Гризим (гора)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Гризим в Новое время)
(История Гризим)
Строка 51: Строка 51:
Возможно, что в противовес [[Храм|Иерусалимскому храму]] в конце V в. до н. э. самаритяне построили собственный на Гризим. [[Антиох IV Эпифан]] после 167 г. до н. э. превратил его в храм Зевса, а в 129 г. до н. э. он был разрушен [[Гиркан I Иоханан|Гирканом I Иохананом]] (сохранились следы лестниц на западном склоне Гризим).
Возможно, что в противовес [[Храм|Иерусалимскому храму]] в конце V в. до н. э. самаритяне построили собственный на Гризим. [[Антиох IV Эпифан]] после 167 г. до н. э. превратил его в храм Зевса, а в 129 г. до н. э. он был разрушен [[Гиркан I Иоханан|Гирканом I Иохананом]] (сохранились следы лестниц на западном склоне Гризим).
-
 
+
{{Файл
 +
|файл      = http://genealogyreligion.net/wp-content/uploads/2012/05/mount-gerizim.jpg
 +
|подпись    = Руины самаритянского храма на горе Гризим
 +
|сайт      = http://genealogyreligion.net/tag/yitzhak-magen
 +
|размещение =
 +
}}
В 66 г. н. э. на Гризим укрепились [[самаритяне]], решившие принять участие в [[Иудейская Война I|Иудейской войне I]], но в 67 г. большая часть их погибла от рук римских легионеров. Подавив [[Восстание Бар-Кохбы ]], император [[Адриан, Публий Элий|Адриан]] построил на восточном отроге Гризим новый храм Юпитера, уничтоженный в IV в. при императоре [[Юлиан Отступник|Юлиане Отступнике]] (на восточном склоне Гризим сохранились остатки ступеней, ведших в этот храм).  
В 66 г. н. э. на Гризим укрепились [[самаритяне]], решившие принять участие в [[Иудейская Война I|Иудейской войне I]], но в 67 г. большая часть их погибла от рук римских легионеров. Подавив [[Восстание Бар-Кохбы ]], император [[Адриан, Публий Элий|Адриан]] построил на восточном отроге Гризим новый храм Юпитера, уничтоженный в IV в. при императоре [[Юлиан Отступник|Юлиане Отступнике]] (на восточном склоне Гризим сохранились остатки ступеней, ведших в этот храм).  
Строка 58: Строка 63:
С Гризим связан ряд средневековых легенд. Так, [[Биньямин из Туделы|Биньямин из Туделы]] приводит предание самаритян о том, что жертвенник на Гризим сложен из камней, на которых после перехода через Иордан были записаны «все слова Закона». Другое самаритянское предание гласит, что на Гризим спрятаны [[Тора]] Моше, священные сосуды и [[манна]], которые будут найдены при явлении [[Мессия|Мессии]]. Обилие родников и зелени на Гризим и их отсутствие на горе Эйвал легенда самаритян объясняет назначением этих гор в завещании Моисея.
С Гризим связан ряд средневековых легенд. Так, [[Биньямин из Туделы|Биньямин из Туделы]] приводит предание самаритян о том, что жертвенник на Гризим сложен из камней, на которых после перехода через Иордан были записаны «все слова Закона». Другое самаритянское предание гласит, что на Гризим спрятаны [[Тора]] Моше, священные сосуды и [[манна]], которые будут найдены при явлении [[Мессия|Мессии]]. Обилие родников и зелени на Гризим и их отсутствие на горе Эйвал легенда самаритян объясняет назначением этих гор в завещании Моисея.
-
На Гризим самаритяне поныне отмечают главные праздники и совершают пасхальное жертвоприношение (несколько в стороне от вершины, занятой мусульманским кладбищем). Дни от десятого [[Нисан]]а до конца [[Песах]]а) вся самаритянская община проводит на Гризим.
+
На Гризим самаритяне поныне отмечают главные праздники и совершают пасхальное жертвоприношение (несколько в стороне от вершины, занятой мусульманским кладбищем). Дни от десятого [[Нисан]]а до конца [[Песах]]а вся самаритянская община проводит на Гризим.
=== Гризим в Новое время ===
=== Гризим в Новое время ===
В начале 1980-х гг. самаритяне основали на склоне горы Гризим поселение [[Кирьят-Луза]], куда постепенно переселилась почти вся шхемская община (примерно пятьсот человек в начале 2003 г.), что было вызвано как тяжелыми бытовыми условиями в самаритянском квартале [[Шхем]]а, так и трениями с местным арабо-мусульманским большинством.
В начале 1980-х гг. самаритяне основали на склоне горы Гризим поселение [[Кирьят-Луза]], куда постепенно переселилась почти вся шхемская община (примерно пятьсот человек в начале 2003 г.), что было вызвано как тяжелыми бытовыми условиями в самаритянском квартале [[Шхем]]а, так и трениями с местным арабо-мусульманским большинством.

Версия 13:41, 5 апреля 2013



Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья

Гризим
ивр. הר גריזים
Файл:Grizim.jpg
гора Гризим (2002)
Координаты: Координаты: 32°11′58″ с. ш. 35°16′22″ в. д. / 32.199444° с. ш. 35.272778° в. д. (G) (O) (Я)32°11′58″ с. ш. 35°16′22″ в. д. / 32.199444° с. ш. 35.272778° в. д. (G) (O) (Я) (T)
Страна Израиль Израиль
Высота вершины 881 м

Гризим (הַר גְּרִזִים; по-арабски جبل جرزيم - Джабал-ат-Тур, буквально `гора Тур`, от самаритянского Тура бриха — `Гора благословения`), одна из двух самых высоких гор в Самарии (881 м над уровнем моря), подступающая с юга к Шхему (вторая — гора Эйвал, севернее Шхема, высота 940 м). Для самаритян Гризим самое священное место в Эрец-Исраэль.

Возможно, название горы связано с понятием «быть отрезанным, отделенным» Втор.11:29, Нав.8:33, Суд.9:7, 2Мак.6:2).

Содержание

Гризим в ТаНаХе

Согласно Библии (Втор. 11:29, 27:2–5 и 12,13), Моше завещал поставить после перехода через реку Иордан большие камни, обмазанные известью, на горе Эйвал и написать на них «все слова Закона» (Втор.27:2—8), там же устроить жертвенник, а затем шести коленам Израиля (Шимъон, Леви, Иеhуда, Иссахар, Биньямин) с горы Гризим произносить благословения народу, а остальным шести с горы Эйвал — проклятия нарушителям заповедей. Это завещание исполнил Иехошуа бин Нун (ИбН. 8:30–35). Ковчег Завета, окруженный священниками и левитами, находился при этом обряде, по-видимому, между двумя горами.

В самаритянском варианте Торы написано, что жертвенник был не на Эйваль, а на Гризим.

Впоследствии исторический древний Шхем был построен в долине между этими двумя горами. Территория, на которой находятся горы, входила в удел Эфраима.

История Гризим

После возвращения жителей Иудейского царства из вавилонского плена самаритяне, отвергнутые вождями вернувшихся (Эз. 4:1–3; Нех. 2:19, 20), объявили Гризим более священным местом, чем Иерусалим.

По их утверждениям, на горе Гризим совершилась акеда; Гризим и есть Бейт-Эль, где Господь заключил союз с Яаковом, и она же — Мория; жертвенник Моше завещал устроить не на горе Эйвал, а на Гризим. В своем тексте Пятикнижия самаритяне слово «гора» в нескольких стихах (например, в Исх. 20:15 и Втор. 5:19, 20) заменили на Гризим, а выражение «место, которое изберет Господь» (то есть место, которое Бог назначит для принесения ему жертв после завоевания Ханаана, см. Втор. 12:5, 11 и далее) — словами «место, которое избрал Господь», имея в виду Гризим.

Возможно, что в противовес Иерусалимскому храму в конце V в. до н. э. самаритяне построили собственный на Гризим. Антиох IV Эпифан после 167 г. до н. э. превратил его в храм Зевса, а в 129 г. до н. э. он был разрушен Гирканом I Иохананом (сохранились следы лестниц на западном склоне Гризим).

Внешнее изображение (транслируется с http://genealogyreligion.net/tag/yitzhak-magen)
mount-gerizim.jpg
Руины самаритянского храма на горе Гризим

В 66 г. н. э. на Гризим укрепились самаритяне, решившие принять участие в Иудейской войне I, но в 67 г. большая часть их погибла от рук римских легионеров. Подавив Восстание Бар-Кохбы , император Адриан построил на восточном отроге Гризим новый храм Юпитера, уничтоженный в IV в. при императоре Юлиане Отступнике (на восточном склоне Гризим сохранились остатки ступеней, ведших в этот храм).

Между 379 г. и 395 г. у основания Гризим самаритяне соорудили синагогу. Она была разрушена при императоре Зеноне (правил в 474–491 гг.) в отместку за попытку самаритян восстать в 484 г., и ее место заняла церковь Девы Марии (разрушена в 754–755 гг.; раскопки в 1927–28 гг. и в 1946 г.). В 529 г., при новых выступлениях самаритян, церковь была окружена крепостной стеной (разобрана между 813 г. и 833 г.). Рядом с руинами церкви высится мечеть-гробница (XII в.) шейха Анама ибн-Али, сподвижника Саладина.[1]

С Гризим связан ряд средневековых легенд. Так, Биньямин из Туделы приводит предание самаритян о том, что жертвенник на Гризим сложен из камней, на которых после перехода через Иордан были записаны «все слова Закона». Другое самаритянское предание гласит, что на Гризим спрятаны Тора Моше, священные сосуды и манна, которые будут найдены при явлении Мессии. Обилие родников и зелени на Гризим и их отсутствие на горе Эйвал легенда самаритян объясняет назначением этих гор в завещании Моисея.

На Гризим самаритяне поныне отмечают главные праздники и совершают пасхальное жертвоприношение (несколько в стороне от вершины, занятой мусульманским кладбищем). Дни от десятого Нисана до конца Песаха вся самаритянская община проводит на Гризим.

Гризим в Новое время

В начале 1980-х гг. самаритяне основали на склоне горы Гризим поселение Кирьят-Луза, куда постепенно переселилась почти вся шхемская община (примерно пятьсот человек в начале 2003 г.), что было вызвано как тяжелыми бытовыми условиями в самаритянском квартале Шхема, так и трениями с местным арабо-мусульманским большинством.

Примечания

Источники и ссылки

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ГРИЗИМ в ЭЕЭ

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация