Рабейну Там

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 17: Строка 17:
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
}}   
}}   
-
'''Яаков бен Меир (иврит יעקב בן מאיר'''; известен также как '''Рабейну Там (רבנו תם)''' ("наш учитель Там") /на иврите буквально `совершенный`, а также `кроткий`; см. Быт. 25:27/; принятое сокращение РАТ ('''ר"ת'''); родился, по-видимому, в 1100 г., Рамрю, Северная Франция, – умер в 1171 г., Труа) — один из основателей [[Тосафот|тосафистской]] школы, лидер еврейства [[Франция|Франции]], поэт и крупнейший еврейский ученый XII в.
 
-
Внук [[Раши]].
 
-
 
{{История иудаизма|1100|71}}
{{История иудаизма|1100|71}}
 +
'''Яаков бен Меир (иврит יעקב בן מאיר'''; известен также как '''Рабейну Там (רבנו תם)''' ("наш учитель Там") /на иврите буквально `совершенный`, а также `кроткий`; см. Быт. 25:27/; принятое сокращение РАТ ('''ר"ת'''); родился, по-видимому, в 1100 г., Рамрю, Северная Франция; умер в 1171 г., Труа) — один из основателей [[Тосафот|тосафистской]] школы, лидер еврейства [[Франция|Франции]], поэт и крупнейший еврейский ученый XII в.
 +
Внук [[Раши]].
== Биография ==
== Биография ==

Версия 08:33, 26 сентября 2011

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья
Дата создания: 26.09.2011
Время деятельности Рабейну Там в истории иудаизма

Ошибка: неверное или отсутствующее изображение

Яаков бен Меир (иврит יעקב בן מאיר; известен также как Рабейну Там (רבנו תם) ("наш учитель Там") /на иврите буквально `совершенный`, а также `кроткий`; см. Быт. 25:27/; принятое сокращение РАТ (ר"ת); родился, по-видимому, в 1100 г., Рамрю, Северная Франция; умер в 1171 г., Труа) — один из основателей тосафистской школы, лидер еврейства Франции, поэт и крупнейший еврейский ученый XII в. Внук Раши.

Содержание

Биография

Второй сын Меира бен Шмуэля и Йохевед, средней дочери Раши. Родился в деревне Рамрю (Ramerupt) в провинции Шампань во Франции. Его учителями были его отец и старший брат. Жил в Рамрю, Труа и Блуа.

Зарабатывал на жизнь ростовщичеством и виноделием. Эти типичные для французских евреев в этот период занятия заставляли Тама поддерживать контакты с французской знатью и властями, с которыми у него были многочисленные конфликты. Отношение Тама к неевреям в его галахических постановлениях в значительной степени объясняется его прямым знакомством с ними.

В 1146 при втором крестовом походе был чуть не убит погромщиками, однако заступничество важного вельможи из крестоносцев его спасло. После этого покинул Рамрю.

Похоронен на старом еврейском кладбище Рамрю вместе с братом.

Дела рабейну Тама

Еще при жизни Там был признан величайшим еврейским ученым своего поколения. К нему прибывали ученики из таких отдаленных от Франции мест, как Богемия и Россия.

Там требовал признания своего бейт-мидраша высшей галахической инстанцией и настаивал на признании своего авторитета учеными Прованса и Германии.

Там осознавал себя лидером своего поколения и стремился укрепить еврейскую общинную жизнь. К нему обращались с вопросами со всей Франции, включая Прованс, и даже из Италии.

Рабейну Тамом был создан раввинский суд, который он назвал крупнейшим судом своего поколения. Велико было влияние рабейну Тама на решения многих общинных вопросов, связанных с образованием, статусом женщин, улучшением еврейской жизни.

В своих галахических решениях Там выказывал глубокий консерватизм в вопросах, связанных с установлением новых обычаев, однако это не помешало ему отменить те обычаи, которые казались ему лишенными смысла, и ввести новые установления, соответствующие меняющимся условиям жизни. «Таканот рабейну Тама» имели большое влияние на жизнь еврейских общин.

Авраам бен Давид, испанский хронист отмечает в «Сефер hа-кабала» заслуги Рабейну Тама, но не Раши.

В 1171 рабейну Там присутствовал при кровавом навете в Блуа, где осудили на смерть 40 евреев. После этого события, день, когда это произошло — 20 сивана, был объявлен национальным трауром у ашкеназских евреев.

В еврейской традиции имя Рабейну Там связывается с постановлением по поводу порядка пергаментов в тфилин (филактериях), противоречащего мнению его деда, Раши.

Однако обе традиции очень древние, как показывают находки в Кумране.

Влияние на развитие Устного Закона

Тосафот к Вавилонскому Талмуду основаны на объяснениях, постановлениях и глоссах Тама.

Основное сочинение Тама – «Сефер hа-яшар» («Книга праведного»; впервые издана в Вене, 1811 г.), первая часть которой состоит из респонсов, а вторая – из новелл (однако это лишь малая часть его респонсов, многие из которых еще до сих пор не опубликованы).

Основная тенденция в новеллах Тама – подтверждение талмудических текстов и доказательство того, что в эти тексты не нужно вносить изменения. «Сефер hа-яшар» дошла до нас в крайне плохой сохранности и даже после огромной работы, проделанной издателями, в ней еще осталось много темных и труднообъяснимых мест.

Последующим поколениям ученых были известны «Сефер hа-псаким» («Книга постановлений») и комментарии к Пятикнижию Тама, которые не сохранились. Его «Ѓилх́от сефер hа-Тора» («Законы, относящиеся к свитку Торы») напечатаны в Махзоре Витри.

Поэзия рабейну Тама

Там был первым еврейским ученым во Франции, который под влиянием испанских и провансальских поэтов писал рифмованные стихотворения. Он обменивался стихами с Абраhамом Ибн Эзрой.

Известен 31 пиют, написанный рабейну Тамом, где чувствуется подражание испанским поэтам, что побудило испанских поэтов начать полемику с ним.

Там также слагал пиюты во франко-германском стиле.

Источники

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Там Я‘аков бен Меир в ЭЕЭ


Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация