Эйха (Плач Иеремии), библейская книга

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 09:20, 3 августа 2012; Raphael (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск
Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Файл:Schnorr von Carolsfeld Bibel in Bildern 1860 141.png
Плач Иеремми. Гравюра Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда

Книга Плач Иереми́и (Эйха, אֵיכָה) — третий из Пяти свитков ТаНаХа (Библии).

Содержание

Названия

  • В иврите книга названа по первому слову Эйха́ («Как!»).
  • Переводчики греческой Септуагинты назвали книгу Трэ́ной, или «Плачи», «Плачевные песни».
  • Вавилонский Талмуд использует выражение Кино́т, то есть «Плачи», «Элегии».
  • Иероним, писавший на латыни, наименовал книгу Lamentationes, что стало основанием для названия книги на многих европейских языках.

Положение в канонах

В русских переводах Библии Плач помещен после книги Иеремии.

Однако в еврейском каноне он обычно находится в разделе Ктувим (Писаний), который также включает в себя книги Песнь песней, Рут (Руфь), Когелет (Екклесиаст) и Эстер (Есфирь) — пять свитков, собранных под общим названием Мегилло́т (Свитки). В современных изданиях Танаха Плач Иереми́и размещается между книгой Рут и книгой Когелета, однако в древних рукописях он стоял после книги Иереми́и, что соответствует порядку книг в Септуагинте и Вульгате.

Авторство, время и место написания

Традиционно автором книги считался пророк Иеремия (так книга впервые озаглавлена в Септуагинте). Считалось, что она была написала вблизи Иерусалима около 607 г. до н. э.

В Септуагинте книга сопровождается следующими вступительными словами: «И случилось, после того как Израиль был уведен в плен, а Иерусалим опустошен, сел Иеремия пророк в слезах и плакал плачем этим по Иерусалиму, и сказал...». Иероним, создатель первого латинского перевода, посчитал эти слова добавленными и в своем переводе опустил их. Тем не менее евреи традиционно приписывают авторство Плача пророку Иеремии. Кроме того, его авторство поддерживает сирийская Библия (Пешитта), латинская Вульгата, Таргум Ионатана, Вавилонский Талмуд.

Современная библеистика полагает, что книга была написана между 587 и 582 гг. Целый ряд признаков указывает на то, что Иеремия не мог быть её автором и его взгляды значительно отличаются от взглядов пророка.

  • В Плаче звучит сожаление о том, что Израиль не получил помощи от Египта (4.19). Но пророк Иеремия был решительно против надежды на такую помощь (35.5-10).
  • В Книге Плач с большим уважением говорится о царе Седекии и о надеждах, которые возлагались на его правление (4.20). Эти слова никак не могли исходить от Иеремии, который обличал этого царя.
  • Изысканный стиль поэмы, написанной в виде алфавитного акростиха, говорит об авторе, писавшем в спокойной обстановке, в то время как последние годы жизни Иеремии прошли в других условиях.[1]

В то же время много тем и идей Плача Иеремии схожи с книгой пророка Иеремии, особенно это касается "автобиографической" третьей главы[2].

Краткое содержание книги

Эта книга представляет собой плачевную песнь, в которой выражается скорбь о бедствии, постигшем израильский народ в 586 году до н. э., когда вавилонский царь Навуходоно́сор разрушил Иерусалим.

Хотя нет четкого тематического разделения по главам, можно тем не менее выделить их доминирующие темы.

  1. В 1-й главе подчеркивается мотив одиночества Иерусалима (обитатели которого в изгнании, а союзники покинули его) и его вины перед Богом;
  2. во 2-й главе — воля Божья на разрушение города;
  3. Идейным центром книги является 3-я глава, в которой поэт размышляет о смысле страдания. Отчаяние (3:18) сменяется верой в милосердие Бога, которое не иссякает, а возобновляется ежедневно (3:21–23); Бог благоволит к тем, кто верит в Него и ищет Его, и потому следует смириться перед страданием и ждать избавления (3:25–30), ибо Бог не наказывает людей произвольно и в конце концов дарует прощение (3:31–36). Нет сомнения, что именно Он покарал Иерусалим, и потому страдающему не подобает обвинять в бедствиях слепую судьбу или злую волю врага, — подлинная причина бедствия коренится в собственных пороках потерпевшего (3:39). Поэтому поэт призывает задуматься о грехах и вернуться к Богу (3:40–41), честно признавшись в проступках (3:42). После этого автор возвращается к ламентациям (жалобам), с которых он начал, и обращается к Богу с мольбой об избавлении и отмщении (3:43–66).
  4. в 4-й главе — страдания жителей Иерусалима;
  5. в 5-й — отчаяние тех, кто пережил разрушение.

Использование в еврейской традиции

Принято читать книгу Эйха вечером и утром Девятого ава - дня траура по разрушенному Храму.

Переводы

  • Синодальный перевод
  • И.М.Дьяконов, Л.Е.Коган, при участии Л.В.Маневича. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ. Плач Иеремии. Экклезиаст. Песнь Песней. // М.: РГГУ, 1998.
  • Шимшон Мидбари, Мегиллот. Кетувим, "Мосад а-рав Кук".
  • Р.Пятигорский, Книга Эйха и Кинот. Иерусалим: Авида.
  • П.Полонский, М.Китросская. Дни траура. Иерусалим: Маханаим.

Примечания

  1. священник Александр Мень. Как читать Библию. Руководство к чтению книг Ветхого и Нового Завета. [1].
  2. Г.Х.Коэн. Мегилат Эйха (Плач Иеремии). Как воду, излей сердце свое... СПб: Новая еврейская школа, 2006.


Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация