Иудаизм в Германии
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) (Delete this category, not in RUB) |
м (добавлена категория «История евреев Германии» с помощью HotCat) |
||
(19 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 11: | Строка 11: | ||
| ВИКИПЕДИЯ = | | ВИКИПЕДИЯ = | ||
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
- | }} | + | }} {{Начало_работы}} |
- | |||
{{Иудаизм}} | {{Иудаизм}} | ||
- | '''История евреев в Германии''' — история этнического меньшинства. [[Ашкеназы]] живут на территории современной [[Германия|Германии]] уже более 1700 лет, их история знает периоды толерантности со стороны немцев, но и периоды отвержения и открытого [[антисемитизм]]а, ставшего в | + | В [[Талмуд]]е и [[мидраш]]ах название «Германия» (или «Гермамия») служит общим обозначением стран Северной Европы. В еврейских источниках раннего средневековья Германия называется «Аллеманией»; не позже IX–X вв. к ней начали применять библейское название «Ашкеназ».<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11122&query=%C3%C5%D0%CC%C0%CD%C8%DF Электронная еврейская энциклопедия, статья "Германия" на основании КЕЭ, том 2, кол. 78–89]</ref> |
+ | |||
+ | Отсюда происходит название субэтноса евреев - потомков тех, кто жил в своё время в Германии - "'''ашкеназим'''". | ||
+ | |||
+ | '''История евреев в Германии''' — история этнического меньшинства. [[Ашкеназы]] живут на территории современной [[Германия|Германии]] уже более 1700 лет, их история знает периоды толерантности со стороны немцев, но и периоды отвержения и открытого [[антисемитизм]]а, ставшего в XX веке [[Катастрофа европейского еврейства|катастрофой европейского еврейства]]. Послевоенные годы, объединение ФРГ и ГДР и волна иммиграции из стран бывшего СССР также играют большую роль в жизни сегодняшних евреев в Германии. | ||
- | По сводкам Центрального совета евреев Германии, на тысячу жителей страны в 2008 году приходилось | + | По сводкам Центрального совета евреев Германии, на тысячу жителей страны в 2008 году приходилось 1.06 еврея.<ref>[http://www.destatis.de/jetspeed/portal/cms/Sites/destatis/Internet/DE/Content/Statistiken/Bevoelkerung/Bevoelkerungsstand/Tabellen/Content75/AltersgruppenFamilienstand.psml «Statistisches Bundesamt Deutschland - Bevölkerung»], destatis.de {{ref-de}} {{проверено|19|10|2009}}</ref> Зарегистрированными членами еврейских общин по всей стране являются около 120 тысяч человек.<ref>[http://www.zentralratdjuden.de/en/topic/107.html «Central Council of Jews in Germany»], zentralratdjuden.de {{проверено|19|10|2009}}</ref> |
== История == | == История == | ||
- | === Ранние поселения === | + | === Ранние поселения римской эпохи === |
- | + | Евреи впервые появились в Германии вместе с римскими легионами. Они занимались торговлей и осели в основанных римлянами прирейнских городах. Точная дата основания первых поселений неизвестна. | |
- | === Крестовые походы === | + | В 1930-е годы еврейское кладбища той эпохи было найдено в городе Кёльн.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/germany.html Jewish Virtual Library, статья "Germany"]</ref> |
- | === | + | |
+ | Первые документальные сведения о поселениях евреев в Германии содержатся в указах императора Константина Великого (321, 331 гг. н. э.) и относятся к еврейской общине Кёльна.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11122&query=ГЕРМАНИЯ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Германия"]</ref> | ||
+ | |||
+ | В одном из них евреям даётся право быть избранным в городской совет [[Кёльн]]а.<ref>[http://www.feldmann-web-und-mehr.de/typolight/typolight-2.6.2/index.php/historischer-ueberblick.html «Synagogen-Gemeinde Köln - Jüdisches Leben in Köln»], feldmann-web-und-mehr.de {{ref-de}} {{проверено|19|10|2009}}</ref><ref>[http://www.fordham.edu/halsall/source/300-800-laws-jews.html «Medieval Sourcebook: Legislation Affecting the Jews from 300 to 800 CE»], fordham.edu {{ref-en}} {{проверено|19|10|2009}}</ref> | ||
+ | |||
+ | Из них следует, что правовой статус евреев было там такой же, как в других частях Римской империи. Они пользовались всеми гражданскими свободами, и были ограничены только в связи с распространением своей веры, владением рабами-христианами, а также в приёме на государственную службу. Но они могли свободно заниматься любой работой, разрешённой гражданам. Они были заняты в сельском хозяйстве, торговле и промышленности, и лишь впоследствии занялись финансами и кредитом. | ||
+ | |||
+ | Эта традиция стала угасать с принятием Римской империей христианства. | ||
+ | |||
+ | =Согласно археологическим данным, евреи посещали Трир уже в конце III в.; вопрос о существовании там в это время еврейской общины остается открытым.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/14163 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Трир"]</ref> | ||
+ | |||
+ | === Жизнь евреев в первых германских государства === | ||
+ | Достаточно свободные условия вначале продолжались, когда были созданы германские королевства бургундов и франков. Правители-Меровинги, а также создатели бургундской империи были лишены фанатизма, и мало поддерживали усилия церкви ограничить гражданские и социального права евреев.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=160&letter=G&search=Germany M. Brann GERMANY in Jewish Encyclopedia]</ref> | ||
+ | |||
+ | Известно, что в VI в. евреи вели в Трире торговлю и, возможно, были жителями города.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/14163 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Трир"]</ref> | ||
+ | |||
+ | === Франкская империя === | ||
+ | В Западной Европе еврейские общины существовали со времён Римской империи. Они, как правило, сохранились в уцелевших римских городах и начали развиваться после прекращения варварских нашествий. | ||
+ | |||
+ | Однако в "тёмные века" не велось записей, поэтому почти не осталось документов о жизни этих общин между концом римской эпохи и возникновением новых европейских государств - предшественников современных. В большинстве европейских городов документы о еврейском присутствии начали появляться лишь в X - XI веках. Иногда археологические открытия дают более ранние даты, не зафиксированные в письменных источниках. | ||
+ | |||
+ | Карл Мартелл, фактический правитель франкского королевства в 720–737 гг., разрешил '''евреям владеть землей''' и предоставил другие значительные права. | ||
+ | |||
+ | При его потомке [[Карл Великий|Карле Великом]] (конец VIII - начало IX века) положение евреев также было достаточно прочным. Он противился давлению церкви в сторону притеснения евреев, охотно использовал их на государственной службе. | ||
+ | |||
+ | В империи Карла Великого евреи пользовались определёнными имущественными правами. Существовали евреи-землевладельцы. Сам император пользовался услугами еврейских купцов; отправлял евреев с политическими и торговыми поручениями в Азию и Африку. Очевидно, '''к периоду царствования Карла Великого относится возникновение ряда еврейских общин Германии, главным образом в Рейнской области'''. | ||
+ | |||
+ | Во времена Каролингов евреям разрешили нанимать на работу христиан, иметь рабов-нехристиан (католическая церковь запретила обращать этих рабов в католичество). | ||
+ | |||
+ | Торговые сообщества [[Раданиты|раданитов]] наладили поступление товаров и технологий из Сирии в Центральную и Западную Европу. Прибывшие из Сирии евреи, говорившие по-арамейски, пополнили старые общины Европы и сильно повлияли на них в культурном плане. В ашкензском диалекте иврита чувствуется сильный арамейский акцент. | ||
+ | <blockquote> | ||
+ | "Облик цивилизации изменился отнюдь не сразу же после Великого переселения народов. Несмотря на грабежи и разрушения, традиционные очаги культуры лишь в редких случаях быстро угасали и переставали излучать свой свет. Города, ставшие первой жертвой нашествия, в той или иной мере ещё сохраняли жизнь. | ||
+ | |||
+ | Своей жизненной силой они иногда были обязаны связанной с ввозом предметов роскоши торговле '''и наездам восточных купцов, которых называли сирийцами, но которые по большей части были евреями'''..." | ||
+ | |||
+ | Жак ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада", стр. 111 | ||
+ | </blockquote> | ||
+ | |||
+ | Вместе с тем, церковь продолжала в этот период настаивать на требовании держать евреев в унижении и налагать на них различные ограничения. Так, еврей, обращавшийся в суд с жалобой на христианина, должен был представить больше свидетелей, чем христианин; евреям запрещалось брать в залог под ссуду вещи, принадлежавшие христианину; христианам запрещалось отдавать землю в аренду евреям, а евреям — иметь христианских арендаторов; евреям запрещалось занимать христиан работами для себя по воскресеньям и христианским праздникам; осуждалась продажа евреям церковного имущества. Евреям были запрещены некоторые виды брака, разрешенные еврейским правом; брак смешанный евреев и христиан находился под контролем церкви.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11979&query=КАРЛ+ВЕЛИКИЙ Статья "Карл Великий" из Электронной еврейской энциклопедии]</ref> | ||
+ | |||
+ | В ранних средневековых еврейских текстах Германия называлась "Алемания" (по названию её юго-западной части). Но ближе к X веку стало преобладать древнее слово '''"Ашкеназ"'''. Поэтому евреи из германских общин стали называться '''ашкеназим'''. | ||
+ | |||
+ | Западная часть территории Германии с V века входила во франкское и бургундское королевства, и на евреев там распространялись законы, унаследованные от римских времён. | ||
+ | |||
+ | Меровинги (франкские короли) и правители бургундской империи были лишены фанатизма и слабо поддерживали усилия церкви ограничить гражданские и социальные права евреев.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=160&letter=G&search=Germany#608 Executive Committee of the Editorial Board; M. Brann. "Germany" in Jewish Encyclopedia]</ref> | ||
+ | |||
+ | C VIII века евреи процветали в среде немецких племен '''на берегах Рейна'''. Евреи, по большей части, жили в гармонии с их недавно христианизированными соседями. Они могли занимать государственные посты, владеть землей и работать в любой отрасли. '''Евреи говорили на тех же языках и часто имели такие же имена, как немцы'''<ref>Следует предположить, что это и дало начало языку [[идиш]]. Л.Гроервейдл</ref>. '''Многие немцы в этот период переходили в иудаизм'''. | ||
+ | |||
+ | Евреи наравне с прочим населением страдали от войн между германскими государствами и нападений варваров (викингов и венгров в IX - X вв.) | ||
+ | |||
+ | Тем не менее, при нём произошли постепенные изменения в жизни евреев. | ||
+ | В отличие от немцев, которые подлежали призыву на войну в любой момент, евреи были освобождены от военной службы. Торговля и коммерческая деятельность были практически полностью в их руках. | ||
+ | |||
+ | Евреи добились монополии денежного кредитования, когда церковь запрещала христианам заниматься ростовщичеством. Их капитал был необходим, а их бизнес считался постыдным. Это стечение обстоятельств увеличило их влияние. Они ездили по стране свободно, поселяясь также в восточной части.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=160&letter=G&search=Germany#608 Executive Committee of the Editorial Board; M. Brann. "Germany" in Jewish Encyclopedia]</ref><ref>Как указано в многочисленных источника, (см., например Жак ле Гофф. "Цивилизация средневекового Запада"), б'''о'''льшая часть христианского населения в те времена была просто неграмотна, к тому же привязана к своему сословию. Так что заниматься торговлей тогдашним жителям Западной Европы было и не позволено, и практически невозможно. Л.Гроервейдл</ref> | ||
+ | |||
+ | В восточной части Германии, ближе к Эльбе, было королевство саксов, в VIII веке захваченное Карлом Великим. О евреях в нём нет точных сведений. | ||
+ | |||
+ | Через всю Германию проходили маршруты [[Раданиты|раданитов]]. | ||
+ | |||
+ | Во всей империи франков и государствах других германских народов (баваров, фризов и т.д.) церковь старалась заставить власти угнетать евреев. В Германии, однако, эти усилия не могли быть успешны в тот период - люди были слишком заняты тем, как выжить в суровых условиях, чтобы откликнуться на призыв к дискриминации. | ||
+ | |||
+ | К тому же евреи обеспечивали необходимые для местной экономики торговые связи, которые были важнее для правителей, чем указания церкви. | ||
+ | |||
+ | В X веке начало процветать интеллектуальное движение ашкеназских евреев. '''[[Бен-Йеhуда, Гершом|Рабби Гершом бен Йеhуда]] (960-1028) (получивший посмертно прозвище "свет в изгнании") основал ешиву в Майнце.''' Эта школа привлекла евреев со всей Европы, в том числе знаменитого [[Раши]]. Йешивы в Майнце и Вормсе приобрели большее значение, чем вавилонские.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/germany.html David Shyovitz. Germany in The Virtual Jewish History Tour]</ref> | ||
+ | |||
+ | Еврейская община Ахена возникла ещё во времена Римской империи (первые века н.э.)<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/fckLR Jewish Encyclopedia]</ref>. Тем самым она может считаться одной из древнейших в Германии. [[Карл Великий]], сделавший Ахен своей столицей, имел дела с евреями города. | ||
+ | |||
+ | В каролингский период еврейский квартал располагался недалеко от королевского дворца. Еврейские купцы Аахена упоминаются в капитулярии восьмого века<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/ Jewish Encyclopedia]fckLR</ref>. | ||
+ | |||
+ | Хроники сообщают, что в 802 году [http://www.vokrugsveta.ru/chronograph/423/ Исаака, который сопровождал посла Карла Великого к халифу Гаруну-аль-Рашиду] <ref>[http://www.vokrugsveta.ru/chronograph/423/ "Вокруг света"]</ref>, торжественно принимали в королевской резиденции Аахена<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=1019&letter=A JewishEncyclopedia]</ref>. Среди евреев Аахена в 828 вошёл в историю Давид, лечивший [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%B9%D0%BD%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B4 Эйнхарда]<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=1019&letter=A JewishEncyclopedia]</ref>. | ||
+ | {{main|Ахен}} | ||
+ | |||
+ | Евреи поселились в Майнце, предположительно, во времена римского владычества. Достоверно известно о проживании евреев в Майнце с начала X в. Около 917 г. в Майнц переселились из Лукки (Италия) несколько членов семьи Калонимос, основавших в Майнце иешиву. Папа Лев VII запретил Фридриху, архиепископу Майнца (в 937–954 гг.), насильно крестить евреев.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/12580 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Майнц"]</ref> | ||
+ | |||
+ | Существуют записи и легенды о евреях, проживавших во Франкфурте на Майне в ранний период истории города. Франкфурт на Майне был важным торговым центром, и еврейские купцы, вероятно, посещали его ежегодную ярмарку. | ||
+ | |||
+ | Еврейская община Магдебурга является одной из старейших в Германии. Еще в 965 году евреи, живущие в городе, были переданы под юрисдикцию архиепископа королём Отто Великим. Они торговали на "одёжной площадке" (Kleiderhof), в квартале торговцев и распространили свою торговлю на восток, за реки Одер (то есть в славянские земли). Их квартале Юдендорф (Judendorf), был расположен в южной части города, в домене архиепископа.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/judaica/ejud_0002_0013_0_12995.html "Magdeburg" in Jewish Virtual Library]</ref> | ||
+ | |||
+ | В Баварии, на юге Германии, евреи впервые упоминается там в городе Пассау в правилах налогообложения 906 года.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/judaica/ejud_0002_0003_0_02211.html "BAVARIA" in Jewish Virtual Library]</ref> | ||
+ | Согласно преданию, бытовавшему у евреев Регенсбурга, их предки жили в городе еще до начала новой эры. По некоторым данным, в IX в. Регенсбург, лежавший на важном торговом пути на Восток, посещали [[раданиты]]. Первые достоверные сообщения о евреях в Регенсбурге восходят к 981 г. и 1020 г.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/12580 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Регенсбург"]</ref> | ||
+ | |||
+ | === Позднее средневековье === | ||
+ | В позднем ("высоком") средневековье евреи Германии потерпели множество бедствий. Целые общины были истреблены, насильственно крещены или изгнаны со своих мест. Многие ушли в страны Восточной Европы. | ||
+ | |||
+ | Параллельно с этим шло непрерывное ухудшение экономического положения и ограничение личной свободы. | ||
+ | |||
+ | В духовной жизни [Ашкеназы|ашкеназской] общины это отразилось появлением художественных произведений, пропитанных ужасом и горем. Возникли религиозно-мистические настроения, появилась группа религиозных мыслителей [[Хасидей Ашкеназ]], про членов которой уже очень скоро стали сочинять волшебные сказки. | ||
+ | |||
+ | В конце периода евреи начали с переменным успехом возвращаться в Германию из соседних стран. | ||
+ | |||
+ | ==== Историко-географический фон ==== | ||
+ | Евреи селились главным образом вдоль западного берега Рейна, в Лотарингии и в древних торговых центрах, таких как [[Вормс]] (по-еврейски Вермайза), [[Кёльн]], [[Майнц]] (евр. Магенца), [[Трир]], [[Шпейер]], а также в городах, расположенных восточнее, например, [[Регенсбург]] (Ратисбон), [[Прага]] (в те времена бывшая частью Германской империи). | ||
+ | |||
+ | С XI в. документы упоминают еврейские общины в южной Германии. | ||
+ | |||
+ | Преследования XII-XIV вв. заставили евреев переселяться на восток и север страны. В [[Мюнхен]]е и [[Вроцлав]]е (Бреслау) евреи появились в начале XIII в., в Берлине — в конце XIII в. Еврейское население сыграло важную роль в создании немецких городов и в развитии их экономики. | ||
+ | |||
+ | ==== Условия жизни в начале Высокого средневековья ==== | ||
+ | До [[Крестовые походы|1-го крестового похода (1096)]] '''евреи Германии не знали преследований''' (за исключением временного изгнания из Майнца в 1012 г.). Они пользовались покровительством императоров и епископов, получая от них льготы и правовую защиту. | ||
+ | |||
+ | '''[[Шпейер]]ская привилегия''' служит прототипом для определения юридического и общественного статуса евреев в Германии. | ||
+ | |||
+ | Йешивы [[Майнц]]а и [[Вормс]]а были духовными центрами всех евреев Центральной Европы. В них обучались и преподавали известные в еврейском мире ученые: [[Гершом бен Йеhуда, "Меор hа-гола"]], [[Раши]], Барух бен Шмуэль из Майнца (около 1150–1221 гг.) и Барух бен Ицхак из Вормса (конец XII в. – начало XIII в.). | ||
+ | |||
+ | В XII – XIII вв. экономическое и социальное положение евреев Германии значительно ухудшилось. Укрепившееся за время [[Крестовые походы|крестовых походов]] '''немецкое купечество вытесняло евреев из сферы торговли'''. Городские цехи и гильдии препятствовали ремесленным занятиям евреев и не допускали их в свою среду. Ограничения в экономической деятельности вынудили евреев заниматься кредитными операциями (ссуда денег в рост и под залог). '''Запрет христианам заниматься ростовщичеством превратил это занятие в одну из главных профессий евреев Германии''', что вело к усилению ненависти к ним со стороны значительной части общества. | ||
+ | |||
+ | Участились случаи физической расправы над евреями, особенно в периоды общественных или религиозных брожений. Религиозные фанатики, разжигая недовольство масс, призывали к истреблению евреев. | ||
+ | |||
+ | ==== Катастрофа евреев Германии во времена крестовых походов ==== | ||
+ | Жестокие преследования и массовые убийства во времена [[Крестовые походы|крестовых походов]] опустошили цветущие еврейские общины прирейнских городов. Эти события известны в еврейской истории как '''гзерот татнав''', то есть резня 4856 г. по [[Календарь еврейский|еврейскому летосчислению]] (1096 г. — начало 1-го крестового похода). Некоторые евреи были вынуждены креститься, многие предпочли мученическую смерть — [[Кидуш hа-Шем]]. | ||
+ | |||
+ | Во время 2-го крестового похода произошел погром в [[Вюрцбург]]е (1147), где впервые в истории Германии было выдвинуто против евреев [[Кровавый навет|обвинение в ритуальном убийстве]]. Подобное же обвинение против евреев Фульды (1236) привело к первому в Германии судебному разбирательству, связанному с [[Кровавый навет|кровавым наветом]]. | ||
+ | |||
+ | Конец XIII в. отмечен массовыми убийствами чернью евреев Франконии и Баварии за совершенное ими якобы [[осквернение гостий]]. Было истреблено около 140 еврейских общин, в том числе крупные общины Вюрцбурга и Нюрнберга. | ||
+ | [[Файл:SozhzhtnieEvreev.JPG|200px|thumb|right|Средневековая (XV век) немецкая гравюра "Сожжение евреев" Из книги Г. Шеделя «Weltchronik», 1493. (из Электронной еврейской энциклопедии)]] | ||
+ | |||
+ | Восстановленный на некоторое время в Германии порядок был вновь нарушен в 30-х гг. XIV в. кровавыми еврейскими погромами, учиненными бандами так называемых «армледеров», которые называли себя «юденшлегерами» (`убийцами евреев`). Христианское население городов и сел спешило в страхе выдать им евреев. | ||
+ | |||
+ | За бесчинствами «армледеров» последовала почти поголовная резня евреев во время «Чёрной смерти» (1348–50). Разрушению подверглись 300 еврейских общин. XIV в. запечатлелся в еврейской народной памяти как «век мученичества». Евреи были изгнаны из большинства городов Германии или уничтожены. | ||
+ | |||
+ | ==== Закрепощение евреев Германии ==== | ||
+ | Некоторую защиту от погромов и насилия евреи Германии получали от императорской власти. Привилегии именовали их '''«каммеркнехтами», то есть рабами императорской казны (servi camerae nostrae)'''. Этот статус не был связан с полной личной зависимостью, но обязывал евреев платить за покровительство и охрану жизни и имущества особые налоги. | ||
+ | |||
+ | С XIII в. немецкие короли усвоили взгляд на жизнь и имущество евреев как на свою собственность, запрещая им в некоторых случаях выезд из подвластных им территорий (см. [[Меир бен Барух из Ротенбурга]]). Светские и духовные феодалы и городские власти также претендовали на покровительство евреям, связывая с этим дополнительные многочисленные поборы и вымогательства. | ||
+ | |||
+ | ==== Духовная и общественная жизнь евреев Германии в период бедствий ==== | ||
+ | '''Основы духовной жизни евреев Германии были сотрясены'''. Стремление сохранить нравственные ценности иудаизма в эпоху гонений и религиозной нетерпимости, с одной стороны, и пример аскетизма некоторых монашеских орденов, с другой, нашли свое выражение в мировоззрении мистического движения [[Хасидей Ашкеназ]] (XII в.). | ||
+ | |||
+ | Однако и в периоды бедствий продолжалась консолидация еврейских общин и упрочение устоев их внутренней жизни, укреплялось общинное руководство. Собираясь в дни ярмарок, руководители общин и раввины издавали [[таканот]] (`установления`), которые регулировали различные аспекты еврейской жизни. | ||
+ | |||
+ | С 1220 г. сохранились принятые еврейскими общинами [[Шпейер]]а, [[Вормс]]а и [[Майнц]]а '''[[таканот]] шум''' (שׁוּ"ם — инициалы названий трех городов), имевшие общегерманское значение. В городах происходило обособление еврейского населения в [[Кварталы еврейские|замкнутых кварталах]]. | ||
+ | |||
+ | Безопасность евреев вне еврейского квартала не была гарантирована. Без особой причины никто оттуда не выходил. Еврейская община, или '''кагал''', в основном была автономной. Правители окружающих городов иногда [[вводили ограничения на число жителей гетто]] и всегда налагали тяжелое налоговое бремя. Сбор налогов и обеспечение '''квоты населения''' был возложен на еврейский совет управляющих, '''кеhила'''. Любое взаимодействие с нееврейскими правителями, предпринимателями или соседями было возложено на штадлана (shtadlan), представителя общины.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/germany.html David Shyovitz "Germany" in Jewish Virtual Library по материалам Encyclopedia Judaica]</ref> | ||
+ | |||
+ | Развитию культурной жизни евреев средневековой Германии мешали тяжелые внешние условия. В годы погромов и гонений погибли многие памятники еврейской письменности. Однако литературное творчество, главным образом религиозное, не прекращалось. | ||
+ | |||
+ | Страдания евреев в период крестовых походов запечатлены в [[слихот]], [[Кина|кинот]] (элегиях) и летописях очевидцев событий. В XV в. были окончательно установлены правила богослужения [[Ашкеназы|ашкеназских]] евреев. Выдающиеся [[талмуд]]исты стремились приспособить нормы [[Талмуд]]а к условиям жизни в христианской Европе. В иешивах Аугсбурга, [[Регенсбург]]а и [[Нюрнберг]]а ведущей системой стал пилпул — метод толкования [[Талмуд]]а, перенесенный затем в Прагу и иешивы Польши. | ||
+ | |||
+ | ==== Восстановление еврейских общин Германии в позднем средневековье ==== | ||
+ | [[Файл:HatunaAshkenazit.JPG|200px|thumb|left|Еврейская свадьба. Рисунок XV века. Фото Алана Хамма (Alan Humm) из [http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/germany.html статьи Давида Шиовича "Germany" в Jewish Virtual Library по материалам Encyclopedia Judaica] ]] | ||
+ | Нужды экономического развития заставили вскоре князей и городские власти вновь пригласить евреев селиться в тех местах, откуда они были изгнаны. В XV в. были восстановлены многие еврейские общины Германии. | ||
+ | |||
+ | Евреи вернулись к занятиям торговлей и денежными операциями, освоили новые области экономической деятельности (виноторговля в южной Германии, посредничество при торговле сельскохозяйственными продуктами, шерстью и льном). | ||
+ | |||
+ | XV в. не знал погромов и массовых убийств предшествующей эпохи, однако травля со стороны церкви, экономическая конкуренция немецкого населения и желание избавиться от еврейских кредиторов часто служили причиной '''изгнания евреев из тех или иных местностей и городов'''. | ||
=== Расцвет антисемитизма в XVII—XX веках === | === Расцвет антисемитизма в XVII—XX веках === | ||
Строка 44: | Строка 191: | ||
== Литература == | == Литература == | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
- | + | * [http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/germany.html Jewish Virtual Library, статья Давида Шиовича "Germany"] | |
+ | * [http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11122&query=ГЕРМАНИЯ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Германия"] | ||
+ | * [http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=160&letter=G&search=Germany M. Brann GERMANY in Jewish Encyclopedia] | ||
+ | * [http://www.feldmann-web-und-mehr.de/typolight/typolight-2.6.2/index.php/historischer-ueberblick.html «Synagogen-Gemeinde Köln - Jüdisches Leben in Köln»] | ||
+ | * [http://www.vokrugsveta.ru/ Вокруг Cвета] | ||
+ | * [http://www.fordham.edu/halsall/source/300-800-laws-jews.html «Medieval Sourcebook: Legislation Affecting the Jews from 300 to 800 CE»] | ||
+ | * [http://www.eleven.co.il/article/12580 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Майнц"] | ||
+ | * [http://www.eleven.co.il/article/12580 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Регенсбург"] | ||
+ | * [http://www.eleven.co.il/article/14163 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Трир"] | ||
+ | * [http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=1019&letter=A JewishEncyclopedia] | ||
+ | * [http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/judaica/ejud_0002_0013_0_12995.html "Magdeburg" in Jewish Virtual Library] | ||
{{Европа по темам 2|Иудаизм|цвет=Иудаизм}} | {{Европа по темам 2|Иудаизм|цвет=Иудаизм}} | ||
- | |||
[[Категория:История еврейского народа]] | [[Категория:История еврейского народа]] | ||
+ | [[Категория:История евреев по странам]] | ||
+ | [[Категория:История евреев Германии]] | ||
{{Link FA|fr}} | {{Link FA|fr}} | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
{{WikiCopyRight}} | {{WikiCopyRight}} | ||
- | + | {{checked_final}} |
Текущая версия на 12:05, 25 марта 2011
Текст унаследован из Википедии | |
Это только начальный черновик статьи, которая находится сейчас в работе.
Если вы хотите установить контакт с автором статьи, посмотрите историю изменений. |
основные понятия |
Портал Иудаизм |
Основы веры
Бог • Монотеизм Тора • Танах • Мишна • Талмуд • Мишне Тора • Шульхан Арух • Зогар Праотцы • Моше • Давид Шаббат • Рош Ха-Шана • Йом-Кипур Синай • Масличная гора См. также
Евреи • Еврейство • Сионизм • Маген Давид |
В Талмуде и мидрашах название «Германия» (или «Гермамия») служит общим обозначением стран Северной Европы. В еврейских источниках раннего средневековья Германия называется «Аллеманией»; не позже IX–X вв. к ней начали применять библейское название «Ашкеназ».[1]
Отсюда происходит название субэтноса евреев - потомков тех, кто жил в своё время в Германии - "ашкеназим".
История евреев в Германии — история этнического меньшинства. Ашкеназы живут на территории современной Германии уже более 1700 лет, их история знает периоды толерантности со стороны немцев, но и периоды отвержения и открытого антисемитизма, ставшего в XX веке катастрофой европейского еврейства. Послевоенные годы, объединение ФРГ и ГДР и волна иммиграции из стран бывшего СССР также играют большую роль в жизни сегодняшних евреев в Германии.
По сводкам Центрального совета евреев Германии, на тысячу жителей страны в 2008 году приходилось 1.06 еврея.[2] Зарегистрированными членами еврейских общин по всей стране являются около 120 тысяч человек.[3]
История
Ранние поселения римской эпохи
Евреи впервые появились в Германии вместе с римскими легионами. Они занимались торговлей и осели в основанных римлянами прирейнских городах. Точная дата основания первых поселений неизвестна.
В 1930-е годы еврейское кладбища той эпохи было найдено в городе Кёльн.[4]
Первые документальные сведения о поселениях евреев в Германии содержатся в указах императора Константина Великого (321, 331 гг. н. э.) и относятся к еврейской общине Кёльна.[5]
В одном из них евреям даётся право быть избранным в городской совет Кёльна.[6][7]
Из них следует, что правовой статус евреев было там такой же, как в других частях Римской империи. Они пользовались всеми гражданскими свободами, и были ограничены только в связи с распространением своей веры, владением рабами-христианами, а также в приёме на государственную службу. Но они могли свободно заниматься любой работой, разрешённой гражданам. Они были заняты в сельском хозяйстве, торговле и промышленности, и лишь впоследствии занялись финансами и кредитом.
Эта традиция стала угасать с принятием Римской империей христианства.
=Согласно археологическим данным, евреи посещали Трир уже в конце III в.; вопрос о существовании там в это время еврейской общины остается открытым.[8]
Жизнь евреев в первых германских государства
Достаточно свободные условия вначале продолжались, когда были созданы германские королевства бургундов и франков. Правители-Меровинги, а также создатели бургундской империи были лишены фанатизма, и мало поддерживали усилия церкви ограничить гражданские и социального права евреев.[9]
Известно, что в VI в. евреи вели в Трире торговлю и, возможно, были жителями города.[10]
Франкская империя
В Западной Европе еврейские общины существовали со времён Римской империи. Они, как правило, сохранились в уцелевших римских городах и начали развиваться после прекращения варварских нашествий.
Однако в "тёмные века" не велось записей, поэтому почти не осталось документов о жизни этих общин между концом римской эпохи и возникновением новых европейских государств - предшественников современных. В большинстве европейских городов документы о еврейском присутствии начали появляться лишь в X - XI веках. Иногда археологические открытия дают более ранние даты, не зафиксированные в письменных источниках.
Карл Мартелл, фактический правитель франкского королевства в 720–737 гг., разрешил евреям владеть землей и предоставил другие значительные права.
При его потомке Карле Великом (конец VIII - начало IX века) положение евреев также было достаточно прочным. Он противился давлению церкви в сторону притеснения евреев, охотно использовал их на государственной службе.
В империи Карла Великого евреи пользовались определёнными имущественными правами. Существовали евреи-землевладельцы. Сам император пользовался услугами еврейских купцов; отправлял евреев с политическими и торговыми поручениями в Азию и Африку. Очевидно, к периоду царствования Карла Великого относится возникновение ряда еврейских общин Германии, главным образом в Рейнской области.
Во времена Каролингов евреям разрешили нанимать на работу христиан, иметь рабов-нехристиан (католическая церковь запретила обращать этих рабов в католичество).
Торговые сообщества раданитов наладили поступление товаров и технологий из Сирии в Центральную и Западную Европу. Прибывшие из Сирии евреи, говорившие по-арамейски, пополнили старые общины Европы и сильно повлияли на них в культурном плане. В ашкензском диалекте иврита чувствуется сильный арамейский акцент.
"Облик цивилизации изменился отнюдь не сразу же после Великого переселения народов. Несмотря на грабежи и разрушения, традиционные очаги культуры лишь в редких случаях быстро угасали и переставали излучать свой свет. Города, ставшие первой жертвой нашествия, в той или иной мере ещё сохраняли жизнь. Своей жизненной силой они иногда были обязаны связанной с ввозом предметов роскоши торговле и наездам восточных купцов, которых называли сирийцами, но которые по большей части были евреями..." Жак ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада", стр. 111
Вместе с тем, церковь продолжала в этот период настаивать на требовании держать евреев в унижении и налагать на них различные ограничения. Так, еврей, обращавшийся в суд с жалобой на христианина, должен был представить больше свидетелей, чем христианин; евреям запрещалось брать в залог под ссуду вещи, принадлежавшие христианину; христианам запрещалось отдавать землю в аренду евреям, а евреям — иметь христианских арендаторов; евреям запрещалось занимать христиан работами для себя по воскресеньям и христианским праздникам; осуждалась продажа евреям церковного имущества. Евреям были запрещены некоторые виды брака, разрешенные еврейским правом; брак смешанный евреев и христиан находился под контролем церкви.[11]
В ранних средневековых еврейских текстах Германия называлась "Алемания" (по названию её юго-западной части). Но ближе к X веку стало преобладать древнее слово "Ашкеназ". Поэтому евреи из германских общин стали называться ашкеназим.
Западная часть территории Германии с V века входила во франкское и бургундское королевства, и на евреев там распространялись законы, унаследованные от римских времён.
Меровинги (франкские короли) и правители бургундской империи были лишены фанатизма и слабо поддерживали усилия церкви ограничить гражданские и социальные права евреев.[12]
C VIII века евреи процветали в среде немецких племен на берегах Рейна. Евреи, по большей части, жили в гармонии с их недавно христианизированными соседями. Они могли занимать государственные посты, владеть землей и работать в любой отрасли. Евреи говорили на тех же языках и часто имели такие же имена, как немцы[13]. Многие немцы в этот период переходили в иудаизм.
Евреи наравне с прочим населением страдали от войн между германскими государствами и нападений варваров (викингов и венгров в IX - X вв.)
Тем не менее, при нём произошли постепенные изменения в жизни евреев. В отличие от немцев, которые подлежали призыву на войну в любой момент, евреи были освобождены от военной службы. Торговля и коммерческая деятельность были практически полностью в их руках.
Евреи добились монополии денежного кредитования, когда церковь запрещала христианам заниматься ростовщичеством. Их капитал был необходим, а их бизнес считался постыдным. Это стечение обстоятельств увеличило их влияние. Они ездили по стране свободно, поселяясь также в восточной части.[14][15]
В восточной части Германии, ближе к Эльбе, было королевство саксов, в VIII веке захваченное Карлом Великим. О евреях в нём нет точных сведений.
Через всю Германию проходили маршруты раданитов.
Во всей империи франков и государствах других германских народов (баваров, фризов и т.д.) церковь старалась заставить власти угнетать евреев. В Германии, однако, эти усилия не могли быть успешны в тот период - люди были слишком заняты тем, как выжить в суровых условиях, чтобы откликнуться на призыв к дискриминации.
К тому же евреи обеспечивали необходимые для местной экономики торговые связи, которые были важнее для правителей, чем указания церкви.
В X веке начало процветать интеллектуальное движение ашкеназских евреев. Рабби Гершом бен Йеhуда (960-1028) (получивший посмертно прозвище "свет в изгнании") основал ешиву в Майнце. Эта школа привлекла евреев со всей Европы, в том числе знаменитого Раши. Йешивы в Майнце и Вормсе приобрели большее значение, чем вавилонские.[16]
Еврейская община Ахена возникла ещё во времена Римской империи (первые века н.э.)[17]. Тем самым она может считаться одной из древнейших в Германии. Карл Великий, сделавший Ахен своей столицей, имел дела с евреями города.
В каролингский период еврейский квартал располагался недалеко от королевского дворца. Еврейские купцы Аахена упоминаются в капитулярии восьмого века[18].
Хроники сообщают, что в 802 году Исаака, который сопровождал посла Карла Великого к халифу Гаруну-аль-Рашиду [19], торжественно принимали в королевской резиденции Аахена[20]. Среди евреев Аахена в 828 вошёл в историю Давид, лечивший Эйнхарда[21].
Евреи поселились в Майнце, предположительно, во времена римского владычества. Достоверно известно о проживании евреев в Майнце с начала X в. Около 917 г. в Майнц переселились из Лукки (Италия) несколько членов семьи Калонимос, основавших в Майнце иешиву. Папа Лев VII запретил Фридриху, архиепископу Майнца (в 937–954 гг.), насильно крестить евреев.[22]
Существуют записи и легенды о евреях, проживавших во Франкфурте на Майне в ранний период истории города. Франкфурт на Майне был важным торговым центром, и еврейские купцы, вероятно, посещали его ежегодную ярмарку.
Еврейская община Магдебурга является одной из старейших в Германии. Еще в 965 году евреи, живущие в городе, были переданы под юрисдикцию архиепископа королём Отто Великим. Они торговали на "одёжной площадке" (Kleiderhof), в квартале торговцев и распространили свою торговлю на восток, за реки Одер (то есть в славянские земли). Их квартале Юдендорф (Judendorf), был расположен в южной части города, в домене архиепископа.[23]
В Баварии, на юге Германии, евреи впервые упоминается там в городе Пассау в правилах налогообложения 906 года.[24] Согласно преданию, бытовавшему у евреев Регенсбурга, их предки жили в городе еще до начала новой эры. По некоторым данным, в IX в. Регенсбург, лежавший на важном торговом пути на Восток, посещали раданиты. Первые достоверные сообщения о евреях в Регенсбурге восходят к 981 г. и 1020 г.[25]
Позднее средневековье
В позднем ("высоком") средневековье евреи Германии потерпели множество бедствий. Целые общины были истреблены, насильственно крещены или изгнаны со своих мест. Многие ушли в страны Восточной Европы.
Параллельно с этим шло непрерывное ухудшение экономического положения и ограничение личной свободы.
В духовной жизни [Ашкеназы|ашкеназской] общины это отразилось появлением художественных произведений, пропитанных ужасом и горем. Возникли религиозно-мистические настроения, появилась группа религиозных мыслителей Хасидей Ашкеназ, про членов которой уже очень скоро стали сочинять волшебные сказки.
В конце периода евреи начали с переменным успехом возвращаться в Германию из соседних стран.
Историко-географический фон
Евреи селились главным образом вдоль западного берега Рейна, в Лотарингии и в древних торговых центрах, таких как Вормс (по-еврейски Вермайза), Кёльн, Майнц (евр. Магенца), Трир, Шпейер, а также в городах, расположенных восточнее, например, Регенсбург (Ратисбон), Прага (в те времена бывшая частью Германской империи).
С XI в. документы упоминают еврейские общины в южной Германии.
Преследования XII-XIV вв. заставили евреев переселяться на восток и север страны. В Мюнхене и Вроцлаве (Бреслау) евреи появились в начале XIII в., в Берлине — в конце XIII в. Еврейское население сыграло важную роль в создании немецких городов и в развитии их экономики.
Условия жизни в начале Высокого средневековья
До 1-го крестового похода (1096) евреи Германии не знали преследований (за исключением временного изгнания из Майнца в 1012 г.). Они пользовались покровительством императоров и епископов, получая от них льготы и правовую защиту.
Шпейерская привилегия служит прототипом для определения юридического и общественного статуса евреев в Германии.
Йешивы Майнца и Вормса были духовными центрами всех евреев Центральной Европы. В них обучались и преподавали известные в еврейском мире ученые: Гершом бен Йеhуда, "Меор hа-гола", Раши, Барух бен Шмуэль из Майнца (около 1150–1221 гг.) и Барух бен Ицхак из Вормса (конец XII в. – начало XIII в.).
В XII – XIII вв. экономическое и социальное положение евреев Германии значительно ухудшилось. Укрепившееся за время крестовых походов немецкое купечество вытесняло евреев из сферы торговли. Городские цехи и гильдии препятствовали ремесленным занятиям евреев и не допускали их в свою среду. Ограничения в экономической деятельности вынудили евреев заниматься кредитными операциями (ссуда денег в рост и под залог). Запрет христианам заниматься ростовщичеством превратил это занятие в одну из главных профессий евреев Германии, что вело к усилению ненависти к ним со стороны значительной части общества.
Участились случаи физической расправы над евреями, особенно в периоды общественных или религиозных брожений. Религиозные фанатики, разжигая недовольство масс, призывали к истреблению евреев.
Катастрофа евреев Германии во времена крестовых походов
Жестокие преследования и массовые убийства во времена крестовых походов опустошили цветущие еврейские общины прирейнских городов. Эти события известны в еврейской истории как гзерот татнав, то есть резня 4856 г. по еврейскому летосчислению (1096 г. — начало 1-го крестового похода). Некоторые евреи были вынуждены креститься, многие предпочли мученическую смерть — Кидуш hа-Шем.
Во время 2-го крестового похода произошел погром в Вюрцбурге (1147), где впервые в истории Германии было выдвинуто против евреев обвинение в ритуальном убийстве. Подобное же обвинение против евреев Фульды (1236) привело к первому в Германии судебному разбирательству, связанному с кровавым наветом.
Конец XIII в. отмечен массовыми убийствами чернью евреев Франконии и Баварии за совершенное ими якобы осквернение гостий. Было истреблено около 140 еврейских общин, в том числе крупные общины Вюрцбурга и Нюрнберга.
Восстановленный на некоторое время в Германии порядок был вновь нарушен в 30-х гг. XIV в. кровавыми еврейскими погромами, учиненными бандами так называемых «армледеров», которые называли себя «юденшлегерами» (`убийцами евреев`). Христианское население городов и сел спешило в страхе выдать им евреев.
За бесчинствами «армледеров» последовала почти поголовная резня евреев во время «Чёрной смерти» (1348–50). Разрушению подверглись 300 еврейских общин. XIV в. запечатлелся в еврейской народной памяти как «век мученичества». Евреи были изгнаны из большинства городов Германии или уничтожены.
Закрепощение евреев Германии
Некоторую защиту от погромов и насилия евреи Германии получали от императорской власти. Привилегии именовали их «каммеркнехтами», то есть рабами императорской казны (servi camerae nostrae). Этот статус не был связан с полной личной зависимостью, но обязывал евреев платить за покровительство и охрану жизни и имущества особые налоги.
С XIII в. немецкие короли усвоили взгляд на жизнь и имущество евреев как на свою собственность, запрещая им в некоторых случаях выезд из подвластных им территорий (см. Меир бен Барух из Ротенбурга). Светские и духовные феодалы и городские власти также претендовали на покровительство евреям, связывая с этим дополнительные многочисленные поборы и вымогательства.
Духовная и общественная жизнь евреев Германии в период бедствий
Основы духовной жизни евреев Германии были сотрясены. Стремление сохранить нравственные ценности иудаизма в эпоху гонений и религиозной нетерпимости, с одной стороны, и пример аскетизма некоторых монашеских орденов, с другой, нашли свое выражение в мировоззрении мистического движения Хасидей Ашкеназ (XII в.).
Однако и в периоды бедствий продолжалась консолидация еврейских общин и упрочение устоев их внутренней жизни, укреплялось общинное руководство. Собираясь в дни ярмарок, руководители общин и раввины издавали таканот (`установления`), которые регулировали различные аспекты еврейской жизни.
С 1220 г. сохранились принятые еврейскими общинами Шпейера, Вормса и Майнца таканот шум (שׁוּ"ם — инициалы названий трех городов), имевшие общегерманское значение. В городах происходило обособление еврейского населения в замкнутых кварталах.
Безопасность евреев вне еврейского квартала не была гарантирована. Без особой причины никто оттуда не выходил. Еврейская община, или кагал, в основном была автономной. Правители окружающих городов иногда вводили ограничения на число жителей гетто и всегда налагали тяжелое налоговое бремя. Сбор налогов и обеспечение квоты населения был возложен на еврейский совет управляющих, кеhила. Любое взаимодействие с нееврейскими правителями, предпринимателями или соседями было возложено на штадлана (shtadlan), представителя общины.[26]
Развитию культурной жизни евреев средневековой Германии мешали тяжелые внешние условия. В годы погромов и гонений погибли многие памятники еврейской письменности. Однако литературное творчество, главным образом религиозное, не прекращалось.
Страдания евреев в период крестовых походов запечатлены в слихот, кинот (элегиях) и летописях очевидцев событий. В XV в. были окончательно установлены правила богослужения ашкеназских евреев. Выдающиеся талмудисты стремились приспособить нормы Талмуда к условиям жизни в христианской Европе. В иешивах Аугсбурга, Регенсбурга и Нюрнберга ведущей системой стал пилпул — метод толкования Талмуда, перенесенный затем в Прагу и иешивы Польши.
Восстановление еврейских общин Германии в позднем средневековье
Нужды экономического развития заставили вскоре князей и городские власти вновь пригласить евреев селиться в тех местах, откуда они были изгнаны. В XV в. были восстановлены многие еврейские общины Германии.
Евреи вернулись к занятиям торговлей и денежными операциями, освоили новые области экономической деятельности (виноторговля в южной Германии, посредничество при торговле сельскохозяйственными продуктами, шерстью и льном).
XV в. не знал погромов и массовых убийств предшествующей эпохи, однако травля со стороны церкви, экономическая конкуренция немецкого населения и желание избавиться от еврейских кредиторов часто служили причиной изгнания евреев из тех или иных местностей и городов.
Расцвет антисемитизма в XVII—XX веках
Вторая мировая война
Послевоенные годы
Неонацизм
Культура
Общины
Участие в общественной жизни Германии
См. также
Примечания
- ↑ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Германия" на основании КЕЭ, том 2, кол. 78–89
- ↑ «Statistisches Bundesamt Deutschland - Bevölkerung», destatis.de (нем.) (Проверено 19 октября 2009)
- ↑ «Central Council of Jews in Germany», zentralratdjuden.de (Проверено 19 октября 2009)
- ↑ Jewish Virtual Library, статья "Germany"
- ↑ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Германия"
- ↑ «Synagogen-Gemeinde Köln - Jüdisches Leben in Köln», feldmann-web-und-mehr.de (нем.) (Проверено 19 октября 2009)
- ↑ «Medieval Sourcebook: Legislation Affecting the Jews from 300 to 800 CE», fordham.edu (англ.) (Проверено 19 октября 2009)
- ↑ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Трир"
- ↑ M. Brann GERMANY in Jewish Encyclopedia
- ↑ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Трир"
- ↑ Статья "Карл Великий" из Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ Executive Committee of the Editorial Board; M. Brann. "Germany" in Jewish Encyclopedia
- ↑ Следует предположить, что это и дало начало языку идиш. Л.Гроервейдл
- ↑ Executive Committee of the Editorial Board; M. Brann. "Germany" in Jewish Encyclopedia
- ↑ Как указано в многочисленных источника, (см., например Жак ле Гофф. "Цивилизация средневекового Запада"), большая часть христианского населения в те времена была просто неграмотна, к тому же привязана к своему сословию. Так что заниматься торговлей тогдашним жителям Западной Европы было и не позволено, и практически невозможно. Л.Гроервейдл
- ↑ David Shyovitz. Germany in The Virtual Jewish History Tour
- ↑ Jewish Encyclopedia
- ↑ Jewish EncyclopediafckLR
- ↑ "Вокруг света"
- ↑ JewishEncyclopedia
- ↑ JewishEncyclopedia
- ↑ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Майнц"
- ↑ "Magdeburg" in Jewish Virtual Library
- ↑ "BAVARIA" in Jewish Virtual Library
- ↑ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Регенсбург"
- ↑ David Shyovitz "Germany" in Jewish Virtual Library по материалам Encyclopedia Judaica
Литература
Ссылки
- Jewish Virtual Library, статья Давида Шиовича "Germany"
- Электронная еврейская энциклопедия, статья "Германия"
- M. Brann GERMANY in Jewish Encyclopedia
- «Synagogen-Gemeinde Köln - Jüdisches Leben in Köln»
- Вокруг Cвета
- «Medieval Sourcebook: Legislation Affecting the Jews from 300 to 800 CE»
- Электронная еврейская энциклопедия, статья "Майнц"
- Электронная еврейская энциклопедия, статья "Регенсбург"
- Электронная еврейская энциклопедия, статья "Трир"
- JewishEncyclopedia
- "Magdeburg" in Jewish Virtual Library
|
|
---|---|
Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Армения¹ • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан¹ • Кипр¹ • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия¹ • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция¹ • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония |
|
Зависимые территории | |
Акротири и Декелия • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен |
|
Непризнанные и частично признанные государства (де-факто независимые) | |
Абхазия • Косово • Нагорно-Карабахская Республика • Приднестровье • Южная Осетия |
|
¹ В основном в Азии |
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.