Натан бен Иехиэль Римский
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(Новая страница: «{{IsFromWiki}}{{История иудаизма|1035|75|имя=Натана бен-Иехиеля Римского}} {{Иудаизм}} '''Ната́н бен-Иех…») |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{История иудаизма|1035|75|имя=Натана бен-Иехиеля Римского}} | |
{{Иудаизм}} | {{Иудаизм}} | ||
'''Ната́н бен-Иехие́ль''' (''Натан бен-Иехиель '''Ри́мский''''', ''Натан из Рима'') ({{lang-he|נתן בן רבי יחיאל מרומי}}, {{lang-it|Nathan ben Jehiel}}); известен также как '''''Ба́ал хе-А́рух''''' — автор «Аруха» (по названию его лексикона) — раввин эпохи [[ришоним]], известный [[Средние века|средневековый]] [[Иудаизм|еврейский]] [[Лексикография|лексикограф]], [[лингвист]] и [[философ]]. Родился и умер в [[Рим]]е ([[1035 год|1035]] — [[1106 год|1106]]<ref>Статья [http://brockhaus-efron-jewish-encyclopedia.ru/beje/14-1/102.htm «Натан бен Иехиэль»] в [[Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона|Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона]]</ref> ([[1110 год|1110]]<ref>{{ЭЕЭ|12914|Натан бен Иехиэль Римский}}</ref>)). | '''Ната́н бен-Иехие́ль''' (''Натан бен-Иехиель '''Ри́мский''''', ''Натан из Рима'') ({{lang-he|נתן בן רבי יחיאל מרומי}}, {{lang-it|Nathan ben Jehiel}}); известен также как '''''Ба́ал хе-А́рух''''' — автор «Аруха» (по названию его лексикона) — раввин эпохи [[ришоним]], известный [[Средние века|средневековый]] [[Иудаизм|еврейский]] [[Лексикография|лексикограф]], [[лингвист]] и [[философ]]. Родился и умер в [[Рим]]е ([[1035 год|1035]] — [[1106 год|1106]]<ref>Статья [http://brockhaus-efron-jewish-encyclopedia.ru/beje/14-1/102.htm «Натан бен Иехиэль»] в [[Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона|Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона]]</ref> ([[1110 год|1110]]<ref>{{ЭЕЭ|12914|Натан бен Иехиэль Римский}}</ref>)). | ||
Строка 33: | Строка 33: | ||
== Литература == | == Литература == | ||
* {{lang-he|«''Энциклопедия шел гдолей Исраэль''»}} (Энциклопедия еврейских мыслителей) под. ред. М. Марголиота (ТА, 1973) | * {{lang-he|«''Энциклопедия шел гдолей Исраэль''»}} (Энциклопедия еврейских мыслителей) под. ред. М. Марголиота (ТА, 1973) | ||
- | + | * {{ЭЕЭ|12914|Натан бен Иехиэль Римский}} | |
== Примечания == | == Примечания == | ||
{{примечания}} | {{примечания}} | ||
- | |||
[[Категория:Персоналии по алфавиту]] | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
Строка 70: | Строка 69: | ||
[[he:נתן מרומי]] | [[he:נתן מרומי]] | ||
[[ja:ナータン・ベン・イェヒエル]] | [[ja:ナータン・ベン・イェヒエル]] | ||
- | [[pt:Nathan ben Jehiel]] | + | [[pt:Nathan ben Jehiel]] |
Версия 08:35, 7 марта 2011
Время деятельности Натана бен-Иехиеля Римского в истории иудаизма |
---|
основные понятия |
Портал Иудаизм |
Основы веры
Бог • Монотеизм Тора • Танах • Мишна • Талмуд • Мишне Тора • Шульхан Арух • Зогар Праотцы • Моше • Давид Шаббат • Рош Ха-Шана • Йом-Кипур Синай • Масличная гора См. также
Евреи • Еврейство • Сионизм • Маген Давид |
Ната́н бен-Иехие́ль (Натан бен-Иехиель Ри́мский, Натан из Рима) (ивр. נתן בן רבי יחיאל מרומי, итал. Nathan ben Jehiel); известен также как Ба́ал хе-А́рух — автор «Аруха» (по названию его лексикона) — раввин эпохи ришоним, известный средневековый еврейский лексикограф, лингвист и философ. Родился и умер в Риме (1035 — 1106[1] (1110[2])).
Содержание |
Биография и учёба
Будучи сыном главы римской иешивы рава Иехиэля, принадлежал к одной из наиболее родовитых фамилий еврейских ученых в Риме.
Подробности жизни Натана бен-Иехиеля известны из автобиографических заметок, вошедших в первое издание его словаря. Он был послан учиться к известным раввинам Сицилии и Нарбонны. Около 1070 года вернулся в Рим, и вскоре после смерти отца в 1070 году по решению общины стал во главе римской раввинской школы совместно со своими двумя родными братьями.
В частной жизни Натан бен-Иехиель был несчастлив: его дети умерли в юности; и он целиком посвятил себя благотворительности и науке.
Создание лексикона «Арух»
В феврале 1102 года было завершено знаменитое произведение Натана бен-Иехиеля, его основной труд — лексикон Талмуда и мидрашей «Арух», ставший ключом к Талмуду и основанием для позднейших лексикографов. В нём не только разъясняется смысл талмудических терминов, но и даётся их этимология.
Остается невыясненным, обладал ли сам Натан бен-Иехиель всеми сведениями по лингвистике, приведенными в его словаре. Но никто не отрицает его удивительную способность филологического анализа, замечательную для его времени; умение сопоставлять различные произношения одного и того же слова и тонкое литературное чутье, которое большей частью спасало его от этимологических ошибок.
Поразительно и множество языков, используемых в словаре — наряду с арамейскими диалектами, ивритом и итальянским языком встречаются арабский, персидский, греческий, латинский и даже славянские языки.
Подобно большинству французских и германских раввинов, в области грамматического происхождения еврейских слов Натан бен-Иехиель отступил от принципа трехбуквенных корней в иврите — для образования еврейского грамматического корня он считал достаточными две, а порой даже одну букву.
О лексиконе «Арух»
Основное значение этого труда — в глубокой интерпретации данных из трёх основных источников: учения вавилонских гаонов, комментариев Хананэля бен Хушиэля из Кайруана и так называемых «Майнцских комментариев».
Лексикон «Арух» представляет выдающийся памятник истории культуры. Помимо своего научного значения как сборника старинных чтений и толкований и как указатель заглавий многих утраченных книг, «Арух» важен как единственный труд итальянских евреев того времени и как памятник средневековой науки. Созданный в тот исторический момент, когда еврейская наука была перенесена из Вавилонии и северной Африки в Европу и находилась в положении упадка, в лексиконе Натана бен-Иехиеля подчеркивалась необходимость сохранения старых раввинских знаний и традиций. Его труд можно сравнить в этом отношении с кодексом Альфаси и талмудическим комментарием Раши. Эти три произведения наиболее способствовали распространению и сохранению раввинской науки.
Кроме того, «Арух» является прекрасным памятником интеллектуальной жизни итальянских евреев в XI веке. В словаре также отражаются и суеверия того времени; например, скептическое замечание относительно амулетов и заклинаний говорит о приближении эпохи скептицизма.
«Арух» вскоре получил чрезвычайно широкое распространение у поколения ученых, следующих за Раши, у библейских комментаторов, тосафистов и у грамматиков. Сочинение разошлось ещё во множестве рукописей, а с изобретением книгопечатания распространение пошло ещё дальше. Первое издание относится, по-видимому, к 1477 году.
Доказательством популярности, приобретенной «Арухом», являются также многочисленные дополнения и толкования, вызванные им. Вплоть до сегодняшнего дня все раввинские словари имеют в своем основании «Арух» Натана бен-Иехиеля.
Литература
- ивр. «Энциклопедия шел гдолей Исраэль» (Энциклопедия еврейских мыслителей) под. ред. М. Марголиота (ТА, 1973)
- Статья «Натан бен Иехиэль Римский» в Электронной еврейской энциклопедии
Примечания
- ↑ Статья «Натан бен Иехиэль» в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона
- ↑ Статья «Натан бен Иехиэль Римский» в Электронной еврейской энциклопедии
ja:ナータン・ベン・イェヒエル
pt:Nathan ben Jehiel