Йорцайт (годовщина смерти)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Йорцайт (ЭЕЭ)» в «Йорцайт») |
Версия 14:47, 22 мая 2012
Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана
Источник: | ||||||||
|
Йорцайт (יאָרצײַט, от йор, `год`, и цайт, `время`, идиш), годовщина смерти.
Йорцайт по еврейскому календарю
Ряд поминальных обрядов, которыми отмечают йорцайт близких родственников (родителей, детей, братьев, сестер, мужа, жены), а также особый церемониал, установленный для годовщин смерти выдающихся личностей и в память героев народа, совершаются по еврейскому календарю.
Обычай отмечать йорцайт родных имеет давнюю традицию, и хотя он не предписан Галахой как обязательный, связанные с ним обряды подробно рассматриваются в Шулхан арухе и других раввинистических трудах.
Предписание Талмуда чтить родителей и после их смерти (Кид. 31б) уже в период амораев реализовалось в соблюдении годовщины смерти по отцу, а также по учителю (Нед. 12а; Шву. 20б). Из цитируемого Раши (комментарии к Иев. 122а) респонса эпохи гаонов явствует, что в период амораев было принято отмечать годовщину смерти выдающихся ученых вообще. Термин «йорцайт» впервые встречается в «Сефер hа-минхагим» («Книга обычаев») Ицхака Айзика Тырнау (14 в.) и настолько укоренился в обиходе, что им пользуются также многие общины восточных евреев (грузинских, бухарских, горских); у сефардов принят термин нахала (`удел`).
Важнейшим из обрядов в йорцайт по родственникам является чтение Каддиша. Отмечающему йорцайт (баал hа-йорцайт) предписывается также исполнять функции хаззана, а если йорцайт приходится на день чтения Торы в синагоге (в будни по понедельникам и четвергам, а также в субботу), его вызывают к ней. Чтец (баал коре) затем произносит заупокойную молитву Эль мале рахамим (см. Хазкарат нешамот). В субботу она произносится после чтения Торы в Минху.
В предшествующую йорцайту субботу баал hа-йорцайт обычно приглашается к чтению хафтары. В вечер наступления йорцайта принято зажигать свечу, которая должна гореть целые сутки (нер нешама). В йорцайт принято посещать могилу усопшего (если годовщина не приходится на субботу или праздник), изучать главы Мишны, начальные буквы которых образуют имя почившего, и раздавать милостыню. Некоторые отмечают йорцайт постом.
Установление традицией йорцайта выдающихся личностей: 7 адара — дата смерти Моисея, 6 сивана (праздник Шавуот) — день смерти царя Давида, 3 тишрей — пост Гдалии, 14 ияра и Лаг ба-омер — соответственно даты смерти Меира Баал hа-Неса (см. Меир) и Шимона бар Иохая, которые отмечаются паломничеством к их гробницам в Тверии и на горе Мерон. Хасиды (см. Хасидизм) празднуют йорцайт своих цаддиков как дни их «вознесения».
В Государстве Израиль отмечают также йорцайт таких выдающихся личностей, как Т. Герцль, Х. Н. Бялик и В. Жаботинский (29 таммуза). Как всеобщие дни поминовения соблюдаются в Израиле 27 нисана (в диаспоре — 19 апреля) — День Катастрофы и героизма, посвященный, в частности, памяти павших при восстании в Варшавском гетто; 4 ияра — День памяти павших воинов Израиля и 10 тевета — день всеобщего каддиша (иом hа-каддиш hа-клали) по погибшим в Катастрофе родственникам, дата смерти которых неизвестна.