Эфраим, сын Иосифа
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
м (→В Эпоху царей: викификация) |
|||
Строка 19: | Строка 19: | ||
- | [[Файл: 15134_L.jpg|thumb|250px|right|«Благословление Эфраима и [[ | + | [[Файл: 15134_L.jpg|thumb|250px|right|«Благословление Эфраима и [[Менаше]]». М. [[Шагал]]. Офорт. 1956]] |
'''Эфраим''' (в русской традиции '''Ефрем''') ({{lang-he|אֶפְרָיִם}}) — младший сын [[Иосиф|Иосифа]], родоначальник одного из [[Колена Израилевы|колен Израилевых]]. | '''Эфраим''' (в русской традиции '''Ефрем''') ({{lang-he|אֶפְרָיִם}}) — младший сын [[Иосиф|Иосифа]], родоначальник одного из [[Колена Израилевы|колен Израилевых]]. | ||
Строка 26: | Строка 26: | ||
Поскольку имя Эфраим имеет форму двойственного числа, не встречающуюся в этнонимах, не исключено, что первоначально это был топоним (ср. топонимы в двойственном числе: Мицраим — Египет, Арам-Нахараим — Верхняя Месопотамия и т. п.); в [[ТаНаХ]]е неоднократно упоминается «гора Эфраим», расположенная к северу от [[Иерусалим|Иерусалима]]. | Поскольку имя Эфраим имеет форму двойственного числа, не встречающуюся в этнонимах, не исключено, что первоначально это был топоним (ср. топонимы в двойственном числе: Мицраим — Египет, Арам-Нахараим — Верхняя Месопотамия и т. п.); в [[ТаНаХ]]е неоднократно упоминается «гора Эфраим», расположенная к северу от [[Иерусалим|Иерусалима]]. | ||
+ | |||
== Биография Эфраима == | == Биография Эфраима == | ||
- | Эфраим родился в [[Египет|Египте]] (Быт. 41:50–52 и 46:20), его мать, Аснат, была дочерью египетского жреца Потифера. Незадолго до смерти [[ | + | Эфраим родился в [[Египет|Египте]] (Быт. 41:50–52 и 46:20), его мать, [[Аснат]], была дочерью египетского жреца Потифера. Незадолго до смерти [[Яаков]] признал Эфраима и его старшего брата [[Менаше]] своими сыновьями, уравняв их таким образом с [[Реувен]]ом, [[Шимон]]ом и другими родоначальниками колен (Быт. 48:5,16). Несмотря на это, в так называемом завещании Яакова, где перечисляются все колена, назван Иосиф (Быт. 49:22–26), а не Эфраим и Менаше; в «завещании [[Моше]]» (Моисея) они упоминаются в контексте пророчества, адресованного [[Йосеф]]у (Втор. 33:13–17). Благословляя сыновей Йосефа, Яаков, вопреки его возражению, возложил правую руку на голову Эфраима и тем самым «поставил Эфраима впереди Менашше» (Быт. 48:20). Как полагают многие комментаторы, это свидетельствует о том, что Эфраим и Менаше считались родственными коленами, причем первоначально колено Менаше было более влиятельным (или более многочисленным; ср. Быт. 48:19), а позднее главенство перешло к Эфраиму. |
+ | |||
== Колено Эфраима == | == Колено Эфраима == | ||
=== До завоевания Израиля === | === До завоевания Израиля === | ||
- | Библия сообщает, что через год после [[Исход Из Египта|Исхода]] колено Эфраима насчитывало 40,5 тыс. мужчин в возрасте 20 лет и старше (Чис. 1:32–33), а после мора, постигшего израильтян в наказание за [[идолопоклонство]], — 32,5 тыс. (Чис. 26:35–37); согласно обеим переписям, это было одно из самых малочисленных колен. Одним из 12 соглядатаев, которых Моисей послал «высмотреть землю [[Ханаан]]скую» (Чис. 13:2), был представитель колена Эфраима Хошеа бин Нун (Чис. 13:9), отождествляемый в Чис. 13:17 с [[Иехошуа Бин Нун]]ом. Вместе с Калевом бен Иефунне из колена [[Иехуда|Иехуды]] он пытался опровергнуть утверждение остальных соглядатаев о том, что завоевать Ханаан невозможно (Чис. 14:6–9); за это Иехошуа не только удостоился права вступить в Землю обетованную (все «поколение Исхода», исключая Калева, погибло в пустыне), но и был избран преемником Моше (Втор. 3:28, 31:7–8,14,23, ИбН. 1:1–2). Под его началом большая часть Ханаана была завоевана израильтянами (ИбН. 1–12) и поделена между коленами (ИбН. 13–21). | + | Библия сообщает, что через год после [[Исход Из Египта|Исхода]] колено Эфраима ({{lang-he|שבט אפרים}})) насчитывало 40,5 тыс. мужчин в возрасте 20 лет и старше (Чис. 1:32–33), а после мора, постигшего израильтян в наказание за [[идолопоклонство]], — 32,5 тыс. (Чис. 26:35–37); согласно обеим переписям, это было одно из самых малочисленных колен. |
+ | |||
+ | Одним из 12 соглядатаев, которых Моисей послал «высмотреть землю [[Ханаан]]скую» (Чис. 13:2), был представитель колена Эфраима Хошеа бин Нун (Чис. 13:9), отождествляемый в Чис. 13:17 с [[Иехошуа Бин Нун]]ом. Вместе с Калевом бен Иефунне из колена [[Иехуда|Иехуды]] он пытался опровергнуть утверждение остальных соглядатаев о том, что завоевать Ханаан невозможно (Чис. 14:6–9); за это Иехошуа не только удостоился права вступить в Землю обетованную (все «поколение Исхода», исключая Калева, погибло в пустыне), но и был избран преемником [[Моше]] (Втор. 3:28, 31:7–8,14,23, ИбН. 1:1–2). Под его началом большая часть Ханаана была завоевана израильтянами (ИбН. 1–12) и поделена между коленами (ИбН. 13–21). | ||
+ | [[Файл:Israelites rus.png|thumb|200px|left|Колена Израилевы]] | ||
=== [[Эпоха Судей|В эпоху Судей]] === | === [[Эпоха Судей|В эпоху Судей]] === | ||
- | В [[Судей Израилевых Книга|Судей Израилевых книге]] Эфраим — одно из наиболее влиятельных колен. По призыву [[Дебора|Деборы]], жившей, как следует из книги Судей (4:5), на территории надела Эфраима, колено приняло участие в восстании против угнетавшего Израиль царя [[Хацор|Хацора]] (Суд. 5:14). В ходе возглавленной [[Гидон|Гидоном]] военной кампании против [[Мидианиты|мидианитов]] колено Эфраима захватило переправы через [[Иордан]] и отрезало врагу путь к отступлению (Суд. 7:24). Недовольные тем, что им пришлось играть второстепенную роль, эфраимитяне «сильно ссорились» с Гидоном (Суд. 8:1), и лишь его дипломатичный ответ предотвратил междоусобный конфликт (Суд. 8:2–3). Сходная ситуация сложилась после победы над [[Аммон|аммонитянами]]; на этот раз жители Гилада вступили в бой с эфраимитянами, угрожавшими убить их предводителя [[Ифтах|Ифтаха]], и разгромили их (Суд. 12:1–4). Уцелевшие эфраимитяне пытались переправиться на правый берег Иордана, выдавая себя за представителей других колен, однако находившиеся у переправы воины Ифтаха узнавали их по специфическому произношению слова ' | + | В [[Судей Израилевых Книга|Судей Израилевых книге]] Эфраим — одно из наиболее влиятельных колен. По призыву [[Дебора|Деборы]], жившей, как следует из книги Судей (4:5), на территории надела Эфраима, колено приняло участие в восстании против угнетавшего Израиль царя [[Хацор|Хацора]] (Суд. 5:14). |
+ | |||
+ | В ходе возглавленной [[Гидон|Гидоном]] военной кампании против [[Мидианиты|мидианитов]] колено Эфраима захватило переправы через [[Иордан]] и отрезало врагу путь к отступлению (Суд. 7:24). Недовольные тем, что им пришлось играть второстепенную роль, эфраимитяне «сильно ссорились» с Гидоном (Суд. 8:1), и лишь его дипломатичный ответ предотвратил междоусобный конфликт (Суд. 8:2–3). | ||
+ | {{Колена Израилевы}} | ||
+ | Сходная ситуация сложилась после победы над [[Аммон|аммонитянами]]; на этот раз жители Гилада вступили в бой с эфраимитянами, угрожавшими убить их предводителя [[Ифтах|Ифтаха]], и разгромили их (Суд. 12:1–4). Уцелевшие эфраимитяне пытались переправиться на правый берег Иордана, выдавая себя за представителей других колен, однако находившиеся у переправы воины Ифтаха узнавали их по специфическому произношению слова 'шиболет' (колос), которое они выговаривали как сиболет, и убивали на месте. Это повествование содержит уникальную информацию о диалектных различиях в разговорном языке древнего Израиля. | ||
+ | |||
=== В Эпоху царей === | === В Эпоху царей === | ||
- | В царстве [[Соломон|Соломона]] область горы Эфраим была одним из 12 административных округов (I Ц. 4:8). После распада Объединенного царства колено Эфраима составило ядро северного Израильского царства. Основавший его [[Иоровам I|Иоровам I]] был эфраимитянином (I Ц. 11:26); [[Бет-Эль]], являвшийся, наряду с [[Дан|Даном]], крупнейшим культовым центром этого царства (I Ц. 12:26–33), находился на территории надела Эфраима. В [[Пророки Книги|книгах поздних пророков]] все Израильское царство нередко именуется Эфраим (ср., например, Ис. 7:5, Иер. 31:18–20, Хош. 5:9, Зх. 9:13). Вскоре после захвата ассирийцами Израильского царства (см. [[Месопотамия]], [[Салманасар V]], [[Саргон II]]) значительная часть эфраимитян была насильственно переселена в Месопотамию (720 до н. э.; см. [[Пленение Ассирийское|Пленение ассирийское]]), где они со временем растворились среди местного населения. Многие из тех, кому удалось избежать пленения, оказались после падения Ассирии (620–610-е гг. до н. э.) под властью Иудейского царства (по свидетельству Библии, в частности, был установлен контроль над | + | В царстве [[Соломон|Соломона]] область горы Эфраим была одним из 12 административных округов (I Ц. 4:8). После распада Объединенного царства колено Эфраима составило ядро северного Израильского царства. Основавший его [[Иоровам I|Иоровам I]] был эфраимитянином (I Ц. 11:26); [[Бет-Эль]], являвшийся, наряду с [[Дан|Даном]], крупнейшим культовым центром этого царства (I Ц. 12:26–33), находился на территории надела Эфраима. В [[Пророки Книги|книгах поздних пророков]] все Израильское царство нередко именуется Эфраим (ср., например, Ис. 7:5, Иер. 31:18–20, Хош. 5:9, Зх. 9:13). |
+ | |||
+ | Вскоре после захвата ассирийцами Израильского царства (см. [[Месопотамия]], [[Салманасар V]], [[Саргон II]]) значительная часть эфраимитян была насильственно переселена в Месопотамию (720 до н. э.; см. [[Пленение Ассирийское|Пленение ассирийское]]), где они со временем растворились среди местного населения. | ||
+ | |||
+ | Многие из тех, кому удалось избежать пленения, оказались после падения Ассирии (620–610-е гг. до н. э.) под властью Иудейского царства (по свидетельству Библии, в частности, был установлен контроль над Бейт-Элем; II Ц. 23:15–18) и, вероятно, вошли в колена Иехуды и [[Биньямин]]а; другие стали предками [[Самаритяне|самаритян]]. В позднейшей еврейской традиции Эфраим — одно из [[Колена Исчезнувшие|исчезнувших колен]]. | ||
=== Надел колена === | === Надел колена === | ||
Согласно ИбН. 16:1–8, надел колена Эфраима простирался от Иордана на востоке до Средиземного моря на западе и от [[Шхем]]а на севере до [[Бет-Эль|Бет-Эля]] и [[Бет-Хорон]]а на юге. При заселении Ханаана, эфраимиты стали компактно жить с [[Ханаанеи|ханаанеями]], беря с них дань ({{Библия|Нав|16:10}}). На этой территории сосредоточено большое количество археологических памятников ([[Шило]], Бет-Эль, [[Гезер]], Ай, Афек и многие другие), которые стали объектами изучения историков. | Согласно ИбН. 16:1–8, надел колена Эфраима простирался от Иордана на востоке до Средиземного моря на западе и от [[Шхем]]а на севере до [[Бет-Эль|Бет-Эля]] и [[Бет-Хорон]]а на юге. При заселении Ханаана, эфраимиты стали компактно жить с [[Ханаанеи|ханаанеями]], беря с них дань ({{Библия|Нав|16:10}}). На этой территории сосредоточено большое количество археологических памятников ([[Шило]], Бет-Эль, [[Гезер]], Ай, Афек и многие другие), которые стали объектами изучения историков. | ||
- | В 1980–90-х гг. Институт археологии [[Тель-Авивский Университет|Тель-Авивского университета]] осуществил комплексное археологическое обследование гористой части региона, в ходе которого были обнаружены руины более чем 550 существовавших в разное время поселений | + | В 1980–90-х гг. Институт археологии [[Тель-Авивский Университет|Тель-Авивского университета]] осуществил комплексное археологическое обследование гористой части региона, в ходе которого были обнаружены руины более чем 550 существовавших в разное время поселений. |
- | Многие ученые полагают, что эта картина отражает постепенное (и большей частью мирное) освоение горных районов Ханаана израильтянами, и на этом основании утверждают, что древнеизраильская общность первоначально сложилась на территории наделов Эфраима и | + | Было установлено, что в 15–13 вв. до н. э. (период поздней бронзы) здесь существовало лишь пять населенных пунктов, однако уже в 12–11 вв. до н. э. (железный век I, приблизительно соответствующий библейской эпохе Судей) их число увеличилось до 110, а в 10–7 вв. до н. э. (железный век II, соответствующий эпохе Царств в Израиле) — до 185; рост населения сопровождался бурным развитием сельского хозяйства (вначале — преимущественно животноводства и злакового земледелия, а затем садоводства, виноградарства и производства оливкового масла). |
+ | |||
+ | Многие ученые полагают, что эта картина отражает постепенное (и большей частью мирное) освоение горных районов Ханаана израильтянами, и на этом основании утверждают, что древнеизраильская общность первоначально сложилась на территории наделов Эфраима и Менаше (где в 12–11 вв. до н. э. было сосредоточено свыше 90% жителей этих районов). | ||
+ | |||
+ | По мнению других, в связи с тем, что принадлежность жителей вновь возникших поселений к той или иной этнической или религиозной группе не может быть достоверно установлена, называть их израильтянами неправомерно. | ||
{{Дети Иакова}} | {{Дети Иакова}} | ||
+ | |||
== Источники == | == Источники == | ||
+ | * КЕЭ, том 10, кол. 769–771 | ||
+ | |||
{{ElevenCopyRight|15134|Эфраим}} | {{ElevenCopyRight|15134|Эфраим}} | ||
Строка 50: | Строка 71: | ||
[[Категория:Колена Израиля]] | [[Категория:Колена Израиля]] | ||
[[Категория:Библейские персонажи]] | [[Категория:Библейские персонажи]] | ||
+ | [[Категория:История еврейского народа]] |
Версия 18:24, 15 октября 2012
Источник: | ||||||||||
|
Эфраим (в русской традиции Ефрем) (ивр. אֶפְרָיִם) — младший сын Иосифа, родоначальник одного из колен Израилевых.
Содержание |
Этимология имени
Согласно Быт. 41:52 и Хош. 13:15, по-видимому, от корня .פ.ר.ה — `плодиться`, `процветать`.
Поскольку имя Эфраим имеет форму двойственного числа, не встречающуюся в этнонимах, не исключено, что первоначально это был топоним (ср. топонимы в двойственном числе: Мицраим — Египет, Арам-Нахараим — Верхняя Месопотамия и т. п.); в ТаНаХе неоднократно упоминается «гора Эфраим», расположенная к северу от Иерусалима.
Биография Эфраима
Эфраим родился в Египте (Быт. 41:50–52 и 46:20), его мать, Аснат, была дочерью египетского жреца Потифера. Незадолго до смерти Яаков признал Эфраима и его старшего брата Менаше своими сыновьями, уравняв их таким образом с Реувеном, Шимоном и другими родоначальниками колен (Быт. 48:5,16). Несмотря на это, в так называемом завещании Яакова, где перечисляются все колена, назван Иосиф (Быт. 49:22–26), а не Эфраим и Менаше; в «завещании Моше» (Моисея) они упоминаются в контексте пророчества, адресованного Йосефу (Втор. 33:13–17). Благословляя сыновей Йосефа, Яаков, вопреки его возражению, возложил правую руку на голову Эфраима и тем самым «поставил Эфраима впереди Менашше» (Быт. 48:20). Как полагают многие комментаторы, это свидетельствует о том, что Эфраим и Менаше считались родственными коленами, причем первоначально колено Менаше было более влиятельным (или более многочисленным; ср. Быт. 48:19), а позднее главенство перешло к Эфраиму.
Колено Эфраима
До завоевания Израиля
Библия сообщает, что через год после Исхода колено Эфраима (ивр. שבט אפרים)) насчитывало 40,5 тыс. мужчин в возрасте 20 лет и старше (Чис. 1:32–33), а после мора, постигшего израильтян в наказание за идолопоклонство, — 32,5 тыс. (Чис. 26:35–37); согласно обеим переписям, это было одно из самых малочисленных колен.
Одним из 12 соглядатаев, которых Моисей послал «высмотреть землю Ханаанскую» (Чис. 13:2), был представитель колена Эфраима Хошеа бин Нун (Чис. 13:9), отождествляемый в Чис. 13:17 с Иехошуа Бин Нуном. Вместе с Калевом бен Иефунне из колена Иехуды он пытался опровергнуть утверждение остальных соглядатаев о том, что завоевать Ханаан невозможно (Чис. 14:6–9); за это Иехошуа не только удостоился права вступить в Землю обетованную (все «поколение Исхода», исключая Калева, погибло в пустыне), но и был избран преемником Моше (Втор. 3:28, 31:7–8,14,23, ИбН. 1:1–2). Под его началом большая часть Ханаана была завоевана израильтянами (ИбН. 1–12) и поделена между коленами (ИбН. 13–21).
В эпоху Судей
В Судей Израилевых книге Эфраим — одно из наиболее влиятельных колен. По призыву Деборы, жившей, как следует из книги Судей (4:5), на территории надела Эфраима, колено приняло участие в восстании против угнетавшего Израиль царя Хацора (Суд. 5:14).
В ходе возглавленной Гидоном военной кампании против мидианитов колено Эфраима захватило переправы через Иордан и отрезало врагу путь к отступлению (Суд. 7:24). Недовольные тем, что им пришлось играть второстепенную роль, эфраимитяне «сильно ссорились» с Гидоном (Суд. 8:1), и лишь его дипломатичный ответ предотвратил междоусобный конфликт (Суд. 8:2–3).
Файл:1695 Eretz Israel map in Amsterdam Haggada by Abraham Bar-Jacob.jpg Колена Израилевы |
---|
|
|
|
Сходная ситуация сложилась после победы над аммонитянами; на этот раз жители Гилада вступили в бой с эфраимитянами, угрожавшими убить их предводителя Ифтаха, и разгромили их (Суд. 12:1–4). Уцелевшие эфраимитяне пытались переправиться на правый берег Иордана, выдавая себя за представителей других колен, однако находившиеся у переправы воины Ифтаха узнавали их по специфическому произношению слова 'шиболет' (колос), которое они выговаривали как сиболет, и убивали на месте. Это повествование содержит уникальную информацию о диалектных различиях в разговорном языке древнего Израиля.
В Эпоху царей
В царстве Соломона область горы Эфраим была одним из 12 административных округов (I Ц. 4:8). После распада Объединенного царства колено Эфраима составило ядро северного Израильского царства. Основавший его Иоровам I был эфраимитянином (I Ц. 11:26); Бет-Эль, являвшийся, наряду с Даном, крупнейшим культовым центром этого царства (I Ц. 12:26–33), находился на территории надела Эфраима. В книгах поздних пророков все Израильское царство нередко именуется Эфраим (ср., например, Ис. 7:5, Иер. 31:18–20, Хош. 5:9, Зх. 9:13).
Вскоре после захвата ассирийцами Израильского царства (см. Месопотамия, Салманасар V, Саргон II) значительная часть эфраимитян была насильственно переселена в Месопотамию (720 до н. э.; см. Пленение ассирийское), где они со временем растворились среди местного населения.
Многие из тех, кому удалось избежать пленения, оказались после падения Ассирии (620–610-е гг. до н. э.) под властью Иудейского царства (по свидетельству Библии, в частности, был установлен контроль над Бейт-Элем; II Ц. 23:15–18) и, вероятно, вошли в колена Иехуды и Биньямина; другие стали предками самаритян. В позднейшей еврейской традиции Эфраим — одно из исчезнувших колен.
Надел колена
Согласно ИбН. 16:1–8, надел колена Эфраима простирался от Иордана на востоке до Средиземного моря на западе и от Шхема на севере до Бет-Эля и Бет-Хорона на юге. При заселении Ханаана, эфраимиты стали компактно жить с ханаанеями, беря с них дань (Нав.16:10). На этой территории сосредоточено большое количество археологических памятников (Шило, Бет-Эль, Гезер, Ай, Афек и многие другие), которые стали объектами изучения историков.
В 1980–90-х гг. Институт археологии Тель-Авивского университета осуществил комплексное археологическое обследование гористой части региона, в ходе которого были обнаружены руины более чем 550 существовавших в разное время поселений.
Было установлено, что в 15–13 вв. до н. э. (период поздней бронзы) здесь существовало лишь пять населенных пунктов, однако уже в 12–11 вв. до н. э. (железный век I, приблизительно соответствующий библейской эпохе Судей) их число увеличилось до 110, а в 10–7 вв. до н. э. (железный век II, соответствующий эпохе Царств в Израиле) — до 185; рост населения сопровождался бурным развитием сельского хозяйства (вначале — преимущественно животноводства и злакового земледелия, а затем садоводства, виноградарства и производства оливкового масла).
Многие ученые полагают, что эта картина отражает постепенное (и большей частью мирное) освоение горных районов Ханаана израильтянами, и на этом основании утверждают, что древнеизраильская общность первоначально сложилась на территории наделов Эфраима и Менаше (где в 12–11 вв. до н. э. было сосредоточено свыше 90% жителей этих районов).
По мнению других, в связи с тем, что принадлежность жителей вновь возникших поселений к той или иной этнической или религиозной группе не может быть достоверно установлена, называть их израильтянами неправомерно.
Дети Яакова/Израиля | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Леа | Реувен (1) ● | Шимон (2) ● | Леви (3) ● | Иеhуда (4) ● | Иссахар (9) ● | Зевулун (10) ● | Дина (дочь) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рахель | Иосиф (11) ● | Биньямин (12) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Билhа (служанка Рахели) | Дан (5) ● | Нафтали (6) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Зилпа (служанка Леи) | Гад (7) ● | Ашер (8) |
Источники
- КЕЭ, том 10, кол. 769–771