Соловейчик, Йосеф Дов
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect1 (Обсуждение | вклад) |
Architect (Обсуждение | вклад) |
||
(10 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{Остатье| ТИП СТАТЬИ = | + | {{Остатье\ЭЕЭ |
+ | | ТИП СТАТЬИ = 2 | ||
| АВТОР1 = | | АВТОР1 = | ||
| АВТОР2 = | | АВТОР2 = | ||
Строка 14: | Строка 15: | ||
{{не путать|Соловейчик, Йосеф Дов (Бейт Алеви)}} | {{не путать|Соловейчик, Йосеф Дов (Бейт Алеви)}} | ||
{{Философ | {{Философ | ||
- | |имя = Иосеф Дов-Бер | + | |имя = Иосеф Дов-Бер hа-Леви Соловейчик |
|оригинал имени = Joseph Ber (Yosef Dov, Yoshe Ber) Soloveitchik | |оригинал имени = Joseph Ber (Yosef Dov, Yoshe Ber) Soloveitchik | ||
|портрет = SoloveitchikJB.jpg | |портрет = SoloveitchikJB.jpg | ||
Строка 34: | Строка 35: | ||
}} | }} | ||
- | '''Иосеф Дов-Бер | + | '''Иосеф Дов-Бер hа-Леви Солове́йчик''', "Рав", ({{lang-he|יוסף דב הלוי סולובייצ'יק}}; {{lang-en|Joseph Ber (Yosef Dov, Yoshe Ber) Soloveitchik}}) ([[1903]], [[Пружаны]], [[Гродненская губерния]] — 1993, [[Бостон]], [[США]]) — один из крупнейших [[Галаха|галахических]] авторитетов и [[еврей]]ских мыслителей XX века, лидер [[ортодоксальный модернизм|ортодоксально-модернистского]] еврейства США и религиозных сионистов Америки. |
== Биография == | == Биография == | ||
- | + | ||
+ | Представитель известнейшей раввинской династии [[Соловейчик]], внук р. [[Соловейчик, Хаим (Брискер)|Хаима Соловейчика]]. | ||
+ | |||
+ | Родился в городе Пружаны Гродненской области 11 марта [[1903 год]]а (12-го [[Адар]] 5663 года) <ref name="The Rav">«The Rav. The world of Rabbi Jоseph B. Soloveitchik.» By Aaron Rakeffet-Rothkoff. KTAV publishing house, 1999. Biography, bibliography, memoiries, historical studies.</ref>. В [[1913 год]]у семья переехала в Хаславичи, где отец занял пост раввина, жили в большой бедности. Будущий раввин учился у [[меламед]]а Баруха Райсберга, который также тайно учил [[хабад]]ской книге «[[Тания]]»<ref name="The Rav" />. До 22 лет изучал [[Тора|Тору]] и [[Талмуд]] под руководством отца, рабби [[Моше Соловейчик]]а (1876—1941). Глубокое влияние на рабби Йосефа оказал также его дед, рабби [[Соловейчик, Хаим (Брискер)|Хаим]] (известный как рабби Хаим из Бриска), один из руководителей знаменитой [[Воложинская иешива|Воложинской иешивы]]. | ||
Мать, урождённая Песя Файнштейн, привила ребёнку любовь к литературе, в том числе русской. Частные учителя дали ребёнку примерный эквивалент гимназического курса.<ref name="The Rav"/> | Мать, урождённая Песя Файнштейн, привила ребёнку любовь к литературе, в том числе русской. Частные учителя дали ребёнку примерный эквивалент гимназического курса.<ref name="The Rav"/> | ||
Строка 44: | Строка 48: | ||
В университете р. Й. Д. Соловейчик познакомился с [[Шнеерсон, Менахем Мендл|р. М. М. Шнеерсоном]]. В Берлине р. Й. Д. Соловейчик посещал также [[Берлинская Раввинистическая Семинария|Берлинскую Раввинистическую Семинарию]] р. [[Гильдесхаймер, Азриэль|Азриэля Гильдесхаймера]].<ref name="The Rav"/> | В университете р. Й. Д. Соловейчик познакомился с [[Шнеерсон, Менахем Мендл|р. М. М. Шнеерсоном]]. В Берлине р. Й. Д. Соловейчик посещал также [[Берлинская Раввинистическая Семинария|Берлинскую Раввинистическую Семинарию]] р. [[Гильдесхаймер, Азриэль|Азриэля Гильдесхаймера]].<ref name="The Rav"/> | ||
+ | |||
+ | [[Файл:Rav Joseph Soloveitchik.gif|200px|left|thumb|р.Й.Д.Соловейчик]] | ||
В [[1931 год]]у р. Й. Д. Соловейчик вступил в брак с Тоней Левит (1904—1967), которая, как и сам раввин, приехала в Западную Европу для получения образования и получила звание доктора философии в [[Йенский университет имени Фридриха Шиллера|Йенском университете]].<ref name="The Rav"/> | В [[1931 год]]у р. Й. Д. Соловейчик вступил в брак с Тоней Левит (1904—1967), которая, как и сам раввин, приехала в Западную Европу для получения образования и получила звание доктора философии в [[Йенский университет имени Фридриха Шиллера|Йенском университете]].<ref name="The Rav"/> | ||
- | В [[1932 год]]у супруги переезжают в США вместе с первым ребёнком, где отец р. Йосефа Дова с [[1925 год]]а | + | В [[1932 год]]у супруги переезжают в США вместе с первым ребёнком, где отец р. Йосефа Дова с [[1925 год]]а занял пост главы отделения Талмуда в Теологической Семинарии имени р. Ицхака Эльханана в Нью-Йорке. Это учебное заведение в [[1945 год]]у было преобразовано в [[Иешива-университет|Иешиву-Университет]] (Yeshiva University).<ref name="The Rav"/> |
- | Из-за [[Великая депрессия|Великой депрессии]] Иешива не смогла предоставить пост р. Й. Д. | + | Из-за [[Великая депрессия|Великой депрессии]] Иешива не смогла предоставить пост р. Й. Д. Соловейчику, и он стал в [[1932 год]]у раввином еврейского совета [[Бостон]]а. Этот город стал домом р. Й. Д. Соловейчика на долгие годы.<ref name="The Rav"/> |
- | В [[1935 год]]у р. Соловейчик предпринимает единственную в жизни поездку в | + | В [[1935 год]]у р. Соловейчик предпринимает единственную в жизни поездку в Страну Израиля, где выдвигает свою кандидатуру на пост главного раввина [[Тель-Авив]]а. Провел там серию выступлений и встречался с [[Кук, Авраам Ицхак|р. А. И. Куком]], незадолго до смерти последнего. На пост главного раввина был выбран, однако, р. [[Амиэль, Моше Авигдор|М. А. Амиэль]] ([[1883]]—[[1946]]) из [[Антверпен]]а.<ref name="The Rav"/> |
В [[1937 год]]у р. Соловейчик основал школу «Маймонидес» в [[Бостон]]е. Эта школа успешно действует и поныне, а тогда явилась первой еврейской школой во всей Новой Англии. Р. [[Моше Соловейчик]] скончался в [[1941 год]]у, немного позже другого лидера р. Б. Ревеля, после чего стал вопрос, кто встанет во главе Семинарии в Нью-Йорке. После некоторого колебания совет назначил сына р. Моше — р. Й. Д. Соловейчика на испытательный срок в один год. Его кандидатуру поддержал и [[Шнеерсон, Йосеф Ицхок|р. Й. И. Шнеерсон]]. В итоге р. Й. Д. Соловейчик был главой Иешивы, формально отделённой от Университета в 1970, вплоть до своей отставки по болезни в [[1985 год]]у. Под его руководством Иешива стала одним из ведущих учебных заведений по подготовке ортодоксальных раввинов в США.<ref name="The Rav"/> | В [[1937 год]]у р. Соловейчик основал школу «Маймонидес» в [[Бостон]]е. Эта школа успешно действует и поныне, а тогда явилась первой еврейской школой во всей Новой Англии. Р. [[Моше Соловейчик]] скончался в [[1941 год]]у, немного позже другого лидера р. Б. Ревеля, после чего стал вопрос, кто встанет во главе Семинарии в Нью-Йорке. После некоторого колебания совет назначил сына р. Моше — р. Й. Д. Соловейчика на испытательный срок в один год. Его кандидатуру поддержал и [[Шнеерсон, Йосеф Ицхок|р. Й. И. Шнеерсон]]. В итоге р. Й. Д. Соловейчик был главой Иешивы, формально отделённой от Университета в 1970, вплоть до своей отставки по болезни в [[1985 год]]у. Под его руководством Иешива стала одним из ведущих учебных заведений по подготовке ортодоксальных раввинов в США.<ref name="The Rav"/> | ||
Строка 59: | Строка 65: | ||
Давал необычайно интенсивные уроки и предъявлял к ученикам высочайшие требования. Рав сочетал преподавание с активным участием в раввинском совете Америки. Он оставил несионистскую организацию [[Агудат Исраэль]] и стал членом, а с [[1946 год]]а, и почётным председателем Организации религиозных Сионистов Америки (бывшее [[Мизрахи (движение)|Мизрахи]]). Речь р. С. в [[День Независимости Израиля]] в [[1956 год]]у была переработана в известное сочинение «Голос друга моего зовёт», формулировавшее роль [[сионизм]]а в послевоенную эпоху.<ref name="The Rav"/> | Давал необычайно интенсивные уроки и предъявлял к ученикам высочайшие требования. Рав сочетал преподавание с активным участием в раввинском совете Америки. Он оставил несионистскую организацию [[Агудат Исраэль]] и стал членом, а с [[1946 год]]а, и почётным председателем Организации религиозных Сионистов Америки (бывшее [[Мизрахи (движение)|Мизрахи]]). Речь р. С. в [[День Независимости Израиля]] в [[1956 год]]у была переработана в известное сочинение «Голос друга моего зовёт», формулировавшее роль [[сионизм]]а в послевоенную эпоху.<ref name="The Rav"/> | ||
- | В [[1956 год]]у, после смерти главного раввина Израиля р. [[Герцог, Ицхак Айзик|Ицхака Герцога]], р. Соловейчику предложили занять этот пост, но он отказался. | + | В [[1956 год]]у, после смерти главного раввина Израиля р. [[Герцог, Ицхак Айзик|Ицхака Герцога]], р. Соловейчику предложили занять этот пост, но он отказался. Будучи лидером [[Ортодоксальный модернизм в иудаизме - основные направления|Современной Ортодоксии (Modern Orthodox)]]оказывал огромное влияние на жизнь американского еврейства. р. Й. Д. Соловейчик был прекрасным оратором и часто выступал на идише, иврите и английском. Особенно знамениты были его ежегодние выступления в [[Дни Трепета]].<ref name="The Rav"/> |
Деятельность р. Соловейчика в движении «[[Мизрахи (движение)|Мизрахи]]» и Галахической комиссии Раввинского Совета Америки оказала огромное влияние на жизнь американской еврейской общины. Рабби Соловейчик разрабатывал и излагал идеи классического ортодоксального иудаизма в терминах современной философии, понятной еврейской интеллигенции, зачастую оторванной от своих корней.<ref name="The Rav"/> | Деятельность р. Соловейчика в движении «[[Мизрахи (движение)|Мизрахи]]» и Галахической комиссии Раввинского Совета Америки оказала огромное влияние на жизнь американской еврейской общины. Рабби Соловейчик разрабатывал и излагал идеи классического ортодоксального иудаизма в терминах современной философии, понятной еврейской интеллигенции, зачастую оторванной от своих корней.<ref name="The Rav"/> | ||
Рабби Й. Д. Соловейчик скончался 8-го апреля [[1993 год]]а. | Рабби Й. Д. Соловейчик скончался 8-го апреля [[1993 год]]а. | ||
+ | |||
+ | == Концепции и влияние == | ||
+ | |||
+ | Влияние Соловейчика на ортодоксальное еврейство США усилилось с его назначением в 1951 г. на пост председателя Галахического комитета Объединения американских раввинов. Другими каналами влияния Соловейчика были движение [[Мизрахи]], почетным председателем которого он был, а также многочисленные проповеди, лекции и уроки, привлекавшие множество слушателей и учеников. | ||
+ | |||
+ | В качестве признанного духовного лидера американского ортодоксального еврейства Соловейчик выступал за активное участие евреев в жизни современного общества. В своем преподавании Соловейчик использовал и развивал метод, разработанный дедом, однако в исследованиях, сочетающих изучение Галахи с разработкой философской мысли, он был новатором. | ||
+ | |||
+ | Соловейчик считал, что Галаха основана на духовных и моральных принципах и что еврейское мировоззрение может быть построено только на Галахе. Стремление выявить «философию Галахи» отразилось в многочисленных статьях Соловейчика, в особенности тех, в которых галахические проблемы обсуждаются с философской точки зрения. | ||
+ | |||
+ | Соловейчик широко использовал категории, разработанные каббалистами (см. [[Каббала]]) и хасидами (см. [[Хасидизм]]), а также европейскими философами. | ||
+ | |||
+ | В образовании еврейского государства р. Соловейчик видел историческое событие первостепенной духовной и религиозной важности. «Начиная с [[1946 год]]а р. Соловейчик был почётным президентом организации [[Религиозные Сионисты Америки]](бывшее Мизрахи)<ref>[http://www.rza.org/leadership.htm Указан почетным президентом на сайте Религиозных сионистов Америки]</ref>. На [[День независимости Израиля]] в [[1956 год]]у Рав произнёс главную речь на митинге в [[Иешива-университет|Иешиве-университете]]. Позднее она была опубликована под названием "Коль доди дофек" ("Голос Любимого зовет", цитата из Песни Песней). Книга приобрела широкую известность как важнейший сионистский документ.»<ref>«The Rav. The world of Rabbi Jоseph B. Soloveitchik.» By Aaron Rakeffet-Rothkoff. KTAV publishing house, 1999. Biography, bibliography, memoiries, historical studies. Vol. 1, p. 53.</ref>. «На ежегодной конференции Мизрахи-Апоэль Амизрахи в середине 50-х годов Рав объяснил, почему он оставил идеологию Агудат Исраэль и принял идеологию Мизрахи. Позже это появилось в печати под названием And Joseph dreamt a dream. Там он сравнил Мизрахи с [[Иосиф]]ом, а Агуду — с его братьями…» <ref>Там же, p. 54.</ref> | ||
+ | |||
+ | При этом, однако, р. Соловейчик сочетал эту оценку с универсалистским подходом, согласно которому фундаментальные факторы, определяющие сегодня жизнь индивида и общины, не имеют географических границ; Соловейчик полагал, что вершины духовной жизни можно достичь как в Эрец-Исраэль, так и в диаспоре и резко выступал против пренебрежения к духовному опыту евреев диаспоры как в прошлом, так и в настоящем. Значение еврейского поселения в Эрец-Исраэль, по мнению Соловейчика, определяется тем, что оно способствует национально-религиозному возрождению, это, к тому же, выполнение одной из [[Мицвот|мицвот]], однако лишь одной среди многих. [[Шхина]] пребывает повсюду, и образование еврейского государства — лишь шаг на пути осуществления отдаленного пророческого и мессианского будущего (см. [[Мессия]]). | ||
== Семья == | == Семья == | ||
+ | |||
+ | {{main|Соловейчик}} | ||
Всего р. Й. Д. Соловейчик имел трёх детей. Сын — Хаим Соловейчик (1937). Последние годы жизни прошли в доме дочери, прогрессирующая болезнь не позволяла р. Соловейчику выступать с лекциями. | Всего р. Й. Д. Соловейчик имел трёх детей. Сын — Хаим Соловейчик (1937). Последние годы жизни прошли в доме дочери, прогрессирующая болезнь не позволяла р. Соловейчику выступать с лекциями. | ||
Строка 154: | Строка 176: | ||
{{WikiCopyRight}} | {{WikiCopyRight}} | ||
- | + | {{ElevenCopyRight|13888|СОЛОВЕЙЧИК Иосеф, Дов hа-Леви}} | |
{{checked_final}} | {{checked_final}} |
Текущая версия на 00:37, 22 февраля 2012
Источник: | ||||||||
|
Иосеф Дов-Бер hа-Леви Соловейчик | |
Joseph Ber (Yosef Dov, Yoshe Ber) Soloveitchik | |
Файл:SoloveitchikJB.jpg Газетное фото, 1957 |
|
Дата рождения: |
27.02.1903 |
---|---|
Место рождения: |
Пружаны, Гродненская губерния |
Дата смерти: |
9.04.1993 |
Место смерти: | |
Период: |
Философия XX века |
Направление: |
Западная философия, еврейская философия |
Основные интересы: |
Галаха, Тора у-мада, религиозный сионизм |
Значительные идеи: |
Человек галахи как высший тип в релиогиозной антропологии, два Адама в Сотворении Мира, создание Израиля — голос Всевышнего |
Оказавшие влияние: | |
Последователи: |
рр. Давид Хартман, Аарон Лихтенштейн |
Гражданство: |
США |
Иосеф Дов-Бер hа-Леви Солове́йчик, "Рав", (ивр. יוסף דב הלוי סולובייצ'יק; англ. Joseph Ber (Yosef Dov, Yoshe Ber) Soloveitchik) (1903, Пружаны, Гродненская губерния — 1993, Бостон, США) — один из крупнейших галахических авторитетов и еврейских мыслителей XX века, лидер ортодоксально-модернистского еврейства США и религиозных сионистов Америки.
Содержание |
Биография
Представитель известнейшей раввинской династии Соловейчик, внук р. Хаима Соловейчика.
Родился в городе Пружаны Гродненской области 11 марта 1903 года (12-го Адар 5663 года) [1]. В 1913 году семья переехала в Хаславичи, где отец занял пост раввина, жили в большой бедности. Будущий раввин учился у меламеда Баруха Райсберга, который также тайно учил хабадской книге «Тания»[1]. До 22 лет изучал Тору и Талмуд под руководством отца, рабби Моше Соловейчика (1876—1941). Глубокое влияние на рабби Йосефа оказал также его дед, рабби Хаим (известный как рабби Хаим из Бриска), один из руководителей знаменитой Воложинской иешивы.
Мать, урождённая Песя Файнштейн, привила ребёнку любовь к литературе, в том числе русской. Частные учителя дали ребёнку примерный эквивалент гимназического курса.[1]
В 1920 году семья переехала в Варшаву, где отец возглавил новую раввинскую семинарию «Тахкемони» (иврит: «Умудри меня»). В семинарии преподавали и светские науки. В 1924 году р. Й. Д. Соловейчик поступает в Вольный Польский Университет, где три года изучает политические науки. В 1926 году переезжает в Берлин, чтобы расширить образование и избежать призыва в польскую армию. Главным предметом изучения в университете была философия, особенно нео-кантианская «Марбургская» школа Г. Когена. Получил докторское звание в 1932 году. Первоначально темой диссертация предполагалась «Маймонид и Платон», но в итоге была выбрана тема «Источник чистого знания и основания реальности» — эпистемология и метафизика Г. Когена.[1]
В университете р. Й. Д. Соловейчик познакомился с р. М. М. Шнеерсоном. В Берлине р. Й. Д. Соловейчик посещал также Берлинскую Раввинистическую Семинарию р. Азриэля Гильдесхаймера.[1]
В 1931 году р. Й. Д. Соловейчик вступил в брак с Тоней Левит (1904—1967), которая, как и сам раввин, приехала в Западную Европу для получения образования и получила звание доктора философии в Йенском университете.[1]
В 1932 году супруги переезжают в США вместе с первым ребёнком, где отец р. Йосефа Дова с 1925 года занял пост главы отделения Талмуда в Теологической Семинарии имени р. Ицхака Эльханана в Нью-Йорке. Это учебное заведение в 1945 году было преобразовано в Иешиву-Университет (Yeshiva University).[1]
Из-за Великой депрессии Иешива не смогла предоставить пост р. Й. Д. Соловейчику, и он стал в 1932 году раввином еврейского совета Бостона. Этот город стал домом р. Й. Д. Соловейчика на долгие годы.[1]
В 1935 году р. Соловейчик предпринимает единственную в жизни поездку в Страну Израиля, где выдвигает свою кандидатуру на пост главного раввина Тель-Авива. Провел там серию выступлений и встречался с р. А. И. Куком, незадолго до смерти последнего. На пост главного раввина был выбран, однако, р. М. А. Амиэль (1883—1946) из Антверпена.[1]
В 1937 году р. Соловейчик основал школу «Маймонидес» в Бостоне. Эта школа успешно действует и поныне, а тогда явилась первой еврейской школой во всей Новой Англии. Р. Моше Соловейчик скончался в 1941 году, немного позже другого лидера р. Б. Ревеля, после чего стал вопрос, кто встанет во главе Семинарии в Нью-Йорке. После некоторого колебания совет назначил сына р. Моше — р. Й. Д. Соловейчика на испытательный срок в один год. Его кандидатуру поддержал и р. Й. И. Шнеерсон. В итоге р. Й. Д. Соловейчик был главой Иешивы, формально отделённой от Университета в 1970, вплоть до своей отставки по болезни в 1985 году. Под его руководством Иешива стала одним из ведущих учебных заведений по подготовке ортодоксальных раввинов в США.[1]
Преодолев большие трудности, р. Й. Д. Соловейчик смог добиться человеческих условия работы для резников и ввёл новые методы надзора за кашрутом. Из-за этого в 1939 году р. Й. Д. Соловейчик был обвинён в махинациях, но вышел оправданным. Судья возмущённо охарактеризовал все обвинения как чистую клевету и фабрикацию дельцов-интересантов.[1]
Давал необычайно интенсивные уроки и предъявлял к ученикам высочайшие требования. Рав сочетал преподавание с активным участием в раввинском совете Америки. Он оставил несионистскую организацию Агудат Исраэль и стал членом, а с 1946 года, и почётным председателем Организации религиозных Сионистов Америки (бывшее Мизрахи). Речь р. С. в День Независимости Израиля в 1956 году была переработана в известное сочинение «Голос друга моего зовёт», формулировавшее роль сионизма в послевоенную эпоху.[1]
В 1956 году, после смерти главного раввина Израиля р. Ицхака Герцога, р. Соловейчику предложили занять этот пост, но он отказался. Будучи лидером Современной Ортодоксии (Modern Orthodox)оказывал огромное влияние на жизнь американского еврейства. р. Й. Д. Соловейчик был прекрасным оратором и часто выступал на идише, иврите и английском. Особенно знамениты были его ежегодние выступления в Дни Трепета.[1]
Деятельность р. Соловейчика в движении «Мизрахи» и Галахической комиссии Раввинского Совета Америки оказала огромное влияние на жизнь американской еврейской общины. Рабби Соловейчик разрабатывал и излагал идеи классического ортодоксального иудаизма в терминах современной философии, понятной еврейской интеллигенции, зачастую оторванной от своих корней.[1]
Рабби Й. Д. Соловейчик скончался 8-го апреля 1993 года.
Концепции и влияние
Влияние Соловейчика на ортодоксальное еврейство США усилилось с его назначением в 1951 г. на пост председателя Галахического комитета Объединения американских раввинов. Другими каналами влияния Соловейчика были движение Мизрахи, почетным председателем которого он был, а также многочисленные проповеди, лекции и уроки, привлекавшие множество слушателей и учеников.
В качестве признанного духовного лидера американского ортодоксального еврейства Соловейчик выступал за активное участие евреев в жизни современного общества. В своем преподавании Соловейчик использовал и развивал метод, разработанный дедом, однако в исследованиях, сочетающих изучение Галахи с разработкой философской мысли, он был новатором.
Соловейчик считал, что Галаха основана на духовных и моральных принципах и что еврейское мировоззрение может быть построено только на Галахе. Стремление выявить «философию Галахи» отразилось в многочисленных статьях Соловейчика, в особенности тех, в которых галахические проблемы обсуждаются с философской точки зрения.
Соловейчик широко использовал категории, разработанные каббалистами (см. Каббала) и хасидами (см. Хасидизм), а также европейскими философами.
В образовании еврейского государства р. Соловейчик видел историческое событие первостепенной духовной и религиозной важности. «Начиная с 1946 года р. Соловейчик был почётным президентом организации Религиозные Сионисты Америки(бывшее Мизрахи)[2]. На День независимости Израиля в 1956 году Рав произнёс главную речь на митинге в Иешиве-университете. Позднее она была опубликована под названием "Коль доди дофек" ("Голос Любимого зовет", цитата из Песни Песней). Книга приобрела широкую известность как важнейший сионистский документ.»[3]. «На ежегодной конференции Мизрахи-Апоэль Амизрахи в середине 50-х годов Рав объяснил, почему он оставил идеологию Агудат Исраэль и принял идеологию Мизрахи. Позже это появилось в печати под названием And Joseph dreamt a dream. Там он сравнил Мизрахи с Иосифом, а Агуду — с его братьями…» [4]
При этом, однако, р. Соловейчик сочетал эту оценку с универсалистским подходом, согласно которому фундаментальные факторы, определяющие сегодня жизнь индивида и общины, не имеют географических границ; Соловейчик полагал, что вершины духовной жизни можно достичь как в Эрец-Исраэль, так и в диаспоре и резко выступал против пренебрежения к духовному опыту евреев диаспоры как в прошлом, так и в настоящем. Значение еврейского поселения в Эрец-Исраэль, по мнению Соловейчика, определяется тем, что оно способствует национально-религиозному возрождению, это, к тому же, выполнение одной из мицвот, однако лишь одной среди многих. Шхина пребывает повсюду, и образование еврейского государства — лишь шаг на пути осуществления отдаленного пророческого и мессианского будущего (см. Мессия).
Семья
Всего р. Й. Д. Соловейчик имел трёх детей. Сын — Хаим Соловейчик (1937). Последние годы жизни прошли в доме дочери, прогрессирующая болезнь не позволяла р. Соловейчику выступать с лекциями.
|
Библиография
На иврите
- שיעורים לזכר אבא מרי (уроки, посвящённые годовщине смерти отца).
- קובץ חידושי תורה (Сборник комментариев на Тору) — статьи в соавторстве с отцом (р. Моше Соловейчиком), опубликованные при жизни отца.
- סדר עבודת יום הכיפורים (Порядок службы на Йом-Киппур) — уроки по семи первым разделам трактата Йома Вавилонского Талмуда.
- חידושי הגר"מ והגרי"ד (идиш טאג-בוך) (хидушим р. Моше и р. Йосефа Дова) — галахические комментарии в соавторстве с отцом.
- איגרות הגרי"ד (Послания р. Йосефа Дова) — галахические комментарии (хидушим), посылаемые р. Йосефом Довом отцу в 20-е и 30-е годы.
- הלכות סת"ם (Законы переписчиков святых текстов) — уроки, записанные и обработанные с записей и конспектов учеников.
- שיעורי הגרי"ד על יו"ד
- שיעורי הגרי"ד על מצוות התלויות בארץ
- שיעורי הגרי"ד עך הלכות אבלות והלכות ט' באב
- רשימות שיעורים על בבא קמא, סוכה, שבועות ונדרים
- איש ההלכה — גלוי ונסתר (Человек Галахи — видимый и скрытый)
- איש האמונה הבודד (Одинокий верующий человек) — о душевных терзаниях современного человека (в первую очередь еврея) и их возможном решении. Включает статью קול דודי דופק (Голос любимого зовёт).
- על התשובה (О раскаянии)
- דברי הגות והערכה (Речи о размышлении и суждении) — сборник философских статей
- חמש דרשות (Пять проповедей)
- דברי השקפה (Речи о мировоззрении)
- בסוד היחיד והיחד (В тайне по одному и вместе)
- אדם ועולמו (Человек и его мир)
- ימי זיכרון (Дни Памяти)
- מן הסערה (Из бури)
- אדם וביתו (Человек и его дом) — лекции о семейной жизни.
- עבודה שבלב (Служение сердцем) — лекции о молитве.
- זמן חירותנו (Время свободы нашей) — лекции о Песахе и Пасхальной Хаггаде.
На английском
- «The Sacred and the Profane» (1945). Reprinted as «Sacred and Profane, Kodesh and Chol in World Perspective», Gesher, Vol. 3#1, p5-29, 1966. This article has been reprinted with expdanded notes in Jewish Thought, Volume 3 #1, p55-82, 1993
- «Message to a Rabbinical Convention», 1959
- «Confrontation», in «Tradition», vol. 6, no. 2 (1965)
- «The Lonely Man of Faith», in «Tradition», vol. 7, no. 2 (1965)
- «Shiurei HaRav: A conspectus of the Public Lectures of Rabbi Joseph B. Soloveitchik», edited by Joseph Epstein (NY Hamevasser). Переводилась на русский Пинхасом Полонским в условиях подполья.
- «Reflections of the Rav: essons in Jewish Thought» (adapted from lectures, 1979)
- «Halachic Man» (translated by Lawrence Kaplan, 1983)
- «Soloveitchik on repentance» (translation, 1984)
- «The Halachic Mind: An Essay on Jewish Tradition and Modern Thought», edited by SETH PRESS, distributed by FREE PRESS, London 1986, ISBN 0-684-86372-3
- «Man of Faith in the Modern World» (adapted by r. Besdin) (1989)
- «Kol dodi dofek: It is the Voice of the Beloved That Knocketh» (translated by Lawrence Kaplan), 1992
- Confrontation, Tradition 6:2 p5-9, 1964. Reprinted in «A Treasury of Tradition», Hebrew Publishing Co, NY, 1967.
- «The Community», p7-24; «Majesty and Humility», p25-37; «Catharsis», p38-54; «Redemption, Prayer and Talmud Torah», p55-73; «A Tribute to the Rebbetzin of Talne», p73-83 are all printed in Tradition 17:2, Spring, 1978.
- «Several of Soloveitchik’s responsa for the RCA Halakha commission are contained in Challenge and mission: the emergence of the English speaking Orthodox rabbinate», L. Bernstein, Shengold, NY, 1982.
- «Fate and Destiny: From Holocaust to the State of Israel», Ktav Publishing, Hoboken NJ 1992 and 2000.
На русском
- «Одинокий верующий человек» (издательство «Амана», Иерусалим)
- «Голос Любимого зовет» («Швут Ами», Иерусалим)
- «Община Завета» («Швут Ами», Иерусалим)
- «О раскаянии»
Целый ряд работ опубликован журналом «Менора» в СССР.
«Маханаим» опубликовал два сборника статей и конспектов лекций:
- Статьи из сборника «Катарсис», включая большую часть книги «Человек Галахи» (издательство «Амана», и «Маханаим», Иерусалим)
- Статья О смерти и законах траура
- Статья Одиночество Государства Израиль
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 «The Rav. The world of Rabbi Jоseph B. Soloveitchik.» By Aaron Rakeffet-Rothkoff. KTAV publishing house, 1999. Biography, bibliography, memoiries, historical studies.
- ↑ Указан почетным президентом на сайте Религиозных сионистов Америки
- ↑ «The Rav. The world of Rabbi Jоseph B. Soloveitchik.» By Aaron Rakeffet-Rothkoff. KTAV publishing house, 1999. Biography, bibliography, memoiries, historical studies. Vol. 1, p. 53.
- ↑ Там же, p. 54.
Литература
- Краткая еврейская энциклопедия, Изд. О-ва по исследованию еврейских общин. Иерусалим: 1976—2005.
- «The Rav. The world of Rabbi Jоseph B. Soloveitchik.» By Aaron Rakeffet-Rothkoff. KTAV publishing house, 1999. Biography, bibliography, memoiries, historical studies.
Ссылки
- Статья «Соловейчик Иосеф Дов» в Электронной еврейской энциклопедии
- Статья о рабби И.-Д. Соловейчике д-ра И.Бен-Сассона
Время деятельности Соловейчик, Йосеф Дов в истории иудаизма |
---|
la:Iosephus B. Soloveitchik
pt:Yossef Dov Halevi Soloveitchik
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья СОЛОВЕЙЧИК Иосеф, Дов hа-Леви в ЭЕЭ