Шнеур Залман из Ляд
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
м (→Учение: викификация) |
(→Ссылки: оформление) |
||
Строка 34: | Строка 34: | ||
(Из [http://chassidus.ru/philosophy/introduction.htm «Философия Хабада»] р. Нисана Миндела) | (Из [http://chassidus.ru/philosophy/introduction.htm «Философия Хабада»] р. Нисана Миндела) | ||
+ | == Библиография == | ||
+ | В список включены только опубликованные книги, а не те, что остались в рукописи | ||
+ | {| | ||
+ | |1. hИльхот талмуд Тора <br /> | ||
+ | 2. Бирхот hа-нэhэнин <br /> | ||
+ | 3. Тания <br /> | ||
+ | 4. Сидур <br /> | ||
+ | 5. Шулхан Арух hа-Рав <br /> | ||
+ | 6. Биурэй hа-Зоhар <br /> | ||
+ | 7. Тора op <br /> | ||
+ | 8. Ликутэй Тора <br /> | ||
+ | 9. Бонэ Йерушалаим <br /> | ||
+ | 10. Маамрэй Адмор hа-закэн — hанахот hA-рав <br /> | ||
+ | 11. Маамрэй Адмор hа-закэн — Этталех Лиозно <br /> | ||
+ | 12. Маамрэй Адмор hа-закэн — 5562 <br /> | ||
+ | 13. Маамар Кэ-тапуах ба-ацэй h-аяар <br /> | ||
+ | 14. Маамар Йесовэвэнhу <br /> | ||
+ | 15. Маамар Бэ-хохма йибанэ байит <br /> | ||
+ | 16. Маамар Ани йешэна <br /> | ||
+ | 17. Маамар Цийон бэ-мишпат типадэ <br /> | ||
+ | 18. Маамар Пкуда литэн махацит hа-шэкэль <br /> | ||
+ | |19. Маамар Вэ-hа-арэц hайта тоhу <br /> | ||
+ | 20. Маамар У-Мошэ нигаш эль hа-арафэль <br /> | ||
+ | 21. Маамар Ашрэй йошвэй бэйтэха <br /> | ||
+ | 22. Маамрэй Адмор hа-закэн — 5568 <br /> | ||
+ | 23. Маамрэй Адмор hа-закэн — 5565 <br /> | ||
+ | 24. Маамрэй Адмор hа-закэн — 5566 <br /> | ||
+ | 25. Маамрэй Адмор hа-закэн — 5567 <br /> | ||
+ | 26. Игрот кодэш <br /> | ||
+ | 27. Маамрэй Адмор hа-закэн — 5563 <br /> | ||
+ | 28. Маамрэй Адмор hа-закэн — 5564 <br /> | ||
+ | 29. Маамрэй Адмор hа-закэн — hа-кцарим <br /> | ||
+ | 30. Маамрэй Адмор hа-закэн — 5569 <br /> | ||
+ | 31. Маамрэй Адмор hа-закэн — 5570 <br /> | ||
+ | 32. Маамрэй Адмор hа-закэн — аль парашийот hа-Тора вэ-hа-моадим <br /> | ||
+ | 33. Маамрэй Адмор hа-закэн — инъяним <br /> | ||
+ | 34. Маамрэй Адмор hа-закэн — аль марзаль <br /> | ||
+ | 35. Маамрэй Адмор hа-закэн — нэвиим <br /> | ||
+ | 36. Маамрэй Адмор hа-закэн — ктувим <br /> | ||
+ | |} | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
- | * {{ | + | * {{ElevenCopyRight|14872|Шнеур Залман из Ляд}} |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
[[Категория:Главы Хабада]] | [[Категория:Главы Хабада]] | ||
Строка 51: | Строка 86: | ||
[[Категория:Хасидские цадики]] | [[Категория:Хасидские цадики]] | ||
- | [[de:Schneur Salman]] | + | <!-- [[de:Schneur Salman]] |
[[en:Shneur Zalman of Liadi]] | [[en:Shneur Zalman of Liadi]] | ||
[[es:Schneur Zalman de Liadí]] | [[es:Schneur Zalman de Liadí]] | ||
Строка 58: | Строка 93: | ||
[[it:Shneur Zalman]] | [[it:Shneur Zalman]] | ||
[[pt:Shneur Zalman de Liadi]] | [[pt:Shneur Zalman de Liadi]] | ||
- | [[yi:שניאור זלמן פון לאדי]] | + | [[yi:שניאור זלמן פון לאדי]] --> |
- | + | ||
- | + |
Версия 18:54, 28 января 2013
Рабби Шнеур-Залман Борухович из Ляд (Шнеер; אלטער רבי, Алтер Ребе — Старый ребе; 1745, местечко Лиозно, Польша, ныне Беларусь, — 1813, село Пены, Слободско-Украинской губернии, ныне Курская область, Россия; похоронен в городе Гадяч, Полтавской губернии, ныне Украина) — раввин, основатель направления хасидизма — Хабад.
Время деятельности Шнеур Залман из Ляд в истории иудаизма |
---|
Содержание |
Биография
Родился 18-го элула 5505 г. (1745). В 13 лет, когда он отмечал свою «бар-мицву», выдающиеся мудрецы того поколения называли его великим гением, авторитетом в законах Торы.
В 5520 г. (1760) женился. Приложил большие усилия и потратил немалые средства, призывая евреев заняться земледелием.
В 5524 г. (1764) впервые отправился в Межирич. В 5527 г. (1767) занял должность магида в Лиозно.
В 5530 г. (1770) начал писать свою книгу Шулхан Арух арав (свод еврейских законов в духе хасидского учения).
В 5532 г. (1772) основал хасидское учение ХаБаД. Призывал евреев, живших в районе Витебска, к переселению в пределы России. В 5533-5538 гг. (1773—1778) основал и занимался укреплением йешивы в Лиозно, которая была известна как «классы» («1-й класс», «2-й класс», «3-й класс»).
В 5534 г. (1774) вместе с р. Менахем-Менделем отправился в Вильно, чтобы встретиться с Виленским Гаоном раби Элияху бен Шломо Залманом, который отказался их принять.
В 5537 г. (1777) сопровождает р. Менахем-Менделя, отправившегося в Эрэц-Исраэль, и вместе с ним доезжает до Могилева-Подольского.
В 5543 г. (1783) принимает участие в знаменитом диспуте в Минске и побеждает в этом диспуте. Начиная с 5551 г. (1791) его писания — касающиеся как открытой части Торы, так и скрытой ее части, — получают широкое распространение.
В 5554 г. (1794) публикует свою книгу «hИльхот талмуд Тора» (Законы изучения Торы); в 5557 г. (1797) — книгу «Тания».
В 5559 г. (1798), на следующий день после окончания праздника Сукот, был арестован. 19-го кислева того же года вышел на свободу.
В 5561 г. (1800), на следующий день после окончания праздника Сукот, ему было приказано прибыть в Петербург. 11-го ава 5561 г. (1801) вернулся из Петербурга в Ляды (Могилевская губерния).
В конце месяца ав 5572 г. (1812) вместе с семьей и многочисленными хасидами покинул Ляды. 12-го тевета 5573 г. (1813) прибыл в деревню Пена (Курская губерния), где и скончался на исходе субботы, 24-го тевета. Похоронен в г. Гадяч (Полтавская обл.).
После смерти своего учителя Магида из Межерича вернулся в Белоруссию и собрал вокруг себя учеников, которые стали ядром будущего любавичского хасидизма. Шнеур Залман стал автором книги Тания (Ликутей Амарим) и Шулхан Арух арав — книги, которые легли в основу хасидизма.
Учение
Философская система рабби Шнеура Залмана построена, в основном, путем синтеза галахи и каббалы — рационального и мистического течений в еврейской мысли, с замечательным совершенством соединенных им в единую религиозную философию (Хабад).
Подход рабби Шнеура Залмана к философским проблемам может быть определен как эмпирико-психологический. Подход этот основан на библейской максиме «Из плоти моей Бога узрю»[9]. Его этика укоренена в уникальной природе еврейской души, которая «поистине есть частица Б-жества свыше». В этом отношении, равно как и в вере в особое предназначение еврейского народа в плане Творения его подход обнаруживает близкое сходство с подходом Иегуды Галеви, с той лишь разницей, что Галеви говорит о еврейской нации как о целом, тогда как рабби Шнеур Залман более занят индивидуальностью.
Эмпирический подход в сочетании с психологическим методом исследования обычно выражается в попытке определить религию посредством обращения к предметам более определенным, чем рационалистическое умозрение, а именно к реальному опыту. В этом состоит рефлективный метод метафизической интроспекции, цель которой заключается в раскрытии имманентных сущностей и представлений, ведущих первоначально от Бога к человеку, а затем от человека к Богу.
Образцом, которому следовал рабби Шнеур Залман при анализе человеческой природы, было учение каббалистов о Боге в терминах Десяти Сфирот (сехель ~ разум и миддот — эмоциональные качества), идея которого следует библейскому утверждению о том, что «человек был сотворен по образу и подобию Б-жию». Применяя эти принципы и понятия прежде всего к человеку, возможно углубить их понимание по отношению к Богу, — таков обратный метод.
Тора и Мицвот служат центральным звеном в unio mystica человека с Богом, данным в Б-жественном Законе и предписаниях. Ибо Тора и Мицвот суть мудрость и воля Бога и, равно как и два других слагаемых этого учения, Бог и человек, Тора во всех своих аспектах обладает явными и эзотерическими свойствами — благодаря им реализуются отношения человека к Богу и достигается unio mystica — доктрина, истоки которой содержатся в книге Зогар.
(Из «Философия Хабада» р. Нисана Миндела)
Библиография
В список включены только опубликованные книги, а не те, что остались в рукописи
1. hИльхот талмуд Тора 2. Бирхот hа-нэhэнин |
19. Маамар Вэ-hа-арэц hайта тоhу 20. Маамар У-Мошэ нигаш эль hа-арафэль |
Ссылки
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Шнеур Залман из Ляд в ЭЕЭ