Луццатто, Шмуэль Давид

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
Строка 25: Строка 25:
-
'''Луццатто, Шмуэль Давид''' (акроним שַׁדַ"ל, Шадал, или שְׁדַ"ל, Шдал; Luzzatto, Samuel David; 1800, Триест, – 1865, Падуя), филолог, комментатор Библии, поэт и переводчик, один из основателей современной [[Наука О Еврействе|науки о еврействе]]. Сын ремесленника, Луццатто элементарное образование получил в Триестской еврейской школе; самостоятельно изучил основные европейские и древние языки, а также математику; приобрел глубокие познания в еврейской религиозной и светской литературе, еврейской философии и [[Каббала|каббале]]. В 1829 г. Луццатто назначен профессором только что созданной раввинской семинарии в [[Падуя|Падуе]], в которой до конца жизни преподавал [[Библия|Библию]], еврейскую историю, философию и филологию.
+
'''Луццатто, Шмуэль Давид''' (акроним שַׁדַ"ל, Шадал, или שְׁדַ"ל, Шдал; Luzzatto, Samuel David; 1800, Триест, – 1865, Падуя), филолог, комментатор Библии, поэт и переводчик, один из основателей современной [[Наука О Еврействе|науки о еврействе]].  
 +
=== Биографические сведения ===
-
Луццатто был одним из первых еврейских деятелей культуры 19 в., сочетавших еврейскую ученость с широким европейским образованием. Он видел в [[Иудаизм|иудаизме]] исторический и этический феномен, лежащий в основе всечеловеческой культуры. Литературное творчество Луццатто — как поэтическое, так и прозаическое — оказало значительное влияние на развитие [[Иврит Новая Литературасодержание|иврит новой литературы]]. Еще большее значение имели его научные сочинения, среди которых труд о Таргуме Онкелоса (см. [[Онкелос И Аквила|Онкелос и Аквила]]), исследования в области библейской экзегезы (в частности, комментарий к книге [[Исайя]], над которым Луццатто работал около 20 лет), языка иврит и еврейской литературы.
+
Сын ремесленника, Луццатто элементарное образование получил в Триестской еврейской школе; самостоятельно изучил основные европейские и древние языки, а также математику; приобрел глубокие познания в еврейской религиозной и светской литературе, еврейской философии и [[Каббала|каббале]].  
-
Луццатто возродил интерес широкой еврейской публики к средневековой еврейской поэзии. В своих теологических трудах Луццатто разработал позитивную систему, основанную на вере в [[Откровение|откровение]] и избранность еврейского народа (см. [[Избранный Народ|Избранный народ]]). Согласно Луццатто, попытки рационализации [[Тора|Торы]] в принципе ложны; Луццатто был одним из первых еврейских ученых, выступивших против господствовавшего в эту эпоху ассимиляторства (см. [[Ассимиляция]]). По мнению Луццатто, в истории человеческой культуры действуют два противоположных фактора — эллинизм, ставящий во главу угла эстетическое начало, и иудаизм с его приматом этики. Борьбу этих двух культурных подходов Луццатто прослеживает как в истории религиозной философии, так и в истории литературы. Носителями подлинно иудейского духа являются Библия, [[Талмуд]] и [[Аггада]]; в противоположность им произведения александрийской эпохи и средневековая еврейская философия, в особенности [[Маймонид]], обнаруживают влияние эллинизма. По этой причине Луццатто отдавал предпочтение средневековой северофранцузской и немецкой раввинистической традиции, видя идеал еврейской учености в [[Раши]]. Отрицательно относился Луццатто и к каббале, считая ее несовместимой с иудаизмом, а также к философии [[Спиноза, Барух|Баруха Спинозы]]. В своей теологии Луццатто утверждал примат этического над метафизическим и подчеркивал эмоциональную сторону религиозного опыта. Теологическая концепция Луццатто основана на вере в сверхразумное откровение и избранность еврейского народа, который является носителем универсального гуманизма. Иврит и еврейская литература служат инструментом развития и углубления еврейского духа. Луццатто поощрял возвращение еврейского народа к земле, уповая на возрождение Эрец-Исраэль.
+
В 1829 г. Луццатто назначен профессором только что созданной раввинской семинарии в [[Падуя|Падуе]], в которой до конца жизни преподавал [[Библия|Библию]], еврейскую историю, философию и филологию.
 +
=== Сторонник сочетания еврейской учености с  европейским образованием ===
 +
 
 +
Луццатто был одним из первых еврейских деятелей культуры 19 в., сочетавших еврейскую ученость с широким европейским образованием. Он видел в [[Иудаизм|иудаизме]] исторический и этический феномен, лежащий в основе всечеловеческой культуры.
 +
=== Литературное творчество ===
 +
 
 +
Литературное творчество Луццатто — как поэтическое, так и прозаическое — оказало значительное влияние на развитие [[Иврит Новая Литературасодержание|иврит новой литературы]].
 +
=== Научные сочинения ===
 +
 
 +
Еще большее значение имели его научные сочинения, среди которых труд о Таргуме Онкелоса (см. [[Онкелос И Аквила|Онкелос и Аквила]]), исследования в области библейской экзегезы (в частности, комментарий к книге [[Исайя]], над которым Луццатто работал около 20 лет), языка иврит и еврейской литературы.
 +
 
 +
Луццатто возродил интерес широкой еврейской публики к средневековой еврейской поэзии. В своих теологических трудах Луццатто разработал позитивную систему, основанную на вере в [[Откровение|откровение]] и избранность еврейского народа (см. [[Избранный Народ|Избранный народ]]).  
 +
 
 +
Согласно Луццатто, попытки рационализации [[Тора|Торы]] в принципе ложны; Луццатто был одним из первых еврейских ученых, выступивших против господствовавшего в эту эпоху ассимиляторства (см. [[Ассимиляция]]).  
 +
 
 +
По мнению Луццатто, в истории человеческой культуры действуют два противоположных фактора — эллинизм, ставящий во главу угла эстетическое начало, и иудаизм с его приматом этики.  
 +
 
 +
Борьбу этих двух культурных подходов Луццатто прослеживает как в истории религиозной философии, так и в истории литературы.  
 +
 
 +
Носителями подлинно иудейского духа являются Библия, [[Талмуд]] и [[Аггада]]; в противоположность им произведения александрийской эпохи и средневековая еврейская философия, в особенности [[Маймонид]], обнаруживают влияние эллинизма. По этой причине Луццатто отдавал предпочтение средневековой северофранцузской и немецкой раввинистической традиции, видя идеал еврейской учености в [[Раши]].  
 +
 
 +
Отрицательно относился Луццатто и к каббале, считая ее несовместимой с иудаизмом, а также к философии [[Спиноза, Барух|Баруха Спинозы]].  
 +
 
 +
В своей теологии Луццатто утверждал примат этического над метафизическим и подчеркивал эмоциональную сторону религиозного опыта.  
 +
 
 +
Теологическая концепция Луццатто основана на вере в сверхразумное откровение и избранность еврейского народа, который является носителем универсального гуманизма.  
 +
 
 +
Иврит и еврейская литература служат инструментом развития и углубления еврейского духа. Луццатто поощрял возвращение еврейского народа к земле, уповая на возрождение Эрец-Исраэль.
Луццатто был одним из основателей общества [[Мекицей Нирдамим|Мекицей нирдамим]].
Луццатто был одним из основателей общества [[Мекицей Нирдамим|Мекицей нирдамим]].

Версия 07:27, 20 июля 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья



Луццатто, Шмуэль Давид Ш. Д. Луццатто. Джуиш энциклопедия (1901 – 1912).


Луццатто, Шмуэль Давид (акроним שַׁדַ"ל, Шадал, или שְׁדַ"ל, Шдал; Luzzatto, Samuel David; 1800, Триест, – 1865, Падуя), филолог, комментатор Библии, поэт и переводчик, один из основателей современной науки о еврействе.

Содержание

Биографические сведения

Сын ремесленника, Луццатто элементарное образование получил в Триестской еврейской школе; самостоятельно изучил основные европейские и древние языки, а также математику; приобрел глубокие познания в еврейской религиозной и светской литературе, еврейской философии и каббале.

В 1829 г. Луццатто назначен профессором только что созданной раввинской семинарии в Падуе, в которой до конца жизни преподавал Библию, еврейскую историю, философию и филологию.

Сторонник сочетания еврейской учености с европейским образованием

Луццатто был одним из первых еврейских деятелей культуры 19 в., сочетавших еврейскую ученость с широким европейским образованием. Он видел в иудаизме исторический и этический феномен, лежащий в основе всечеловеческой культуры.

Литературное творчество

Литературное творчество Луццатто — как поэтическое, так и прозаическое — оказало значительное влияние на развитие иврит новой литературы.

Научные сочинения

Еще большее значение имели его научные сочинения, среди которых труд о Таргуме Онкелоса (см. Онкелос и Аквила), исследования в области библейской экзегезы (в частности, комментарий к книге Исайя, над которым Луццатто работал около 20 лет), языка иврит и еврейской литературы.

Луццатто возродил интерес широкой еврейской публики к средневековой еврейской поэзии. В своих теологических трудах Луццатто разработал позитивную систему, основанную на вере в откровение и избранность еврейского народа (см. Избранный народ).

Согласно Луццатто, попытки рационализации Торы в принципе ложны; Луццатто был одним из первых еврейских ученых, выступивших против господствовавшего в эту эпоху ассимиляторства (см. Ассимиляция).

По мнению Луццатто, в истории человеческой культуры действуют два противоположных фактора — эллинизм, ставящий во главу угла эстетическое начало, и иудаизм с его приматом этики.

Борьбу этих двух культурных подходов Луццатто прослеживает как в истории религиозной философии, так и в истории литературы.

Носителями подлинно иудейского духа являются Библия, Талмуд и Аггада; в противоположность им произведения александрийской эпохи и средневековая еврейская философия, в особенности Маймонид, обнаруживают влияние эллинизма. По этой причине Луццатто отдавал предпочтение средневековой северофранцузской и немецкой раввинистической традиции, видя идеал еврейской учености в Раши.

Отрицательно относился Луццатто и к каббале, считая ее несовместимой с иудаизмом, а также к философии Баруха Спинозы.

В своей теологии Луццатто утверждал примат этического над метафизическим и подчеркивал эмоциональную сторону религиозного опыта.

Теологическая концепция Луццатто основана на вере в сверхразумное откровение и избранность еврейского народа, который является носителем универсального гуманизма.

Иврит и еврейская литература служат инструментом развития и углубления еврейского духа. Луццатто поощрял возвращение еврейского народа к земле, уповая на возрождение Эрец-Исраэль.

Луццатто был одним из основателей общества Мекицей нирдамим.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЛУЦЦАТТО Шмуэль Давид в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация