Хол hа-Моэд (полупраздничные дни)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (оформление)
Raphael (Обсуждение | вклад)
(консолидация-2)
Строка 21: Строка 21:
'''Хол hа-Моэд''' ({{lang-he|חֹל [חוֹל] הַמּוֹעֵד}} - `будни праздника`) - промежуточные дни в [[Песах]] и [[Суккот]], не обладающие статусом праздника, но и не будни.
'''Хол hа-Моэд''' ({{lang-he|חֹל [חוֹל] הַמּוֹעֵד}} - `будни праздника`) - промежуточные дни в [[Песах]] и [[Суккот]], не обладающие статусом праздника, но и не будни.
 +
Эти дни приходятся на 17—20 числа еврейского месяца [[Нисан]]. Поскольку в диаспоре праздники из [[Тора|Торы]] удваиваются, второй день [[Суккот]] и Песаха — В [[Земля Израиля|Земле Израиля]] является Холь hа-Моэд, а в диаспоре оказывается праздником ([[Йом тов]]).
== В Пятикнижии ==
== В Пятикнижии ==
   
   
-
[[Библия]] не употребляет термин хол hа-моэд, однако в Пятикнижии (Лев. 23:35–37, Чис. 28:17, 18, 29:12) говорится о том, что хотя праздники Песах и Суккот должны продолжаться семь дней, только первый и последний из семи дней Песаха, а также первый день Суккот и день Шмини Ацерет, следующий за семью днями Суккот, определяются как микра’эй кодеш (`речения святые`); только в эти дни, как в [[Суббота|субботу]], предписывается не совершать созидательного [[Труд|труда]] (мелаха), а в хол hа-моэд нет запрета на труд.  
+
[[Библия]] не употребляет термин хол hа-моэд, однако в Пятикнижии<ref>Лев. 23:35–37, Чис. 28:17, 18, 29:12</ref> говорится о том, что хотя праздники Песах и Суккот должны продолжаться семь дней, только первый и последний из семи дней Песаха, а также первый день Суккот и день Шмини Ацерет, следующий за семью днями Суккот, определяются как микра’эй кодеш (`речения святые`); только в эти дни, как в [[Суббота|субботу]], предписывается не совершать созидательного [[Труд|труда]] (мелаха), а в хол hа-моэд нет запрета на труд.  
В течение этих семи дней предписано совершать добавочное [[Жертвоприношение|жертвоприношение]] — [[Мусаф|мусаф]].
В течение этих семи дней предписано совершать добавочное [[Жертвоприношение|жертвоприношение]] — [[Мусаф|мусаф]].
== В Талмуде ==
== В Талмуде ==
-
Только в [[Талмуд|Талмуде]] промежуточные дни праздника Песах и Суккот получили название хулло шел моэд, или просто моэд.  
+
Только в [[Талмуд]]е промежуточные дни праздника Песах и Суккот получили название хулло шел моэд, или просто моэд.  
-
Талмуд (МК. 12б) рассказывает о том, как совершали жатву в хол hа-моэд на полях рава [[Хуна|Хуны]]. Согласно мнению большинства галахических авторитетов, в хол hа-моэд разрешено делать любую работу для нужд праздника, однако некоторые мудрецы придерживались иного мнения и вводили всяческие ограничения (МК. 13б).
+
Талмуд<ref>МК. 12б</ref> рассказывает о том, как совершали жатву в хол hа-моэд на полях рава [[Хуна|Хуны]]. Согласно мнению большинства галахических авторитетов, в хол hа-моэд разрешено делать любую работу для нужд праздника, однако некоторые мудрецы придерживались иного мнения и вводили всяческие ограничения (МК. 13б).
-
== В Устном Законе ==
+
-
В [[Устный Закон|Устном Законе]] обязательные установления микр’аэй кодеш были распространены на хол hа-моэд: было постановлено и в эти дни избегать созидательного труда, но, в отличие от праздников и субботы, только некоторых его видов.  
+
В [[мидраш]]е [[Псикта Де-Рав Кахана]] написано: «Дал Ты праздники народу Израиля, и вот они едят, и пьют, и радуются, и приходят в синагоги и в бет-мидраши и умножают молитвы и жертвоприношения», а как антитеза еврейскому празднику представлено было праздничное времяпрепровождение римлян.  
-
Какой вид труда можно совершать в хол hа-моэд, определяет принцип: «Всякое дело, которому потерянным быть [если не совершить работу], можно делать в хол hа-моэд, а то, которому не быть потерянным, не делают в хол hа-моэд» (Тос., МК. 1:11).  
+
Однако, по-видимому, благостный характер хол hа-моэд не всегда сохранялся. Так, один из [[Амораи|амораев]] сетовал: «Был дан хол hа-моэд для еды и питья и изучения Торы, а эти едят, пьют и бесчинствуют»<ref>ТИ., МК. 2:3; 80а</ref>.
-
В Устном Законе на хол hа-моэд распространяется установление: «Радуйся в праздники твои» (Втор. 16:14).  
+
Хол hа-моэд посвящены трактаты Моэд Катан Мишны, [[Тосефта|Тосефты]] и Талмуда.
 +
== Законы холь hа‐моэд ==
 +
В Устном Законе на хол hа-моэд распространяется установление: «Радуйся в праздники твои»<ref>Втор. 16:14</ref>. Принято в эти дни носить праздничную одежду, проводить время за праздничными трапезами, посещать друзей и т. д.  
-
Принято в эти дни носить праздничную одежду, проводить время за праздничными трапезами, посещать друзей и т. д.  
+
Согласно [[Мишна|Мишне]] (МК. 1:3), в хол hа-моэд не заключают [[Брак|брачных]] союзов, в Талмуде этот обычай объясняют тем, что не следует смешивать две радости разной природы. Согласно другому мнению, свадьба — слишком хлопотная затея для дней хол hа-моэд.
 +
=== Специальные службы ===
 +
В Субботу холь hа‐моэд Песаха читают [[Песнь Песней]], а Суккота — [[Книга Екклесиаста|Коhэлет (Книга Екклесиаста)]].
 +
=== Отношение к работе в холь hа‐моэд ===
 +
В [[Устный Закон|Устном Законе]] обязательные установления микр’аэй кодеш были распространены на хол hа-моэд: было постановлено и в эти дни избегать созидательного труда, но, в отличие от праздников и субботы, только некоторых его видов.  
-
В [[Мидраш|мидраше]] [[Псикта Де-Рав Кахана|Псикта де-рав Кахана]] написано: «Дал Ты праздники народу Израиля, и вот они едят, и пьют, и радуются, и приходят в синагоги и в бет-мидраши и умножают молитвы и жертвоприношения», а как антитеза еврейскому празднику представлено было праздничное времяпрепровождение римлян.  
+
Какой вид труда можно совершать в хол hа-моэд, определяет принцип: «Всякое дело, которому потерянным быть [если не совершить работу], можно делать в хол hа-моэд, а то, которому не быть потерянным, не делают в хол hа-моэд»<ref>Тос., МК. 1:11</ref>.  
-
Однако, по-видимому, благостный характер хол hа-моэд не всегда сохранялся. Так, один из [[Амораи|амораев]] сетовал: «Был дан хол hа-моэд для еды и питья и изучения Торы, а эти едят, пьют и бесчинствуют» (ТИ., МК. 2:3; 80а). Согласно [[Мишна|Мишне]] (МК. 1:3), в хол hа-моэд не заключают брачных союзов (см. [[Брак]]).  
+
В холь hа‐моэд запрещены стирка, сельскохозяйственные работы, стрижка, торговые операции. Разрешённые же работы надо выполнять подчеркнуто непрофессионально. Например, зашивая одежду, не следует делать ровный и крепкий шов, как сделал бы портной<ref>[http://www.arirom.com/rus/ShulchanAruch/chap102.htm [[Шулхан Арух]], Глава 102: Холь а-моэд]</ref>.
-
В Талмуде этот обычай объясняют тем, что не следует смешивать две радости разной природы.  
+
Более святыми днями являются [[праздники]] [[Тора|Торы]] (в эти дни запрещена вся работа, кроме приготовления пищи или помощи больным) — [[Рош hа-Шана]], [[Песах]], [[Шавуот]], [[Суккот]], [[Шмини Ацерет]] и [[Симхат Тора]]. Во времена [[Храм]]а, по крайней мере в один из трёх праздников года ([[Песах]], [[Шавуот]] и [[Суккот]]), совершали [[паломничество]] в [[Иерусалим]].
-
Согласно другому мнению, свадьба — слишком хлопотная затея для дней хол hа-моэд. Хол hа-моэд посвящены трактаты Моэд Катан Мишны, [[Тосефта|Тосефты]] и Талмуда.
+
Менее важными днями чем «Холь hа-Моэд» считаются дни «[[Рош Ходеш]]» (начало месяца) тоже лучше не работать, так как этот праздник тоже выделен [[Тора|Торой]], но если надо, то работа в эти дни грехом не считается.
 +
== Примечания ==
 +
<references/>
== Ссылки ==
== Ссылки ==
* [http://www.machanaim.org/holidays/kalend/kalend5.htm 5. Даты Еврейского года]
* [http://www.machanaim.org/holidays/kalend/kalend5.htm 5. Даты Еврейского года]
* [http://torah.org/learning/rabbiwein/5763/sukkos.html Past Perfect] {{ref-en}}
* [http://torah.org/learning/rabbiwein/5763/sukkos.html Past Perfect] {{ref-en}}
-
{{ElevenCopyRight|14541|ХОЛ hа-МОЭД}}
+
{{ElevenCopyRight|14541|Холь ха-моэд}}
{{еврейские праздники}}
{{еврейские праздники}}
{{Суккот}}
{{Суккот}}

Версия 10:26, 29 марта 2013



Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья


Хол hа-Моэд (ивр. חֹל [חוֹל] הַמּוֹעֵד‎ - `будни праздника`) - промежуточные дни в Песах и Суккот, не обладающие статусом праздника, но и не будни.

Эти дни приходятся на 17—20 числа еврейского месяца Нисан. Поскольку в диаспоре праздники из Торы удваиваются, второй день Суккот и Песаха — В Земле Израиля является Холь hа-Моэд, а в диаспоре оказывается праздником (Йом тов).

Содержание

В Пятикнижии

Библия не употребляет термин хол hа-моэд, однако в Пятикнижии[1] говорится о том, что хотя праздники Песах и Суккот должны продолжаться семь дней, только первый и последний из семи дней Песаха, а также первый день Суккот и день Шмини Ацерет, следующий за семью днями Суккот, определяются как микра’эй кодеш (`речения святые`); только в эти дни, как в субботу, предписывается не совершать созидательного труда (мелаха), а в хол hа-моэд нет запрета на труд.

В течение этих семи дней предписано совершать добавочное жертвоприношениемусаф.

В Талмуде

Только в Талмуде промежуточные дни праздника Песах и Суккот получили название хулло шел моэд, или просто моэд.

Талмуд[2] рассказывает о том, как совершали жатву в хол hа-моэд на полях рава Хуны. Согласно мнению большинства галахических авторитетов, в хол hа-моэд разрешено делать любую работу для нужд праздника, однако некоторые мудрецы придерживались иного мнения и вводили всяческие ограничения (МК. 13б).

В мидраше Псикта Де-Рав Кахана написано: «Дал Ты праздники народу Израиля, и вот они едят, и пьют, и радуются, и приходят в синагоги и в бет-мидраши и умножают молитвы и жертвоприношения», а как антитеза еврейскому празднику представлено было праздничное времяпрепровождение римлян.

Однако, по-видимому, благостный характер хол hа-моэд не всегда сохранялся. Так, один из амораев сетовал: «Был дан хол hа-моэд для еды и питья и изучения Торы, а эти едят, пьют и бесчинствуют»[3].

Хол hа-моэд посвящены трактаты Моэд Катан Мишны, Тосефты и Талмуда.

Законы холь hа‐моэд

В Устном Законе на хол hа-моэд распространяется установление: «Радуйся в праздники твои»[4]. Принято в эти дни носить праздничную одежду, проводить время за праздничными трапезами, посещать друзей и т. д.

Согласно Мишне (МК. 1:3), в хол hа-моэд не заключают брачных союзов, в Талмуде этот обычай объясняют тем, что не следует смешивать две радости разной природы. Согласно другому мнению, свадьба — слишком хлопотная затея для дней хол hа-моэд.

Специальные службы

В Субботу холь hа‐моэд Песаха читают Песнь Песней, а Суккота — Коhэлет (Книга Екклесиаста).

Отношение к работе в холь hа‐моэд

В Устном Законе обязательные установления микр’аэй кодеш были распространены на хол hа-моэд: было постановлено и в эти дни избегать созидательного труда, но, в отличие от праздников и субботы, только некоторых его видов.

Какой вид труда можно совершать в хол hа-моэд, определяет принцип: «Всякое дело, которому потерянным быть [если не совершить работу], можно делать в хол hа-моэд, а то, которому не быть потерянным, не делают в хол hа-моэд»[5].

В холь hа‐моэд запрещены стирка, сельскохозяйственные работы, стрижка, торговые операции. Разрешённые же работы надо выполнять подчеркнуто непрофессионально. Например, зашивая одежду, не следует делать ровный и крепкий шов, как сделал бы портной[6].

Более святыми днями являются праздники Торы (в эти дни запрещена вся работа, кроме приготовления пищи или помощи больным) — Рош hа-Шана, Песах, Шавуот, Суккот, Шмини Ацерет и Симхат Тора. Во времена Храма, по крайней мере в один из трёх праздников года (Песах, Шавуот и Суккот), совершали паломничество в Иерусалим.

Менее важными днями чем «Холь hа-Моэд» считаются дни «Рош Ходеш» (начало месяца) тоже лучше не работать, так как этот праздник тоже выделен Торой, но если надо, то работа в эти дни грехом не считается.

Примечания

  1. Лев. 23:35–37, Чис. 28:17, 18, 29:12
  2. МК. 12б
  3. ТИ., МК. 2:3; 80а
  4. Втор. 16:14
  5. Тос., МК. 1:11
  6. Шулхан Арух, Глава 102: Холь а-моэд

Ссылки

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Холь ха-моэд в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация