Праздник Песах - краткое описание
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
м (→История праздника: дополнение) |
м (→История и происхождение Песаха: дополнение) |
||
Строка 36: | Строка 36: | ||
Накануне последней из десяти [[Казни египетские|казней египетских]] — поражения первенцев — Бог повелел евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо, а их кровью отметить дверные косяки<ref>{{Библия|Исх|12:22|,23}}</ref>, в результате чего в ночь 15 [[нисан]]а Бог «прошёл мимо» (''пасах'') домов евреев и они были спасены. | Накануне последней из десяти [[Казни египетские|казней египетских]] — поражения первенцев — Бог повелел евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо, а их кровью отметить дверные косяки<ref>{{Библия|Исх|12:22|,23}}</ref>, в результате чего в ночь 15 [[нисан]]а Бог «прошёл мимо» (''пасах'') домов евреев и они были спасены. | ||
- | Также словом «песах» назывался годовалый агнец или козленок, приносившийся в жертву в канун этого праздника (14 нисана к вечеру); его зажаривали целиком и съедали на семейной праздничной трапезе ночью<ref>Исх. 12:1–28, 43–49; ср. Втор. 16:1–8, где упомянут и теленок</ref>. Тот, кто, не обладая [[Ритуальная Чистота|ритуальной чистотой]] или находясь слишком далеко от [[Храм | + | Также словом «песах» назывался годовалый агнец или козленок, приносившийся в жертву в канун этого праздника (14 нисана к вечеру); его зажаривали целиком и съедали на семейной праздничной трапезе ночью<ref>Исх. 12:1–28, 43–49; ср. Втор. 16:1–8, где упомянут и теленок</ref>. Тот, кто, не обладая [[Ритуальная Чистота|ритуальной чистотой]] или находясь слишком далеко от [[Храм]]а, не мог выполнить этот обряд 14 нисана, мог совершить его месяцем позже<ref>Чис. 9:1–14</ref>; это второй (Песах шени), или малый Песах, согласно позднейшей терминологии. |
+ | |||
+ | В книге [[Иехошуа Бин Нун|Иеhошуа бин Нуна]] говорится, что израильтяне, войдя в [[Эрец-Исраэль]], праздновали Песах в [[Гилгал]]e<ref>ИбН. 5:9–10</ref>. В [[Хроник Книга|книге Хроник]] рассказывается о праздновании Песаха в Иерусалиме в царствование [[Хизкияhу]]<ref>II Хр. 30:1–21</ref> и [[Иошияhу]]<ref>II Хр. 35:1–18</ref>. [[Иосиф Флавий]] сообщает, что в 65 г. н. э. в [[Иерусалим]] на [[жертвоприношение]] пасхальных агнцев в Храме прибыло не менее трех миллионов человек<ref>Война 2:280</ref>; такая же цифра приводится в [[Талмуд]]е <ref>Псах. 64б</ref>. С разрушением Второго храма (70 г. н. э.) жертвоприношение агнца прекратилось, в то время как другие пасхальные обряды сохранялись. [[Самаритяне]], культовый центр которых находится на горе [[Гризим]], до сегодняшнего дня приносят там в жертву пасхального агнца. | ||
== Заповеди == | == Заповеди == |
Версия 19:57, 5 марта 2013
Песах ивр. פֶּסַח | |
---|---|
Файл:A Seder table setting.jpg | |
Праздничный стол, приготовленный для пасхального седера. | |
Тип | Еврейский |
иначе | Праздник весны / Праздник свободы |
Значение | Праздник Исхода из Египта |
Установлен | Тора |
Отмечается | евреями |
в период с | 15 нисан |
по | 21 нисан |
Празднование | синагога, семья |
Традиции | Молитва в синагоге, Галель. Запрет работы в первый и седьмой (а вне Израиля и во второй и восьмой) день. хамец, седер, маца, Хаггада |
Связан с | Шавуот |
Пе́сах (ивр. פֶּסַח, букв. «миновал, обошёл», в ашкеназском произношении — Пе́йсах / Пе́йсох; арам. פִּסְחָא, Пи́сха; по-гречески и по-русски — Пасха) — центральный еврейский праздник в память об Исходе из Египта. Начинается на 15-й день весеннего месяца нисан и празднуется в течение 7 дней в Израиле и 8 — вне Израиля.
В данной статье дано краткое описание этого Праздника. Подробнее см. список ссылок в статье Песах.
Содержание |
В Израиле Песах — семидневный праздник, первый и последний дни которого — полноценные праздники и нерабочие дни. Промежуточные дни называются словами холь hа-моэд («праздничные будни»). За пределами Израиля праздник длится 8 дней, из которых первые два и заключительные два — полноценные праздники.
Название праздника
У праздника «Песах» несколько названий:
- Песах — от паса́х (ивр. פֶּסַח, миновал, прошел мимо) — в память о том, что Всевышний миновал еврейские дома, уничтожая первенцев Египта.
- Хаг а-Мацот — праздник опресноков — в память о том, что евреи питались мацой в годы рабства, а также о том, что во время выхода из Египта тесто не успело закваситься.
- Хаг а-Авив — праздник весны, когда отмечается праздник. Месяц нисан также называется месяц авив.
- Хаг а-Херут — праздник свободы — в память об Исходе из Египта.
История и происхождение Песаха
Накануне последней из десяти казней египетских — поражения первенцев — Бог повелел евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо, а их кровью отметить дверные косяки[1], в результате чего в ночь 15 нисана Бог «прошёл мимо» (пасах) домов евреев и они были спасены.
Также словом «песах» назывался годовалый агнец или козленок, приносившийся в жертву в канун этого праздника (14 нисана к вечеру); его зажаривали целиком и съедали на семейной праздничной трапезе ночью[2]. Тот, кто, не обладая ритуальной чистотой или находясь слишком далеко от Храма, не мог выполнить этот обряд 14 нисана, мог совершить его месяцем позже[3]; это второй (Песах шени), или малый Песах, согласно позднейшей терминологии.
В книге Иеhошуа бин Нуна говорится, что израильтяне, войдя в Эрец-Исраэль, праздновали Песах в Гилгалe[4]. В книге Хроник рассказывается о праздновании Песаха в Иерусалиме в царствование Хизкияhу[5] и Иошияhу[6]. Иосиф Флавий сообщает, что в 65 г. н. э. в Иерусалим на жертвоприношение пасхальных агнцев в Храме прибыло не менее трех миллионов человек[7]; такая же цифра приводится в Талмуде [8]. С разрушением Второго храма (70 г. н. э.) жертвоприношение агнца прекратилось, в то время как другие пасхальные обряды сохранялись. Самаритяне, культовый центр которых находится на горе Гризим, до сегодняшнего дня приносят там в жертву пасхального агнца.
Заповеди
Законы, связанные с Песахом, сформулированы в талмудическом трактате Псахим.
По мнению некоторых исследователей, праздник Песах в его окончательной форме возник в результате слияния двух изначально независимых праздников — собственно пасхальной церемонии и праздника опресноков. Возможно, пасхальная церемония развилась из обрядов, совершавшихся пастухами-кочевниками перед переходом с зимних пастбищ в пустыне на летние пастбища в обжитых районах, а обычай мазать дверные косяки кровью жертвы — из магического ритуала защиты стад.
Первоначально Песах отмечался в семейном кругу[9] — сначала в шатрах, а с поселением израильтян в Ханаане — в постоянных домах. После произведенной царем Иошияhу централизации культа в Иерусалимском Храме празднование Песаха там стало массовым[10]. Обычай закалывать жертвенное животное, готовить и съедать его мясо при Храме[11], видимо, сохранялся и после возвращения из вавилонского пленения.
Позднее, когда число участников увеличилось, при Храме производили только заклание, а трапезу совершали в частных домах Иерусалима[12]. Пасхальное жертвоприношение при Храме положило конец обряду мазать косяки: теперь кровью кропили алтарь[13].
Кашрут на Песах
Хамец (квасное)
Во время праздника Песах (еврейской Пасхи) к обычным правилам кашрута добавляются специфические запреты, связанные с квасным (хамец). Во все дни праздника запрещено не только есть, но и владеть «хамецом» в любом виде, поэтому до праздника существует ряд традиций как-то поиск, уничтожение, продажа хамеца.
Пригодные для Песаха продукты («Кошер ле-Песах»), можно есть круглый год.
Посуда на Песах
Из-за строгого отделения «хамеца» на Песах, в религиозных еврейских семьях, как правило, есть полный комплект посуды специально для Песаха. Ашкеназские семьи, которые покупают к празднику новую посуду, сначала погружают её в кипяток, чтобы убрать любые следы масел или материалов, которые могли содержать «хамец» (агалат келим). Некоторые сефардские семьи, использующие на Песах те же стаканы, что и в течение всего года, тщательно их перед этим моют.
Пост первенцев
В утро накануне Песаха начинается пост мужчин-первенцев в память о спасении первенцев Израиля во время «Казни первенцев», десятой из казней египетских.
Однако, фактически, большинство первенцев постятся лишь до окончания утренней молитвы в синагоге. Согласно традиции, тот, кто принимает участие в трапезе по поводу радостного события, освобождается от необходимости поститься. Поэтому перед Песахом существует распространённый обычай заканчивать изучение раздела Мишны или Талмуда и в честь этого устраивать в синагоге праздничную трапезу в утро перед Песахом. Таким образом, все участники этой трапезы освобождаются от поста.
Жертва Песах
Пасхальная жертва также называется «корба́н пе́сах» (в русском варианте — «пасха»). Согласно Пятикнижию[14], каждая семья (или группа семей, если они в отдельности слишком малы для съедания целого ягнёнка) должна отведать одного ягнёнка в ночь на 15 нисана. Ягнёнок не мог быть убит тем, во владении кого есть квасное. [15] Ягнёнок должен был быть зажарен[16] и съеден вместе с мацой и маро́ром[17]. Нельзя было ломать у жертвы кости.[18] До утра от жертвы не должно было ничего остаться.[19]
Позднее, во время существования Иерусалимского храма, пасхальная жертва съедалась во время пасхального седера 15 нисана. Однако после разрушения Храма жертвы уже не приносились, поэтому рассказ о «корбан-песах» пересказывается на пасхальном седере, а на блюде седера её символически представляет «зро́а» — жареная баранья голень, куриное крыло или ножка, которые не употребляются в пищу, но участвуют в ритуале.
Пасхальный Седер
Центральное событие праздника — пасхальный вечер (лейл а-седер или седер-песах, или просто се́дер / се́йдер).
Проведение Седера тщательно регламентировано и состоит из множества элементов, главное предписание этой церемонии — рассказывать детям об исходе из Египта.
Чтение Пасхальной hагады
В средние века выработался окончательный традиционный порядок обрядовой трапезы (включая форму ответов главы семьи на вопросы детей, застольные песнопения и т. п.), зафиксированный в Пасхальной hагаде - её читают в первый вечер Песаха (за пределами Израиля — в два первых вечера.
Четыре чаши
Во время Седера существует обязанность выпить четыре чаши вина (или виноградного сока). Это относится и к мужчинам, и к женщинам. Согласно Мишне[20], их должен выпить даже самый бедный человек. Каждая чаша служит вступлением в следующую часть Седера.
Маца
Заповедь предписывает съесть на седере по меньшей мере один кусок мацы размером с оливку. Ритуал седера предусматривает за вечер несколько моментов, в которые съедается маца.
Маца для праздника выпекается в течение предпраздничных недель. В ортодоксальных еврейских общинах мужчины традиционно собираются в группы для совместного ручного выпекания специальных листов мацы, называемых маца шмура.
Марор
В течение седера в различные моменты ритуала предписывается попробовать горькую зелень (от хрена до листьев салата) — маро́р.
Молитвы
В первый день Песаха в синагоге читается молитва о росе (таль) и полностью — hаллель (в странах рассеяния hаллель читается полностью в первые два дня, а в остальные дни Песаха — до середины); в субботу, выпадающую на один из дней праздничной недели, в синагогах ашкеназов читают Песнь Песней; в последний день Песаха читается Хазкарат Нешамот - этот день принято связывать с переходом через Красное Море.
Шалош регалим
Песах наряду с Суккот и Шавуот — один из трех паломнических праздников. Хотя, в отличие от двух последних, он не связан с земледелием, талмудическая традиция установила, что приношение омера должно совершаться на второй день Песаха.
В Израиле в связи с возрождением еврейского сельского хозяйства вновь стал значимым характер весеннего праздника; прекратившееся с разрушением Храма приношение омера символически восстановлено в киббуцах. Песах в Израиле — это пора массовых экскурсий и прогулок по всей стране и особых походов в Иерусалим, как бы воспроизводящих в новой форме древнее паломничество.
Праздничная неделя
Пожертвования
В еврейских общинах принято перед Песахом собирать меот хитим (`деньги на пшеницу) или кимха де-фисха (по-арамейски - `пасхальная мука`); первоначально собирались деньги на муку для мацы, а позднее — на пасхальный стол в пользу бедных членов общины.
В талмудическое время всякий, проживший год в данном поселении, был обязан жертвовать, а если сам был неимущим, мог получать меот хитим. В средневековой Европе было принято, чтобы раввин общины и семь ее видных членов составляли список жертвователей и получателей благотворительных денег.
Исру хаг
Следующий день после праздника Песах называется Исру хаг. Этот день служит для связи крупнейших праздников (Песах, Шавуот и Суккот) с остальными днями в году.
Отсчёт дней Омера
С ночи второго дня Песаха начинается отсчёт дней Омера. Во времена Храма днём первого дня приносили туда сноп («омер») пшеницы из нового урожая, и до этого евреям запрещалось пользоваться новым урожаем. Отсчёт дней Омера ведут в течение 49 дней, после чего на 50 день празднуется Шавуот (Пятидесятница).
Седьмой день Песаха
Седьмой, завершающий день Песаха, также является праздником
Всевышний повелевает: «в седьмой день также священное собрание; никакой работы не работайте» (Лев.23:8). Однако, не указывается причина праздника. Согласно традиции, в этот день воды Красного моря расступились перед евреями и поглотили преследовавшего их фараона (Исх.14:21–29). В память об этом в этот день читают отрывок из Торы, посвящённый данным событиям, включающий «Песнь на море».
Существует обычай идти к морю, реке или другому водоёму (в крайнем случае к фонтану) и петь там «Песнь на море».
Отличие еврейского Песаха от христианской Пасхи
Христианская Пасха есть производное от еврейского Песаха, но она связывается с другим событием - воскресением Иисуса. При этом пасхальный ужин (седер) Иисуса с учениками получил название Тайной вечери и стал прообразом «таинства» евхаристии (причастия). Во время вечери Иисус сравнивает себя с пасхальным ягненком (т.е. жертва пасхального ягненка рассматривается в качестве прообраза добровольного самопожертвования Иисуса для искупления грехов мира), и, произнося традиционное благословение над вином (Киддуш), уподобляет вино своей крови.
Это единственный христианский праздник, сохранивший связь с лунным еврейским календарем
Песах в современном Израиле
Возвращение народа из галута на историческую родину после Катастрофы и восстановление еврейской государственности воспринимается в Израиле как повторение решающих событий ранней еврейской истории, и в этом аспекте Песах как праздник освобождения приобретает особо актуальное значение.
Сноски и примечания
- ↑ Исх.12:22,23
- ↑ Исх. 12:1–28, 43–49; ср. Втор. 16:1–8, где упомянут и теленок
- ↑ Чис. 9:1–14
- ↑ ИбН. 5:9–10
- ↑ II Хр. 30:1–21
- ↑ II Хр. 35:1–18
- ↑ Война 2:280
- ↑ Псах. 64б
- ↑ Исх. 12:21
- ↑ II Ц. 23:21–23; ср. Втор. 16:2,7
- ↑ II Хр. 30; 35:13–14; Юб. 49:16–20
- ↑ Псах. 5:10, 7–12 и др.
- ↑ II Хр. 30:15–16; 35:11
- ↑ Чис.9:11, Исх.12:6
- ↑ Исх.23:18
- ↑ Исх.12:9
- ↑ Исх.12:8
- ↑ Исх.12:46
- ↑ Исх.12:10, 23:18
- ↑ Мишна, Псахим 10:1
Ссылки
- Песах
- Песах в контексте истории и современности
- Проведение пасхального седера с участием рава Ицхака Зильбера (видеофильм)
- Н. Миндел. "Полная история Песах" изд. Кегос
|
||
---|---|---|
Еврейские праздники
|
||
|
|||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Седер |
|
||||||||
Агада |
|
||||||||
Пасхальная еда |
|
||||||||
Религиозная традиция |
|