Протоколы сионских мудрецов
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Часть серии статей об
антисемитизме
|
|
История · Хронология Гетто · Погромы Богоубийство · Ростовщичество Против евреев и их лжи Борьба с проявлениями антисемитизма
Антидиффамационная лига · Яд ва-Шем |
Категории: |
История еврейского народа |
«Протоколы сионских мудрецов» — появившийся в начале XX века сборник текстов, представлявшийся публикаторами как документы всемирного еврейского заговора; некоторые из них, в частности С. А. Нилус, утверждали, что это протоколы докладов участников Сионистского конгресса, состоявшегося в Базеле, Швейцария в 1897 г. В текстах излагаются планы завоевания евреями мирового господства, инфильтрации в структуры управления государствами, взятия неевреев под контроль, искоренения прочих религий. Протоколы сионских мудрецов играют важную роль в теории жидо-масонского заговора.
Существуют многочисленные доказательства (в печати, в суде и независимыми исследованиями), что «Протоколы» являются плагиатом и мистификацией.[1] Вместе с этим, существуют многочисленные сторонники того, что содержимое «Протоколов» соответствует действительности. В частности, такую позицию занимают многие арабские и мусульманские правительства и политические лидеры.[2] В некоторых странах изучение «Протоколов» включено в школьную программу.[3]
За свою историю существования они переиздавались многомиллионными тиражами и были переведены на многие языки мира.
Содержание |
Публикации, события и исследования
По одной из распространённых версий «Протоколы» были впервые изданы в России в 1903 году, в сокращённом виде, санкт-петербургской газетой «Знамя», редактором которой был П. А. Крушеван, известный антисемитскими взглядами. Публикация сопровождалась сообщением, что «Протоколы» вывезены из Франции, где их добыли из некоего архива еврейской организации.
В 1905 году С. А. Нилус впервые опубликовал полный текст, содержащий 24 протокола. Сам Нилус признавал, что не имеет материальных доказательств подлинности текстов[4]. Свою книгу Нилус переиздал в 1911 и в 1917-м гг.
Почти одновременно с С. А. Нилусом «Протоколы» в 1905 г. издаёт Григорий Бутми. За короткий срок Г.Бутми издал серию брошюр под рубрикой «Обличительные речи», которые торжественно посвящал Союзу русского народа. В этой серии появилась и книга «Враги рода человеческого», в которой «Протоколы» обрамлены обширным вступлением и заключением публикатора. В течение двух лет он переиздал эту книжку не меньше четырёх раз.[5]
Позднее «Протоколы» публиковались неоднократно, в том числе и за рубежом. Происхождение документов разными людьми и в разных изданиях указывалось по-разному, зачастую различные трактовки входили в противоречие друг с другом и со здравым смыслом. «Протоколы» стали одним из инструментов антиеврейской пропаганды, они использовались в этих целях антисемитами в разных странах, иногда их вспоминают даже сейчас.
В 1920 году в США Генри Форд спонсировал издание «Протоколов» тиражом 500 тыс. экземпляров, опубликовав также в 1920—1922 гг. в своей газете «The Dearborn Independent» серию антисемитских статей, озаглавленных «Международное еврейство. Важнейшая проблема мира». В 1921 году он писал: «…Протоколы вписываются в то, что происходит. Им 16 лет, и вплоть до настоящего времени они соответствовали мировой ситуации»[6].
То, что «Протоколы» являются подделкой, предполагали ряд исследователей, и в 1921 году фальсификация была подтверждена найденным первоисточником. В статье от 8 мая 1920 года «Таймс» опубликовла статью о «Протоколах», описывая их как подлинный документ и призывая к расследованию «еврейского заговора». Однако позднее, 18 августа 1921 года «Таймс» поместила передовую статью, в которой сообщила, что «Протоколы» — это плагиат малоизвестного памфлета середины XIX века, направленного против Наполеона III. Памфлет назывался «Диалог в аду между Монтескьё и Макиавелли», его автором был французский адвокат и сатирик Морис Жоли. Сразу после напечатания в 1864 году памфлет был запрещён во Франции. В тексте «Протоколов» в основном использованы реплики Макиавелли из «Диалога», хотя встречаются заимствования и из реплик Монтескьё. Текстуальные совпадения настолько велики, что факт плагиата совершенно очевиден. В дальнейшем некоторые исследователи предположили, что «Протоколы» были, возможно, сфабрикованы из «Диалога» в начале 90-х годов XIX, во Франции и исходно написаны на французском языке. Интересно отметить, что по мнению Умберто Эко[7] памфлет Мориса Жоли в свою очередь содержит плагиат на романы Эжена Сю «Тайны одного народа» (об иезуитах) и «Парижские тайны». Причём масонскую программу, которую Сю приписал иезуитам, в свою очередь придумал Дюма.
После прихода нацистов к власти в Германии нацистские организации, как в самой Германии, так и вне её, начали активно распространять антисемитскую литературу. «Протоколы» и миф о всемирном еврейском заговоре играли значительную роль. Газета «Фёлькишер Беобахтер» напоминала о них постоянно, а еженедельник Штрайхера «Дер штюрмер» печатал выдержки из «Протоколов», добавляя истории о ритуальных убийствах немецких детей евреями, истории о германских девушках, изнасилованных евреями, тем самым разжигая антисемитизм в германском обществе. Последствия деятельности «Дер штюрмер» были особенно тяжёлыми, поскольку эта газета имела тираж почти в полмиллиона экземпляров — один из самых больших в Германии, а также потому, что она вывешивалась на специальных стендах в городах и деревнях по всей стране. «Дер штюрмер» и, следовательно, «Протоколы» изучали в немецких школах.
В Швейцарии еврейские организации выступили против публикации «Протоколов» местной организацией нацистов и подали на издателей в суд. На процессе, который проходил в Берне в октябре 1934 и мае 1935, было проведено расследование происхождения «Протоколов». Процесс вызвал огромный интерес во всём мире, на нём присутствовали многочисленные журналисты. В качестве свидетелей вызывались, в числе прочих, русские эмигранты, имевшие в конце XIX века контакты с работниками парижского бюро русского Охранного отделения. Согласно показаниям Екатерины Радзивилл, «Протоколы» были сфабрикованы по указанию главы парижского филиала охранки П. И. Рачковского. Екатерина Радзивилл утверждала, что русский журналист Матвей Головинский показал ей в её парижской резиденции копию Протоколов, которую он написал в 1904—1905 годах с помощью Рачковского и Мануилова. (Впоследствии версия об авторстве Головинского подтверждалась другими исследователями[8][9].) Эта версия, однако, противоречит тому, что первый вариант «Протоколов» появился в печати в 1903 году в журнале «Знамя». Один из координаторов Бернского процесса историк-архивист Борис Николаевский в частном письме писал, что "Рачковский ни при каких обстоятельствах не мог быть причастным к подготовке протоколов", однако высказывать своё мнение на суде не стал, так как "это был бы удар в спину для русских экспертов и объективно дезорганизовало бы кампанию против Гитлера".[10][11]
Суд своим решением признал их подделкой и вынес приговор о том, что это «непристойное издание». Однако из-за слишком вольной трактовки слова «непристойный» приговор был отменён апелляционной инстанцией в ноябре 1937. При этом апелляционный суд отказал ответчикам в возмещении убытков, а в заключительной речи судьи подтвердили сфабрикованный характер «Протоколов» [12]. Один из свидетелей на Бернском процессе 1934—1935 «Протоколов» Владимир Бурцев выпустил книгу «Протоколы сионских мудрецов. Доказанный подлог.», где ещё раз подтвердил, что «Протоколы» являются сфабрикованной фальсификацией и не имеют никакой исторической достоверности.[13]
По сообщениям прессы, в 1999 году петербургским историком М. П. Лепёхиным были обнаружены доказательства авторства «Протоколов»[9]. Согласно выводам Лепёхина, их изготовил русский журналист Матвей Головинский (1865—1920), сотрудничавший с царской охранкой, уехавший затем во Францию и работавший в Париже в «Фигаро» вместе с Шарлем Жоли (1860—1905) — по-видимому[8], сыном Мориса Жоли. По версии Лепёхина, в начале 1902 года Шарль Жоли побывал как корреспондент «Фигаро» в Санкт-Петербурге, а 7 (20) апреля того же года в газете «Новое время» появилась статья М. О. Меньшикова «Заговоры против человечества», где впервые упоминаются «Протоколы» (автор статьи был настроен к ним скептически и назвал распространителей «Протоколов» «людьми с повышенной температурой мозга»).
В России в январе 2006 года члены Общественной палаты и правозащитники выступили за внесение в законодательство поправок, предполагающих создание списка запрещённой к распространению в России экстремистской литературы, в который были включены и «Протоколы».[14] По состоянию на май 2008 года «Протоколы» не включены в Федеральный список экстремистских материалов. [15]
Современные сторонники подлинности «Протоколов»
Ю. К. Бегунов
В антисемитски настроенных кругах пользуются популярностью тексты[16] и видеозаписи[17], содержащие рассуждения Ю. К. Бегунова на тему происхождения «Протоколов». Бегунов пытается создать доказательную базу для подтверждения подлинности «Протоколов» и существования всемирного заговора. Тезисы Бегунова содержат многочисленные фактические и логические ошибки (к примеру, он называет Савелия Ефрона издателем «православной энциклопедии Брокгауза и Ефрона»[17], тогда как издателя на самом деле зовут Илья Абрамович Ефрон, а Савелий Ефрон является другой личностью).
Темы протоколов
Были опубликованы двадцать четыре протокола, в которых содержатся инструкции для установления полного контроля над миром. В них описываются различные способы обмана «наций-гоев». Основные темы протоколов приведены в таблице:
№ протокола | Тема |
---|---|
1 | Общее вступление. |
2, 9, 12 | Пропаганда всех идей, способных подорвать сложившийся порядок в политике, в том числе дарвинизм, марксизм, ницшенизм, либерализм, социализм, коммунизм, анархизм и утопизм. |
4 | Материализм |
5 | Мировое правительство |
7 | Мировые войны. |
10 | Создание катастроф, направленных против собственного народа, и обоснование этих действий высокими моральными побуждениями. |
11 | Всеобщее избирательное право |
11, 12, 17 | Сокращение гражданских свобод во имя победы над врагами мира |
13 | Создание впечатления наличия свободы в прессе, свободы слова, демократии и прав человека; для прикрытия фактических угнетающих действий |
14 | Технологии отвлечения внимания |
14, 17 | Порнографическая литература |
16 | Разрушение христианства, других религий и культур; затем переходный этап атеизма; а затем гегемонии иудаизма |
20 | Технологии промывки мозгов |
21 | Экономические депрессии |
22 | Подрыв финансовой системы путём внешних займов, создания национальных банкротств, разрушение денежных рынков и замена их с государственными кредитными учреждениями |
23 | Реабилитация предыдущих злодеяний и предвкушение нового общества |
24 | Сокращение производства изделий роскоши, уничтожение крупных производителей, запрет на алкоголь и гашиш, развязывание сил насилия под маской принципов свободы. И только «Царь Иудейский» вернёт всё это и тем самым сделается спасителем |
25 | Обучение царя, прямых наследников, вне зависимости от внешних моральных ценностей. |
Примечания
- ↑ Список независимых расследований:
- Расследование П. А. Столыпина, 1905 г.
- Публикация статьи The truth about «The Protocols» : a literary forgery в Таймс, 1921 г.
- Бернский суд, 1934—1935 гг.
- (англ.) United States Congress, Senate. Committee on the Judiciary. Protocols of the Elders of Zion: a fabricated «historic» document. A report prepared by the Subcommittee to Investigate the Administration of the Internal Security Act and Other Internal Security Laws (Washington, U.S. Govt. Printing Office, 1964)
- ↑ Islamic Antisemitism in Historical Perspective
- ↑ (англ.) Palestinian Authority Promises to Remove Protocols References from Textbooks. Jewish Virtual Library. URL accessed March 18, 2006.
- ↑ Сергей Нилус. «Близ грядущий антихрист и царство диавола на земле». Гл. Х
- ↑ Г. Бутми. Обличительные речи. Враги рода человеческого. Посвящается Союзу русского народа. Четвёртое, обработанное и дополненное издание. Спб., 1907.
- ↑ Max Wallace, The American Axis St. Martin’s Press, 2003
- ↑ Умберто Эко Шесть прогулок в литературных лесах.- СПб.: Symposium, 2003
- ↑ 8,0 8,1 Вадим Скуратовский. Проблема авторства «Протоколов сионских мудрецов». — Киев: Дух і літера, 2001.
- ↑ 9,0 9,1 http://www.phdn.org/antisem/protocoles/origines.html
- ↑ The Protocols of the Elders of Zion: Between History and Fiction.
- ↑ Nikolaevskii to Vera Cohn, August 30, 1964, Boris I. Nicolaevsky [sic] Collection, Series 11, Box 20, Folder 24, Hoover Institution, Stanford University.
- ↑ (нем.) Norman Cohn. «Die Protokolle der Weisen von Zion» Der Mythos der jüdischen Weltverschwörung. — Elster Verlag, 1998. ISBN 3-89151-261-9, стр. 236
- ↑ http://lib.aldebaran.ru/author/burcev_vladimir/burcev_vladimir_protokoly_sionskih_mudrecov/burcev_vladimir_protokoly_sionskih_mudrecov__1.html Вступительная статья «От автора»
- ↑ Общественная палата создаст список запрещённой литературы
- ↑ Федеральная Регистрационная Служба — Федеральный список экстремистских материалов
- ↑ Ю. К. Бегунов «БЕРНСКОЕ ДЕЛО „СИОНСКИХ МУДРЕЦОВ“»
- ↑ 17,0 17,1 «Протоколы сионских мудрецов» — история и современность. Беседа с профессором Юрием Бегуновым на сайте газеты «Русь Православная» [1]
Тексты сопутствующие статье
- Издание протоколов С.Нилуса, напечатанного в типографии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в 1911 году
- Яков Кротов. Текст «Протоколов» в библиотеке Якова Кротова
- Maurice Joly. Dialogue aux enfers entre Machiavel et Montesquieu (оригинальный текст памфлета Мориса Жоли) в Библиотеке проекта «Гутенберг»
Литература, посвящённая «Протоколам сионских мудрецов»
- Статья «Протоколы сионских мудрецов» в Электронной еврейской энциклопедии
- Владимир Бурцев. «Протоколы сионских мудрецов». Доказанный подлог Париж, (1938 г.)
- Норман Кон. Благословение на геноцид: Миф о всемирном заговоре евреев и «Протоколы сионских мудрецов»., Пер. с англ. С. С. Бычкова, Москва, Прогресс, 1990.
- Хадасса Бен-Итто. Ложь, которая не хочет умирать. М., 2001.
- Передача на «Радио Свобода» к столетию публикации «Протоколов»
- Почему не умирает ложь, или ещё раз о «Протоколах сионских мудрецов»
- Чезаре Дж. де Микелис. «Протоколы сионских мудрецов». Несуществующий манускрипт, или Подлог века — обзор книги на сайте booknik.ru
- Рейтблат, А. И. Нилус и «Протоколы сионских мудрецов» (Обзор публикаций последних лет) // Новое литературное обозрение. — 2006. — № 2 (78).
- Кацис, Л. Текстология «Протоколов сионских мудрецов» (Рец. на кн.: De Michelis C.G. The non-existed manuscript: A study of the «Protocols of the Sages of Zion». Lincoln; London, 2004) // Новое литературное обозрение. — 2006. — № 2 (78).
- Платонов О. А. Загадка Сионских протоколов. — Москва: Алгоритм, 2004. — 832 с — ISBN 5-9265-0149-0
- Скосырев В. Назван автор «Протоколов сионских мудрецов» // «Известия», 20 ноября 1999 года.
- Боган С. Антиеврейская ложь, которая не хочет умирать // «The Times», 2 марта 2005 г., перевод и публикация www.inopressa.ru.
- Аронов Л., Баран Х., Зубарев Д. К предыстории «Протоколов Сионских мудрецов»: Ю. Д. Глинка и её письмо императору Александру III. «НЛО» 2006, № 82 (Русский журнал)
- Аронов Л., Баран Х., Зубарев Д. Княгиня Екатерина Радзивилл и «Протоколы Сионских мудрецов» // НЛО № 96, 2009
ar:بروتوكولات حكماء صهيون bg:Протоколи на Ционските мъдреци cs:Protokoly sionských mudrců da:Zions Vises Protokollerel:Τα Πρωτόκολλα των Πρεσβύτερων (Σοφών) της Σιώνeo:Protokoloj de cionaj saĝulojet:Siioni tarkade protokollid fa:پروتكل بزرگان صهيون fi:Siionin viisaiden pöytäkirjathu:Cion bölcseinek jegyzőkönyvei id:Protokol Para Tetua Sionja:シオン賢者の議定書 lt:Siono išminčių protokolai lv:Cionas gudro protokoli ml:സെഹിയോന് മൂപ്പന്മാരുടെ ചട്ടങ്ങള് nl:Protocollen van de wijzen van Sion no:Sions vises protokoller pl:Protokoły Mędrców Syjonu pt:Os Protocolos dos Sábios de Sião ro:Protocoalele înţelepţilor Sionului sk:Protokoly sionských mudrcov sr:Протоколи Сионских мудраца sv:Sions vises protokoll zh:猶太人賢士議定書