Ортодоксальный иудаизм
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Mendeleyev (Обсуждение | вклад) (→Литваки) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{ | + | {{Иудаизм}} |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | }} | + | |
- | + | ||
- | + | ||
{{main|Иудаизм}} | {{main|Иудаизм}} | ||
- | '''Ортодоксальный иудаизм''' | + | '''[[Ортодоксия|Ортодоксальный]] иудаизм''' — общее название течений в [[иудаизм]]е, приверженцы которых, с исторической точки зрения, продолжатели [[евреи|еврейского]] [[Религия|религиозного]] мировоззрения, окончательно сформировавшегося в эпоху [[Позднее Средневековье|Позднего Средневековья]] и в начале [[Новое время|Нового времени]]. Центральное место в религиозной концепции ортодоксального иудаизма занимает [[Галаха]] в том виде, в каком она зафиксирована в Устном Законе (в [[Мишна|Мишне]] и [[Гемара|Гемаре]], то есть в [[Талмуд]]е) и кодифицирована в своде [[Шулхан арух]]. |
== Основные черты == | == Основные черты == | ||
{{main|13 принципов веры}} | {{main|13 принципов веры}} | ||
- | * Иудаизм предлагает всем людям и народам принять необходимый минимум моральных обязательств, налагаемых Библией на всё человечество: в то время как еврей обязан соблюдать все [[613 заповедей|613 извлеченных из Пятикнижия предписаний]] ([[мицвот]]), нееврей, который считается участником завета, заключенного Богом с [[Ной|Ноем]] ({{Библия|Быт|9:9}}), обязан выполнять лишь [[Семь законов потомков Ноя|семь законов Ноевых сынов ]]<ref>{{ЭЕЭ|13005|Ноевых сынов законы}}</ref>. В то же время, | + | * Иудаизм предлагает всем людям и народам принять необходимый минимум моральных обязательств, налагаемых Библией на всё человечество: в то время как еврей обязан соблюдать все [[613 заповедей|613 извлеченных из Пятикнижия предписаний]] ([[мицвот]]), [[Гой|нееврей]], который считается участником завета, заключенного Богом с [[Ной|Ноем]] ({{Библия|Быт|9:9}}), обязан выполнять лишь [[Семь законов потомков Ноя|семь законов Ноевых сынов]] <ref>{{ЭЕЭ|13005|Ноевых сынов законы}}</ref>. В то же время, современный иудаизм принципиально не занимается [[миссионерство]]м, то есть не стремится к [[прозелитизм]]у (на иврите — ''[[гиюр]]'') и рассматривается евреями как их [[национальность|национальная]] религия. |
- | * | + | * Приверженцы иудаизма считают, что иудаизм первым в истории человечества провозгласил [[монотеизм]]<ref>{{ЭЕЭ|11877|Иудаизм}}</ref><ref>Некоторые исследователи считают древнейшей монотеистической религией [[зороастризм]]. Однако, монотеистичность зороастризма до сих пор остаётся спорным вопросом. Существует также версия, что первым был египетский фараон [[Эхнатон]] (1364—1347 гг. до н. э.), провозгласивший единого Бога — [[Атон]]а. Однако весьма возможно, что Эхнатон жил после Моисея, и заимствовал монотеизм из иудаизма.</ref>, углублённое учением о сотворении человека Богом по Своему образу и подобию (еврейская концепция «Богочеловека») — следствием чего является любовь Бога к человеку, стремление Бога продвинуть и помочь человеку и уверенность в конечной победе Добра. Это учение дало и даёт повод к глубочайшим философским и религиозным прозрениям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон. |
* Понятие о Боге как абсолютно Cовершенном, не только абсолютном Разуме и Всемогуществе, но и источнике Благости, Любви и Справедливости, Который выступает по отношению к человеку не только как Творец, но и как Отец. | * Понятие о Боге как абсолютно Cовершенном, не только абсолютном Разуме и Всемогуществе, но и источнике Благости, Любви и Справедливости, Который выступает по отношению к человеку не только как Творец, но и как Отец. | ||
- | * Понятие о жизни как о Диалоге Бога и Человека, | + | * Понятие о жизни как о Диалоге Бога и Человека, — ведущемся как на уровне индивидуума, так и на уровне народа (проявление Провидения в национальной истории) и на уровне «всего человечества как единого целого». |
- | * Учение об абсолютной ценности Человека (как индивидуума, так и народов и также всего человечества в целом) | + | * Учение об абсолютной ценности Человека (как индивидуума, так и народов и также всего человечества в целом) — как бессмертного духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию, учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании. |
- | * Учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: каждый человек является Сыном Божьим, каждому открыта дорога к совершенствованию в направлении соединения с Богом, всем людям даются средства к достижению этого | + | * Учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: каждый человек является Сыном Божьим, каждому открыта дорога к совершенствованию в направлении соединения с Богом, всем людям даются средства к достижению этого предназначения — свободная воля и божественная помощь. |
* При этом у еврейского народа есть особая Миссия (то есть Избранность), заключающаяся в том, чтобы донести эти Божественные истины до человечества и через это помочь человечеству приблизиться к Богу. Для реализации этой задачи Бог заключил с еврейским народом Завет и дал ему заповеди. Божественный Завет неотменим; и он налагает на еврейский народ более высокий уровень ответственности. | * При этом у еврейского народа есть особая Миссия (то есть Избранность), заключающаяся в том, чтобы донести эти Божественные истины до человечества и через это помочь человечеству приблизиться к Богу. Для реализации этой задачи Бог заключил с еврейским народом Завет и дал ему заповеди. Божественный Завет неотменим; и он налагает на еврейский народ более высокий уровень ответственности. | ||
- | * Учение о полном господстве духовного начала над материей, но при этом духовной ценности также и мира материального: | + | * Учение о полном господстве духовного начала над материей, но при этом духовной ценности также и мира материального: Бог — безусловный Владыка материи, как её Творец: и Он вручил Человеку господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение; |
* Учение о приходе [[Машиах]]а ([[Мессия|Мессии]], слово происходит от {{lang-he|מָשִׁיחַ}}, «помазанник», то есть царь), когда {{ВЗ2|И перекуют мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет народ меча на народ, и не будут больше учиться воевать … и наполнится вся земля познанием Господа|Ис|2:4}}. | * Учение о приходе [[Машиах]]а ([[Мессия|Мессии]], слово происходит от {{lang-he|מָשִׁיחַ}}, «помазанник», то есть царь), когда {{ВЗ2|И перекуют мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет народ меча на народ, и не будут больше учиться воевать … и наполнится вся земля познанием Господа|Ис|2:4}}. | ||
Строка 44: | Строка 30: | ||
== Этапы формирования == | == Этапы формирования == | ||
+ | {{орисс}} | ||
В качестве религиозного течения ортодоксальный иудаизм сложился в первой половине XIX века в качестве реакции на возникновение [[Иудаизм реформистский|реформизма в иудаизме]], распространение [[Хаскала|Хаскалы]] и секуляризацию еврейской жизни в ходе [[эмансипация|эмансипации]]. Термин «ортодокс» впервые возник в конце XVIII в. и служил в устах просвещённых евреев [[Германия|Германии]] презрительным прозвищем противников изменений в религиозной и общественной жизни еврейства; сами противники таких изменений называли себя ''йереим'' (`благочестивые`) или ''харедим'' (`богобоязненные`) и лишь с середины XIX в. стали именовать себя также ортодоксами. В конце XIX в., когда сформировалось ортодоксальное течение в еврействе Восточной Европы, его приверженцы именовали себя ''адуким'' (`набожные`) или ''датиим'' (`религиозные`) в противоположность ''хофшим'' (`свободомыслящие`). Эти названия привились затем и в [[Израиль|Израиле]], где подавляющее большинство традиционного еврейства было ортодоксальным. После образования еврейского государства в употребление вошло противопоставление ''датиим'' — ''хилоним'' (`светские`). | В качестве религиозного течения ортодоксальный иудаизм сложился в первой половине XIX века в качестве реакции на возникновение [[Иудаизм реформистский|реформизма в иудаизме]], распространение [[Хаскала|Хаскалы]] и секуляризацию еврейской жизни в ходе [[эмансипация|эмансипации]]. Термин «ортодокс» впервые возник в конце XVIII в. и служил в устах просвещённых евреев [[Германия|Германии]] презрительным прозвищем противников изменений в религиозной и общественной жизни еврейства; сами противники таких изменений называли себя ''йереим'' (`благочестивые`) или ''харедим'' (`богобоязненные`) и лишь с середины XIX в. стали именовать себя также ортодоксами. В конце XIX в., когда сформировалось ортодоксальное течение в еврействе Восточной Европы, его приверженцы именовали себя ''адуким'' (`набожные`) или ''датиим'' (`религиозные`) в противоположность ''хофшим'' (`свободомыслящие`). Эти названия привились затем и в [[Израиль|Израиле]], где подавляющее большинство традиционного еврейства было ортодоксальным. После образования еврейского государства в употребление вошло противопоставление ''датиим'' — ''хилоним'' (`светские`). | ||
Строка 50: | Строка 37: | ||
=== Литваки === | === Литваки === | ||
- | + | {{main|Литваки}} | |
+ | {{орисс}} | ||
Представители наиболее классического направления в ашкеназской ветви современного иудаизма, хронологически появились раньше хасидизма и религиозного сионизма. Называются литваками, так как основные их духовные центры — [[иешива|иешивы]] находились, вплоть до Второй мировой войны, преимущественно в Литве. | Представители наиболее классического направления в ашкеназской ветви современного иудаизма, хронологически появились раньше хасидизма и религиозного сионизма. Называются литваками, так как основные их духовные центры — [[иешива|иешивы]] находились, вплоть до Второй мировой войны, преимущественно в Литве. | ||
Строка 64: | Строка 52: | ||
'''Ортодоксальный модернизм''' придерживается всех принципов ортодоксального иудаизма, при этом интегрирует их с современной культурой и цивилизацией, а также с религиозным пониманием сионизма. В Израиле его последователями является более половины ортодоксально-религиозного еврейского населения. | '''Ортодоксальный модернизм''' придерживается всех принципов ортодоксального иудаизма, при этом интегрирует их с современной культурой и цивилизацией, а также с религиозным пониманием сионизма. В Израиле его последователями является более половины ортодоксально-религиозного еврейского населения. | ||
- | В XIX веке начальные формы «Ортодоксального модернизма» создали раввины [[Хильдесхаймер, Азриэль|Азриэль Хильдесхаймер]] (1820—1899) [http://www.fact-index.com/a/az/azriel_hildesheimer.html | + | В XIX веке начальные формы «Ортодоксального модернизма» создали раввины [[Хильдесхаймер, Азриэль|Азриэль Хильдесхаймер]] (1820—1899)<ref>[http://www.fact-index.com/a/az/azriel_hildesheimer.html Azriel Hildesheimer<!-- Заголовок добавлен ботом -->] {{lang-en|Azriel Hildesheimer}}</ref> и [[Гирш, Шимшон-Рафаэль|Шимшон-Рафаэль Гирш]] (1808—1888), которые провозгласили принцип ''Тора вэ дэрех эрец'' — гармоничное сочетание [[Тора|Торы]] с окружающим (современным) миром. |
==== Религиозный сионизм ==== | ==== Религиозный сионизм ==== | ||
{{main|Религиозный сионизм}} | {{main|Религиозный сионизм}} | ||
- | Иное направление «Ортодоксального модернизма» — [[религиозный сионизм]] — было создано в | + | Иное направление «Ортодоксального модернизма» — [[религиозный сионизм]] — было создано в 1850 году р. [[Калишер, Цви|Цви Калишером]], а затем в начале XX века разработано р. [[Кук, Авраам Ицхак|Авраамом-Ицхаком Куком]]. |
- | Во второй половине XX века главные идеологи движения р. [[Кук, Цви | + | Во второй половине XX века главные идеологи движения р. [[Кук, Цви Иехуда|Цви-Иехуда Кук]] ([[Израиль]]) и р. [[Соловейчик, Йосеф Дов|Йосеф-Дов Соловейчик]] ([[США]]). |
Сегодня представители — р. [[Шапира, Авраам|Авраам Шапира]] (умер в 2007 г.), р. Мордехай Элон, р. Соломон Рискин, р. Йегуда Амиталь, р. Аарон Лихтенштейн ([[Израиль]]). | Сегодня представители — р. [[Шапира, Авраам|Авраам Шапира]] (умер в 2007 г.), р. Мордехай Элон, р. Соломон Рискин, р. Йегуда Амиталь, р. Аарон Лихтенштейн ([[Израиль]]). | ||
- | В русскоязычной еврейской общине принципам религиозного сионизма следует организация [[Маханаим]] во главе с Зеевом Дашевским и [[Полонский, Пинхас|Пинхасом Полонским]]. | + | В русскоязычной еврейской общине принципам религиозного сионизма следует организация «[[Маханаим (организация)|Маханаим]]» во главе с р.Зеевом Дашевским и [[Полонский, Пинхас|Пинхасом Полонским]]. |
== Примечания == | == Примечания == | ||
Строка 96: | Строка 84: | ||
* [http://webs.israelsp.ru/projects/philosophy webs.israelsp.ru/projects/philosophy] | * [http://webs.israelsp.ru/projects/philosophy webs.israelsp.ru/projects/philosophy] | ||
* [http://www.evreyatlanta.org Рассказывает «рав И. Зельман»] | * [http://www.evreyatlanta.org Рассказывает «рав И. Зельман»] | ||
- | * ''А. Фейгин''. [http://www.migdal.ru/judaism/563/ Полевой определитель харедим] | + | * ''А. Фейгин''. [http://www.migdal.ru/judaism/563/ Полевой определитель харедим] — про одежду ортодоксов |
* ''Исраэль Дацковский''. [http://www.jew.spb.ru/ami/A325/A325-041.html Незнакомый мир харедим] | * ''Исраэль Дацковский''. [http://www.jew.spb.ru/ami/A325/A325-041.html Незнакомый мир харедим] | ||
- | * ''Эмиль Факенгейм''. [http://chassidus.ru/library/philosophy/fackenheim/index.htm | + | * ''Эмиль Факенгейм''. [http://chassidus.ru/library/philosophy/fackenheim/index.htm «Что такое иудаизм?» Современная интерпретация] |
Строка 110: | Строка 98: | ||
[[de:Orthodoxes Judentum]] | [[de:Orthodoxes Judentum]] | ||
[[en:Orthodox Judaism]] | [[en:Orthodox Judaism]] | ||
+ | [[eo:Ortodoksa Judismo]] | ||
[[es:Judaísmo ortodoxo]] | [[es:Judaísmo ortodoxo]] | ||
[[fi:Ortodoksijuutalaisuus]] | [[fi:Ortodoksijuutalaisuus]] | ||
Строка 115: | Строка 104: | ||
[[he:יהדות אורתודוקסית]] | [[he:יהדות אורתודוקסית]] | ||
[[id:Yahudi Ortodoks]] | [[id:Yahudi Ortodoks]] | ||
+ | [[it:Ebraismo ortodosso]] | ||
[[ja:正統派 (ユダヤ教)]] | [[ja:正統派 (ユダヤ教)]] | ||
[[ka:ორთოდოქსული იუდაიზმი]] | [[ka:ორთოდოქსული იუდაიზმი]] | ||
Строка 129: | Строка 119: | ||
[[yi:ארטאדאקס יידנטום]] | [[yi:ארטאדאקס יידנטום]] | ||
[[zh:猶太教正統派]] | [[zh:猶太教正統派]] | ||
- | |||
- | |||
- |
Версия 22:30, 21 октября 2010
основные понятия |
Портал Иудаизм |
Основы веры
Бог • Монотеизм Тора • Танах • Мишна • Талмуд • Мишне Тора • Шульхан Арух • Зогар Праотцы • Моше • Давид Шаббат • Рош Ха-Шана • Йом-Кипур Ортодоксальный иудаизм: Синай • Масличная гора См. также
Евреи • Еврейство • Сионизм • Маген Давид |
Ортодоксальный иудаизм — общее название течений в иудаизме, приверженцы которых, с исторической точки зрения, продолжатели еврейского религиозного мировоззрения, окончательно сформировавшегося в эпоху Позднего Средневековья и в начале Нового времени. Центральное место в религиозной концепции ортодоксального иудаизма занимает Галаха в том виде, в каком она зафиксирована в Устном Законе (в Мишне и Гемаре, то есть в Талмуде) и кодифицирована в своде Шулхан арух.
Содержание |
Основные черты
- Иудаизм предлагает всем людям и народам принять необходимый минимум моральных обязательств, налагаемых Библией на всё человечество: в то время как еврей обязан соблюдать все 613 извлеченных из Пятикнижия предписаний (мицвот), нееврей, который считается участником завета, заключенного Богом с Ноем (Быт.9:9), обязан выполнять лишь семь законов Ноевых сынов [1]. В то же время, современный иудаизм принципиально не занимается миссионерством, то есть не стремится к прозелитизму (на иврите — гиюр) и рассматривается евреями как их национальная религия.
- Приверженцы иудаизма считают, что иудаизм первым в истории человечества провозгласил монотеизм[2][3], углублённое учением о сотворении человека Богом по Своему образу и подобию (еврейская концепция «Богочеловека») — следствием чего является любовь Бога к человеку, стремление Бога продвинуть и помочь человеку и уверенность в конечной победе Добра. Это учение дало и даёт повод к глубочайшим философским и религиозным прозрениям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон.
- Понятие о Боге как абсолютно Cовершенном, не только абсолютном Разуме и Всемогуществе, но и источнике Благости, Любви и Справедливости, Который выступает по отношению к человеку не только как Творец, но и как Отец.
- Понятие о жизни как о Диалоге Бога и Человека, — ведущемся как на уровне индивидуума, так и на уровне народа (проявление Провидения в национальной истории) и на уровне «всего человечества как единого целого».
- Учение об абсолютной ценности Человека (как индивидуума, так и народов и также всего человечества в целом) — как бессмертного духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию, учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании.
- Учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: каждый человек является Сыном Божьим, каждому открыта дорога к совершенствованию в направлении соединения с Богом, всем людям даются средства к достижению этого предназначения — свободная воля и божественная помощь.
- При этом у еврейского народа есть особая Миссия (то есть Избранность), заключающаяся в том, чтобы донести эти Божественные истины до человечества и через это помочь человечеству приблизиться к Богу. Для реализации этой задачи Бог заключил с еврейским народом Завет и дал ему заповеди. Божественный Завет неотменим; и он налагает на еврейский народ более высокий уровень ответственности.
- Учение о полном господстве духовного начала над материей, но при этом духовной ценности также и мира материального: Бог — безусловный Владыка материи, как её Творец: и Он вручил Человеку господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение;
- Учение о приходе Машиаха (Мессии, слово происходит от ивр. מָשִׁיחַ, «помазанник», то есть царь), когда «И перекуют мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет народ меча на народ, и не будут больше учиться воевать … и наполнится вся земля познанием Господа» (Ис.2:4).
- Машиах является царём, прямым потомком царя Давида, и, согласно иудейской традиции, должен быть помазан на царство пророком Илией(Элияhу), который был взят на небо живым.
- Учение о воскресении из мертвых в конце дней (эсхатология), то есть вера в то, что в определенное время мертвые будут оживлены во плоти и будут снова жить на земле.
- О воскресении из мертвых говорили многие еврейские пророки, такие как Иезекииль (Йехезкель), Даниил (Даниель) и др. Так, пророк Даниил об этом говорит так: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан.12:2).
Этапы формирования
Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование.
Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. |
В качестве религиозного течения ортодоксальный иудаизм сложился в первой половине XIX века в качестве реакции на возникновение реформизма в иудаизме, распространение Хаскалы и секуляризацию еврейской жизни в ходе эмансипации. Термин «ортодокс» впервые возник в конце XVIII в. и служил в устах просвещённых евреев Германии презрительным прозвищем противников изменений в религиозной и общественной жизни еврейства; сами противники таких изменений называли себя йереим (`благочестивые`) или харедим (`богобоязненные`) и лишь с середины XIX в. стали именовать себя также ортодоксами. В конце XIX в., когда сформировалось ортодоксальное течение в еврействе Восточной Европы, его приверженцы именовали себя адуким (`набожные`) или датиим (`религиозные`) в противоположность хофшим (`свободомыслящие`). Эти названия привились затем и в Израиле, где подавляющее большинство традиционного еврейства было ортодоксальным. После образования еврейского государства в употребление вошло противопоставление датиим — хилоним (`светские`).
Течения
Ортодоксальный иудаизм в среде русскоговорящих евреев Израиля представлен самыми разными направлениями: «литовская школа» (например, организация «Толдот Йешурун», основанная р. Ицхаком Зильбером), ХаБаД (например, организация «Шамир»), «религиозный сионизм» (например, организация «Маханаим»), хасидизм бреславского и карлин-столинского направления и многие другие.
Литваки
Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование.
Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. |
Представители наиболее классического направления в ашкеназской ветви современного иудаизма, хронологически появились раньше хасидизма и религиозного сионизма. Называются литваками, так как основные их духовные центры — иешивы находились, вплоть до Второй мировой войны, преимущественно в Литве.
Литваки являются последователями Виленского Гаона рабби Элиягу бен Шлоймэ Залманa, который возглавлял активную оппозицию хасидизму. Приверженцы хасидизма дали своим противникам название миснагдим (сопротивленцы, ивр. в ашкеназском произношении).[4]
Хасидизм
Религиозно-мистическое движение, возникшее в XVIII веке. В настоящее время центры хасидизма расположены в Израиле, США, Украине.
Ортодоксальный модернизм
Ортодоксальный модернизм придерживается всех принципов ортодоксального иудаизма, при этом интегрирует их с современной культурой и цивилизацией, а также с религиозным пониманием сионизма. В Израиле его последователями является более половины ортодоксально-религиозного еврейского населения.
В XIX веке начальные формы «Ортодоксального модернизма» создали раввины Азриэль Хильдесхаймер (1820—1899)[5] и Шимшон-Рафаэль Гирш (1808—1888), которые провозгласили принцип Тора вэ дэрех эрец — гармоничное сочетание Торы с окружающим (современным) миром.
Религиозный сионизм
Иное направление «Ортодоксального модернизма» — религиозный сионизм — было создано в 1850 году р. Цви Калишером, а затем в начале XX века разработано р. Авраамом-Ицхаком Куком.
Во второй половине XX века главные идеологи движения р. Цви-Иехуда Кук (Израиль) и р. Йосеф-Дов Соловейчик (США).
Сегодня представители — р. Авраам Шапира (умер в 2007 г.), р. Мордехай Элон, р. Соломон Рискин, р. Йегуда Амиталь, р. Аарон Лихтенштейн (Израиль).
В русскоязычной еврейской общине принципам религиозного сионизма следует организация «Маханаим» во главе с р.Зеевом Дашевским и Пинхасом Полонским.
Примечания
- ↑ Статья «Ноевых сынов законы» в Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ Статья «Иудаизм» в Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ Некоторые исследователи считают древнейшей монотеистической религией зороастризм. Однако, монотеистичность зороастризма до сих пор остаётся спорным вопросом. Существует также версия, что первым был египетский фараон Эхнатон (1364—1347 гг. до н. э.), провозгласивший единого Бога — Атона. Однако весьма возможно, что Эхнатон жил после Моисея, и заимствовал монотеизм из иудаизма.
- ↑ Статья «митнагдим» в Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ Azriel Hildesheimer англ. Azriel Hildesheimer
См. также
Ссылки
- Статья «Ортодоксальный иудаизм» в Электронной еврейской энциклопедии
- «Толдот Ешурун»
- «Маханаим»
- рав Элиягу Эссас
- «Мидраша ционит»
- сайт «Семь сорок»
- сайт «Исралэнд»
- RambamInRussian.org
- webs.israelsp.ru/projects/philosophy
- Рассказывает «рав И. Зельман»
- А. Фейгин. Полевой определитель харедим — про одежду ортодоксов
- Исраэль Дацковский. Незнакомый мир харедим
- Эмиль Факенгейм. «Что такое иудаизм?» Современная интерпретация
Это незавершённая статья об иудаизме. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
ar:يهودية أرثوذكسية
cs:Ortodoxní judaismus da:Ortodoks jødedomeo:Ortodoksa Judismofi:Ortodoksijuutalaisuusid:Yahudi Ortodoksja:正統派 (ユダヤ教) ka:ორთოდოქსული იუდაიზმი lt:Ortodoksinis judaizmas nl:Orthodox jodendom nn:Ortodoks jødedom no:Ortodoks jødedom pt:Judaísmo ortodoxo ro:Iudaism ortodoxsl:Ortodoksni Judje sv:Ortodox judendom tr:Ortodoks Musevilikzh:猶太教正統派