Праздник Песах - краткое описание

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (Пасхальный Седер)
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (Заповеди: дополнение)
Строка 41: Строка 41:
== Заповеди ==
== Заповеди ==
 +
Законы, связанные с Песахом, сформулированы в [[талмуд]]ическом трактате [[Псахим]].
 +
По мнению некоторых исследователей, праздник Песах в его окончательной форме возник в результате слияния двух изначально независимых праздников — собственно пасхальной церемонии и праздника опресноков. Возможно, пасхальная церемония развилась из обрядов, совершавшихся пастухами-кочевниками перед переходом с зимних пастбищ в пустыне на летние пастбища в обжитых районах, а обычай мазать дверные косяки кровью жертвы — из магического ритуала защиты стад.
По мнению некоторых исследователей, праздник Песах в его окончательной форме возник в результате слияния двух изначально независимых праздников — собственно пасхальной церемонии и праздника опресноков. Возможно, пасхальная церемония развилась из обрядов, совершавшихся пастухами-кочевниками перед переходом с зимних пастбищ в пустыне на летние пастбища в обжитых районах, а обычай мазать дверные косяки кровью жертвы — из магического ритуала защиты стад.
Первоначально Песах отмечался в семейном кругу<ref>Исх. 12:21</ref> — сначала в шатрах, а с поселением израильтян в [[Ханаан]]е — в постоянных домах. После произведенной царем [[Иошияhу]] централизации культа в Иерусалимском Храме празднование Песаха там стало массовым<ref>II Ц. 23:21–23; ср. Втор. 16:2,7</ref>. Обычай закалывать жертвенное животное, готовить и съедать его мясо при Храме<ref>II Хр. 30; 35:13–14; Юб. 49:16–20</ref>, видимо, сохранялся и после возвращения из [[Пленение Вавилонское|вавилонского пленения]].  
Первоначально Песах отмечался в семейном кругу<ref>Исх. 12:21</ref> — сначала в шатрах, а с поселением израильтян в [[Ханаан]]е — в постоянных домах. После произведенной царем [[Иошияhу]] централизации культа в Иерусалимском Храме празднование Песаха там стало массовым<ref>II Ц. 23:21–23; ср. Втор. 16:2,7</ref>. Обычай закалывать жертвенное животное, готовить и съедать его мясо при Храме<ref>II Хр. 30; 35:13–14; Юб. 49:16–20</ref>, видимо, сохранялся и после возвращения из [[Пленение Вавилонское|вавилонского пленения]].  
-
Позднее, когда число участников увеличилось, при Храме производили только заклание, а трапезу совершали в частных домах Иерусалима<ref>Псах. 5:10, 7–12 и др.</ref>. Пасхальное жертвоприношение при Храме положило конец обряду мазать дверной косяк кровью жертвы: теперь ею кропили алтарь<ref>II Хр. 30:15–16; 35:11</ref>.
+
Позднее, когда число участников увеличилось, при Храме производили только заклание, а трапезу совершали в частных домах Иерусалима<ref>Псах. 5:10, 7–12 и др.</ref>. Пасхальное жертвоприношение при Храме положило конец обряду мазать косяки: теперь кровью кропили алтарь<ref>II Хр. 30:15–16; 35:11</ref>.
=== Кашрут на Песах ===
=== Кашрут на Песах ===

Версия 21:05, 3 марта 2013

Песах ивр. פֶּסַח
Файл:A Seder table setting.jpg
Праздничный стол, приготовленный для пасхального седера.
Тип Еврейский
иначе Праздник весны / Праздник свободы
Значение Праздник Исхода из Египта
Установлен Тора
Отмечается евреями
в период с 15 нисан
по 21 нисан
Празднование синагога, семья
Традиции Молитва в синагоге, Галель.
Запрет работы в первый и седьмой (а вне Израиля и во второй и восьмой) день.
хамец, седер, маца, Хаггада
Связан с Шавуот

Пе́сах (ивр. פֶּסַח‎, букв. «миновал, обошёл», в ашкеназском произношении — Пе́йсах / Пе́йсох; арам. פִּסְחָא, Пи́сха; по-гречески и по-русски — Пасха) — центральный еврейский праздник в память об Исходе из Египта. Начинается на 15-й день весеннего месяца нисан и празднуется в течение 7 дней в Израиле и 8 — вне Израиля.

В данной статье дано краткое описание этого Праздника. Подробнее см. список ссылок в статье Песах.

Содержание

Тора запрещает евреям в течение праздника употреблять в пищу хлеб и любые другие продукты, содержащие зерновые, которые подверглись закваске (ивр. חָמֵץ‎, «хаме́ц» — квасное). Также Тора повелевает есть в эти дни мацу (опресноки).

Песах, наряду с Суккот и Шавуот, — один из трёх «праздников паломничества» («Шалош регалим»). В эти праздники в эпоху существования Иерусалимского храма массы еврейского народа поднимались в Иерусалим.

В Израиле Песах — семидневный праздник, первый и последний дни которого — полноценные праздники и нерабочие дни. Промежуточные дни называются словами холь а-моэ́д («праздничные будни»). За пределами Израиля праздник длится 8 дней, из которых первые два и заключительные два — полноценные праздники.

Название праздника

У праздника «Песах» несколько названий:

  1. Песах — от паса́х (ивр. פֶּסַח‎, миновал, прошел мимо) — в память о том, что Всевышний миновал еврейские дома, уничтожая первенцев Египта.
  2. Хаг а-Мацот — праздник опресноков — в память о том, что евреи питались мацой в годы рабства, а также о том, что во время выхода из Египта тесто не успело закваситься.
  3. Хаг а-Авив — праздник весны, когда отмечается праздник. Месяц нисан также называется месяц авив.
  4. Хаг а-Херут — праздник свободы — в память об Исходе из Египта.

История праздника

Основная статья: Исход

Согласно Пятикнижию (Исх.12:22,23), накануне последней из десяти казней египетских — поражения первенцев — Бог повелел евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо, а их кровью отметить дверные косяки, в результате чего в ночь 15 нисана Бог «прошёл мимо» (пасах) домов евреев и они были спасены.

Заповеди

Законы, связанные с Песахом, сформулированы в талмудическом трактате Псахим.

По мнению некоторых исследователей, праздник Песах в его окончательной форме возник в результате слияния двух изначально независимых праздников — собственно пасхальной церемонии и праздника опресноков. Возможно, пасхальная церемония развилась из обрядов, совершавшихся пастухами-кочевниками перед переходом с зимних пастбищ в пустыне на летние пастбища в обжитых районах, а обычай мазать дверные косяки кровью жертвы — из магического ритуала защиты стад.

Первоначально Песах отмечался в семейном кругу[1] — сначала в шатрах, а с поселением израильтян в Ханаане — в постоянных домах. После произведенной царем Иошияhу централизации культа в Иерусалимском Храме празднование Песаха там стало массовым[2]. Обычай закалывать жертвенное животное, готовить и съедать его мясо при Храме[3], видимо, сохранялся и после возвращения из вавилонского пленения.

Позднее, когда число участников увеличилось, при Храме производили только заклание, а трапезу совершали в частных домах Иерусалима[4]. Пасхальное жертвоприношение при Храме положило конец обряду мазать косяки: теперь кровью кропили алтарь[5].

Кашрут на Песах

Основная статья: Кашрут

Хамец (квасное)

Во время праздника Песах (еврейской Пасхи) к обычным правилам кашрута добавляются специфические запреты, связанные с квасным (хамец). Во все дни праздника запрещено не только есть, но и владеть «хамецом» в любом виде, поэтому до праздника существует ряд традиций как-то поиск, уничтожение, продажа хамеца.

Основная статья: Хамец

Пригодные для Песаха продукты («Кошер ле-Песах»), можно есть круглый год.

Посуда на Песах

Файл:Еврейская пасхальная посуда.jpg
Пасхальное блюдо, XIX век, фаянс

Из-за строгого отделения «хамеца» на Песах, в религиозных еврейских семьях, как правило, есть полный комплект посуды специально для Песаха. Ашкеназские семьи, которые покупают к празднику новую посуду, сначала погружают её в кипяток, чтобы убрать любые следы масел или материалов, которые могли содержать «хамец» (агалат келим). Некоторые сефардские семьи, использующие на Песах те же стаканы, что и в течение всего года, тщательно их перед этим моют.

Пост первенцев

В утро накануне Песаха начинается пост мужчин-первенцев в память о спасении первенцев Израиля во время «Казни первенцев», десятой из казней египетских.

Однако, фактически, большинство первенцев постятся лишь до окончания утренней молитвы в синагоге. Согласно традиции, тот, кто принимает участие в трапезе по поводу радостного события, освобождается от необходимости поститься. Поэтому перед Песахом существует распространённый обычай заканчивать изучение раздела Мишны или Талмуда и в честь этого устраивать в синагоге праздничную трапезу в утро перед Песахом. Таким образом, все участники этой трапезы освобождаются от поста.

Жертва Песах

Пасхальная жертва также называется «корба́н пе́сах» (в русском варианте — «пасха»). Согласно Пятикнижию[6], каждая семья (или группа семей, если они в отдельности слишком малы для съедания целого ягнёнка) должна отведать одного ягнёнка в ночь на 15 нисана. Ягнёнок не мог быть убит тем, во владении кого есть квасное. [7] Ягнёнок должен был быть зажарен[8] и съеден вместе с мацой и маро́ром[9]. Нельзя было ломать у жертвы кости.[10] До утра от жертвы не должно было ничего остаться.[11]

Позднее, во время существования Иерусалимского храма, пасхальная жертва съедалась во время пасхального седера 15 нисана. Однако после разрушения Храма жертвы уже не приносились, поэтому рассказ о «корбан-песах» пересказывается на пасхальном седере, а на блюде седера её символически представляет «зро́а» — жареная баранья голень, куриное крыло или ножка, которые не употребляются в пищу, но участвуют в ритуале.

Пасхальный Седер

Файл:1850ukr pesah.jpg
Празднование Песаха. Украинский лубок XIX века
Основная статья: Седер

Центральное событие праздника — пасхальный вечер (лейл а-седер или седер-песах, или просто се́дер / се́йдер).

Проведение Седера тщательно регламентировано и состоит из множества элементов, главное предписание этой церемонии — рассказывать детям об исходе из Египта.

Чтение Пасхальной hагады

Основная статья: Пасхальная Хаггада

В средние века выработался окончательный традиционный порядок обрядовой трапезы (включая форму ответов главы семьи на вопросы детей, застольные песнопения и т. п.), зафиксированный в Пасхальной hагаде - её читают в первый вечер Песаха (за пределами Израиля — в два первых вечера.

Четыре чаши

Во время Седера существует обязанность выпить четыре чаши вина (или виноградного сока). Это относится и к мужчинам, и к женщинам. Согласно Мишне[12], их должен выпить даже самый бедный человек. Каждая чаша служит вступлением в следующую часть Седера.

Маца

Файл:Matzo.jpg
Маца машинного изготовления.
Основная статья: Маца

Заповедь предписывает съесть на седере по меньшей мере один кусок мацы размером с оливку. Ритуал седера предусматривает за вечер несколько моментов, в которые съедается маца.

Маца для праздника выпекается в течение предпраздничных недель. В ортодоксальных еврейских общинах мужчины традиционно собираются в группы для совместного ручного выпекания специальных листов мацы, называемых маца шмура.

Марор

В течение седера в различные моменты ритуала предписывается попробовать горькую зелень (от хрена до листьев салата) — маро́р.

Молитвы

В первый день Песаха в синагоге читается молитва о росе (таль) и полностью — hаллель (в странах рассеяния hаллель читается полностью в первые два дня, а в остальные дни Песаха — до середины); в субботу, выпадающую на один из дней праздничной недели, в синагогах ашкеназов читают Песнь Песней; в последний день Песаха читается Хазкарат Нешамот - этот день принято связывать с переходом через Красное Море.

Шалош регалим

Песах наряду с Суккот и Шавуот — один из трех паломнических праздников. Хотя, в отличие от двух последних, он не связан с земледелием, талмудическая традиция установила, что приношение омера должно совершаться на второй день Песаха.

В Израиле в связи с возрождением еврейского сельского хозяйства вновь стал значимым характер весеннего праздника; прекратившееся с разрушением Храма приношение омера символически восстановлено в киббуцах. Песах в Израиле — это пора массовых экскурсий и прогулок по всей стране и особых походов в Иерусалим, как бы воспроизводящих в новой форме древнее паломничество.

Праздничная неделя

Пожертвования

В еврейских общинах принято перед Песахом собирать меот хитим (`деньги на пшеницу) или кимха де-фисха (по-арамейски - `пасхальная мука`); первоначально собирались деньги на муку для мацы, а позднее — на пасхальный стол в пользу бедных членов общины.

В талмудическое время всякий, проживший год в данном поселении, был обязан жертвовать, а если сам был неимущим, мог получать меот хитим. В средневековой Европе было принято, чтобы раввин общины и семь ее видных членов составляли список жертвователей и получателей благотворительных денег.

Исру хаг

Основная статья: Исру хаг

Следующий день после праздника Песах называется Исру хаг. Этот день служит для связи крупнейших праздников (Песах, Шавуот и Суккот) с остальными днями в году.

Отсчёт дней Омера

Основная статья: Отсчёт Омера

С ночи второго дня Песаха начинается отсчёт дней Омера. Во времена Храма днём первого дня приносили туда сноп («омер») пшеницы из нового урожая, и до этого евреям запрещалось пользоваться новым урожаем. Отсчёт дней Омера ведут в течение 49 дней, после чего на 50 день празднуется Шавуот (Пятидесятница).

Седьмой день Песаха

Седьмой, завершающий день Песаха, также является праздником

Всевышний повелевает: «в седьмой день также священное собрание; никакой работы не работайте»  (Лев.23:8). Однако, не указывается причина праздника. Согласно традиции, в этот день воды Красного моря расступились перед евреями и поглотили преследовавшего их фараона (Исх.14:21–29). В память об этом в этот день читают отрывок из Торы, посвящённый данным событиям, включающий «Песнь на море».

Существует обычай идти к морю, реке или другому водоёму (в крайнем случае к фонтану) и петь там «Песнь на море».

Отличие еврейского Песаха от христианской Пасхи

Христианская Пасха есть производное от еврейского Песаха, но она связывается с другим событием - воскресением Иисуса. При этом пасхальный ужин (седер) Иисуса с учениками получил название Тайной вечери и стал прообразом «таинства» евхаристии (причастия). Во время вечери Иисус сравнивает себя с пасхальным ягненком (т.е. жертва пасхального ягненка рассматривается в качестве прообраза добровольного самопожертвования Иисуса для искупления грехов мира), и, произнося традиционное благословение над вином (Киддуш), уподобляет вино своей крови.

Это единственный христианский праздник, сохранивший связь с лунным еврейским календарем

Песах в современном Израиле

Возвращение народа из галута на историческую родину после Катастрофы и восстановление еврейской государственности воспринимается в Израиле как повторение решающих событий ранней еврейской истории, и в этом аспекте Песах как праздник освобождения приобретает особо актуальное значение.

Сноски и примечания

  1. Исх. 12:21
  2. II Ц. 23:21–23; ср. Втор. 16:2,7
  3. II Хр. 30; 35:13–14; Юб. 49:16–20
  4. Псах. 5:10, 7–12 и др.
  5. II Хр. 30:15–16; 35:11
  6. Чис.9:11, Исх.12:6
  7. Исх.23:18
  8. Исх.12:9
  9. Исх.12:8
  10. Исх.12:46
  11. Исх.12:10, 23:18
  12. Мишна, Псахим 10:1

Ссылки

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Песах в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация