Хаберман, Авраhам Меир
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 46: | Строка 46: | ||
После смерти Хабермана эта библиотека была передана вдовой в дар Тель-Авивскому университету, и на ее основе в 1983 г. был открыт в [[Лод|Лоде]] Институт исследований литературы имени Хабермана. | После смерти Хабермана эта библиотека была передана вдовой в дар Тель-Авивскому университету, и на ее основе в 1983 г. был открыт в [[Лод|Лоде]] Институт исследований литературы имени Хабермана. | ||
+ | == Исследователь литературы == | ||
- | Исследованиями средневековой литературы Хаберман занялся в 1925 г., специализируясь в области ашкеназского (см. [[Ашкеназы]]) [[Пиют|пиюта]] со времен рабби Эфраима бен Яакова из Бонна (родился в 1132 г. – умер не ранее 1196 г.) | + | Исследованиями средневековой литературы Хаберман занялся в 1925 г., специализируясь в области ашкеназского (см. [[Ашкеназы]]) [[Пиют|пиюта]] со времен рабби Эфраима бен Яакова из Бонна (родился в 1132 г. – умер не ранее 1196 г.). |
- | + | Хаберман составлял, редактировал и издавал разнообразные сборники средневековых сочинений и документальных материалов: «Пиютей Раши» («Литургические стихи [[Раши]]», 1941), «Слихот у-фицмоним рабби Гершом бен Иехуда Меор hа-Гола» («Слихот и напевы рабби [[Гершом Бен Иехуда Меор hа-Гола|Гершома Меора hа-Гола]]», 1944), «Гзерот Ашкеназ ве-Царфат» («Гонения на евреев в Германии и Франции»; 1945), «Ницоцот геулла» («Искры избавления. Антология поэзии избавления и мессианизма», 1949), «Махберот Иммануэль hа-Роми» («Тетради [[Иммануэль Римский|Иммануэля Римского]]»; 1950), «Эвен бохан» («Пробный камень») Калонимоса бен Калонимоса (1957). Хаберман исследовал пять из [[Мёртвого Моря Свитки|Мертвого моря свитков]] и осуществил их научное издание в книге «Эда ве-эдут» («Община и ее закон», 1952; см. [[Кумранская Община|Кумранская община]]), а также редактировал [[Конкорданции|конкорданцию]] «Мегиллот мидбар Иехуда» («Свитки Иудейской пустыни», 1959). Три сборника статей Хабермана были изданы посмертно. | |
+ | == Писатель == | ||
+ | Хаберман был плодовитым автором, среди его книг: «hа-мадписим “Бней Сончино”» («Издания “Бней Сончино”», 1933; см. [[Сончино|Сончино, семья]]), «Гвилим: меа сиппурей Аггада» («Свитки: сто рассказов Аггады», 1942), «hа-Гениза» (1944), «Толдот hа-сефер hа-иври» («История еврейской книги», 1945), «hа-пиют» (1946), «Атерет ренаним» («Венец песнопений», 1967; сборник субботних и праздничных пиютов и песнопений), «hа-сефер hа-иври бе-хитпатхуто» («Еврейская книга в развитии», 1968), «Шаарей hа-сфарим иврим» («Титульные листы еврейских книг», 1969), «Толдот hа-пиют ве-hа-шира» («История пиюта и песен», 1970; обзор истории пиюта и еврейской поэзии, их развития в различных культурных центрах от постбиблейских времен до периода [[Хаскала|Хаскалы]]; см. также [[Наука О Еврействе|Наука о еврействе]]; разделы: 1896–1925,1947–1968). | ||
- | + | ||
+ | {{ElevenCopyRight|10995|ХАБЕРМАН Аврахам Меир}} |
Версия 20:08, 29 января 2013
Источник: | ||||||||
|
Хаберман, Аврахам Меир (Хейман hа-Иерушалми; 1901, Журавно, Галиция, – 1980, Иерусалим), библиограф, писатель и исследователь средневековой еврейской литературы.
Содержание |
Биографические сведения
Хаберман был единственным сыном в семье. Его отец, раввин, дал ему хорошее домашнее образование.
В хедере Хаберман учился у раввина Авива, знаменитого в Галиции толкователя Закона и знатока иудаизма.
С 1918 г. продолжил образование в университетах Вюрцбурга и Лейпцига, где также изучал гебраистику и историю еврейства (см. Наука о еврействе).
Библиограф
В 1920-е гг. сблизился с кругом писателей, бывавших в доме Ш. З. Шокена (см. Шокен, семья), и с 1928 г. стал директором Библиотеки Шокена в Берлине, в которой были собраны исключительной ценности редкие еврейские книги и рукописи.
В 1934 г. семья Хабермана вместе с библиотекой переехала в Иерусалим (см. Шокена институт).
До 1967 г. Хаберман был директором Библиотеки Шокена, а также с 1957 г. преподавал средневековую еврейскую литературу в Тель-Авивском университете (с 1969 г. — профессор); в высшей библиотечной и архивной школе при Еврейском университете в Иерусалиме преподавал историю еврейской книги.
Он был редактором библиографии еврейских изданий в «Энциклопедии иврит» и средневековой еврейской поэзии — в «Энциклопедии иудаика».
Многолетняя дружба связывала Хабермана с Ш. И. Агноном, который часто посещал Библиотеку Шокена как в Берлине, так и в Иерусалиме, и позднее занимался также в личной библиотеке Хабермана, насчитывающей более тридцати тысяч книг.
После смерти Хабермана эта библиотека была передана вдовой в дар Тель-Авивскому университету, и на ее основе в 1983 г. был открыт в Лоде Институт исследований литературы имени Хабермана.
Исследователь литературы
Исследованиями средневековой литературы Хаберман занялся в 1925 г., специализируясь в области ашкеназского (см. Ашкеназы) пиюта со времен рабби Эфраима бен Яакова из Бонна (родился в 1132 г. – умер не ранее 1196 г.).
Хаберман составлял, редактировал и издавал разнообразные сборники средневековых сочинений и документальных материалов: «Пиютей Раши» («Литургические стихи Раши», 1941), «Слихот у-фицмоним рабби Гершом бен Иехуда Меор hа-Гола» («Слихот и напевы рабби Гершома Меора hа-Гола», 1944), «Гзерот Ашкеназ ве-Царфат» («Гонения на евреев в Германии и Франции»; 1945), «Ницоцот геулла» («Искры избавления. Антология поэзии избавления и мессианизма», 1949), «Махберот Иммануэль hа-Роми» («Тетради Иммануэля Римского»; 1950), «Эвен бохан» («Пробный камень») Калонимоса бен Калонимоса (1957). Хаберман исследовал пять из Мертвого моря свитков и осуществил их научное издание в книге «Эда ве-эдут» («Община и ее закон», 1952; см. Кумранская община), а также редактировал конкорданцию «Мегиллот мидбар Иехуда» («Свитки Иудейской пустыни», 1959). Три сборника статей Хабермана были изданы посмертно.
Писатель
Хаберман был плодовитым автором, среди его книг: «hа-мадписим “Бней Сончино”» («Издания “Бней Сончино”», 1933; см. Сончино, семья), «Гвилим: меа сиппурей Аггада» («Свитки: сто рассказов Аггады», 1942), «hа-Гениза» (1944), «Толдот hа-сефер hа-иври» («История еврейской книги», 1945), «hа-пиют» (1946), «Атерет ренаним» («Венец песнопений», 1967; сборник субботних и праздничных пиютов и песнопений), «hа-сефер hа-иври бе-хитпатхуто» («Еврейская книга в развитии», 1968), «Шаарей hа-сфарим иврим» («Титульные листы еврейских книг», 1969), «Толдот hа-пиют ве-hа-шира» («История пиюта и песен», 1970; обзор истории пиюта и еврейской поэзии, их развития в различных культурных центрах от постбиблейских времен до периода Хаскалы; см. также Наука о еврействе; разделы: 1896–1925,1947–1968).
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ХАБЕРМАН Аврахам Меир в ЭЕЭ