Хагай (Аггей), библейская книга

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 11:26, 10 марта 2013; Raphael (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман



Кни́га проро́ка Хагая (ивр. חַגַּי‎ - «праздничный», LXX: 'AggaioV, Vulg: Aggaeus) — книга ТаНаХа, занимающая десятое место в ряду книг двенадцати малых пророков. Хагай - первый после вавилонского плена пророк, оставивший свое писание.

Содержание

Автор

Сведений о жизни и деятельности пророка Хаггая — кроме сообщаемых его же книгою и подтверждениями из 1-й книги Ездры 5,1; 6,14 о выступлении пророка Хагая вместе с прор. Захариею с проповедью о возобновлении работ по постройке второго храма Иерусалимского, — библейская письменность не сохранила.

Вавилонский Талмуд[1] называет пророка Хагая членом так называемой Великой Синагоги или Великого собрания (Кнесет hа-гдола) как к этой же Великой Синагоге раввины причисляли не только пророков Захарию и Малахию, но и многих других сколько-нибудь выдающихся деятелей послепленной эпохи; как членам этой Великой Синагоги пророкам Хагаю, Захарии и Малахии, в Талмуде приписывается составление многих правил и постановлений ритуального свойства[2]. В Барайте[3] цитируются слова Хагая как галахического авторитета.

По передаваемому Псевдо-Епифанием, Псевдо-Дорофеем и Псевдо-Исихием известно, Хагай еще в ранней юности пришел из Вавилона в Иудею, пророчествовал о возвращении народа из плена видел отчасти восстановление храма и первый воспел там «аллилуйя»; скончался в Иерусалиме и погребен там же вблизи от гробниц священников. Трудно сказать насколько достоверны эти сведения, но возможно, что в основе их лежит подлинное историческое зерно, тем более, что содержащее все эти сведения сочинение «De vita el morte prophetarum», как признается теперь в науке первоначально написано на еврейском языке.

При раскопках на площади Харам эс Шериф, прежде занятой иерусалимским храмом, была найдена древне-еврейская печать с вырезанною на ней буквами древне-еврейского шрифта надписью: «Хагая, сына Шевании». В виду находящегося только у пророка Хагая, упоминания о печати-перстне, носимой мужчинами не без основания видят в этой печати именно печать пророка Хагая, и предполагают, что он мог утерять ее именно вблизи храма, около которого он должен был находиться часто, так как с великим интересом следил за правильностью работ по постройке храма (Проф. А. А. Олесницкий, Ветхозаветный храм. с. 855).

Время создания и исторический фон

Возвратившиеся по указу Кира (2 Пар 36,22-23; 1 Езд 1,1-3) в 538—537-м году иудеи — в количестве 42 360 человек свободных, 7337 рабов и 245 певцов и певиц (1 Езд 2,64-65; Неем 7,66-67) в первый же год в седьмом месяце — Тисри — соорудили в Иерусалиме жертвенник Богу и восстановили правильное совершение жертв и всего богослужения вообще (1 Езд 3,2-6), а во втором месяце — Ийаре — следующего второго года, они, полные надежд на исполнение обетований, соединенных с возвращением из плена, ревностно приготовляют материалы строительные и полагают основание храму Господню (там же, 7-11 ст.). Кажущаяся поспешность эта в заботе переселенцев о построении храма совершенно естественна и вполне понятна ввиду важного значения в Ветхом Завете храма, как истинного центра и жизненного нерва теократии (см. Втор 12, 5, 11; 3 Цар 8,29; 9,3; 4 Цар 21,4; Иер 32,34). Завет Божий с избранным народом и обетования, данные Богом Израилю, требовали для осуществления благодатного общения между Богом и народом, особого места — храма, и новая иудейская община закладкою храма фактически свидетельствовала о своем искреннем желании восстановить свое общение с Богом, нарушенное и как бы прерванное по разрушении храма Соломонова, и получить исполнение обетований. Преобладающее настроение народной массы вначале было бодрое и полное энергии и радости (1 Езд 3, 7, 11). Однако, в общем хоре ликований сразу же послышался диссонанс при самой же закладке нового храма, а равно, конечно, и в последующее время наряду с ликованием молодого поколения послышался и плач стариков, видевших великолепие Соломонова храма и по закладке нового храма судивших о сравнительной бедности и ничтожестве последнего (1 Езд 3,12-13; Агг 2,4), а этим сильно ослаблялась ревность к постройке и, кроме того, представлялся повод сомневаться в осуществлении обетовании Божиих, связанных с храмом.

Дальнейшее неблагоприятное влияние на энергию строителей и успешность постройки оказали внешние препятствия. Самаряне предложили было иудеям свое участие в постройке, и, когда предложение их было отвергнуто иудеями, начали мешать делу постройки, чему благоприятствовало отсутствие Кира, ведшего в то время роковую для него войну с Массагетами, а после гибели Кира (529 г.) Самаряне добились от Персидского двора официального запрещения постройки Иерусалимского храма (1 Езд 4,2-6, 23). Остановленная царским указом постройка, затем не возобновлялась во все царствование сына Кирова — Камбиза (529—522 гг.), а также его преемника — Лжесмердиза (522—521 гг.). Так продолжалось до начала царствования Дария Гистаспа (521—485 гг.). Самое внешнее состояние иудейской общины в первые годы по возвращении из плена совершенно не соответствовало тем блестящим надеждам, которые несомненно питали возвратившиеся на основании пророческих предвещаний, связывающих с возвращением из плена полное обновление и всемирное прославление Израиля (см. напр., Иc 60, 62 гл.): вместо этого переселенцев угнетало безотрадное сознание своей рабской зависимости от Персов (Неем 9,36), своей крайней бедности и всякого рода неудач (Агг 1,6 и др.).

Все это привело к тому, что первоначальная ревность и энергия к построению храма в народе исчезла и заменилась полным равнодушием к начатому делу; явилось даже убеждение, что «не время строить дом Господень» (Агг 1,2). Вместо этого иудеи занялись созиданием собственных жилищ, иногда даже очень украшенных (Агг 1,4) и вообще устроением собственного благополучия. Но Бог не благословлял успехам этих трудов: страну постоянно посещали засухи и полные неурожаи (Агг 1,6; 9-11; 2,15-19). А это, в связи со всем упомянутым, вызывало в народе чувство оставленности Богом, представление о прекращении со стороны Бога заветных отношений к Своему народу, отнятии Им Своего Духа (Агг 2,5).

Когда, таким образом, не только постройка храма могла быть отложенною на самое неопределенное время, но великая опасность омертвения грозила всей религиозно-нравственной жизни теократической общины, тогда Богом воздвигнут был к пророческому служению Аггей. Цель и смысл деятельности пророка Аггея, очевидно, заключались в том, чтобы объяснить народу причины его бедственного состояния и неуспеха в трудах и начинаниях его; поднять павший дух переселенцев, убедить угрозами и увещаниями к скорейшей постройке храма; вдохнуть в него веру в непреложность заветных отношений Бога к иудеям и обетований Божиих, которые имеют быть выполнены именно в строящемся храме, — убедить, что в нем явится Мессия и положит основание Своему вечному и всемирному Царству, и что имеющие предшествовать тому перевороты среди земных царств не будут роковыми для иудеев, как стоящих под покровительством Божиим.

Содержание

Она состоит из четырех речей, точно датированных по времени произнесения.

Первая речь гл. 1 ст. 1-11 произнесена была в первый день (в праздник новомесячия) 6-го месяца (элула) 2-го года царствования Дария Гистаспа. В ней пророк вскрывает действительную причину остановки в постройке храма и показывает ее несостоятельность, настоятельно требует возобновления работ по постройке храма, указывая при этом на переживаемые народом в настоящем и возможные еще в будущем бедствия, как на проявление гнева Божия за пренебрежение делом Божиим. Речь сопровождается историческим примечанием, ст. 12-15, о благоприятных следствиях первого выступления пророка: возобновлении постройки храма.

Вторая речь, 2,1-9, датирована 21 днем 7-го месяца (Тисри) того же года (в 7-й день Суккот - праздника Кущей) и содержит увещание — бодро продолжать постройку, не смущаясь видимою ее бедностью и недостатком средств доставить новому храму благолепие первого, Соломонова Храма; затем показывает те высокие духовные блага — милости завета Божия и благодати присутствия Господа, а затем и Мессии, — которые присущи будут новому храму еще в большей степени, чем первому.

В третьей речи, 2,10-19, произнесенной в 24-й день 9-го месяца (кислева) того же года, пророк для поддержания ревности строителей храма указывает на то, что без храма, в котором люди получают очищение и освящение, все были нечисты, самые жертвы были не угодны Богу, и Бог в гневе Своем наказывал людей неплодородием земли; но когда иудеи показали уже ревность свою к устройству храма, Господь возвещает Свое благословение народу и все духовные и материальные, блага, которые оно приносит людям.

Последняя, четвертая речь, 2,20-23, произнесенная в тот же день, как и предыдущая, обращена собственно к Зоровавелю, и возвещает ему, как потомку Давидову и верному и покорному рабу Господа в деле построения храма, целость, сохранение и благосостояние под особенным покровительством Господа в то именно время, как произойдут великие политические перевороты и мировые катастрофы.

Теологические оценки

Все эти речи, как видно из беглого даже их обозрения, отличаются, во-первых, особенною краткостью в силу которой многие исследователи видели в них не более как сокращение более длинных речей, произнесенных к народу (ср. Агг 1,13), — а затем — прямым (как 1-я и 2-я речи) или косвенным (речи 3-я и 4-я) отношением к постройке храма. Последняя черта подала некоторым протестантским ученым принимать значение богословия пророка Аггея, — считая, напр., недостатком его книги «непророческое усердие о восстановлении древнего культа» (Де Ветте) и допуская даже, что пророк Аггей с своей ревностью о построении храма подпадал вине обличаемых пророком Иеремиею людей, говоривших: «здесь храм Господень» (Иер 7,4) (Дум). Но подобные воззрения принципиально ложны и падают сами собою ввиду известного центрального значения храма в религии и теократии Ветхого Завета. Высокое библейское богословское значение содержания книги пророка Аггея подтверждается и другими, содержащимися в ней идеями богооткровенного учения. Такова, стоящая в связи и согласии с общебиблейским учением о промысле Божием, мысль пророка о том, что Бог небрегущих о славе имени Его наказывает бесплодием (Агг 1,6, 9-11; 2,16-17, 19, см. Втор 28,22, 23, 38; Иер 12,13; Мих 6,15; Зах 8,10).

Два законодательных вопроса в Агг 2,11-14 ставятся и решаются не только в точном согласия с буквою закона (Лев 6,26; Чис 9,22), но и сопровождаются у пророка определенными и возвышенными нравственными требованиями. Наконец, высокий теологический и мессианский смысл имеет идея, что среди потрясений народов и царств, земли и неба Господь спасает избранных и всех их воспринимает в свое непоколебимое Царство (Агг 2,6-7, 21-22. См. Евр 12,26-28).

Подлинность и единство книги пророка Аггея, за единичными исключениями, в науке общепризнанны (только Андре отрицает подлинность отдела Агг 2,10-19, а Бёме считает неподлинными отдел Агг 2,20-23, но на основаниях слишком недостаточных и несостоятельных). В языке книги, как происшедшей после уже плена, справедливо указывают немало стилистических особенностей библейско-еврейского языка в его позднейшей стадии развития.

Значение

Важное историческое значение книги пророка Хагая, бросающей определенный свет на первые дни и годы жизни иудеев по возвращении из плена, общепризнано.

Многие новые исследователи (Шрадер и др.) полагают даже, что в установленные даты начала постройки второго Иерусалимского храма единственно достоверным источником является сообщение книги пророка Хагая (24 и день 9-го месяца 2-го года царствования Дария Гистаспа — по Хагай 2,15, 18, см. 1, 1 след., и вполне согласное с ним сообщение книги современного ему пророка Захарии[4], тогда как сообщение книги Ездры[5] о закладке храма в Иерусалиме еще в царствование Кира, именно во 2-й месяц 2-го года по возвращении Иудеев с Зоровавелем и Иисусом из плена[6]) объявляется ими лишенным исторической достоверности ввиду молчания книг пророков Хагая и Захарии о каких бы то ни было работах по постройке храма до их времени.

Крайность и ложность этого мнения очевидна: нет никакой необходимости отрицать факт закладки второго храма еще во 2-м году по возвращении иудеев из плена около 536 г. до н.э. ; сообщение об этом книги Ездры вполне применимо с датами книг пророков Хагая и Захария о возобновлении строительных по храму работ во 2-й год царств, в 519 или 518 году. Но здесь верно отмечается точность и определенность хронологических дат и всей вообще исторической ситуации книги пророка Хагая.

Литература

Примечания

  1. Бава батра 15а
  2. Мишна Эрувин II, 1 Шекалим III, 1
  3. Иев. 16:1
  4. Зах 1, 16; 4,9; 6,12; 8,9
  5. 1 Езд 3-4 гл.
  6. 1 Езд 3,8 след.

Источник

В данной статье использовались материалы из «Толковой Библии» под ред. А. П. Лопухина (1904—1913 гг.)


Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация