Пост в иудаизме

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat)
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (дополнение)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 4
+
{{О_статье\ЭЕЭ
 +
| ТИП СТАТЬИ  = 4
| АВТОР1  =  
| АВТОР1  =  
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
Строка 15: Строка 16:
'''Посты в иудаизме''' ({{lang-he|צוֹם}}, ''цом''; תַּעֲנִית, ''та‘анит'') — воздержание от принятия пищи и питья добровольное или по предписанию закона.
'''Посты в иудаизме''' ({{lang-he|צוֹם}}, ''цом''; תַּעֲנִית, ''та‘анит'') — воздержание от принятия пищи и питья добровольное или по предписанию закона.
-
== В Библии ==
+
== Упоминания в [[ТаНаХ]]е ==
-
Пост упоминается уже в [[Пятикнижие|Пятикнижии]] ({{Библия|Лев|16:31}} и др.); он являлся неотъемлемой частью ритуала в эпоху [[Первый Храм|Первого Храма]] ({{Библия|Ис|1:13}} по [[Септуагинта|Септуагинте]]; {{Библия|Иер|36:9}}; ср. {{Библия|Иоил|1:14}}; {{Библия2|Иоил|2:15-17}}). Право объявлять пост принадлежало старейшинам местных общин, которых, однако, могло обязать к этому царское распоряжение (например, {{Библия|3Цар|21:8|-12}}).
+
Пост упоминается уже в [[Пятикнижие|Торе]] ({{Библия|Лев|16:31}} и др.); он являлся неотъемлемой частью ритуала в эпоху [[Первый Храм|Первого Храма]] ({{Библия|Ис|1:13}} по [[Септуагинта|Септуагинте]]; {{Библия|Иер|36:9}}; ср. {{Библия|Иоил|1:14}}; {{Библия2|Иоил|2:15-17}}). Право объявлять пост принадлежало старейшинам местных общин, которых, однако, могло обязать к этому царское распоряжение (например, {{Библия|3Цар|21:8|-12}}).
== Назначение поста ==
== Назначение поста ==
Строка 24: Строка 25:
* '''В знак траура.''' Смерть царя Саула была отмечена однодневным постом ({{Библия|2Цар|1:12}}), а среди особо преданных ему людей — семидневным ({{Библия|1Цар|31:13}}). Отказ царя Давида поститься после смерти сына ({{Библия|2Цар|12:21|-23}}) вызвал удивление придворных.
* '''В знак траура.''' Смерть царя Саула была отмечена однодневным постом ({{Библия|2Цар|1:12}}), а среди особо преданных ему людей — семидневным ({{Библия|1Цар|31:13}}). Отказ царя Давида поститься после смерти сына ({{Библия|2Цар|12:21|-23}}) вызвал удивление придворных.
-
* '''Для предотвращения или смягчения бедствия.''' Перед лицом природного или общественного бедствия объявлялся общественный пост. Так, израильтяне постились перед сражениями против колена [[Биньямин]]а ({{Библия|Суд|20:26}}), [[филистимляне|филистимлян]] ({{Библия|1Цар|7:6}}; {{Библия2|1Цар|14:24}}) и врагов в [[Заиорданье]] ({{Библия|2Пар|20:3}}). Народ постился, чтобы умолить Бога прекратить голод, вызванный нашествием саранчи ({{Библия|Иоил|1:14}}; {{Библия2|Иоил|2:12,15}}). Пост также соблюдался в надежде отвратить угрозу истребления со стороны [[вавилон]]ян ({{Библия|Иер|36:3|,9}}) и [[персы|персов]] ({{Библия|Есф|4:3|,16}}) и вызвать спасительное вмешательство Бога (например, {{Библия|1Цар|7:9}}), смягчить тяжесть иноземного ига ({{Библия|Неем|9:1}}), а также отвратить нависшую угрозу Божественного наказания (как, возможно, было, когда [[Навот]] был обвинен в богохульстве — {{Библия|3Цар|21:9}}).
+
* '''Для предотвращения или смягчения бедствия.''' Перед лицом природного или общественного бедствия объявлялся общественный пост. Так, израильтяне постились перед сражениями против колена [[Биньямин]]а ({{Библия|Суд|20:26}}), [[филистимляне|филистимлян]] ({{Библия|1Цар|7:6}}; {{Библия2|1Цар|14:24}}) и врагов в [[Заиорданье]] ({{Библия|2Пар|20:3}}).
 +
 
 +
Народ постился, чтобы умолить Бога прекратить голод, вызванный нашествием саранчи ({{Библия|Иоил|1:14}}; {{Библия2|Иоил|2:12,15}}). Пост также соблюдался в надежде отвратить угрозу истребления со стороны [[вавилон]]ян ({{Библия|Иер|36:3|,9}}) и [[персы|персов]] ({{Библия|Есф|4:3|,16}}) и вызвать спасительное вмешательство Бога (например, {{Библия|1Цар|7:9}}), смягчить тяжесть иноземного ига ({{Библия|Неем|9:1}}), а также отвратить нависшую угрозу Божественного наказания (как, возможно, было, когда [[Навот]] был обвинен в богохульстве — {{Библия|3Цар|21:9}}).
* '''Как акт, сопровождавший молитву.''' Так, чтобы удостоиться лицезрения Господа, [[Моисей]] постился сорок дней ({{Библия|Исх|34:28}}; согласно {{Библия|Втор|9:9|, 18}} — дважды); [[Саул]] постился накануне встречи с духом [[Самуил]]а ({{Библия|1Цар|28:20}}); [[Даниил]]у в ответ на его молитву и пост были ниспосланы видения ({{Библия|Дан|9:3}}; ср. {{Библия2|Дан|10:3}}). А также перед совершением особо важного акта представителями народа ({{Библия|3Цар|21:12}}).
* '''Как акт, сопровождавший молитву.''' Так, чтобы удостоиться лицезрения Господа, [[Моисей]] постился сорок дней ({{Библия|Исх|34:28}}; согласно {{Библия|Втор|9:9|, 18}} — дважды); [[Саул]] постился накануне встречи с духом [[Самуил]]а ({{Библия|1Цар|28:20}}); [[Даниил]]у в ответ на его молитву и пост были ниспосланы видения ({{Библия|Дан|9:3}}; ср. {{Библия2|Дан|10:3}}). А также перед совершением особо важного акта представителями народа ({{Библия|3Цар|21:12}}).
-
* '''Пост рассматривался как акт раскаяния''', выражение подчинения и мольбы, посредством которого можно снискать прощение Бога. В [[Талмуд]]е<ref>[[Талмуд]], Брахот 17а</ref> пост сравнивается с [[Жертвоприношения в иудаизме|жертвоприношением]]; страдания человеческого тела рассматриваются как принесение человеческой крови и жира на алтарь. Так, царь [[Давид]] постился в надежде, что Бог смилуется и сохранит жизнь его сыну ({{Библия|2Цар|12:16|-17, 22}}); Бог смягчил наказание [[Ахав]]у, потому что тот постился и унижал себя ({{Библия|3Цар|21:27|-29}}; см. также {{Библия|Пс|34:13}}; {{Библия2|Пс|68:11}}; {{Библия|Езд|10:6}}).  
+
* '''Пост рассматривался как акт раскаяния''', выражение подчинения и мольбы, посредством которого можно снискать прощение Бога.
-
== В иудаизме ==
+
[[Моше]] постился сорок дней (Исх. 34:28; согласно Втор. 9:9, 18 – дважды); [[Саул]] постился накануне встречи с духом [[Самуил|Самуила]] (I Сам. 28:20); [[Даниэль|Даниэлю]] в ответ на его молитву и пост были ниспосланы видения (Дан. 9:3; ср. 10:3). Пост бывал и в знак [[Траур|траура]].
 +
 
 +
В [[Талмуд]]е<ref>[[Талмуд]], Брахот 17а</ref> пост сравнивается с [[Жертвоприношения в иудаизме|жертвоприношением]]; страдания человеческого тела рассматриваются как принесение человеческой крови и жира на алтарь. Так, царь [[Давид]] постился в надежде, что Бог смилуется и сохранит жизнь его сыну ({{Библия|2Цар|12:16|-17, 22}}); Бог смягчил наказание [[Ахав]]у, потому что тот постился и унижал себя ({{Библия|3Цар|21:27|-29}}; см. также {{Библия|Пс|34:13}}; {{Библия2|Пс|68:11}}; {{Библия|Езд|10:6}}).
 +
 
 +
Приведенные примеры показывают, что пост — как индивидуальный, так и коллективный — представлял собой реакцию на чрезвычайную ситуацию. В период, предшествовавший [[Пленение Вавилонское|пленению вавилонскому]], по всей вероятности, не существовало фиксированных дней поста, за исключением Иом-Киппура. Впервые установленные дни поста упоминаются у пророка [[Зхария|Зхарии]] (Зх. 8:19; ср. 7:3–5). Согласно еврейской традиции, упоминаемые у Зхарии посты призваны отмечать трагические события еврейской истории, завершившиеся разрушением Первого храма (начало осады Иерусалима вавилонянами в 10-й день месяца тевет, пролом стен города в 17-й день месяца [[Таммуз|таммуз]], разрушение Храма в месяце [[Ав|ав]] /см. [[Ава Девятое|Ава девятое]]/ и убийство назначенного вавилонянами наместника [[Гдалия Бен Ахикам|Гдалии бен Ахикама]] в третий день месяца [[Тишрей|тишрей]]). Некоторые исследователи считают, что посты, упоминаемые Зхарией, гораздо более древнего происхождения и связаны с сезонными праздниками; однако, против такого предположения свидетельствует вопрос народа к Зхарии, следует ли отменить эти посты (видимо, в связи с восстановлением Храма; там же, см. выше).
 +
 
 +
В период Второго храма посты практиковались также как форма проявления [[Аскетизм|аскетизма]] — особенно женщинами (Юдифь 8:6; Лука 2:37; 18:2; Марк 2:18; ТИ., Хаг. 2:2, 77г) — или как приготовление к апокалиптическому (см. [[Апокалиптическая Литература|Апокалиптическая литература]]) откровению (Дан. 10:3; IV Эзра 5:13–20; 6:35; Санх. 65б; ТИ., Кил. 9:4, 32б и др.). Литература этого периода упоминает также о посте как о способе искупить грех, и эта функция поста приобрела большое значение после разрушения Второго храма и особенно после подавления [[Бар-Кохбы Восстание|Бар-Кохбы восстания]] и последовавших за этим религиозных преследований.
 +
 
 +
подчеркивает, что пост не самоцель, а только средство, при помощи которого человек может смирить свою душу и раскаяться в грехах, и это раскаяние должно проявиться в его поступках (Иоэль 2:13; Иона 3:8). Этот взгляд с особой силой выражен у Исайи (58:3 и следующие), который противопоставляет пост, не сопровождающийся искренним раскаянием и потому неугодный Богу, подлинному посту, в награду за который Бог ниспошлет милостивое прощение. В период Второго храма пост рассматривался также как средство очищения человека и приближения его к Богу. Однако аскетическое понимание поста вызывало возражение законоучителей (ТИ., Сота 3:4, 19а; Тосеф., Таан. 2:12 и др.), которые утверждали, что человек не имеет права наносить ущерб своему здоровью, чтобы не стать бременем для общины. Изучение Торы важнее поста: «ученый не имеет права поститься, ибо поступая так, он менее усердствует в труде небесном» (Таан. 11а–б). Этот взгляд вылился в галахическое направление, стремившееся ограничить даже публичные посты и их строгость, одновременно подчеркивая первоначальный смысл поста — покаяние и добрые поступки. Согласно [[Саадия Гаон|Саадии Гаону]], лучше, чем поститься, избегать совершения греха. Тем не менее пост широко практиковался мистиками и [[Каббала|каббалистами]], особенно — [[Хасидей Ашкеназ]] (однако современный [[хасидизм]] не разделяет этот подход).
 +
== Правила постов ==
 +
Правила поста, детализированные в талмудической литературе (в [[Талмуд|Талмуде]] посту посвящен целый трактат Таанит) и у позднейших галахических авторов (см. [[Галаха]]), в своей сущности не претерпели изменений сравнительно с библейский периодом. Пост сопровождался молитвой (в эпоху Первого храма — [[Жертвоприношение|жертвоприношением]]) и покаянием в грехах (Суд. 20:26; I Сам. 7:6; Эзра 10:1). Начиная с эпохи Второго храма, пост сопровождался также публичным чтением Торы (Нех. 9:3). Во время торжественных постов наряду с молитвой [[Маарив|Маарив]] читались [[Шахарит]], Хацот (полуденная молитва), [[Минха]] и [[Неила|Неила]]. Литургия дополнялась мольбами о прощении — [[Слихот|слихот]]; центральным элементом службы были звуки [[Шофар|шофара]] (Иоэль 2:1) или труб (Макк. 3:54). Обычно служба проводилась под открытым небом (II Хр. 2:5; Юдифь 4:11); молящиеся совершали ритуалы, символизирующие смирение, — разрывали одежды, надевали власяницы (I Ц. 21:27; Иоэль 2:13; Пс. 35:13; Юдифь 4:10, 8:5) и посыпали голову пеплом или землей (Ис. 58:5; Нех. 9:1). Во время массовых собраний (Иоэль 2:16; Юдифь 4:11) один из старейшин обращался к народу с порицаниями, иногда коллективно выяснялись причины общественного бедствия (I Ц. 21:9–13; Таан. 2:1, 12б).
 +
 
 +
Во многих общинах пост распространялся также на детей и животных (ТИ., Таан. 2:1, 65б; Юдифь 4:9–11 и др.). Законоучители, однако, освободили от обязанности поститься детей и животных, а также больных, тех, кто должен был сохранить физическую силу и, в большинстве случаев, беременных и кормящих женщин (Тосеф., Таан. 2:12; 3:2). В обычный пост запрещалось лишь есть и пить, а во время важных постов не разрешались купание, умащение, ношение обуви и половые сношения, а также различные виды работы; некоторые спали на земле (ТИ., Таан. 1:6, 64в; II Сам. 12:16), что напоминает ритуалы траура. Обычные посты продолжались с утра до наступления темноты, а особо важные посты — в течение суток. Некоторые посты продолжались три или семь дней (Таан. 1:5–6; ср. Юдифь 4:13); в исключительных случаях пост соблюдался в [[Суббота|субботу]] и праздничные дни, однако, как правило, в эти дни поститься возбранялось. В 1 в. н. э. был составлен особый список — [[Мегиллат Таанит|Мегиллат Таанит]], содержащий 36 памятных дат, в которые нельзя объявлять публичный пост; с течением времени этот список был отменен. Существовал обычай устанавливать публичный пост в понедельник или четверг; отдельные лица, особенно после разрушения Второго храма, постились каждый понедельник и четверг. Законоучители постановили, что, в отличие от публичного, индивидуальный пост должен длиться сутки или определенное количество часов (Таан. 12а). В ряде случаев пост состоял в воздержании лишь от некоторых видов пищи, например, мяса или вина, или в воздержании от умащения и других видов удовольствий (Дан. 10:3; Юдифь 15:4; IV Эзра 9:24 и др.).
 +
== Виды постов ==
 +
По происхождению дни поста делятся на три основные категории.
 +
# Первая — пост в дни, упомянутые в ТаНаХе: [[Иом-Киппур]] (Лев. 16:29–31; 23:27–32; Чис. 29:7); [[Девятое ава]] — в память о разрушении Первого (II Ц. 25:8–9; Иер. 52:12–13) и Второго храмов и о других бедствиях, постигших еврейский народ в этот месяц; [[17 тамуза]] — в память о взятии стен Иерусалима вавилонянами (ср. Иер. 39:2, который, однако, называет 9-е таммуза) и [[Тит, Флавий Веспасиан|Титом]] (Таан. 4:6 и др.); 10-е [[Тевет|тевета]] — в память об осаде Иерусалима [[Навуходоносор II|Навуходоносором]] (II Ц. 25:1–2; Иер. 54:4 и др.); 3-е тишрея — в память об убийстве Гдалии (см. выше; Иер. 41:1–2; II Ц. 25:25); 13-го [[Адар|адара]] — пост Эсфири (Таанит Эстер накануне праздника [[Пурим]] (в некоторых общинах постились три дня, особенно женщины; см. Эсфирь 4:16). Пост Иом-Киппура и Девятого ава длится с захода солнца накануне и до наступления темноты на следующий день; остальные посты, упомянутые выше, длятся с восхода до захода солнца. Если пост совпадает с субботой, он переносится на воскресенье; исключением является Иом-Киппур.
 +
 
 +
# Вторая категория — посты, предписанные раввинами (с восхода до захода солнца): часть [[Десять Дней Покаяния|десяти дней покаяния]] (за исключением суббот и кануна Иом-Киппура); как можно больше дней в месяц элул (Ш. Ар. ОХ. 581:2); в первый понедельник и четверг праздников [[Песах]] и [[Суккот]], а также в понедельник после них (Ш. Ар. ОХ. 492) во искупление грехов, возможно, совершенных в состоянии опьянения в эти праздники; в дни Шовавим тат (аббревиатура, составленная из начальных букв восьми отрывков Торы, читаемых в восемь четвергов зимних месяцев високосного года); в течение трех недель траура между 17-м таммуза и Девятым ава (Ш. Ар. ОХ. 551:16), чтобы выразить глубокую скорбь о разрушении Храма; в Малый Иом-Киппур — последний день каждого месяца; члены [[Хевра Каддиша|хевра каддиша]] постятся 7-го адара (согласно традиции, день смерти Моше); первородные сыновья постятся накануне Песаха в память о спасении еврейских первенцев во время десятой из [[Казни Египетские|казней египетских]].
 +
 
 +
# Третья — пост частного характера: в годовщину смерти родителей или учителя (см. [[Йорцайт]]); жених и невеста постятся в день бракосочетания вплоть до свадебной церемонии; предусмотрен также пост, чтобы отвратить дурные последствия кошмарного сна (Таанит халом). Если упал свиток Торы, свидетели этого постятся в течение дня. В [[мишна]]итские времена члены [[Синедрион]]а постились в день вынесения ими смертного приговора (Санх. 63а).
 +
== Примеры иудейских постов ==
Наиболее известный в иудаизме день поста — [[Йом Кипур]] (День Искупления), когда [[Галаха]] запрещает еду, питьё, умывание, кожаную обувь, умащение маслами и супружескую близость. Тем не менее, этот день в еврейской традиции относится к праздничным. Этот пост, равно как и пост [[Девятое Ава|Девятого Ава]] (Тиша бе-Ав) (в который также запрещены эти пять вещей), продолжается от захода солнца до появления звёзд вечером следующего дня, то есть более 24 часов.
Наиболее известный в иудаизме день поста — [[Йом Кипур]] (День Искупления), когда [[Галаха]] запрещает еду, питьё, умывание, кожаную обувь, умащение маслами и супружескую близость. Тем не менее, этот день в еврейской традиции относится к праздничным. Этот пост, равно как и пост [[Девятое Ава|Девятого Ава]] (Тиша бе-Ав) (в который также запрещены эти пять вещей), продолжается от захода солнца до появления звёзд вечером следующего дня, то есть более 24 часов.
Строка 41: Строка 64:
В Талмуде содержится много рассказов о постах. Например р. Цадок постился 40 лет, чтобы [[Иерусалим]] не был разрушен. Мар бар Рав Аши постился круглый год, кроме нескольких дней и т. д.
В Талмуде содержится много рассказов о постах. Например р. Цадок постился 40 лет, чтобы [[Иерусалим]] не был разрушен. Мар бар Рав Аши постился круглый год, кроме нескольких дней и т. д.
 +
 +
В новое время из установленных дней поста широко соблюдаются только пост Иом-Киппур и Девятое ава, а среди реформистов (см. [[Реформизм В Иудаизме|Реформизм в иудаизме]]) — лишь первый из них.
== Примечания ==
== Примечания ==
Строка 50: Строка 75:
== Ссылки ==
== Ссылки ==
-
* {{ЭЕЭ|13291|Пост}}
 
-
{{еврейские праздники}}
 
 +
{{еврейские праздники}}
   
   
-
[[cs:Veřejné postní dny]]
+
<!-- [[cs:Veřejné postní dny]]
[[en:Ta'anit]]
[[en:Ta'anit]]
[[fr:Taanit]]
[[fr:Taanit]]
[[he:תענית]]
[[he:תענית]]
[[ms:Ta'anit]]
[[ms:Ta'anit]]
-
[[yi:תענית]]{{WikiCopyRight}}
+
[[yi:תענית]] -->{{WikiCopyRight}}
-
 
+
{{ElevenCopyRight|13291|ПОСТ}}
[[Категория:Календарь и праздники]]
[[Категория:Календарь и праздники]]
[[Категория:Посты в иудаизме]]
[[Категория:Посты в иудаизме]]
{{checked_final}}
{{checked_final}}

Версия 14:35, 8 июля 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Текст унаследован из Википедии

Посты в иудаизме (ивр. צוֹם‎, цом; תַּעֲנִית, та‘анит) — воздержание от принятия пищи и питья добровольное или по предписанию закона.

Содержание

Упоминания в ТаНаХе

Пост упоминается уже в Торе (Лев.16:31 и др.); он являлся неотъемлемой частью ритуала в эпоху Первого Храма (Ис.1:13 по Септуагинте; Иер.36:9; ср. Иоил.1:14; 2:15-17). Право объявлять пост принадлежало старейшинам местных общин, которых, однако, могло обязать к этому царское распоряжение (например, 3Цар.21:8-12).

Назначение поста

В древности пост преследовал разные цели.

  • В знак траура. Смерть царя Саула была отмечена однодневным постом (2Цар.1:12), а среди особо преданных ему людей — семидневным (1Цар.31:13). Отказ царя Давида поститься после смерти сына (2Цар.12:21-23) вызвал удивление придворных.

Народ постился, чтобы умолить Бога прекратить голод, вызванный нашествием саранчи (Иоил.1:14; 2:12,15). Пост также соблюдался в надежде отвратить угрозу истребления со стороны вавилонян (Иер.36:3,9) и персов (Есф.4:3,16) и вызвать спасительное вмешательство Бога (например, 1Цар.7:9), смягчить тяжесть иноземного ига (Неем.9:1), а также отвратить нависшую угрозу Божественного наказания (как, возможно, было, когда Навот был обвинен в богохульстве — 3Цар.21:9).

  • Как акт, сопровождавший молитву. Так, чтобы удостоиться лицезрения Господа, Моисей постился сорок дней (Исх.34:28; согласно Втор.9:9, 18 — дважды); Саул постился накануне встречи с духом Самуила (1Цар.28:20); Даниилу в ответ на его молитву и пост были ниспосланы видения (Дан.9:3; ср. 10:3). А также перед совершением особо важного акта представителями народа (3Цар.21:12).
  • Пост рассматривался как акт раскаяния, выражение подчинения и мольбы, посредством которого можно снискать прощение Бога.

Моше постился сорок дней (Исх. 34:28; согласно Втор. 9:9, 18 – дважды); Саул постился накануне встречи с духом Самуила (I Сам. 28:20); Даниэлю в ответ на его молитву и пост были ниспосланы видения (Дан. 9:3; ср. 10:3). Пост бывал и в знак траура.

В Талмуде[1] пост сравнивается с жертвоприношением; страдания человеческого тела рассматриваются как принесение человеческой крови и жира на алтарь. Так, царь Давид постился в надежде, что Бог смилуется и сохранит жизнь его сыну (2Цар.12:16-17, 22); Бог смягчил наказание Ахаву, потому что тот постился и унижал себя (3Цар.21:27-29; см. также Пс.34:13; 68:11; Езд.10:6).

Приведенные примеры показывают, что пост — как индивидуальный, так и коллективный — представлял собой реакцию на чрезвычайную ситуацию. В период, предшествовавший пленению вавилонскому, по всей вероятности, не существовало фиксированных дней поста, за исключением Иом-Киппура. Впервые установленные дни поста упоминаются у пророка Зхарии (Зх. 8:19; ср. 7:3–5). Согласно еврейской традиции, упоминаемые у Зхарии посты призваны отмечать трагические события еврейской истории, завершившиеся разрушением Первого храма (начало осады Иерусалима вавилонянами в 10-й день месяца тевет, пролом стен города в 17-й день месяца таммуз, разрушение Храма в месяце ав /см. Ава девятое/ и убийство назначенного вавилонянами наместника Гдалии бен Ахикама в третий день месяца тишрей). Некоторые исследователи считают, что посты, упоминаемые Зхарией, гораздо более древнего происхождения и связаны с сезонными праздниками; однако, против такого предположения свидетельствует вопрос народа к Зхарии, следует ли отменить эти посты (видимо, в связи с восстановлением Храма; там же, см. выше).

В период Второго храма посты практиковались также как форма проявления аскетизма — особенно женщинами (Юдифь 8:6; Лука 2:37; 18:2; Марк 2:18; ТИ., Хаг. 2:2, 77г) — или как приготовление к апокалиптическому (см. Апокалиптическая литература) откровению (Дан. 10:3; IV Эзра 5:13–20; 6:35; Санх. 65б; ТИ., Кил. 9:4, 32б и др.). Литература этого периода упоминает также о посте как о способе искупить грех, и эта функция поста приобрела большое значение после разрушения Второго храма и особенно после подавления Бар-Кохбы восстания и последовавших за этим религиозных преследований.

подчеркивает, что пост не самоцель, а только средство, при помощи которого человек может смирить свою душу и раскаяться в грехах, и это раскаяние должно проявиться в его поступках (Иоэль 2:13; Иона 3:8). Этот взгляд с особой силой выражен у Исайи (58:3 и следующие), который противопоставляет пост, не сопровождающийся искренним раскаянием и потому неугодный Богу, подлинному посту, в награду за который Бог ниспошлет милостивое прощение. В период Второго храма пост рассматривался также как средство очищения человека и приближения его к Богу. Однако аскетическое понимание поста вызывало возражение законоучителей (ТИ., Сота 3:4, 19а; Тосеф., Таан. 2:12 и др.), которые утверждали, что человек не имеет права наносить ущерб своему здоровью, чтобы не стать бременем для общины. Изучение Торы важнее поста: «ученый не имеет права поститься, ибо поступая так, он менее усердствует в труде небесном» (Таан. 11а–б). Этот взгляд вылился в галахическое направление, стремившееся ограничить даже публичные посты и их строгость, одновременно подчеркивая первоначальный смысл поста — покаяние и добрые поступки. Согласно Саадии Гаону, лучше, чем поститься, избегать совершения греха. Тем не менее пост широко практиковался мистиками и каббалистами, особенно — Хасидей Ашкеназ (однако современный хасидизм не разделяет этот подход).

Правила постов

Правила поста, детализированные в талмудической литературе (в Талмуде посту посвящен целый трактат Таанит) и у позднейших галахических авторов (см. Галаха), в своей сущности не претерпели изменений сравнительно с библейский периодом. Пост сопровождался молитвой (в эпоху Первого храма — жертвоприношением) и покаянием в грехах (Суд. 20:26; I Сам. 7:6; Эзра 10:1). Начиная с эпохи Второго храма, пост сопровождался также публичным чтением Торы (Нех. 9:3). Во время торжественных постов наряду с молитвой Маарив читались Шахарит, Хацот (полуденная молитва), Минха и Неила. Литургия дополнялась мольбами о прощении — слихот; центральным элементом службы были звуки шофара (Иоэль 2:1) или труб (Макк. 3:54). Обычно служба проводилась под открытым небом (II Хр. 2:5; Юдифь 4:11); молящиеся совершали ритуалы, символизирующие смирение, — разрывали одежды, надевали власяницы (I Ц. 21:27; Иоэль 2:13; Пс. 35:13; Юдифь 4:10, 8:5) и посыпали голову пеплом или землей (Ис. 58:5; Нех. 9:1). Во время массовых собраний (Иоэль 2:16; Юдифь 4:11) один из старейшин обращался к народу с порицаниями, иногда коллективно выяснялись причины общественного бедствия (I Ц. 21:9–13; Таан. 2:1, 12б).

Во многих общинах пост распространялся также на детей и животных (ТИ., Таан. 2:1, 65б; Юдифь 4:9–11 и др.). Законоучители, однако, освободили от обязанности поститься детей и животных, а также больных, тех, кто должен был сохранить физическую силу и, в большинстве случаев, беременных и кормящих женщин (Тосеф., Таан. 2:12; 3:2). В обычный пост запрещалось лишь есть и пить, а во время важных постов не разрешались купание, умащение, ношение обуви и половые сношения, а также различные виды работы; некоторые спали на земле (ТИ., Таан. 1:6, 64в; II Сам. 12:16), что напоминает ритуалы траура. Обычные посты продолжались с утра до наступления темноты, а особо важные посты — в течение суток. Некоторые посты продолжались три или семь дней (Таан. 1:5–6; ср. Юдифь 4:13); в исключительных случаях пост соблюдался в субботу и праздничные дни, однако, как правило, в эти дни поститься возбранялось. В 1 в. н. э. был составлен особый список — Мегиллат Таанит, содержащий 36 памятных дат, в которые нельзя объявлять публичный пост; с течением времени этот список был отменен. Существовал обычай устанавливать публичный пост в понедельник или четверг; отдельные лица, особенно после разрушения Второго храма, постились каждый понедельник и четверг. Законоучители постановили, что, в отличие от публичного, индивидуальный пост должен длиться сутки или определенное количество часов (Таан. 12а). В ряде случаев пост состоял в воздержании лишь от некоторых видов пищи, например, мяса или вина, или в воздержании от умащения и других видов удовольствий (Дан. 10:3; Юдифь 15:4; IV Эзра 9:24 и др.).

Виды постов

По происхождению дни поста делятся на три основные категории.

  1. Первая — пост в дни, упомянутые в ТаНаХе: Иом-Киппур (Лев. 16:29–31; 23:27–32; Чис. 29:7); Девятое ава — в память о разрушении Первого (II Ц. 25:8–9; Иер. 52:12–13) и Второго храмов и о других бедствиях, постигших еврейский народ в этот месяц; 17 тамуза — в память о взятии стен Иерусалима вавилонянами (ср. Иер. 39:2, который, однако, называет 9-е таммуза) и Титом (Таан. 4:6 и др.); 10-е тевета — в память об осаде Иерусалима Навуходоносором (II Ц. 25:1–2; Иер. 54:4 и др.); 3-е тишрея — в память об убийстве Гдалии (см. выше; Иер. 41:1–2; II Ц. 25:25); 13-го адара — пост Эсфири (Таанит Эстер накануне праздника Пурим (в некоторых общинах постились три дня, особенно женщины; см. Эсфирь 4:16). Пост Иом-Киппура и Девятого ава длится с захода солнца накануне и до наступления темноты на следующий день; остальные посты, упомянутые выше, длятся с восхода до захода солнца. Если пост совпадает с субботой, он переносится на воскресенье; исключением является Иом-Киппур.
  1. Вторая категория — посты, предписанные раввинами (с восхода до захода солнца): часть десяти дней покаяния (за исключением суббот и кануна Иом-Киппура); как можно больше дней в месяц элул (Ш. Ар. ОХ. 581:2); в первый понедельник и четверг праздников Песах и Суккот, а также в понедельник после них (Ш. Ар. ОХ. 492) во искупление грехов, возможно, совершенных в состоянии опьянения в эти праздники; в дни Шовавим тат (аббревиатура, составленная из начальных букв восьми отрывков Торы, читаемых в восемь четвергов зимних месяцев високосного года); в течение трех недель траура между 17-м таммуза и Девятым ава (Ш. Ар. ОХ. 551:16), чтобы выразить глубокую скорбь о разрушении Храма; в Малый Иом-Киппур — последний день каждого месяца; члены хевра каддиша постятся 7-го адара (согласно традиции, день смерти Моше); первородные сыновья постятся накануне Песаха в память о спасении еврейских первенцев во время десятой из казней египетских.
  1. Третья — пост частного характера: в годовщину смерти родителей или учителя (см. Йорцайт); жених и невеста постятся в день бракосочетания вплоть до свадебной церемонии; предусмотрен также пост, чтобы отвратить дурные последствия кошмарного сна (Таанит халом). Если упал свиток Торы, свидетели этого постятся в течение дня. В мишнаитские времена члены Синедриона постились в день вынесения ими смертного приговора (Санх. 63а).

Примеры иудейских постов

Наиболее известный в иудаизме день поста — Йом Кипур (День Искупления), когда Галаха запрещает еду, питьё, умывание, кожаную обувь, умащение маслами и супружескую близость. Тем не менее, этот день в еврейской традиции относится к праздничным. Этот пост, равно как и пост Девятого Ава (Тиша бе-Ав) (в который также запрещены эти пять вещей), продолжается от захода солнца до появления звёзд вечером следующего дня, то есть более 24 часов.

Пост Девятого Ава предваряется тремя траурными неделями, в течение последней недели нельзя, например, мыться горячей водой и употреблять в пищу мясо и вино.

Менее строгие посты, когда запрещена еда и питьё отмечаются 3 Тишрея (Пост Гедальи), 10 Тевета и 17 Тамуза. Перед Пуримом отмечается пост Эстер в память о событиях, описанных в книге Эстер (Есфири), а перед Песахом существует, так называемый, пост первенцев. Все эти посты продолжаются от рассвета и до появления звёзд.

Существует также ряд необязательных постов, например в канун новомесячий, 3 дня понедельник-четверг-понедельних в месяц после праздников Песаха и Суккот.

В Талмуде содержится много рассказов о постах. Например р. Цадок постился 40 лет, чтобы Иерусалим не был разрушен. Мар бар Рав Аши постился круглый год, кроме нескольких дней и т. д.

В новое время из установленных дней поста широко соблюдаются только пост Иом-Киппур и Девятое ава, а среди реформистов (см. Реформизм в иудаизме) — лишь первый из них.

Примечания

  1. Талмуд, Брахот 17а

Источники

Ссылки


Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ПОСТ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация