Равидович Шимон

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (переименовал «Равидович Шим‘он» в «Равидович Шимон»)
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
Строка 25: Строка 25:
-
'''Равидович Шимон''' (Rawidowicz, Simon; 1896, Граево, Польша, – 1957, Уолтем, штат Массачусетс, США), еврейский мыслитель, культурный и общественный деятель. Еврейское образование получил в доме отца (Хаима Ицхака Равидовича, активного сиониста, участника 7-го [[Сионистские Конгрессы|Сионистского конгресса]], автора книги о комментариях [[Раши]] к [[Талмуд|Талмуду]]), затем в [[Иешива|иешиве]] в городе Лида (с 1910 г.) и в [[Бет-Мидраш|бет-мидраше]] в [[Белосток|Белостоке]] (1914–15). В 1919 г. Равидович сдал экзамены за курс гимназии и для продолжения образования переехал в Берлин. В 1921–26 гг. изучал в Берлинском университете философию, историю и семитские языки (докторская диссертация Равидовича о философии Л. Фейербаха, изданная в 1931 г., при нацистах была сожжена; в 1961 г. переиздана в Западной Германии).
+
'''Равидович Шимон''' (Rawidowicz, Simon; 1896, Граево, Польша, – 1957, Уолтем, штат Массачусетс, США), еврейский мыслитель, культурный и общественный деятель.  
 +
== Биографические сведения ==
-
В Берлине же началась издательская и редакторская деятельность Равидовича в области еврейской культуры на языке [[Иврит Язык|иврит]], которым он увлекся еще в Белостоке, где входил в группу «Ховевей hа-сефер hа-иври» («Любители еврейской книги»), выступил с инициативой создания театра на языке иврит. В 1922 г. Равидович основал и возглавил издательство «Аянот», выпустившее многие оригинальные произведения (недоступные ранее даже для учебных заведений) по еврейской философии, мистике, истории, юриспруденции, а также художественную литературу. Под редакцией Равидовича в этом издательстве вышли «Сефер hа-мадда» («Книга науки», Берлин, 1922 г., переиздана в Иерусалиме в 1957 г.), первая часть сочинения [[Маймонид|Маймонида]] «Мишне Тора»; главный труд [[Крохмаль, Нахман|Н. Крохмаля]] «Море невухей hа-зман», к которому Равидович написал имеющее самостоятельное научное значение обширное введение, и некоторые другие. В 1926 г. он принял предложение редактировать (начиная с седьмого тома) выходившее тогда в Берлине собрание сочинений [[Мендельсон, Моше|М. Мендельсона]]; этот том под редакцией Равидовича вышел в 1931 г., дальнейшее издание было прекращено нацистами. В 1928–30 гг. Равидович вместе с [[Черниховский, Шаул|Ш. Черниховским]] и [[Кац Бен-Цион|Б.-Ц. Кацем]] редактировал литературный журнал [[«hа-Ткуфа»]]. Несколько лет он возглавлял созданный в 1931 г. по его инициативе Всемирный союз языка иврит. В Берлине Равидович близко сошелся с [[Бялик, Хаим Нахман|Х. Н. Бяликом]].
+
Еврейское образование получил в доме отца (Хаима Ицхака Равидовича, активного сиониста, участника 7-го [[Сионистские Конгрессы|Сионистского конгресса]], автора книги о комментариях [[Раши]] к [[Талмуд|Талмуду]]), затем в [[Иешива|иешиве]] в городе Лида (с 1910 г.) и в [[Бет-Мидраш|бет-мидраше]] в [[Белосток|Белостоке]] (1914–15).  
-
Осенью 1933 г., оставив все сбережения в нацистской Германии, Равидович предпринял попытку поселиться с женой в Эрец-Исраэль, где с 1922 г. уже жил его отец с остальными детьми, но, не найдя здесь никакого заработка, принял предложенное ему место преподавателя еврейской философии в Джуз колледж (см. [[Лондон]]); вскоре стал также научным сотрудником Школы африканских и восточных исследований Лондонского университета. В лондонский период жизни (1933–41) Равидович еще больше углубился в исследования средневековой еврейской философии (его труды: «Структура “Наставника колеблющихся”»; «Человек и Бог: исследование философии религии Маймонида» — оба 1935; «Антропоморфизм у Саадии и Маймонида», 1938, и другие) и одновременно активно участвовал в редактировании еженедельника «hа-Олам», основал и возглавил во время [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофы]] издательство «Арарат», призванное сохранить и поддержать культуру на языке иврит, уничтожаемую нацистами на европейском континенте, а также участвовал во многих других подобных культурных начинаниях. В 1941 г. Равидович принял предложенную ему профессуру в университете города [[Лидс]] и в 1946 г. возглавил созданное там отделение семитологии. Последние десять лет Равидович жил в США: в 1948–50 гг. — в [[Чикаго]], где был профессором в Еврейском колледже, в 1950–57 гг. — в городе Уолтем, штат Массачусетс, возглавлял отделение ближневосточных исследований и иудаистики в [[Брандайза Университет|Брандайза университете]].
+
В 1919 г. Равидович сдал экзамены за курс гимназии и для продолжения образования переехал в Берлин.
 +
 
 +
В 1921–26 гг. изучал в Берлинском университете философию, историю и семитские языки (докторская диссертация Равидовича о философии Л. Фейербаха, изданная в 1931 г., при нацистах была сожжена; в 1961 г. переиздана в Западной Германии).
 +
== Издательская и редакторская деятельность ==
 +
 
 +
В Берлине же началась издательская и редакторская деятельность Равидовича в области еврейской культуры на языке [[Иврит Язык|иврит]], которым он увлекся еще в Белостоке, где входил в группу «Ховевей hа-сефер hа-иври» («Любители еврейской книги»), выступил с инициативой создания театра на языке иврит.
 +
 
 +
В 1922 г. Равидович основал и возглавил издательство «Аянот», выпустившее многие оригинальные произведения (недоступные ранее даже для учебных заведений) по еврейской философии, мистике, истории, юриспруденции, а также художественную литературу.
 +
 
 +
Под редакцией Равидовича в этом издательстве вышли «Сефер hа-мадда» («Книга науки», Берлин, 1922 г., переиздана в Иерусалиме в 1957 г.), первая часть сочинения [[Маймонид|Маймонида]] «Мишне Тора»; главный труд [[Крохмаль, Нахман|Н. Крохмаля]] «Море невухей hа-зман», к которому Равидович написал имеющее самостоятельное научное значение обширное введение, и некоторые другие.
 +
 
 +
В 1926 г. он принял предложение редактировать (начиная с седьмого тома) выходившее тогда в Берлине собрание сочинений [[Мендельсон, Моше|М. Мендельсона]]; этот том под редакцией Равидовича вышел в 1931 г., дальнейшее издание было прекращено нацистами.
 +
 
 +
В 1928–30 гг. Равидович вместе с [[Черниховский, Шаул|Ш. Черниховским]] и [[Кац Бен-Цион|Б.-Ц. Кацем]] редактировал литературный журнал [[«hа-Ткуфа»]].
 +
 
 +
Несколько лет он возглавлял созданный в 1931 г. по его инициативе Всемирный союз языка иврит. В Берлине Равидович близко сошелся с [[Бялик, Хаим Нахман|Х. Н. Бяликом]].
 +
== Исследователь еврейской философии ==
 +
 +
Осенью 1933 г., оставив все сбережения в нацистской Германии, Равидович предпринял попытку поселиться с женой в Эрец-Исраэль, где с 1922 г. уже жил его отец с остальными детьми, но, не найдя здесь никакого заработка, принял предложенное ему место преподавателя еврейской философии в Джуз колледж (см. [[Лондон]]); вскоре стал также научным сотрудником Школы африканских и восточных исследований Лондонского университета.  
 +
 
 +
В лондонский период жизни (1933–41) Равидович еще больше углубился в исследования средневековой еврейской философии (его труды: «Структура “Наставника колеблющихся”»; «Человек и Бог: исследование философии религии Маймонида» — оба 1935; «Антропоморфизм у Саадии и Маймонида», 1938, и другие) и одновременно активно участвовал в редактировании еженедельника «hа-Олам», основал и возглавил во время [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофы]] издательство «Арарат», призванное сохранить и поддержать культуру на языке иврит, уничтожаемую нацистами на европейском континенте, а также участвовал во многих других подобных культурных начинаниях.  
 +
 
 +
В 1941 г. Равидович принял предложенную ему профессуру в университете города [[Лидс]] и в 1946 г. возглавил созданное там отделение семитологии. Последние десять лет Равидович жил в США: в 1948–50 гг. — в [[Чикаго]], где был профессором в Еврейском колледже, в 1950–57 гг. — в городе Уолтем, штат Массачусетс, возглавлял отделение ближневосточных исследований и иудаистики в [[Брандайза Университет|Брандайза университете]].
Главным делом своей жизни Равидович считал разработку и обоснование собственной концепции еврейской истории (впервые он ее обнародовал в начале 1929 г., а окончательно оформил в книге «Бавель в-Ирушалаим» — «Вавилон и Иерусалим», 1957). Несмотря на то, что эта концепция нашла мало сторонников, а у большинства вызвала решительное неприятие, Равидович до конца жизни остался верен своей основной идее о положительной роли [[Диаспора|диаспоры]] в историческом бытии еврейского народа. Согласно Равидовичу, диаспора настолько органична для еврейской истории (по крайней мере, в последние два тысячелетия), что наиболее духовно и культурно плодотворными оказывались те ее периоды, когда одновременно существовали два национально равноправных центра — «Вавилон», то есть диаспора, и «Иерусалим», то есть Эрец-Исраэль. В сионистском движении, в том числе и в [[Ишув|ишуве]] (где преобладало, особенно между двумя мировыми войнами, недоброжелательное, нередко презрительное отношение к евреям диаспоры, а «галутный еврей» в изображении многих ведущих деятелей культуры почти неизменно оказывался отрицательным типом), концепция Равидовича, базировавшаяся на положительной исторической оценке диаспоры, обычно воспринималась как антисионистская, хотя Равидович к идее национально-государственного возрождения в Эрец-Исраэль всю жизнь относился с горячим сочувствием. Но и после создания в 1948 г. Государства Израиль, Равидович, признавая это событие одним из величайших в еврейской истории, утверждал, что оно не решает всей еврейской проблемы, и доказывал, что диаспора не исчерпала себя, а подлинный расцвет национальной жизни и культуры в Государстве Израиль невозможен без достижения полной свободы национального развития и творчества в еврейских общинах стран рассеяния. Незадолго до смерти он выступил с предложением создать вместо достигшего своих целей сионистского движения новое массовое национальное движение, специально предназначенное для защиты национальных интересов евреев диаспоры.
Главным делом своей жизни Равидович считал разработку и обоснование собственной концепции еврейской истории (впервые он ее обнародовал в начале 1929 г., а окончательно оформил в книге «Бавель в-Ирушалаим» — «Вавилон и Иерусалим», 1957). Несмотря на то, что эта концепция нашла мало сторонников, а у большинства вызвала решительное неприятие, Равидович до конца жизни остался верен своей основной идее о положительной роли [[Диаспора|диаспоры]] в историческом бытии еврейского народа. Согласно Равидовичу, диаспора настолько органична для еврейской истории (по крайней мере, в последние два тысячелетия), что наиболее духовно и культурно плодотворными оказывались те ее периоды, когда одновременно существовали два национально равноправных центра — «Вавилон», то есть диаспора, и «Иерусалим», то есть Эрец-Исраэль. В сионистском движении, в том числе и в [[Ишув|ишуве]] (где преобладало, особенно между двумя мировыми войнами, недоброжелательное, нередко презрительное отношение к евреям диаспоры, а «галутный еврей» в изображении многих ведущих деятелей культуры почти неизменно оказывался отрицательным типом), концепция Равидовича, базировавшаяся на положительной исторической оценке диаспоры, обычно воспринималась как антисионистская, хотя Равидович к идее национально-государственного возрождения в Эрец-Исраэль всю жизнь относился с горячим сочувствием. Но и после создания в 1948 г. Государства Израиль, Равидович, признавая это событие одним из величайших в еврейской истории, утверждал, что оно не решает всей еврейской проблемы, и доказывал, что диаспора не исчерпала себя, а подлинный расцвет национальной жизни и культуры в Государстве Израиль невозможен без достижения полной свободы национального развития и творчества в еврейских общинах стран рассеяния. Незадолго до смерти он выступил с предложением создать вместо достигшего своих целей сионистского движения новое массовое национальное движение, специально предназначенное для защиты национальных интересов евреев диаспоры.

Версия 06:58, 2 ноября 2012



Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Равидович Шимон (Rawidowicz, Simon; 1896, Граево, Польша, – 1957, Уолтем, штат Массачусетс, США), еврейский мыслитель, культурный и общественный деятель.

Биографические сведения

Еврейское образование получил в доме отца (Хаима Ицхака Равидовича, активного сиониста, участника 7-го Сионистского конгресса, автора книги о комментариях Раши к Талмуду), затем в иешиве в городе Лида (с 1910 г.) и в бет-мидраше в Белостоке (1914–15).

В 1919 г. Равидович сдал экзамены за курс гимназии и для продолжения образования переехал в Берлин.

В 1921–26 гг. изучал в Берлинском университете философию, историю и семитские языки (докторская диссертация Равидовича о философии Л. Фейербаха, изданная в 1931 г., при нацистах была сожжена; в 1961 г. переиздана в Западной Германии).

Издательская и редакторская деятельность

В Берлине же началась издательская и редакторская деятельность Равидовича в области еврейской культуры на языке иврит, которым он увлекся еще в Белостоке, где входил в группу «Ховевей hа-сефер hа-иври» («Любители еврейской книги»), выступил с инициативой создания театра на языке иврит.

В 1922 г. Равидович основал и возглавил издательство «Аянот», выпустившее многие оригинальные произведения (недоступные ранее даже для учебных заведений) по еврейской философии, мистике, истории, юриспруденции, а также художественную литературу.

Под редакцией Равидовича в этом издательстве вышли «Сефер hа-мадда» («Книга науки», Берлин, 1922 г., переиздана в Иерусалиме в 1957 г.), первая часть сочинения Маймонида «Мишне Тора»; главный труд Н. Крохмаля «Море невухей hа-зман», к которому Равидович написал имеющее самостоятельное научное значение обширное введение, и некоторые другие.

В 1926 г. он принял предложение редактировать (начиная с седьмого тома) выходившее тогда в Берлине собрание сочинений М. Мендельсона; этот том под редакцией Равидовича вышел в 1931 г., дальнейшее издание было прекращено нацистами.

В 1928–30 гг. Равидович вместе с Ш. Черниховским и Б.-Ц. Кацем редактировал литературный журнал «hа-Ткуфа».

Несколько лет он возглавлял созданный в 1931 г. по его инициативе Всемирный союз языка иврит. В Берлине Равидович близко сошелся с Х. Н. Бяликом.

Исследователь еврейской философии

Осенью 1933 г., оставив все сбережения в нацистской Германии, Равидович предпринял попытку поселиться с женой в Эрец-Исраэль, где с 1922 г. уже жил его отец с остальными детьми, но, не найдя здесь никакого заработка, принял предложенное ему место преподавателя еврейской философии в Джуз колледж (см. Лондон); вскоре стал также научным сотрудником Школы африканских и восточных исследований Лондонского университета.

В лондонский период жизни (1933–41) Равидович еще больше углубился в исследования средневековой еврейской философии (его труды: «Структура “Наставника колеблющихся”»; «Человек и Бог: исследование философии религии Маймонида» — оба 1935; «Антропоморфизм у Саадии и Маймонида», 1938, и другие) и одновременно активно участвовал в редактировании еженедельника «hа-Олам», основал и возглавил во время Катастрофы издательство «Арарат», призванное сохранить и поддержать культуру на языке иврит, уничтожаемую нацистами на европейском континенте, а также участвовал во многих других подобных культурных начинаниях.

В 1941 г. Равидович принял предложенную ему профессуру в университете города Лидс и в 1946 г. возглавил созданное там отделение семитологии. Последние десять лет Равидович жил в США: в 1948–50 гг. — в Чикаго, где был профессором в Еврейском колледже, в 1950–57 гг. — в городе Уолтем, штат Массачусетс, возглавлял отделение ближневосточных исследований и иудаистики в Брандайза университете.

Главным делом своей жизни Равидович считал разработку и обоснование собственной концепции еврейской истории (впервые он ее обнародовал в начале 1929 г., а окончательно оформил в книге «Бавель в-Ирушалаим» — «Вавилон и Иерусалим», 1957). Несмотря на то, что эта концепция нашла мало сторонников, а у большинства вызвала решительное неприятие, Равидович до конца жизни остался верен своей основной идее о положительной роли диаспоры в историческом бытии еврейского народа. Согласно Равидовичу, диаспора настолько органична для еврейской истории (по крайней мере, в последние два тысячелетия), что наиболее духовно и культурно плодотворными оказывались те ее периоды, когда одновременно существовали два национально равноправных центра — «Вавилон», то есть диаспора, и «Иерусалим», то есть Эрец-Исраэль. В сионистском движении, в том числе и в ишуве (где преобладало, особенно между двумя мировыми войнами, недоброжелательное, нередко презрительное отношение к евреям диаспоры, а «галутный еврей» в изображении многих ведущих деятелей культуры почти неизменно оказывался отрицательным типом), концепция Равидовича, базировавшаяся на положительной исторической оценке диаспоры, обычно воспринималась как антисионистская, хотя Равидович к идее национально-государственного возрождения в Эрец-Исраэль всю жизнь относился с горячим сочувствием. Но и после создания в 1948 г. Государства Израиль, Равидович, признавая это событие одним из величайших в еврейской истории, утверждал, что оно не решает всей еврейской проблемы, и доказывал, что диаспора не исчерпала себя, а подлинный расцвет национальной жизни и культуры в Государстве Израиль невозможен без достижения полной свободы национального развития и творчества в еврейских общинах стран рассеяния. Незадолго до смерти он выступил с предложением создать вместо достигшего своих целей сионистского движения новое массовое национальное движение, специально предназначенное для защиты национальных интересов евреев диаспоры.

Несмотря на непопулярность в Израиле взглядов Равидовича, ему дважды (в 1952 г. и 1955 г.) предлагали возглавить издание Энциклопедии иврит, однако он отказался. С конца 1960-х гг. возрастает интерес к имени и наследию Равидовича: появились серьезные публикации в журнале «Ийюним бе-махшевет Исраэль», т. 1, 1969, т. 2, 1971; ему посвящен том «Исследований еврейской мысли», 1974, изданный Еврейской издательской ассоциацией США; в Хайфском университете проводился симпозиум, посвященный 25-летию со дня смерти Равидовича, и т. д.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья РАВИДОВИЧ Шимон в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация