещалось занимать христиан работами для себя по воскресеньям и христианским праздникам; осуждалась продажа евреям церковного имущества. Евреям были запрещены некоторые виды брака, разрешенные еврейским правом; брак смешанный евреев и христиан находился под контролем церкви.[11]
В ранних средневековых еврейских текстах Германия называлась "Алемания" (по названию её юго-западной части). Но ближе к X веку стало преобладать древнее слово "Ашкеназ". Поэтому евреи из германских общин стали называться ашкеназим.
Западная часть территории Германии с V века входила во франкское и бургундское королевства, и на евреев там распространялись законы, унаследованные от римских времён.
Меровинги (франкские короли) и правители бургундской империи были лишены фанатизма и слабо поддерживали усилия церкви ограничить гражданские и социальные права евреев.[12]
C VIII века евреи процветали в среде немецких племен на берегах Рейна. Евреи, по большей части, жили в гармонии с их недавно христианизированными соседями. Они могли занимать государственные посты, владеть землей и работать в любой отрасли. Евреи говорили на тех же языках и часто имели такие же имена, как немцы[13]. Многие немцы в этот период переходили в иудаизм.
Евреи наравне с прочим населением страдали от войн между германскими государствами и нападений варваров (викингов и венгров в IX - X вв.)
Тем не менее, при нём произошли постепенные изменения в жизни евреев. В отличие от немцев, которые подлежали призыву на войну в любой момент, евреи были освобождены от военной службы. Торговля и коммерческая деятельность были практически полностью в их руках.
Евреи добились монополии денежного кредитования, когда церковь запрещала христианам заниматься ростовщичеством. Их капитал был необходим, а их бизнес считался постыдным. Это стечение обстоятельств увеличило их влияние. Они ездили по стране свободно, поселяясь также в восточной части.[14][15]
В восточной части Германии, ближе к Эльбе, было королевство саксов, в VIII веке захваченное Карлом Великим. О евреях в нём нет точных сведений.
Через всю Германию проходили маршруты раданитов.
Во всей империи франков и государствах других германских народов (баваров, фризов и т.д.) церковь старалась заставить власти угнетать евреев. В Германии, однако, эти усилия не могли быть успешны в тот период - люди были слишком заняты тем, как выжить в суровых условиях, чтобы откликнуться на призыв к дискриминации.
К тому же евреи обеспечивали необходимые для местной экономики торговые связи, которые были важнее для правителей, чем указания церкви.
В X веке начало процветать интеллектуальное движение ашкеназских евреев. Рабби Гершом бен Йеhуда (960-1028) (получивший посмертно прозвище "свет в изгнании") основал ешиву в Майнце. Эта школа привлекла евреев со всей Европы, в том числе знаменитого Раши. Йешивы в Майнце и Вормсе приобрели большее значение, чем вавилонские.[16]
Еврейская община Ахена возникла ещё во времена Римской империи (первые века нашей эры)[17]. Тем самым она может считаться одной из древнейших в Германии. Карл Великий, сделавший Ахен своей столицей, имел дела с евреями города.
В каролингский период еврейский квартал располагался недалеко от королевского дворца. Еврейские купцы Аахена упоминаются в капитулярии восьмого века[18].
Хроники сообщают, что в 802 году Исаака, который сопровождал посла Карла Великого к халифу Гаруну-аль-Рашиду [19], торжественно принимали в королевской резиденции Аахена[20]. Среди евреев Аахена в 828 вошёл в историю Давид, лечивший Эйнхарда[21].
Евреи поселились в Майнце, предположительно, во времена римского владычества. Достоверно известно о проживании евреев в Майнце с начала X в. Около 917 г. в Майнц переселились из Лукки (Италия) несколько членов семьи Калонимос, основавших в Майнце иешиву. Папа Лев VII запретил Фридриху, архиепископу Майнца (в 937–954 гг.), насильно крестить евреев.[22]
Существуют записи и легенды о евреях, проживавших во Франкфурте на Майне в ранний период истории города. Франкфурт на Майне был важным торговым центром, и еврейские купцы, вероятно, посещали его ежегодную ярмарку.
Еврейская община Магдебурга является одной из старейших в Германии. Еще в 965 году евреи, живущие в городе, были переданы под юрисдикцию архиепископа королём Отто Великим. Они торговали на "одёжной площадке" (Kleiderhof), в квартале торговцев и распространили свою торговлю на восток, за реки Одер (то есть в славянские земли). Их квартале Юдендорф (Judendorf), был расположен в южной части города, в домене архиепископа.[23]
В Баварии, на юге Германии, евреи впервые упоминается там в городе Пассау в правилах налогообложения 906 года.[24] Согласно преданию, бытовавшему у евреев Регенсбурга, их предки жили в городе еще до начала новой эры. По некоторым данным, в IX в. Регенсбург, лежавший на важном торговом пути на Восток, посещали раданиты. Первые достоверные сообщения о евреях в Регенсбурге восходят к 981 г. и 1020 г.[25]
Позднее средневековье
В позднем ("высоком") средневековье евреи Германии потерпели множество бедствий. Целые общины были истреблены, насильственно крещены или изгнаны со своих мест. Многие ушли в страны Восточной Европы.
Параллельно с этим шло непрерывное ухудшение экономического положения и ограничение личной свободы.
В духовной жизни [Ашкеназы|ашкеназской] общины это отразилось появлением художественных произведений, пропитанных ужасом и горем. Возникли религиозно-мистические настроения, появилась группа религиозных мыслителей Хасидей Ашкеназ, про членов которой уже очень скоро стали сочинять волшебные сказки.
В конце периода евреи начали с переменным успехом возвращаться в Германию из соседних стран.
Историко-географический фон
Евреи селились главным образом вдоль западного берега Рейна, в Лотарингии и в древних торговых центрах, таких как Вормс (по-еврейски Вермайза), Кёльн, Майнц (евр. Магенца), Трир, Шпейер, а также в городах, расположенных восточнее, например, Регенсбург (Ратисбон), Прага (в те времена бывшая частью Германской империи).
С XI в. документы упоминают еврейские общины в южной Германии.
Преследования XII-XIV вв. заставили евреев переселяться на восток и север страны. В Мюнхене и Вроцлаве (Бреслау) евреи появились в начале XIII в., в Берлине — в конце XIII в. Еврейское население сыграло важную роль в создании немецких городов и в развитии их экономики.
Условия жизни в начале Высокого средневековья
До 1-го крестового похода (1096) евреи Германии не знали преследований (за исключением временного изгнания из Майнца в 1012 г.). Они пользовались покровительством императоров и епископов, получая от них льготы и правовую защиту.
Шпейерская привилегия служит прототипом для определения юридического и общественного статуса евреев в Германии.
Йешивы Майнца и Вормса были духовными центрами всех евреев Центральной Европы. В них обучались и преподавали известные в еврейском мире ученые: Гершом бен Йеhуда, "Меор hа-гола", Раши, Барух бен Шмуэль из Майнца (около 1150–1221 гг.) и Барух бен Ицхак из Вормса (конец XII в. – начало XIII в.).
В XII – XIII вв. экономическое и социальное положение евреев Германии значительно ухудшилось. Укрепившееся за время крестовых походов немецкое купечество вытесняло евреев из сферы торговли. Городские цехи и гильдии препятствовали ремесленным занятиям евреев и не допускали их в свою среду. Ограничения в экономической деятельности вынудили евреев заниматься кредитными операциями (ссуда денег в рост и под залог). Запрет христианам заниматься ростовщичеством превратил это занятие в одну из главных профессий евреев Германии, что вело к усилению ненависти к ним со стороны значительной части общества.
Участились случаи физической расправы над евреями, особенно в периоды общественных или религиозных брожений. Религиозные фанатики, разжигая недовольство масс, призывали к истреблению евреев.
Катастрофа евреев Германии во времена крестовых походов
Жестокие преследования и массовые убийства во времена крестовых походов опустошили цветущие еврейские общины прирейнских городов. Эти события известны в еврейской истории как гзерот татнав, то есть резня 4856 г. по еврейскому летосчислению (1096 г. — начало 1-го крестового похода). Некоторые евреи были вынуждены креститься, многие предпочли мученическую смерть — Кидуш ха-Шем.
Во время 2-го крестового похода произошел погром в Вюрцбурге (1147), где впервые в истории Германии было выдвинуто против евреев обвинение в ритуальном убийстве. Подобное же обвинение против евреев Фульды (1236) привело к первому в Германии судебному разбирательству, связанному с кровавым наветом.
Конец XIII в. отмечен массовыми убийствами чернью евреев Франконии и Баварии за совершенное ими якобы осквернение гостий. Было истреблено около 140 еврейских общин, в том числе крупные общины Вюрцбурга и Нюрнберга.
Восстановленный на некоторое время в Германии порядок был вновь нарушен в 30-х гг. XIV в. кровавыми еврейскими погромами, учиненными бандами так называемых «армледеров», которые называли себя «юденшлегерами» (`убийцами евреев`). Христианское население городов и сел спешило в страхе выдать им евреев.
За бесчинствами «армледеров» последовала почти поголовная резня евреев во время «Чёрной смерти» (1348–50). Разрушению подверглись 300 еврейских общин. XIV в. запечатлелся в еврейской народной памяти как «век мученичества». Евреи были изгнаны из большинства городов Германии или уничтожены.
Закрепощение евреев Германии
Некоторую защиту от погромов и насилия евреи Германии получали от императорской власти. Привилегии именовали их «каммеркнехтами», то есть рабами императорской казны (servi camerae nostrae). Этот статус не был связан с полной личной зависимостью, но обязывал евреев платить за покровительство и охрану жизни и имущества особые налоги.
С XIII в. немецкие короли усвоили взгляд на жизнь и имущество евреев как на свою собственность, запрещая им в некоторых случаях выезд из подвластных им территорий (см. Меир бен Барух из Ротенбурга). Светские и духовные феодалы и городские власти также претендовали на покровительство евреям, связывая с этим дополнительные многочисленные поборы и вымогательства.
Духовная и общественная жизнь евреев Германии в период бедствий
Основы духовной жизни евреев Германии были сотрясены. Стремление сохранить нравственные ценности иудаизма в эпоху гонений и религиозной нетерпимости, с одной стороны, и пример аскетизма некоторых монашеских орденов, с другой, нашли свое выражение в мировоззрении мистического движения Хасидей Ашкеназ (XII в.).
Однако и в периоды бедствий продолжалась консолидация еврейских общин и упрочение устоев их внутренней жизни, укреплялось общинное руководство. Собираясь в дни ярмарок, руководители общин и раввины издавали таканот (`установления`), которые регулировали различные аспекты еврейской жизни.
С 1220 г. сохранились принятые еврейскими общинами Шпейера, Вормса и Майнца таканот шум (שׁוּ"ם — инициалы названий трех городов), имевшие общегерманское значение. В городах происходило обособление еврейского населения в замкнутых кварталах.
Безопасность евреев вне еврейского квартала не была гарантирована. Без особой причины никто оттуда не выходил. Еврейская община, или кагал, в основном была автономной. Правители окружающих городов иногда вводили ограничения на число жителей гетто и всегда налагали тяжелое налоговое бремя. Сбор налогов и обеспечение квоты населения был возложен на еврейский совет управляющих, кеhила. Любое взаимодействие с нееврейскими правителями, предпринимателями или соседями было возложено на штадлана (shtadlan), представителя общины.[26]
Развитию культурной жизни евреев средневековой Германии мешали тяжелые внешние условия. В годы погромов и гонений погибли многие памятники еврейской письменности. Однако литературное творчество, главным образом религиозное, не прекращалось.
Страдания евреев в период крестовых походов запечатлены в слихот, кинот (элегиях) и летописях очевидцев событий. В XV в. были окончательно установлены правила богослужения ашкеназских евреев. Выдающиеся талмудисты стремились приспособить нормы Талмуда к условиям жизни в христианской Европе. В иешивах Аугсбурга, Регенсбурга и Нюрнберга ведущей системой стал пилпул — метод толкования Талмуда, перенесенный затем в Прагу и иешивы Польши.
Восстановление еврейских общин Германии в позднем средневековье
Нужды экономического развития заставили вскоре князей и городские власти вновь пригласить евреев селиться в тех местах, откуда они были изгнаны. В XV в. были восстановлены многие еврейские общины Германии.
Евреи вернулись к занятиям торговлей и денежными операциями, освоили новые области экономической деятельности (виноторговля в южной Германии, посредничество при торговле сельскохозяйственными продуктами, шерстью и льном).
XV в. не знал погромов и массовых убийств предшествующей эпохи, однако травля со стороны церкви, экономическая конкуренция немецкого населения и желание избавиться от еврейских кредиторов часто служили причиной изгнания евреев из тех или иных местностей и городов.
Расцвет антисемитизма в XVII—XX веках
Вторая мировая война
Послевоенные годы
Неонацизм
Культура
Общины
Участие в общественной жизни Германии
См. также
Примечания
- ↑ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Германия" на основании КЕЭ, том 2, кол. 78–89
- ↑ «Statistisches Bundesamt Deutschland - Bevölkerung», destatis.de (нем.) (Проверено 19 октября 2009)
- ↑ «Central Council of Jews in Germany», zentralratdjuden.de (Проверено 19 октября 2009)
- ↑ Jewish Virtual Library, статья "Germany"
- ↑ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Германия"
- ↑ «Synagogen-Gemeinde Köln - Jüdisches Leben in Köln», feldmann-web-und-mehr.de (нем.) (Проверено 19 октября 2009)
- ↑ «Medieval Sourcebook: Legislation Affecting the Jews from 300 to 800 CE», fordham.edu (англ.) (Проверено 19 октября 2009)
- ↑ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Трир"
- ↑ M. Brann GERMANY in Jewish Encyclopedia
- ↑ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Трир"
- ↑ Статья "Карл Великий" из Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ Executive Committee of the Editorial Board; M. Brann. "Germany" in Jewish Encyclopedia
- ↑ Следует предположить, что это и дало начало языку идиш. Л.Гроервейдл
- ↑ Executive Committee of the Editorial Board; M. Brann. "Germany" in Jewish Encyclopedia
- ↑ Как указано в многочисленных источника, (см., например Жак ле Гофф. "Цивилизация средневекового Запада"), большая часть христианского населения в те времена была просто неграмотна, к тому же привязана к своему сословию. Так что заниматься торговлей тогдашним жителям Западной Европы было и не позволено, и практически невозможно. Л.Гроервейдл
- ↑ David Shyovitz. Germany in The Virtual Jewish History Tour
- ↑ Jewish Encyclopedia
- ↑ Jewish EncyclopediafckLR
- ↑ "Вокруг света"
- ↑ JewishEncyclopedia
- ↑ JewishEncyclopedia
- ↑ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Майнц"
- ↑ "Magdeburg" in Jewish Virtual Library
- ↑ "BAVARIA" in Jewish Virtual Library
- ↑ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Регенсбург"
- ↑ David Shyovitz "Germany" in Jewish Virtual Library по материалам Encyclopedia Judaica
Литература
Ссылки
- Jewish Virtual Library, статья "Germany"
- Электронная еврейская энциклопедия, статья "Германия"
- M. Brann GERMANY in Jewish Encyclopedia
- «Synagogen-Gemeinde Köln - Jüdisches Leben in Köln»
- Вокруг Cвета
- «Medieval Sourcebook: Legislation Affecting the Jews from 300 to 800 CE»
- Электронная еврейская энциклопедия, статья "Майнц"
- Электронная еврейская энциклопедия, статья "Регенсбург"
- Электронная еврейская энциклопедия, статья "Трир"
- JewishEncyclopedia
- "Magdeburg" in Jewish Virtual Library
|
|
---|---|
Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Армения¹ • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан¹ • Кипр¹ • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия¹ • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция¹ • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония |
|
Зависимые территории | |
Акротири и Декелия • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен |
|
Непризнанные и частично признанные государства (де-факто независимые) | |
Абхазия • Косово • Нагорно-Карабахская Республика • Приднестровье • Южная Осетия |
|
¹ В основном в Азии |
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.