Натан бен Иехиэль Римский

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
(Новая страница: «{{IsFromWiki}}{{История иудаизма|1035|75|имя=Натана бен-Иехиеля Римского}} {{Иудаизм}} '''Ната́н бен-Иех…»)
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад)
 
(3 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{IsFromWiki}}{{История иудаизма|1035|75|имя=Натана бен-Иехиеля Римского}}
+
{{О_статье
 +
|ТИП СТАТЬИ= 2
 +
|СУПЕРВАЙЗЕР=
 +
|УРОВЕНЬ=
 +
|КАЧЕСТВО=
 +
|АВТОР1=Vadim Akopyan
 +
|АВТОР2=
 +
|АВТОР3=
 +
|ВИКИПЕДИЯ=
 +
|ПРОЕКТ=
 +
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
 +
|ПОДТЕМА=
 +
|ДАТА СОЗДАНИЯ=19/01/2011
 +
}}
 +
{{История иудаизма|1035|75|имя=Натана бен-Иехиеля Римского}}
{{Иудаизм}}
{{Иудаизм}}
-
'''Ната́н бен-Иехие́ль''' (''Натан бен-Иехиель '''Ри́мский''''', ''Натан из Рима'') ({{lang-he|נתן בן רבי יחיאל מרומי}}, {{lang-it|Nathan ben Jehiel}}); известен также как '''''Ба́ал хе-А́рух''''' — автор «Аруха» (по названию его лексикона) — раввин эпохи [[ришоним]], известный [[Средние века|средневековый]] [[Иудаизм|еврейский]] [[Лексикография|лексикограф]], [[лингвист]] и [[философ]]. Родился и умер в [[Рим]]е ([[1035 год|1035]] [[1106 год|1106]]<ref>Статья [http://brockhaus-efron-jewish-encyclopedia.ru/beje/14-1/102.htm «Натан бен Иехиэль»] в [[Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона|Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона]]</ref> ([[1110 год|1110]]<ref>{{ЭЕЭ|12914|Натан бен Иехиэль Римский}}</ref>)).
+
'''Ната́н бен-Иехие́ль''' (''Натан бен-Иехиель '''Ри́мский''''', ''Натан из Рима'') ({{lang-he|נתן בן רבי יחיאל מרומי}}, {{lang-it|Nathan ben Jehiel}}); известен также как '''''Ба́ал хе-А́рух''''' — автор «Аруха» (по названию его лексикона) — раввин эпохи [[ришоним]], известный средневековый [[Иудаизм|еврейский]] лексикограф, лингвист и философ. Родился и умер в [[Рим]]е (1035 — 1106 (по другим источникам, умер в 1110)<ref>Статья [http://brockhaus-efron-jewish-encyclopedia.ru/beje/14-1/102.htm «Натан бен Иехиэль»] в [[Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона|Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона]]</ref> (1110<ref>{{ЭЕЭ|12914|Натан бен Иехиэль Римский}}</ref>)).
== Биография и учёба ==
== Биография и учёба ==
 +
 +
Сын главы римской [[Иешива|иешивы]] Иехиэля. Учился у известных раввинов Сицилии и Нарбонна.
 +
После смерти отца в 1070 г. совместно с братьями Даниэлем и Аврахамом стал во главе римской иешивы.
 +
Будучи сыном главы римской [[Иешива|иешивы]] [[Раввин|рава]] Иехиэля, принадлежал к одной из наиболее родовитых фамилий еврейских ученых в&nbsp;Риме.
Будучи сыном главы римской [[Иешива|иешивы]] [[Раввин|рава]] Иехиэля, принадлежал к одной из наиболее родовитых фамилий еврейских ученых в&nbsp;Риме.
-
Подробности жизни Натана бен-Иехиеля известны из автобиографических заметок, вошедших в первое издание его словаря. Он был послан учиться к известным раввинам [[Сицилия|Сицилии]] и [[Нарбонна|Нарбонны]]. Около [[1070 год]]а вернулся в Рим, и вскоре после смерти отца в 1070 году по решению общины стал во главе римской раввинской школы совместно со своими двумя родными братьями.
+
Подробности жизни Натана бен-Иехиеля известны из автобиографических заметок, вошедших в первое издание его словаря. Он был послан учиться к известным раввинам Сицилии и Нарбонны. Около 1070 года вернулся в Рим, и вскоре после смерти отца в 1070 году по решению общины стал во главе римской раввинской школы совместно со своими двумя родными братьями.
В частной жизни Натан бен-Иехиель был несчастлив: его дети умерли в юности; и он целиком посвятил себя благотворительности и науке.
В частной жизни Натан бен-Иехиель был несчастлив: его дети умерли в юности; и он целиком посвятил себя благотворительности и науке.
Строка 12: Строка 30:
== Создание лексикона «Арух» ==
== Создание лексикона «Арух» ==
[[Файл:V09p181001 Nathan ben Jehiel.jpg|thumb|left|Страница из лексикона «Арух»]]
[[Файл:V09p181001 Nathan ben Jehiel.jpg|thumb|left|Страница из лексикона «Арух»]]
-
В феврале [[1102 год]]а было завершено знаменитое произведение Натана бен-Иехиеля, его основной труд — [[лексикон]] [[Талмуд]]а и [[мидраш]]ей «Арух», ставший ключом к Талмуду и основанием для позднейших лексикографов. В нём не только разъясняется смысл талмудических терминов, но и даётся их [[этимология]].
+
В феврале 1102 года было завершено знаменитое произведение Натана бен-Иехиеля, его основной труд — лексикон [[Талмуд]]а и [[мидраш]]ей «Арух», ставший ключом к Талмуду и основанием для позднейших лексикографов. В нём не только разъясняется смысл талмудических терминов, но и даётся их этимология.
Остается невыясненным, обладал ли сам Натан бен-Иехиель всеми сведениями по лингвистике, приведенными в его словаре. Но никто не отрицает его удивительную способность филологического анализа, замечательную для его времени; умение сопоставлять различные произношения одного и того же слова и тонкое литературное чутье, которое большей частью спасало его от этимологических ошибок.
Остается невыясненным, обладал ли сам Натан бен-Иехиель всеми сведениями по лингвистике, приведенными в его словаре. Но никто не отрицает его удивительную способность филологического анализа, замечательную для его времени; умение сопоставлять различные произношения одного и того же слова и тонкое литературное чутье, которое большей частью спасало его от этимологических ошибок.
-
Поразительно и множество языков, используемых в словаре — наряду с [[Арамейские языки|арамейскими]] диалектами, [[иврит]]ом и [[Итальянский язык|итальянским]] языком встречаются [[Арабский язык|арабский]], [[Персидский язык|персидский]], [[Греческий язык|греческий]], [[Латинский язык|латинский]] и даже [[Славянские языки|славянские]] языки.
+
Поразительно и множество языков, используемых в словаре — наряду с [[Арамейские языки|арамейскими]] диалектами, [[иврит]]ом и итальянским языком встречаются арабский, персидский, греческий, латинский и даже славянские языки.
Подобно большинству французских и германских раввинов, в области грамматического происхождения еврейских слов Натан бен-Иехиель отступил от принципа трехбуквенных корней в иврите — для образования еврейского грамматического корня он считал достаточными две, а порой даже одну букву.
Подобно большинству французских и германских раввинов, в области грамматического происхождения еврейских слов Натан бен-Иехиель отступил от принципа трехбуквенных корней в иврите — для образования еврейского грамматического корня он считал достаточными две, а порой даже одну букву.
Строка 25: Строка 43:
Лексикон «Арух» представляет выдающийся памятник истории культуры. Помимо своего научного значения как сборника старинных чтений и толкований и как указатель заглавий многих утраченных книг, «Арух» важен как единственный труд итальянских евреев того времени и как памятник средневековой науки. Созданный в тот исторический момент, когда еврейская наука была перенесена из Вавилонии и северной Африки в Европу и находилась в положении упадка, в лексиконе Натана бен-Иехиеля подчеркивалась необходимость сохранения старых раввинских знаний и традиций. Его труд можно сравнить в этом отношении с кодексом [[Ицхак Альфаси|Альфаси]] и талмудическим комментарием Раши. Эти три произведения наиболее способствовали распространению и сохранению раввинской науки.
Лексикон «Арух» представляет выдающийся памятник истории культуры. Помимо своего научного значения как сборника старинных чтений и толкований и как указатель заглавий многих утраченных книг, «Арух» важен как единственный труд итальянских евреев того времени и как памятник средневековой науки. Созданный в тот исторический момент, когда еврейская наука была перенесена из Вавилонии и северной Африки в Европу и находилась в положении упадка, в лексиконе Натана бен-Иехиеля подчеркивалась необходимость сохранения старых раввинских знаний и традиций. Его труд можно сравнить в этом отношении с кодексом [[Ицхак Альфаси|Альфаси]] и талмудическим комментарием Раши. Эти три произведения наиболее способствовали распространению и сохранению раввинской науки.
-
Кроме того, «Арух» является прекрасным памятником интеллектуальной жизни итальянских евреев в [[XI век]]е. В словаре также отражаются и суеверия того времени; например, скептическое замечание относительно [[амулет]]ов и заклинаний говорит о приближении эпохи [[скептицизм]]а.
+
Кроме того, «Арух» является прекрасным памятником интеллектуальной жизни итальянских евреев в [[XI век]]е. В словаре также отражаются и суеверия того времени; например, скептическое замечание относительно амулетов и заклинаний говорит о приближении эпохи скептицизма.
-
«Арух» вскоре получил чрезвычайно широкое распространение у поколения ученых, следующих за [[Раши]], у библейских комментаторов, тосафистов и у грамматиков. Сочинение разошлось ещё во множестве рукописей, а с изобретением книгопечатания распространение пошло ещё дальше. Первое издание относится, по-видимому, к 1477&nbsp;году.
+
«Арух» вскоре получил чрезвычайно широкое распространение у поколения ученых, следующих за [[Раши]], у библейских комментаторов, тосафистов и у грамматиков. Сочинение разошлось ещё во множестве рукописей, а с изобретением книгопечатания распространение пошло ещё дальше. Первое издание относится, по-видимому, к 1477&nbsp;году (по другим источникам, в 1469-72 (?)).
Доказательством популярности, приобретенной «Арухом», являются также многочисленные дополнения и толкования, вызванные им. Вплоть до сегодняшнего дня все раввинские словари имеют в своем основании «Арух» Натана&nbsp;бен-Иехиеля.
Доказательством популярности, приобретенной «Арухом», являются также многочисленные дополнения и толкования, вызванные им. Вплоть до сегодняшнего дня все раввинские словари имеют в своем основании «Арух» Натана&nbsp;бен-Иехиеля.
Строка 37: Строка 55:
{{примечания}}
{{примечания}}
-
 
-
{{ЭСБЕ}}
 
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
[[Категория:Раввины]]
 
-
 
-
 
[[Категория:Персоналии:Иудаизм]]
[[Категория:Персоналии:Иудаизм]]
[[Категория:Ришоним]]
[[Категория:Ришоним]]
-
 
-
 
[[Категория:Раввины Италии]]
[[Категория:Раввины Италии]]
[[Категория:Комментаторы Талмуда]]
[[Категория:Комментаторы Талмуда]]
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
[[de:Nathan ben Jechiel]]
+
{{WikiCopyRight}}
-
[[en:Nathan ben Jehiel]]
+
{{ElevenCopyRight|12914|НАТАН БЕН ИЕХИЭЛЬ РИМСКИЙ}}
-
[[he:נתן מרומי]]
+
-
[[ja:ナータン・ベン・イェヒエル]]
+
-
[[pt:Nathan ben Jehiel]]{{WikiCopyRight}}
+

Текущая версия на 06:51, 28 марта 2012

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Автор статьи: Vadim Akopyan
Дата создания: 19/01/2011
Время деятельности Натана бен-Иехиеля Римского в истории иудаизма

Ошибка: неверное или отсутствующее изображение

основные понятия

     

    Портал Иудаизм
п·о·р

Ната́н бен-Иехие́ль (Натан бен-Иехиель Ри́мский, Натан из Рима) (ивр. נתן בן רבי יחיאל מרומי‎, итал. Nathan ben Jehiel); известен также как Ба́ал хе-А́рух — автор «Аруха» (по названию его лексикона) — раввин эпохи ришоним, известный средневековый еврейский лексикограф, лингвист и философ. Родился и умер в Риме (1035 — 1106 (по другим источникам, умер в 1110)[1] (1110[2])).

Содержание

Биография и учёба

Сын главы римской иешивы Иехиэля. Учился у известных раввинов Сицилии и Нарбонна. После смерти отца в 1070 г. совместно с братьями Даниэлем и Аврахамом стал во главе римской иешивы.

Будучи сыном главы римской иешивы рава Иехиэля, принадлежал к одной из наиболее родовитых фамилий еврейских ученых в Риме.

Подробности жизни Натана бен-Иехиеля известны из автобиографических заметок, вошедших в первое издание его словаря. Он был послан учиться к известным раввинам Сицилии и Нарбонны. Около 1070 года вернулся в Рим, и вскоре после смерти отца в 1070 году по решению общины стал во главе римской раввинской школы совместно со своими двумя родными братьями.

В частной жизни Натан бен-Иехиель был несчастлив: его дети умерли в юности; и он целиком посвятил себя благотворительности и науке.

Создание лексикона «Арух»

Файл:V09p181001 Nathan ben Jehiel.jpg
Страница из лексикона «Арух»

В феврале 1102 года было завершено знаменитое произведение Натана бен-Иехиеля, его основной труд — лексикон Талмуда и мидрашей «Арух», ставший ключом к Талмуду и основанием для позднейших лексикографов. В нём не только разъясняется смысл талмудических терминов, но и даётся их этимология.

Остается невыясненным, обладал ли сам Натан бен-Иехиель всеми сведениями по лингвистике, приведенными в его словаре. Но никто не отрицает его удивительную способность филологического анализа, замечательную для его времени; умение сопоставлять различные произношения одного и того же слова и тонкое литературное чутье, которое большей частью спасало его от этимологических ошибок.

Поразительно и множество языков, используемых в словаре — наряду с арамейскими диалектами, ивритом и итальянским языком встречаются арабский, персидский, греческий, латинский и даже славянские языки.

Подобно большинству французских и германских раввинов, в области грамматического происхождения еврейских слов Натан бен-Иехиель отступил от принципа трехбуквенных корней в иврите — для образования еврейского грамматического корня он считал достаточными две, а порой даже одну букву.

О лексиконе «Арух»

Основное значение этого труда — в глубокой интерпретации данных из трёх основных источников: учения вавилонских гаонов, комментариев Хананэля бен Хушиэля из Кайруана и так называемых «Майнцских комментариев».

Лексикон «Арух» представляет выдающийся памятник истории культуры. Помимо своего научного значения как сборника старинных чтений и толкований и как указатель заглавий многих утраченных книг, «Арух» важен как единственный труд итальянских евреев того времени и как памятник средневековой науки. Созданный в тот исторический момент, когда еврейская наука была перенесена из Вавилонии и северной Африки в Европу и находилась в положении упадка, в лексиконе Натана бен-Иехиеля подчеркивалась необходимость сохранения старых раввинских знаний и традиций. Его труд можно сравнить в этом отношении с кодексом Альфаси и талмудическим комментарием Раши. Эти три произведения наиболее способствовали распространению и сохранению раввинской науки.

Кроме того, «Арух» является прекрасным памятником интеллектуальной жизни итальянских евреев в XI веке. В словаре также отражаются и суеверия того времени; например, скептическое замечание относительно амулетов и заклинаний говорит о приближении эпохи скептицизма.

«Арух» вскоре получил чрезвычайно широкое распространение у поколения ученых, следующих за Раши, у библейских комментаторов, тосафистов и у грамматиков. Сочинение разошлось ещё во множестве рукописей, а с изобретением книгопечатания распространение пошло ещё дальше. Первое издание относится, по-видимому, к 1477 году (по другим источникам, в 1469-72 (?)).

Доказательством популярности, приобретенной «Арухом», являются также многочисленные дополнения и толкования, вызванные им. Вплоть до сегодняшнего дня все раввинские словари имеют в своем основании «Арух» Натана бен-Иехиеля.

Литература

  • ивр. «Энциклопедия шел гдолей Исраэль»‎ (Энциклопедия еврейских мыслителей) под. ред. М. Марголиота (ТА, 1973)

Примечания

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья НАТАН БЕН ИЕХИЭЛЬ РИМСКИЙ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация