Хабад
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Ariely (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Мессианство в иудаизме» с помощью HotCat) |
Architect (Обсуждение | вклад) м (Замена текста — «Б-г» на «Бог») |
||
Строка 19: | Строка 19: | ||
В "Введении к [http://chassidus.ru/philosophy/introduction.htm "Философии Хабада"] (изд-во "Кегос") рав Н. Миндел дает следующее определение методике учения Хабад в общем, и учения основателя движения Хабад, рабби Шнеура-Залмана, в частности: | В "Введении к [http://chassidus.ru/philosophy/introduction.htm "Философии Хабада"] (изд-во "Кегос") рав Н. Миндел дает следующее определение методике учения Хабад в общем, и учения основателя движения Хабад, рабби Шнеура-Залмана, в частности: | ||
- | Подход рабби Шнеура Залмана к философским проблемам может быть определен как эмпирико-психологический. Подход этот основан на библейской максиме "Из плоти моей | + | Подход рабби Шнеура Залмана к философским проблемам может быть определен как эмпирико-психологический. Подход этот основан на библейской максиме "Из плоти моей Бога узрю". Его этика укоренена в уникальной природе еврейской души, которая "поистине есть частица Б-жества свыше" |
- | Эмпирический подход в сочетании с психологическим методом исследования обычно выражается в попытке определить религию посредством обращения к предметам более определенным, чем рационалистическое умозрение, а именно к реальному опыту. В этом состоит рефлективный метод метафизической интроспекции, цель которой заключается в раскрытии имманентных сущностей и представлений, ведущих первоначально от | + | Эмпирический подход в сочетании с психологическим методом исследования обычно выражается в попытке определить религию посредством обращения к предметам более определенным, чем рационалистическое умозрение, а именно к реальному опыту. В этом состоит рефлективный метод метафизической интроспекции, цель которой заключается в раскрытии имманентных сущностей и представлений, ведущих первоначально от Бога к человеку, а затем от человека к Богу. |
- | Образцом, которому следовал рабби Шнеур Залман при анализе человеческой природы, было учение каббалистов о | + | Образцом, которому следовал рабби Шнеур Залман при анализе человеческой природы, было учение каббалистов о Боге в терминах Десяти Сфирот (сехель ~ разум и миддот – эмоциональные качества), идея которого следует библейскому утверждению о том, что "человек был сотворен по образу и подобию Б-жию". Применяя эти принципы и понятия прежде всего к человеку, возможно углубить их понимание по отношению к Богу, – таков обратный метод. |
Основной вопрос, каким он видится рабби Шнеуру Залману, состоит в следующем: начиная с предпосылки о существовании Творца и трансцендентального и невыразимого Б-жества и переходя к следующей предпосылке о том, что, не установи Творец гармонической связи со Своими созданиями, творение оказалось бы бессмысленным; наконец, полагая, что наделенный разумом человек должен быть сосудом такой гармонии, – следует задать вопрос: каким образом должна произойти встреча конечного и Бесконечного? | Основной вопрос, каким он видится рабби Шнеуру Залману, состоит в следующем: начиная с предпосылки о существовании Творца и трансцендентального и невыразимого Б-жества и переходя к следующей предпосылке о том, что, не установи Творец гармонической связи со Своими созданиями, творение оказалось бы бессмысленным; наконец, полагая, что наделенный разумом человек должен быть сосудом такой гармонии, – следует задать вопрос: каким образом должна произойти встреча конечного и Бесконечного? | ||
- | Тора и Мицвот служат центральным звеном в unio mystica человека с | + | Тора и Мицвот служат центральным звеном в unio mystica человека с Богом, данным в Б-жественном Законе и предписаниях. Ибо Тора и Мицвот суть мудрость и воля Бога и, равно как и два других слагаемых этого учения, Бог и человек, Тора во всех своих аспектах обладает явными и эзотерическими свойствами – благодаря им реализуются отношения человека к Богу и достигается unio mystica – доктрина, истоки которой содержатся в книге Зогар |
== История == | == История == |
Версия 10:02, 31 марта 2010
Этот предварительный набросок статьи взят из Википедии. В Ежевике его еще никто не редактировал.
Оцените эту статью. Если она предварительно подходит для Ежевики в своем нынешнем виде, снимите с нее данный Шаблон {{IsFromWiki}}. Иначе замените его, соответственно, на {{Шаблон:.Сузить тему}}, или {{Шаблон:.Разделить}}, или {{Шаблон:.Искажающая}}, или {{Шаблон:.Неадекватная}}. Эти действия можно сделать с помощью кнопок-подсказок внизу под окном редактирования. |
Хабад, Хабад-Любавич (ивр. חב"ד — от «хохма, бина, даат» — мудрость, разум, знание — названия трёх верхних сфирот в Каббале) — иудейское религиозное движение, разновидность хасидизма, также называется любавичским хасидизмом. Резко выделяется среди других хасидских движений своим особым стилем. К началу XXI века насчитывало около 200 000 приверженцев[1][2][3][4]. Движение создано ребе Шнеуром Залманом из Ляд в 1772.
Благодаря усилиям последнего лидера Хабада М. М. Шнеерсона, обучение иудаизму было распространено во многие страны (включая страны бывшего СССР), где в результате были созданы и развиты еврейские общины. В странах СНГ и Восточной Европы Хабад является крупнейшим иудейским течением.
Содержание |
Философия Хабада
Движение Хабад призывает к служению иудаизму и исполнению законов Торы с радостью, которая возникает в результате интеллектуального понимания секретов Торы (хасидизма и Каббалы). Изучение Торы вызывает положительные эмоции. Отсюда и название-акроним «ХаБаД» — «мудрость», «ум», «знание».
Философия Хабада основывается на рационализации и логическом подходе к мистическим учениям Каббалы и внедрении их в такие рациональные области иудаизма, как религиозный канон Галаха).
Хасидизм Хабада объясняет (с помощью Каббалы) каким образом при исполнении заповедей Торы, еврей
- соединяет конечный материальный мир с бесконечностью духовных миров и Создателя;
- выполняет не только миссию своего существования на земле, но и суть существования всего мира;
- кульминация проявляется в мессианской эре, приход которой произойдет, когда разделение между материальным и нематериальными мирами разрушится.
Используя многие идеи Каббалы и соединяя их с другими областями иудаизма (например, с Талмудом), Хабад стремится показать философское единство идей иудаизма и связь их с идеей единства Создателя (то есть, проявить иудаизм как настоящий монотеизм), подобно тому, как талмудическое движение Тосафот (Тосфос) доказывало, что, несмотря на многочисленные поверхностные противоречия, Талмуд является единым сводом, в котором на самом деле нет противоречий.
В "Введении к "Философии Хабада" (изд-во "Кегос") рав Н. Миндел дает следующее определение методике учения Хабад в общем, и учения основателя движения Хабад, рабби Шнеура-Залмана, в частности:
Подход рабби Шнеура Залмана к философским проблемам может быть определен как эмпирико-психологический. Подход этот основан на библейской максиме "Из плоти моей Бога узрю". Его этика укоренена в уникальной природе еврейской души, которая "поистине есть частица Б-жества свыше"
Эмпирический подход в сочетании с психологическим методом исследования обычно выражается в попытке определить религию посредством обращения к предметам более определенным, чем рационалистическое умозрение, а именно к реальному опыту. В этом состоит рефлективный метод метафизической интроспекции, цель которой заключается в раскрытии имманентных сущностей и представлений, ведущих первоначально от Бога к человеку, а затем от человека к Богу.
Образцом, которому следовал рабби Шнеур Залман при анализе человеческой природы, было учение каббалистов о Боге в терминах Десяти Сфирот (сехель ~ разум и миддот – эмоциональные качества), идея которого следует библейскому утверждению о том, что "человек был сотворен по образу и подобию Б-жию". Применяя эти принципы и понятия прежде всего к человеку, возможно углубить их понимание по отношению к Богу, – таков обратный метод.
Основной вопрос, каким он видится рабби Шнеуру Залману, состоит в следующем: начиная с предпосылки о существовании Творца и трансцендентального и невыразимого Б-жества и переходя к следующей предпосылке о том, что, не установи Творец гармонической связи со Своими созданиями, творение оказалось бы бессмысленным; наконец, полагая, что наделенный разумом человек должен быть сосудом такой гармонии, – следует задать вопрос: каким образом должна произойти встреча конечного и Бесконечного?
Тора и Мицвот служат центральным звеном в unio mystica человека с Богом, данным в Б-жественном Законе и предписаниях. Ибо Тора и Мицвот суть мудрость и воля Бога и, равно как и два других слагаемых этого учения, Бог и человек, Тора во всех своих аспектах обладает явными и эзотерическими свойствами – благодаря им реализуются отношения человека к Богу и достигается unio mystica – доктрина, истоки которой содержатся в книге Зогар
История
Свою историю, развитие философии и влияния движения Хабад разделяет по периодам, связанным с правлением его лидеров:
Рабби Шнеур-Залман из Ляд (Альтер Ребе)
Рабби Шнеур-Залман родился 18-го элула 5505 г. (1745). В 13 лет, когда он отмечал свою «бар-мицву», выдающиеся мудрецы того поколения называли его великим гением, авторитетом в законах Торы.
В 5520 г. (1760) женился. Приложил большие усилия и потратил немалые средства, призывая евреев заняться земледелием.
В 5524 г. (1764) впервые отправился в Межирич. В 5527 г. (1767) занял должность магида в Лиозно.
В 5530 г. (1770) начал писать свою книгу Шулхан Арух.
В 5532 г. (1772) основал хасидское учение ХаБаД. Призывал евреев, живших в районе Витебска, к переселению в пределы России. В 5533-5538 гг. (1773—1778) основал и занимался укреплением йешивы в Лиозно, которая была известна как «классы» («1-й класс», «2-й класс», «3-й класс»).
В 5534 г. (1774) вместе с р. Мэнахэмом-Мэндлом отправился в Вильно, чтобы встретиться с Виленским Гаоном раби Элияhу. Виленский Гаон отказался принять их.
В 5537 г. (1777) сопровождает р. Мэнахэма-Мэндла, отправившегося в Эрэц-Исраэль, и вместе с ним доезжает до Могилева-Подольского.
В 5543 г. (1783) принимает участие в знаменитом диспуте в Минске и побеждает в этом диспуте. Начиная с 5551 г. (1791) его писания — касающиеся как открытой части Торы, так и скрытой ее части, — получают широкое распространение.
В 5554 г. (1794) публикует свою книгу «hИльхот талмуд Тора» («Законы изучения Торы»); в 5557 г. (1797) — книгу «Тания».
В 5559 г. (1798), на следующий день после окончания праздника Сукот, был арестован. 19-го кислева того же года вышел на свободу.
В 5561 г. (1800), на следующий день после окончания праздника Сукот, ему было приказано прибыть в Петербург. 11-го ава 5561 г. (1801) вернулся из Петербурга в Ляды (Могилевская губерния). В конце месяца ав 5572 г. (1812) вместе с семьей и многочисленными хасидами покинул Ляды. 12-го тевета 5573 г. (1813) прибыл в деревню Пена (Курская губерния), где и скончался на исходе субботы, 24-го тевета. Похоронен в г. Гадяч (Полтавская обл.).
После смерти своего учителя Магида из Межирич вернулся в Белоруссию и собрал вокруг себя учеников, которые стали ядром будущего любавичского хасидизма. Шнеур Залман стал автором книги Тания (Ликутей Амарим) и Шулхан Арух арав (свод еврейских законов в духе хасидского учения), книги которые легли в основу хасидизма. Рабби Шнеур Залман требовал от своих последователей углубленного изучения Торы и работы над собой и видел себя, как советника и духовного руководителя. Он старался также влиять на политическую ситуацию и улучшить материальное положение евреев, за что несколько раз подвергался гонениям и даже был заключен в Петропавловскую крепость. Однако он был освобожден и получил звание "Потомственный почетный гражданин". Его попытка найти взаимопонимание с другими течениями в иудаизме не увенчалась большим успехом, Виленский гаон отказался его принять.
Книги, написанные Алтер Ребе(В список включены только опубликованные книги, а не включены те, что остались в рукописи):
1. hИльхот талмуд Тора
2. Бирхот hа-нэhэнин
3. Тания
4. Сидур
5. Шулхан Арух Гарав
6. Биурэй hа-Зоhар
7. Тора op
8. Ликутэй Тора
9 Бонэ Йерушалаим
10. Маамрэй Адмор hа-закэн — hанахот hA-рав
11. Маамрэй Адмор hа-закэн — Этталех Лиозно
12. Маамрэй Адмор hа-закэн — 5562
13. Маамар Кэ-тапуах ба-ацэй h-аяар
14. Маамар Йесовэвэнhу
15. Маамар Бэ-хохма йибанэ байит
16. Маамар Ани йешэна
17. Маамар Цийон бэ-мишпат типадэ
18. Маамар Пкуда литэн махацит hа-шэкэль
19. Маамар Вэ-hа-арэц hайта тоhу
20. Маамар У-Мошэ нигаш эль hа-арафэль
21. Маамар Ашрэй йошвэй бэйтэха
22. Маамрэй Адмор hа-закэн — 5568
23. Маамрэй Адмор hа-закэн — 5565
24. Маамрэй Адмор hа-закэн — 5566
25. Маамрэй Адмор hа-закэн — 5567
26. Игрот кодэш
27. Маамрэй Адмор hа-закэн — 5563
28. Маамрэй Адмор hа-закэн — 5564
29. Маамрэй Адмор hа-закэн — hа-кцарим
30. Маамрэй Адмор hа-закэн — 5569
31. Маамрэй Адмор hа-закэн — 5570
32. Маамрэй Адмор hа-закэн — аль парашийот hа-Тора вэ-hа-моадим
33. Маамрэй Адмор hа-закэн — инъяним
34. Маамрэй Адмор hа-закэн — аль марзаль
35. Маамрэй Адмор hа-закэн — нэвиим
36. Маамрэй Адмор hа-закэн — ктувим
Рабби Дов-Бер (Мителер Ребе)
Перенес центр движения из Ляд в Любавичи. В отличие от р. Аарона из Староселья подчеркивал углубленное изучение Торы и Тании, а не экзальтированное состояние молитвы и попытку достичь единство с Всевышним таким способом. Его учениками были составлены несколько сборников его выступлений.
Рабби Менахем-Мендель (Цемах Цедек) Шнеерсон
Последний лидер объединёного хасидизма, автор книги «Цемах Цедек» — комментариев к недельным главам Торы и Талмуду. Ему принадлежит окончательная редакция Тании и других книг р. Шнеура Залмана. Р. ММ старался наладить дружественные отношения со всеми еврейскими лидерами его эпохи.
Рабби Шмуэль Шнеерсон из Любавичей
Посвятил свою деятельность борьбе с государственным антисемитизмом назревающим в России и за еврейское образование. Нередко подвергал свою жизнь опасности за свою деятельность.
Рабби Шалом Бер Шнеерсон из Любавичей
Создал сеть хабадских иешив Томхей Тмимим. Резко выступал против внедрения аскалы в еврейское образование. Впервые влияние хабада вышло за пределы Белоруссии и Литвы, распространившись в Средней Азии и на Кавказе, а также в Америке. Был эвакуирован в Ростов-на-Дону во время первой мировой войны, куда переместился центр движения.
Рабби Йосеф Ицхак Шнеерсон из Любавичей
Вскоре после вступления на должность обозначил свою деятельность в направлении создания подпольных еврейских школ на территории Советского Союза и назначении подпольных раввинов. Центр движения при нем был в 1920-24 в Ростове, затем в Малаховке возле Москвы, а затем в Ленинграде. Вскоре вступил в открытый конфликт с властями, за что был арестован и посажен в Шпалерскую тюрьму в Ленинграде, затем помилован и сослан в Кострому. Был выдворен из Советского союза в Латвию в 1927, затем переехал в Польшу, а в 1940 в США. Там занялся развитием движения Хабад и его массовым распространением.
Рабби Менахем-Мендель Шнеерсон из Любавичей
Основная статья: Шнеерсон, Менахем Мендель
Видел себя продолжателем дела своего тестя. Продолжил его деятельность по расширению деятельности Хабад в США, поддерживал контакты со своими приверженцами в СССР. Продолжил создание центров движения в крупнейших еврейских общинах мира и в Индии и Таиланде для центрах туристов-евреев.
Пользовался уважением как еврейский духовный лидер у многих политиков США и Израиля. Внёс свой вклад в решение конфликтных ситуаций в Америке. В его время Хабад начал приобретать все более и более выраженный мессианский характер. Ребе был объявлен мессией, лидером поколения. С 1992 года Хабад начал вести активную мессианскую пропаганду.
Хабад в мире
Хабад в Израиле
Члены молодёжного крыла Хабада, по мнению Элвина Ньюпорта[5], должны нести ответственность за организацию нападений в Лоде в марте 1997 г., сопровождавшихся физическим насилием и уничтожением имущества[6][7].
Однако раввин Яков Глауберман, лидер молодёжного крыла Хабада, отверг обвинения в собственном участии в нападениях, носивших, по мнению пострадавших, характер погрома[8][9], и объявил пострадавших "врагами иудеев"[10][11].
Хабад в Индии
26 ноября 2008 года Бейт-Хабад в Мумбаи, где в то время находилось около 10 человек, подвергся нападению террористов. Они убили 6 человек: это посланник Хабада в Мумбаи раввин Гавриэль-Ноах Гольцберг (en:Gavriel Holtzberg), его жена Ривка, раввин Лейбуш Тейтельбойм, инспектор кашрута, израильтянка по имени Йохевед Орпаз, Бен-Цион Кроман и гражданка Мексики Норма Шварцблат, которая должна была на следующий день совершить алию в Израиль. 3 человека спаслись, в том числе двухлетний сын раввина Гольцберга: его вынесла на руках индианка Сандра, работавшая в семье его родителей[12].
Хабад в Казахстане
С 1994 г. главным раввином Казахстана,главным посланником Любавичского Ребе в Казахстане является раввин Ешая Элазар Коген, вдохнувший жизнь в еврейские общины Алматы, Усть-Каменогорска, Павлодара, Астаны и Кустаная. Сегодня в каждом из этих городов существуют общинные центры, сеть синагог, миквы, учебные заведения и осуществляется поставка кашерных продуктов.
Хабад в России
В настоящий момент руководит движением Хабад в Российской Федерации раввин Берл Лазар, выдвинутый от организации ФЕОР (Федерация еврейских общин России).
Ссылки
- Хасидус по-русски
- Обретение Неба на Земле
- Д-р Нисан Миндель. Философия Хабада
- Рабби Менахем Мендел Шнеерсон. Сущность учения хасидизма (Изд. Шамир)
- Хабад Любавич — официальный сайт
- Хабад Украина
- http://www.moshiach.ru/study/chabad/
- Хабад Кривой Рог
Примечания
- ↑ The perfect matzo a matter of timing, Associated Press April. 12, 2006
- ↑ Wertheimer, Jack. A People Divided: Judaism in Contemporary America. New York: Basic Books (A Division of Harper Collins) (1993); pg. xiv-xv
- ↑ Occhiogrosso, Peter. The Joy of Sects: A Spirited Guide to the World’s Religious Traditions. New York: Doubleday (1996), Chapter: Judaism; pg. 250.
- ↑ Andryszewski, Tricia. Communities of the Faithful: American Religious Movements Outside the Mainstream. Bookfield, Connecticut: Millbrook Press (1997); pg. 95.
- ↑ Burning the New Testament by Orthodox Jews in Israel. Orthodox Jews "throw stones all the time"
- ↑ Immigration and Refugee Board of Canada, Israel: Treatment of Jehovah Witnesses, particularly by Orthodox Jews, 1 March 1999, ISR31498.E, available at: http://www.unhcr.org/refworld/docid/3ae6ac860.html
- ↑ Immigration and Refugee Board of Canada, Israël : informations sur la situation des Témoins de Jéhovah, et sur le statut du projet de loi contre les missionnaires chrétiens soumis au parlement israélien (la Knesset) en printemps 1997, 1 September 1997, ISR27866.F, available at: http://www.unhcr.org/refworld/docid/3ae6ac3f34.html
- ↑ Толпа правит // Пробудитесь! 1997. — 8 декабря. — С. 28. — ISSN 0005-237X
- ↑ Религиозная нетерпимость в наши дни // Пробудитесь! 1999. — 8 января. — С. 4. — ISSN 0005-237X
- ↑ Burning the New Testament by Orthodox Jews in Israel. Orthodox Jews "throw stones all the time"
- ↑ http://www.washington-report.org/backissues/0697/9706029.htm
- ↑ Дмитрий Прокофьев. Фараон, Амалек, Аман — далее со всеми остановками // Лехаим, 2009. — Январь, № 1(201).
cs:Chabad Lubavičfa:خبد
fi:Chabad-Lubavitchlt:Chabad Lubavitč nl:Chabad-Lubavitch pl:Chabad-Lubavitch pt:Chabad Lubavitchsk:Chabad Ľubavič
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.