Гризим (гора)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Строка 35: | Строка 35: | ||
}} | }} | ||
'''Гризим''' (הַר גְּרִזִים; по-арабски جبل جرزيم - Джабал-ат-Тур, буквально `гора Тур`, от [[Самаритяне|самаритянского]] Тура бриха — `Гора благословения`), одна из двух самых высоких гор в [[Самария|Самарии]] (881 м над уровнем моря), подступающая с юга к [[Шхем]]у (вторая — [[гора Эйвал]], севернее [[Шхем]]а, высота 940 м). Для [[Самаритяне|самаритян]] Гризим самое священное место в [[Эрец-Исраэль]]. | '''Гризим''' (הַר גְּרִזִים; по-арабски جبل جرزيم - Джабал-ат-Тур, буквально `гора Тур`, от [[Самаритяне|самаритянского]] Тура бриха — `Гора благословения`), одна из двух самых высоких гор в [[Самария|Самарии]] (881 м над уровнем моря), подступающая с юга к [[Шхем]]у (вторая — [[гора Эйвал]], севернее [[Шхем]]а, высота 940 м). Для [[Самаритяне|самаритян]] Гризим самое священное место в [[Эрец-Исраэль]]. | ||
- | + | ||
Возможно, название горы связано с понятием «быть отрезанным, отделенным» {{Библия|Втор|11:29}}, {{Библия|Нав|8:33}}, {{Библия|Суд|9:7}}, {{Библия|2Мак|6:2}}). | Возможно, название горы связано с понятием «быть отрезанным, отделенным» {{Библия|Втор|11:29}}, {{Библия|Нав|8:33}}, {{Библия|Суд|9:7}}, {{Библия|2Мак|6:2}}). | ||
- | + | ||
== Гризим в [[ТаНаХ]]е== | == Гризим в [[ТаНаХ]]е== | ||
Согласно [[Библия|Библии]] (Втор. 11:29, 27:2–5 и 12,13), [[Моше]] завещал поставить после перехода через реку [[Иордан]] большие камни, обмазанные известью, на горе Эйвал и написать на них «все слова Закона» ({{Библия|Втор|27:2|—8}}), там же устроить [[жертвенник]], а затем шести коленам Израиля ([[Шимон (сын Яакова), одно из колен еврейского народа|Шимъон]], [[Леви]], [[Иеhуда]], [[Иссахар]], [[Вениамин|Биньямин]]) с горы Гризим произносить благословения народу, а остальным шести с горы Эйвал — проклятия нарушителям заповедей. Это завещание исполнил [[Иехошуа Бин Нун|Иехошуа бин Нун]] (ИбН. 8:30–35). [[Ковчег Завета]], окруженный священниками и [[Левиты|левитами]], находился при этом обряде, по-видимому, между двумя горами. | Согласно [[Библия|Библии]] (Втор. 11:29, 27:2–5 и 12,13), [[Моше]] завещал поставить после перехода через реку [[Иордан]] большие камни, обмазанные известью, на горе Эйвал и написать на них «все слова Закона» ({{Библия|Втор|27:2|—8}}), там же устроить [[жертвенник]], а затем шести коленам Израиля ([[Шимон (сын Яакова), одно из колен еврейского народа|Шимъон]], [[Леви]], [[Иеhуда]], [[Иссахар]], [[Вениамин|Биньямин]]) с горы Гризим произносить благословения народу, а остальным шести с горы Эйвал — проклятия нарушителям заповедей. Это завещание исполнил [[Иехошуа Бин Нун|Иехошуа бин Нун]] (ИбН. 8:30–35). [[Ковчег Завета]], окруженный священниками и [[Левиты|левитами]], находился при этом обряде, по-видимому, между двумя горами. | ||
Строка 51: | Строка 51: | ||
Возможно, что в противовес [[Храм|Иерусалимскому храму]] в конце V в. до н. э. самаритяне построили собственный на Гризим. [[Антиох IV Эпифан]] после 167 г. до н. э. превратил его в храм Зевса, а в 129 г. до н. э. он был разрушен [[Гиркан I Иоханан|Гирканом I Иохананом]] (сохранились следы лестниц на западном склоне Гризим). | Возможно, что в противовес [[Храм|Иерусалимскому храму]] в конце V в. до н. э. самаритяне построили собственный на Гризим. [[Антиох IV Эпифан]] после 167 г. до н. э. превратил его в храм Зевса, а в 129 г. до н. э. он был разрушен [[Гиркан I Иоханан|Гирканом I Иохананом]] (сохранились следы лестниц на западном склоне Гризим). | ||
- | + | ||
В 66 г. н. э. на Гризим укрепились [[самаритяне]], решившие принять участие в [[Иудейская Война I|Иудейской войне I]], но в 67 г. большая часть их погибла от рук римских легионеров. Подавив [[Восстание Бар-Кохбы ]], император [[Адриан, Публий Элий|Адриан]] построил на восточном отроге Гризим новый храм Юпитера, уничтоженный в IV в. при императоре [[Юлиан Отступник|Юлиане Отступнике]] (на восточном склоне Гризим сохранились остатки ступеней, ведших в этот храм). | В 66 г. н. э. на Гризим укрепились [[самаритяне]], решившие принять участие в [[Иудейская Война I|Иудейской войне I]], но в 67 г. большая часть их погибла от рук римских легионеров. Подавив [[Восстание Бар-Кохбы ]], император [[Адриан, Публий Элий|Адриан]] построил на восточном отроге Гризим новый храм Юпитера, уничтоженный в IV в. при императоре [[Юлиан Отступник|Юлиане Отступнике]] (на восточном склоне Гризим сохранились остатки ступеней, ведших в этот храм). | ||
Строка 59: | Строка 59: | ||
На Гризим самаритяне поныне отмечают главные праздники и совершают пасхальное жертвоприношение (несколько в стороне от вершины, занятой мусульманским кладбищем). Дни от десятого [[Нисан]]а до конца [[Песах]]а) вся самаритянская община проводит на Гризим. | На Гризим самаритяне поныне отмечают главные праздники и совершают пасхальное жертвоприношение (несколько в стороне от вершины, занятой мусульманским кладбищем). Дни от десятого [[Нисан]]а до конца [[Песах]]а) вся самаритянская община проводит на Гризим. | ||
- | |||
=== Гризим в Новое время === | === Гризим в Новое время === | ||
В начале 1980-х гг. самаритяне основали на склоне горы Гризим поселение Кирьят-Луза, куда постепенно переселилась почти вся шхемская община (примерно пятьсот человек в начале 2003 г.), что было вызвано как тяжелыми бытовыми условиями в самаритянском квартале Шхема, так и трениями с местным арабо-мусульманским большинством. | В начале 1980-х гг. самаритяне основали на склоне горы Гризим поселение Кирьят-Луза, куда постепенно переселилась почти вся шхемская община (примерно пятьсот человек в начале 2003 г.), что было вызвано как тяжелыми бытовыми условиями в самаритянском квартале Шхема, так и трениями с местным арабо-мусульманским большинством. | ||
Строка 70: | Строка 69: | ||
* КЕЭ, том 2, кол. 221–222 | * КЕЭ, том 2, кол. 221–222 | ||
* [http://beebible.narod.ru/geval-i-garizim.html Гевал и Гаризим] | * [http://beebible.narod.ru/geval-i-garizim.html Гевал и Гаризим] | ||
+ | <gallery widths="150px" heights="180px" perrow="5"> | ||
+ | File:Gerizim sign.jpg|Дорожный указатель на гору Гризим и самаритянский посёлок Кирьят-Луза. | ||
+ | File:Samaritans marking Sukkot on Mount Gerizim, West Bank - 20051017.jpg|Самаритяне празднуют Суккот на горе Гризим | ||
+ | File:Nablus panorama-cropped.jpg|Панорама Шхема на фоне горы Гризим | ||
+ | File:Samaritans on Mount Gerizim, West Bank - 20060429.jpg|Самаритяне на горе Гризим | ||
+ | </gallery> | ||
{{ElevenCopyRight|11303|ГРИЗИМ}} | {{ElevenCopyRight|11303|ГРИЗИМ}} | ||
Строка 76: | Строка 81: | ||
[[Категория:География Израиля]] | [[Категория:География Израиля]] | ||
[[Категория:Иудея и Самария]] | [[Категория:Иудея и Самария]] | ||
+ | [[Категория:Древние народы]] |
Версия 11:36, 5 апреля 2013
Источник: | ||||||||
|
Гризим ивр. הר גריזים |
|
Файл:Grizim.jpg | |
гора Гризим (2002) | |
Координаты: | |
Страна | Израиль |
Высота вершины | 881 м |
Гризим (הַר גְּרִזִים; по-арабски جبل جرزيم - Джабал-ат-Тур, буквально `гора Тур`, от самаритянского Тура бриха — `Гора благословения`), одна из двух самых высоких гор в Самарии (881 м над уровнем моря), подступающая с юга к Шхему (вторая — гора Эйвал, севернее Шхема, высота 940 м). Для самаритян Гризим самое священное место в Эрец-Исраэль.
Возможно, название горы связано с понятием «быть отрезанным, отделенным» Втор.11:29, Нав.8:33, Суд.9:7, 2Мак.6:2).
Содержание |
Гризим в ТаНаХе
Согласно Библии (Втор. 11:29, 27:2–5 и 12,13), Моше завещал поставить после перехода через реку Иордан большие камни, обмазанные известью, на горе Эйвал и написать на них «все слова Закона» (Втор.27:2—8), там же устроить жертвенник, а затем шести коленам Израиля (Шимъон, Леви, Иеhуда, Иссахар, Биньямин) с горы Гризим произносить благословения народу, а остальным шести с горы Эйвал — проклятия нарушителям заповедей. Это завещание исполнил Иехошуа бин Нун (ИбН. 8:30–35). Ковчег Завета, окруженный священниками и левитами, находился при этом обряде, по-видимому, между двумя горами.
В самаритянском варианте Торы написано, что жертвенник был не на Эйваль, а на Гризим.
Впоследствии исторический древний Шхем был построен в долине между этими двумя горами. Территория, на которой находятся горы, входила в удел Эфраима.
История Гризим
После возвращения жителей Иудейского царства из вавилонского плена самаритяне, отвергнутые вождями вернувшихся (Эз. 4:1–3; Нех. 2:19, 20), объявили Гризим более священным местом, чем Иерусалим.
По их утверждениям, на горе Гризим совершилась акеда; Гризим и есть Бейт-Эль, где Господь заключил союз с Яаковом, и она же — Мория; жертвенник Моше завещал устроить не на горе Эйвал, а на Гризим. В своем тексте Пятикнижия самаритяне слово «гора» в нескольких стихах (например, в Исх. 20:15 и Втор. 5:19, 20) заменили на Гризим, а выражение «место, которое изберет Господь» (то есть место, которое Бог назначит для принесения ему жертв после завоевания Ханаана, см. Втор. 12:5, 11 и далее) — словами «место, которое избрал Господь», имея в виду Гризим.
Возможно, что в противовес Иерусалимскому храму в конце V в. до н. э. самаритяне построили собственный на Гризим. Антиох IV Эпифан после 167 г. до н. э. превратил его в храм Зевса, а в 129 г. до н. э. он был разрушен Гирканом I Иохананом (сохранились следы лестниц на западном склоне Гризим).
В 66 г. н. э. на Гризим укрепились самаритяне, решившие принять участие в Иудейской войне I, но в 67 г. большая часть их погибла от рук римских легионеров. Подавив Восстание Бар-Кохбы , император Адриан построил на восточном отроге Гризим новый храм Юпитера, уничтоженный в IV в. при императоре Юлиане Отступнике (на восточном склоне Гризим сохранились остатки ступеней, ведших в этот храм).
Между 379 г. и 395 г. у основания Гризим самаритяне соорудили синагогу. Она была разрушена при императоре Зеноне (правил в 474–491 гг.) в отместку за попытку самаритян восстать в 484 г., и ее место заняла церковь Девы Марии (разрушена в 754–755 гг.; раскопки в 1927–28 гг. и в 1946 г.). В 529 г., при новых выступлениях самаритян, церковь была окружена крепостной стеной (разобрана между 813 г. и 833 г.). Рядом с руинами церкви высится мечеть-гробница (XII в.) шейха Анама ибн-Али, сподвижника Саладина.[1]
С Гризим связан ряд средневековых легенд. Так, Биньямин из Туделы приводит предание самаритян о том, что жертвенник на Гризим сложен из камней, на которых после перехода через Иордан были записаны «все слова Закона». Другое самаритянское предание гласит, что на Гризим спрятаны Тора Моше, священные сосуды и манна, которые будут найдены при явлении Мессии. Обилие родников и зелени на Гризим и их отсутствие на горе Эйвал легенда самаритян объясняет назначением этих гор в завещании Моисея.
На Гризим самаритяне поныне отмечают главные праздники и совершают пасхальное жертвоприношение (несколько в стороне от вершины, занятой мусульманским кладбищем). Дни от десятого Нисана до конца Песаха) вся самаритянская община проводит на Гризим.
Гризим в Новое время
В начале 1980-х гг. самаритяне основали на склоне горы Гризим поселение Кирьят-Луза, куда постепенно переселилась почти вся шхемская община (примерно пятьсот человек в начале 2003 г.), что было вызвано как тяжелыми бытовыми условиями в самаритянском квартале Шхема, так и трениями с местным арабо-мусульманским большинством.
Примечания
Источники и ссылки
Гризим (гора) на Викискладе? |
- КЕЭ, том 2, кол. 221–222
- Гевал и Гаризим
Gerizim sign.jpg
Дорожный указатель на гору Гризим и самаритянский посёлок Кирьят-Луза. |
Samaritans marking Sukkot on Mount Gerizim, West Bank - 20051017.jpg
Самаритяне празднуют Суккот на горе Гризим |
Nablus panorama-cropped.jpg
Панорама Шхема на фоне горы Гризим |
Samaritans on Mount Gerizim, West Bank - 20060429.jpg
Самаритяне на горе Гризим |
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.