Эйха (Плач Иеремии), библейская книга

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
(Использование в еврейской традиции: дополнение)
Raphael (Обсуждение | вклад)
(Авторство, время и место написания: дополнение)
Строка 26: Строка 26:
Однако в еврейском каноне он обычно находится в разделе [[Ктувим]] (Писаний), который также включает в себя книги [[Песнь песней]], [[Рут]] (Руфь), [[Когелет]] (Екклесиаст) и [[Эстер]] (Есфирь) — пять свитков, собранных под общим названием Мегилло́т (Свитки). В современных изданиях Танаха'' Плач Иереми́и'' размещается между книгой Рут и книгой Когелета, однако в древних рукописях он стоял после книги Иереми́и, что соответствует порядку книг в Септуагинте и Вульгате.
Однако в еврейском каноне он обычно находится в разделе [[Ктувим]] (Писаний), который также включает в себя книги [[Песнь песней]], [[Рут]] (Руфь), [[Когелет]] (Екклесиаст) и [[Эстер]] (Есфирь) — пять свитков, собранных под общим названием Мегилло́т (Свитки). В современных изданиях Танаха'' Плач Иереми́и'' размещается между книгой Рут и книгой Когелета, однако в древних рукописях он стоял после книги Иереми́и, что соответствует порядку книг в Септуагинте и Вульгате.
-
== Авторство, время и место написания ==
+
== Авторство ==
-
Традиционно автором книги считался [[Иеремия (пророк)|пророк Иеремия]] (так книга впервые озаглавлена в [[Септуагинта|Септуагинте]]). Считалось, что она была написала вблизи Иерусалима около 607 г. до н. э.
+
В Плаче Иеремии нет указаний на личность автора. Еврейская традиция приписывает авторство пророку [[Иеремия|Иеремии]], что отражено в [[Септуагинта|Септуагинте]]: книга сопровождается следующими вступительными словами: «И случилось, после того как [[Израиль]] был уведен в плен, а Иерусалим опустошен, сел Иеремия пророк в слезах и плакал плачем этим по Иерусалиму, и сказал...».  
-
В Септуагинте книга сопровождается следующими вступительными словами: «И случилось, после того как [[Израиль]] был уведен в плен, а Иерусалим опустошен, сел Иеремия пророк в слезах и плакал плачем этим по Иерусалиму, и сказал...». Иероним, создатель первого латинского перевода, посчитал эти слова добавленными и в своем переводе опустил их. Тем не менее евреи традиционно приписывают авторство Плача пророку Иеремии. Кроме того, его авторство поддерживает сирийская Библия (Пешитта), латинская Вульгата, Таргум Ионатана, Вавилонский Талмуд.
+
Иероним, создатель первого латинского перевода, посчитал эти слова добавленными и в своем переводе опустил их. Тем не менее евреи традиционно приписывают авторство Плача пророку Иеремии. Кроме того, его авторство поддерживает сирийская Библия (Пешитта), латинская [[Вульгата]], [[Таргум Ионатана]], [[Вавилонский Талмуд]] (ББ. 15а и др.). Большинство современных исследователей отрицает авторство Иеремии, а некоторые даже считают книгу творчеством нескольких авторов, однако все согласны с тем, что она создана (в Иудее или [[Вавилония|Вавилонии]]) вскоре после разрушения Храма. Плачи по поводу национальных бедствий слагались на Ближнем Востоке с глубокой древности. Наиболее известны среди них шумерские (см. [[Месопотамия]]) плачи, описывающие разрушение городов (например, [[Ур|Ура]]) в выражениях, сходных с употребленными в Плаче Иеремии.
 +
== Время и место написания ==
 +
Считалось, что она была написала вблизи Иерусалима около 607 г. до н. э.
Современная [[библеистика]] полагает, что книга была написана между 587 и 582 гг. Целый ряд признаков указывает на то, что Иеремия не мог быть её автором и его взгляды значительно отличаются от взглядов пророка.  
Современная [[библеистика]] полагает, что книга была написана между 587 и 582 гг. Целый ряд признаков указывает на то, что Иеремия не мог быть её автором и его взгляды значительно отличаются от взглядов пророка.  
Строка 37: Строка 39:
* Изысканный стиль поэмы, написанной в виде алфавитного акростиха, говорит об авторе, писавшем в спокойной обстановке, в то время как последние годы жизни Иеремии прошли в других условиях.<ref>''священник Александр Мень.'' '''Как читать Библию.''' Руководство к чтению книг Ветхого и Нового Завета.
* Изысканный стиль поэмы, написанной в виде алфавитного акростиха, говорит об авторе, писавшем в спокойной обстановке, в то время как последние годы жизни Иеремии прошли в других условиях.<ref>''священник Александр Мень.'' '''Как читать Библию.''' Руководство к чтению книг Ветхого и Нового Завета.
[http://alexandrmen.ru/books/kak_chit/kak_chit.html].</ref>
[http://alexandrmen.ru/books/kak_chit/kak_chit.html].</ref>
-
В то же время много тем и идей Плача Иеремии схожи с книгой пророка Иеремии, особенно это касается "автобиографической" третьей главы<ref>Г.Х.Коэн. Мегилат Эйха (Плач Иеремии). Как воду, излей сердце свое... СПб: Новая еврейская школа, 2006.</ref>.
+
В то же время много тем и идей Плача Иеремии схожи с [[Иеремия|книгой пророка Иеремии]], особенно это касается "автобиографической" третьей главы<ref>Г.Х.Коэн. Мегилат Эйха (Плач Иеремии). Как воду, излей сердце свое... СПб: Новая еврейская школа, 2006.</ref>.
== Краткое содержание книги ==
== Краткое содержание книги ==

Версия 09:41, 3 августа 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Файл:Schnorr von Carolsfeld Bibel in Bildern 1860 141.png
Плач Иеремми. Гравюра Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда

Книга Плач Иереми́и (Эйха, אֵיכָה) — третий из Пяти свитков ТаНаХа (Библии), состоит из пяти поэтических глав, в которых оплакивается разрушение Иерусалима в 586 г. до н. э. и его последствия.

Содержание

Названия

  • В иврите книга названа по первому слову Эйха́ («Как!»).
  • Переводчики греческой Септуагинты назвали книгу Трэ́ной, или «Плачи», «Плачевные песни».
  • Вавилонский Талмуд использует выражение Кино́т, то есть «Плачи», «Элегии».
  • Иероним, писавший на латыни, наименовал книгу Lamentationes, что стало основанием для названия книги на многих европейских языках.

Положение в канонах

В русских переводах Библии Плач помещен после книги Иеремии.

Однако в еврейском каноне он обычно находится в разделе Ктувим (Писаний), который также включает в себя книги Песнь песней, Рут (Руфь), Когелет (Екклесиаст) и Эстер (Есфирь) — пять свитков, собранных под общим названием Мегилло́т (Свитки). В современных изданиях Танаха Плач Иереми́и размещается между книгой Рут и книгой Когелета, однако в древних рукописях он стоял после книги Иереми́и, что соответствует порядку книг в Септуагинте и Вульгате.

Авторство

В Плаче Иеремии нет указаний на личность автора. Еврейская традиция приписывает авторство пророку Иеремии, что отражено в Септуагинте: книга сопровождается следующими вступительными словами: «И случилось, после того как Израиль был уведен в плен, а Иерусалим опустошен, сел Иеремия пророк в слезах и плакал плачем этим по Иерусалиму, и сказал...».

Иероним, создатель первого латинского перевода, посчитал эти слова добавленными и в своем переводе опустил их. Тем не менее евреи традиционно приписывают авторство Плача пророку Иеремии. Кроме того, его авторство поддерживает сирийская Библия (Пешитта), латинская Вульгата, Таргум Ионатана, Вавилонский Талмуд (ББ. 15а и др.). Большинство современных исследователей отрицает авторство Иеремии, а некоторые даже считают книгу творчеством нескольких авторов, однако все согласны с тем, что она создана (в Иудее или Вавилонии) вскоре после разрушения Храма. Плачи по поводу национальных бедствий слагались на Ближнем Востоке с глубокой древности. Наиболее известны среди них шумерские (см. Месопотамия) плачи, описывающие разрушение городов (например, Ура) в выражениях, сходных с употребленными в Плаче Иеремии.

Время и место написания

Считалось, что она была написала вблизи Иерусалима около 607 г. до н. э.

Современная библеистика полагает, что книга была написана между 587 и 582 гг. Целый ряд признаков указывает на то, что Иеремия не мог быть её автором и его взгляды значительно отличаются от взглядов пророка.

  • В Плаче звучит сожаление о том, что Израиль не получил помощи от Египта (4.19). Но пророк Иеремия был решительно против надежды на такую помощь (35.5-10).
  • В Книге Плач с большим уважением говорится о царе Седекии и о надеждах, которые возлагались на его правление (4.20). Эти слова никак не могли исходить от Иеремии, который обличал этого царя.
  • Изысканный стиль поэмы, написанной в виде алфавитного акростиха, говорит об авторе, писавшем в спокойной обстановке, в то время как последние годы жизни Иеремии прошли в других условиях.[1]

В то же время много тем и идей Плача Иеремии схожи с книгой пророка Иеремии, особенно это касается "автобиографической" третьей главы[2].

Краткое содержание книги

Эта книга представляет собой плачевную песнь, в которой выражается скорбь о бедствии, постигшем израильский народ в 586 году до н. э., когда вавилонский царь Навуходоно́сор разрушил Иерусалим.

Хотя нет четкого тематического разделения по главам, можно тем не менее выделить их доминирующие темы.

  1. В 1-й главе подчеркивается мотив одиночества Иерусалима (обитатели которого в изгнании, а союзники покинули его) и его вины перед Богом;
  2. во 2-й главе — воля Божья на разрушение города;
  3. Идейным центром книги является 3-я глава, в которой поэт размышляет о смысле страдания. Отчаяние (3:18) сменяется верой в милосердие Бога, которое не иссякает, а возобновляется ежедневно (3:21–23); Бог благоволит к тем, кто верит в Него и ищет Его, и потому следует смириться перед страданием и ждать избавления (3:25–30), ибо Бог не наказывает людей произвольно и в конце концов дарует прощение (3:31–36). Нет сомнения, что именно Он покарал Иерусалим, и потому страдающему не подобает обвинять в бедствиях слепую судьбу или злую волю врага, — подлинная причина бедствия коренится в собственных пороках потерпевшего (3:39). Поэтому поэт призывает задуматься о грехах и вернуться к Богу (3:40–41), честно признавшись в проступках (3:42). После этого автор возвращается к ламентациям (жалобам), с которых он начал, и обращается к Богу с мольбой об избавлении и отмщении (3:43–66).
  4. в 4-й главе — страдания жителей Иерусалима;
  5. в 5-й — отчаяние тех, кто пережил разрушение.

Художественные особенности

Первые четыре главы представляют собой алфавитные акростихи, причем глава 3 — тройной акростих, в котором на каждую букву начинается по три стиха. В главах 2–4 порядок букв необычен: буква פ; (пе) предшествует букве ע(аин). Глава 5, хотя и не является акростихом, содержит 22 стиха (как и главы 1, 2, 4), соответствующие числу букв еврейского алфавита. С жанровой точки зрения, Плач Иеремии обнаруживает близость к библейским ламентациям, погребальным плачам и другим литературным выражениям горя и печали.

Использование в еврейской традиции

Принято читать книгу Эйха вечером и утром Девятого ава - дня траура по разрушенному Храму.

Влияние Плача Иеремии

Литература

Плач Иеремии породил литературный термин «иеремиада» (ламентация, скорбная жалоба). Среди поэтов, вдохновленных этой библейской книгой, — поляк Ян Кохановский, автор эпической поэмы «Ламентации» (1580), испанец Франсиско Гомес де Кеведо-и-Виллегос, написавший «Слезы кастильского Иеремии» (1613), марран Пинту Делгаду Жуан, перу которого принадлежат «Жалобы пророка Иеремии» (1627), француз Ф.-Т. де Бакюляр д’Арно — автор религиозной поэмы «Плач Иеремии» (1722) и поляк Корнель Уейский, который в цикле стихотворений «Жалобы Иеремии» (1847) откликнулся на подавление Краковского восстания 1846 г.

Музыка

В музыке влияние Плача Иеремии было гораздо более заметным. В рукописной традиции григорианских псалмов зафиксировано несколько мелодических моделей для рецитации Плача Иеремии. Первая полифоническая аранжировка Плача Иеремии относится к 15 в. В 1454 г. Гийом Дюфэ написал четырехголосный мотет на падение Константинополя: литургическую мелодию на латинский текст Плача Иеремии ведет тенор, в то время как три других голоса поют французский текст о взятии Константинополя турками. Два собрания полифонических плачей, сложенных различными композиторами, были среди первых нотных книг, изданных печатно (1506), а к концу 16 в. было издано еще более десяти подобных собраний. В 17 в. и 18 в. практически все наиболее значительные композиторы писали ламентации (например, Д. П. Палестрина, У. Бёрд, М. А. Шарпантье, М. Р. де Лаланд, Ф. Куперен, И. С. Бах и др.). В 19 в. этот жанр был почти забыт, однако, в 20 в. ряд композиторов вновь обратились к нему: Э. Кшенек (1941/42), М. Розенталь (1942), Л. Бернстайн (1943), И. Стравинский (1958) и др.

Переводы

  • Синодальный перевод
  • И.М.Дьяконов, Л.Е.Коган, при участии Л.В.Маневича. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ. Плач Иеремии. Экклезиаст. Песнь Песней. // М.: РГГУ, 1998.
  • Шимшон Мидбари, Мегиллот. Кетувим, "Мосад а-рав Кук".
  • Р.Пятигорский, Книга Эйха и Кинот. Иерусалим: Авида.
  • П.Полонский, М.Китросская. Дни траура. Иерусалим: Маханаим.

Примечания

  1. священник Александр Мень. Как читать Библию. Руководство к чтению книг Ветхого и Нового Завета. [1].
  2. Г.Х.Коэн. Мегилат Эйха (Плач Иеремии). Как воду, излей сердце свое... СПб: Новая еврейская школа, 2006.


Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация