Гершом бен Йеhуда, "Меор hа-гола"

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 13: Строка 13:
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
}}
}}
-
'''Рабби Гершом бен Йеhуда (Меор hа-гола)'''
 
-
(родился, по-видимому, в 960 г., Метц, – умер в 1028г.?) - талмудист средневековой Германии, духовный отец [[Ашкеназы|ашкеназского]] направления в [[Галаха|Галахе]].  
+
 
 +
'''Рабби Гершом бен Йеhуда (Меор hа-гола)''' (родился, по-видимому, в 960 г., Метц, – умер в 1028г.?) - талмудист средневековой Германии, духовный отец [[Ашкеназы|ашкеназского]] направления в [[Галаха|Галахе]].  
 +
 
 +
== Биография ==
Сведения о его жизни крайне скудны и имеют большей частью легендарный характер. Неизвестно, когда Гершом бен Йеhуда переселился в Майнц и в какие годы возглавлял там иешиву. Предполагается, что плита, обнаруженная на старом еврейском кладбище в Майнце, на которой уцелели слова: «Твердыня воздвигнута в память рабби Гершома сына рабби...»,  является его надгробием.  
Сведения о его жизни крайне скудны и имеют большей частью легендарный характер. Неизвестно, когда Гершом бен Йеhуда переселился в Майнц и в какие годы возглавлял там иешиву. Предполагается, что плита, обнаруженная на старом еврейском кладбище в Майнце, на которой уцелели слова: «Твердыня воздвигнута в память рабби Гершома сына рабби...»,  является его надгробием.  
В трудах раббену Гершома упомянут только один из его учителей, Йеhуда бен Меир hа-Коhен Леонтин, который в последний период жизни стоял во главе майнцкой иешивы. Наиболее известные ученики Гершома бен Йеhуды — Элиэзер бен Ицхак из Вормса (он же Элиэзер hа-Гадоль, то есть Великий), Яаков бен Якар (умер в 1064 г.) и Ицхак бен Йеhуда из Майнца (двое последних — учители [[Раши]]).  
В трудах раббену Гершома упомянут только один из его учителей, Йеhуда бен Меир hа-Коhен Леонтин, который в последний период жизни стоял во главе майнцкой иешивы. Наиболее известные ученики Гершома бен Йеhуды — Элиэзер бен Ицхак из Вормса (он же Элиэзер hа-Гадоль, то есть Великий), Яаков бен Якар (умер в 1064 г.) и Ицхак бен Йеhуда из Майнца (двое последних — учители [[Раши]]).  
 +
 +
 +
== Установления ==
 +
Традиция приписывает Гершому бен Иехуде установление ряда [[таканот]], нарушение которых каралось отлучением от общины.  
Традиция приписывает Гершому бен Иехуде установление ряда [[таканот]], нарушение которых каралось отлучением от общины.  
Строка 32: Строка 38:
[[Раши]] писал о нём: «раббену Гершом... просветливший глаза всего рассеяния, на мнения которого мы все опираемся и учениками учеников которого является все еврейство, рассеянное в странах Германии и Рима». Отсюда, по-видимому, и почетный титул Гершома бен Йеhуды — '''Меор ха-Гола (Светоч рассеяния)'''.  
[[Раши]] писал о нём: «раббену Гершом... просветливший глаза всего рассеяния, на мнения которого мы все опираемся и учениками учеников которого является все еврейство, рассеянное в странах Германии и Рима». Отсюда, по-видимому, и почетный титул Гершома бен Йеhуды — '''Меор ха-Гола (Светоч рассеяния)'''.  
 +
 +
 +
== Уточнение текстов ==
 +
 
По намекам, имеющимся в комментариях Раши и [[Тосафот|тосафистов]] к некоторым трактатам [[Талмуд]]а ([[Раши]] к Сук. 40а; [[тосафот]] к Мен. 70а), '''Гершом бен Йеhуда уточнил текст [[Мишна|Мишны]] и изготовил ее исправленный список'''.  
По намекам, имеющимся в комментариях Раши и [[Тосафот|тосафистов]] к некоторым трактатам [[Талмуд]]а ([[Раши]] к Сук. 40а; [[тосафот]] к Мен. 70а), '''Гершом бен Йеhуда уточнил текст [[Мишна|Мишны]] и изготовил ее исправленный список'''.  
Такое же внимание уделил раббену Гершом [[Масора|Большой масоре]], которая с его исправлениями часто упоминается в раввинистических источниках как «[[Масора|Большая масора]], которую написал раббену Гершом».  
Такое же внимание уделил раббену Гершом [[Масора|Большой масоре]], которая с его исправлениями часто упоминается в раввинистических источниках как «[[Масора|Большая масора]], которую написал раббену Гершом».  
 +
 +
 +
== Пиюты ==
 +
Гершом бен Йеhуда является автором ряда [[слихот]] и [[пиют]]им, в которых сказалась скорбь по поводу страданий и гонений, выпавших на долю евреев его времени. Наиболее известен его [[пиют]] «Зхор брит» («Помни Завет»), во многих ашкеназских общинах включаемый в слихот кануна Рош hа-Шана.
Гершом бен Йеhуда является автором ряда [[слихот]] и [[пиют]]им, в которых сказалась скорбь по поводу страданий и гонений, выпавших на долю евреев его времени. Наиболее известен его [[пиют]] «Зхор брит» («Помни Завет»), во многих ашкеназских общинах включаемый в слихот кануна Рош hа-Шана.
-
Источник
+
 
 +
== Источник ==
 +
 
[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11138&query=%C3%C5%D0%D8%CE%CC Электронная еврейская энциклопедия]
[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11138&query=%C3%C5%D0%D8%CE%CC Электронная еврейская энциклопедия]
{{checked}}
{{checked}}

Версия 20:38, 16 ноября 2010

Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл


Рабби Гершом бен Йеhуда (Меор hа-гола) (родился, по-видимому, в 960 г., Метц, – умер в 1028г.?) - талмудист средневековой Германии, духовный отец ашкеназского направления в Галахе.

Содержание

Биография

Сведения о его жизни крайне скудны и имеют большей частью легендарный характер. Неизвестно, когда Гершом бен Йеhуда переселился в Майнц и в какие годы возглавлял там иешиву. Предполагается, что плита, обнаруженная на старом еврейском кладбище в Майнце, на которой уцелели слова: «Твердыня воздвигнута в память рабби Гершома сына рабби...», является его надгробием.

В трудах раббену Гершома упомянут только один из его учителей, Йеhуда бен Меир hа-Коhен Леонтин, который в последний период жизни стоял во главе майнцкой иешивы. Наиболее известные ученики Гершома бен Йеhуды — Элиэзер бен Ицхак из Вормса (он же Элиэзер hа-Гадоль, то есть Великий), Яаков бен Якар (умер в 1064 г.) и Ицхак бен Йеhуда из Майнца (двое последних — учители Раши).


Установления

Традиция приписывает Гершому бен Иехуде установление ряда таканот, нарушение которых каралось отлучением от общины.

Из них наиболее известны: запрет многоженства; запрет развода против воли жены; запрет укорять в отступничестве лиц, изменивших вере по принуждению, а затем вернувшихся к еврейству; запрещение каких-либо отступлений от установленного текста Талмуда; запрет читать чужую переписку.

Галахические решения и респонсы Гершома бен Йеhуды (большей частью по вопросам гражданского права) приводятся в трудах средневековых еврейских ученых Франции и Германии, в том числе Раши, тосафистов, Меира бен Баруха из Ротенбурга и почти всех кодификаторов Галахи.

Как правило, раббену Гершом обосновывал свои решения исключительно Торой и Талмудом и лишь изредка ссылался на мнения ранних гаонов. Судя по трудам Гершома бен Йеhуды, он был знаком с гражданским правом Германии тех лет и испытал его влияние.

Постановления раббену Гершома принимались беспрекословно на протяжении нескольких веков, особенно учеными Франции и Германии, и оказали заметное влияние на развитие Галахи в этих странах.

Раши писал о нём: «раббену Гершом... просветливший глаза всего рассеяния, на мнения которого мы все опираемся и учениками учеников которого является все еврейство, рассеянное в странах Германии и Рима». Отсюда, по-видимому, и почетный титул Гершома бен Йеhуды — Меор ха-Гола (Светоч рассеяния).


Уточнение текстов

По намекам, имеющимся в комментариях Раши и тосафистов к некоторым трактатам Талмуда (Раши к Сук. 40а; тосафот к Мен. 70а), Гершом бен Йеhуда уточнил текст Мишны и изготовил ее исправленный список.

Такое же внимание уделил раббену Гершом Большой масоре, которая с его исправлениями часто упоминается в раввинистических источниках как «Большая масора, которую написал раббену Гершом».


Пиюты

Гершом бен Йеhуда является автором ряда слихот и пиютим, в которых сказалась скорбь по поводу страданий и гонений, выпавших на долю евреев его времени. Наиболее известен его пиют «Зхор брит» («Помни Завет»), во многих ашкеназских общинах включаемый в слихот кануна Рош hа-Шана.


Источник

Электронная еврейская энциклопедия

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация